and resource of education of a viable personality in the information society (from work experience)], 2013, no. 6, pp. 12-14. (In Russ.).
4. Knyazev A.M. Akmeologo-pedagogicheskaya kontseptsiya vospitaniya grazhdanstvennosty v systeme rossiyskogo obrazovaniya. Avtoreferat dis. Doktora pedagogicheskikh nauk [Acmeological pedagogical concept of education of civic consciousness in the system of Russian education. Author's abstract of diss. Dr of pedagogical sciences]. Moscow, Nauka Publ., 2008. 70 p. (In Russ.).
5. Kochetkov A.B. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy v protsesse vospitaniya grazhdanstvennosti molodezhi [The use of information technologies in the process of educating the civic consciousness of youth]. Vestik Volgo-gradskogo filiala MUPK [Bulletin of the Volgograd Branch of Moscow University of Consumer Cooperation], 2003, iss. 6, pp. 62-67. (In Russ.).
6. Solovyev Eh.G. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New Philosophical Encyclopedia]. Moscow, Mysl' Publ., 2001. (In Russ.). Available at: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy-/8410.
7. Filonov G.N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya. [The phenomenon of civic consciousness in the structure of personal development]. Pedagogika [Pedagogy], 2007, no. 8, pp. 38-44. (In Russ.).
8. Filonov G.N. Deyatel'nostnaya sushchnost' vospitaniya [The activity essence of education]. Pedagogika [Pedagogy], 2007, no. 2, pp. 13-19. (In Russ.).
УДК 37
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института межкультурной коммуникации и социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу современных тенденций этнокультурной деятельности, особенности реализации которой в современных социокультурных условиях многонационального региона становятся одним из важных факторов формирования духовно-нравственных ценностей и воспитания подрастающего поколения. В ходе анализа автор рассматривает и взаимоувязывает генеральные цели и задачи ряда современных нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-культурную и образовательную деятельность в контексте укрепления национального единства, формирования и развития гражданской идентичности детей и молодежи Российской Федерации.
Результаты научного анализа позволяют автору сделать вывод о важной роли и значимости этнокультурной деятельности в направлении выстраивания гармоничного взаимодействия между представителями различных национальностей, проживающих на территории одного региона. Именно значимость этнокультурной деятельности в гармонизации межнациональных отношений, сущность и особенности организационных форм, методов и технологий определяет ее педагогический потенциал в работе с детьми и молодежью.
В качестве основной организационной формы этнокультурной деятельности выступает этнокультурный центр. Автор считает, что функционирование этнокультурных центров должно быть подчинено целям и задачам государственной политики в сфере образования и культуры, так как именно в таком случае личностно-ориентированный и воспитательный потенциал этнокультурной деятельности будет максимально раскрыт и реализован. В статье рассмотрены основные уровни и направления деятельности этнокультурных центров, а также формы, методы и средства реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности в реальной практической деятельности.
Ключевые слова: педагогический потенциал, этнокультурная деятельность, воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие гражданской идентичности, педагогические и социально-культурные технологии.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ETHNOCULTURAL ACTIVITY IN THE MULTINATIONAL SPACE OF THE REGION
Kostyuk Natalya Vasilyevna, Dr of Pedagogical Sciences, Рrofessor, Director of the Research Institute of Intercultural Communication and Sociocultural Technologies, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of modern tendencies of ethnocultural activity; the peculiarities of its realization in modern sociocultural conditions of the multinational region become one of the important factors of the formation of spiritual and moral values and upbringing the younger generation.
In the course of the analysis, the author considers and interrelates the general goals and tasks of several modern regulatory and legal documents regulating sociocultural and educational activities in the context of strengthening the national unity, formation and development of civil identity of children and youth of the Russian Federation.
Results of the scientific analysis allow the author to draw a conclusion about the important role and status of ethnocultural activity in the direction of building the harmonious interaction between representatives of different nationalities living in the territory of one region
It is the importance of ethnocultural activities in the harmonization of interethnic relations, the essence and peculiarities of organizational forms, methods and technologies that determines its pedagogical potential in work with children and young people.
