Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Замира Шахабутдиновна

Работа направлена на рассмотрение процесса этнокультурного воспитания подростков средствами культурно досуговой деятельности. Актуальность. Формирование национального самосознания, ценностного отношения к семье, природе, матери и материнству, учению и труду, а также сохранение и трансляция этнокультурных ценностей составляет основу духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Задачи этнокультурного образования представлены «Стратегия развития воспитания на период до 2025г» и др. Проблема, цель, задачи. Ставится задача в формировании и развитии целостной, творческой личности, как обращение к народным традициям, устному и песенному народному творчеству, обрядам и обычаям. Материалы и Методы исследования. Использование народной культуры в сфере досуга обладает большим воспитательным эффектом, поскольку народная культура - это особая форма общественного сознания, которая отражает представление той или иной народности в: нравственных идеалах, окружающей действительности, природе и т.д. Результаты и их обсуждение. Проанализировав различные формы культурно досуговый деятельности в работе с современными подростками по возрождению интереса к народной культуре России нами были выбраны следующие формы организации досуга подростков: конкурс; ярмарка; мастер класс; экскурсия; театрализованный концерт; лекция; кино вечер.. Выводы и заключение. Все вышеперечисленные формы культурно досуговый деятельности наиболее полно помогают подросткам раскрыть свои возможности и удовлетворить желания. Необходимо отметить, что в основном все эти формы дополняют друг друга и, как правило, не используется по отдельности. Чем больше форм будет задействовано при проведении того или много мероприятия, тем интересней для подростков оно будет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Замира Шахабутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO CULTURAL EDUCATION OF TEENAGERS BY MEANS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

The work is aimed at considering the process of ethnocultural education of adolescents by means of cultural and leisure activities. Relevance. The formation of national self awareness, value attitude to family, nature, mother and motherhood, teaching and work, as well as the preservation and transmission of ethno cultural values form the basis of spiritual and patriotic education of the younger generation. The tasks of ethno cultural education are presented in the "Strategy for the development of education for the period up to 2025", etc. Problem, goal, tasks. The task is set in the formation and development of an integral, creative personality, as an appeal to folk traditions, oral and song folk art, rituals and customs. Materials and Methods of research. The use of folk culture in the field of leisure has a great educational effect, since folk culture is a special form of public consciousness that reflects the representation of a particular nationality in: moral ideals, surrounding reality, nature, etc. Results and their discussion. Having analyzed various forms of cultural and leisure activities in working with modern teenagers to revive interest in the folk culture of Russia, we selected the following forms of organizing leisure activities for teenagers: competition; fair; master class; excursion; theatrical concert; lecture; cinema evening. Conclusions and conclusion. All of the above forms of cultural and leisure activities most fully help teenagers to reveal their capabilities and satisfy their desires. It should be noted that basically all these forms complement each other and, as a rule, are not used separately. The more forms will be involved in the conduct of an event, the more interesting it will be for teenagers.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ттрш т мткфдтшт

®6>$Ч@Ш0Ш Ш (ВФСШ

V.tthhl

шш

TTkmuy штё m<s(JMdb1bgp

УДК 37.013.2

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Магомедова З.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-9606-3310, Author ID: 612452, E-mail: zamira-m69@mail.ru

А. Аннотация. Работа направлена на рассмотрение процесса этнокультурного воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности. Актуальность. Формирование национального самосознания, ценностного отношения к семье, природе, матери и материнству, учению и труду, а также сохранение и трансляция этнокультурных ценностей составляет основу духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Задачи этнокультурного образования представлены «Стратегия развития воспитания на период до 2025г» и др. Проблема, цель, задачи.

Ставится задача в формировании и развитии целостной, творческой личности, как обращение к народным традициям, устному и песенному народному творчеству, обрядам и обычаям. Материалы и Методы исследования. Использование народной культуры в сфере досуга обладает большим воспитательным эффектом, поскольку народная культура - это особая форма общественного сознания, которая отражает представление той или иной народности в: нравственных идеалах, окружающей действительности, природе и т.д.

Результаты и их обсуждение. Проанализировав различные формы культурно-досуговый деятельности в работе с современными подростками по возрождению интереса к народной культуре России нами были выбраны следующие формы организации досуга подростков: конкурс; ярмарка; мастер-класс; экскурсия; театрализованный концерт; лекция; кино-вечер.. Выводы и заключение. Все вышеперечисленные формы культурно-досуговый деятельности наиболее полно помогают подросткам раскрыть свои возможности и удовлетворить желания. Необходимо отметить, что в основном все эти формы дополняют друг друга и, как правило, не используется по отдельности. Чем больше форм будет задействовано при проведении того или много мероприятия, тем интересней для подростков оно будет.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, подростки, средствами культурно-досуговая деятельность, педагог, образовательной учреждение.

