Литература
1. Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - Т. 6, № 1. - URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/1/Kirsanov_Davydov_Zavalskij_Skrib.phtml.
2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная 20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
3. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Олсиб, 2001. - 251 с.
4. Матис В. И. К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С 342-345.
5. Никитин А. Г. Виды и классификации экстремистского поведения: общетеоретические и правовые проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 1 (29). - С. 186-194.
6. Сингач А. Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Научное обозрение: реф. журн. - 2016. - № 2. - С. 49-53.
References
1. Kirsanov A.I., Davydov D.G., Zavalskiy A.V., Skribtsova N.A. Ekstremizm v molodezhnoy srede i ego profilaktika v obrazovatel'noy organizatsii (po rezul'tatam ekspertnogo oprosa) [Extremism among young people and its prevention in educational organization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 2014, vol. 6, no. 1. (In Russ.). Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Kirsanov_Davydov_ Zavalskij_Skrib.phtml.
2. Kontseptsiya obshchestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennaya 20 noyabrya 2013 goda Pre-zidentom Rossiyskoy Federatsii [The concept of public safety in the Russian Federation, approved on November 20, 2013 by the President of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/19653.
3. Korolenko Ts.P., Dmitrieva N.V. Psikhosotsial'naya addiktologiya [Psychosocial addiction]. Novosibirsk, Olsib Publ., 2001. 251 p. (In Russ.).
4. Matis V.I. K voprosu o metodologii formirovaniya gosudarstvennoy politiki v sfere kul'tury, iskusstva i obrazovaniya [On the question of the methodology of the formation of state policy in the sphere of culture, art and education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2012, no. 6 (37), pp. 342-345. (In Russ.).
5. Nikitin A.G. Vidy i klassifikatsii ekstremistskogo povedeniya: obshcheteoreticheskie i pravovye problemy [Types and classification of extremist behavior: general theoretical and legal issues]. Aktual'nye problemy ekonomiki iprava [Actual problems of economics and law], 2014, no. 1 (29), pp. 186-194. (In Russ.).
6. Singach A.N. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma proektnymi tekhnologiyami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The youth extrimism preventative measures with the means of the social cultural activity's project technologies]. Nauchnoye obozreniye: referativnyy zhurnal [The scientific review. Abstract journal], 2016, no. 2, pp. 49-53. (In Russ.).
УДК 373
педагогические условия формирования гражданственности старших школьников в современном обществе
Вагайцева Елена Сергеевна, учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Игонина Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты педагогического эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Описана педагогическая модель фор-
мирования гражданственности старших школьников в современном обществе, содержащая следующие компоненты: целевой, функциональный, содержательный, в котором отражены этапы формирования гражданственности, организационные формы и формы организации деятельности субъектов рассматриваемого процесса, методы, средства, и критериально-оценочный аппарат. Подробно представлен содержательный компонент указанной педагогической модели, реализующийся как в урочной, так и во внеурочной деятельности старших школьников. Представлен анализ урочной деятельности старших школьников как основного источника получения гражданских знаний. Рассмотрена деятельность старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, необходимых для решения обнаруженных школьниками социально значимых проблем, что позволяет проявить старшим школьникам гражданские знания, гражданские умения, гражданскую позицию на практике. Представлен ход и результат предшествующей непосредственно организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников работы с педагогами по подготовке модераторов указанного процесса; описана работа с родителями старших школьников, принимающих участие в формировании их гражданственности. Результативность проведенного эксперимента подтверждена данными комплексной оценки уровня сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе.
Ключевые слова: гражданственность, интегративное качество, формирование гражданственности, реализация педагогической модели, педагогические условия.
pedagogical conditions of the formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society
Vagaytseva Elena Sergeevna, Teacher, Secondary Comprehensive School No. 24 (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Igonina Tatyana Borisovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Vice-Rector on Scientific and Methodical Work, Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educators (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article presents the results of a pedagogical experiment on formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society. The article describes the model of the formation of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society. The article contains the following components: target, functional and informative which reflects the stages of the formation of civic consciousness, organizational forms and forms of organization of activity of subjects of a process under consideration, methods, means, and criterion-evaluation apparatus. The article presents informative component of a pedagogical model which is realized in the curriculum as well as extra curriculum activity of senior schoolchildren. There is an analysis of a curriculum of senior schoolchildren as the main source of civic knowledge acquirement. The article considers activity of senior schoolchildren on creating the educational products on civic consciousness, which are necessary to solve social problems detected by them, such activity allows senior schoolchildren to display civic knowledge, civic abilities, and civic consciousness in practice. The article presents the process and result of work with educators on preparation of moderators on the formation of civic consciousness of senior schoolchildren which precedes activity of senior schoolchildren, the article also describes work with parents of senior schoolchildren who take part in formation of their civic consciousness. The effectiveness of the experiment is confirmed by data of integrated assessment of a level of maturity of civic consciousness of senior schoolchildren in modern society.
