университет имени М.К. Аммосова» - 3, в ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский колледж технологии и дизайна» - 2, в ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский колледж культуры и искусств» - 1. Многие закончили обучение и работают в учреждениях культуры [7].
Таким образом, деятельность народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) детского фольклорного ансамбля «Одун» является ярким примером преемственности для определения будущей профессии и формирования этнокультурных компетенций будущих специалистов в сфере культуры.
Библиографический список
Повышение эффективности деятельности всех субъектов культурного процесса, культурно-досуговых учреждений и организаций для профессионализации отрасли зависит от последовательной системной работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей, а также преемственности между образовательными организациями дополнительного, дополнительного предпрофессионального образования детей, образовательных учреждений среднего и высшего образования в сфере культуры. Именно создание педагогических условий для формирования и развития этнокультурных компетенций является важным фактором для специалистов в сфере культуры.
1. Волков ГН., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под научной редакцией ГМ. Борли-кова. Москва: ООО «Большая Медведица»; Элиста: Калмыкский государственный университет, 2006.
2. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов: монография. Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008.
3. Коновалова Л.В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2011.
4. Прокопьева М.М., Кычкина С.Д. Компетентностный подход в образовании. Среднее профессиональное образование. 2009; № 4: 29.
5. Попова М.Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2020.
6. Колодезникова Т. Г Авторская комплексная образовательная программа «Путь к гармонии» народного образцового коллектива Республики Саха (Якутия) детского фольклорного ансамбля «Одун». Якутск, 2016.
7. Колодезникова Т. Г Справка о выпускниках детского фольклорного ансамбля «Одун». 2020; 15 ноября.
References
1. Volkov G.N., Petrova T.N., Pan'kin A.B. Vvedenie v 'etnopedagogiku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod nauchnoj redakciej G.M. Borlikova. Moskva: OOO «Bol'shaya Medvedica»; 'Elista: Kalmykskij gosudarstvennyj universitet, 2006.
2. Sistemnyj podhod k 'etnokul'turologicheskoj podgotovke buduschih pedagogov: monografiya. Joshkar-Ola: GOU VPO «Marijskij gosudarstvennyj universitet», 2008.
3. Konovalova L.V. Formirovanie i razvitie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagogov v processe nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2011.
4. Prokop'eva M.M., Kychkina S.D. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2009; № 4: 29.
5. Popova M.N. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetenciistarsheklassnikov vregional'nojobrazovatel'nojsrede. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2020.
6. Kolodeznikova T.G. Avtorskaya kompleksnaya obrazovatel'naya programma «Put'kgarmonii» narodnogo obrazcovogo kollektiva Respubliki Saha (Yakutiya) detskogo fol'klornogo ansamblya «Odun». Yakutsk, 2016.
7. Kolodeznikova T.G. Spravka o vypusknikah detskogo fol'klornogo ansamblya «Odun». 2020; 15 noyabrya.
Статья поступила в редакцию 09.12.20
УДК 378
Dvornichenko AS., postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SUNDAY SCHOOL CLASSES: HISTORICAL AND MODERN ASPECTS. In the article different origins, their particularities and principal grounds of education are reviewed in Sunday school classes in Russia. Some special and ethical ways of education in Sunday school classes are described in modern Russia. Some main ideas and ways of activities of orthodox pedagogy are reviewed by some outstanding philosophers. Some features are defined, which are realized in the whole process of Sunday school education. Musical role of education is of great importance, which we consider as the element of collegiality creation. This role reinforces national identity among growing children. This information gives us an opportunity to make a conclusion that Sunday school studies contribute to family's unity, regenerate ethical ways of family education and reinforce national culture and national identity.
Key words: Sunday school class, education, ethical aspects of education, curiosity, observation, features, educational process, collegiality.
А.С. Дворниченко, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассмотрены истоки воскресных школ в России, их специфика и идейные основы обучения и духовно-нравственного воспитания, в том числе в современном обществе. Рассмотрены основные идеи и сферы воздействия православной педагогики в трудах разных выдающихся мыслителей. Конкретизированы функции, реализующиеся в процессе обучения в воскресных школах. Подчёркнута роль занятий музыкой как фактора формирования соборности и укрепления национальной идентичности у детей и молодежи. Представленный материал позволяет сделать вывод, что воскресные школы способствуют укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейного воспитания, а также упрочению роли национальной культуры и национального самосознания.