нального самосознания.

Актуальность. Одной из главных задач государственной политики России на современном этапе является изучение, возрождение и сохранение традиционной народной художественной культуры и её трансляция в социокультурное пространство. Формирование нацио-

ценностного отношения к семье, природе, матери и материнству, учению и труду, а также сохранение и трансляция этнокультурных ценностей составляет основу духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Задачи этнокультурного образования представлены «Стратегия разви-

тия воспитания на период до 2025г» и др.

В условиях наблюдающегося роста национального самосознания, признания самобытности народа остро встал вопрос об активизации деятельности новых социальных структур по возрождению, актуализации воспитательного потенциала традиционной народной культуры, отведения ей одного из центральных мест в современной системе этнокультурного воспитания. Особую значимость этнокультурное воспитание приобретает в детской и подростковой среде, поскольку именно младший школьный возраст является периодом активного формирования этнической идентичности человека. Вместе с тем, актуальные задачи сохранения традиционной народной культуры и трансляции в современное общество ее духовно-нравственных ценностей и традиций, не реализуются в полной мере. Об этом сви-детельствуеттот факт, что на сегодняшний день в образовательной системе РФ не предусмотрено подготовки педагогов народной культуры, а также существует недостаточное количество методических разработок по внеурочнойработе с детьми в этой сфере. Это создает препятствия на пути организации воспитательного процесса, направленного на формирование личности, укорененной в духовных и культурных традициях нашей многонациональной страны.

Рассматривая культурно-досуговую деятельность, то можно понять, что важный транслятор, с помощью которого можно увидеть народное художественное творчество среди широких слоев населения. Процессы, связанные с изучением фольклора, относятся к совершенно разным этническим группам. Эти процедуры позволяют оказать положительные влияние на личность человека, общество и государство в целом. Процедуры, в которых происходит полноценное изучение различных народных культур, позволяют положительно повлиять на множество разных аспектов. Первым таким аспектом является духовно-нравственное воспитание. Благодаря этому люди осваивают моральные устои и ценности, а также они начинают толерантным образом относиться к другим этническим

группам. Это позволяет существенным образом улучшить коммуникации, возникающие между разными культурами. Для каждого народа в России художественная и творческая деятельность представляет собой ключевую составляющую в любом народном празднике, а также в труде и быте. По этой причине культурная деятельность, где в качестве основной составляющей выступает традиционное народное художественное творчество, представляет собой процесс, обладающий большим потенциалом в развитии интереса и уважительного отношения человека к традициям, обычаям, а также к истории и культуре народов, проживающих в России и в других государствах [7. С. 45].

Проводятся различные исследовательские работы, а также анализы, которые позволяют лучшим образом понять суть фольклорных произведений, где полноценно раскрываются мировоззренческие взгляды определённых народов.

Если рассматривать полностью этнографию, которая сформировалась на территории РФ, то можно понять, что в этом государстве была создана полноценная этническая целостность. Россия представляет собой огромную по территориальным масштабам страну, в которой проживает большое количество различных народов. И все эти народы проживают в одном государстве, что предоставило возможность за несколько столетий, вплоть до нынешних времён, строгим образом соблюдать право каждого этноса на самоопределение. Огромное количество этнологов в современных реалиях утверждают, что Россия представляет собой страну, в которой продолжаются традиции, позволяющие каждому этносу самоопределяться. Из-за этого российское государство можно представить в виде объединяющего начала.

Точно такая же обстановка в стране была сформирована и огромное количество лет назад. В России проживает множество различных народов, которые находятся на разном уровне развития. Каждый народ обладает своими представлениями о жизни, о человеческом и общественном поведении, о ценностях и так далее. По этой причине в российском государстве активно

развивается система анимационных программ, так как они наполняются качественным содержанием, благодаря различным народам, проживающим в стране. Это позволяет людям из разного народа обретать понимание о том, какие взгляды и установки сформированы в определённом этносе, чтобы нормальным образом воспринимать нравственные ценности других народов [1].

В современных реалиях могут проводиться различные культурно-массовые мероприятия, где участники этого события могут активно выражать желание личной интенсивности, а также зрелищности и так далее.

