DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-3-122-130
УДК 371 ББК 74.65
Е.С. Самойлова
(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ МУЗЕЯ
Рассматривается актуальная для современной педагогической науки проблема формирования этнокультурных ценностей у подростков. Уточняется содержание понятия «этнокультурные ценности», под которыми понимается совокупность духовных ценностей, объективированных в определенных материальных объектах, нормах общественного поведения и в самоотождествлении субъекта с определенной этнокультурой. Определяется комплекс педагогических условий формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея, к которым относятся: использование этнокультурных технологий в социально-культурной среде музея, вовлечение подростков в историческую реконструкцию как вид культурно-досуговой деятельности, обучение подростков приемам эмоционально-нравственной саморегуляции. Проведенный теоретико-методологический анализ обозначенной проблемы и результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что применение вышеназванных педагогических условий повысит эффективность формирования этнокультурных ценностей в социально-культурной среде музея.
Ключевые слова: этнокультурные ценности, педагогические условия, этнокультурные технологии, историческая реконструкция, эмоционально-нравственная саморегуляция.
E.S. Samoilova
(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL VALUES IN THE SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE MUSEUM
The topical problem of forming ethnocultural values of teenagers is discussed. The content of the concept "ethnocultural values" is specified, understood as a complex of spiritual values objectified in certain material objects, norms of social behavior and in self-identification of the subject with a certain ethnoculture. The complex of pedagogical conditions to form teenagers' ethnocultural values in the museum social cultural environment is defined that includes using ethnocultural technologies in the museum social cultural environment, involvement of teenagers into the historical reconstruction as a cultural leisure activity, teaching teenagers the methods of emotional and moral regulation. The performed theoretical and methodological analysis of the problem and the experimental results make it possible to conclude that use of the above pedagogical conditions will increase the efficiency of ethnocultural values formation in the museum social cultural environment.
Key words: ethnocultural values, pedagogical conditions, ethnocultural technologies, historical reconstruction, emotional and moral self-regulation.
Ввиду множества событий, происходящих в мире и в нашей стране, внесения поправок в Конституцию РФ, возникновения волнений на межэтнической почве, вопросы воспитания культуры межэтнического общения и сохранения национальной культуры не только не теряют своей актуальности, а становятся еще более значимыми и требуют особого внимания в педагогической науке.
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 в пункте 1 сказано, что, исходя из принципа приоритетности образования, система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; формирование культуры мира и личностных отношений. В пункте 3 говорится о том, что образование должно носить гуманистический характер и приоритет отводится воспитанию взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности и патриотизма [10].
В Распоряжении Правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» особое внимание уделяется формированию приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитанию уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям (гражданское воспитание); воспитанию уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающим в Российской Федерации (приобщение детей к культурному наследию) [7].
Исходя из вышеперечисленного, проблема формирования этнокультурных ценностей подростков становится еще более актуальной. В настоящее время не существует еще устоявшегося определения понятия «этнокультурные ценности», однако этот термин рассматривается с позиций психологии (А.А. Крылов), философии (Л.В. Бадмаева), педагогики (Н.М. Бадгалахгаева).
В нашем исследовании под термином «этнокультурные ценности» понимается «совокупность духовных ценностей, объективированных в определенных материальных объектах, нормах общественного поведения и в самоотождествлении субъекта с определенной этно-культурой» [9]. Теоретический анализ структурных компонентов понятия позволил выделить следующие показатели сформированности этнокультурных ценностей подростков: 1) знание родного языка и культуры родного народа;
2) стремление к изучению родной культуры, традиций, обычаев, ремесел;
3) умение избегать и разрешать межэтнические конфликты; 4) склонность к нравственному поведению вне зависимости от этнических различий.
Для достижения поставленной цели мы определили комплекс педагогических условий формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея. В процессе разработки мы основывались на принципах системно-синергетического(А.Н.Аверья-нов, И.В. Блауберг, И. Пригожин, А. Ба-блоянц и др.), аксиологического (А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин, В.А. Ядов и др.) и паритетно-ролевого (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.) подходов:
1) принцип системности направлен на комплексную реализацию поставленных целей;
2) принцип самоорганизации основан на понимании неравномерности общего развития молодых людей и, в свою очередь, на их способности самостоятельно анализировать информацию и продолжать запущенные процессы самовоспитания и самообразования;
3) принцип равнозначности традиций и творчества предполагает включение подростков в различные движения по сохранению культурного развития;
4) принцип психологической комфортности основан на формировании доверительных субъект-
ф
ф ч ф
О
_0 ГО
о о
со
о ^
н о о
ч о с
о
0
1
I
ф
^
X _0
I
£
(О
к
го ш о
о
со о
5
ф
о ф
Т
го
ч
ф
с
субъектных отношений между воспитателем и воспитанником и ориентирован на формирование благоприятной среды для развития нравственных качеств личности.