Ключевые слова: воскресная школа, обучение, духовно-нравственное воспитание, любознательность и наблюдательность, функции, воспитательный потенциал, соборность.
На сегодняшний день религиозное воспитание приобрело огромную значимость как в общей концепции всестороннего развития личности, так и в общественно-нравственном воспитании молодежи.
Проблема смысла жизни, стоявшая перед человечеством ещё на заре цивилизаций, - это вопрос духовного характера. Именно он выделяет человека из мира животных.
Учитывая тот факт, что человек по своим природным возможностям нередко уступал представителям животного мира не только в силе и ловкости, но и в хитрости и сообразительности, становится понятным, что именно душевные качества человека отличают его от мира животных -постоянная способность к бесконечному развитию и усовершенствованию.
Русский учёный, педагог и хирург Н.И. Пирогов связывает понятие «воспитание» с понятием «мировоззрение». К.Д. Ушинский писал: «Н.И. Пирогов пер-
вый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем .... глубочайших вопрос человеческого духа - вопрос жизни» [1, с. 27]. Это отражено и в законе Российской Федерации «Об образовании», где в разделе, касающемся государственной политики в области образования, сказано о необходимости воспитания «гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»; важности защиты и развития «системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [2, с. 57].
Статья посвящена вопросу воспитания в контексте православного понимания, так как огромная заслуга именно последнего состоит в том, что оно привнесло в процесс развития человека глубокий гуманистический смысл. Рассмотрим смысл воспитания, опираясь на опыт современных воскресных школ.
Их образование уходит корнями в Древнюю Русь, когда не только наши школы, но и школы Запада основывались при монастырях и храмах. Именно традиция со стороны священства собирать прихожан после литургии в воскресные и праздничные дни, когда священники учили свою паству слову Божию, разъясняли и трактовали Евангелие, обучали письму и чтению на церковно-славянском языке, разучивали с прихожанами песнопения, которые исполнялись во время богослужений и были неотъемлемым элементом проведения служб, - все это преобразовалось в насущную потребность организации и создания специальных воскресных школ для основной массы населения.
Воскресные школы как возрождённая демократическая форма образования появились в конце 50-х годов XIX в., они в равной степени предназначались для обучения как взрослых, так и детей, у которых не было возможности посещать начальную школу Было очевидно, что после отмены крепостного права востребованность образования набирала свои позиции и представляла уже насущную необходимость для населения.
Это выражалось не только в том, что родители, не имевшие образования, стремились дать его своим детям, но и сами родители пытались наверстать упущенное и заполнить пробел в образовании. Кроме того, дети в промышленных городах не имели возможности посещать ежедневные начальные школы ввиду своей занятости на промышленных и торговых предприятиях, а занятия в воскресных школах возможно было посещать без ущерба рабочему графику
Изначально общество относилось к образованию в воскресных школах как к несерьезным попыткам приобщить основную массу народа к истокам образования, которое не имело особого значения и веса. Однако воскресные школы достаточно быстро показали, что они являются одним из орудий просветительного влияния на народные массы [3, с. 105].
Основная задача воскресных школ в этот период заключалась в следующем. «Воскресная школа должна помочь своим подопечным благоразумно мыслить, развивать сознание честного труда, долга и порядка во всем жизненном обиходе» - такова задача и цель воскресных школ 60-х годов XIX в. [4, с. 33].
Итак, целью воскресных школ было образование и развитие учащихся. Деятельность этих школ говорит о том, что они не случайное, а серьезное явление в жизни нашего общества, которое задалось высокогуманной целью просвещения народа.
Вот что писал о воскресных школах в 1960 году наш выдающийся педагог и юрист К.Д. Ушинский «... воскресные школы - одно из деятельных средств для предупреждения народного разврата и тех пролетариатских стремлений, которые не ведут, конечно, ни к чему хорошему ...» [5, с. 222].
Другое большое значение воскресных школ состояло в сближении образованных людей с представителями рабочего класса. Этому способствовала одна общая неизменная особенность воскресных школ современного и прошлого периодов. Это бесплатное или, говоря словами XIX века, «даровое обучение» [5, с. 223].
К основным принципам, которыми руководствовались первоначальные воскресные школы, относились: безвозмездный труд как учащихся, так и преподавательского состава; серьезный, сознательный подход к делу преподавания и идейная работа [4, с. 11]. Именно эта особенность отличала воскресные школы того времени от ежедневных министерских школ.
