Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ'

ЛЕКСИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / лексические методы / семантический анализ / трехстадийная модель обработки учебных текстов / information technologies / lexical methods / semantic analysis / three-stage model of educational texts processing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ю. Антонов

В статье раскрывается проблема анализа и понимания лексических методов, позволяющих в рамках образовательного процесса повысить эффективность изучаемых учебных тем. Обосновывается мысль о значимости методов, основанных на обработке письменных работ студентов. Данное направление дополняется также рассмотрением моделей, реализованных за рубежом, а также в конкретном учебном процессе по общеобразовательной дисциплине. В статье подчеркивается наличие достижений в области исследований учебного процесса. На обсуждение выносятся лексические методы, расширяющий спектр текстов, которые могут быть подвергнуты анализу. Использование лексического метода приближает студентов к планируемым результатам образования. В статье сформулированы особенности, отражающие специфику технологии семантического анализа текстов как инструмента диагностики качества усвоения знаний обучаемыми. Представленный материал позволяет сделать вывод об обеспечении более глубокого усвоения знаний студентами посредством применения информационных технологий в обработке учебных текстов в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Ю. Антонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL METHODS OF EDUCATIONAL TEXTS PROCESSING BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR INCREASING THE EFFICIENCY OF STUDENTS’ KNOWLEDGE ASSEMBLY

The article reveals the problem of analysis and understanding of methods that allow increase of effectiveness of the studied educational topics within the framework of the educational process. The idea of the relevance of methods based on the processing of students’ works is substantiated. This direction is complemented by the consideration of models used abroad as well as being implemented in a general educational discipline of a specific educational process. The article underlines the presence of achievements in the field of research of the educational process, which also requires experimental work. Lexical, controlled and partially controlled methods that expand the range of texts that could be analyzed are brought up for discussion. The article presents an analysis of the methods, listed above, in particular, lexical, the use of which brings students closer to the planned results of education. The article formulates the features that reflect the pecularity of the technology of texts’ semantic analysis as a tool for diagnosing the quality of knowledge possessed by students. The work draws a conclusion about ensuring a deeper assimilation of knowledge by students through the use of information technologies in the processing of educational texts in the field of education.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 377.031

Antonov A.Yu, teacher, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia), E-mail: sanya.a23@mail.ru

LEXICAL METHODS OF EDUCATIONAL TEXTS PROCESSING BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR INCREASING THE EFFICIENCY OF STUDENTS' KNOWLEDGE ASSEMBLY. The article reveals the problem of analysis and understanding of methods that allow increase of effectiveness of the studied educational topics within the framework of the educational process. The idea of the relevance of methods based on the processing of students' works is substantiated. This direction is complemented by the consideration of models used abroad as well as being implemented in a general educational discipline of a specific educational process. The article underlines the presence of achievements in the field of research of the educational process, which also requires experimental work. Lexical, controlled and partially controlled methods that expand the range of texts that could be analyzed are brought up for discussion. The article presents an analysis of the methods, listed above, in particular, lexical, the use of which brings students closer to the planned results of education. The article formulates the features that reflect the pecularity of the technology of texts' semantic analysis as a tool for diagnosing the quality of knowledge possessed by students. The work draws a conclusion about ensuring a deeper assimilation of knowledge by students through the use of information technologies in the processing of educational texts in the field of education.

Key words: information technologies, lexical methods, semantic analysis, three-stage model of educational texts processing.

А.Ю. Антонов, преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: sanya.a23@mail.ru

ЛЕКСИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

В статье раскрывается проблема анализа и понимания лексических методов, позволяющих в рамках образовательного процесса повысить эффективность изучаемых учебных тем. Обосновывается мысль о значимости методов, основанных на обработке письменных работ студентов. Данное направление дополняется также рассмотрением моделей, реализованных за рубежом, а также в конкретном учебном процессе по общеобразовательной дисциплине. В статье подчеркивается наличие достижений в области исследований учебного процесса. На обсуждение выносятся лексические методы, расширяющий спектр текстов, которые могут быть подвергнуты анализу. Использование лексического метода приближает студентов к планируемым результатам образования. В статье сформулированы особенности, отражающие специфику технологии семантического анализа текстов как инструмента диагностики качества усвоения знаний обучаемыми. Представленный материал позволяет сделать вывод об обеспечении более глубокого усвоения знаний студентами посредством применения информационных технологий в обработке учебных текстов в области образования.

Ключевые слова: информационные технологии, лексические методы, семантический анализ, трехстадийная модель обработки учебных текстов.

