Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Вера Петровна, Гилаева Алина Гильмугалиевна

Вопрос дистанционного обучения остается очень актуальным и важным и приобрел особенную значимость в последние годы в условиях пандемии. На современном этапе в педагогическом сообществе вызывает большой интерес механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения. В данной статье содержатся некоторые выводы по анализу методики дистанционного обучения, рассмотрены первостепенные проблемы, связанные с изучением дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», описаны основные трудности, с которыми могут столкнуться преподаватели и обучающиеся с учетом специфики преподавания по направлению безопасности жизнедеятельности. Авторами представлены некоторые выводы по изучению особенностей освоения обучающимися дисциплины безопасность жизнедеятельности с учетом разработок методической основы дистанционного формата обучения. В ходе исследования проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами бакалавриата направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль - образование в области безопасности жизнедеятельности) и представлены результаты опроса обучающихся, касательно их работы в формате дистанционного обучения. Проанализированы методики традиционного и дистанционного форматов обучения по некоторым темам курса «Безопасность жизнедеятельности». Полученные результаты позволяют выявить специфику преподавания в дистанционном формате обучения определенных практических разделов по курсу «Безопасность жизнедеятельности», что необходимо для грамотного проектирования учебного процесса посредством компьютерных технологий. Анализ методик позволил выявить, что по преподаванию некоторых тем курса «Безопасность жизнедеятельности» в дистанционном формате возникают значительные сложности и утрата качества образования, которые необходимо учитывать при планировании и проведении занятий по предмету в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Вера Петровна, Гилаева Алина Гильмугалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DISTANCE LEARNING METHODS FOR THE COURSE ”LIFE SAFETY”

The issue of distance learning remains very relevant and important and has gained particular importance in recent years in a pandemic. At the present stage, the mechanism of organizing the educational process using distance learning technologies is of great interest in the pedagogical community. This article contains some conclusions on the analysis of the methodology of distance learning, considers the primary problems associated with the study of the discipline "Life Safety", describes the main difficulties that teachers and students may encounter, taking into account the specifics of teaching in the direction of life safety. The authors present some conclusions on the study of the features of mastering the discipline of life safety by students, taking into account the development of the methodological basis of the distance learning format. In the course of the study, experimental work was carried out with undergraduate students of the direction of training 44.03.01 Pedagogical education (profile - education in the field of life safety) and the results of a survey of students regarding their work in the distance learning format are presented. The methods of traditional and distance learning formats on some topics of the course "Life Safety" are analyzed. The results obtained allow us to identify the specifics of teaching in a distance learning format certain practical sections in the course "Life Safety", which is necessary for the competent design of the educational process using computer technology. An analysis of the methods revealed that teaching some topics of the course "Life Safety" in a remote format, there are significant difficulties and a loss in the quality of education, which must be taken into account when planning and conducting classes on the subject in a remote format.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДИК ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кузнецова, В. П. Анализ методик дистанционного обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / В. П. Кузнецова, А. Г. Гилаева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN622.pdf

For citation:

Kuznetsova V.P., Gilaeva A.G. Analysis of distance learning methods for the course "Life Safety". World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 48PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Кузнецова Вера Петровна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент кафедры «Географии» Кандидат географических наук E-mail: ver597@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2506-4644

Гилаева Алина Гильмугалиевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Магистрант E-mail: a.gilaeva@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0240-8109

Анализ методик дистанционного обучения по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Аннотация. Вопрос дистанционного обучения остается очень актуальным и важным и приобрел особенную значимость в последние годы в условиях пандемии. На современном этапе в педагогическом сообществе вызывает большой интерес механизм организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения.

В данной статье содержатся некоторые выводы по анализу методики дистанционного обучения, рассмотрены первостепенные проблемы, связанные с изучением дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», описаны основные трудности, с которыми могут столкнуться преподаватели и обучающиеся с учетом специфики преподавания по направлению безопасности жизнедеятельности.