Известно, что педагогический процесс может быть успешным при определении, создании и поддержании соответствующих условий, благоприятных для реализации поставленной цели. Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева понимают под педагогическими условиями «закономерности эффективности, поскольку вскрывают объективные связи между различными сторонами изучаемого объекта и факторами, влияющими на результативность его функционирования» [12, с. 188].
Исследователи А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко под педагогическими условиями понимают «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [1].
К.Т. Ибрагимов, анализируя роль социально-культурной среды дополнительного образования в развитии личности подростков раскрывает комплекс педагогических условий социально-культурного развития подростков в условиях дополнительного образования и считает наиболее важными из них активизацию взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования в культурно-досуговой деятельности в процессе социально-культурного развития подростков и использование современных информационных технологий [13].
Несмотря на то, что проблема формирования этнокультурных ценностей не теряет своей актуальности, а интерес к формированию ценностных ориента-2 ций, в особенности в связи с этнокуль->| турным образованием, только возрас-I тает, пока комплексные исследования, ^ посвященные проблеме формирования ш этнокультурных ценностей в социально-
культурной среде музея, в современной педагогической науке отсутствуют. Тем не менее в настоящее время появляются отдельные научные труды, связанные с исследованием педагогических условий формирования этнокультурных ценностей у обучающихся.
Так, исследователи Н.Г Магомедова и И.В. Притыченко указывают, что «педагогические условия эффективного формирования этнокультурных ценностей в образовании предполагают следующее: 1) развитию личности способствует приобщение к национальной культуре, которое начинается с усвоения культурного наследия предков; 2) в вузах культуры и искусств будут вестись специальные дисциплины по этнокультурному образованию, т. е. в содержание учебных дисциплин будет включен этнокультурный компонент; 3) будут осуществляться разнообразные формы досуга, способствующие творческому отношению молодежи и формирующие базовые ценности» [6, с. 80-81].
Е.В. Казакова, рассматривая проблему формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования, выделяет следующие организационно-педагогические условия: 1) наличие в основе осуществления педагогической деятельности модельного представления; 2) организация в учреждении дополнительного образования особой творческо-педагоги-ческой среды, усиливающей стремление подростков к этнокультурной идентичности; 3) реализация педагогической программы по формированию этнокультурной идентичности подростков; 4) осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе технологий социально-культурной деятельности; 5) применение личностно-ориентированного подхода; 6) подготовка кадров, владеющих комплексными социально-культурными технологиями [5].
В нашем исследовании мы выделяем следующие педагогические условия:
- использование этнокультурных технологий в социально-культурной среде музея;
- вовлечение подростков в историческую реконструкцию как вид куль-турно-досуговой деятельности;
- обучение подростков приемам эмоционально-нравственной саморегуляции.
Первое педагогическое условие формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея - использование этнокультурных технологий в социально-культурной среде музея.
Понятие этнокультурной технологии было введено Е.И. Григорьевой и определено как «специально организованная система знаний, умений и навыков, имеющая целью оптимизацию разносторонней этнокультурной деятельности людей и этнокультурного развития региона, общества в целом, в условиях современной нарастающей взаимозависимости, динамики и кризисного развития общественных и социокультурных процессов» [2, с. 261]. С.Н. Федорова предлагает другую точку зрения и трактует этнокультурные технологии как «совокупность воспитательных приемов, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально-культурной деятельности, а также других пограничных отраслях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях» [11].
Этнокультурные технологии классифицируются по следующим направлениям: технологии изучения религиозных представлений народов, технологии изучения этнопсихических особенностей народов, технологии изучения этнопе-дагогических воззрений народов, технологии изучения музыкальной культуры народов, технологии изучения элементов
национальной символики, технологии изучения национальной кухни, технологии обучения проектно-исследовательской деятельности, технологии обучения декоративно-прикладному творчеству, технологии изучения танцевальной культуры народов, технологии обучения народному творчеству, технологии обучения праздникам, обрядам, ритуалам, технологии изучения национального костюма.
