Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Петров Евгений Николаевич
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); доктор педагогических наук, профессор Валеев Азат Салимьянович Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай); старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии Махмутов Мурат Мажитович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» (г. Сибай)
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В современных условиях цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека носит глобальный и необратимый характер. В статье отмечается, что в этих условиях дистанционные формы обучения вышли на первый план в решении проблем образования личности. Этому способствует использование цифровых образовательных технологий. Цифровизация образования является объективным фактором обеспечения его эффективности. Авторы отмечают, что этот процесс имеет значительный гуманитарный потенциал для профессиональной подготовки студентов вузов, становится возможным реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Важным аспектом цифровизации образования в системе дистанционного обучения является учет в соответствующих образовательных программах места и роли преподавателей и обучающихся, их качеств и уровня образования. В статье на основе анализа работ различных авторов уточнены особенности дистанционного образования, которые способствуют личностному развитию обучающихся, дают возможность индивидуализировать обучение и профессиональное воспитание студентов вузов, обеспечить гибкость и эффективность этих процессов. Значительной оказывает роль цифрового дистанционного обучения в формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов. Вместе с тем в статье отмечается, что студенты вузов имеют низкий уровень готовности к обучению и воспитанию с использованием цифровых образовательных технологий и обоснованно утверждается возможность реализации технологий проектного подхода, использующих средства цифрового дистанционного обучения. Благодаря этому цифровизация образования в форме дистанционного обучения не приведет к полному отказу от личностно-ориентированного подхода к студентам.
Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровизация образования, средства цифрового дистанционного обучения, компетенции студентов, профессиональное воспитание, технологии проектного обучения.
Annotation. In modern conditions, the digitalization of all spheres of human activity is global and irreversible. The article notes that in these conditions, distance learning forms have come to the fore in solving the problems of personal education. This is facilitated by the use of digital educational technologies. Digitalization of education is an objective factor in ensuring its effectiveness. The authors note that this process has a significant humanitarian potential for the professional training of university students, it becomes possible to implement educational programs using distance learning technologies. An important aspect of the digitalization of education in the distance learning system is to take into account in the relevant educational programs the place and role of teachers and students, their qualities and level of education. Based on the analysis of the works of various authors, the article clarifies the features of distance education that contribute to the personal development of students, make it possible to individualize the training and professional education of university students, to ensure the flexibility and efficiency of these processes. The role of digital distance learning in the formation of universal and general professional competencies of students is significant. At the same time, the article notes that university students have a low level of readiness for training and education using digital educational technologies and justifiably asserts the possibility of implementing project-based approach technologies using digital distance learning tools. Thanks to this, the digitalization of education in the form of distance learning will not lead to a complete rejection of a personality-oriented approach to students.
Keywords: distance learning, digitalization of education, digital distance learning tools, students ' competencies, professional education, project-based learning technologies.
Введение. Высокий уровень актуальности цифрового дистанционного образования определяется активным и продуктивным проникновением цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности социума - экономика, образование, культура и т.д. Это определяет необходимость переформатирования системы и процесса профессионального образования, внесения существенных изменений в статусное положение преподавателя, студентов, корректировки комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов вузов.
Отчасти ответить на вопрос может помочь дистанционная форма организации профессионального образования.
Возможность использования дистанционной формы организации образования нормативно определена в Законе «Об образовании в РФ»: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти...» [1]. Возможна реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. При этом в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы условия «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей
в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [1].
В современных условиях цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека рассматривается как средство и условие развития современной экономики и социальных институтов. При этом процессы цифровизации не могут протекать без участия человека. Поэтому все существующие программы цифровизации должны четко определить место человека в этом процессе. Переход к цифровой экономике и образованию должен рассматриваться как фактор успешности профессиональной подготовки студентов и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. «Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами и грамотами» [2, с. 288].
Исходя из высокой степени актуальности значимой является цель статьи: дать ответ на вопрос, каким образом, используя средства цифрового образования, преподаватели смогут подготовить каждого студента к эффективной профессиональной деятельности в условиях реальной практики.
