Научная статья на тему 'Современные тенденции в подготовке будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности'

Современные тенденции в подготовке будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHERS / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / ПОДГОТОВКА / TRAINING / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH PROTECTING TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Валентина Михайловна

В работе обосновывается актуальность подготовки будущих учителей начальной школы к здоровьесберегающей деятельности; анализируются современные представления о здоровьесберегающих технологиях, приводятся основные классификации, рассмотрены вопросы отбора содержания здоровьесберегающей подготовки студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in future primary school teachers training for their professional career

The paper substantiates the actuality of future primary teachers' training for health protecting activities; analyzes modern concepts of health protecting technologies; provides the main classifications, and views the issues of content selection for health protecting training of the students of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в подготовке будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности»

развитие ребёнка, самообразование детей дошкольного возраста.

SUMMARY

The article presents the basic provisions, educational features of innovative laboratory integrative type of practical training of future teachers to the profession. Actual problems of training future teachers of preschool and early childhood education were considered.

Key words: integrated approach, innovative laboratory-type training, practical work, a comprehensive child development, self-education of preschool children.

ЛИТЕРАТУРА

1. Машарова Т. В., Щенникова С. В. Ин-тегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности // Интеграция образования. 2003. № 4. С. 81-84.

2. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www.rg.ru/2013/! 1/25/doshk-standa rt -dok.html.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: в редакции от 21 июля 2014 г. URL: http://mro брнауки.рф.

Ш)

В. М. Ефимова

УДК 373.31 : 371.71 : 378.17

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ч овременные тенденции в подготовке будущего учителя начальной школы к педагогической деятельности отражают потребность общества в высокопрофессиональном специалисте, ориентированном на развитие личности ребёнка, обладающем сформированными педагогическими компетенциями, способном к творческой деятельности, саморазвитию и самообучению, профессиональной мобильности. Одной из основных тенденций модернизации высшего педагогического образования в последние годы стала актуализация здоровьесберегающей составляющей подготовки студентов к профессиональной деятельности. В образовательных программах педагогических высших учебных заведений постоянно расширяется кластер дисциплин, направленных на подготовку будущих учителей к сохранению, укреплению и формированию здоровья детей в процессе обучения.

Проблема здоровьесберегающей деятельности в системе образования изучается медиками и физиологами (Н. А. Агаджанян, Р. И. Айзман, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Н. Н. Куинджи, В. Р. Кучма), педагогами (Н. П. Абаскалова, И. П. Березин, Ю. Н. Бирюкова, В. П. Горащук, О. Р. Кокорина, В. В. Колбанов, Л. П. Сущенко), психологами (Л. И. Алешина, А. Ф. Аменд, Е. С. Асмако-вец, Т. В. Ахутина, Т. В. Белинская) и социологами (И. Б. Бовина, И. А. Журавлева). Учёные отмечают, что при всём разнообразии предложенных подходов к сохранению и

укреплению здоровья учащихся, вопросы отбора здоровьесберегающего содержания подготовки будущих учителей начальной школы исследованы недостаточно. Данная проблема актуальна в связи с необходимостью полноценной реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования поколения 3+, и в контексте новых стандартов профессиональной деятельности педагогов, предполагающих высокий уровень готовности учителя к здоровьесберегаю-щей деятельности.

Цель статьи - анализ подходов к отбору здоровьесберегающего содержания подготовки будущих учителей начальной школы в контексте тенденций развития высшего педагогического образования.

В Дакарских рамках действий, сформулированных на Всемирном форуме по образованию (2000), отмечается, что образование «является ключом к устойчивому развитию, миру и стабильности внутри стран и в отношениях между ними и в силу этого служит необходимым средством для эффективного участия в жизни обществ и в экономике XXI века, которые затронуты ускоренной глобализацией» [6, с. 2]. Особое внимание в данном документе уделяется начальному образованию и условиям обучения. Отмечается, что «учебная среда должна быть здоровой, безопасной, способствующей заботливому отношению к людям. При этом должны быть обеспечены <...> соответствующая политика и кодексы поведения, которые способствуют улучшению физического, психосоциального и эмоционального состояния преподавателей и учащихся; содержание и практика образования, способствующие усвоению знаний, социальных установок, ценностей и жизненных навыков, необходимых для укрепления самоуважения, здоровья и личной безопасности» [6, с. 17].

