Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная / компетентность / образовательные / история / культура / традиции / ценности / личность / ethnocultural / competence / educational / history / culture / traditions / values / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Н. Лоскина

В статье на примере детского фольклорного ансамбля «Одун» Республики Саха (Якутия) рассмотрены педагогические условия процесса формирования и развития этнокультурной компетентности специалистов в учреждениях дополнительного образования. Освещены особенности повышения эффективности деятельности, заключающейся в сотрудничестве всех субъектов культурного процесса, культурно-досуговых учреждений и образовательных организаций, для профессионализации отрасли. Рассмотрены вопросы сохранения и развития трех ступеней системы образования: дополнительного, дополнительного предпрофессионального образования – среднего профессионального образования – высшего профессионального образования. Автор делает вывод, что деятельность народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) – детского фольклорного ансамбля «Одун» – является ярким примером преемственности для определения будущей профессии и формирования этнокультурных компетенций будущих специалистов в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA

The article, on the example of the children’s folklore ensemble “Odun” of the Republic of Sakha (Yakutia), examines the pedagogical conditions of the process of formation and development of ethnocultural competence of specialists in institutions of additional education. The features of increasing the efficiency of activities in cooperation of all subjects of the cultural process, cultural and leisure institutions and educational organizations for the professionalization of the industry are highlighted. The issues of preservation and development of three stages of the education system are considered: additional, additional pre-professional education (secondary vocational education), higher professional education. The author concludes that the activity of the Yakut folk ensemble “Odun” is a vivid example of continuity for determining the future profession and forming the ethno-cultural competencies of future specialists in the field of culture.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

References

1. Text as Data, Matthew Gentzkow, Bryan Kelly, Matt Taddy. Journal of Economic Literature. 2019; № 57 (3): 535 - 574.

2. Reich J., Tingley D., Leder-Luis J., Roberts M.E., Stewart B.M. Computer-Assisted Reading and Discovery for Student-Generated Text in Massive Open Online Courses. Journal of Learning Analytics. 2015; № 2 (1): 156 - 184.

3. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J. Measuring Economic Policy Uncertainty. The Quarterly Journal of Economics. 2016; № 131 (4): 1593 - 1636.

4. Kelly S., Olney A.M., Donnelly P., Nystrand M., D'Mello S.K. Automatically measuring question authenticity in real-world classrooms. Educational Researcher. 2018; № 47 (7): 451 - 464.

5. Beattie G., Laliberte J W.P., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018; № 62: 170 - 182.

6. Antonov A.Yu., Veryaev A.A., Kostyukova T.A., Domanskij V.A. Trehstadijnaya model' ispol'zovaniya oblaka tegov i koncept-kart v uchebnom processe dlya raboty s angloyazychnymi tekstami. Yazyk i kul'tura. 2017; № 49: 122 - 134.

7. Antonov A.Yu., Veryaev A.A. Ispol'zovanie paketa Cmaptools i koncept-kart v processe obucheniya anglijskomu yazyku. Prepodavatel'XXI vek. 2017; № 1: 9 - 19.

8. Sajjadiani S., Sojourner A.J., Kammeyer-Mueller J.D., Mykerezi E. Using machine learning to translate applicant work history into predictors of performance and turnover. Journal of Applied Psycholog. 2019; № 104 (10), 1207 - 1225.

9. Emily K. Penner, Rochmes J., Liu J., Solanki S.M., Loeb S. RSF: The Russell Sage Foundation. Journal of the Social Sciences. 20194 № 5 (3): 103 - 127.

10. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J. Measuring Economic Policy Uncertainty. The Quarterly Journal of Economics. 2016; № 131 (4): 1593 - 1636.

Статья поступила в редакцию 10.01.21

УДК 37.013.43

Loskina M.N., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: Loskina_mariya@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA. The article, on the example of the children's folklore ensemble "Odun" of the Republic of Sakha (Yakutia), examines the pedagogical conditions of the process of formation and development of ethnocultural competence of specialists in institutions of additional education. The features of increasing the efficiency of activities in cooperation of all subjects of the cultural process, cultural and leisure institutions and educational organizations for the professionalization of the industry are highlighted. The issues of preservation and development of three stages of the education system are considered: additional, additional pre-professional education (secondary vocational education), higher professional education. The author concludes that the activity of the Yakut folk ensemble "Odun" is a vivid example of continuity for determining the future profession and forming the ethno-cultural competencies of future specialists in the field of culture.