Keywords: civic consciousness, integrated quality, formation of civic consciousness, implementation of pedagogical model, pedagogical conditions.
Будущее страны во многом зависит от того, как и каким будет воспитано подрастающее поколение. Смена политического режима в конце 1990-х годов, повлекшая за собой экономический, политический, нравственный хаос, обернулась ценностной катастрофой для граждан нашей страны. Сегодня уходит поколение людей, воспитанных советской школой, отличающейся прочной идеологией, сформированной воспитательной системой, высоким уровнем гражданственности и патриотизма ее выпускников, на смену приходит «поколение 1990-х», времени крушения прежних идеалов, потери нравственных ориентиров, что были у их родителей, за ними - те, кто сегодня еще только готовится стать полноправным членом гражданского общества новой России, то есть нынешние школьники. Именно им предстоит обеспечить консолидацию общества вокруг нравственных ценностей, идеалов и общих интересов при социальном расслоении населения, национальном разнообразии, поликонфессионализме, угрозе мирового терроризма. Залогом политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Отечества является сформированность гражданственности как личностного качества.
Формирование гражданственности школьников в настоящее время - одна из ведущих задач отечественной системы образования. Ее приоритетность определяется осознанием необходимости преодоления последствий ценностного вакуума, возникшего в результате масштабных социально-политических изменений начала 1990-х годов; стремлением России достичь устойчивого развития, построить гражданское общество, основанное на принципах демократии, рыночной экономики, с преобладающей ролью в сфере производства и общественных отношений информации.
Центром гражданского воспитания школьников сегодня является образовательная организация, на педагогов возложены функции воспитания социально активного, соблюдающего законы и нормы правопорядка, соотносящего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего и выполняющего свои обязанности перед семьёй, обществом, страной гражданина и патриота.
Содержание понятия гражданственности как качества личности, согласно утверждению
А. С. Гаязова [2], необходимого во все времена существования государства, обусловлено конкретными историческими предпосылками, следовательно, работа по формированию данного качества у школьников должна быть выстроена с учетом реалий современности, в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, развитием педагогической мысли, современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы.
Следуя воззрениям большинства ученых (А. А. Арламова, О. С. Газман, А. В. Гололо-бовой, А. М. Князева, А. Ю. Коджаспирова, А. Ф. Никитина, Е. С. Рапацевич, В. А. Сласте-нина, М. В. Чельцова и др.), гражданственность мы определяем как интегративное качество личности, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных гражданских качеств, гражданских убеждений, гражданской позиции, позволяющих человеку проявлять свою гражданскую активность в соблюдении норм гражданского общества, принятых на данном этапе его исторического развития и отражающих его ценности, и участии в социально-значимой деятельности. Компонентами гражданственности являются гражданские качества, гражданские убеждения, гражданская позиция.
Формирование гражданственности старших школьников в современном обществе - это целенаправленный, специально организованный, управляемый процесс, обеспечивающий усвоение старшими школьниками гражданских знаний, проявление гражданских убеждений и гражданской позиции в их деятельности, направленной на решение обнаруженных социально-значимых проблем, осуществляемой на основе использования информационно-коммуникационных умений. Информационно-коммуникационные умения (осознание потребности в информации; принятие решения о способе восполнения недостатка информации; конструирование стратегии обнаружения информации; сравнение и оценка информации, полученной из разных источников; владение различными способами передачи информации; создание на основе отобранной информации нового знания; владение компьютерной грамотностью), по нашему мнению, являются связующим звеном между компонентами гражданственности
и обеспечивают проявление гражданских качеств, гражданских убеждений и гражданской позиции человека в современном обществе.
Для формирования гражданственности старших школьников в современном обществе нами была разработана педагогическая модель с учетом особенностей развития современного общества, нашедших свое отражение в системе образования, а также факторов, способствующих и препятствующих указанному процессу, реализованная в опытно-экспериментальной работе.
Разработанная нами педагогическая модель формирования гражданственности старших школьников в современном обществе включает следующие компоненты: целевой, функциональный, содержательный, в котором отражены этапы формирования гражданственности, организационные формы и формы организации деятельности субъектов рассматриваемого процесса, методы, средства и критериально-оценочный аппарат. Модель имеет трехчастную структуру и ориентирована на взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности: школьников, их родителей, педагогов, при их социальном партнерстве с институтами гражданского общества. В данном случае наша позиция близка воззрениям Г. Н. Филонова, считающего, что возникновение своеобразного психолого-педагогического пространства, стимулирующего совместную деятельность школьников, родительского актива, педагогов по формированию ценностных представлений школьников о гражданственности, будет способствовать проявлению данного качества [8].