В значительной степени рекомендации Всемирного форума по образованию стали основой развития здоровьесберегающей деятельности для сохранения здоровья учащихся и повышения качества образования. Одна-

ко до сих пор, хотя прошли пятнадцать лет со времени форума, многие аспекты здоровье-сберегающей подготовки будущих учителей начальной школы, применения здоровьесбе-регающих технологий в учебно-воспитательном процессе остаются недостаточно изученными.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» применяется в современных работах достаточно часто и в разнообразных смыслах [3; 4; 9; 14; 20]. В определённой степени появление данного термина отражает процессы технологизации системы образования; стремление к обеспечению паритета образованности и здоровья в процессе обучения; развитие в постиндустриальном обществе представлений о здоровье как основе благополучия и самореализации личности; поиск действенных инструментов для решения педагогических задач в условиях трансформации образа жизни современного человека.

Для многих исследователей здоровье-сберегающие технологии - интегральная характеристика педагогической технологии при внедрении её в практику. По мнению Л. Ф. Тихомировой, важнейшим в характеристике любой технологии, которая реализовывается в образовательном учреждении, есть то, насколько она сохраняет здоровье учеников, то есть является ли она здоровьесберегающей [18, с. 73]. А. М. Митяева рассматривает здо-ровьесберегающие образовательные технологии как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [15, с. 100]. Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются: обеспечение учебной мотивации; построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учеников; недопущение форм сильного и выраженного утомления [1, с. 23].

В медико-гигиеническом контексте понятие «здоровьесберегающие технологии» определяют как такие педагогические технологии обучения, которые основываются на возрастных особенностях познавательной деятельности детей; обучении на оптимальном уровне сложности; вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании наглядности и сочетании разных форм предоставления информации; создании эмоционально благоприятной атмосферы; формировании позитивной мотивации к обучению («педагогика успеха»); на культивировании у школьников интереса к знаниям по вопросам здоровья [13, с. 23].

Педагогический смысл понятия «здо-ровьесберегающие технологии» развивает О. М. Дзятковская, которая рассматривает его как такую методическую систему (цель образования, его содержание, методы, контроль результатов), которая целеустремлённо решает задачи информационно-психологической безопасности и развития школьников (чувственно-эмоционального, физического, интеллектуального, личностного, духовно-этического), как педагогических предпосылок здоровья ребёнка [7, с. 20].

В попытках вычленить педагогические основания здоровьесберегающих технологий исследователи вводят уточняющие термины «здоровьесберегающие технологии в образовании» [8], «здоровьесохранные образовательные технологии» [12], «здоровьесберега-ющие образовательные технологии» [16] и т. п. В частности, И. А. Ерохина определяет понятие «здоровьесберегающие технологии в образовании» как совокупность форм, средств и методов, направленных на достижение оптимальных результатов в поддержке физического, психического, этического и социального благополучия человека, в формировании здорового образа жизни [8, с. 165]; Е. М. Ионова и Ю. С. Лукьянова - «как совокупность средств, методов, форм, приёмов организации, проведения, управления учебно-воспитательного процесса, направленные

на обеспечение эффективности здоровьесбе-режения учеников» [12, с. 70].

Ю. В. Науменко определяет понятие «здо-ровьесберегающая образовательная технология» как систему разных целенаправленных действий в целостном учебно-воспитательном процессе, организованную образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в пределах традиционной системы образования [16]. С точки зрения автора, здо-ровьесберегающее образование - это комплексная системная деятельность образовательного заведения по применению в практике образования различных здоровьесберегаю-щих технологий с целью минимизации действия основных школьных факторов риска нарушения здоровья на детей и подростков [16, с. 23].

Наиболее эклектично представлены содержательные компоненты здоровьесберега-ющих технологий, рекомендуемых для применения в начальной школе. И. В. Чупаха рассматривает в условиях комплекса детский сад - школа здоровьесберегающие технологии как лечебно-профилактические мероприятия [20, с. 26], занятия гимнастикой [20, с. 30], арома- и фитотерапию и т. п. [20, с. 40]. В исследованиях В. Ф. Базарного [2], А. Г. Вирабовой [5] и многих других (Л. П. Банникова, М. Г. Валетов, О. И. Ковалёва, М. Е. Коржова, Н. М. Михайлова, О. В. Скородумова) как здоровьесберегаю-щие технологии рекомендуются медицинские, гигиенические и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые зачастую не имеют педагогической составляющей.