The ethnocultural center is the main organizational form of ethnocultural activity. The author believes that the functioning of ethnocultural centers should be subordinated to the goals and objectives of state policy in the sphere of education and culture, since it is in this case that the person-oriented and educational potential of ethnocultural activities will be maximally disclosed and realized.
The article considers the main levels and directions of the activity of ethnocultural centers, as well as the forms, methods and technologies of the realization of the pedagogical potential of ethnocultural activities in real practical events.
Keywords: pedagogical potential, ethnocultural activity, upbringing of the younger generation, formation and development of civic identity, pedagogical and sociocultural technologies.
Россия в силу исторических условий является многонациональным и многоконфессиональным государством. Само складывание русской нации происходило в условиях слияния славянских, угро-финских и тюркских народов. В отличие от многих других стран, российское правительство не проводило политики геноцида и предоставления привилегий русским, ни один народ, из включенных так или иначе в империю, не исчез с лица земли. Позднее и в Российской империи, и в Советском Союзе сосуществовали разные культуры, образуя постепенно единый сплав - культуру современной единой России, основанную на принципе единства многообразия.
Одновременно с этим необходимо подчеркнуть многонациональность большинства субъектов Российской Федерации. Так, например, на территории Кемеровской области многие десяти-
летия совместно проживают представители более 150 национальностей. Это и малые коренные народы - шорцы и телеуты, это и русские, татары, украинцы, немцы, чуваши, армяне, грузины и др. И именно такое взаимное общение и сотрудничество стольких народов влияет на развитие уникального, самобытного культурного фонда каждого региона в отдельности и России в целом.
Тем не менее самобытность культуры, включающая в себя, в том числе, мощные духовно-нравственные аспекты, требует соответствующих «проводников». Одним из главных проводников культуры, несомненно, является этнокультурная деятельность, которая в отечественной науке и практике трактуется двояко. С одной стороны, это исторически сложившаяся и развивающаяся деятельность этноса по созданию и развитию своей (традиционной) культуры (собственных праздни-
ков, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества и т. п.), воплощающей самосознание этноса, его стереотипы и характер. С другой стороны под этнокультурной деятельностью понимается деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, которая направлена на изучение, сохранение, развитие традиционной (народной, этнической) культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.
И первая, и вторая трактовка рассматриваемого понятия устанавливают тесную связь этнокультурной деятельности с педагогикой как в контексте проблемного поля педагогической науки (воспитание, развитие, обучение), так и в контексте форм, методов и технологий, позволяющих наиболее полно реализовать педагогический потенциал этнокультурной деятельности.
Чтобы наиболее полно раскрыть сущность педагогического потенциала этнокультурной деятельности, необходимо обратиться к этимологии этого понятия. Потенциал (от лат. рйепйа - сила, мощь) - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определённой области [1]. Понятие «потенциал» как педагогическая категория характеризуется наличием тех возможностей и средств, которые имеют воспитательную и развивающую направленность.
В настоящее время в отечественной науке наблюдается возрастание интереса к изучению педагогических компонентов как культуры в целом, так и отдельных явлений культуры (традиция, фольклор, народная художественная культура и т. д.). Изучение ресурсов народной (этнической) культуры привело к выделению особого культурно-педагогического феномена и введению в научный оборот отдельного понятия - «педагогический потенциал культуры» [1]. Собственно первоначальное определение понятия «культура» как «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание» проводит прямую параллель культурной деятельности с педагогикой. Таким образом, в рамках данной научной статьи под педагогическим потенциалом этнокультурной
деятельности понимается сложная интегративная система материальных и нематериальных ресурсов, присущая традиционной культуре этноса, позволяющая активизировать процессы формирования духовно-нравственных ценностей, развития и воспитания личности [3].