Последние достижения в области информационных технологий и педагогики открывают новые возможности для исследователей и работников в сфере образования. В нашем конкретном случае речь идет об анализе письменных работ обучаемых, иначе говоря - текстах. В нашем исследовании мы рассмотрим базовый метод обработки письменных работ, имеющих отношение к образовательному процессу: лексический, расширяющий спектр текстов, которые могут быть подвергнуты анализу Чтобы проиллюстрировать данный метод, нами были проанализированы текстовые работы обучаемых первого курса среднего специального учебного заведения, чья программа соответствует старшим классам общеобразовательной школы. Результаты исследования показывают, что обучаемые, использовавшие компьютерные методы обработки текстов, демонстрируют более высокие результаты, при этом тратя равное время с группой, выполняющей классические послетекстовые задания для закрепления пройденного материала. Делаются выводы о том, что применение информационных технологий обработки учебных текстов в области образования может как обеспечить более глубокое усвоение знаний обучаемыми, так и быть подспорьем в организации монологических высказываний обучаемыми.

На современном этапе активно ведутся исследования в области педагогики, ставящие своей задачей поиск новых средств, позволяющих лучше анализировать и понимать образовательный процесс. Актуальность данной проблемы обусловлена двумя основными факторами: во-первых, у педагога есть доступ к содержательным, релевантным для обучения текстовым данным. Здесь речь

идет о таких источниках, как онлайн-форумы, лекции, эссе обучаемых, социальные сети, электронные письма. Во-вторых, лингвисты и педагоги все чаще прибегают к использованию детализированных инструментов, которые можно применять для количественного анализа текстовых данных [1]. Доступность данных и их корреляция с аналитическими методами могут значительно расширить возможности исследователя в разработке новых образовательных технологий проверки научных гипотез, увеличить достоверность и репрезентативность исследований и оптимизации времени, затрачиваемых на выполнение учебных задач. В своей работе американские ученые Райх, Тингли, Ледер-Луис, Робертс и Стюарт [2] использовали автоматический анализ текста, чтобы в рамках онлайн-за-нятий определить, какие темы интересуют студентов. Этот метод универсален и способен выполнить диагностическую функцию при формировании содержания учебных дисциплин. Мы же используем метод семантического анализа, чтобы проверить, отличаются ли показатели успеваемости обучающихся в лучшую или худшую сторону в зависимости от исходных данных, наша задача - определить, существует ли зависимость оценки от количества слов текста образца, зафиксированных в работах учеников. Вслед за вышеперечисленными учеными подробнее разберем особенности лексических методов обработки учебных текстов. Лексические методы наиболее эффективны при анализе небольших документов, таких как студенческое сочинение или эссе, обработка текстов проводится в ручном режиме, позволяя тщательно изучить материал, что необходимо педагогу. К этой группе относится, в частности, семантический онлайн-анализ,

использованный нами при проведении эксперимента. Похожее исследование было проведено С.Р Бейкером, хоть и было основано на политических заметках в новостных изданиях [3]. В рамках лексического метода может быть задействован такой инструмент, как нейросеть. Наиболее эффективная при обработке больших информационных массивов, гипертекстов нейросеть способна значительно расширить охват документов, рассматриваемых исследователем. Ученые Келли, Олни, Доннелли, Нистранд и Д'Мелло использовали лексический метод, чтобы создать генератор вопросов по одной из учебных дисциплин путем построения модели, основанной на наборе учителем заданных вручную вопросов [4]. Не все лексические методы отличаются высокой точностью, однако ввиду своей описательной и гипотезообразующей сущности подходят исследователям, изучающим темы, которые находятся на стыке педагогики и психологии. В пример можно привести ученых Бит-ти, Лалиберте и Ореопулоса, которые занимались вопросом успеваемости студентов первого курса университета [5]. Подводя небольшой итог вышесказанному, автор отмечает перспективность лексического метода в рамках проведения исследований в сфере педагогики. Приведем в пример трехста-дийную модель обработки учебных текстов, которая была успешно использована в учебном процессе и позволила повысить успеваемость обучаемых [6; 7]. Суть модели заключается в следующем: на первом этапе/стадии, используя средства ИКТ, ищется семантическое ядро предлагаемого для усвоения текста, выявляются ключевые понятия. На втором этапе, или второй стадии облако тегов используется для построения так называемых концепт-карт. Наконец, на третьем этапе, третьей стадии осуществления модели концепт-карты используются для освоения разговорных тем.

