Научная статья на тему 'Современные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Современные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность / государство / личность / общество / Совет безопасности / политика / стратегия / федеральное законодательство / security / state / personality / society / security council / policy / strategy / federal legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Владимировна Кикоть-Глуходедова

Автор статьи считает, что вопросы национальной безопасности являются приоритетными не только для Российской Федерации, но и для каждого из существующих сегодня государств. Политика национальной безопасности формируется на основе национальных интересов страны. Для национальной безопасности характерны три взаимосвязанных уровня, на которых необходимо обеспечивать безопасность: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. В статье также представлены современные тенденции в обеспечении национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Владимировна Кикоть-Глуходедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in the direction of ensuring the national security of the Russian Federation

Тhe author of the presented article believes that national security issues are a priority not only for the Russian Federation, but for each of the existing states today. The national security policy is formed based on the national interests of the country. National security is characterized by three interrelated levels at which it is necessary to ensure security: the security of a person (citizen), the security of society and the state. The article also presents current trends in the direction of ensuring national security.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-72-78 EDN: https://elibrary.ru/cxksek NIION: 2015-0066-6/23-855 MOSURED: 77/27-011-2023-06-054

Современные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Татьяна Владимировна Кикоть-Глуходедова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Автор статьи считает, что вопросы национальной безопасности являются приоритетными не только для Российской Федерации, но и для каждого из существующих сегодня государств. Политика национальной безопасности формируется на основе национальных интересов страны. Для национальной безопасности характерны три взаимосвязанных уровня, на которых необходимо обеспечивать безопасность: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. В статье также представлены современные тенденции в обеспечении национальной безопасности.

Ключевые слова: безопасность, государство, личность, общество, Совет безопасности, политика, стратегия, федеральное законодательство

Для цитирования: Кикоть-Глуходедова Т. В. Современные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 72-78. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-6-72-78. EDN: CXKSEK.

Original article

Current trends in the direction of ensuring the national security of the Russian Federation

Tatyana V. Kikot'-Glukhodedova

Peoples' Friendship University ofRussia, Moscow, Russia

Abstract. The author of the presented article believes that national security issues are a priority not only for the Russian Federation, but for each of the existing states today. The national security policy is formed based on the national interests of the country. National security is characterized by three interrelated levels at which it is necessary to ensure security: the security of a person (citizen), the security of society and the state. The article also presents current trends in the direction of ensuring national security.

Keywords: security, state, personality, society, security council, policy, strategy, federal legislation

For citation: Kikot'-Glukhodedova Т. V. Current trends in the direction of ensuring the national security of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(6):72-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-72-78. EDN: CXKSEK.

Достаточно долгий период в мире преобладали религиозные и философско-этнические взгляды на категорию безопасности, когда человек понимал безопасность как отсутствие опасных явлений, не вторгающихся в его повседневную жизнь, с целью нормального существования и развития. В трудах Аристотеля и Платона не определяется категория «безопасность», но их размышления были направлены на то, чтобы за безопасность человека отвечало государство, управляя общественной жизнью в такой степени, чтобы его личность была скрыта от разрушительного олигархического и тиранического воздей-

© Кикоть-Глуходедова Т. В., 2023

ствия. При этом на первый план выдвигалась безопасность государства, а затем безопасность личности.

Новые мысли в значении безопасности вносит Сенека, считающий, что безопасность возможна, когда человек в состоянии разума не ощущает страха [9, с. 37]. В работах философов более позднего периода XVII-XVIII вв. понятие безопасности приобрело более широкое значение. Так, Б. Спиноза полагал, что безопасность государства тесно взаимосвязана с функционированием органов управления. В свою очередь, яркий представитель английской философии Т. Гоббс в труде «Левиа-

JURISPRUDENCE

фан» впервые проследил и доказал взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства в целом.

