Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности»'

Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / LIFE SAFETY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селихина Александра Викторовна

В статье рассмотрены проблемы обучения дисциплинам по направлению «Безопасность жизнедеятельности», предложены пути их решения с помощью системы поддержки электронного обучения «СКИФ». Приведены примеры внедрения информационно-коммуникационных технологий. Сделан вывод об использовании электронных образовательных ресурсов в современном образовании и роли преподавателя и методиста в их формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of teaching disciplines in the field of "Safety", the ways of their solution using the system to support e-learning "SCIF". Examples of implementation of information and communication technologies. The conclusion is made about using electronic educational resources in modern education and the role of the teacher and the supervisor in their formation.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности»»

Информационно-аналитическая система поддержки электронного обучения по направлению «Безопасность

жизнедеятельности»

Селихина Александра Викторовна аспирант 1-го года обучения кафедры «Теоретическая и прикладная механика», программист управления дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000 [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы обучения дисциплинам по направлению «Безопасность жизнедеятельности», предложены пути их решения с помощью системы поддержки электронного обучения «СКИФ». Приведены примеры внедрения информационно-коммуникационных технологий. Сделан вывод об использовании электронных образовательных ресурсов в современном образовании и роли преподавателя и методиста в их формировании.

The article considers the problems of teaching disciplines in the field of "Safety", the ways of their solution using the system to support e-learning "SCIF". Examples of implementation of information and communication technologies. The conclusion is made about using electronic educational resources in modern education and the role of the teacher and the supervisor in their formation.

Ключевые слова

ИКТ-технологии, дистанционное обучение, безопасность

жизнедеятельности, электронный образовательный ресурс information and telecommunication technologies, distance learning, life safety, electronic educational resource

Введение

Реформа современного высшего образования в России и требования современного рынка труда ведут к необходимости использовать новые, эффективные современные технологии обучения. В рамках национального проекта «Образование» существенным образом меняется содержание образовательного процесса, внедряются инновационные технологии в учебный процесс, включая информационных и телекоммуникационных технологий, реализуемых посредством электронного обучения.

Дистанционное обучение в образовании рассматривается как одна из форм обучения, обеспечиваемая возможностями электронного обучения, и осуществляемая без отрыва от мест проживания и трудовой деятельности. Под дистанционным обучением понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя, в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии).

Во всех ведущих университетах большое внимание уделяется автоматизации и информатизации электронного обучения, что позволяет эффективно решать стоящие перед современным университетом задачи [1]. В Донском государственном техническом университете за решение данных вопросов отвечает Управление

дистанционного обучения и повышения квалификации, где работают квалифицированные специалисты, разрабатывающие систему, ориентированную на комплексную автоматизацию электронного обучения по всем направлениям.

Система поддержки электронного обучения «СКИФ»

Портал «СКИФ», созданный на базе Управления дистанционного обучения и повышения квалификации, представляет собой сложный программно-технический комплекс, имеющий модульную структуру с возможностью подключения новых подсистем, разработанных на современной инструментальной платформе [2]. Модель портала «СКИФ» представлена на рисунке 1.

Рис.1. Модель портала «СКИФ»

Платформа Moodle, используемая при создании контента указанного образовательного портала, предоставляет широкий набор стандартных средств для создания качественных обучающих и контролирующих материалов. Лекции в текстовом формате, презентации, тесты для контроля знаний обучающихся в различных форматах, и другие сервисы LMS широко используемые при создании дистанционных курсов в системе Moodle. Но задача преподавателя заключается в том, чтобы заинтересовать ученика, дать ему информацию в более наглядной, интересной форме, изложить студенту более доходчиво.

Поддержка электронного обучения по направлению «Безопасность жизнедеятельности»

Проблемы безопасности жизнедеятельности (БЖД) в Российской Федерации в последнее время встают все острее, в связи с чем возникает необходимость качественных изменений в подготовке соответствующих специалистов и всех групп населения в сфере БЖД. На первое место выдвигается формирование у преподавателей и обучаемых студентов профессионального мышления, твердых знаний и глубокого понимания всех процессов БЖД [3]. В связи с этим необходимы более широкие и максимально подробные программы и учебно-методические материалы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. Очевидно, что это обстоятельство требует использования новых информационных технологий в высшем образовании, а также систем дополнительного обучения по защите от ЧС на основе дистанционных образовательных технологий.

Решение поставленных проблем путем внедрения информационных образовательных технологий, включая технологии дистанционного обучения серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных электронных образовательных ресурсов по БДЖ.

Для решения поставленной задачи в ДГТУ на основе открытой инструментальной среды Moodle и программного обеспечения, разработанного ранее, и была создана интегрированная система «СКИФ» (Система комплексная, информационная, формирующая).

Основные модули (подсистемы) выполнены в виде сайтов со сходным унифицированным интерфейсом и компьютерным дизайном. Наиболее важными из них являются подсистема дистанционного обучения, библиотека электронных ресурсов и электронное издание «Блокнот молодого ученого».

Система администрирования сайта обеспечивает полный доступ к хранящейся в базе данных информации и позволяет администраторам выполнять операции по управлению доступом пользователей, новостями, учебными курсами и планами. Следует отметить, что программа администрирования рассчитана на пользователей с различными категориями доступа (преподаватель, студент, гость, администратор, тьютор), при этом они смогут выполнять лишь те действия, которые определены их функциями [4].

