УДК 614.8.084 DOI 10.12737/13335
Получено 03.06.2015 Одобрено 22.06.2015 Опубликовано 17.09.2015
Попова С.А.
канд. экон. наук, доцент Государственного университета управления, Москва
e-mail: [email protected]
разработка образовательных ресурсов для дистанционного обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »
Аннотация
В статье рассмотрено развитие системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности во взаимосвязи с закономерностями и тенденциями развития общества. Показано, что изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая входит во все образовательные программы бакалавриата, способствует формированию у студентов знаний о закономерностях возникновения и развития опасностей, чрезвычайных ситуациях, об их возможном влиянии на жизнь и здоровье людей, о формировании необходимых в будущей практической деятельности умений и навыков для предотвращения опасностей, ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты людей и окружающей среды. Проанализированы особенности развития дистанционных образовательных технологий в современных условиях. Рассмотрена организация дистанционного обучения через различные формы проведения занятий. Перечислены преимущества дистанционного обучения. Основное внимание в статье уделено организации учебно-методического и технологического обеспечения учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий для дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Рассмотрены учебные продукты и учебно-методические материалы, которые должно включать дистанционное обучение. Особый акцент в статье сделан на преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с помощью дистанционных технологий образования, целью которых является расширение возможностей онлайн-обучения посредством оптимального сочетания интегрированного оборудования, программного обеспечения. Выделены особенности проведения практических занятий по ряду тем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на основе использования программных интерактивных технологий, которые позволяют имитировать реальную ситуацию. Рассмотрены возможности виртуальных игр (симуля-торов), которые помогают активизировать обучение и закрепить студентами свои знания и умения в виртуальном режиме.
Ключевые слова:
безопасность жизнедеятельности, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, компьютерные программы, виртуальные игры, компьютерный симулятор.
Popova S.A.
Ph.D. in Economics, Associate Professor, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Development of Educational Resources for Health and Safety Training Course
Abstract
Evolution of the education system in the health and safety area in interaction with regularities and tendencies of society progress has been considered in this paper. It has been demonstrated that the study of Health and Safety Training Course, which is included in all bachelor degree's educational programs, promotes the formation of students' knowledge about regularities related to occurrence and development of hazards, as well as about emergencies and their possible impact on human beings' lives and health, formation of skills which are necessary for future practical activities related to hazard prevention, emergency recovery, people and environment protection. Distance learning technologies' evolution features in modern conditions have been analyzed. The distance learning organization through various forms of studies has been considered. Distance learning benefits have been listed. The main attention in the paper has been paid to the organization of educational-methodological and technological support for educational process on the basis of distance educational technologies for the Health and Safety Training Course. Educational products, as well as teaching and learning aids, which distance learning should include, have been considered. The special focus in the paper has been on Health and Safety Training Course teaching through distance learning technologies, aimed at online teaching empowering through the optimal combination of integrated hardware and software. Features of practical trainings on a range of Health and Safety Training Course's subject matters based on the use of interactive software technologies, which allow simulate a real situation, have been emphasized. Possibilities of virtual games (simulations) that help to enhance teaching and consolidate students' knowledge and skills in virtual mode have been considered.
Keywords:
Health and Safety Training Course, distance education technologies, distance learning, computer program, virtual games, computer simulator.
Увеличение опасностей и угроз природного и техногенного происхождения, что обусловило развитие промышленности, транспорта, энергетики и других
элементов техносферы, а также обострение террористических угроз еще больше привлекло внимание к решению проблем в области обеспечения безопас-
ности жизнедеятельности . Интерес к проблемам управления риском и обеспечением безопасности в последнее время вызван радикальными преобразованиями всей политической и экономической системы страны . Процесс обеспечения национальной безопасности неотделим от нового направления в образовании — образования в интересах устойчивого развития [1, 2]. Представления о рисках и безопасности в прямом и переносном смысле пронизывают любую сферу человеческой жизни, что позволяет сделать вывод: не существует таких наук, которые так или иначе не были связаны с проблематикой рисков и безопасности [5].