Вопросами безопасности занимались и российские ученые в дореволюционный период русской истории. Так, И. Е. Андреевский полагал, что в вопросах безопасности ключевой фигурой выступает человек и его развитие. Он полагал, что для жизни человека и формирования его способностей с целью достижения определенных потребностей обязателен ряд условий, занимающих важнейшее место в жизни человека - это безопасность и благосостояние [8].

Что же касается термина «национальная безопасность» (далее - НБ), то он впервые был озвучен публично в послании конгрессу США президентом Т. Рузвельтом в начале XX в., употребив его с позиции защиты государства от внешних угроз.

В нашей стране понятие национальной безопасности появилось не так давно, в последнем десятилетии прошлого века, после распада Советского Союза. В СССР существовало понятие «государственная безопасность», которое является неравнозначным с понятием «национальная безопасность». Поскольку понятие «государственная безопасность» ставит приоритетной задачей интересы государства, а не интересы личности и общества, «национальная безопасность», наоборот, выделяет в качестве главной задачи интересы личности и общества, а затем уже интересы государства.

В последние десятилетия понятие «национальная безопасность Российской Федерации» получило достаточно широкое распространение из-за возникших внутренних и внешних угроз, степень которых на сегодняшний день очень высока. Об этом свидетельствует обстановка на внешнеполитической арене. В сложившейся ситуации необходимо сформулировать адекватную политику национальной безопасности.

Примечательно, что термин «национальная безопасность» не употребляется в Конституции Российской Федерации. Впервые этот термин в своем современном значении был упомянут и законодательно закреплен в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» [2].

В современное время в понятие «национальная безопасность» закладывается не только представление об определенных средствах защиты от внешних и внутренних угроз, но также и то, что это является неким состоянием, включающим в себя комплекс действий, направленных, в первую очередь, на обеспечение и реализацию конституционных прав и свобод граждан, поддержание необходимого конституционного режима, формирование гражданских свобод, охрану государственного суверенитета, а также качественное социальное развитие [4].

Далее, для понимания сути анализируемого явления, полагаем правильным акцентировать внимание на структурных составных частях, выделяя следующие элементы: объект, субъект и содержание.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности» [3], к основным объектам национальной безопасности возможно отнести, прежде всего, государство, общество и личность. В свою очередь, субъектами выступают специальные государственные органы, на которые законодательство возложило функцию защиты составных частей объекта, одним из которых является Совет Безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Конституции России) [1].

Относительно главных принципов обеспечения НБ России можно выделить:

- во-первых, суверенность государства, в рамках которой наше государство придерживается принципа независимости и неприкосновенности своей территории кем-либо, а также обеспечивает охрану своей внутренней стабильности и политико-экономической системы от внешних угроз;

- во-вторых, целостность страны, согласно которой на первый план выходит стремление сохранить единство своей территории, предотвращая сецессию или сепаратизм в отдельно взятых регионах;

- в-третьих, охрана национальных интересов, то есть Россия ставит целью защитить свои многоаспектные интересы как внутри страны, так и за ее пределами;

- в-четвертых, защита населения, в рамках которой наше государство стремится создать безопасную обстановку, а также защитить своих граждан от внутренних и внешних угроз;

- в-пятых, стабильность и постепенное развитие, что подразумевает создание стабильного функционирования своей социально-экономической сферы и политической системы с целью достижения устойчивого национального развития;

- в-шестых, обеспечение и поддержка международной безопасности, в рамках которой наша страна становится участником международных организаций и договоренностей;

- в-седьмых, модернизация и инновации силовых структур и безопасности в целом, а также развитие инновационных технологий и научных достижений, что в дальнейшем позволит, в случае возникновения современных угроз, эффективно им противостоять.

Далее определим основные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе, среди которых выделяются следующие.