Данное отличие сохранилось и в современных воскресных школах, что является крайне важным и необходимым условием в процессе развития и воспитания подрастающего поколения в сегодняшнее непростое время.
Несмотря на то, что в современных воскресных школах, как и в школах прошлого столетия, пребывание является бесплатным, роль воспитания и обучения здесь всегда отводилась людям, которые посвящали этому делу всю свою жизнь и с огромным желанием и теплотой отдавались ему. Это, несомненно, являлось и является неоспоримым преимуществом в сфере просвещения и обучения подрастающего поколения.
Константин Петрович Победоносцев - историк церкви, профессор, писатель - придерживался мнения, что проблемы образования не решаются количеством школ, а, наоборот, этот вопрос всегда зависел и зависит только от количества живых учителей. Учитель - отражение школы, ее душа. «Что пользы в том, что школ настроим всюду множество, а учителя мы не воспитали, или строим школы свои на ложном идеале и в разладе с действительными потребностями жизни и с непреодолимыми условиями места и времени» [6, с. 334].
По мнению Победоносцева, процесс обучения должен основываться на двух душевных качествах ребенка: любознательность и наблюдательность. Именно эти качества добрый учитель должен раскрыть в каждом ученике, другими словами, в эти качества мы в наше время относим такие понятия, как заинтересованность или мотивация к обучению.
Невозможно отрицать право родителей и педагогов на воспитание, но на воспитывающего возложена задача и обязанность предвидеть и предугадать не только талант или способности ребёнка, а, что гораздо важнее, - запустить механизм внутреннего роста, обеспечить перспективу развития каждого ребенка. В деле воспитания крайне важно помочь ребёнку найти самого себя.
Таким образом, задача современной воскресной школы - это максимальное сочетание духовного роста ребёнка и развитие всех его творческих возможностей и сил в контексте познания мира и человека. Основой воспитания детей в воскресных школах являются христианские добродетели. Понимание христиан-
ских истин благотворно влияет на развитие детей не только с позиции нравственности и национальной традиции православного образования, но и с позиции развития эмоционально-чувственной сферы детей. Именно религиозный фактор помогает развить в ребёнке чувство, способствующее формированию у него таких качеств человеческой природы, как сострадание, любовь, милосердие.
Интересна позиция российского и советского педагога и психолога П.Ф. Каптерева по отношению к воскресным школам как учреждениям дополнительного образования. Он предлагает отбирать «самое важное, типичное и доступное» для детей. «Чрезвычайно важно организовывать в четырехлетней школе занятия ручным трудом, рисованием, хоровое пение и товарищеские игры» [7, с. 19].
Видные деятели отечественной педагогики, такие как К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Модзалевский и многие другие, акцентировали своё внимание именно на воспитании у детей религиозного чувства, которое представляло для них одну из главных задач воспитания. По словам Ушинского, основное значение православного воспитания не сводится к простой передаче знаний в готовом виде, а понимается как единый процесс развития умственных способностей учеников, стремящихся к усовершенствованию своих знаний и навыков в сфере вечно непостижимого: «Наука изучает только постижимое, религия устремляет дух человека к вечному и вечно непостижимому» [8, с. 416].
Нельзя отрицать тот факт, что естественное развитие детей должно быть всесторонним. Что мы вкладываем в понятие всестороннего развития? Это многокомпонентное понятие включает в себя физическое, психическое, социальное и духовно-нравственное развитие детей. Исходя из этого, содержание образования и воспитания с точки зрения религиозного (православного) мира понимается в единстве воплощения когнитивной, эмоциональной, этической, эстетической и экзистенциальной составляющих.
Важно, что понятие «воспитание» с православной точки зрения неразрывно связано с понятием «духовно-нравственное воспитание», которое прочно укоренилось не только в религиозной сфере, но и в современной педагогической литературе, а также в официальных документах, законах, приказах.
С точки зрения философа В.С. Степана, « ... стремление науки на порождение нового знания делает ее важнейшим социальным фактором изменений в культуре и обществе. Что же касается религии, то она выступает хранителем традиций, устойчивых ценностей, аккумулирующих исторически апробированный опыт социальной адаптации человека к природе и социальным обязанностям» [9, с. 22 - 23].
Следуя точки зрения этого философа, можно заметить, что эта позиция представляет особый интерес именно в сфере педагогики и образования, конечная цель которых заключается в духовно-нравственном просвещении и воспитании детей и молодежи.