Авторами представлены некоторые выводы по изучению особенностей освоения обучающимися дисциплины безопасность жизнедеятельности с учетом разработок методической основы дистанционного формата обучения. В ходе исследования проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами бакалавриата направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль — образование в области безопасности жизнедеятельности) и представлены результаты опроса обучающихся, касательно их работы в формате дистанционного обучения. Проанализированы методики традиционного и дистанционного форматов обучения по некоторым темам курса «Безопасность жизнедеятельности».

Полученные результаты позволяют выявить специфику преподавания в дистанционном формате обучения определенных практических разделов по курсу «Безопасность жизнедеятельности», что необходимо для грамотного проектирования учебного процесса посредством компьютерных технологий.

Анализ методик позволил выявить, что по преподаванию некоторых тем курса «Безопасность жизнедеятельности» в дистанционном формате возникают значительные сложности и утрата качества образования, которые необходимо учитывать при планировании и проведении занятий по предмету в дистанционном формате.

Ключевые слова: дистанционное обучение; безопасность жизнедеятельности; образовательные технологии; принципы дистанционного обучения; методика дистанционного обучения

В настоящее время, информационные технологии пронзили все сферы деятельности человека, и сфера образования не исключение. Дистанционные образовательные технологии в России получили колоссальное развитие с выходом в 1997 г. приказа Министерства образования, позволяющего проводить эксперименты в сфере онлайн образования. Внедрение дистанционной системы обучения дает возможность для обучающихся освоить основной объем требуемой им информации без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей в ходе образовательного процесса. Сейчас, обучаясь в любой точке мира, можно получить и основное образование, высшее образование, повысить свою квалификацию, пройти различные онлайн-курсы [1].

Необходимость анализа методик дистанционного обучения обусловлена современными сложностями, с которыми все участники педагогического процесса сталкиваются почти ежедневно: увеличение нагрузки на преподавателей и обучающихся, неудовлетворительный уровень организации образовательного процесса, отсутствие очного взаимодействия и «живого» обмена опытом [2]. Все эти проблемы могут оказать сильное воздействие на снижение качества образования.

Концепцией создания и развития единой системы дистанционного образования в России дистанционное обучение определяется как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)1. Дистанционное образование, также называемое электронным обучением, удаленным преподаванием, заочным обучением — это образование обучающихся, которые не могут присутствовать в образовательном учреждении.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников2.

1 Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (Утверждена постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 1 января 2001 г.) 4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Страница 2 из 11

48PDMN622

К важнейшим достоинствам дистанционного обучения можно отнести реализацию личностно-ориентированного подхода, при котором происходит максимальная индивидуализация обучения3.

К основным принципам организации дистанционного обучения относят принципы индивидуализации, интерактивности, стартовых знаний, гибкости обучения, регламентации обучения, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, личностно-опосредованного взаимодействия, индивидуального подхода к создаваемым обучающимися интеллектуальным продуктам, деятельности, профессиональной направленности.

Главным звеном в дистанционном обучении между преподавателем и обучающимися становятся компьютерные технологии. И перед педагогическим составом стоит непростая задача — построить образовательный процесс так, чтобы обеспечить максимально эффективное и комфортное обучение в условиях дистанционного формата. Также для обучающихся существуют трудности при освоении учебного материала, поскольку дистанционная форма обучения предполагает в основном самостоятельную работу обучаю щихся4.

На сегодняшний день существует ряд эффективных программных комплексов, специализированных программ и электронных порталов для дистанционного обучения.

LMS (learning management system) — это система управления обучением, которая позволяет обучающимся получать доступ к учебным материалам и обучаться дистанционно. В России такие платформы именуются как СДО — системы дистанционного обучения [3].

Кроме этого, в настоящее время существует множество платформ для организации дистанционного обучения, которые позволяют планировать проведение лекционных или практических занятий с демонстрацией рабочего экрана, интерактивными заданиями, качественным изображением и звуковым сопровождением. Самыми распространенными являются платформы ZOOM, Big Blue Button (BBB), Skype, Moodle, Edmodo, Google Classroom, которые достаточно эффективны, в том числе при использовании модели смешанного обучения

Весьма важен вопрос подбора, разработки и адаптации профильного материала по отдельным дисциплинам для дистанционного формата обучения.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является базовой дисциплиной программ бакалавриата, направленной на формирование у обучающихся способности создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, в соответствии с требованиями Федерального

3 Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04) [Электронный ресурс]. URL:

https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/download/2752/ (Дата обращения: 07.11.2022).