Разберем лексические методы подробнее: использование нейросети позволяет проводить работу в условиях дефицита времени, отведенного на классификацию данных, иными словами, когда текстов чрезвычайно много, а сроки максимально сжаты. Анализ текстов с помощью нейросети способен выявить особенности письменных работ, а также определить паттерны, или алгоритмы, на основе которых может осуществляться дальнейшая проверка. Образовательный дискурс обширен и включает в себя не только параграфы учебных пособий, но и статьи, работы студентов, а также тексты, которые пишут сами педагоги. Нельзя не упомянуть исследование зарубежных ученых, обучивших нейросеть для классификации причин, по которым учителя уволились со своей предыдущей работы. Анализировали тексты преподавателей по четырем категориям: а) увольнение по собственному желанию, б) плохие условия труда, в) низкая заработная плата и другие причины. Исследователи вручную набрали несколько сотен отзывов, а затем смогли обучить нейросеть, используя эти наблюдения для прогнозирования причины увольнения для оставшихся учителей [8]. В дальнейшем прогнозы могут показать связь между текучкой педагогических работников и условиями на местах. В дополнение к созданию классификаций отметим, что лексические методы также позволяют оценить общие пропорции, например, чтобы определить «удельный вес» учителей, добровольно уволившихся с прежней работы. При этом есть вероятность неверной трактовки примерно десяти процентов входящих отзывов, когда к уволившимся по собственному желанию будут добавлены учителя, которым платили слишком мало. Отметим всё же, что «чувствительность» нейросети может быть откорректирована пользователем для повышения её точности.

Лексические методы анализа текстов могут специализироваться на автоматическом поиске тем или кластеров в данных. Документы (или части документов) распределяются по группам путем выбора определенных слов внутри текста, документы могут содержать одну или несколько тем. Вновь обратимся к образовательному дискурсу: ученые Пеннер, Рохмес, Лю, Соланки и Лоеб использовали тематические модели для обработки отзывов учителей, в которых педагоги отразили отношение к роли наставников в ликвидации пробелов в знаниях. Тематическое моделирование позволило исследователям выяснить, что латиноамериканские и афроамериканские преподаватели чаще остальных выделяют расовое неравенство в отдельную категорию, в то время как у других наставников этот пункт мог вовсе отсутствовать [9]. Лексические

Библиографический список

методы также можно использовать для создания так называемой «структурной тематической модели», оценивающей мотивацию студентов высших учебных заведений в зависимости от пола обучаемых.

Наконец, переходим к лексическим методам, наиболее эффективно применимым в ситуациях, когда известны ключевые понятия, составляющие семантическое ядро текста-образца. Эти методы основываются на частоте, с которой интересующее слово употребляется в работах обучаемых. Например, Бейкер, Блум и Дэвис проанализировали статьи в газетах на наличие терминов «регулирование», «дефицит» и «федеральный резерв», чтобы выяснить, какие издания выражают обеспокоенность экономической политикой страны [10]. У педагога есть возможность определить список потенциально значимых слов с помощью готового инструмента, известного как словарь, или тезаурус. Если же разбирать связи между лексическими единицами, онлайн-сервисы вполне справляются с задачей по построению так называемых «карт памяти», или «концепт-карт», чтобы отразить выбранные слова в виде иерархической структуры. Также, несмотря на простоту использования автоматического анализа структуры текста, что тоже относится к лексическим методам, нельзя приуменьшать роль педагога, лично контролирующего работу. Оценка складывается из многих факторов, структура письменной работы является только одним из них. Важен контекст, грамотность, полнота раскрытия заданной темы. В рамках апробации трехстадийной модели обработки учебных текстов, которая была разобрана в отдельной статье, мы использовали анализ частоты используемых слов в работах студентов первого курса колледжа в процессе освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Все методы, рассмотренные в данной статье, в основе своей имеют преобразование готового текста, в нашем случае за основу брался эталонный текст из учебника. Онлайн-сервис «seo анализ текста» выделил 13 слов, которые были употреблены чаще остальных. Следует отметить, что в параметрах настройки сервиса были указаны так называемые «стоп-слова», такие как предлоги и союзы. Предварительная обработка текстовых данных также учитывала словоформы, так что «электро», «электрический» и другие производные становились просто «электричеством». На занятиях в двух разных группах была разобрана тема «Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях», далее контрольная группа приступила к ответам на вопросы после текста для закрепления пройденного материала. Экспериментальная же группа получила задание составить концепт-карту, отражающую суть прочитанного текста. На следующем занятии обе группы должны были письменно воспроизвести содержание темы, собранные работы были про-ранжированы по оценкам. Далее тексты обучаемых были проанализированы онлайн-сервисом, стали видны наиболее «значимые» слова, которые употреблялись чаще остальных. Сопоставив ключевые слова эталонного текста с ключевыми словами письменных работ студентов, стало возможным сделать следующие выводы: обучаемые экспериментальной группы, которые составляли концепт-карты, справились с заданием в целом лучше контрольной группы, выполнявшей классические послетекстовые упражнения. Обучаемые, использовавшие большее количество ключевых слов текста-образца, глубже раскрыли вопрос, соблюдая логичность повествования, получив высокие оценки. Соответствующая корреляция между использованием значимых семантических единиц и оценкой позволила выделить закономерность, доказывающей состоятельность трехстадийной системы обработки учебных текстов и лексического метода «семантический анализ» в частности.

