Научная статья на тему 'Взаимодействие детской музыкальной школы и семьи в осуществлении здоровьесбережения учащихся'

Взаимодействие детской музыкальной школы и семьи в осуществлении здоровьесбережения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СЕМЬЯ / CHILDREN'S MUSICAL SCHOOL / INTERACTION / FAMILY / HEALTH SAVINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосимова О. Г.

В статье раскрыты подходы, содержание, основные направления, формы взаимодействия детской музыкальной школы и семьи в осуществлении здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосимова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of children's musical school and family in realization Schoolchildren' Health-saving

In article approaches, the maintenance, the basic directions, forms of interaction of children's musical school and a family in realisation savings health are opened.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие детской музыкальной школы и семьи в осуществлении здоровьесбережения учащихся»

О. Г. Федосимоба. Взаимодействие детской музыкальной школы.

УДК 377.35

О. Г. Федосимова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И СЕМЬИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В статье раскрыты подходы, содержание, основные направления, формы взаимодействия детской музыкальной школы и семьи в осуществлении здо-ровьесбережения.

In article approaches, the maintenance, the basic directions, forms of interaction of children's musical school and a family in realisation savings health are opened.

Ключевые слова: взаимодействие, детская музыкальная школа, здоровьесбережение, семья.

Keywords: interaction, children's musical school, family, health savings.

Одной из актуальных и социально значимых проблем современности является здоровьесбережение населения. Ее частный аспект - здоровьесбережение учащихся общеобразовательных учреждений. По данным различных исследователей, численность школьников без психических и физических отклонений за годы обучения уменьшается в 3-5 раз и составляет от 10 до 20% [1]. В связи с этим приобретает особую значимость формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся не только в общеобразовательных школах, но и в учреждениях дополнительного образования детей, в которых обучается более 50% от количества учащихся общеобразовательных школ.

Проведенный анализ многочисленных медицинских, психологических, педагогических источников позволил осуществить этимологический анализ понятия «здоровьесбережение». Понятие «здоровье», согласно определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, психического (духовного) и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней как физических дефектов. Понятие «сбережение» в Словаре русского языка трактуется как действие по значению глагола сберечь - сберегать. Сберечь - 1. Сохранить в целости, наличии, не дать пропасть, исчезнуть. 2. Сохранить неповрежденным, уберечь от ущерба, урона, порчи. 3. Сохранить неизрасходованным, сэкономить бережным расходованием.

Здоровьесбережение как научная проблема исследуется учеными-педагогами М. М. Безруких, Б. Ф. Квашой, В. И. Ковалько, Г. Н. Сериковым, Н. К. Смирновым, В. Д. Сонькиным, З. И. Тюмасе-

© Федосимова О. Г., 2010

вой и др. [2]. Исследуемое явление понимается учеными как процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения ценностного отношения к их собственному здоровью. Часть исследователей рассматривает здоровьесбережение как основу здоровьесберегающих технологий (В. И. Ковалько, Н. К. Смирнов и др.) [3]. Другие ученые понимают здоровьесбережение как обеспечение учащихся знаниями и умениями сохранения здоровья и проведение мероприятий, направленных на его формирование и сохранение (С. С. Коровин, П. П. Тиссен и др.) [4]. Также активно ведутся специальные исследования по созданию здоровьесбережения в школе (О. Ю. Ма-лоземов, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков и др.) [5]. В нашем исследовании под здоровьесбережением понимается процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся на основе создания здо-ровьесберегающей среды обучения и формирования у них ценностного отношения к своему здоровью.

Исследование показывает, что обучающиеся одновременно в двух школах подвержены значительным перегрузкам. Недельная нагрузка учащихся в детской музыкальной школе варьируется от шести до двенадцати часов в неделю в зависимости от отделения, на котором они обучаются, причем средняя нагрузка составляет полтора часа в день. Но на практике, в соответствии с требованиями родителей учащихся уменьшить количество дней для посещения музыкальной школы, нагрузка в определенные дни значительно увеличивается: от трех до четырех-пяти уроков в день. Вследствие этого уровень утомляемости учащихся в детской музыкальной школе не ниже, чем в общеобразовательной, к тому же они, в отличие от спортивных, художественных, хореографических школ, большую часть времени находятся в статичном положении. Специфические признаки проявлений утомления - снижение слухового внимания, ухудшение музыкальной памяти, снижение эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку, нарушение чистоты интонирования.

В ходе исследования выявлено, что в детских музыкальных школах по сравнению с общеобразовательными учреждениями недостаточно используются здоровьесберегающие технологии. Административные работники, преподаватели детских музыкальных школ, в основном имеющие не педагогическое образование, недостаточно информированы о средствах, формах и методах обучения в целом и о здоровьесберегающих технологиях в частности.