Первой основной тенденцией, без которой все остальные будут играть не такую значительную роль, необходимо назвать укрепление военно-политического потенциала страны. На современном этапе очевидно, что наше государство, особенно в последние годы, активно модернизирует свои вооруженные силы путем разработки новых военных технологий и усиления военного присутствия на границах страны. Это влечет за собой дальнейшее укрепление обороноспособности нашей страны и последующую защиту своих интересов на международной арене. В отношении вооруженной

защиты Российской Федерации необходимо отметить, что проводимая политика в области строительства Вооруженных Сил и их применения для защиты национальных интересов отличается высокой эффективностью, сбалансированностью и высоким уровнем стратегического планирования.

Для дальнейшего развития Вооруженных Сил необходимо определить главные задачи развития армии на ближайшее время и пути их достижения.

Во-первых, для строительства и развития ВС РФ необходимо:

а) совершенствовать военное планирование;

б) повысить эффективность и обеспечить безопасный статус системы, посредством которой реализуется военное управление; в рамках реализации целей оборонного комплекса необходимо обеспечить информационное взаимодействие всех элементов системы;

в) привести структурную составляющую Вооруженных Сил России, а также личный состав в соответствие с задачами армии как в мирное, так и в военное время;

г) обеспечить такое функционирование воинских формирований России, которые бы стали демонстрировать характер рациональности, что в долгосрочной перспективе позволило бы осуществить мобилизационное развертывание ВС РФ;

д) повысить качество подготовки личного состава;

е) развивать следующие виды обеспечения ВС РФ: техническое, тыловое и другие;

ж) усовершенствовать образовательную систему в контексте подготовки военных специалистов;

з) подготавливать таких военнослужащих, которые бы демонстрировали высокий профессионализм, были преданы Родине, а также повышали престиж военной службы в глазах общественности;

и) повышать престиж ВС РФ, готовить граждан РФ к ней надлежащим образом.

Во-вторых, необходимо оснащение армии в объеме, достаточном для выполнения задач, возложенных на нее вооружением и военной техникой в рамках реализации ВС РФ. Для достижения указанных целей необходимо:

а) оснащать военнослужащих новейшим оружием и системами, а также поддерживать их в состоянии, позволяющем использовать их в боевых действиях;

б) разрабатывать новые образцы высокоточного оружия и средств борьбы с ним, средства воздушно-космической обороны, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексы беспилотных летательных аппаратов, роботизированные ударные комплексы, современную транспортную авиацию, системы индивидуальной защиты военнослужащих.

В-третьих, необходимо развитие оборонно-промышленного комплекса. Данная задача может быть достигнута путем координации военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны, интеграции в определенных сферах производства

гражданского и военного секторов экономики, правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.

В-четвертых, необходимо совершенствование военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами-союзниками в интересах укрепления мер доверия и снижения глобальной и региональной военной напряженности во всем мире.

Однако, необходимо помнить, что ряд вышеуказанных мер не будет эффективным без высококвалифицированных специалистов, способных их применять. Основным методом стимулирования к заключению долгосрочных контрактов и повышению конкуренции на вакантные воинские должности, по-прежнему, является обеспечение достойного уровня жизни и высоких социальных стандартов для военнослужащих, что необходимо учитывать при бюджетном планировании.

Вторая тенденция представлена необходимостью развития кибербезопасности [7]. В условиях цифро-визации и развития информационных технологий все больше угроз для национальной безопасности связаны с киберпреступностью и кибершпионажем. Россия активно разрабатывает и внедряет средства защиты информационных систем, проводит тренировки и симуляции кибератак, а также сотрудничает с другими странами в борьбе с киберугрозами.

В целях развития кибербезопасности, а также обеспечения эффективного предупреждения, выявления и расследования киберпреступлений, между членами Содружества Независимых государств были подписаны важные соглашения. В рамках этих соглашений основными формами взаимовыгодного и эффективного сотрудничества на данный момент определены:

а) взаимообмен информацией как о самих преступлениях, так и о лицах, их совершивших (преступниках);

б) предоставление информации для содействия раскрытию преступлений по официальному запросу;

в) планирование и проведение скоординированных специальных операций;

г) оказание взаимопомощи при подготовке и повышении квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Третьей тенденцией выступает защита экономической безопасности [10, с. 74]. Россия активно работает над снижением зависимости от импорта, развитием отечественного производства и поддержкой национального предпринимательства. Такая стратегия позволяет укрепить экономическую стабильность и минимизировать внешние угрозы для экономики страны.