Для того мы ставим задачи уточнить признаки понятия цифровое дистанционное обучение, выделить технологии его реализации и уточнить гуманитарный потенциал для профессиональной подготовки студентов вузов.
Изложение основного материала статьи. Решению проблемы профессиональной подготовки студентов вузов средствами цифрового дистанционного обучения посвящены многочисленные исследования.
Т.А. Танцура в своей статье рассматривает особенности проведения занятий в дистанционном формате как оптимальной формы эффективного взаимодействия со студентами, который позволяет сохранить темп освоения программного материала, избежать возможного прерывания учебной деятельности в целом. Работа студентов в дистанционном формате автором рассматривается в аспекте их самостоятельной работы и самоконтроля. По ее мнению, «В настоящее время вовлеченные в кратчайшие сроки в дистанционный формат обучения преподаватели на собственном опыте могут оценить неподготовленность в полной мере к этой форме обучения [3, ^ 355].
Козлова Д.А. рассматривает особенности организации процесса обучения с применением дистанционной формы обучения, выделяет основные видов и моделей дистанционного обучения, определяет отличия дистанционного обучения от традиционного. Автором доказывается, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, лежащих в основе обучения [4].
Андрюхина Т.Н. обращает внимание на возможности применения в учебном процессе разнообразных технологий передачи информации, создание и непрерывное расширение системы дистанционного обучения студентов. Ею представлен анализ отличий дистанционного образования от очной и заочной форм обучения. По ее мнению, электронные дистанционные образовательные технологии используются в очной и заочной форме обучения, что позволяет повысить доступность и качество обучения студентов [5].
А.А. Андреев рассматривает классификацию и организационные схемы дистанционного обучения на основе анализа технологических особенностей дистанционного обучения через Интернет. По его мнению, особое внимание должно уделяться открытым образовательным ресурсам и МООС (массовым открытым дистанционным курсам) [6].
Г.В. Курицыной рассматриваются сущность и процесс дистанционного обучения как новой образовательной практики, анализируются противоречия развития дистанционного обучения. Ею отмечается, что дистанционное обучение следует рассматривать как форму обучения, наряду с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом. Основу дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого [7].
Главными особенностями дистанционного образования в личностном аспекте являются следующие [8; 9]:
- режим обучения студентов строится сообразно месту жительства либо работы;
- график учебного процесса изменяется в соответствии с курсом обучения и может быть в достаточной степени свободным при открытом образовании, или привязанным к ограниченной численности контрольных точек (сдаче экзаменов, онлайн-сеансам с педагогом), или к групповым занятиям, или к лабораторным работам на оборудовании, которые могут быть даже удаленными;
- контакты с педагогом устанавливаются через средства телекоммуникаций, обеспечивается постоянный контакт с преподавателем, реализуется возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов;
- возможность организации обсуждений, общей работы над планами в ходе изучения образовательного курса;
- передача теоретических материалов студентам в виде электронных учебных пособий.
Цифровое дистанционное образование позволяет индивидуализировать обучение и профессиональное воспитание студентов вузов, обеспечить гибкость этих процессов, так как студенты получают возможность работать с учебным материалом в комфортное для себя время, в удобном месте, в самостоятельно определенном темпе.
На наш взгляд, следует отметить и новую роль преподавателя, который в ом случае выступает в качестве тьютора. «На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса. Он выстраивает студентам персональную образовательную траекторию, оказывает содействие в исполнении аттестационных работ различных типов, способствует решению академических и личных проблем, связанных с обучением» [10].
Таким образом, ЦДО имеет значительный гуманитарно-педагогический потенциал. Этот вывод подтверждается значительностью потенциала ЦДО в обеспечении доступа студентов к качественному образованию, свободы выбора нужных курсов обучения из разных университетов, из разных стран, возможности обучения в лучших учебных заведениях по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей, возможности обучения инвалидов и людей с различными отклонениями. Каждый студент получает возможность самому определить темп обучения, получать нужные ему навыки самообразования.
По мнению Т.А. Танцуры, дистанционное обучение способствует развитию учебной самостоятельности студентов. Самостоятельность как форма интеллектуальной деятельности определяет развитие навыков планирования, самоконтроля и самооценки. Студент, обучающийся дистанционно становиться более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончании обучения выходят специалисты, востребованные на рынке.