Рассмотрение основных идеи и установок православной (религиозной) педагогики разными выдающимися мыслителями даёт возможность подойти к обучению музыке в воскресной школе с позиции воспитания такого социально и нравственно значимого качества, как соборность и рассматривать последнюю как особый феномен всей духовной культуры России. К ним относятся:
- ценностно-ориентированная функция, которая реализуется путём приобщения детей в воскресной школе к многовековому национальному культурному и духовно-нравственному опыту;
- регулятивная функция, обеспечивающая дифференциацию одобренных обществом норм и стандартов обучения, которые являются носителями ценностных и морально-эстетических установок и отражают потребности и запросы современных воскресных школ;
- интегративная функция, направленная на развитие общего соборного-духовно-нравственного потенциала современной молодежи или функция соборности;
- коммуникативная функция, обеспечивающая соборность подрастающего поколения на основе общих духовно-нравственных ценностей - одна из самых актуальных и востребованных функций во всех сферах образования. Она неразрывно связана с насущными проблемами обучения в 2020 году, когда всему миру пришлось перейти на дистанционное обучение. Самым уязвимым звеном в этой ситуации оказались школьники. В связи с этим подчеркнём, что наиболее слабым местом дистанционного образования оказалась разъединенность детей, детей и учителей, учителей и родителей, то есть нарушение соборности как потребности и одного из наиболее значимых результатов образования. Об этом ярко свидетельствуют отзывы родителей и самих детей.
Слова Победоносцева оказались актуальными и востребованными и в это непростое для всех нас время. «Пусть собираются конференции педагогов и специалистов, появляются новые способы обучения и новые учебные учреждения - напрасный труд ... - живой души в них не будет, пока не будут для них созданы живые учителя» [10, с. 177].
Залогом сердечной и умственной привязанности детей школьного возраста к учителю и школе всегда были, есть и будут живые занятия с детьми, которые наполнены богатым материалом для оживленного интереса, направленного на возбуждение мысли, будоражащее воображение детей. Учителю следует обращаться в первую очередь к таким душевным качествам детей, как любознательность и наблюдательность, так как учение происходит только через внутреннее усвоение;
- умиротворяющая функция, которая является отличительной особенностью православного воспитания и обучения. Она позволяет ребёнку найти душевное равновесие, баланс, моральную поддержку, так как жизнь современного человека наполнена стрессами и отрицательными эмоциями. В этих условиях именно детская природа наиболее уязвима и подвержена негативному воздействию извне.
Современные дети сегодня в корне отличаются от предыдущих поколений. Они наиболее восприимчивы к быстрому усвоению нестандартных способов интеллектуальной и предметной деятельности, которые диктуют нам современные технологии, в том числе возможности Интернета в сфере образования и воспитания. Именно технологически насыщенная обстановка, которая их окружает дома, где они растут и постоянно находятся, оказывает влияние на их внутренний мир. Это приводит к тому, что учителям приходится все чаще сталкиваться с детской гиперактивностью, обусловленной «технологическим прогрессом» и современными возможностями, которые открывает перед нами мир Интернета;
Библиографический список
- рекреационная функция одна из значимых и любимых функций не только детей, но и взрослых. Она направлена в основном на организацию досуга;
- воспитательная функция, которая формирует нравственное поведение личности, облик подрастающего поколения и направлена на укрепление института семьи, сохранение национальной культуры и идентичности.
Таким образом, рассмотрев основные функции в процессе приобщения воспитанников воскресной школы к музыке, можно прийти к выводу, что современные воскресные школы возрождают и транслируют обществу идеалы нравственности, способствуют духовно-нравственному росту человека, формируют у подрастающего поколения важнейшие этические чувства совести, долга, ответственности, патриотизма, а также нравственные чувства: терпение, милосердие, доброту. Помимо этого, значение воскресных школ состоит в том, что они способствуют укреплению института семьи, возрождению духовно-нравственных традиций семейного воспитания, а также укреплению роли национальной культуры и национального самосознания.
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 14 т. Москва; Ленинград, 1948; Т. 3.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»: с комментариями к последним изменениям. Москва: Эксмо, 2012.
3. Абрамов Я.В. Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще. Москва: А.А. Левенсон, 1896.
4. Сибирсюя Воскресныя Школы. Томск: Товарищество Скоропечати А.А. Левенсонъ, 1903. Т. 1.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва: Госучпедгиз, 1939.
6. Шестун Е. Православная педагогика. Москва: Про-Пресс, 2001.