На диагностическом этапе для всех субъектов образовательного процесса необходимо было определить уровень сформированности гражданственности как личностного качества. Для выявления уровня сформированности гражданственности нами были отобраны критерии: когнитивно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный критерии. По каждому критерию определены показатели. По когнитивно-ценностному критерию показателями были: наличие у старших школьников знаний о гражданском обществе, осознание значимости для себя лично и общества в целом гражданских правил и норм. Показателями эмоционально-волевого критерия были: наличие выраженных
гражданских чувств, а также готовность и способность школьников к саморегуляции поведения, самостоятельной мобилизации воли в интересах себя самого, общества, государства. Рефлексивно-деятельностный критерий предполагает проявление гражданских знаний в поведении старших школьников, опыте социально-значимой деятельности в условиях современного общества, в оценке собственной деятельности самим школьником.
Определяя уровни сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе, мы придерживались позиции большинства исследователей и выбрали шкалу «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень».
Разделяя убеждение, что личный пример педагога оказывает существенное влияние на воспитанников, мы определили уровень сформиро-ванности гражданственности как личностного качества у родителей школьников и у педагогов, принимающих участие в реализации содержания данной модели.
Для организации деятельности по созданию образовательных продуктов гражданской тематики также необходимо было выявить и наличие соответствующего опыта. Создание образовательных продуктов потребовало определенных навыков и умений. На диагностическом этапе нам также нужно было выявить степень развития коммуникативных качеств и коммуникационно-информационных умений, а именно: владение способами позитивного общения и взаимодействия с окружающими, владение приемами письменной и устной коммуникации, владение способами хранения, переработки и передачи информации и др. Полученные на данном этапе результаты определили особенности организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников: позволили определить очередность и содержание работы с субъектами воспитательно-образовательной деятельности, вовлеченными в деятельность по формированию гражданственности старших школьников.
Организация собственно деятельности по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе потребовала определенной предварительной подготовки, в первую очередь, педагогов, затем родителей школьников.
Подготовка педагогов к организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе заключалась в отборе и подготовке модераторов указанного процесса. Среди педагогов, планирующих быть модераторами формирования гражданственности старших школьников, был проведен опрос, позволивший установить, что педагоги (в том числе заместители директора образовательной организации по воспитательной работе) испытывают ряд затруднений при организации деятельности, способствующей формированию гражданственности старших школьников. Все затруднения классифицированы нами как затруднения общеметодического характера и практической направленности. К затруднениям общеметодического характера мы относим: отсутствие у педагогов четкого представления о гражданственности как интегра-тивном качестве личности; недостаточное знание нормативно-правовой базы для формирования гражданственности старших школьников; недостаточное знание о методах, приемах, формах работы, направленных на формирование их гражданственности; отсутствие четкого представления о технологическом процессе создания информационного продукта гражданской тематики, недостаток опыта создания такого продукта. Педагоги отмечали, что размытость представления о гражданственности как качестве личности затрудняет организацию данного процесса, «методический голод» проявляет себя в недостаточном количестве знаний о воспитательных программах гражданской направленности, системе мероприятий, об оценке качества и результативности данного процесса. Затруднения практической направленности связаны, в первую очередь, с отсутствием достаточного количества знаний и умений применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике, отсутствием опыта (или его недостаточностью), необходимого для создания образовательных продуктов гражданской тематики. Содержание образовательного продукта представлялось педагогам ясным (это нормы и ценности гражданского общества, гражданские правовые знания, значимые исторические факты и события, история малой родины, семьи, социальные проблемы); форма же образовательного продукта, в большей степени видео-,
аудиообразцы и мультимедийные продукты, вызывала ряд затруднений. Подготовка модераторов, устранение выявленных затруднений были осуществлены в ходе реализации разработанного нами плана работы с педагогами.
Сравнительный анализ результатов определения уровня готовности педагогов к организации деятельности по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе на начальном этапе работы с педагогами и по завершении таковой свидетельствует о повышении количества педагогов, готовых к выполнению функций модераторов процесса формирования гражданственности старших школьников в современном обществе. Доля педагогов, относящихся к группе с низким уровнем готовности к формированию гражданственности старших школьников, уменьшилась на 58 %, на 10 % уменьшилось количество педагогов, вошедших на начало эксперимента в группу со средним уровнем готовности, а число педагогов, вошедших в группу с высоким уровнем готовности увеличилось на 68 % и составило 78 % от общего количества педагогов, участвующих в экспериментальной работе. На педагогов из группы с высоким уровнем готовности были возложены функции модераторов по подготовке педагогов к формированию гражданственности старших школьников, заключающиеся в контроле и корректировке воспитательной работы педагогов на местах в каждой образовательной организации - участнике эксперимента.