По этой причине был сформирован фольклор, в котором есть традиционные формы интерактивных народных гуляний и празднований. Это позволяет полноценным образом удовлетворить потребности зрителя в современных реалиях. Следует понимать, что у народной культуры есть определённый психологический базис, который позволяет сформировать такое доступное и понятное решение.

Существует большое количество бесписьменных жанров, которые существует уже достаточно долгое время и передаются из поколения в поколение. Передача жанров происходит из-за того, что они могут интерпретироваться в различных форматах. По этой причине из-за различных особенностей фольклора, произведения могут восприниматься людьми с помощью их бытового сознания и естественных для них норм.

При всём этом не нужно будет обладать какими-то невероятными когнитивными способностями или иметь дополнительные знания. В современных реалиях было сформировано множество различных куль-турно-досуговых учреждений. Эти заведения должны заниматься работами, связанными с использованием фольклора, а также различных творческих произведений, которые были созданы разным этносом, в воспитательной деятельности. Причём использовать эти ресурсы народы должны во многих направленностях [3].

Люди, представляющие собой специалистов в социальной и культурной дея-

тельности, должны обладать большим количество знаний о том, какое мероприятие они должны проводить, и что оно из себя представляет. Чтобы выполнять такую работу должным образом, необходимо тщательно рассмотреть календарь, где отмечены праздники, а также полноценным образом изучить традиции, обычаи и правила, которые нужно учитывать во время проведения определённого мероприятия.

Следует понимать, что с помощью этнокультурных событий можно существенным образом изменить работу заведений, так как она станет разнообразней, а уровень развития анимационных программ может существенно вырасти. Следует активным образом с определённой целью внедрять огромный опыт этнографических процессов в социальное и культурное пространство, сформированное в РФ. Всё потому что, это позволит сделать людей толерантными, а также гармоничным образом развивать их личность во многих различных аспектах.

Люди будут уметь любить свой народ, а также ценить каждый обычай и традицию, которая была сформирована другим этносом, находящимся на территории России и других стран. Если использовать фольклор в анимационных проектах, то можно добиться хорошего результата в работах, связанных с реализацией экономического, социального и культурного потенциала регионов. Вместе с этим, это позволит значительно усилить туристическую привлекательность 34 каждого региона, а также существенно улучшить отношения между разными народами [2. С. 371].

Другими словами, в России, как и в любой другой стране, должны активно развиваться направления, связанные с использованием фольклора в анимационных программах. Это позволит максимально положительно повлиять на коммуникации между разными этносами. В последнее время народные формы культурно-досуговой деятельности все более и более распространены среди общественности. Первое место занимает праздничная деятельность. Использование народных праздников в ■ качестве досуговой деятельности граждан России всячески под-

держивается со стороны государства. Так, например, празднование масленицы в Москве с каждым годом приобретает все больший размах. Для людей организуются массовые гуляния на разных площадках города, которые сопровождаются ярмарками, представлениями, мастер классами и даже массовым пиршеством [4].

Современные учреждения досуга ведут деятельность в сфере народного творчества следующих направлениях:

• ориентируя людей на усвоение духовных ценностей, содержащихся в народном творчестве, для этого широко используется народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство;

• способствует поиску, сохранению и изучению произведений народного творчества, для этого организуются исследовательские отряды;

• выступая организаторами досуговой деятельности с помощью народных форм культурно-досуговой деятельности. Для этого проводятся различные ярмарки и выставки народного творчества.

Если мы хотим заинтересовать подростков в народной художественной культуре и, следовательно, сформировать в них нравственную культуру, гуманизм, толерантность, тогда необходимо найти те пути взаимодействия, с помощью которых получится определить интерес молодёжи к народной культуре. Для того, чтобы у подростка сформировалось чувство к народной культуре необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он живёт, развивать умение понимать и видеть красоту культуры его народа с чем могут активно помогать родителю или педагогу различные средства культурно-досуговой деятельности.

Ни что не способствует формированию развития целостной, творческой личности, как обращение к народным традициям, устному и песенному народному творчеству, обрядам и обычаям. Народной культуре отводится большое место в формировании нравственного эстетического воспитания подрастающего поколения. Она представляет собой основы для начального

этапа формирование гармонически развитой личности. Народная культура сохранила в себе воспитательные функции, накопленные тысячелетиями.

Как отмечал Д.С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохранятся и в ХХ! веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Реализуя любой культурно-досуговый проект, необходимо, прежде всего, заинтересовать подростков данной проблемой, а также создать у них положительное отношение к предложной теме. На приобщение к народной культуре огромное воспитательное действие оказывает устное народное творчество. В русских народных сказках, пословицах, поговорках заложен значительный эстетический и нравственный интерес.