Key words: ethnocultural, competence, educational, history, culture, traditions, values, personality.

М.Н. Лоскина, аспирант-соискатель, Московский государственный институт культуры, Е-mail: Loskina_mariya@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье на примере детского фольклорного ансамбля «Одун» Республики Саха (Якутия) рассмотрены педагогические условия процесса формирования и развития этнокультурной компетентности специалистов в учреждениях дополнительного образования. Освещены особенности повышения эффективности деятельности, заключающейся в сотрудничестве всех субъектов культурного процесса, культурно-досуговых учреждений и образовательных организаций, для профессионализации отрасли. Рассмотрены вопросы сохранения и развития трех ступеней системы образования: дополнительного, дополнительного предпрофессионального образования - среднего профессионального образования - высшего профессионального образования. Автор делает вывод, что деятельность народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) - детского фольклорного ансамбля «Одун» - является ярким примером преемственности для определения будущей профессии и формирования этнокультурных компетенций будущих специалистов в сфере культуры.

Ключевые слова: этнокультурная, компетентность, образовательные, история, культура, традиции, ценности, личность.

Основной задачей подпрограммы «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России» государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» является укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.

Вопросы укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Саха (Якутия), в том числе сохранение самобытной культуры, этнокультурное развитие народов республики отражены в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 -2024 годы».

Между тем в системе образования Российской Федерации недостаточно используются педагогические возможности образовательной среды как открытой системы, обладающей способностью включить в содержание образования этнокультурные особенности региона: традиции, обычаи, уклад жизни, взаимодействие с учреждениями культуры, семьёй. В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурное воспитание, этнокультурная компетентность стремительно завоевывают социокультурное пространство.

Сохранение, развитие национальной культуры - это первостепенная задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, традиционному народному художественному творчеству, традициям своих предков, корней. Возродить, сохранить фольклор, национальную культуру, народные обычаи, обряды и праздники, передать их из поколения в поколение в наше время можно через преемственность образования как актуальную проблему современности.

Исследованию данной тематики посвящены работы отечественных ученых: Волкова ПН. [1], Федоровой С.Н. [2], Коноваловой Л.В. [3], Прокопьевой М.М. [4], Поповой М.Н. [5] и других. Они раскрыли теоретические и практические стороны изучения российской и региональной этнопедагогики. Однако исследования проблем формирования этнокультурной компетенции будущих специалистов в региональной образовательной среде, учитывающих специфические особенности регионов, требуют новых подходов.

Приоритетными направлениями совершенствования профессионального образования культуры в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день являются вопросы сохранения и развития трех ступеней системы образования: дополнительное, дополнительное предпрофессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование.

Одним из путей решения данного вопроса можно считать усовершенствование педагогических условий процесса формирования и развития этнокультурной компетентности специалистов в учреждениях дополнительного образования.

Исследования проводились на примере этнокультурного центра, народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) детского фольклорного ансамбля «Одун».

Концепция фольклорного ансамбля нового поколения - это обобщенный системный образ будущего образовательного учреждения в области этнокультурного воспитания, реально формирующего творческую личность, прогнозируемый результат совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, результат взаимодействия с социальными партнерами. Это центр социализации, духовного общения детей и педагогов, совместного целостного освоения бесценной кладези народной мудрости, ориентирующей ребенка на

развитие своих способностей, указывающей ему путь саморазвития через разностороннюю творческую деятельность [6].

Народный образцовый детский фольклорный ансамбль «Одун» создан в 2001 г. с целью изучения, сохранения и популяризации самобытной национальной культуры, обычаев, традиций и духовного наследия народов Республики Саха (Якутия) и воспитания на их основе гармонично развитых личностей.

Всего в ансамбле занимаются 543 детей по 73 группам по авторской комплексной образовательной программе «Путь к гармонии» [6]. Педагогический состав включает 6 специалистов, из них с профильным образованием по этно-педагогике - 6. Специалисты-педагоги работают по следующим направлениям: педагоги-хореографы преподают модуль «Народная хореография», педагоги-фольклористы - «Народная инструментальная музыка», «Устный и песенный фольклор».