Перспективы изучения проблематики обеспечения безопасности и управления рисками определяются перспективами ведущих научных школ . Одной из таких научных школ является школа «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем», созданная на кафедре «Управление природопользованием и экологической безопасностью» Государственного университета управления под руководством заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора, д-ра техн . наук Я . Д . Вишнякова . Важным показателем данной научной школы является многогранность исследований, выполненных участниками научного коллектива, — это и научно-исследовательские работы, и гранты, и научные публикации, и изобретения по таким направлениям, как управление рациональным природопользованием и экологической безопасностью в условиях эколого-ориентированного инновационного развития; управление стратегическими рисками и оценка эколого-экономических ущербов в социально-экономических и общественно-политических системах; регулирование комплексной безопасности при модернизации высокотехнологичных отраслей экономики; управление национальной безопасностью с учетом возможности террористических воздействий
Выбранная тема настоящей статьи входит в одно из перечисленных направлений научной школы — «Регулирование комплексной безопасности при модернизации высокотехнологичных отраслей экономики», руководителем которого является профессор, д-р экон . наук К.А. Кирсанов .
Ряд публикаций научной школы способствовал формированию развития исследований в области разработки образовательных ресурсов для дистанционного обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: Киселева С . П . , Матевосова К. Л . , Попова С . А. и др . Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / под ред . Я . Д . Вишнякова;
4-е изд. , перераб . и доп . М . : Юрайт, 2013; Рыков С . В . , Мамина Д . Х. , Озерова Н . В . Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности: монография . Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH, Saarbrucken, Germany. 2013; Вишняков Я .Д . , Киселева С . П . , Васин С . Г Противодействие терроризму: учебное пособие . М . : Академия, 2012 .
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в настоящее время входит во все образовательные программы бакалавриата и служит обязательной компонентой фундамента высшего образования Изучение дисциплины БЖД позволит студентам лучше узнать функционирование человека в условиях производства, живой и неживой природы и чрезвычайных ситуациях (ЧС) . Обучающиеся должны владеть общими положениями теории и практики управления рисками в области обеспечения безопасности человека, социально-экономических, организационно-технических и общественно-политических систем, нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности, человеческого фактора в управлении рисками, противодействия терроризму, обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также уметь анализировать причины возникновения аварий и катастроф .
Одним из направлений развития системы высшего образования является создание и развитие образовательных услуг, которые призваны обеспечить потребности населения в получении востребованных знаний, в том числе за счет дистанционного обучения . Дистанционное обучение на современном этапе рассматривается как взаимодействие преподавателя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [9]. В рамках дистанционного обучения можно реали-зовывать учебные дисциплины из Федеральных государственных образовательных стандартов, создавать факультативные курсы, курсы повышения квалификации [4]
В большинстве случаев вузы реализуют дистанционную форму обучения для студентов-заочников, так как сегодня она является для вузов более перспективной — позволяет окупить разработку и внедрение дорогостоящих дистанционных образовательных технологий, а также увеличить набор числа студентов Все это возможно сделать именно при заочной форме (обычно количество заочников превышает допустимое число мест, выделенных для
очной формы обучения) . К сожалению, не все вузы могут позволить себе такое «виртуальное обучение» Дистанционное обучение достаточно дорогостоящее, особенно из-за разработки методологического и программного обеспечения . В отличие от России на Западе поддержка дистанционных программ в вузах осуществляется за счет государственного финансирования
Преимущества дистанционного образования представляют собой:
• индивидуальное обучение (построение индивидуального учебного плана);
• академическое образование для студентов средних способностей за счет качества образовательной среды, учитывающей индивидуальные психофизические способности каждого студента;
• отсутствие географической привязанности к местности;
• максимально эффективное использование своего времени;
• с помощью электронных средств связи возможно получение консультации с преподавателями в любое удобное для студента время .
Для осуществления дистанционного обучения необходимо обеспечить учебный процесс не только учебными и учебно-методическими материалами, но и техническим оснащением Для таких аудиторий устанавливается оборудование, которое позволяет студентам работать в виртуальных образовательных средах, в том числе осваивать обучающие и профессиональные компьютерные программы, изучать слайд-лекции, проходить электронное тестирование, готовить телеэссе, участвовать в вебинарах. Необходимо также наличие в вузе видеоконференцзала для проведения видеоконференций, телемарафонов, просмотров учебных видеофильмов и видеолекций В настоящее время возникает необходимость расширения знаний по безопасности жизнедеятельности в области обеспечения безопасности и риска, что может быть достигнуто за счет использования дистанционных образовательных технологий . Это позволит создать качественно новую образовательную среду в области обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», активизировать ее учебную и познавательную составляющую подготовки, улучшить качество освоения учебных программ по БЖД . Внедрение дистанционной образовательной технологий особенно будет актуально при развитии дистанционного обучения в Государственном университете управления (ГУУ), в котором дисциплина БЖД является общеуниверситетской дисциплиной, т е читается на всех специальностях и направлениях подготовки бакалавриата .