Работа с родителями школьников была подчинена следующему алгоритму: диагностика, разработка плана работы, собственно работа с родителями, включенность родителей в организацию деятельности по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Содержание и ход работы были определены в соответствии с уровнем сформирован-ности гражданственности как качества личности, а также степенью владения информационно-коммуникационными технологиями. Полученные результаты диагностики позволили установить закономерность между тремя параметрами: возраст родителей, уровень сформированности гражданственности как качества личности, степень владения информационно-коммуникационными технологиями. Уровень сформированности граж-
данственности родителей более старшего возраста (52 года - 45 лет) выше, чем родителей среднего возраста (44-33 года), при этом степень владения информационно-коммуникационными технологиями старших родителей ниже, чем родителей среднего возраста. Работа с родителями старших школьников включала следующие виды деятельности - информационная, психолого-педагогическая, совместная деятельность с детьми - и была подчинена таким принципам, как добровольность, вариативность, завершенность. Она заключалась в организации проблемно-ориентированных семинаров, мастер-классов, тематических консультаций, направленных на расширение представлений об организации процесса формирования гражданственности старших школьников в современном обществе, приобретение соответствующих умений и навыков.
Основной особенностью этого этапа в предлагаемой нами модели являлась организация межпоколенческого диалога между субъектами воспитательно-образовательной деятельности, вовлеченными в процесс формирования гражданственности старших школьников. Межпоколенче-ский диалог мы рассматриваем как выстраивание взаимовыгодной коммуникации между людьми разных возрастов (поколений), являющимися носителями различных ценностей и опыта. Важным условием организации коммуникации между людьми разных возрастов (поколений) являлась именно диалогичность этого процесса, то есть способность представителей одного поколения быть услышанным представителями другого поколения, так как очень часто при встрече людей разного возраста «диалог не получается», «вместо него есть два монолога, которые, исчерпав себя, не имеют продолжения» [1].
Организованный в ходе проведенного нами педагогического эксперимента межпоколенче-ский диалог имел различную направленность, определяющую характер взаимодействия его участников, являющихся субъектами и/или его объектами: освоение школьниками норм и ценностей гражданского общества, присущих представителям среднего и старшего поколений, трансляция традиций и этических правил, способствующих формированию гражданственности старших школьников (объектная позиция школь-
ников, субъектная - родителей и педагогов); осознание людьми старшего поколения своей востребованности (преодоление чувства одиночества, отчужденности) (субъект-субъектная позиция участников диалога); приобретение представителями разных поколений умений и навыков использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе для выражения своей гражданской позиции, в социально-полезной деятельности (объектная позиция родителей и педагогов, субъектная - школьников).
Установление межпоколенческого диалога особо значимо при формировании гражданственности старших школьников в современном обществе, в условиях которого изменяется характер межличностных отношений: они становятся менее устойчивыми, «кратковременные отношения функционального характера, каждый из участников которых взаимозаменяем» [6] доминируют над длительными (отношения внутри семьи между родственниками) и среднесрочными (отношения между друзьями, соседями, коллегами) отношениями. Межпоколенческий диалог, организованный в ходе формирования гражданственности старших школьников, позволяет укрепить как длительные, так и среднесрочные отношения между представителями разных поколений.
Содержание модели формирования гражданственности старших школьников в современном обществе реализуется в ходе урочной, внеурочной деятельности, социального партнерства, социальных практик. Урочная деятельность дает возможность школьнику получить гражданские знания, являющиеся основой для формирования гражданских убеждений, которые, в свою очередь, побуждают старших школьников действовать в соответствии с усвоенными гражданскими нормами и ценностями.
Анализ рабочих программ предметов разных образовательных областей с целью определения доли гражданских знаний в содержании учебных предметов показал, что, в первую очередь, предметы гуманитарного цикла - «Обществознание», «Отечественная история», «Право», «Литература», - в сравнении с предметами естественно научного цикла, обладают большими возможностями для усвоения школьниками гражданских знаний. Так, например, в результате освоения учебного
материала предмета «Обществознание» у обучающихся формируются представления о том, что человек, обладая индивидуальными чертами, является существом социальным, и деятельность его должна быть направлена на укрепление социальных связей, общественное благо. Содержание таких тем, как «Духовная культура», «Мораль и религия» способствует формированию у обучающихся нравственных установок и ценностей. Предмет «История» связан с изучением основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной истории; учебный материал представляет различные версии и трактовки основных проблем истории России, знакомит с деятельностью выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в развитие государства и его процветание, описывает быт и культуру народов России в разные исторические периоды. Опираясь на исторически сложившиеся культурные, религиозные, национальные традиции, нравственные и социальные установки, идеологические доктрины, предмет «История» призван воспитывать в школьниках гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения и способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Изучая историю Отечества, обучающиеся овладевают умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; приобретают способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставляют различные версии и оценки исторических событий и личностей, определяя собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Стоит отметить, что школьники знакомятся не только с теми событиями, что говорят о мощи и силе государства Российского, но и оценивают ошибки и промахи правителей, общественных деятелей, что способствует формированию у школьников способности критически оценивать информацию, формулировать собственную позицию по обсуж-
даемым вопросам, используя в качестве аргументов сведения из истории Отечества.