Срок обучения по программе 8 лет, возраст обучающихся от 4 до 18 лет

Авторская комплексная программа «Путь к гармонии» относится к программам нового поколения, подразумевает кардинальное изменение организации учебного и воспитательного процессов в народном образцовом детском фольклорном ансамбле «Одун» и ориентирована на переход от знаниевого образования к компеоентоостнсмб

В основу программы положена идея воспитания детей на культурных традициях своего народа и на знании культурного наследия народов родного края, формировапие у восоитьснекооонте^са и увоженисккультуре народов совместного проживания. В этой связи содержание программы предусматривает изучение различных каоеноарцах обцяисв.есаюке знокемотвовосневсымк жанрами и формами фольклора разных народов республики на принципах диалога и взнимвоВогащеоие кульоор.

Комплексная образовательная авторская программа состоит из 11 модулей (базовые.пебфильвыв), оесаоыкающиоссисткроныжизии , оептольсоетс,есзои-тия и воспитания детей, в том числе:

- Модуль 1 - «Народная хореография» (программа «Танец - это жизнь»), на изученбеэтвйорсфаоыы дасляоткя^ет - 1 29евасов (пт-вын 2 вчонных года - по 36 часов, 3 учебный год - 144 часа, далее по 216 часов), работают по профаммо (3 спеыиалвстос-еосеофафев.со пьограмме тзочоеисооетсктяхе-реография, классическая и народная хореография, дополнительно обучаются в элективных курсах;

- Модуль 2 - «Народная инструментальная музыка» (программа «В мире волшебных зсугоа»), Нокзичекие зыторофаммыеделямтояН лет -У 36Т часов (первые 2 учебных года - по 36 часов, далее по 216 часов), работают по программе четыре специалиста-фольклориста, по программе изучают старинные якутскимпоспи,шуоювые ибCфтмeнтыl-xoмyс,квпcyyыTмбнкв ь.д.),нородные музыкальные инструменты, коллективное музицирование, дополнительно занимаются вэ^^ожжымт^^с;

- Модуль 3 - «Устный и песенный фольклор» (программа «Фольклор - великая мумроьтп парады»). На изычесие этот гlpmжыммыlрыeеяего 8 лФ-1008 часов (первые 2 учебных года - по 36 часов, далее по 216 часов), ее реализуют четыре свесоыыосоа , Зыeвyизyснювскнтcксй фольвср: мвлмб, от и чьокпе,не-сенные жанры фольклора народов РС (Я), игры и обычаи народов Саха, духовную и материальную культуру народов РС (Я), героический эпос олонхо - шедевр мирово^ульпмкы, допоонктпыни павнмбюесм оолыкyин^^ыоl<yнсaб.

В дополнение к профильным модулям для целостного изучения фольклора нарндопоС(Ы), yыoрлотыoоавиубoзвaвaтe6ьлбlxивсeнeсoбн тоеспыоепвя гармоничного развития обучающихся преподаются элективные программы по 36 часов вгодг

- элективный модуль 4 «Народная хореография» (элективная программа «Танец - это жизнь»);

- элективный модуль 5 «Народная инструментальная музыка» (элективная программа «В мире волшебных звуков»);

- элективный модуль 6 «Устный и песенный фольклор народов РС (Я)» (программа «Фольклор - великая мудрость народа»));

- элективный модуль 7 «Исследовательская и проектная деятельность. Основы краеведения, этнографии и национальной культуры» (программа «Фольклор - великая мудрость народа»);

- элективный модуль 8 «Я - будущее моей республики» (элективная программа психологического сопровождения комплексной программы «Я - Лидер!»);

- элективный модуль 9 «Национальная мода» (элективная программа «Туйаарыма-Куо»).

Реализация полученных компетенций через участие в проектах, концертах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях городского, респу-бнпконткоге.фодеоалоншгок м ©еден-ре-ного оронвеН отр^оееся чеоез индивидуальный модуль 10 «Творческая деятельность».

Пеевынroдиl oбочeсиксoaвтоескоИнpефaммe«Ыyоь кПсрнюнбик я вляют-ся базовыми, далее следует обучение по профильным модулям и заключительным этапом изучения авторской программы является интеграционный модуль 11 («Фольклорный театр»), в котором реализуются компетенции в профильных модулях в общем театральном представлении (этноспектакле) через интеграцию, coтотдсипecевoрывеpчeыкуeсзaнмoыeИcьвиш.