Одной из самых доступных форм куль-турно-досуговый деятельности при приобщении детей к народным традициям является фольклорный праздник или обряд. Через обрядовые игры и празднества у детей создается радостная атмосфера. Возрождение интереса к народной культуре лучше формируется через практические занятия. Лепка из глины, вышивка и многое другое формирует не только творческие способности, но и положительное отношение к историческим объектам народной художественной культуры. Разнообразие форм народной культуры позволяет каждому ребёнку выбрать то, что нравится именно ему.

Чтобы заинтересовать ребёнка в народной культуре России порой достаточно бывает рассказать ему какою-нибудь историю о старых обрядах, играх и т.д. Но большинство подростков можно заинтересовать только собственным примером. Трудности не должны отпугивать ребёнка. Так, например, если подросток захотел спеть народную песню на концерте, но у него это не особо получается необходимо в полной мере поддержать его и помочь в исполнении.

Возрождение интереса к народной культуре в полной мере возможно лишь

при условии тесного взаимодействия преподавателей дополнительного образования и семьи. Семья должна прививать интерес к народным традициям своим детям. Рассказывать семейные истории, показывать семейные реликвии. Только при условии того, что обе стороны направят свои усилия на приобщение ребёнка к своей родной культуре, постепенно наступит желаемый результат. Народная культура содержит себе огромный опыт и наша задача сохранить и передать его следующим поколениям.

Одно из самых актуальных проблем в социально-педагогической деятельности является свободное время препровождения подростков. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человека и в особенности подростков.

Досуг - это зона активного общения, досуг объединяет в себе отдых и труд. Поэтому он является одной из первостепенных ценностей времяпрепровождение подростка. Досуговая деятельность для подростка — это огромная сфера, в которой он выступает в новых социальных ролях. В разных сферах досуговой деятельности дети имеют возможность проявить себя.

Самовыражение является главной особенностью, которую необходимо удовлетворять при проведении культурно досуго-вых программ, поэтому соревновательный аспект в различных формах культурно-досуговый деятельности так интересен подросткам. Досуговая деятельности облегчает процесс социализации и адаптации подростка в обществе. На сегодняшний день проблема культуры досуга современных подростков очень велика. Основная проблема свободного выбора досуга заключается в отсутствии места для проведения подростков свободного времени.

Существует несколько предпосылок такого положения вещей. Так, в связи с тяжелой экономической ситуацией в образовательной системе многие школьные секции и кружки прекратили свое существование, другие стали платные, а многие семьи не могут позволить себе их оплачивать. Маленькая зарплата и большие требования к педагогам-организаторам школьного досуга также не способствует

привлечению специалистов данной сферы в школы и дома творчества.

Например, в школах вследствие этого, функции специалистов досуговой деятельности выполняют учителя - предметники, не имеющие отношение к досуговой деятельности, в нагрузку к своим основным часам. Неумение правильно организовать свободное время приводит подростков к долгому сидению перед телевизором или компьютером, что в некоторых случаях приводит к определённой зависимости, а также наносит вред здоровью ребёнка. Постоянное сидение подростков дома за компьютером или телевизором приводит к тому, что порой дети просто не знают реального общения. Свободное время так же представляет широкий круг для развития различных способностей. Главное, для организатора досуговой деятельности, выстроить ряд задач, которые в дальнейшем помогут развить эти способности, такие как:

• создание условий для развития и саморазвития личности;

• деятельность по формированию ценностных ориентиров;

• развитие физических данных;

• развитие интеллектуальных способностей;

• развитие коммуникативных качеств;

• выявление творческих способностей подростка. Необходимо учитывать, что интересы подростков постоянно изменяется, происходит переоценка ценностей, изменяется и целевая направленность. Вследствие этого организаторам культур-но-досуговый деятельности следует максимально разнообразить формы проведение досугового времени подростка.

Различные формы культурно-досуговый деятельности в работе с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Только с помощью дифференцированного подхода в- выборах тех или иных форм можно достичь и обеспечить высокую эффективность воздействия досуга на человека. Одной из таких форм, которая включает в себя различные средства воздействия на аудиторию - художественная.