Развитие этих качеств личности студентов предполагает знание общих правил, каким образом следует действовать в задаваемых ситуациях учебного процесса, а далее - и в ситуациях профессиональной сферы. Учебная самостоятельность студентов позволяет осуществить переход к индивидуализации обучения, что обеспечивает максимальную вовлеченность обучаемых в учебный процесс, способствует росту уровня мотивации [3, с. 357]. Для обеспечения мотивации студентов при ДО важно обеспечить моментальную обратную связь. Для чего мы использовали упражнения, созданные в автоматизированной системе, которые дают возможность каждому студенту многократно выполнять задания до достижения положительного и понятного ему результата, позволяют студенту на собственном опыте выявить и исправить ошибки. С этой целью в вузе должен быть создан обширный банк тестовых заданий, который используется основной массой преподавателей и студентов.
При изучении вопросов дистанционного обучения и использования цифровых средств мы вслед за другими исследователями установили их значительную роль в формировании коллективистских качеств: взаимная поддержка и взаимопомощь, сочувствие и эмоциональные переживания и т.п., которые характерны различных профессиональных коллективов (например, педагогический коллектив, студенческий коллектив). Правда, эти коллективы преимущественно носят виртуальный характер.
Использование средств ЦДО в профессиональной подготовке студентов сталкивается с рядом проблем, которые преимущественно носят организационно-технический, а не личностный характер. Это -необходимость приобретения и установки дорогостоящей компьютерной и множительной техники, установки программного обеспечения, необходимость длительной технической подготовки к использованию средств ЦДО, разработки объемного и сложного программно-дидактического и методического материала и другие недостатки:
По мнению исследователей [12; 13], главная проблема цифрового дистанционного обучения - это отсутствие прямого очного общения между студентами и преподавателем. Опосредованное взаимодействие через экран или смартфон не способствует эмоциональности процесса обучения.
Таким образом, существует необходимость разработки и реализации комплекса индивидуально-психологических и педагогических условий профессиональной подготовки и воспитания студентов средствами ЦДО, которые гарантировали бы учет преобладающего характера восприятия информации (визуально или вербально, кинестетически или логически), учет наиболее удобной для студентов формы работы (в коллективе, в небольшой группе, индивидуально), особенности мышления студентов.
Гуманитарно-педагогическими правилами преподавателей, по мнению ученых, являются: отношение к технологии ДО как вспомогательному и удобному средству обучения; использование преимуществ совместной со студентами деятельности и общения; подготовка собственных отзывов о студентах и поощрение студентов к подготовке отзывов о занятиях; общение и взаимоподдержка преподавателей; последовательность в требованиях и рекомендация.
Мы отмечаем, что существующий образовательный процесс всех направлений подготовки в вузе не справляется с задачей разработки таких условий и соответствующих технологий. В результате чего большинство студентов оказываются не готовыми к дистанционным формам обучения, так как, например, изучение информационных технологий только в рамках одной дисциплины не обеспечивает формирования соответствующей информационной компетенции, представленной в современных стандартах. Так в ФГОС ВО - 3 ++ (например, по УГСиН 44.00.00 Образование и педагогические науки, направления подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование) среди требуемых общекультурных и общепрофессиональных компетенций присутствует только одна компетенция направленная на формирование информационной грамотности - способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) [11].
В то же время в ФГОС ВО по педагогическому образованию и подготовке бакалавров представлены универсальные и общепрофессиональные компетенции, имеющие отношение к профессиональному воспитанию личности студентов. Это следующие компетенции:
1) Системное и критическое мышление (УК-1) - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
2) Командная работа и лидерство (УК-3) - Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
3) Межкультурное взаимодействие (УК-5) - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
4) Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся (ОПК-3) -Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
5) Построение воспитывающей образовательной среды (ОПК-4) - Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей [11].
На наш взгляд, ключевой технологией профессиональной подготовки студентов вузов, использующей средства ЦДО, может стать технология проектного обучения. Технология проектного обучения представляет собой целенаправленный процесс реализации программы заранее спланированной учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения и использования цифровых средств обучения. Именно этот подход в отличии от традиционного обучения ориентирован на долгосрочное самостоятельное решение учебной проблемы.