Авторская программа реализуется в три этапа:

й ктав у гоыобйчмвня) - cбмооптeдолeрио:уыовлынинyвоойecклв способностей, возможность попробовать себя в трех жанрах фольклора (вокал, хорео-фафня, инcфyыeноa-тная мугео;

2 этап (2 - 6 годы обучения) - индивидуализация: перераспределение по профильным модулям, индивидуальная работа с детьми, прохождение дополни-о^мо^^х ^реовппслбкткв ныныодолйм (

3 этап (2 последних года обучения) - творческая самореализация: даль-ныйшeeоглобпeмпe,ealфогоlынг1осеиoбретенньlх знаний, умений, навыков и компетенций за годы обучения в ансамбле с привлечением специалистов (ма-стьь-кыаосы, т^^^новгифЫ^^г^но ики шнс^л^о™Юду в»ыхсь ббгаж приооьетенных знаний и компетенций за периоды обучения реализуют в постановке большого нт н осп его—к.

К моменту окончания детского этнокультурного центра каждый из обучающихся, освоивших программу «Путь к гармонии», имеет за плечами набор тради-цоотвыхпеиен, тынсeв,мозыкивaеодтц Peофыок фахо (Я^^к^в) и дфугих художественных форм; богатый опыт участия в фестивалях, конкурсах и народных поазднтках; и о иптоpeооющeб его теме в

области национальной культуры, этнографии и фольклора; опыт компьютерного о-оpмыeвсяпecтнnыx , товсеоолпныеи музыкажьныхоапиоеН,иеслетований, проектов; народные костюмы и музыкальные инструменты, сделанные своими рокоми, о - сaм0eгнl0вс00мыюТооькбаоодвоопесве.к кольррсepo-вoй республики (рис. № 1).

За годы деятельности народного образцового коллектива Республики Саха (Якусия) детекого фoыьыпoйвoгоoвыымоюя«Oыyп» вйlпyфeпоoколы0T0 выпускников, из них 16 в период с 2007 по 2020 гг. поступили в образовательные орга-виоабик в cЮоpeкслщббы в ФT-OЫMO «AрlгтрчвcкиИ гас од арсивоввыо нв ститут культуры и искусств» - 9 выпускников, в ФГБОУ ВО «Хабаровский государствен-фльющ-ж 1, в ФтвУ [с0«сете феде.ал ь вы й

1 этап самоопределение

(1, 2 год обучения)

2 этап индивидуализация (3-6 годы обучения)

Зэтап творческая самореализация (7-В годы обучения)

1 модуль «Народная хореография »

Электи

ЕН ЫЙ

модул

ь 5 «Наро дная инстру ментал

Электи вный модул

ьб «Устны

й и песенн ый

2 модуль «Народная инструментальная музыка»

Злективн

ый модуль 7 «Исследо вательска

я и проектна Я; I

3 модуль «Устный и песенный фольклор»

Элективн Электи Индив

ый еный идуаль

модуль 8 модул ный

«Я- ь 9 модул

будуицее «Наци ь 10

моей ональн «Творч

реепубли ая еская

ки» мода» деятел

Интег

раци

онны

й

моду

ль 11

(Фол

ькло

рный

театр )

Рис. 1.

университет имени М.К. Аммосова» - 3, в ПБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский колледж технологии и дизайна» - 2, в ПБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский колледж культуры и искусств» - 1. Многие закончили обучение и работают в учреждениях культуры [7].

Таким образом, деятельность народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) детского фольклорного ансамбля «Одун» является ярким примером преемственности для определения будущей профессии и формирования этнокультурных компетенций будущих специалистов в сфере культуры.

Библиографический список

Повышение эффективности деятельности всех субъектов культурного процесса, культурно-досуговых учреждений и организаций для профессионализации отрасли зависит от последовательной системной работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей, а также преемственности между образовательными организациями дополнительного, дополнительного предпрофессионального образования детей, образовательных учреждений среднего и высшего образования в сфере культуры. Именно создание педагогических условий для формирования и развития этнокультурных компетенций является важным фактором для специалистов в сфере культуры.

1. Волков ПН., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под научной редакцией ГМ. Борли-кова. Москва: ООО «Большая Медведица»; Элиста: Калмыкский государственный университет, 2006.

2. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов: монография. Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008.

3. Коновалова Л.В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2011.

4. Прокопьева М.М., Кычкина С.Д. Компетентностный подход в образовании. Среднее профессиональное образование. 2009; № 4: 29.

5. Попова М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2020.

6. Колодезникова Т. Г Авторская комплексная образовательная программа «Путь к гармонии» народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) детского фольклорного ансамбля «Одун». Якутск, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Колодезникова Т. Г Справка о выпускниках детского фольклорного ансамбля «Одун». 2020; 15 ноября.

