Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ETHNOCULTURAL / COMPETENCE / EDUCATIONAL / HISTORY / CULTURE / TRADITIONS / VALUES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскина М. Н.

В статье рассмотрены факторы, принципы, функции и условия для успешного формирования этнокультурной компетентности у будущих специалистов в системе профессионального образования в Республике Саха (Якутия). Обоснована уникальность развития этнокультурных направлений образовательных учреждений культуры и искусств для сохранения национальных, региональных традиций, истории и культуры Якутии. Выявлены особенности формирования этнокультурной компетентности у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лоскина М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The article considers factors, principles, functions and conditions for the successful formation of ethnocultural competence among future specialists in the vocational education system in the Republic of Sakha (Yakutia). The uniqueness of the development of ethnocultural trends in educational institutions of culture and arts is substantiated for the preservation of national, regional traditions, history and culture of Yakutia. The features of the formation of ethnocultural competence among future specialists are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 208-213

Формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов образовательных учреждений культуры Республики Саха (Якутия)

М.Н. Лоскина

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7 State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: этнокультурная, компетентность, образовательные, история, культура, традиции, ценности, личность.

Key words: ethnocultural, competence, educational, history, culture, traditions, values, personality.

Резюме: В статье рассмотрены факторы, принципы, функции и условия для успешного формирования этнокультурной компетентности у будущих специалистов в системе профессионального образования в Республике Саха (Якутия). Обоснована уникальность развития этнокультурных направлений образовательных учреждений культуры и искусств для сохранения национальных, региональных традиций, истории и культуры Якутии. Выявлены особенности формирования этнокультурной компетентности у будущих специалистов.

Abstract: The article considers factors, principles, functions and conditions for the successful formation of ethnocultural competence among future specialists in the vocational education system in the Republic of Sakha (Yakutia). The uniqueness of the development of ethnocultural trends in educational institutions of culture and arts is substantiated for the preservation of national, regional traditions, history and culture of Yakutia. The features of the formation of ethnocultural competence among future specialists are revealed.

[Loskina M.N. Formation of ethnocultural competence of future specialists of educational institutions of culture of the Republic of SakM (Yakutia)]

Введение. В многонациональном регионе, как Республика Саха (Якутия), процесс формирования этнокультурной компетентности является важнейшим условием развития культуры региона. В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации отмечается, что многонациональный народ Российской Федерации - это свободные равноправные граждане Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающие гражданским самосознанием.

Основными приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации (Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703). Россия - многонациональное государство, на её территории проживает более 190 народов, в число которых входят коренные малочисленные народы, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Формирование этнокультурной компетентности у будущих специалистов в системе профессионального образования в сфере культуры в Республике Саха (Якутия) недостаточно изучено. В ходе исследования рассмотрим уникальность развития этнокультурных компетенций на примере образовательных учреждений в сфере культуры в Республике Саха (Якутия). Формирование личности, способной к активному утверждению своей позиции в процессе профессиональной деятельности, является неотъемлемым условием совершенствования этнокультурной компетентности. Как отмечают многие современные российские исследователи (Р.Б. Годжиева, О.А. Гущина, Г.П. Иванова, А.Б. Панькина, Н.А. Шагаева, Х.Д. Ооржак, У.А. Винокурова, М.М. Прокопьева и др.) формирование и развитие этнокультурных ценностей в молодежной среде является на сегодняшний день одной из важнейших государственных задач в образовательных учреждениях высшего и среднего образования. Учеными доказано, что уровень развития этнокультурной компетентности молодежи, нравственное воспитание личности, этнокультурные ценности тесно взаимосвязаны.

Результаты исследования. В современной системе профессионального образования в сфере культуры в Республике Саха (Якутия) проблема формирования этнокультурной компетентности будущих специалистов занимает одно из важнейших мест. Рассмотрим формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов на примере

профессиональных образовательных учреждений культуры Республики Саха (Якутия). У каждого образовательного учреждения свои подходы, представления об этнических культурах, культурных потребностях, интересах, обрядах, традициях, празднике, фольклоре.

Профессиональное образование в сфере культуры в Республике Саха (Якутия) представлено 6 учебными заведениями: учреждения среднего профессионального образования - Якутский колледж культуры и искусств, Якутское художественное училище (колледж) им. П.П. Романова, Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова, Якутская балетная школа им. Н. и А. Посельских, учебное заведение высшего профессионального образования «Высшая школа музыки им. В.А. Босикова», а также высшее профессиональное учреждение федерального уровня «Арктический институт культуры и искусств». Благодаря выпускникам укомплектованы творческие коллективы Государственной филармонии Республики Саха (Якутия): симфонический и духовой оркестры, струнный ансамбль «Arco ARTico», «Камерата Якутск», брасс-квинтет, оркестры Государственного театра оперы и балета, Национального театра танца имени С.А. Зверева, Государственного цирка Якутии, вокального ансамбля «Туймаада». Также выпускники отраслевых учреждений составляют основу кадровых ресурсов государственных и муниципальных учреждений культуры клубного типа, библиотек, учреждений дополнительного образования детей.