Содержание такого учебного предмета, как «Право» представлено, главным образом, гражданско-правовыми знаниями. Одна из целей данного учебного предмета - воспитание у обучающихся гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, а также уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
Изучение художественных текстов на уроках литературы способствует формированию чувств добра и справедливости, торжествующих над ложью и неоправданным злодейством; гордости за проявленное геройство, самоотверженность, храбрость, преданность идеалам; любви к родной земле. Знакомство с биографией создателей художественных произведений, составляющих золотой фонд русской литературы, расширяет кругозор школьников, формируя чувство гордости за культурное наследие родной страны.
В предметах естественно-научного цикла доля гражданских знаний значительно меньше, нежели гуманитарных. Однако и здесь есть возможность формирования гражданских качеств и чувств, что обеспечено включением в учебный материал определенных заданий, например, задач патриотического содержания или задач, содержащих фоновую дополнительную информацию. Например, в ходе изучения предмета «Математика» школьники знакомятся с выдающимися учеными-математиками: С. В. Ковалевской, Н. И. Лобачевским, М. В. Остроградским, П. Л. Чебышевым, их ролью в развитии науки, общественной деятельностью, что способствует формированию чувства гордости за родную страну, предоставляет возможность найти положительный пример для подражания.
Анализируемая нами в ходе эксперимента урочная деятельность школьников, соответствуя ФГОС общего образования, не предполагала усвоения суммы знаний. Школьники приобретали знания и овладевали способами их применения в практической жизни. В связи с этим на основе предметных знаний школьники учились различными способами получать и анализировать информацию, систематизировать информацию из разных источников, критически осмысливать ее,
опираясь на полученные результаты определять собственную позицию и высказывать собственную точку зрения, чему способствовало применение продуктивных методов, использование информационно-коммуникационных технологий, применение личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов.
Работа со школьниками с низким уровнем усвоения учебного материала была направлена на повышение их мотивации к учению и развитие познавательных способностей. Педагоги создавали ситуации успеха, предлагая выполнить посильные дополнительные задания, связанные с поиском и переработкой необходимой информации, организовывали работу в группах диффузного состава, работу в парах по взаимному выполнению заданий, по взаимопроверке. Школьники с высоким уровнем освоения материала выполняли задания повышенной сложности, становились экспертами при проведении предметных конкурсов и викторин, в отдельных случаях, выступая инициаторами их проведения. Следуя требованиям ФГОС общего образования, педагоги уделяли особое внимание таким этапам урока, как рефлексия и целеполагание. Это позволяло каждому школьнику продуктивно работать на уроке, выявлять собственные затруднения и предпринимать шаги к их устранению (самостоятельно или с помощью педагога).
Таким образом, в ходе проведенного нами эксперимента старшие школьники в урочной деятельности, осваивая предметные знания, создавали учебные проекты, доклады, сообщения, слайдовые презентации, которые были представлены не только на уроках, но и на научно-практических конференциях, становились участниками очных и заочных конкурсов исследований, проводимых школьниками, например, Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», областной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Диалог» и др.
Широкие возможности использования полученных гражданских знаний, проявления гражданских убеждений в практической деятельности предоставляет внеурочная деятельность. При организации внеурочной деятельности старших
школьников, направленной на формирование их гражданственности, педагогами ставилась цель приобретения ими социального опыта, опыта решения обнаруженных социальных проблем. Такие формы организации деятельности старших школьников, как диспут, беседа, час общения при инициировании активности школьников позволяли им самим прийти к выводу о необходимости своего посильного участия в решении обнаруженных социальных проблем. Разнообразная тематика обсуждаемых вопросов: экология окружающейсреды,здоровыйобразжизни, хозяйственно-экономическая деятельность, межличностное общение, взаимодействие с представителями законодательной и исполнительной власти, общественными организациями, правовая грамотность населения, использование достижений информационного общества в повседневной практике и другое позволяла старшим школьникам проявить свою гражданскую позицию в различных направлениях. Старшие школьники становились участниками экологических десантов, гражданско-патриотических акций, членами волонтерских отрядов, представителями школьного ученического самоуправления и т. д.