7. Каптерев П.Ф. Современные задачи народного образования в России. Москва, 1913.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1989; Т. 2.
9. Степин В.С. Философия и религия в социокультурном контексте. Ценностный дискурс в науках и теологии. Москва: ИФ РАН, 2009.
10. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2004.
References
1. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 14 t. Moskva; Leningrad, 1948; T. 3.
2. Zakon Rossijskoj Federacii«Ob obrazovanii»: s kommentariyami k poslednim izmeneniyam. Moskva: 'Eksmo, 2012.
3. Abramov Ya.V. Chastnaya zhenskaya voskresnaya shkola v Har'kove i voskresnye shkoly voobsche. Moskva: A.A. Levenson, 1896.
4. Sibirskiya Voskresnyya Shkoly. Tomsk: Tovarischestvo Skoropechati A.A. Levenson', 1903. T. 1.
5. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskie sochineniya. Moskva: Gosuchpedgiz, 1939.
6. Shestun E. Pravoslavnaya pedagogika. Moskva: Pro-Press, 2001.
7. Kapterev P. F. Sovremennye zadachi narodnogo obrazovaniya v Rossii. Moskva, 1913.
8. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1989; T. 2.
9. Stepin V.S. Filosofiya i religiya v sociokul'turnom kontekste. Cennostnyjdiskurs v naukah i teologii. Moskva: IF RAN, 2009.
10. Sizemskaya I.N., Novikova L.I. Idei vospitaniya v russkoj filosofii. XIX - nachalo XX veka. Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya, 2004.
Статья поступила в редакцию 26.12.20
УДК 378
Donskaya N.A., postgraduate, IPPO GAOU VO MGPU (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING A TEXTUAL COMPETENCE, BASED ON THE MODEL "DEFINITON". The article offers a new perspective on the solution to the topical problem of forming textual competence of elementary school students, which is stated in FSES LEO. The author considers the set of textual skills as a substantial basis for textual competence and on the basis of the works of researchers in this field offers a characteristic of this concept. The developed materials assume the formation of textual competence of junior schoolchildren based on the model "Definition", the essence of which is presented in the text of the article. Work methods on the model are suggested on the basis of the analysis of the didactic material from the textbook "Russian language. 3 grade. Part 2" by L.F. Klimanova and T.V. Babushkina. It is proved that the system of tasks proposed in the textbook can be effectively used to develop additional tasks, contributing to the formation of textual competence.
Key words: textual competence, textual skills, structural and semantic model, logical definition, rhetoric definition.
Н.А. Донская, аспирант, ИППО ГАОУ ВО МГП, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ОПОРОЙ НА МОДЕЛЬ "ОПРЕДЕЛЕНИЕ"
В статье предлагается новый взгляд на решение актуальной проблемы - формирование текстовой компетенции младших школьников, заявленной в ФГОС НОО. Автор рассматривает совокупность текстовых умений как содержательную основу текстовой компетенции и, опираясь на труды исследователей в этой области, представляют характеристику данного понятия. Разработанные материалы предполагают формирование текстовой компетенции младших школьников с опорой на модель «определение», суть которой представлена в тексте статьи. Приемы работы над моделью «определение» даются на основе анализа дидактического материала учебника «Русский язык. 3 класс. 2 часть» Л.Ф. Климановой и Т.В. Бабушкиной. Доказывается, что система заданий, предложенных в учебнике, может быть эффективно использована для разработки дополнительных упражнений, способствующих становлению текстовой компетенции.
Ключевые слова: текстовая компетенция, текстовые умения, структурно-смысловая модель, логическое определение, риторическое определение.
Одним из основных требований, предъявляемых ФГОС НОО (2018 г.) к качеству образования младших школьников, является требование сформирован-ности текстовой и коммуникативной компетенций.
Актуальность формирования текстовой компетенции обусловлена тем, что она является метапредметной, то есть обеспечивает наиболее эффективное освоение содержания различных дисциплин в системе общего среднего образования, а также наделяется статусом профессиональной компетенции, в которой
знания предъявляются обучающимся в виде текстов [1, с. 144; 2, с. 49; 3, с. 320; 4, с. 224].
Формированию текстовых умений посвящены многие исследования, в которых по-разному раскрывается методическая сторона данной проблемы. Подавляющее большинство этих работ признает текст основным средством создания развивающей среды на уроках русского языка, поскольку он является результатом речетворческой деятельности [5, с. 94 - 98].