Также, для России с целью обеспечения экономической безопасности стратегией является необходимым создание благоприятного экономического фона в стране для создания производств полного цикла в области добычи природных ресурсов: экономическое стимулирование предприятий по обработке металлов, финан-

JURISPRUDENCE

сирование научно-исследовательских институтов, занимающихся созданием аппаратов по добыче ископаемых в сложнодоступных местах, стимулирование развития транспортных компаний. Также одним из приоритетных направлений развития экономики в целях снижения импортозависимости можно выделить стимулирование малых производств за счет введения прогрессивного налогообложения в зависимости от объемов компании.

Четвертая тенденция сопряжена с развитием системы противодействия терроризму и экстремизму. Борьба с терроризмом и экстремизмом вышла на первый план нерешенных задач внутренней и внешней политики нашей страны, которые государство старается решить, используя для этого все необходимые силы и средства. Однако, первое, с чего необходимо начать, - это законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму, которое на сегодня не в полной мере отвечает реалиям угроз, исходящих от преступлений террористической и экстремистской направленности, как внутри государства, так и за рубежом. Сегодня существуют пробелы и коллизии, а также нет четкого толкования некоторых терминов и не находят ответы на вопросы в отношении разграничения экстремистской и террористической деятельности. Необходимо законодательно выработать единую позицию, при этом привлечь как можно больше стран для систематизации нормативно-правовой базы в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Принимая во внимание тяжесть последствий от совершения актов террористической и экстремистской деятельности, необходимо ужесточить уголовную ответственность в отношении лиц и групп, совершающих данные преступления, а также расширить круг лиц, которые участвуют в подготовке этих преступлений. Необходимо усилить контроль в отношении российских и иностранных организаций, которые находятся на территории страны и занимаются «культурными» и «просветительскими» программами, где скрываются лидеры, исповедующие шовинизм и расизм в разных формах.

Таким образом, для реализации поставленных задач предстоит выполнить ряд мероприятий, которые затрагивают целый комплекс мероприятий, начиная от социальных (создание рабочих мест), экономических (повышение уровня жизни населения в целом), главным элементом в этой цепочке является молодое поколение, которое необходимо воспитывать в духе патриотизма и любви к Родине, а также пересмотреть с позиции усовершенствования правовой системы в отношении преступлений террористической и экстремистской направленности.

Пятой тенденцией выступает совершенствование системы правоохранительных органов. Россия активно работает над повышением профессионализма сотрудников правоохранительных органов, совершенствованием законодательства в области безопасности, а также внедрением новых технологий и методов работы.

Пути и направления развития профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов видятся следующими:

1) Качество подготовки. Следует пересматривать и изменять, приспосабливая к текущему моменту учебные планы, вырабатывать новаторские решения в подготовке и переподготовке преподавательского состава.

2) Психологическая подготовка сотрудников. На каждого сотрудника должна оформляться профессио-грамма, которая описывает сущность занимаемой должности, включая перечень ролей и требований к данной должности, которые могут предъявляться к работнику. Также профессиограмма должна включать в обязательном порядке для сотрудников полиции психологические характеристики, которыми должен обладать сотрудник для профессионального исполнения своих должностных обязанностей, исходя из особенностей несения службы.

3) Профилактика деформации сотрудника в профессиональном плане, что представляет собой систему определенных мероприятий, направленных на снижение вероятности формирования обстоятельств и проявлений профессиональной деформации. Меры профилактики могут быть психологического (психодиагностические мероприятия, предоставление эмоциональной поддержки) и непсихологического (координационно-административные, воспитательные и др.) характера.