Основной идеей воспитания специалистов социально-культурной сферы на специализации «Этнохудожественное творчество» Якутского колледжа культуры и искусств является развитие личности через приобщение к самобытной культуре родного народа. Особенностью регионально-этнического северного воспитания является предъявление высоких требований к нравственности человека. Условиями жизни определялись и ценились такие качества, как трудолюбие, честность, гуманное отношение друг другу, смелость, решительность, ответственность, сдержанность. Все эти качества заложены в нравственном кодексе якутов: «К^и буол,

к^и - хара буол, киhи к^итэ буол», что в переводе с якутского на русский означает: «Будь человеком, будь самодостаточным человеком, будь надежным человеком». Учебно-воспитательный процесс специализации «Этнохудожественное творчество» соответствует этому кодексу и основывается на принципах любви к родной земле, отчему дому и своим родителям, на уважении, прежде всего, к самому себе, на уважении самобытности, индивидуальности каждой личности.

Якутское художественное училище им. П.П. Романова, основанное в 1945 году, год за годом растет и развивается. Училище видоизменялось, но всегда оставалось верным лучшим традициям академической школы изобразительного искусства. Уникальность училища в том, что в образовательном процессе сохраняются старинные методы работы по декоративно-прикладному искусству и народному промыслу, придерживаются местные художественные традиции, переданные из поколения в поколение. Главной задачей художественного училища является сохранение национальных, региональных традиций народных промыслов, истории и культуры Якутии.

Якутский музыкальный колледж (училище) имени М.Н. Жиркова - старейшее в Республике Саха (Якутия) учебное заведение в сфере музыкального образования, ведущее образовательное учреждение по подготовке профессиональных музыкантов и педагогических кадров для детских музыкальных школ и школ искусств. Этнокультурные и самобытные традиции сохраняются в училище, в отделении якутского фольклора, в самом молодом отделении в Якутском музыкальном колледже. Основной задачей фольклорного отделения является, соблюдая преемственность традиций, сохранить уникальные особенности манеры пения в стиле «дьиэрэтии», «дэгэрэн», а также другие жанры фольклора для передачи и пропаганды устного народного творчества, поэтому основным критериями приема на отделение являются наличие данных и желание исполнять традиционные песни народа Саха. Наравне с дисциплинами общеобразовательной, музыкально-теоретической подготовки студенты фольклорного отделения проходят такие дисциплины как: народное пение, осуохай, чабыр^ах (скороговорки),

художественное слово, традиционная игра на хомусе (варгане).

В Якутской балетной школе им. А. и Н. Посельских, образованной в 1995 году, открывается следующая страница истории якутского хореографического профессионального образования средней ступени. Преемственность поколений, как главный принцип подготовки кадров в якутском искусстве, позволяет сохранить основополагающие признаки национальной школы. Якутская балетная школа является самой северной балетной школой в России и в мире. Она дает жителям Крайнего Севера возможность соприкоснуться с искусством, с мировым классическим балетом. Выпускники балетной школы покоряют сцены мировых театров, являются кузницей кадров Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия).

Высшая школа музыки им. В.А. Босикова представляет собой единственную в России модель образовательного учреждения, объединяющего три ступени профессионального обучения музыканта (школа-СПО-ВПО). Структура учреждения является уникальной, поскольку к широкому образовательному комплексу с выработанными вузовскими критериями добавляется и проживание в хорошо оборудованных коттеджах. С самого начала деятельности в школе осуществляется широкомасштабный эксперимент по созданию интенсивной, индивидуально-ориентированной системы профессионального обучения музыкально-одарённых детей многонационального северного региона России. Такой подход требует от педагогов не только высокой профессиональной и педагогической квалификации, но и особой чуткости. Ведь помимо непосредственного обучения им приходится постоянно отслеживать динамику общего и музыкального развития детей, формирования у них профессионального мышления. Достижения школы в аспекте развития национальной культуры и овладение учащимися замечательными навыками исполнения произведений музыкального искусства мирового и российского наследия значимы не только для республики, но и для всей России (ВПХО, 2014).

Перед Арктическим государственным институтом культуры и искусств, созданным в 2000 году, стоят задачи по сохранению, и развитию культуры и искусств народов Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока. В АГИКИ внедрен цикл дисциплин под условным названием «арктический компонент»,

включающий предметы по арктическому регионоведению, культуре и искусству Арктики, мифологии, этнографии народов Севера, которые являются «сквозными» и пронизывают все специальности и направления подготовки (Винокурова, 2015). Выводы

1. Актуальность формирования и развития этнокультурной компетентности в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры Республики Саха (Якутия) продиктовано необходимостью совершенствования компетентности будущих специалистов, воспитания личности, этническим самосознанием, повышением уровня духовности общества.

2. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры Республики Саха (Якутия) являются носителями самобытности традиций, передающими этнокультурный опыт из поколения в поколение.

3. В будущем выпускники образовательных учреждений культуры будут работать и связывать свою жизнь и деятельность согласно почитаемым на Севере идеалам и ценностям.

ЛИТЕРАТУРА

Вестник профессионального художественного образования (ВПХО). Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Образовательный ресурсный центр». Якутск, 2014. 110 с. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. N 703) [Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/ (05.05.2020 г.).

Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. Министерство образования Республики Саха (Якутия), ФГБНУ «Институт новых технологий Республика Саха (Якутия)»; Сост.: д.соц.н., к.псих.н., проф. У.А. Винокурова, к.п.н. С.С. Семенова; отв. ред. У.А. Винокурова. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. 416 с.

Получена /Received: 05.08.2020 Принята /Accepted: 09.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.