К данной форме досуга можно отнести различные массовые шоу-программы, ярмарки, творческие встречи. Для подросткового возраста характерно получение огромного количества знаний и умений, в этом могут помочь просветительные формы досуговой деятельности, такие как: лекции, конференции, экскурсии, диспуты. С помощью просветительных форм досуга подростки не только узнают что-то новое для себя, но и учатся формировать свою точку зрения. Большой интерес у подростков вызывают такая форма досуга, как дискотека. Дискотеки способствуют развитию музыкального вкуса, ритмики и конечно же социализация подростка. Все формы культурнодосуговый деятельности ставят перед собой цель прежде всего духовного развития личности подростка, которая построена на взаимоотношения с социумом [5].

Использование народной культуры в сфере досуга обладает- большим воспитательным эффектом, поскольку народная культура - это особая форма общественного сознания, которая отражает представление той или иной народности в: нравственных идеалах, окружающей действительности, природе и т.д. Народная культура представляет собой не только какие-то материальные ценности, но и духовные.

Различные жанры народной культуры содержат в себе опыт воспитания многих поколений. Так, например, высокий гуманизм свойственный народной культуре России может стать стержнем при организации проведения различных массовых праздников [6].

Проанализировав различные формы культурно-досуговый деятельности в работе с современными подростками по возрождению интереса к народной культуре России нами были выбраны следующие формы организации досуга подростков:

• конкурс;

• ярмарка;

• мастер-класс;

• экскурсия;

• театрализованный концерт;

• лекция;

• кино-вечер.

Все вышеперечисленные формы куль-турно-досуговый деятельности наиболее полно помогают подросткам раскрыть свои возможности и удовлетворить желания. Необходимо отметить, что в основном все эти формы дополняют друг друга и, как правило, не используется по отдельности. Чем больше форм будет задействовано при проведении того или много мероприятия, тем интересней для подростков оно будет.

J Литература

1. Андреева А.Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: дисс. ...канд.пед.наук / А.Ю. Андреева. Тамбов, 2009.

125 с.

2. Ганьшина Г.В. Социально-культурная анимация / Г.В. Ганьшина, И.Н. Григорьев. М.Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. 168 с

3. Демченко А.Н. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А.Н. Демченко. М.: ГИВЦ МК. РФ., 1996. 49 с.

4. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков . М.: 2002. 288с.

5. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности / К.А. Строков. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с.

6. Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. 440 с.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Магомедова З.Ш. Этнокультурное воспитание подростков средствами культурно-досуговой деятельности / З.Ш. Магомедова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 11. С. 5-12.

Сведения об авторе

Магомедова Замира Шахабутдиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования. Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, ORCID: 0000-0001-9606-3310 , Elibrary.ru: Author ID: 612452, E-mail: za-mira-m69@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 11, pp. 5-12.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF TEENAGERS BY MEANS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

Magomedova Z.Sh.

Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala, Russian Federation. ORCID: 0000-00019606-3310, Author ID: 612452, E-mail: zamira-m69@mail.ru

Abstract. The work is aimed at considering the process of ethnocultural education of adolescents by means of cultural and leisure activities. Relevance. The formation of national self-awareness, value attitude to family, nature, mother and motherhood, teaching and work, as well as the preservation and transmission of ethno-cultural values form the basis of spiritual and patriotic education of the younger generation. The tasks of ethno-cultural education are presented in the "Strategy for the development of education for the period up to 2025", etc. Problem, goal, tasks. The task is set in the formation and development of an integral, creative personality, as an appeal to folk traditions, oral and song folk art, rituals and customs. Materials and Methods of research. The use of folk culture in the field of leisure has a great educational effect, since folk culture is a special form of public consciousness that reflects the representation of a particular nationality in: moral ideals, surrounding reality, nature, etc.

Results and their discussion. Having analyzed various forms of cultural and leisure activities in working with modern teenagers to revive interest in the folk culture of Russia, we selected the following forms of organizing leisure activities for teenagers: competition; fair; master class; excursion; theatrical concert; lecture; cinema evening.. Conclusions and conclusion. All of the above forms of cultural and leisure activities most fully help teenagers to reveal their capabilities and satisfy their desires. It should be noted that basically all these forms complement each other and, as a rule, are not used separately. The more forms will be involved in the conduct of an event, the more interesting it will be for teenagers.

Keywords: ethno-cultural education, teenagers, means of cultural and leisure activities, teacher, educational institution.

Information about the author Magomedova Zamira Shahabutdinovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Technologies of preschool and Additional Education. Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, ORCID: 0000-0001-9606-3310 , Elibrary.ru : Author ID: 612452, E-mail: zami-ra-m69@mail.ru

Поступила в редакцию 18.10.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.11.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.