Наконец, еще одной, шестой тенденцией, имеющей важное значение, является экологическая безопасность [14, с. 33]. Экологические проблемы наносят вред не только природе и здоровью населения, но также приводят к большим материальным убыткам в экономике стран. Масштабы загрязнения окружающей среды выросли до такого уровня, что на ликвидацию его последствий каждый год тратится около 1 % от бюджета России, что составляет примерно 75 миллиардов рублей. По мнению экологов, этого недостаточно для обеспечения чистоты 1/6 части суши Земли. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения, народ Российской Федерации находится на грани вымирания, так как средняя продолжительность жизни мужчин составляет 68,5 лет, а женщин - 78,5 лет. Статистика также показывает, что каждый десятый ребенок в России рождается с генетическими или физическими отклонениями, а люди, проживающие в городах с промышленными предприятиями, больше страдают от иммунологического недостатка. Только 15-20 % населения России дышат воздухом, соответствующим нормам качества [11]. Список экологических проблем довольно широк и постоянно пополняется, но данная картина наглядно иллюстрирует масштабность, серьезность и, главное, актуальность этих вопросов.

Так в Послании Президента РФ Федеральному Собранию экологической повестке уделяется немалое значение, а именно реализации национального проекта «Экология». В рамках этого проекта к 2024 году в нашей стране должна сформироваться полноценная система экологического мониторинга, крупнейшие про-

мышленные предприятия должны осуществить переход на наилучшие доступные технологии для снижения вредного воздействия на окружающую среду и завершить внедрение системы раздельного сбора отходов в стране [12].

Экологическая безопасность, как и любая другая, не может быть обеспечена без соблюдения основных принципов общества, таких как демократия и гуманизм, без обеспеченности законности и без закрепленной юридической базы, которая в России находится в нестабильном состоянии. Мы полагаем, что необходимо привести нормы экологического права Российской Федерации в четкую структурированную систему. Основные юридические акты в сфере охраны экологии должны стать «каналом» для взаимодействия государственных, региональных и местных правоохранительных органов в экологической сфере, обеспечивая сбалансированное, комплексное и эффективное решение проблемы экологического состояния Земли. Такие юридические акты должны быть основой для разработки долгосрочной государственной политики, которая обеспечивала бы экономический рост страны при соблюдении экологических требований.

Таким образом, на современном этапе обеспечения экологической безопасности правоохранительными органами необходимо:

1. Увеличить долю средств, выделяемых из государственного бюджета на борьбу с экологической преступностью и охрану окружающей среды. Данное предложение обеспечивает устойчивость и постоянный, хоть и нестремительный, рост уровня безопасности экосистемы, позволяющий населению страны проживать в чистой природной среде.

2. Сформировать и модернизировать механизм защиты экологии и природных ресурсов, который обеспечивает их пополнение и воспроизводство.

3. Дополнить и усовершенствовать существующую нормативно-правовую систему во всех отраслях жизнедеятельности общества в соответствии с реальным состоянием природных ресурсов и условиями экологии на сегодняшний день.

4. Разрешить вопросы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды путем регулярного доступного информирования населения о состоянии природы, влиянии экономики на экологию, состоянии здравоохранения и других отраслях.

5. Создать целостную систему природоохранных прокуратур РФ. Постепенно в каждом субъекте РФ должна быть создана межрайонная природоохранная прокуратура, которая будет входить в состав межрегиональных природоохранных прокуратур. И, наконец, целесообразно создать Главную природоохранную прокуратуру.

6. Ввести, помимо уголовного наказания, общественные работы, которые будут напрямую направлены на устранение негативных последствий для окружающей среды от деятельности различных предприятий и

юридических лиц. И немаловажным является регулярное информирование сегмента бизнеса, осуществляющего деятельность, негативно влияющую на состояние окружающей среды, о применении мер, восстанавливающих состояние экологии.

7. Повысить экологическое воспитание населения для формирования правильного экологического сознания, прививание заботливого и ответственного отношения к природе и окружающей среде. А также сформировать потребности и привычки правильного экологического поведения.