4 Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (Минобрнауки России): Часть 1 (от 18.03.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://iroski.ru/sites/default/files/МЕТОДИЧЕСКИЕ%20РЕКОМЕНДАЦИИ%20МИН ОБРНАУКИ%20ОТ%2018.03.2020.pdf (Дата обращения: 07.11.2022).

Страница 3 из 11

[4].

48PDMN622

государственного образовательного стандарта5. Этот курс является обязательным в рамках освоения всех направлений подготовки. Основной целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, риск-ориентированного мышления и ценностных ориентаций будущих специалистов, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета [5].

Одной из главных проблем для преподавателей стала организация дистанционного учебного процесса по формированию у обучающихся практических навыков в курсе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Так, например, виртуальные тренажеры для отработки сердечно-легочной реанимации, оказания первой помощи пострадавшим не создают практического опыта, в полной мере не развивают культуру личной безопасности. Кроме этого, при дистанционном формате обучения важно учитывать специфику методической подготовки по разделам «Пожарная безопасность» и «Опасные факторы природной среды» в курсе безопасности жизнедеятельности [6].

В связи с этим, необходимы исследования методических вопросов дистанционного обучения по некоторым тематическим направлениям основ безопасности жизнедеятельности (табл. 1).

Таблица 1

Анализ применения методик обучения на примере тем из курса «Безопасность жизнедеятельности»

№ Название раздела по курсу БЖД Темы раздела Методика (способы) обучения в традиционном формате Методика (способы) обучения в дистанционном формате

1 Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения. Лекция в традиционном ее формате, где обучающиеся слушают преподавателя и конспектируют материал. Лекция с использованием технологий дистанционного обучения, при которой весь материал остается у обучающихся, позволяет в любой момент найти необходимую информацию.

2 Защита от опасностей Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них. Практическое занятие с использованием классических упражнений, традиционное решение тестов, в которых преподаватель «вручную» проверяет результаты. Кейс-технологии. Компьютерные тесты, созданные на базе СДО, в которых компьютер запоминает правильный ответ и автоматически производит проверку.

Пожарная безопасность. Информационная безопасность. Лекция; семинарское занятие. Онлайн-лекция и проектная технология, в которой обучающиеся должны создать виртуальную доску с основными правилами безопасности.

Составлено авторами

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121).

В традиционной модели обучения достижение образовательной цели при освоении дисциплины в значительной степени происходит через применение интерактивных форм организации учебного процесса — лабораторных и практических занятий [5; 7]. Но в формате дистанционного обучения появляются свои особенности и проблематика освоения дисциплины БЖД.

Ведущая идея применения электронного учебно-методического комплекса по дисциплине БЖД заключается в том, что освоение будущими педагогами целесообразных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит сформировать готовность и способность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности [8].

В ходе анализа основной образовательной программы и учебного процесса в рамках обучения основам безопасности жизнедеятельности, нами выделены ключевые тематические разделы и проблематика освоения данной дисциплины среди студентов (табл. 2).

Таблица 2

Особенности освоения дисциплины на примере изучения ключевых тем в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности»

№ Тема, изучаемая в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности» Особенности освоения темы в дистанционном формате

1 Отработка навыков использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) Используется наглядный метод обучения, преподаватель демонстрирует, используя систему дистанционного обучения (СДО), разновидности средств индивидуальной защиты, применение изолирующего противогаза [7]. Недостатком является отсутствие практической подготовки обучающихся по правильному применению противогаза.

2 Отработка техники завязывания туристских узлов Используется репродуктивный метод обучения, преподаватель демонстрирует завязывание узлов, обучающиеся повторяют [5]. Недостатком является то, что у преподавателя нет возможности подправить, скорректировать работу учащихся.

3 Отработка сердечно-легочной реанимации Онлайн курсы по сердечно-легочной реанимации не заменяют практическую подготовку с применением симуляционных технологий, но могут использоваться для самостоятельного освоения теоретического материала.