Вместе с тем исследователи (В.А. Беликов [12; 13], А.С. Валеев, Е.Н. Григорьев [14] и др.) отмечают, что при общем низком владении студентами информационными технологиями, они достаточно активно используют свои информационные компетенции в определенных целях - серфинг в интернете, общение в
социальных сетях, мессенджерах. Поэтому мы считаем возможным использовать этот уровень сформированности информационных компетенций при дистанционном обучении.
Выводы. Гуманитарные преимущества дистанционного обучения, таким образом, заключаются в его гибкости, высокой степени самостоятельности студентов, предоставлении возможности студентам широкого доступа к учебному материалу большого объема и разнообразия независимо от места расположения каждого студента, возможности студентов гибко планировать свое время, экономии средств на обучение и т.д.
На наш взгляд, следует признать, что цифровизация образования в форме дистанционного обучения не ведет к полному отказу от личностно-ориентированного подхода к студентам, хотя и несколько затрудняет его реализацию. Это можно объяснить тем, что ни одна из форм дистанционного обучения не может в полной мере учитывает индивидуальные особенности студентов, уровень их личностного развития, особенности восприятия информации каждым студентом. Особенно это касается студентов первых курсов. По-прежнему, серьезной проблемой дистанционного обучения остается оценка и учет психического состояния и обеспечение необходимых коммуникативных контактов для эмоционального взаимодействия.
Литература:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/70291362.
2. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2010. - 320 с.
3. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях / Т.А. Танцура // Мир науки, культуры, образования. - № 2 (81). - 2020. - С. 355-358.
4. Козлова Д.А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования / Д.А. Козлова // Вестник ТГПИ. - №5. - 2013. - С. 36-40.
5. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе / Т.Н. Андрюхина // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2015. - № 2. - С. 6-10.
6. Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России / А.А. Андреев // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 1 (13). - С. 16-31.
7. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе / Г.В. курицына // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. -2016. - № 2. - С. 26-39.
8. Родина Е.А. Компьютерные технологии в учебном процессе и дистанционное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru] (дата обращения 31.08.2021).
9. Шуталева А.В. Гуманизация образования в цифровую эпоху / А.В. Шуталева, Ю.В. Циплакова, А.А. Керимов // Перспективы науки и образования. - 2019. - №6. - С. 31-43 URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/12/1906pno.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
10. Дударева О.Б., Таран Т.В. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://cyberleninka.ru] (дата обращения 31.08.2021)
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения 2.09.2021)
12. Беликов, В.А. Педагогические аспекты цифровизации среднего профессионального образования / Беликов В.А., Николаева И.С., Тучин В.М. // Вестник Академии энциклопедических наук. - 2020. - № 1 (38). - С. 48-57.
13. Беликов, В.А. Программа «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - ориентир цифровизации образования / В.А. Беликов // Совершенствование профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16 апреля 2020 г., г. Магнитогорск. - Магнитогорск: Магнитогорский педагогический колледж, 2020. - С. 47-54.
14. Валеев, А.С. Формирование компетентного специалиста в условиях образовательного процесса высшей школы / А.С. Валеев, Е.Н. Григорьев // Профессиональное образование. - Столица. - 2019. - № 10. -С. 30-32.
Педагогика
УДК 378
доцент кафедры информационных технологий, экономики и дизайна, кандидат экономических наук Рашидханова Аида Алавутдиновна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет» (г. Махачкала);
старший преподаватель кафедры огневой подготовки,
кандидат педагогических наук Коркмазов Алим Викторович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);
ассистент кафедры бизнес-информатика Мальсагов Бекхан Сулиманович
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье выявлена роль и изучена сущность, характерные черты и основные виды и средства дистанционного обучения (учебные пособия, компьютерные обучающие системы, учебные аудиоматериалы и видеоматериалы, дистанционные практикумы, электронные базы данных и библиотеки. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение является особой формой обучения, основным признаком которого является взаимодействие участников с помощью медиа-средств в ходе образовательного процесса. Присутствие преподавателя при этом может не требоваться, поскольку дистанционное обучение является