Проанализировав основные современные тенденции в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и предложив некоторые пути укрепления рассматриваемого явления, полагаем, что необходимо обратить внимание на недостаточный уровень проработанности нормативно-правовой базы, которая координирует деятельность органов государственной власти, стоящих на защите интересов национальной безопасности нашей Родины. Центральное место в ряду таких органов занимает координационный орган, который курирует деятельность государственных акторов и осуществляет выявление стратегических направлений практики безопасности - Совет Безопасности Российской Федерации. Также в обязанность указанного органа входит осуществление подготовки решений Главы нашей страны в области обеспечения рассматриваемого явления. На законодательном уровне юрисдикция СБ РФ закреплена Федеральным законом «О безопасности» [5].

Совет Безопасности Российской Федерации относится к государственным органам власти, ответственным за обеспечение национальной безопасности. С момента своего создания (с 5 марта 1992 года) он играл важную роль в сохранении территориальной целостности России, укреплении правопорядка и национальной безопасности. Он также противодействует терроризму и экстремизму, а также незаконному обороту оружия, наркотиков и психотропных веществ. Совет занимается выявлением и другими вопросами.

Основные направления деятельности Совета Безопасности Российской Федерации включают международную, государственную и общественную безопасность.

Совет Безопасности Российской Федерации разрабатывает и принимает Концепцию внешней политики, Основы государственной концепции по подготовке и реализации международных договорных обязательств в области разоружения и контроля за вооружениями и другие документы на основе Конституции, законов Российской Федерации и Концепции национальной безопасности.

В последние годы Совет Безопасности уделяет большее внимание вопросам обеспечения безопасности во время государственного строительства и, в частности, конституционной законности в Российской Федерации. Для достижения основных задач по защите конститу-

JURISPRUDENCE

ционного строя разрабатываются и усовершенствуются организационные и правовые механизмы.

Работа Совета Безопасности РФ, который является конституционным совещательным органом, занимающимся вопросами национальной безопасности как внутри государства, так и за его пределами, способствует защите национальных интересов нашего государства.

Обеспечение национальной безопасности в современных условиях является неотложной задачей, вызванной реальными угрозами. Анализ политики национальной безопасности Российской Федерации позволяет выявить ряд проблемных моментов, основной из которых - внутренние аспекты нашего государства, включая социально-экономические аспекты. Современная реальность представляет угрозы, такие как организованная преступность, терроризм, экстремизм, сепаратизм, социальное и материальное неравенство и технологическая отсталость. Однако это не означает, что в будущем не появятся и другие угрозы совершенно иного характера. В результате возникнет необходимость в выявлении новых тенденций в обеспечении национальной безопасности нашей страны. Например, идеологическая безопасность [13, с. 157].

Сегодня можно смело говорить о некоторых достижениях России в обеспечении национальной безопасности. При этом положение отечественного государства в связи с принятием Стратегии национальной безопасности [6, с. 15] кардинально не улучшилось. В частности, отсутствует выработанный механизм адекватного и своевременного противодействия новым взглядам, а также слаженная система заблаговременного предотвращения угроз национальной безопасности. Таким образом, правовое обеспечение национальной безопасности является важнейшим приоритетом, требующим совершенствования законодательства в данной области. Необходимо повысить уровень и качество нормативно-правовой основы механизма обеспечения анализируемого явления.

Так, с целью повышения его эффективности, необходимо исключить противоречия, коллизии и пробелы. Современное действующее законодательство требует доработки. В частности, необходимо:

1) четко определить критерии национальной безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) построить четкий и скоординированный (слаженный) механизм взаимодействия органов государственной власти по противодействию угрозам национальной безопасности;

3) повысить роль и уровень ответственности государственных структур и общественных объединений по вопросам обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, в целом, современные тенденции в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации связаны с укреплением военного потенциала, развитием кибербезопасности, защитой экономической безопасности, борьбой с терроризмом и совершенствованием правоохранительной системы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. №31(1 ч.). Ст. 3448.