Недостаточна и преемственность в осуществлении здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных и детских музыкальных школах. Результаты исследования показывают, что толь-

ко в 50% обследованных детских музыкальных школ происходит взаимодействие по дидактическим и воспитательным аспектам, в том числе по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из аспектов здоровьесбережения является взаимодействие детской музыкальной школы и семьи. Проблема взаимодействия исследуется многими учеными. Понятие «взаимодействие» трактуется ими по-разному. Так, Б. Ф. Ломов рассматривает общение «как взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры» [6]. А. У. Хараш определяет взаимодействие как воздействие на личность через внушение, заражение, убеждение [7]. В. И. Тузлукова под взаимодействием понимает преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь [8] .

Опираясь на результаты проведенных исследований, исходя из цели, предмета и задач исследования, под взаимодействием мы понимаем процесс совместной деятельности администрации, преподавателей детской музыкальной школы, учащихся и их родителей, в ходе которой они устанавливают партнерские отношения, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Анализ проблемы показывает, что взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: участие субъектов в планировании, проектировании и прогнозировании здоровьесберега-ющих программ; организация и проведение мероприятий; контроль и оценка условий обучения учащихся в детской музыкальной школе.

Результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента позволили определить цель, задачи и содержание взаимодействия. Цель взаимодействия - сохранение и укрепление здоровья учащихся детских музыкальных школ. Исходя из цели нами были определены задачи взаимодействия по здоровьесбережению: повышение информированности преподавателей детских музыкальных школ о здоровьесбережении; ознакомление родителей с основными формами и методами здоровьесбережения; внедрение здоровьес-берегающих приемов, способов, технологий в образовательный процесс, проведение совместных мероприятий.

Содержание взаимодействия включает организацию сотрудничества, установление партнерских отношений, совместную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся детских музыкальных школ.

Формы взаимодействия обусловлены целью, задачами и содержанием здоровьесбережения. В ходе исследования к ним были отнесены: инди-

видуальные беседы, консультации преподавателей с родителями; проведение лекций, групповых консультаций, родительских собраний по проблеме здоровьесбережения; классные и школьные мероприятия здоровьесберегающей направленности.

Экспериментальное исследование выявило недостаточно высокий уровень взаимодействия преподавателей детских музыкальных школ и семей учащихся. По оценке экспертов, уровень взаимодействия оценивается в 2,8 балла по пятибалльной системе. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются индивидуальные консультации (эффективность 4,2 балла), беседы (4,1 балла), лекции (3,9 балла), проектирование совместной деятельности (3,1 балла), совместные заседания (3,0 балла), мониторинг состояния здоровья учащихся (2,9 балла). В то же время такие формы, как родительские собрания, классные и школьные мероприятия, посвященные проблеме здоровьесбережения, проводятся редко. Так, в школах была проведена работа по психолого-педагогическому просвещению родителей: оформлен уголок психолога и уголок здоровья (материалы обновлялись раз в две недели).

Позитивными сторонами взаимодействия являются: углубление знаний преподавателей и родителей по здоровьесбережению учащихся; приобретение знаний по здоровьесбережению самими учащимися; профилактика различных видов заболеваний учащихся; внедрение в процесс работы школы здоровьесберегающих технологий.

Наряду с позитивными сторонами в ходе исследования были выявлены трудности в осуществлении взаимодействия: инертность мышления и нежелание части преподавателей заниматься проблемами здоровьесбережения учащихся; непонимание и недостаточная оценка родителями проблемы здоровьесбережения учащихся в музыкальной школе; отсутствие методических рекомендаций и пособий по здоровьесбережению в детских музыкальных школах; недостаточная подготовка к осуществлению здоровьесбереже-ния в будущей педагогической деятельности выпускников музыкальных колледжей и училищ.

Одним из направлений взаимодействия семьи и школы является содействие созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе и музыкальных школ, включающее в себя разработку системы здоровьесбере-гающих технологий, организацию, осуществление, обеспечение и контроль деятельности классных руководителей, а также распространение передового опыта и результатов деятельности школ.

Проведенная экспертами ранжировка позитивных сторон взаимодействия составила следую-

О. Г. Федосимова. Взаимодействие детской музыкальной школы.

щий ряд убывания: ознакомление и углубление знаний преподавателей и родителей по здоровь-есбережению учащихся (IV ранг - самый высокий); приобретение знаний по здоровьесбереже-нию у самих учащихся (II ранг); профилактика различных видов заболеваний учащихся; внедрение в процесс работы школы здоровьесберегаю-щих технологий (I ранг). Во время эксперимента в школах были проведены педагогические советы на тему актуальности проблемы здоровьесбе-режения; практические занятия для преподавателей по обучению физминуткам, приемам снятия напряжения перед выступлениями; классные часы для родителей и учащихся на тему сохранения здоровья при обучении в детской музыкальной школе.

Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся музыкальных школ по сравнению со среднестатистическими областными показателями выявил определенные различия в уровне заболеваемости учащихся музыкальных школ и общеобразовательных. Так, количество простудных заболеваний гриппом находится примерно на том же уровне. Немного выше уровень глазных, неврологических и болезней желудочно-кишечного тракта, что связано с дополнительной временной и психологической нагрузкой обучающихся одновременно в двух школах. В то же время необходимо учитывать факт, что в детских музыкальных школах обучаются в основном дети из благополучных семей, имеющих возможность оплатить обучение.

