Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОР / ЭТНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Д. А.

Исследуются такие понятия, как этнокультурное воспитание и культурно-досуговая деятельность молодежи. Цель работы - анализ этнокультурного воспитания и фольклорно-этнографического компонента в современном мире. Методология исследования базируется на научных и методических публикациях, охватывающих следующие проблемные поля: межнациональные отношения и молодежь, соотношение культурно-досуговой деятельности и этнокультурного воспитания, сущность и функции народной культуры в современном обществе. Рассматривается взаимосвязь этнокультурного воспитания с социально-культурной деятельностью. Оценивается практика применения фольклорных форм при организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи. Показано, что использование фольклора способствует приобщению молодежи к традициям и истории народа, происходит погружение в культуру, формируется национальный менталитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC COMPONENT IN THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF THE YOUTH

The article examines such concepts as "ethno-cultural education" and cultural and leisure activities of young people. The purpose of this article is to consider the concept of "ethno-cultural education" of young people and the folklore and ethnographic component in the modern world. The research methodology consists of scientific and methodological publications covering the following problem fields: interethnic relations and the youth, the ratio of cultural and leisure activities and "ethno-cultural education" of young people, the essence and functions of folk culture in modern society. The article emphasizes the demand for "ethno-cultural education" of young people with the help of folklore heritage. The article considers the relationship between "ethno-cultural education" and socio-cultural activities, and emphasizes the relevance of the use of folklore forms in the organization of cultural and leisure activities for young people. It is shown that the use of folklore contributes to the familiarization of young people with the traditions and history of their people, there is an immersion in the culture, the formation of a national mentality.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИИ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Д. А. Савченко

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Исследуются такие понятия, как этнокультурное воспитание и культурно-досуговая деятельность молодежи. Цель работы — анализ этнокультурного воспитания и фольклорно-этнографического компонента в современном мире. Методология исследования базируется на научных и методических публикациях, охватывающих следующие проблемные поля: межнациональные отношения и молодежь, соотношение культурно-досуговой деятельности и этнокультурного воспитания, сущность и функции народной культуры в современном обществе. Рассматривается взаимосвязь этнокультурного воспитания с социально-культурной деятельностью. Оценивается практика применения фольклорных форм при организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи. Показано, что использование фольклора способствует приобщению молодежи к традициям и истории народа, происходит погружение в культуру, формируется национальный менталитет.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, молодежь, культурно-досуговая деятельность, фольклор, этнография.

FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC COMPONENT IN THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF THE YOUTH

D. A. Savchenko

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article examines such concepts as "ethno-cultural education" and cultural and leisure activities of young people. The purpose of this article is to consider the concept of "ethno-cultural education" of young people and the folklore and ethnographic component in the modern world. The research methodology consists of scientific and methodological publications covering the following problem fields: interethnic relations and the youth, the ratio of cultural and leisure activities and "ethno-cultural education" of young people, the essence and functions of folk culture in modern society. The article emphasizes the demand for "ethno-cultural education" of young people with the help of folklore heritage. The article considers the relationship between "ethno-cultural education" and socio-cultural activities, and emphasizes the relevance of the use of folklore forms in the organization of cultural and leisure activities for young people. It is shown that the use of folklore contributes to the familiarization of young people with the traditions and history of their people, there is an immersion in the culture, the formation of a national mentality.

Keywords: ethno-cultural education, youth, cultural and leisure activities, folklore, ethnography.

Введение. В современной мировой культуре отмечается своеобразный «этнический парадокс». С одной стороны, растет внимание к общечеловеческим ценностям, с другой — налицо углубление кризиса межнациональных отношений, связанного с распадом федеративных государств, конфликтами этнических групп, потерей национальных языков, снижением статуса малых народов. Идеи интернационализации, модернизации, глобализации материальных и

духовных ценностей приводят к ассимиляции народов, унификации их образа жизни, стиранию культурных различий.

Основная часть. В определении понятия «этнокультурное воспитание» мы следуем за Г. И. Губой, который понимает его как «деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры» [1].

Другое определение: «взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности» [2].

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: «Этнокультурное воспитание представляет собой сложное социально-педагогическое явление. Оно базируется на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Содержащийся в нем региональный этнокультурный образовательный компонент должен рассматриваться как необходимый структурный элемент социально-культурной сферы».

Итак, база этнокультурного воспитания — это социально-культурная деятельность, направленная на создание условий и ситуаций, в которых можно увидеть и почувствовать живую связь прошлого и настоящего, актуальность форм традиционной культуры в современном обществе. С этой целью задействуется фольклорно-этнографическое наследие.