3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЭ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

5. Указ Президента РФ от 03.02.2020 г. № 89 «О внесении изменений в состав Совета Безопасности Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 715» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 6. Ст. 660.

6. Александров И. А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 г.: трансформация общих положений и национальных интересов / И. А. Александров // Правовая мысль. 2021. № 2 (3). С. 15-20.

7. Алиева 3. И. Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности Российской Федерации: конституционно-правовой аспект / 3. И. Алиева, 3. М. Хасбулатова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. Т. 43, № 3. С. 39-45.

8. Андреевский И. Е. (1831-1891). Полицейское право: [В 2-х т.] / И. Е. Андреевский. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1874-1876. 2 т.

9. Гаранина О. Д. Онтологические смыслы категории «безопасность» в философской ретроспективе / О. Д. Гаранина, И. В. Усик // Научный вестник МГТУ ГА. 2008. № 129. С. 37-42.

10. Макарейко Н. В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности / Н. В. Макарейко // На страже экономики. 2020. № 2 (13). С. 74-80.

11. Общество и Экология [Электронный ресурс] URL: http://www.ecogazeta.ru/archives/12708 (дата обращения: 23.10.2023).

12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 20.10.2023).

13. Рожкова А. К. К вопросу выделения новых видов национальной безопасности: идеологическая безопасность (потенциал Церкви) / А. К. Рожкова // Теория государства и права. 2020. № 3 (19). С. 157-169.

14. Шеншин В. М. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации как элемент национальной безопасности / В. М. Шеншин, С. Ю. Коряго //

Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. №2(51). С. 33-37.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

2. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 (as amended on 31.07.2023) «On Information, Information technologies and information Protection» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (1 h.). Art. 3448.

3. Federal Law No. 390-FZ of 28.12.2010 (ed. of 10.07.2023) «On Security» // Collection of Legislation of the RussianFederation. 2011.No. 1. Art. 2.

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (part II). Art. 5351.

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 89dated03.02.2020«OnAmendmentsto the Composition of the Security Council of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 715 dated May 25, 2012» // Collection of Legislation of the RussianFederation. 2020. No. 6. Art. 660.

6. Alexandrov I. A. National security Strategy of the Russian Federation 2021: transformation of general provisions and national interests /1. A. Alexandrov // Legal thought. 2021. № 2 (3). P. 15-20.

7. Aliyeva Z. I. Information security as an integral part of the national security of the Russian Federation: constitutional and legal aspect / Z. I. Aliyeva, Z. M. Khasbulatova // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2022. Vol. 43, No. 3. P. 39-45.

8. Andreevsky I. E. (1831-1891). Police law: [In 2 volumes] /1. E. Andreevsky. 2nd ed., ispr. and add. SPb., 1874-1876. 2 vol.

9. Garanina O. D. Ontological meanings of the category «security» in philosophical retrospect / O. D. Garanina, I. V. Usyk // Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University GA. 2008. No. 129. P. 37-42.

10. Makareiko N. V Economic security inthe national security system / N. V Makareiko // On guard of the economy. 2020. № 2 (13). P. 74-80.

11. Society and Ecology [Electronic resource] URL: http://www.ecogazeta.ru/archives/12708 (accessed: 23.10.2023).

12. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly [Electronic resource] URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (accessed: 20.10.2023).

13. Rozhkova A. K. On the issue of identifying new types of national security: ideological security (the potential of the Church) / A. K. Rozhkova // Theory of state and law. 2020. № 3 (19). P. 157-169.

14. Shenshin V M. Ensuring environmental safety of the Russian Federation as an element of national security / V. M. Shenshin, S. Y. Koryago // Pravo. Safety. Emergency situations. 2021. № 2 (51). P. 33-37.

Информация об авторе

Т. В. Кикоть-Глуходедова - Российский университет дружбы народов, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author T. V. Kikot'-Glukhodedova - Peoples' Friendship University of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.