В первую очередь необходимо проработать методические материалы по дисциплине БЖД, которые обеспечили бы эффективную работу обучающихся по всем темам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы Основным учебно-методическим материалом, включающим и программно-технические средства, который обеспечивает любую учебную дисциплину, является учебно-методический комплекс (УМК). Для дистанционного образования УМК должна включать следующие учебно-методические материалы: рабочая программа дисциплины; учебники и учебные пособия по дисциплине; лекции (телелекции, слайд-лекции, аудиолекции); информационные и методические материалы для проведения тренингов и самостоятельной работы студентов; обучающие компьютерные программы для выполнения лабораторных, практических, курсовых работ; тестовые базы для промежуточной и итоговой аттестации; методические материалы по подготовке к телеэссе; научная и учебная литература, справочники, словари и т д ; методические материалы для работы с электронной библиотекой вуза
Учебник «Безопасность жизнедеятельности» под редакцией Я Д Вишнякова, авторами которого являются преподаватели кафедры «Управление экологической безопасностью» ГУУ, служит основополагающим при преподавании дисциплины БЖД в университете [3]. Рассмотрим, какие виды дистанционных технологий обучения можно использовать для изучения теоретического материала и проведения практических занятий по различным разделам учебника
В первую очередь для усвоения каждой темы программы дисциплины необходимо создать электронный рабочий учебник по БЖД Электронный рабочий учебник — это учебный продукт, выполненный в виде гипертекста В электронный учебник включаются: обзор учебного материала по темам дисциплины; глоссарий (словарь понятий и терминов, используемый в учебнике); упражнения по каждой теме; список рекомендованной к изучению литературы В процессе работы с электронным учебником студент должен научиться структурировать и анализировать его содержание, поэтому одно из практических занятий может быть посвящено вопросам, изложенным в тексте учебника, и как итог — составление тезисов, конспектов и логических схем Это позволит проконтролировать усвоение материалов учебника по каждой теме дисциплины Проведение таких практических занятий возможно с использованием обучающих компьютерных программ «Глоссарный тренинг» и «Логическая схема» [10].
В каждой области знаний имеется определенный перечень терминологических понятий, без которых освоить учебный материал невозможно . Например, нельзя изучить дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», не зная таких понятий, как «опасность», «риск», «безопасность» и др . Одним из наиболее эффективных методов запоминания и воспроизведения профессиональных терминов является глоссарное обучение. Для этого существует обучающая компьютерная программа «Глоссарный тренинг», в основу которой положены профессиональные термины рабочих учебников, слайд-лекций, методических пособий и т д Обучающемуся поочередно предлагается перечень профессиональных терминов, к каждому термину дается несколько определений, из которых следует выбрать правильное . Правильность выбора оценивается программным способом [10].
Для проведения практических занятий по разделу «Основные понятия теории безопасности жизнедеятельности» можно использовать такую технологию, как составление логических схем. Составление логических схем тренирует логическое мышление, позволяет оценить свои знания по изучаемой теме Проведение практических занятий по теоретическим темам разделов «Обеспечение безопасности технических и технологических систем и процессов», «Медицинские и гуманитарные аспекты обеспечения безопасности человека», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» можно провести с использованием технологии «Телеэссе» . Такой вид дистанционной образовательной технологии позволяет отрабатывать коммуникативные компетенции студентов . С помощью web-камеры студент записывает свое устное выступление по изучаемой теме
Закрепление учебного материала, а также проверка знаний студента как по всему изученному материалу дисциплины БЖД, так и по отдельным ее темам возможно при использовании тест-тренинга. Тест-тренинг проводится с использованием компьютерной программы «Тест-тренинг» и представляет собой набор вопросов по темам дисциплины с вариантами ответов, один (или несколько) из которых является правильным В процессе тренировочного тестирования студент может оценить свой уровень подготовки по той или иной теме дисциплины [10].