В данном понимании этнокультурная деятельность становится важным звеном в направлении выстраивания гармоничного взаимодействия между представителями разных национальностей, проживающих на территории одного региона. Особенно важны понимание и реализация педагогического потенциала этнокультурной деятельности в работе с подрастающим поколением россиян: детьми и молодежью.
Педагогический потенциал этнокультурной деятельности возможно раскрыть посредством реализации основных его компонентов: обучающего, развивающего, воспитывающего, ценностно-ориентационного. При этом:
- обучающий компонент обеспечит приобретение детьми и молодежью глубоких систематизированных знаний в сфере традиционной культуры этноса, особенностей ее переплетения с традиционной и современной русской культурой;
- развивающий компонент обеспечит совершенствование индивидуально-личностных качеств субъектов, а также создаст условия для увеличения сфер их жизнедеятельности;
- воспитывающий компонент обеспечит формирование у представителей подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров и убеждений, волевых качеств; бережного и уважительного отношения к окружающей действительности, отечественному и мировому культурному наследию; способов поведения и действий гражданина своего Отечества;
- ценностно-ориентационный компонент обеспечит формирование определённой картины мира, мировоззрения молодого человека, включающего: ценностные ориентации и отношение к явлениям и предметам действительности, культурному наследию своей Родины; социально приемлемые модели поведения в многонациональном пространстве региона, страны, мира; интерио-ризацию этнокультурных ценностей как стержневых образований общечеловеческой системы ценностей.
Далее обратимся ко второму подходу в определении этнокультурной деятельности, в рамках которого данная деятельность рассматривается как деятельность определенных социальных институтов и различного рода структур. В данном контексте можно утверждать, что основной организационной формой этнокультурной деятельности, посредством которой возможна наиболее полная, целенаправленная реализация ее педагогического потенциала, выступает этнокультурный центр как социальный институт, который, с одной стороны, является проводником российской культуры среди граждан России, прежде всего среди детей и молодежи, с другой стороны, призван сохранять и укреплять связь с народами, проживающими на территории региона [6].
Деятельность этнокультурного центра как учреждения сферы культуры и как организации, реализующей педагогические функции среди детей, молодежи, а также взрослого населения, регламентируется рядом нормативно-правовых актов международного, федерального, регионального и т. д. уровней.
Прежде всего, необходимо говорить об Основах законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации еще в 1992 году. Данный документ создан на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с нормами международного права, и за период более чем два десятилетия редактировался дважды. Данным документом определена основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечается неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации [2].
Ориентация Основ законодательства Российской Федерации о культуре на международное право не случайна. Вопросами культурного многообразия в начале нового тысячелетия активно занялись различные международные организации и прежде всего - Организация Объединенных Наций (ООН) как международная органи-
зация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Первым значимым документом, посвященным вопросам культурного многообразия, стала Всеобщая декларация о культурном разнообразии, появившаяся на свет в 2001 году. В данной Декларации заложено стремление к признанию разнообразия не просто как факта, а как источника новаторства, обменов и творчества, формирующих основы человечества.
Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. В случае нормативно-правовой регламентации деятельности этнокультурного центра основным документом, являющимся ориентиром, на основании которого необходимо выстраивать этнокультурную деятельность, является Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». Главным принципом Основ государственной культурной политики, в том числе, является принцип открытости и взаимодействия с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры [7].
Кроме того, достаточный объем документов, на которые может опираться в своей деятельности этнокультурный центр, связан с нормативно-правовыми основами жизнедеятельности коренных малочисленных народов. В ряду этих документов основополагающей несомненно является сохраняющая свою актуальность Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Вопросы гармонизации межнациональных отношений и укрепления национального единства российской нации вошли и в ряд принципов государственной политики в сфере образования. Так, в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ подчеркивается принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов
Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Итак, этнокультурная деятельность регионального этнокультурного центра, с заложенным в ней педагогическим потенциалом, создает условия для нивелирования рисков, возникающих вследствие негативных проявлений дисгармоничных межнациональных отношений - ксенофобии, экстремизма и т. п. Главным ориентиром этнокультурной деятельности этнокультурного центра является сохранение российского государства как многонациональной целостности, приоритет национально-культурного единства [3].