4 Отработка навыков пожаротушения Онлайн тренажеры по пожарной безопасности могут позволить обучающимся изучить разновидности огнетушителей, их особенности, но для лучшего освоения материала, рекомендуется очная практическая отработка.

Составлено авторами

Анализ методической базы свидетельствует о том, что среди основных методов дистанционного обучения БЖД можно выделить следующие:

• учебные книги по безопасности жизнедеятельности (печатные и электронные издания и электронном варианте);

• сетевые учебные пособия, доступ к которым получает обучающийся;

• обучающие аудиозаписи;

• обучающие видеоматериалы6;

• удаленное общение с преподавателем посредством электронных сообщений или в режиме реального времени (с помощью видеоконференций);

6 Семинар по смешанному обучению МГППУ: [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/wat ch?v=XC88p0T1EFc (Дата обращения: 17.10.2022).

• дистанционно проводимые лабораторные работы (например, по теме чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них);

• тренажеры с удаленным доступом (например, онлайн-тренажеры по пожарной безопасности);

• тестирование знаний обучающихся [9-11].

В качестве примера, нами были составлены авторские планы-конспекты лекций, практических занятий по программе дисциплины БЖД в дистанционном формате.

План-конспект занятия для студентов 2 курса по теме «Основы информационной безопасности», при наличии условий проведения онлайн-занятий, может быть изложен следующим образом.

Цель: формирование у обучающихся представления об информационной безопасности.

Задачи:

• обучающая: изучить основные нормативно-правовые акты и стандарты по защите информационных систем;

• развивающая: развить коммуникативные навыки обучающихся;

• воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Формат обучения: лекция.

Технологии обучения: дистанционные.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, виртуальная комната системы дистанционного обучения (групповой чат в Skype, комната в ZOOM, BBB), QuizWHizzer (конструктор дидактической игры).

Нами предлагается примерный план работы для студентов в рамках дистанционного занятия по теме «Основы информационной безопасности» (табл. 3).

Таблица 3

План работы для студентов в рамках дистанционного занятия по теме «Основы информационной безопасности»

Этап Время, мин. Формат взаимодействия Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся

Организационный момент 2 Групповой чат, видеоконференцсвязь Перекличка, проверка оборудования Готовятся к лекции

Введение в тему 10 Онлайн-лекция, видеоурок Объяснение материала Конспектируют материал

Изучение нового материала 60 Онлайн-лекция, видеоурок Объяснение материала Ознакомление с новым материалом

Контроль сформированное™ знаний и навыков 10 Задание на самостоятельную работу. Прохождение марафона безопасности (https://clck.ru/32sG7r) Отвечает на возникшие вопросы Прохождение онлайн-игры

Домашнее задание 3 Групповой чат, видеоконференцсвязь В качестве домашнего задания предлагается составить проект по теме «Основы информационной безопасности» на доске Miro Записывают домашнее задание

Составлено авторами Страница 6 из 11

С целью выяснения основных трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в ходе дистанционного формата занятий, а также для изучения их мнения о дистанционном обучении в целом, было проведено анкетирование среди студентов 2-4 курсов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» [12]. Обучающиеся отмечали достоинства дистанционного обучения, на рисунке представлены результаты с учетом возможности выбора нескольких вариантов ответов. Самыми главными достоинствами обучающиеся выделили для себя удобство обучения в домашних условиях, низкий риск заражения инфекционными заболеваниями (в условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки) и возможность совмещения обучения с работой (рис. 1).

Рисунок 1. Ответы респондентов на вопрос «Какие достоинства дистанционного обучения Вы отметили для себя?» (составлено авторами)

Обучающимся предлагалось выделить основные недостатки и сложности, которые они видят в дистанционном обучении. В результате анкетирования выяснилось, что некоторые респонденты не сталкиваются с проблемами при дистанционном обучении. Больше половины опрошенных отметили технические перебои (рис. 2).