В качестве примеров этнокультурных технологий выделяются: национальные традиционные обрядово-ритуальные формы, экспериментальные историко-культурные программы, программы эстетического воспитания, развития народного творчества и др. К формам этнокультурных занятий, принадлежащих к технологическому этнокультурному модулю, относятся: круглые столы, открытые дискуссии, занятия в «творческой мастерской», ролевые и ситуативные игры, семинары-инсценировки, дни национальной культуры, подготовка теле- и радиорепортажей о духовно-нравственных ценностях народов, познавательные ринги, заседания клубов знатоков этно-педагогики.
Идея этнокультурных технологий представлена как активное использование воспитательного потенциала народных игр, праздников, обрядов, так как «народ издавна предпочитал коллективные формы деятельности с обязательным наличием игровых элементов» [2].
Историко-этнографические музеи, музеи-избы, музеи русского быта представляют благоприятную среду для реализации потенциала этнокультурных технологий, теоретические знания при непосредственном нахождении в этнокультурном пространстве легко усваиваются, существуют благоприятные условия для освоения практических навыков и умений, что, в свою очередь, позволит сформировать комплексную картину в голове подростка и, как следствие, этнокультурные ценности.
Внедрение первого педагогического условия проводилось со школьни-
к ф
ф ч ф
О
_0 ГО
о о
ш
о ^
н о о
ч о с
о
0
1
I
ф
^
X .0
I
£
(О
о:
го ш о
о
ш
о
5 ф
о ф
Т
го
ч
ф
с
ками среднего звена ЧОУ СОШ № 1 на базе парка исторической реконструкции «Гардарика». Школьники принимали участие в народных играх («Синочки», «Золотые ворота», «Анюта», «Чебуряй-ка», «Растяпа», «Ремень», «Платочек»), в праздновании Масленицы, Рождества, водили хороводы, учили наизусть народные песни, колядки, пытались отгадать загадки, связанные с историко-бытовы-ми моментами.
Следующее выделенное нами педагогическое условие - вовлечение подростков в историческую реконструкцию как вид культурно-досуговой деятельности.
В научном обиходе понятие «реконструкция» (от лат. reconstruction - построение, обозначает переустройство, коренное изменение, воссоздание) широко используется, особенно в технических науках. «Историческая реконструкция» в исторической науке понимается как современный научный метод воссоздания исторических ситуаций и объектов, включающий в себя компьютерное моделирование, археологический эксперимент, воссоздание копий, работу с историческими источниками.
Когда мы в своем исследовании рассматриваем историческую реконструкцию, объектом нашего наблюдения является сравнительно молодое социально-культурное явление, представляющее собой культурно-досуговое движение, целью которого является театрализованное воссоздание исторических эпох и событий. Движение это зародилось около полувека назад и активно используется как перспективное направление в развитии туризма, представляя собой благоприятную среду для обучения и формирования нравственных качеств личности. Существует в двух основных формах: воссоздание истории (historical reenactment) и творческая реконструкция g (creative history), воссоздание истории >| предстает также как «живая история» ü (living history) и «военная реконструк-^ ция» (combat reenactment). Направление ш «живая история» представляет собой
реконструкцию быта, жизни, традиций, определенных календарных праздников и обрядов. Цель данного направления -погрузить зрителя и участника в атмосферу выбранной эпохи с максимально возможной достоверностью, создатели подобных музеев живой истории создают жилища, предметы быта, утварь, одежду и многое другое соответствии с историческими данными, археологическими раскопками.
Педагогическому потенциалу исторической реконструкции посвящены работы Н.С. Божок, А.М. Новикова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, А.И. Уварова, В.Ф. Шаповалова, А.С. Уйбо, А.М. Кадера [4].
Направление «военная реконструкция» направлено на воссоздание определенных значимых военных событий прошлых эпох (амуниция, доспехи, полевые сражения, поведение). Основными формами исторической реконструкции являются фестивали, турниры, военно-исторические клубы, музеи-заповедники, музеи живой истории [3].
Данное направление обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом по следующим причинам:
- участники процесса включаются в него в свободное время, по собственному желанию;
- занимаются поисково-исследовательской деятельностью по выбранному направлению, исторической эпохе (изучают документы, посещают музеи, читают историков-исследователей, слушают лекции, ездят в экспедиции);
- самостоятельно изготавливают одежду, учатся осваивать традиционные ремесла, древние способы добычи огня, игры на музыкальных инструментах и др.
- игровой подход, который роднит движение реконструкторов с ролевым движением, повышает мотивацию участников продолжать заниматься этим делом.