Реализации этой цели способствует следование ряду принципов. Во-первых, необходимо выстраивать «двухуровневую» культурную систему. Первый «уровень» - это относительно самостоятельное и самобытное развитие этнических культур. Но в условиях современной действительности обязательно нужен второй «уровень», где максимально реализовывалось бы единство этих культур. При этом такое единство должно быть деятельностным, то есть культурные мероприятия должны в максимальной степени предусматривать совместную деятельность национально-культурных организаций и этнокультурных центров [8].
Второй принцип, вытекающий из вышесказанного, роль искусства в становлении единства. Именно общая деятельность представителей разных национальностей и диаспор в сфере искусства является основой единства.
Наконец, третий принцип заключается в том, что характер взаимодействия не должен иметь ни малейшего намека на насилие, принуждение к единению. То есть каждая этнокультурная группа (представители в регионе) должна осознать, что влиться в общую струю культурного развития весьма целесообразно.
Перспективный подход к организации целенаправленной этнокультурной деятельности предполагает особую ориентацию на детей и молодежь, о чем было сказано выше. Эти категории населения, с одной стороны, наиболее подвержены как позитивным, так и негативным влияниям, с другой стороны, воспитанные в юности установки определяют будущее этнокультурных отношений в стране, поэтому и с этой точки зрения
роль этнокультурных центров в деятельности по воспитанию подрастающего поколения переоценить невозможно.
Приступая к вопросу о сути реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности, необходимо подчеркнуть, что основными средствами здесь выступают социально-культурные и педагогические технологии, формы и методы. Это связано с тем, что личность субъекта в этнокультурной деятельности в этнокультурном центре вступает во взаимодействие с культурой в трех важнейших отношениях:
- субъект усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;
- субъект функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;
- субъект создает культуру, будучи субъектом культурного творчества, а совокупность применяемых форм сохранения этнокультурного наследия (вербальные и невербальные, материальные и духовные, консервативные и творческие и др.) обеспечивают ему это взаимодействие.
Приобщение подрастающего поколения -детей и молодежи к традиционной культуре, а также вовлечение взрослого населения в мероприятия этнокультурной направленности происходит посредством различных педагогических и социально-культурных технологий, облаченных в различные формы, с применением различных средств этнокультурной деятельности [5]. При этом собственно этнокультурные технологии, например, технологии возрождения национального самосознания и ментальности, технологии сохранения и возрождения родного языка, технологии этнокультурного образования и воспитания, технологии воссоздания традиционных промыслов и ремесел, развития традиционного народного творчества, технологии реставрации культурного наследия и др. включают в себя конкретные частные технологии и методы, как социально-культурной деятельности, так и педагогики. Для организации работы этнокультурного центра как организационной единицы данный вопрос является достаточно важным.
Представленные основания реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности, функционирования этнокультурных
центров позволяют утверждать, что под формой этнокультурной деятельности необходимо понимать способ ее реализации, а также способы и приёмы организации субъектов деятельности (детей и молодежи); под методами этнокультурной деятельности - пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности; под средствами - инструменты, с помощью которых осуществляется этнокультурная деятельность, то есть своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до ее субъектов.
Таким образом, в число основных направлений деятельности этнокультурных центров, позволяющих эффективно и адекватно целям и задачам этнокультурной деятельности реализовать ее педагогический потенциал, входят:
- популяризация народной (этнической) культуры;
- возрождение и сохранение национального языка и культуры;
- приобщение подрастающего поколения к художественному творчеству;
- этнографическое краеведение;
- этноэкология;
- научно-поисковая работа;
- культурно-досуговая деятельность.