Фольклор — достаточно популярная тема в современной научной и методической литературе. Можно выделить два основных направления, которым посвящены публикации последних лет. Первое: актуальность народного творчества, культурологическое рассмотрение его роли в современном обществе; изучение возможностей, перспектив и необходимости сохранения традиционной (народной) культуры и фольклорного наследия. Второе: рассмотрение народного творчества и промыслов как инструмента образования, воспитания, приобщения к традиционным ценностям, культурного способа проведения досуга. Первый подход представлен в работах М. А. Некрасовой [3], Е. Н. Тимофеевой [4], С. В. Породиной [5], В. Г. Смолицкого [6]. Второй подход характерен для таких авторов, как Т. Г. Киселева [4], Ю. Д. Красильников [7], Д. Е. Крапчунов [8], Н. П. Лысикова [9], Г. В. Нездемковская [10].

Исследователи полагают, что в современном мире фольклор выполняет важную функцию: поддерживает связь человека с естественной природной средой и традиционной культурой.

Специалисту социально-культурной сферы следует использовать актуальные функции фольклора, чтобы сделать его привлекательным для потребителя социально-культурных услуг.

При организации культурно-досуговых мероприятий работник социально-культурной сферы должен решить ключевой вопрос: «Как привлечь потребителя к объектам и мероприятиям, связанным с фольклорно-этнографическим наследием?» Для ответа необходимо понять природу такого внимания.

В современном мире мотивом для участия в фольклорных мероприятиях может быть стремление к новизне. Большинство людей знакомо с фольклором достаточно поверхностно — знает лишь детские сказки в литературной обработке, данные из школьной программы, а также некоторые пословицы и поговорки. Поэтому более глубокое знакомство с фольклором, с его редкими образцами и забытыми жанрами может стать источником нового опыта и эмоций.

Фольклорные тексты содержат установки морально-нравственной направленности. При этом фольклорные произведения в большинстве случаев известны носителям этнической культуры. Аудитория знакома с сюжетами, художественными приемами и т. д. Иными словами, мы получили опыт народа, заложенный в таких текстах.

Многие полагают, что фольклор давно утратил актуальность и представляет ценность исключительно как памятник прошлого.

Работник социально-культурной сферы может продемонстрировать актуальность опыта, передающегося в фольклоре, сопоставив в развлекательной форме современные реалии и фольклорные тексты. Например, можно обыграть народные приметы, предложив участникам мероприятия объяснить их с научной точки зрения.

Фольклор включает арсенал игр, с которыми обыватель знаком весьма поверхностно или не знаком вовсе. Использование этого актива в социально-культурной деятельности позволяет реализовать не только развлекательную и игровую функции, но и отчасти образовательную.

Фольклор может использоваться в концертной деятельности, театрализованных представлениях, интерактивных играх. Некоторые фольклорные сюжеты известны в основном специалистам. Знакомство с ними, несомненно, увлечет аудиторию.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. Молодость можно рассматривать как биологическую фазу, этап жизненного цикла. С этой точки зрения речь идет об универсальном понятии. С другой стороны, представления о молодости в известной степени зависят от общественного строя, культуры, норм социализации. Так, например, устанавливаются конкретные возрастные рамки, от которых зависят некоторые права и обязанности.

Возможно, мотивом потребления досуговых услуг иногда бывает стремление приобщиться к традиционной культуре, ощутить народный дух. Но в основном специалисту социально-культурной сферы приходиться иметь дело с такими простыми мотивами, как любопытство, потребность в развлечении, отдыхе, желание занять время. Иногда речь может идти об удовлетворении эстетических запросов.

Праздник — это культурно-досуговое мероприятие, которое должно создавать определенное настроение, эмоциональный фон, отличать отведенное ему время от повседневности.

В последнее время в сфере социально-культурного сервиса идет поиск новых форм досуга, которые могли бы заинтересовать современного потребителя. С этой целью создаются парки, аттракционы, тематические реконструкции. Уникальную атмосферу создают этнографические аттракционы и парки.

Фольклорно-этнографические аттракционы воссоздают традиционную деятельность определенного этноса или народа. На такой площадке можно, например, пострелять из лука по мишеням или даже поучаствовать в турнирах лучников. Такие аттракционы есть в Танаисе, в заповеднике рядом с поселком Возрождение на Черноморском побережье.

Другой вариант аттракциона — прогулка на дракаре викингов по озеру в традиционном костюме под народные песни. Такая услуга предоставляется в Абрау-Дюрсо на озере Абрау.