Некоторые темы, изучаемые в курсе дисциплины БЖД, имеют практическую направленность, например, «Оказание первой помощи от различных поражающих факторов», «Обеспечение пожарной безопасности», «Ликвидация ЧС различного характера» и т п Обозначенные темы предполагают уме-
ние самостоятельно ориентироваться и вырабатывать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях различного характера, при этом возникает необходимость закрепления теоретического материала с помощью проведения практических занятий . Это возможно с помощью использования виртуальной игровой среды, например Game Based Learning. При использовании технологии Game Based Learning возможно постепенно увеличивать уровень сложности игры либо использовать упрощенный вариант проблемной ситуации, действовать в переменной игровой среде, посредством экспериментирования сделать правильный выбор . Виртуальная игровая среда дает следующие возможности для активизации изучения материала по дисциплине: способствует усвоению и запоминанию материала; ориентирована на запросы пользователя с учетом индивидуальных потребностей каждого студента; предоставляет быструю обратную связь; возможность принятия решений по выбору; возможность выбора темпа изучения материала; возможность использования полученных навыков в учебном процессе в реальных ситуациях При использовании данной технологии студент определяет постановку учебной задачи, характер и вид помощи В случае появления затруднений обучаемый передает управление программе Выделяют следующие режимы управления учебной деятельностью обучаемого [7, 8]:
• прямое (непосредственное) управление. Обучающая программа предъявляет задачу, обучаемый может задать вопрос, только относящийся к данной учебной ситуации, характер помощи определяет программа;
• косвенное (опосредованное) управление . Обучающая программа ставит проблему, возможно в игровой ситуации, например, моделирование производственных, экономических и социальных ситуаций, допускающих различные варианты решений;
• динамическое управление Обучающая программа предъявляет задачу, которая решается студентом с помощью компьютера . Уровень помощи определяют как программа, так и обучаемый
В настоящее время уже создан и функционирует ряд симуляторов, основанных на использовании вышеназванной технологии, — это симуляторы для пилотов, врачей и медперсонала (для отработки медицинских сценариев на компьютеризированных манекенах), симуляторы по технике безопасности и ликвидации ЧС различного характера, симулятор террористической атаки Созданные симуляторы направлены на отработку профессиональных знаний и навыков специалистов в разных областях деятель-
ности, поэтому необходимо адаптировать их под требуемый ФГОС уровень знаний и умений студентов. То есть либо разработать специальные компьютерные симуляторы для проведения занятий, либо использовать уже разработанные, в которых можно подобрать уровень сложности выполнения заданий. Разработка и внедрение в учебный процесс дистанционного обучения компьютерных симуляторов, позволяющих проводить занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности, будет способствовать увеличению возможностей приобретения студентами знаний, умений и навыков в практических областях рассматриваемой дисциплины.
Использование дистанционных образовательных технологий для получения знаний позволяет расширить круг учебно-познавательных задач и сформировать самодисциплину обучающихся при работе с информационно-коммуникационными технологиями. Практические занятия, проводимые с помощью компьютерных симуляторов, моделирующих конкретные ситуации, дополняют и расширяют реальные физические эксперименты, так как позволяют исследовать аварийные режимы, не допустимые при натурных испытаниях устройств, замедлить или ускорить развитие электромагнитных процессов в электрических устройствах, что позволяет более глубоко усвоить их сущность [6].
Использование перечисленных технологий при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» соответствует поставленным задачам разви-
тия научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем», таким как:
• опережающая подготовка (переподготовка) управленческих кадров в области управления рисками, природопользованием, экологической и экономической безопасностью в интересах устойчивого развития экономики;
• проведение фундаментальных и прикладных исследований в области «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем» в интересах устойчивого развития экономики;
• реализация системы инновационного образования в области управления рисками, природопользованием, экологической безопасностью. Направление научной школы «Регулирование
комплексной безопасности при модернизации высокотехнологичных отраслей экономики» определяет актуальность разработки и использования виртуальных игровых сред для отработки навыков и умений при изучении дисциплины БДЖ, так как при этом обеспечивается перспективная актуализация потенциала исследований и разработок, определяющая завтрашний день данного научного направления. Эти перспективы заложены в разработке образовательных ресурсов дистанционного обучения на основе дисциплины БЖД и внедрение их в образовательную среду Государственного университета управления.