Подводя итог вышесказанному, становится возможным сделать вывод о том, что информационные технологии играют ключевую роль в лексическом методе обработки учебных текстов. В частности, использование трехстадийной модели обработки текстов выступает фактором, повышающим эффективность усвоения знаний студентами. Разработанная модель интуитивно понятна и может быть использована обучаемыми самостоятельно в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы. Результаты опытно-экспериментальной апробации подтверждают успешность достижения учебных целей, давая задел на проведение дальнейших исследований.

1. Text as Data, Matthew Gentzkow, Bryan Kelly, Matt Taddy. Journal of Economic Literature. 2019; № 57 (3): 535 - 574.

2. Reich J., Tingley D., Leder-Luis J., Roberts M.E., Stewart B.M. Computer-Assisted Reading and Discovery for Student-Generated Text in Massive Open Online Courses. Journal of Learning Analytics. 2015; № 2 (1): 156 - 184.

3. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J. Measuring Economic Policy Uncertainty. The Quarterly Journal of Economics. 2016; № 131 (4): 1593 - 1636.

4. Kelly S., Olney A.M., Donnelly P., Nystrand M., D'Mello S.K. Automatically measuring question authenticity in real-world classrooms. Educational Researcher. 2018; № 47 (7): 451 - 464.

5. Beattie G., Laliberte J W.P., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018; № 62: 170 - 182.

6. Антонов А.Ю., Веряев А.А., Костюкова Т.А., Доманский В.А. Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами. Язык и культура. 2017; № 49: 122 - 134.

7. Антонов А.Ю., Веряев А.А. Использование пакета Cmaptools и концепт-карт в процессе обучения английскому языку. Преподаватель XXI век. 2017; № 1: 9 - 19.

8. Sajjadiani S., Sojourner A.J., Kammeyer-Mueller J.D., Mykerezi E. Using machine learning to translate applicant work history into predictors of performance and turnover. Journal of Applied Psycholog. 2019; № 104 (10), 1207 - 1225.

9. Emily K. Penner, Rochmes J., Liu J., Solanki S.M., Loeb S. RSF: The Russell Sage Foundation. Journal of the Social Sciences. 20194 № 5 (3): 103 - 127.

10. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J. Measuring Economic Policy Uncertainty. The Quarterly Journal of Economics. 2016; № 131 (4): 1593 - 1636.

References

1. Text as Data, Matthew Gentzkow, Bryan Kelly, Matt Taddy. Journal of Economic Literature. 2019; № 57 (3): 535 - 574.

2. Reich J., Tingley D., Leder-Luis J., Roberts M.E., Stewart B.M. Computer-Assisted Reading and Discovery for Student-Generated Text in Massive Open Online Courses. Journal of Learning Analytics. 2015; № 2 (1): 156 - 184.

3. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J. Measuring Economic Policy Uncertainty. The Quarterly Journal of Economics. 2016; № 131 (4): 1593 - 1636.

4. Kelly S., Olney A.M., Donnelly P., Nystrand M., D'Mello S.K. Automatically measuring question authenticity in real-world classrooms. Educational Researcher. 2018; № 47 (7): 451 - 464.

5. Beattie G., Laliberte J W.P., Oreopoulos P. Thrivers and divers: Using non-academic measures to predict college success and failure. Economics of Education Review. 2018; № 62: 170 - 182.

6. Antonov A.Yu., Veryaev A.A., Kostyukova T.A., Domanskij V.A. Trehstadijnaya model' ispol'zovaniya oblaka tegov i koncept-kart v uchebnom processe dlya raboty s angloyazychnymi tekstami. Yazyk i kul'tura. 2017; № 49: 122 - 134.

7. Antonov A.Yu., Veryaev A.A. Ispol'zovanie paketa Cmaptools i koncept-kart v processe obucheniya anglijskomu yazyku. Prepodavatel'XXI vek. 2017; № 1: 9 - 19.

8. Sajjadiani S., Sojourner A.J., Kammeyer-Mueller J.D., Mykerezi E. Using machine learning to translate applicant work history into predictors of performance and turnover. Journal of Applied Psycholog. 2019; № 104 (10), 1207 - 1225.