Аттракцион может также реконструировать технологические процессы, обряды или элементы быта традиционной культуры.

Такие мероприятия организуют в обычных парках. Это развлечение занимает не очень много времени, требует от организаторов незначительных ресурсов и предназначено для одного или нескольких человек.

Молодой исследователь Дона [РУД! №3(36) 2022

Фольклорно-этнографические парки — это масштабные проекты, требующие немалых вложений в организацию и серьезной исследовательской работы для достоверной реконструкции. Парк располагается на обширной территории и объединяет несколько фольклорно-этнографических аттракционов. В идеале это должна быть реконструкция этнического поселения, которая дает возможность побывать в доме, поучаствовать в приготовлении традиционных блюд, семейном празднике или обряде, разучить песни, послушать народные сказки, примерить костюм или попробовать самостоятельно его украсить и т. п.

Фольклорно-этнографический парк позволяет воссоздать контекст, в котором фольклор рождался и существовал. При знакомстве с фольклором в таких условиях человек сможет лучше понять его, ощутить его функциональность, увидеть, что фольклор — это не только развлечение, но и часть жизни, культурная память народа.

Фольклор следует рассматривать в контексте социально-культурной деятельности не только как средство достижения целей воспитания или просвещения, но и как источник идей и вдохновения.

Благодаря полифункциональности фольклор — это богатейший источник знаний. К тому же он демонстрирует собственные подходы к человеческим, социальным и культурным проблемам. Это позволяет обращаться к фольклорным текстам в поисках новых творческих решений художественных, образовательного и воспитательных задач.

Образы героев фольклора помогают создавать увлекательные театрализованные представления, игры и праздники. Смекалка персонажей подскажет необычные сюжетные ходы и интригующие развязки. Образность и поэтика фольклорного языка помогут в поиске выразительных средств.

При проектировании любого мероприятия следует иметь в виду фольклорно-этнографическое наследие. Не обязательно воспроизводить фольклорные мотивы или сюжеты, но в той или иной степени нужно учитывать многовековой опыт народа.

Говоря о фольклорно-этнографическом наследии как предмете внимания специалиста социально-культурного сервиса, необходимо указать на два факта. Первый: фольклорно-этнографическое наследие как живой функциональный элемент культуры нуждается в сохранении. Второй: фольклорно-этнографическое наследие выступает как источник идей, тем, материалов для досуговой деятельности.

Заключение. Задействуя фольклорное наследие в социально-культурной деятельности, специалист получает возможность показать потребителю огромный познавательный и творческий потенциал фольклора. Традиционный быт, народные обряды и праздники несут в себе опыт десятков поколений. Они не утратили актуальности, но требуют креативного эвристического подхода для понимания, использования и создания новых фольклорных текстов.

Библиографический список

1. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... к-та. пед. наук / Г. И. Губа. — Курск, 2007. — 168 с.

2. Абдуллина, О. Инновации и стандарты: мониторинг педагогического образования / О. Абдуллина, Н. Маркова // Высшее образование в России. — 1999. — № 5. — С. 78-82.

3. Киселева, Т. Г. Функции и принципы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева // Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва : МГУК, 2004. — С. 95-109.

4. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — Москва : МГУКИ, 2004. — 539 с.

L4QQ/J

5. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва : МарТ, 2005. — 447 с. — (Педагогическое образование).

6. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. М. Коменский. — Москва : Уч.-пед. изд-во, 1955. — 655 с.

7. Красильников, Ю. Д. Основы теории культурно-просветительной работы / Ю. Д. Красильников. — Москва : МГИК, 1982. — 80 с.

8. Крапчунов, Д. Е. Культурные традиции — богатство народа : конструирование идентичности в современном обществе: томский опыт развития событийного туризма / Д. Е. Крапчунов // Территория согласия. Журнал о жизни народов Томской области. — 2013. — № 1 (1). — С. 34-37.

9. Лысикова, Н. П. Библиотека и образование: социокультурный аспект / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. — Москва : Литера, 2009. — 80 с.

10. Нездемковская, Г. В. Становление этнопедагогики России / Г. В. Нездемковская. — Москва : Эдитус, 2011. — 354 с.

Об авторах:

Савченко Дарья Александровна, студент факультета «Сервис и туризм» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), dashuta.savchenko.2002@mail.ru

About the Author:

Savchenko, Darya A., Student, Faculty of Service and Tourism, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), dashuta.savchenko.2002@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.