В ходе констатирующего эксперимента была выявлена приоритетная роль в здоровьесберега-ющем сопровождении преподавателя детской музыкальной школы. При создании условной ситуации, когда у ученика сильно заболела голова, или горло, или плохое самочувствие, почти 2/3 опрошенных (59,4%) обратились бы в первую очередь к преподавателю, родителям (19,9%), одноклассникам (19,9%), медицинскому работнику (17,6%). Более половины преподавателей, по оценке учащихся, постоянно или часто интересуются состоянием их здоровья, психологическим самочувствием. Преподавателям, участвовавшим в эксперименте, в качестве альтернативы ре-лаксирующим минуткам было предложено в течение 3-5 минут во время урока просто разговаривать с учащимися, интересуясь их здоровьем, психологическим состоянием, успехами в общеобразовательном учреждении, хобби и пр. В результате таких мини-бесед отношения преподавателей и учащихся стали более теплыми, доверительными, дети с удовольствием ходят на занятия.

Все опрошенные субъекты здоровьесберегаю-щего сопровождения детских музыкальных школ наиболее высоко оценивают совместную работу

по сохранению здоровья учащихся (3,7 балла по пятибалльной шкале), причем выпускники и родители дают самые высокие оценки (4,0 и 3,8 балла соответственно). Логичными являются и оценки по самосохранению здоровья самими учащимися (3,7 балла). Полученные оценки по самосохранению здоровья учащихся подтверждают известное утверждение о том, что здоровье зависит на 50% от образа жизни, отношения к нему людей и только на 20% от наследственности (И. И. Брех-ман и др.) [9].

На основе результатов теоретического анализа и констатации позитивных и негативных сторон, недостатков были разработаны основные направления оптимизации взаимодействия детских музыкальных школ и родителей по здоровь-есбережению учащихся.

Первое направление - повышение информированности администрации, преподавателей детских музыкальных школ, студентов музыкальных колледжей о средствах, методах, технологиях здоровьесбережения учащихся. С этой целью разработана программа спецсеминара «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в детских музыкальных школах», рассчитанного на 6 часов и завершающегося анкетированием. Центральной идеей семинара является информированность студентов о необходимости и значимости применения полученных знаний и сформированных умений на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности. В спецсеминаре рассматриваются исторические, актуальные вопросы здоровьесбе-режения, участники знакомятся с его формами, методами и технологиями.

Второе направление связано с организацией здоровьесберегающей образовательной среды в детской музыкальной школе. На основе программы здоровьесберегающего сопровождения, составленной совместно с родителями и учителями общеобразовательных учреждений, осуществляется совершенствование материально-технических и санитарно-гигиенических условий в детской музыкальной школе, реализуются полученные преподавателями знания на курсах повышения квалификации, организуются совместные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей.

Третье направление - разработка совместно с родителями и преподавателями детской музыкальной школы индивидуальных маршрутов для учащихся с целью снижения учебной перегрузки и усталости. Необходимость составления таких маршрутов актуализирована, во-первых, значительными учебными перегрузками и, как правило, находящимися в отдельных зданиях на расстояниях, порою значительных, музыкальных и общеобразовательных школ; во-вторых, потреб-

ностью в рациональном использовании времени; в-третьих, определенным решением проблемы снижения переутомления учащихся.

Реализация данных направлений позволила выявить позитивные сдвиги во взаимодействии детской музыкальной школы и родителей в связи со снижением учебных перегрузок учащихся и повышением их двигательной активности; проведением совместных мероприятий по здоровь-есбережению; использованием технологий по сохранению и укреплению здоровья в образовательном процессе, уменьшением пропусков учебных занятий.

Примечания

1. Доклад А. Левитской, д-ра Департамента гос. политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России. URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/5188/

2. Безруких М. М. Сонькин В. Д. Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе. М., 2002; Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. (Педагогика. Психология. Управление); Сериков Г. Н, Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании. Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999;

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005; Тюмасеба 3. И, Кбаша Б. Ф. Валеология и образования. СПб.: МАНЭБ, 2002.

3. Ковалько В. И. Указ. соч.; Смирнов Н. К. Указ. соч.

4. Тиссен П. П., Коровин С. С. Методические предпосылки физкультурного образования с валеологичес-кой направленностью // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997. Ч. 2. С. 160-162.

5. Малоземов О. Ю. Особенности валеустановок учащихся // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 110-114; Сериков Г. Н, Сериков С. Г. Указ. соч.

6. Познание и общение / отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. М., 1988.

7. Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение: к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях познания людьми друг друга // Психология межличностного познания / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1981. С. 25-42.

8. Тузлукова В. И. Научно-педагогический глоссарий учителя экономики. URL: http://vocable.ru/ dictionary/ 418/

9. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.