В рамках внеурочной деятельности старшие школьники были вовлечены в отношения социального партнерства, развернувшиеся между субъектами воспитательно-образовательной деятельности (школьники - родители; школьники - педагогический коллектив; школа -микросоциум); между субъектами воспитательно-образовательного процесса и другими социальными группами; между субъектами воспитательно-образовательной деятельности и другими внешними структурами (общественные организации, институты власти). Суть социального партнерства для школьников - получение опыта социально-полезной деятельности, для родителей и педагогов - создание условий для получения школьниками опыта социально-полезной деятельности. Участие старших школьников в преобразовании социальной среды, направленное на формирование гражданственности старших школьников, есть форма организации социальной практики. В рамках социальной практики были организованы и профессиональные пробы. Профессиональная проба позволяла старшим школьникам «примерить на себя» достоинства и
недостатки выбранной профессии, получить сведения об элементах деятельности различных специалистов, на собственном опыте узнать о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Профессиональная проба могла быть выражена как результат внеурочной деятельности (материальные изделия, образовательные продукты, номера художественной самодеятельности и др.), как некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала, как имитационная (деловая) игра. Деятельность по созданию образовательных продуктов гражданской тематики допускала возможность организации социально-профессиональной практики. Так, сотрудничество с редакцией газеты «Кузбасс» позволило школьникам попробовать себя в роли журналиста, корректора, верстальщика, фотографа, художника-оформителя, дизайнера, редактора печатных и/или электронных СМИ, видеооператора, режиссера монтажа, звукооператора и др. Ди-джеи открытой студии «Авторадио» предоставили старшим школьникам возможность занять их места в эфире и быть радиоведущими и звукорежиссерами. В результате сотрудничества с центром реабилитации инвалидов Рудничного района г. Кемерово, с территориальным управлением каждый школьник получил опыт решения социальной проблемы и проявил свою гражданскую позицию. Старшие школьники организовывали уроки компьютерной грамотности для пожилых людей; привлекали внимание жителей к вопросам пожарной безопасности как в жилых помещениях, так и на природе; участвовали в акциях по сбору вторсырья (пластик и макулатура), инициируя активность жителей и т. д.
В условиях развития современного общества социальная практика может быть организована не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. Электронная почта, поиск информации, общение в социальных сетях, игры, обмен текстовыми сообщениями, аудио-, видеофайлами - это далеко неполный список различных социальных практик виртуального пространства современных школьников, осуществляемых преимущественно с целью организации досуга и значительно реже - в образовательных целях.
При организации внеурочной деятельности педагогами создавались такие ситуации, при которых старшие школьники в ходе решения обнаруженной ими социальной проблемы приходили к выводу о необходимости создания какого-либо образовательного продукта. Так, для привлечения внимания населения к вопросу экономии электроэнергии и воды в жилых домах были созданы листовки соответствующего содержания, размещенные на информационных досках жилых домов и касс расчетно-сервисных центров, принимающих оплату за услуги ЖКХ. Для организации общения ветеранов педагогического труда школы с нынешними учениками был проведен вечер встречи, в ходе подготовки к которому определена тематика беседы, составлены вопросы, изготовлены афиша и приглашения, видеозапись встречи позволила создать такой образовательных продукт, как видеоролик с последующим его размещением на сайте образовательной организации. С целью выражения признательности участникам Великой Отечественной войны за совершенный ими подвиг были созданы поздравительные открытки-плакаты, размещенные на информационных досках домов, где проживает ветеран, а адреса ветеранов предоставлены территориальными управлениями города при организации социального партнерства.
Деятельность старших школьников по созданию образовательного продукта гражданской тематики подчинена определенному, разработанному нами алгоритму, заключенному в следующей последовательности действий: тема образовательного продукта влечет за собой определение его формы; форма обусловливает (в случае необходимости) поиск партнеров; функционально-ролевое распределение предшествует собственно созданию образовательного продукта (данный этап включает в себя работу с информацией, технологический процесс и представление или размещение образовательного продукта); завершающим этапом является рефлексия. Освоение школьниками данного алгоритма предполагало наличие следующих навыков: анализ социальной ситуации (для определения значимости проблем социума и оценки возможности личного участия для их решения); способность вести конструктивный диалог; владение приемами позитивного общения; оценка собственного опыта деятельности
(для функционально-ролевого распределения); поиск и анализ информации (полнота, достоверность, соответствие поставленной задаче и т. п.); рефлексия.