В кругу историков в настоящее время существует неоднозначное мнение
касательно влияния исторической реконструкции на формирование мнений и представлений об истории, однако можно с уверенностью сказать, что это направление является перспективным для современной педагогики, особенно в качестве альтернативы виртуальной реальности, которая также в целом искажает восприятие действительности представителями молодого поколения.
При реализации названного педагогического условия школьники вовлекались в историческую реконструкцию через участие в интерактивных экскурсиях: «Русь изначальная», «Младшая дружина», «Древнерусский Новый год», «Уральская крепость», «Линия фронта», «Штаб»; участвовали в мастер-классах по кузнечному делу, изготовлению глиняных изделий, лепке игрушек, литью монет; принимали участие в фестивале исторической реконструкции «Уральская крепость».
Третье педагогическое условие формирования этнокультурных ценностей -обучение подростков приемам эмоционально-нравственной саморегуляции.
Проблемой развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростков занималась И.В. Резанович, которая рассматривает это понятие как «процесс, базирующийся на индивидуальных особенностях личностного развития, обеспечивающий гибкую адаптацию к окружающей среде, сознательное контролирование и управление своим поведением и деятельностью».
В своем исследовании И.В. Резанович обращается к эстетическому образованию как основному средству эмоционального воздействия и, как следствие, нравственного воспитания. В нашем исследовании используются элементы эстетического образования. Эмоционально-нравственная саморегуляция включает в себя следующие компоненты:
- усвоение нравственных норм поведения;
- способность соотносить общечеловеческие нравственные ценно-
сти и практическую деятельность, в том числе в нестандартных ситуациях;
- умение контролировать эмоции (эмоциональный интеллект);
- чувство ответственности за свою деятельность.
- Внедрение технологии развития эмоционально-нравственной саморегуляции подростка подразумевает ряд этапов:
- погружение подростков в проблематику ценностей, регулирование соотношения современных общечеловеческих нравственных ориентиров и внутренних личностных приоритетов;
- познание нравственных ценностей через синтез искусств;
- организацию художественно-практической деятельности подростков на основе синтеза искусств по творческому самовыражению, самореализации накопленного нравственного опыта, представлений о высших ценностях человеческого бытия; ценностное осознание подростком своих эмоционально-нравственных резервов; развитие умения разумно использовать и управлять ими, утверждение значимости своей личности [8].
В нашем исследовании мы выделяем следующие компоненты понятия «эмоционально-нравственная саморегуляция»:
- развитие эмпатии, эмоционального интеллекта;
- умение критически оценивать и анализировать собственные поступки;
- стремление к эстетическому восприятию действительности и освоению основ искусства.
В рамках реализации обозначенного педагогического условия с обучающимися ЧОУ СОШ № 1 были проведены классные часы по темам: «Я и моя страна», «С чего начинается Родина», «Искусство и жизнь»; круглый стол на тему
к ф
ф ч ф
О
_0 го
о о
ш
о ^
н о о
ч о с
о
0
1
I
ф
^
X .0
I
£
(О
о:
го ш о
о
ш
о
5 ф
о ф
Т
го
ч
ф
с
го m о с;
го О
О ш
«Дружба народов»; подготовлены доклады по теме «Моя народность, моя семья»; проведена викторина на знание русской, украинской, белорусской, башкирской, татарской, казахской культур. Также был проведен ряд индивидуальных бесед относительно эмоционального климата в классе. Был организован совместный просмотр балета «Весна Священная» И.Ф. Стравинского, оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки.
По результатам проведенного эксперимента, в котором приняло участие 283 человека, увеличилось количество участников, у которых было выявлено повышение уровня сформированности этнокультурных ценностей (на 31%), количество участником со средним показателем сформированности увеличилось на 24%, а количество участников с низким показателем снизилось до 66%. Лучших результатов удалось достичь при применении всех трех педагогических условий.
Таким образом, процесс формирования этнокультурных ценностей подростков будет успешным, если соблюдены конкретные педагогические условия: 1) использование этнокультурных технологий в социально-культурной среде музея; 2) вовлечение подростков в историческую реконструкцию как вид куль-турно-досуговой деятельности; 3) обучение подростков приемам эмоционально-нравственной саморегуляции.
Итак, проведенный теоретико-методологический анализ проблемы и экспериментальная работа позволяют сделать вывод о том, что применение вышеназванных педагогических условий повысит эффективность формирования этнокультурных ценностей в социально-культурной среде музея. Библиографический список: 1. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 2. С. 143-153.
2. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. - Тамбов: ТГУ им. Державина. - 284 с.
3. Демина А.В. Движение исторической реконструкции: пути и решения // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - Т.18. -№ 5. С. 45-48.