9. Emily K. Penner, Rochmes J., Liu J., Solanki S.M., Loeb S. RSF: The Russell Sage Foundation. Journal of the Social Sciences. 20194 № 5 (3): 103 - 127.

10. Baker S.R., Bloom N., Davis S.J. Measuring Economic Policy Uncertainty. The Quarterly Journal of Economics. 2016; № 131 (4): 1593 - 1636.

Статья поступила в редакцию 10.01.21

УДК 37.013.43

Loskina M.N., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: Loskina_mariya@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF SAKHA. The article, on the example of the children's folklore ensemble "Odun" of the Republic of Sakha (Yakutia), examines the pedagogical conditions of the process of formation and development of ethnocultural competence of specialists in institutions of additional education. The features of increasing the efficiency of activities in cooperation of all subjects of the cultural process, cultural and leisure institutions and educational organizations for the professionalization of the industry are highlighted. The issues of preservation and development of three stages of the education system are considered: additional, additional pre-professional education (secondary vocational education), higher professional education. The author concludes that the activity of the Yakut folk ensemble "Odun" is a vivid example of continuity for determining the future profession and forming the ethno-cultural competencies of future specialists in the field of culture.

Key words: ethnocultural, competence, educational, history, culture, traditions, values, personality.

М.Н. Лоскина, аспирант-соискатель, Московский государственный институт культуры, Е-mail: Loskina_mariya@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье на примере детского фольклорного ансамбля «Одун» Республики Саха (Якутия) рассмотрены педагогические условия процесса формирования и развития этнокультурной компетентности специалистов в учреждениях дополнительного образования. Освещены особенности повышения эффективности деятельности, заключающейся в сотрудничестве всех субъектов культурного процесса, культурно-досуговых учреждений и образовательных организаций, для профессионализации отрасли. Рассмотрены вопросы сохранения и развития трех ступеней системы образования: дополнительного, дополнительного предпрофессионального образования - среднего профессионального образования - высшего профессионального образования. Автор делает вывод, что деятельность народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) - детского фольклорного ансамбля «Одун» - является ярким примером преемственности для определения будущей профессии и формирования этнокультурных компетенций будущих специалистов в сфере культуры.

Ключевые слова: этнокультурная, компетентность, образовательные, история, культура, традиции, ценности, личность.

Основной задачей подпрограммы «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России» государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» является укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.

Вопросы укрепления единства многонационального народа Российской Федерации, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Саха (Якутия), в том числе сохранение самобытной культуры, этнокультурное развитие народов республики отражены в государственной программе Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 -2024 годы».

Между тем в системе образования Российской Федерации недостаточно используются педагогические возможности образовательной среды как открытой системы, обладающей способностью включить в содержание образования этнокультурные особенности региона: традиции, обычаи, уклад жизни, взаимодействие с учреждениями культуры, семьёй. В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурное воспитание, этнокультурная компетентность стремительно завоевывают социокультурное пространство.

Сохранение, развитие национальной культуры - это первостепенная задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, традиционному народному художественному творчеству, традициям своих предков, корней. Возродить, сохранить фольклор, национальную культуру, народные обычаи, обряды и праздники, передать их из поколения в поколение в наше время можно через преемственность образования как актуальную проблему современности.

Исследованию данной тематики посвящены работы отечественных ученых: Волкова ПН. [1], Федоровой С.Н. [2], Коноваловой Л.В. [3], Прокопьевой М.М. [4], Поповой М.Н. [5] и других. Они раскрыли теоретические и практические стороны изучения российской и региональной этнопедагогики. Однако исследования проблем формирования этнокультурной компетенции будущих специалистов в региональной образовательной среде, учитывающих специфические особенности регионов, требуют новых подходов.

Приоритетными направлениями совершенствования профессионального образования культуры в Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день являются вопросы сохранения и развития трех ступеней системы образования: дополнительное, дополнительное предпрофессиональное образование - среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование.

Одним из путей решения данного вопроса можно считать усовершенствование педагогических условий процесса формирования и развития этнокультурной компетентности специалистов в учреждениях дополнительного образования.

Исследования проводились на примере этнокультурного центра, народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) детского фольклорного ансамбля «Одун».

Концепция фольклорного ансамбля нового поколения - это обобщенный системный образ будущего образовательного учреждения в области этнокультурного воспитания, реально формирующего творческую личность, прогнозируемый результат совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, результат взаимодействия с социальными партнерами. Это центр социализации, духовного общения детей и педагогов, совместного целостного освоения бесценной кладези народной мудрости, ориентирующей ребенка на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.