Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И "СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И "СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2564
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кикоть-Глуходедова Татьяна Владимировна

Система национальной безопасности государства - это идеальная статичная (институциональная) крайне сложная и многоуровневая система, организационно состоящая из следующих компонентов (подсистем): объектов обеспечения национальной безопасности; субъектов обеспечения национальной безопасности; национальных интересов, которые формируются на основе национальных ценностей (духовных и материальных) и целей государства; деструктивных сил в виде рисков, вызовов, опасностей и угроз национальным интересам; совокупной мощи государства (его потенциала национальной безопасности) в виде органов, сил и средств, обеспечивающих реализацию национальных интересов и защиту национального достояния от возможного ущерба; нормативно-правовой базы (системы правового регулирования), закрепляющей официально принципы, формы и методы обеспечения национальной безопасности. Граждане и общество в целом, являясь субъектами безопасности, оказывают все возможное необходимое содействие соответствующим государственным органам при преодолении ими угроз национальной безопасности, а государство в свою очередь обеспечивает им всю необходимую правовую и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.The system of national security of the state is the ideal static (institutional) extremely difficult and multilevel system organizationally consisting of the following components (subsystems): objects of ensuring national security; subjects of ensuring national security; than national interests which are formed on the basis of national values (spiritual and material) and the state is more whole; destructive forces in the form of risks, calls, dangers and threats to national interests; cumulative power of the state (its potential of national security) in the form of the bodies, forces and means providing realization of national interests and protection of national property against possible damage; standard and legal base (system of legal regulation) formalizing the principles, forms and methods of ensuring national security. Citizens and society in general, being subjects of safety, render all possible necessary assistance to the appropriate government bodies when overcoming of threats of national security by them, and the state in turn provides them all necessary legal and social protection according to the national legislation and norms of international law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ "СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И "СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"»

дательным путем посредством введения нового вида особого правового режима — режима вооруженных конфликтов немеждународного характера. Новый закон должен иметь статус федерального конституционного; это позволит наделить субъектов, реализующих функцию защиты интересов государства, полномочиями принудительного характера, достаточными для решения поставленных перед ними задач. Несмотря на то, что все положения Протокола 2 к Женевским конвенциям с момента его ратификации Россией являются составной частью российского законодательства,

Список библиографических ссылок

отдельные из них целесообразно включить в содержание закона. Речь идет о гуманитарных стандартах обращения с лицами, претендующими на статус «жертв войны».

Полагаю, что принятие закона, стремящегося оптимально сочетать принципы законности, гуманизма и целесообразности в деятельности субъектов, участвующих в разрешении вооруженных конфликтов немеждународного характера на стороне государства, будет соответствовать реалиям нашего времени.

1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правового портала «Гарант».

2. О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ. (в ред. от 12.02.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правового портала «Гарант».

3. О полиции: закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ. (в ред. от 12.02.2015). [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правового портала «Гарант».

4. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: закон РФ от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из инф.-правового портала «Гарант».

5. Апостолова Н. Н. О соотношении законности и целесообразности в российском уголовном судопроизводстве // Рос. юстиция. 2011. № 1.

6. Кальченко Н. В. Этико-правовые аспекты ограничения прав человека в условиях противодействия терроризму // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27).

7. Третьяков В. И. Убийство, совершенное в условиях эксцесса необходимой обороны и задержания лица, совершившего преступление // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27).

8. Косяченко В. И., Новохатский Д. А., Жарков С. А. Пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28).

© Кальченко Н. В., 2015

* * *

Т. В. Кикоть-Глуходедова

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

И «СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Система национальной безопасности государства — это идеальная статичная (институциональная) крайне сложная и многоуровневая система, организационно состоящая из следующих компонентов (подсистем): объектов обеспечения национальной безопасности; субъектов обеспечения национальной безопасности; национальных интересов, которые формируются на основе национальных ценностей (духовных и материальных) и целей государства; деструктивных сил в виде рисков, вызовов, опасностей и угроз национальным интересам; совокупной мощи государства (его потенциала национальной безопасности) в виде органов, сил и средств, обеспечивающих реализацию национальных интересов и защиту национального

достояния от возможного ущерба; нормативно-правовой базы (системы правового регулирования), закрепляющей официально принципы, формы и методы обеспечения национальной безопасности. Граждане и общество в целом, являясь субъектами безопасности, оказывают все возможное необходимое содействие соответствующим государственным органам при преодолении ими угроз национальной безопасности, а государство в свою очередь обеспечивает им всю необходимую правовую и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.

Ключевые слова: безопасность, государство, национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности.

T. V. Kikot-Glukhodedova

ANALYSIS OF THE CONCEPTS OF THE «SYSTEM OF NATIONAL SECURITY»

AND «NATIONAL SECURITY SYSTEM»

The system of national security of the state is the ideal static (institutional) extremely difficult and multilevel system organizationally consisting of the following components (subsystems): objects of ensuring national security; subjects of ensuring national security; than national interests which are formed on the basis of national values (spiritual and material) and the state is more whole; destructive forces in the form of risks, calls, dangers and threats to national interests; cumulative power of the state (its potential of national security) in the form of the bodies, forces and means providing realization of national interests and protection of national property against possible damage; standard and legal base (system of legal regulation) formalizing the principles, forms and methods of ensuring national security. Citizens and society in general, being subjects of safety, render all possible necessary assistance to the appropriate government bodies when overcoming of threats of national security by them, and the state in turn provides them all necessary legal and social protection according to the national legislation and norms of international law.