Междисциплинарность подходов к сущности здоровьесберегающих технологий отражена в исследованиях А. М. Митяевой [15]. По мнению автора, близки к здоровье-сберегающим образовательным технологиям медицинские технологии профилактической работы, которые проводятся в образовательных учреждениях: вакцинация учеников, контроль соблюдения сроков иммунизации,

выделение групп медицинского риска [15, с. 100]. В то же время учёная относит к здо-ровьесберегающим технологиям целенаправленное воспитание культуры здоровья учащихся, их потребностей, способностей и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии [15, с. 133].

Здоровьесберегающие технологии, которые распространены в современной системе образования, специалисты разделяют на несколько групп согласно подходам к здоровьесбережению [11], субъектам здо-ровьесбережения [10], методам и формам здоровьесберегающей работы [17].

Е. М. Ионова и Ю. С. Лукьянова в классификации здоровьесберегающих образовательных технологий выделяют отдельные группы, каждая из которых может включать ряд конкретных технологий. Такими основными группами являются технологии организации учебного процесса, технологии организации познавательной деятельности учеников, технологии воспитательной работы, предметные технологии и др. Так, здоро-вьесберегающая организация обучения предусматривает, в первую очередь, учёт динамики работоспособности учеников в течение урока, учебного дня, недели, года, что предотвращает умственную усталость и перегрузки [12, с. 71]. Авторы считают, что реализация здоровьесберегающих технологий организации познавательной деятельности школьников требует наличия разных программ, учебников, дидактических материалов, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения; постоянного систематического анализа и оценки способов прорабатывания учениками программного материала; создания на каждом уроке условий для самостоятельного выбора учеником способов работы, типов заданий; использования разнообразных форм занятий, современных методов обучения (ролевых игр, диалогов, тренингов). По мнению Е. М. Ионовой и Ю. С. Лукьяновой, важнейшими составными частями здоровьесберегающих образовательных технологий являются технологии, направленные на учёт колебаний работоспособ-

ности человека в течение учебных циклов, привлечения двигательной активности, оздоровительного влияния искусства и труда, на обеспечение субъект-субъектного (фасили-тирующего) взаимодействия учителя с учениками [12, с. 72].

Н. К. Смирнов предложил классификацию здоровьесберегающих технологий, основанную на разных подходах к здоровьесбе-режению [17, с. 17]. Автор вычленяет меди-цинско-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии [17, с. 17-19].

Медицинско-гигиенические технологии: контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов; проведение прививок; предоставление консультативной и безотлагательной помощи в медицинском кабинете; мероприятия по санитарно-гигиеническому образованию учеников и педагогического коллектива; мониторинг динамики показателей здоровья школьников; профилактические мероприятия в канун эпидемий (например, гриппа); участие в проведении психолого-педагогических консилиумов; создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для предоставления ежедневной помощи школьникам и педагогам, контроль проведения занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п.

Физкультурно-оздоровительные технологии, направленые на физическое развитие учеников: закаливание, тренировку силы, выносливости, скорости, гибкости и других качеств, которые отличают здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание природо-сообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой и т. п.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности направлены на сохранение жизни и обеспечиваются благодаря изучению учащимися дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», а будущими педагогами - курсов «Безопасность жизнедеятельности человека», «Основы охраны труда», «Гражданская защита».

Здоровьесберегающие образовательные технологии разделяют на три подгруппы:

1. Организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, содействующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний школьников.

2. Психолого-педагогические технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, его действием на учеников; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса.

3. Учебно-воспитательные технологии включают программы по формированию культуры здоровья учеников, развитию мотивации к здоровому образу жизни, предупреждению вредных привычек, образованию родителей и др.

Отдельное место занимают ещё две группы технологий, которые традиционно реали-зовывались во внешкольных заведениях, но в последнее время предлагаются как внеурочная работа школы: социально адаптирующие и личностно развивающие технологии обеспечивают формирование и укрепление психического здоровья школьников, повышение ресурсов психологической адаптации личности (разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики для школьников, родителей, учителей); лечебно-оздоровительные технологии обеспечивают возобновление физического здоровья школьников благодаря средствам лечебной педагогики и лечебной физкультуры [17].

Приведённые определения, классификации здоровьесберегающих технологий свидетельствуют о значительном разногласии в

сущностном наполнении понятия «здоровье-сберегающие технологии», нерешённости теоретических и практических вопросов здоровьесберегающей деятельности в современной системе образования. По нашему мнению, понятие «здоровьесберегающие технологии» нужно рассматривать как метатех-нологии, поскольку в современных условиях существует множество аспектов здоровьесбе-регающей деятельности в образовательных учреждениях, которые нуждаются в технологической поддержке и предполагают определённый уровень ответственности педагогических работников за обеспечение сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии нами рассматриваются как технологии, которые обеспечивают целенаправленную деятельность всех субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении для решения задач здоровьесбережения педагогическими средствами.