Литература
1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. M.: МГФ «Знание», 2003. 624 с.
2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ риска и проблем безопасности. М.: МГФ «Знание», 2007. 672 с.
3. ВишняковЯ.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 543 с.
4. Галяев В.С., Магомедова Д.С., Кораблев А.В. О выборе мобильной платформы для дистанционного обучения // сборник статей «Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний». Материалы V Международной научно-практической конференции «Электронная Казань — 2013». 2013. Вып. № 1(11). С. 88-92.
5. Киселева С.П., Попова С.А. Инновационное развитие институализации системы «наука — образование — кадры» в сфере природопользования, ресурсосбережения и системной безопасности // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 2 (21). — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/62EVN214.pdf. — (Дата обращения: 05.09.2015).
References
1. Bezopasnost' Rossii. Pravovye, social'no-ekonomicheskie i nauchno-tehnicheskie aspekty. Vysokotehnologichnyj kompleks i bezopasnost' Rossii [The Security Of Russia. Legal, socioeconomic and scientific-technical aspects. High-tech complex and the security of Russia]. Moscow, Znanie Publ., 2003. 624 p.
2. Bezopasnost' Rossii. Pravovye, social'no-ekonomicheskie i nauchno-tehnicheskie aspekty. Analiz riska i problem bezo-pasnosti. [The Security Of Russia. Legal, socio-economic and scientific-technical aspects. Risk analysis and security issues]. Moscow, Znanie Publ., 2003. 672 p.
3. Vishnyakov Y.D. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. [Safety life]. Moscow, Urait Publ., 2013. 543 p.
4. Galyaev V.S., Magomedova D.S., Korablev A.V. About choosing a mobile platform for distance learning. Materialy VMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Jelek-tronnajaKazan' — 2013» [Proc. 5th Int. Conf. "E-Kazan — 2013"], 2013, V. 1, I. 11, pp. 88-92. (In Russian).
5. Kiseleva S.P., Popova S.A. Innovative development of institutionalization of the system «science-education-staff» in the field of nature resources saving and system security In-novacionnoe razvitie institualizacii sistemy "nauka-obra-zovanie-kadry" v sfere prirodopolzovaniya, resursosbere-
6. Марченко А.Л., Освальд С.В. Лабораторный практикум по электротехнике и электронике в среде Multisim: учебное пособие для вузов. М.: ДМК Пресс, 2010. 448 с.
7. Нагаева И.А. Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 2 (21). — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/68PVN214.pdf. — (Дата обращения: 05.09.2015).
8. Нагаева И.А. Возможности организации практических занятий студентов при использовании дистанционных технологий // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2011. № 4. М.: Изд-во МГОУ. 212 с. С. 172-176.
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.
10. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии [Электронный ресурс]: Современная гуманитарная академия — дистанционное обучение, 2015. URL: http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot. php (дата обращения: 05.02.2015).
zheniya i sistemnoy bezopasnosty. Journal of "Naukovede-nie". 2014, V. 2, I. 21. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/62EVN214.pdf (Accessed Mach-April 2014).
6. Marchenko A.L., Osvald S.V. Laboratorny praktikum po elektrotehnike I elektronike v srede Multisim. [Laboratory electrical and electronics in the Multisim environment]. Moscow, Pabl. Press, 2010. 448 p.
7. Nagaeva I.A. The technology of preparation and conducting online classes. Journal of "Naukovedenie". 2014, V. 2, I. 21. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/68PVN214.pdf (Accessed Mach-April 2014).
8. Nagaeva I.A. The possibility of organizing practical training of students using distance technologies. Vestnik MGOU. [Bulletin MGOU], 2011, I. 4, pp. 172-176. (In Russian).
9. Polat E.S., Buharkina M.Ju, Moiseeva M.V. Teorija iprak-tika distancionnogo obuchenija: ucheb.pos. dlja stud. vyssh. ped.uchebn.zavedenij [Theory and practice of distance education], Moscow, Akademija Publ., 2004. 416 p.
10. Jelektronnoe obuchenie, distancionnye obrazovatel'nye tehnologii [E-learning, distance education technologies]. Available at: http://www.muh.ru/teaching/teaching_dot. php (accessed 5 February 2015).