Технические перебои 1 53%

Проблемы со звуком/изображением 1 20%

Несвоевременно получал(а) ответ на свой вопрос 1 20%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос «Какие недостатки дистанционного обучения Вы отметили для себя?» (составлено авторами)

Кроме этого, были вопросы, направленные на выявление особенностей адаптации обучающихся к дистанционному обучению. Установлено, что 73 % опрошенных отлично адаптировались к условиям дистанционного обучения, неудовлетворительной адаптации к дистанционному формату обучения не отмечалось. Обучающиеся оценивали свой уровень

мотивации, уровень мотивации к обучению не изменился, а треть опрошенных заметила у себя повышение уровня мотивации.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что дистанционное обучение предлагает большой спектр возможностей для получения образования, однако эта система все еще далека от совершенства, существует ряд проблем, которые необходимо дорабатывать для повышения уровня образования в Российской Федерации7 [13]. Обучающиеся заинтересованы форматом дистанционного обучения, для многих это удобный способ совмещать обучение и работу. Но чтобы повысить уровень их компетентности, необходимо детально прорабатывать методы обучения, инструментарий для организации занятий по дисциплинам, с учетом специфики получения практического опыта, повышать квалификацию преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика показывает, что устранение перечисленных проблем возможно при реализации последовательных мероприятий по совершенствованию технической базы, а также повышением уровня общей подготовки в области информационных технологий всех участников образовательного процесса. При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» наиболее рационально совмещать дистанционные образовательные технологии с традиционными приемами преподавания. Это позволяет в более мягкой форме пройти этап адаптации студентов и преподавателей к новым формам ведения учебного процесса, и без видимых потерь сформировать полноценный блок практических занятий, дополнив традиционные формы виртуальными лабораторными работами, Интернет-семинарами и тестовыми формами контроля. Все это помогает учитывать специфику дисциплины и повысить степень познавательной активности студентов [14].

Каждый из педагогов должен владеть знаниями о современных педагогических технологиях, направленных на создание творческой атмосферы образовательного процесса, а также умениями их использования в образовательном процессе. При этом следует учитывать, что данный процесс необходимо совершенствовать, в том числе за счет создания необходимых организационно-педагогических условий, которые в итоге обеспечат качество и успешное обучение специалистов [15].

Анализ методик позволил выявить, что по преподаванию некоторых тем курса «Безопасность жизнедеятельности» в дистанционном формате возникают значительные сложности и утрата качества образования. Многие вопросы, прежде всего связанные с процессом формирования практико-ориентированных компетенций у обучающихся не в полной мере можно освоить альтернативными методиками обучения дистанционного формата. Несмотря на указанные сложности, тщательный подбор методов, средств и форм обучения практико-ориентированных заданий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в дистанционном формате, позволяет поддерживать необходимое качество усвоения материала обучающимися.

7 Рогозин Д.М. Угрозы и возможности дистанционного образования: опрос преподавателей вузов [Электронный ресурс] // Официальный сайт российской научно-популярной газеты «Троицкий вариант-наука» URL: https://trv-science.ru/2020/06/ugrozy-i-vozmozhnosti-distancionnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения: 17.10.2022).

Страница 8 из 11

48PDMN622

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстобоков О.Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения. Монография — М.: Мир науки, 2020. — Сетевое издание. URL: https://izd-mn.com/PDF/37MNNPM20.pdf (Дата обращения: 17.10.2022).

2. Иванчук О.В. Принципы организации дистанционного обучения в вузах / О.В. Иванчук // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сборник научных статей. — М.: Перо, 2020. — С. 78-82.

3. Игнатова, Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография / Н.Ю. Игнатова; М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). — Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. — 128 с.

4. Гилаева А.Г. Модель смешанного обучения в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» / А.Г. Гилаева, В.П. Кузнецова // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Материалы конференции, Нижневартовск, 05-06 апреля 2022 года / Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Том Часть 12. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. — С. 232-236.

5. Ляшко В.Г. Безопасность жизнедеятельности: монография. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. — 236 с.

6. Рондырев-Ильинский В.Б., Баширова Л.Ф., Кузнецова В.П., Стрелова А.Е. Методическая подготовка будущих учителей ОБЖ в период профессионального образования для проведения занятий по темам «Пожарная безопасность» и «Опасные факторы природной среды» / В.Б. Рондырев-Ильинский, Л.Ф. Баширова, В.П. Кузнецова, А.Е. Стрелова // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 1(80). — С. 219-222. — DOI 10.24411/1991-54972020-00090.