Согласно общему определению понятия «педагогические технологии» [19, с. 20], предлагаем рассматривать здоровьесберегающие образовательные технологии как составную часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения здоровому образу жизни и направлена на решение вопросов здоровье-сбережения в системе образования; как способ организации модели учебного процесса, которая гарантируют сохранение здоровья всех его субъектов; как инструментарий образовательного процесса, систему указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения вместе с сохранением здоровья учеников. Как инструментарий образовательного процесса понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет педагогические технологии обучения и учения, которые основаны на биопсихосоциальной модели здоровья; индивидуализации обучения и воспитания; дифференциации учащихся согласно возрастным, психологическим и психофизиологическим особенностям, личностным потребно-

стям и интересам; инновационных методах и формах обучения, благоприятных для сохранения здоровья каждого ребёнка; создании эмоционально и гигиенически благоприятной среды; формировании у школьников само-сохранительного поведения и навыков, которые способствуют сохранению здоровья [9].

В соответствии с ФГОС ВО выпускник программы бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование должен быть готов решать профессиональные задачи в сфере педагогической деятельности. Будущий учитель готовится к «...осуществлению обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использованию технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; обеспечению образовательной деятельности с учётом особых образовательных потребностей; формированию образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса». Перечень представленных компетенций отражает основные направления здоровьесбере-гающей составляющей профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Таким образом, одной из тенденций совершенствования высшего педагогического образования становится формирование здо-ровьесберегающей составляющей профессиональной подготовки. Развитие данной тенденции обусловлено социальным заказом на обеспечение самого высокого достижимого уровня образования и здоровья личности. В постиндустриальном обществе образованность и здоровье человека как основные составляющие человеческого капитала, становятся цивилизационной ценностью, основой самореализации личности, гарантами её благополучия в быстроменяющейся реальности. Здоровьесберегающие технологии нами рассматриваются как технологии, которые обес-

печивают целенаправленную деятельность всех субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении для решения задач здоровьесбережения педагогическими средствами. Предложенное толкование понятия «здоровьесберегающие технологии» позволяет усовершенствовать содержание и отобрать соответствующие формы и методы подготовки будущих учителей начальных классов для использования здоровьесберега-ющих технологий в профессиональной деятельности.

Междисциплинарное наполнение содержания здоровьесберегающей деятельности, совершенствование методов её реализации предполагает вычленение здоровьесберега-ющих образовательных технологий как составной части педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения здоровому образу жизни и направлена на решение вопросов здоровьес-бережения в системе образования.

АННОТАЦИЯ

В работе обосновывается актуальность подготовки будущих учителей начальной школы к здоровьесберегающей деятельности; анализируются современные представления о здоровьесберегающих технологиях, приводятся основные классификации, рассмотрены вопросы отбора содержания здоровьесберегающей подготовки студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: будущие учителя, начальная школа, подготовка, здоровьесберега-ющие технологии, профессиональная деятельность.

SUMMARY

The paper substantiates the actuality of future primary teachers' training for health protecting activities; analyzes modern concepts of health protecting technologies; provides the main classifications, and views the issues of content selection for health protecting training of the students of pedagogical specialties.

Key words: future teachers, primary school, training, health protecting technologies, professional activities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. -2000. - Т. 7. - № 2. - С. 21-27.

2. Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса // Министерство образования: управление реабил. службы и спец. образования. - Сергиев Посад, 1995. - 31 с.

3. Бирюкова Ю. Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесбере-гающих технологий: дис. ... канд. пед. наук. -Краснодар, 2004. - 155 с.

4. Вашлаева Л. П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. - 2004. - № 4. -С. 93-98.

5. Вирабова А. Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровьесберегающие педагогические технологии, ресурсы: автореф. дис. ... доктора мед. наук. - М., 2006. - 48 с.

6. Дакарские рамки действий: Образование для всех: выполнение наших общих обязательств // Текст, принятый Всемирным форумом по образованию. - Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. - URL: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/co nventions/pdf/dakar.pdf.

7. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберега-ющие образовательные технологии: новые акценты // Психология здоровья и личностного роста: Научно-методический журнал. -2010. - № 1 - С. 62-93.