Наблюдение за деятельностью старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, осуществляемой в группах с разным уровнем сформированности гражданских знаний, коммуникативных качеств, информационно-коммуникационных умений и опыта создания подобных продуктов, подтвердило, что на каждом из этапов создания образовательного продукта старшему школьнику необходимы коммуникативные качества и коммуникационно-информационные умения. Уровень коммуникативных качеств определяет успешность поиска партнеров при создании образовательных продуктов, а также качество представления образовательного продукта пользователям. Потенциального партнера необходимо убедить в том, что деятельность, которая не может быть осуществлена без его помощи, социально значима и принесет пользу не только создателям образовательного продукта, но и его пользователям, включая самого партнера. Коммуникационно-информационные умения, связанные с наличием опыта создания образовательного продукта, позволяли успешно выполнить такой этап алгоритма создания образовательного продукта, как собственно создание образовательного продукта, а именно его подэта-пы - работа с информацией и технологический процесс.
Анализ деятельности старших школьников по созданию образовательных продуктов гражданской тематики, организованной по предложенному нами алгоритму при использовании индивидуального и дифференцированного подходов, показывает, что в целом она способствует повышению уровня таких компонентов гражданственности, как гражданские знания, гражданские качества (а именно коммуникативные качества), позволяет приобрести опыт социально-значимой деятельности, проявившийся в создании образовательных продуктов гражданской тематики, а также развивает информационно-коммуникационные умения старших школьников, необходимые для формирования их гражданственности в современном обществе.
Оценочный этап экспериментальной работы по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе представлен диагностикой изменений состояния указанного процесса на начальном (I этап, диагностический), промежуточном (II этап, деятельностный) и итоговом (III этап, оценочный) этапах. На основе использования статистических методов исследования осуществлялось управление формированием гражданственности старших школьников в современном обществе, а полученные данные позволяли вносить коррективы в указанный процесс.
Определив уровень сформированности гражданственности старших школьников по каждому из критериев, мы отслеживали динамику сфор-мированности их гражданственности на всех этапах педагогического эксперимента. Так, на промежуточном этапе эксперимента количество школьников, совершивших переход с одного уровня сформированности гражданственности по когнитивно-ценностному критерию на другой уровень, составило 12,6 % от общего числа школьников случайной выборки, тогда как на итоговом этапе число школьников, совершивших переход, достигло 55,5 %. Оценка числа переходов школьников с одного уровня сформированности гражданственности на другой по эмоционально-волевому критерию показывает, что на промежуточном этапе эксперимента переход совершили 37 % школьников, на итоговом - 43 %. Количество переходов по рефлексивно-деятельностному критерию на промежуточном этапе и итоговом составило 36,3 % и 47 % соответственно.
Проведенная на разных этапах педагогического эксперимента комплексная оценка уровня сформированности гражданственности старших школьников в современном обществе позволила распределить школьников - участников эксперимента - по группам. На протяжении всего эксперимента изменялся количественный состав групп старших школьников с разным уровнем сформи-рованности их гражданственности. Так, если на начальном этапе эксперимента низкий уровень сформированности гражданственности наблюдался у 29,4 % школьников - участников эксперимента, то на промежуточном этапе - у 22,3 %, а на итоговом низкий уровень был диагоностиро-ван только у 3 % старших школьников. Разница между начальным и итоговым этапами экспери-
мента в группе старших школьников с низким уровнем сформированности гражданственности составила 26,4 %. Состав групп старших школьников со средним уровнем сформированности гражданственности на начальном, среднем и итоговом этапах эксперимента составил 42 %, 30,1 % и 30 % соответственно. Уменьшение количества состава групп со средним уровнем сформиро-ванности гражданственности произошло за счет увеличения группы с высоким уровнем сформи-рованности гражданственности. Разница между показателями на промежуточном этапе и итоговом незначительна - 0,1 %, что свидетельствует, с одной стороны, о стабильности произошедших изменений, с другой стороны, данный факт объясняется тем, что произошло значительное число переходов как со среднего уровня сфор-мированности гражданственности на высокий, так и с низкого на высокий. Об этом свидетельствует сравнение результатов в группе низкого уровня сформированности гражданственности с высоким на промежуточном и итоговом этапах.
3 % школьников на итоговом этапе составляют группу с низким уровнем сформированности гражданственности и 67 % - с высоким, тогда как в группе со среднем уровнем на промежуточном и итоговом этапах существенных изменений не произошло.
Анализ результатов эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе позволяет констатировать, что данный процесс - управляемый, а педагогическими условиями являются: разработка и реализация педагогической модели рассматриваемого процесса с учетом особенностей современного общества и факторов, влияющих на данный процесс; взаимодействие субъектов образовательной деятельности, обеспечивающее реализацию индивидуально-дифференцированного подхода по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе; анализ результатов сформированности рассматриваемого качества у старших школьников и внесение корректив в ходе экспериментальной работы.
Литература
1. Агапова О. Как поддержать диалог между поколениями [Электронный ресурс]: практ. курс. - URL: http:// dvv-intemational.by/wp-content/uploads/2012/02/ %D0 %9C-2_dialog-between-generations.pdf.
2. Гаязов А. С., Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2000. - 197 с.