7. Рахманов Ш.В., Рахимов Х.М. Система методов обучения безопасности жизнедеятельности // Вестник науки и образования № 2. — 2020. — Ч. 2. — С. 67-69. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-metodov-obucheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/viewer (Дата обращения: 07.11.2022).

8. Рубан Е.М. Использование информационных технологий в образовании в области безопасности жизнедеятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 8-5. — С. 809-812.

9. Лишманова Н.А., Пимичева М.А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 2216-2220. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm. (Дата обращения: 17.10.2022).

10. Полат Е.С. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс] / Е.С. Полат, А.Е. Петров, Ю.В. Аксенов // Педагогические информационные технологии в образовании: Выпуск 1. Педагогика — 1998. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24365 674 (Дата обращения: 17.10.2022).

11. 12.

13.

14.

Маматов А.В. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза / А.В. Маматов, А.Н. Немцев, А.Г. Клепикова,

A.И. Штифанов. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — 206 с.

Кузнецова В.П. Особенности дистанционного обучения безопасности жизнедеятельности / В.П. Кузнецова, А.Г. Гилаева // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 10 ноября 2021 года / Отв. редактор Д.А. Погонышев. — Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. — С. 373-378. — DOI 10.36906/KSP-2021/53.

Ефимова В.М. Дистанционное обучение безопасности жизнедеятельности: принципы, преимущества и проблемы [Электронный ресурс] / В.М. Ефимова,

B.В. Цикалов, Н.Н. Саидмамедова // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии — от проблем к решениям: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Магнитогорск, 14-16 октября 2020 г.) — 2020. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44383050 (Дата обращения: 17.10.2022).

Мосин В.П. Особенности применения дистанционных образовательных технологий при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах / В.П. Мосин // Педагогика безопасности: наука и образование: Сборник материалов международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 года / Составление и общая редакция А.Н. Павлова. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. — С. 115-119.

Рондырев-Ильинский В.Б., Стригун Т.С., Кузнецова В.П., Тарасенко А.С. Практические тренировки как способ активизации обучения специалистов в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций к действиям при гидрологических опасностях в период их профессиональной подготовки / В.Б. Рондырев-Ильинский, Т.С. Стригун, В.П. Кузнецова, А.С. Тарасенко // Педагогический журнал. — 2021. — Т. 11. — № 1-1. — С. 182-189. — DOI 10.34670/AR.2021.43.51.023.

48PDMN622

Kuznetsova Vera Petrovna

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: ver597@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2506-4644

Gilaeva Alina Gilmugalievna

Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: a.gilaeva@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0240-8109

Analysis of distance learning methods for the course "Life Safety

»»

Abstract. The issue of distance learning remains very relevant and important and has gained particular importance in recent years in a pandemic. At the present stage, the mechanism of organizing the educational process using distance learning technologies is of great interest in the pedagogical community.

This article contains some conclusions on the analysis of the methodology of distance learning, considers the primary problems associated with the study of the discipline "Life Safety", describes the main difficulties that teachers and students may encounter, taking into account the specifics of teaching in the direction of life safety.

The authors present some conclusions on the study of the features of mastering the discipline of life safety by students, taking into account the development of the methodological basis of the distance learning format. In the course of the study, experimental work was carried out with undergraduate students of the direction of training 44.03.01 Pedagogical education (profile — education in the field of life safety) and the results of a survey of students regarding their work in the distance learning format are presented. The methods of traditional and distance learning formats on some topics of the course "Life Safety" are analyzed.

The results obtained allow us to identify the specifics of teaching in a distance learning format certain practical sections in the course "Life Safety", which is necessary for the competent design of the educational process using computer technology.

An analysis of the methods revealed that teaching some topics of the course "Life Safety" in a remote format, there are significant difficulties and a loss in the quality of education, which must be taken into account when planning and conducting classes on the subject in a remote format.

Keywords: distance learning; life safety; educational technologies; principles of distance learning; distance learning methodology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.