Культура этнических сообществ, проживающих в многонациональных пространствах, является фактором качества культурной жизни региона и создает условия для формирования мировоззрения последующих поколений.
Именно культура регионов России аккумулирует множество национальных традиций сохранившихся этнических культур. Поэтому решение задачи реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности и этнокультурное развитие регионов ложится на большинство социально-культурных институтов, включая и этнокультурные центры. Содержание этнокультурной деятельности, а соответственно, деятельности этнокультурного центра обязательно облекается в определенную форму. При использовании различных педагогических, социально-культурных форм работы необходимо учитывать главное условие: форма должна соответствовать содержанию, так как именно в этом случае личностно-ориентированный и воспитательный потенциал этнокультурной деятельности будет максимально раскрыт и реализован.
Литература
1. Гаврилова А. О. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры // Фундамент. исслед. -2015. - № 2-19. - С. 4280-4285.
2. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 окт. 1992 года № 3612-I [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/104540/#friends.
3. Костюк Н. В. Культура межнациональных отношений в образовательной среде вузов Кемеровской области // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 3 (55). - С. 80-89.
4. Костюк Н. В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. 1 - С. 178-180.
5. Костюк Н. В. Формирование гражданской идентичности в многонациональном пространстве непрерывного профессионального образования // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: мат-лы Между-нар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ун-та, 2016. - С.735-739.
6. Литвак Р. А. Роль социокультурной среды региона в социализации личности подростка // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 34. - С. 204-211.
7. Основы государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 дек. 2014 года № 808 [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/39208.
8. Юдина А. И. Алгоритм социально-культурного прогнозирования деятельности организаций сферы культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 38. - С. 166-175.
References
1. Gavrilova A.O. Sushchnost' pedagogicheskogo potentsiala russkoy narodnoy kul'tury [Essence of pedagogical potential of Russian folk culture]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2015, no. 2-19, pp. 4280-4285. (In Russ.).
2. Zakon Rossiyskoy Federatsii "Osnovy zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii o kul 'ture" ot 9 oktyabrya 1992 goda № 3612-I [The Law of the Russian Federation "Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture". October 9, 1992, no. 3612-I]. (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/104540/#friends.
3. Kostyuk N.V. Kul'tura mezhnatsional'nykh otnosheniy v obrazovatel'noy srede vuzov Kemerovskoy oblasti [Culture of interethnic relations in the educational environment of universities of the Kemerovo region]. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire [The world of education is education in the world], 2014, no. 3 (55), pp. 80-89. (In Russ.).
4. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti budushchikh menedzherov v sfere kul'tury k realizatsii innovatsionnykh mod-eley upravleniya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nost'yu v usloviyakh izmenyayushchegosya rynka truda [Formation of readiness of future managers in the sphere of culture to realizing innovative models of management of socio-cultural activity in the conditions of a changing labor market]. VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22/1, pp. 178-180. (In Russ.).
5. Kostyuk N.V. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti v mnogonatsional'nom prostranstve nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [The formation of civil identity in the multinational space of continuous vocational education]. Teoriya ipraktika vospitaniya: pedagogika ipsikhologiya: materialy mezhdunar. nauchno-prakticheskoy konferentsii [Theory and practice of education: pedagogy and psychology: materials of the international. scientific and practical conference]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo universiteta Publ., 2016, pp. 735-739. (In Russ.).
6. Litvak R.A. Rol' sotsiokul'turnoy sredy regiona v sotsializatsii lichnosti podrostka [The role of the socio-cultural environment of the region in the socialization of the adolescent's personality]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 34, pp. 204-211. (In Russ.).
7. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 dekabrya 2014 goda № 808. [The fundamentals of the state cultural policy: Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014, no. 808]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/39208.
8. Yudina A.I. Algoritm sotsial'no-kul'turnogo prognozirovaniya deyatel'nosti organizatsiy sfery kul'tury [Algorithm of socio-cultural prediction of the activity of cultural organizations]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 38, pp. 166-175. (In Russ.).