4. Ибрагимов К.Т. Роль социально-культурной среды дополнительного образования в развитии личности подростков // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 1. С. 41-52.
5. Кадер А.М. Аксиологический аспект исторической реконструкции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2015. - № 1. С. 141-145.
6. Казакова Е.В. Модель формирования этнокультурной идентичности подростков в учреждениях дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 8. С. 98-103.
7. Магомедова Н.Г., Притыченко И.В. Педагогические условия эффективного формирования этнокультурных ценностей у молодёжи в вузах культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4. С. 78-81.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск № 122(6693). - Режим доступа: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
9. Резанович И.В. Развитие эмоционально-нравственно саморегуляции личности подростка в процессе эстетического образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 160 с.
10. Самойлова Е.С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в
современной педагогической науке // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 3. С. 20-25.
11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // Федеральный центр образовательного законодательства. -Режим доступа: http://xn--g1anri.xn--p1ai/praktika/realizatsiya273fz/detail. php?ELEMENT_ID=2458
12. Федорова С.Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе // Образовательные
технологии и общество. - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2 т. -С. 637-646
13. Яковлев Е.В., Яковлева НО. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения: монография. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Поступила 17.09.2020
Об авторе:
Самойлова Елизавета Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры, старший преподаватель кафедры иностранных языков Челябинского государственного института культуры (г. Челябинск, Россия), [email protected]
к ф
ф
ч
ф
о
!ñ
Для цитирования: Самойлова Е.С. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей подростков в социально-культурной среде музея // Современная | высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 3. С. 122-130. DOI: 10.7442/2071- | 9620-2020-12-3-122-130 8
References:
1. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analysis of the concept of 'organizational and pedagogical conditions' // Izvestiya Tulskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2014. -No. 2. P. 143-153. [in Russian]
2. Grigoryeva E.I. Modern technologies of socio-cultural activity. - Tambov: TSU named after o Derzhavin. - 284 p. [in Russian]
3. Demina A.V. The movement of historical reconstruction: ways and solutions // * Vestnik Kostromaskogo Gosudarstvennogo Universiteta. - 2012. - Vol.18. - No. 5. P. 45-48. [in Russian]
4. Ibragimov K.T. The role of the socio-cultural environment of additional education in the development of personality of adolescents // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 41-52. [in Russian] g
5. Kader A.M. Axiological aspect of historical reconstruction // Vestnik Moskovskogo g Gosudarstvennogo Universiteta Kultury i Iskusstv. - 2015. - No. 1. P. 141-145. [in Russian]
6. Kazakova E.V. Model of the formation of ethnocultural identity of adolescents in institutions of additional education // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Series: -& Humanities. - 2013. - No. 8. P. 98-103. [in Russian]
7. Magomedova N.G., Pritychenko I.V. Pedagogical conditions for the effective formation § of ethnocultural values among young people in high schools of culture // Izvestiya Volgogradskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. -2019. - No. 4. P. 78-81. [in Russian]
8. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r, Moscow, 'Strategy for the development of education in the Russian Federation for the
(0
m
го
Ч
ф
IZ
period until 2025' [Electronic resource]. - Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html [in Russian]
9. Rezanovich I.V. The development of emotional-moral self-regulation of the personality of a teenager in the process of aesthetic education. Diss. ... kand. ped. nauk. -Chelyabinsk, 1998. - 160 p. [in Russian]
10. Samoilova E.S. The problem of the formation of ethnocultural values in modern pedagogical science // Pedagogicheskoe Obrazovanie v Rossii. - 2018. - No. 3. P. 20-25. [in Russian]
11. Federal Law «On Education in the Russian Federation» No. 273 dated December 29, 2012 [Electronic resource]. - Available at: http://xn--g1anri.xn--p1ai/praktika/ realizatsiya273fz/detail.php? ELEMENT_ID = 2458 [in Russian]
12. Fedorova S. N. Ethnocultural technologies in the modern educational process. Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. - Kazan National Research Technological University, 2 vols. - pp. 637-646. [in Russian]
13. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical concept: methodological aspects of construction. - Moscow: VLADOS, 2006. -239 p. [in Russian]
About the author:
Samoilova Elizaveta Sergeevna, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture, Senior lecturer, Department of Foreign Languages, of Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), [email protected]
For citation: Samoilova E.S. Pedagogical conditions of the formation of ethnocultural values in the social and cultural environment of the museum // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 3. P. 122-130. DOI: 10.7442/20719620-2020-12-3-122-130
ro О
О uu