Библиотека электронных ресурсов (http://de.donstu.ru) предназначена для формирования информационно-образовательной среды (ИОС) и предоставления свободного доступа ко всем электронным ресурсам сайта - лекционным курсам, компьютерным практикумам, методическим указаниям, образцам выполнения курсовых работ, виртуальным лабораторным работам, электронным учебникам и т. д. (рис. 2)

Рис.2. Библиотека электронных ресурсов

Основу ИОС составляют узкоспециализированные электронные учебные ресурсы. Формирование информационной среды является необходимым условием внедрения дистанционных технологий обучения в образовательную практику университета. В системе полномасштабного дистанционного обучения необходимо иметь электронные учебники по каждой дисциплине учебного плана. Проведена работа по сбору, систематизации, переводу в интерактивную форму с применением соответствующего компьютерного дизайна учебно-методических разработок, накопленных на протяжении многих лет и хранящихся на кафедрах в различных форматах [2].

В настоящее время в электронной библиотеке системы «СКИФ» размещено более 60 актуальных учебных электронных ресурсов, представленных факультетом «Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология». Материалы представлены методическими указаниями, учебными пособиями, краткими курсами лекций, учебно-методическими пособиями и практическими работами по всем специальным дисциплинам, разработанными преподавателями факультета (рис.3).

Рис.3. Методическое пособие в библиотеке электронных ресурсов

Распределение электронных ресурсов по типам показывает, что наиболее распространенными и легко адаптируемыми к дистанционному обучению является ресурсы «Методические указания» и «Лабораторные работы». Поиск необходимого ресурса осуществляется автоматически по различным параметрам: специальность, название ресурса, кафедра и т. д.

Рис. 4. Поиск в библиотеке электронных ресурсов.

Доступ к библиотеке электронных ресурсов может быть получен не только стандартным образом через сеть Интернет. Студенты и сотрудники ДГТУ могут использовать локальную сеть университета. Данная возможность открыта для всех компьютерных классов, деканатов и кафедр, соединенных локальной сетью.

Информационные ресурсы на сайте электронной библиотеки размещены для удобства навигации в соответствии со структурой университета.

Обучение с использованием компьютерных технологий обеспечивает хорошую мотивацию для многих студентов, которых привлекает общая виртуальная среда, поддерживаемая в ДГТУ с помощью системы «СКИФ». Использование современных технологий обучения в ДГТУ позволяет реализовать новый подход к педагогическому дизайну: от готовых курсов к коллекциям адаптивных учебных материалов и указателям. Внедрение системы «СКИФ» в учебный процесс позволяет строить индивидуальные траектории обучения для студентов, а также разрабатывать и применять систему кредитов в многоуровневом образовании, так как в открытой среде возможна разная скорость прохождения учебного курса, в зависимости от субъективных предпочтений и временных ресурсов обучаемых. В настоящее время система «СКИФ» внедрена во все формы обучения в университете и систему повышения квалификации преподавателей.

Преподаватели факультета "Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология" Донского государственного технического университета, прошедшие повышение квалификации, занимаются регулярным размещением на портале электронного обучения своих курсов для всех форм обучения (рис. 5), а также оводят тестирования студентов.

Рис. 5. Пример размещения курсов по дисциплине «Мониторинг безопасности»

Заключение

Массовое производство электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является чрезвычайно сложной задачей — это создание и преобразование мультимедиа данных, отслеживание новых программных платформ, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам, учет интерактивных возможностей компьютеров и Интернета и т.д. Организация промышленного производства информационных продуктов, в т.ч. ЭОР — задача не тривиальная. Это по силам только профессиональным разработчикам ПО. Производство обучающих программ все более и более становится похоже на кинопроизводство. Для этого создаются инструментальные средства, которые должны обеспечить массовое, конвейерное производство мультимедийных ЭОР [5].

С другой стороны, содержание разрабатываемого ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс. Кому, как не ведущему преподавателю по БЖД, возможно, автору соответствующего учебника (пособия) знать, что должен содержать тот или иной ЭОР. Кому, как не методисту следует определять содержание учебного процесса с использованием этого ЭОР. Следовательно, конвейерное производство ЭОР в обязательном порядке должно осуществляться при участии ведущих педагогов, методистов и авторов учебных материалов на бумажных носителях.

Литература

1. Электронное обучение в традиционном университете: сб. ст. / Новосиб. гос. техн. ун-т. Ин-т дистанц. образования ; отв. ред. : Г.Б. Паршукова, О.В. Казанская. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - 133 с.

2. Захарова О.А. Система поддержки дистанционного обучения «СКИФ» на основе программного обеспечения Moodle,nrTy / О.А. Захарова. - Вестник Донского государственного технического университета №4(55), 2011. - 574-579 с.

3. Глазачев С.Н. Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда // Материалы международной научно-практической конференции. -Мичуринск, 2016. - С. 12.

4. Захарова О.А. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации: монография / О.А. Захарова. -Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. - 146 с.

5. Аветисян Д.Д. Электронные образовательные ресурсы по основам безопасности жизнедеятельности для дистанционного обучения. - Технологии гражданской безопасности № 1-2, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.