References

1. Volkov G.N., Petrova T.N., Pan'kin A.B. Vvedenie v 'etnopedagogiku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod nauchnoj redakciej G.M. Borlikova. Moskva: OOO «Bol'shaya Medvedica»; 'Elista: Kalmykskij gosudarstvennyj universitet, 2006.

2. Sistemnyj podhod k 'etnokul'turologicheskoj podgotovke buduschih pedagogov: monografiya. Joshkar-Ola: GOU VPO «Marijskij gosudarstvennyj universitet», 2008.

3. Konovalova L.V. Formirovanie irazvitie 'etnokul'turnojkompetentnostipedagogov vprocesse nepreryvnogoobrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2011.

4. Prokop'eva M.M., Kychkina S.D. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2009; № 4: 29.

5. Popova M.N. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetenciistarsheklassnikov vregional'nojobrazovatel'nojsrede. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2020.

6. Kolodeznikova T.G. Avtorskaya kompleksnaya obrazovatel'naya programma «Put'kgarmonii» narodnogo obrazcovogo kollektiva Respubliki Saha (Yakutiya) detskogo fol'klornogo ansamblya «Odun». Yakutsk, 2016.

7. Kolodeznikova T.G. Spravka o vypusknikah detskogo fol'klornogo ansamblya «Odun». 2020; 15 noyabrya.

Статья поступила в редакцию 09.12.20

УДК 378

Dvornichenko AS., postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: anndvor79@icloud.com

SUNDAY SCHOOL CLASSES: HISTORICAL AND MODERN ASPECTS. In the article different origins, their particularities and principal grounds of education are reviewed in Sunday school classes in Russia. Some special and ethical ways of education in Sunday school classes are described in modern Russia. Some main ideas and ways of activities of orthodox pedagogy are reviewed by some outstanding philosophers. Some features are defined, which are realized in the whole process of Sunday school education. Musical role of education is of great importance, which we consider as the element of collegiality creation. This role reinforces national identity among growing children. This information gives us an opportunity to make a conclusion that Sunday school studies contribute to family's unity, regenerate ethical ways of family education and reinforce national culture and national identity.

Key words: Sunday school class, education, ethical aspects of education, curiosity, observation, features, educational process, collegiality.

А.С. Дворниченко, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: anndvor79@icloud.com

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассмотрены истоки воскресных школ в России, их специфика и идейные основы обучения и духовно-нравственного воспитания, в том числе в современном обществе. Рассмотрены основные идеи и сферы воздействия православной педагогики в трудах разных выдающихся мыслителей. Конкретизированы функции, реализующиеся в процессе обучения в воскресных школах. Подчёркнута роль занятий музыкой как фактора формирования соборности и укрепления национальной идентичности у детей и молодежи. Представленный материал позволяет сделать вывод, что воскресные школы способствуют укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейного воспитания, а также упрочению роли национальной культуры и национального самосознания.

Ключевые слова: воскресная школа, обучение, духовно-нравственное воспитание, любознательность и наблюдательность, функции, воспитательный потенциал, соборность.

На сегодняшний день религиозное воспитание приобрело огромную значимость как в общей концепции всестороннего развития личности, так и в общественно-нравственном воспитании молодежи.

Проблема смысла жизни, стоявшая перед человечеством ещё на заре цивилизаций, - это вопрос духовного характера. Именно он выделяет человека из мира животных.

Учитывая тот факт, что человек по своим природным возможностям нередко уступал представителям животного мира не только в силе и ловкости, но и в хитрости и сообразительности, становится понятным, что именно душевные качества человека отличают его от мира животных -постоянная способность к бесконечному развитию и усовершенствованию.

Русский учёный, педагог и хирург Н.И. Пирогов связывает понятие «воспитание» с понятием «мировоззрение». К.Д. Ушинский писал: «Н.И. Пирогов пер-

вый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем .... глубочайших вопрос человеческого духа - вопрос жизни» [1, с. 27]. Это отражено и в законе Российской Федерации «Об образовании», где в разделе, касающемся государственной политики в области образования, сказано о необходимости воспитания «гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; важности защиты и развития «системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [2, с. 57].

Статья посвящена вопросу воспитания в контексте православного понимания, так как огромная заслуга именно последнего состоит в том, что оно привнесло в процесс развития человека глубокий гуманистический смысл. Рассмотрим смысл воспитания, опираясь на опыт современных воскресных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.