3. Доржиева Л. Б. Социальное партнерство как инструмент и ресурс воспитания жизнеспособной личности в информационном обществе (из опыта работы) // Наука и школа. - 2013. - № 6. - С. 12-14.
4. Князев А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 70 с.
5. Кочетков А. Б. Использование информационных технологий в процессе воспитания гражданственности молодежи // Вестн. Волгоград. филиала МУПК. - 2003. - Вып. 6. - С. 62-67.
6. Соловьев Э. Г. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy-/8410.
7. Филонов Г. И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. - 2007. - № 8. -С. 38-44.
8. Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. - 2008. - № 2. - С.13-19.
References
1. Agapova O. Kak podderzhat' dialog mezhdu pokoleniyami: Practicheskiy kurs [How to support the dialogue between the generations: A practical course]. (In Russ.). Available at: http://dvv-international.by/wp-content/ uploads/2012/02/ %D0 %9C-2_dialog-between-generations.pdf.
2. Gayazov A.S., Bayazitov S.B., Amirov A.F. Sotsializatsiya lichnosti grazhdanina v prostranstve munitsipal'nogo obrazovaniya [Socialization of a person's identity in the space of a municipal education]. Ufa, Bashkir State University, 2000. 197 p. (In Russ.).
3. Dorzhieva L.B. Sotsial'noe partnerstvo kak instrument i resurs vospitaniya zhiznesposobnoy lichnosti v informat-sionnom obshchestve (iz opyta raboty) [Social partnership as an instrument and resource of education of a viable personality in the information society (from work experience)]. Nauka i shokola [Socialpartnership as an instrument
and resource of education of a viable personality in the information society (from work experience)], 2013, no. 6, pp. 12-14. (In Russ.).
4. Knyazev A.M. Akmeologo-pedagogicheskaya kontseptsiya vospitaniya grazhdanstvennosty v systeme rossiyskogo obrazovaniya. Avtoreferat dis. Doktora pedagogicheskikh nauk [Acmeological pedagogical concept of education of civic consciousness in the system of Russian education. Author's abstract of diss. Dr of pedagogical sciences]. Moscow, Nauka Publ., 2008. 70 p. (In Russ.).
5. Kochetkov A.B. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologiy v protsesse vospitaniya grazhdanstvennosti molodezhi [The use of information technologies in the process of educating the civic consciousness of youth]. Vestik Volgo-gradskogo filiala MUPK [Bulletin of the Volgograd Branch of Moscow University of Consumer Cooperation], 2003, iss. 6, pp. 62-67. (In Russ.).
6. Solovyev Eh.G. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New Philosophical Encyclopedia]. Moscow, Mysl' Publ., 2001. (In Russ.). Available at: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy-/8410.
7. Filonov G.N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya. [The phenomenon of civic consciousness in the structure of personal development]. Pedagogika [Pedagogy], 2007, no. 8, pp. 38-44. (In Russ.).
8. Filonov G.N. Deyatel'nostnaya sushchnost' vospitaniya [The activity essence of education]. Pedagogika [Pedagogy], 2007, no. 2, pp. 13-19. (In Russ.).
УДК 37
педагогический потенциал этнокультурной деятельности в многонациональном пространстве региона
Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института межкультурной коммуникации и социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу современных тенденций этнокультурной деятельности, особенности реализации которой в современных социокультурных условиях многонационального региона становятся одним из важных факторов формирования духовно-нравственных ценностей и воспитания подрастающего поколения. В ходе анализа автор рассматривает и взаимоувязывает генеральные цели и задачи ряда современных нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-культурную и образовательную деятельность в контексте укрепления национального единства, формирования и развития гражданской идентичности детей и молодежи Российской Федерации.
Результаты научного анализа позволяют автору сделать вывод о важной роли и значимости этнокультурной деятельности в направлении выстраивания гармоничного взаимодействия между представителями различных национальностей, проживающих на территории одного региона. Именно значимость этнокультурной деятельности в гармонизации межнациональных отношений, сущность и особенности организационных форм, методов и технологий определяет ее педагогический потенциал в работе с детьми и молодежью.
В качестве основной организационной формы этнокультурной деятельности выступает этнокультурный центр. Автор считает, что функционирование этнокультурных центров должно быть подчинено целям и задачам государственной политики в сфере образования и культуры, так как именно в таком случае личностно-ориентированный и воспитательный потенциал этнокультурной деятельности будет максимально раскрыт и реализован. В статье рассмотрены основные уровни и направления деятельности этнокультурных центров, а также формы, методы и средства реализации педагогического потенциала этнокультурной деятельности в реальной практической деятельности.
Ключевые слова: педагогический потенциал, этнокультурная деятельность, воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие гражданской идентичности, педагогические и социально-культурные технологии.