8. Ерохина И. А. Здоровьесберегающие технологии в профилактике наркозависимости подростков: дис. . канд. пед. наук. - Тамбов, 2005. - 272 с.

9. £фiмова В. М. Пщготовка майбутшх учш^в природничих дисциплш до викори-стання здоров'язбережувальних технологш у професшнш дiяльностi: теорiя та методика:

монографiя. - Омферополь: Сонат, 2011. -440 с.

10. Ефимова В. М. О применении здо-ровьесберегающих технологий в обучении и воспитании леворуких учащихся // Педа-гопка, психолопя та медико-бюлопчш про-блеми фiзичного виховання i спорту: наукова монографiя / за ред. проф. С. С. Срмакова. -Харшв: ХДАДМ, 2010. - № 2. - С. 49-53.

11. Ирхин В. Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис. ... доктора пед. наук. - Барнаул, 2002. - 374 с.

12. 1онова О. М. Здоров'язбереження осо-бистосп як психолого-педагопчна проблема // Педагопка, психолопя та медико-бюло-пчш проблеми фiзичного виховання i спорту: монографiя // за ред. С. С. Срмакова. -Харюв: ХДАДМ, 2009. - XXIII - № 1. -С. 69-72.

13. Кучма В. Р. Концепция «Общие подходы к формированию гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ» // Проект «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения»: Разработка гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ. - М., 2006. - 56 с.

14. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Тюмень, 2009. - 47 с.

15. Митяева А. М. Здоровьесберегаю-щие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -192 с.

16. Науменко Ю. В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... доктора пед. наук. -М., 2009. - 43 с.

17. Смирнов Н. К. Здоровьесберегаю-щие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - 2-изд. - М.: Аркти, 2006. - 320 с.

18. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей пе-

дагогики: дис. ... доктора пед. наук. - Ярославль, 2004. - 339 с.

19. Факторович А. А. Сущность педагогической технологии // Педагогика. -2008. - № 2. - С. 19-27.

20. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновац. опыта. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 400 с.

Н. В. Горбова

УДК 378.147:87'25

ЭЛЕМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

[Ей

О условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в обучении иностранному языку в вузе приоритетным является деятель-ностно-коммуникативный подход. Несомненное преимущество данного подхода - повышение уровня интерактивности занятия через учебное сотрудничество. Принцип интерактивности не исключает использование на уроках иностранного языка такого вида деятельности, как перевод. Однако сегодня уже нельзя учить студентов переводить по старинке - на интуитивном уровне, необходимо дать определённый минимальный объём знаний «теоретического видения» перевода, для того чтобы способы и приемы перевода, которые используют студенты, были мотивированы, т. е. обусловлены той или иной

причиной. В особенности это касается обучения студентов филологических специальностей, в частности будущих учителей иностранного языков. В этой связи мы считаем целесообразным ознакомить студентов филологических специальностей на занятиях по иностранному языку с основами переводо-ведения, например, с переводческими трансформациями.

В переводоведении под переводческими трансформациями (приёмами перевода) рассматривают преобразования, с помощью которых можно осуществить переход от единиц оригинала к единицам перевода [1, с. 25]. Переводческие трансформации используются, когда отсутствует словарное соответствие какой-либо лексической единицы, либо оно существует, но не может быть использовано в данном контексте. Выделяют следующие переводческие трансформации: лексические, грамматические, лексико-грамматические. Отработку полученных теоретических переводческих знаний на занятиях по иностранному языку можно осуществлять по методу, именуемому в психологии «думание вслух» (1Ьтка1оиф, то есть предложить студентам сделать как самостоятельный перевод, так и проанализировать уже имеющийся (в зависимости от уровня владения иностранным языком - с родного языка на иностранный и наоборот), вербализуя при этом свои мысли, так сказать, размышляя вслух. Использование элементов переводческого анализа на занятиях по иностранному языку призвано развить способность студентов отличить удачный перевод от неудачного, формировать умение аргументировано обосновывать и отклонять тот или иной вариант перевода. Предметом переводческого анализа могут служить отрывки из оригинальных литературных произведений и их переводы, - это позволяет формировать у студентов интерес к изучению и пониманию другой культуры. Как отмечает И. П. Селезнёва, «инокультур-ный текст воспринимается только при условии наложения на него «кальки» собственной культуры, при этом отношение и к «своей», и к «иной» культуре меняется» [4, с. 55]. Бла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.