Keywords: Security, State, national security, national security system.

В отечественной научной литературе термины «система национальной безопасности» (СНБ) и «система обеспечения национальной безопасности» (СОНБ) применяются довольно часто, но, как правило, без четкого и ясного отличия в определениях самой дефиниции и исчерпывающего перечисления составляющих эти системы компонентов.

Трудности с исчерпывающим определением компонентов системы национальной безопасности государства и ее отличием от системы обеспечения национальной безопасности государства объективны. На наш взгляд, они обусловлены как сложностью самого явления, так и тем обстоятельством, что учеными различных научных специальностей и школ (философами, политологами, социологами, экономистами, историками, военными и юристами) эти сложнейшие междисциплинарные научные и социальные феномены подвергаются анализу под различными углами зрения в рамках предмета изучаемых человеческое общество наук.

Проведенный автором анализ научных трудов вышеприведенных представителей различных об-

щественных наук, научных специальностей и школ по проблемам обеспечения национальной безопасности позволил нам сделать следующие выводы.

В российском научном сообществе масса различных точек зрения по данной проблеме, часто противоречащих друг другу.

Многие российские ученые считают, что термины «система безопасности государства», «система национальной безопасности» или «система обеспечения национальной безопасности государства» это одно и то же, так как в своих работах они упоминают эти термины как равнозначные, но без расшифровки самого определения. (А. И. Васильев, В. Л. Манилов, Р. Ф. Идрисов, В. А. Калама-нов, С. М. Комаров, В. Л. Райгородский, А. С. Сем-ченков, В. Ю. Ухов, Л. Т. Шпигель).

Значительное количество авторов, несмотря на то обстоятельство, что словосочетание «система обеспечения безопасности», «система национальной безопасности» или «система обеспечения национальной безопасности», как правило, прямо присутствует в теме их диссертационных работ или монографий, вообще постаралось не

акцентировать внимание на сложных и неудобных вопросах, связанных с дачей определения этим дефинициям и характеристикой их компонентов, а ограничилось перечислением угроз лишь в определенной сфере деятельности конкретного федерального органа исполнительной власти и ответами на эти угрозы (В. А. Барабанов, В. В. Барабин, Н. И. Рыжак, С. Б. Шаргородская, Е. И. Балыкова,

A. П. Джабиев, В. А. Пестерев, Ю. О. Народицкий,

B. А. Мацаков, С. А. Кашурников.).

Ряд исследователей (А. И. Васильев, А. В. Воз-жеников, А. А. Прохожев, В. Л. Райгородский, Л. Т. Шпигель) считает, что система национальной безопасности — это совокупность видов безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности — политической, военной, экономической, информационной, продовольственной, технологической, экологической и т. д., а эти виды реализуются на 3 уровнях — безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства [1].

Философ В. В. Барабин, не давая определения СНБ, все же перечисляет такие компоненты системы национальной безопасности государства, как: национальные интересы; внутренние и внешние угрозы; военная, социальная и духовная подсистемы [2, с. 66].

Профессор Р. Ф. Идрисов считает, что СОНБ имеет два уровня: «Первый, своего рода внутренний, представляет собой подсистему преодоления угроз безопасности, не являющейся угрозами безопасности национальной. Второй — это подсистема преодоления собственно угроз национальной безопасности» [3, с. 73].

Профессор А. И. Поздняков считает, что систему обеспечения национальной безопасности государства можно рассматривать как совокупность функциональных подсистем: подсистемы исследований и прогнозирования в области национальной безопасности; подсистемы мониторинга; подсистемы профилактики; подсистемы отражения, активного противодействия и минимизации ущерба; подсистемы минимизации последствий действий источника ущерба и побочных последствий противодействия ему [4].

Как видим, имеется много различных точек зрения на основания классификации компонентов системы национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности государства. И все эти точки зрения имеют право на существование, так как обусловлены чрезвычайной сложностью и многоаспектностью самого феномена национальной безопасности государства.

По нашим наблюдениям, первыми из российских ученых попытались обратить внимание на эти отличия авторы заслуженно ставшего классическим учебника РАГС «Общая теория национальной безопасности» А. В. Возжеников, Н. В. Кривельская, И. К. Макаренко, С. А. Проскурин, А. А. Прохожев, С. В. Смульский: «... следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая — это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности» [5, с. 8].

В своей докторской диссертации и позднее в статьях эту точку зрения повторила И. Б. Карда-шова: «Следует четко различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Система национальной безопасности — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия национальных интересов и угроз этим интересам; а система обеспечения национальной безопасности — это организационная система органов, сил, средств, различных организаций и граждан, решающих задачи по обеспечению национальной безопасности» [6].

«При обеспечении (выделено нами) национальной безопасности необходимо рассматривать сложную многоуровневую функциональную систему национальной безопасности, состоящую из совокупности взаимосвязанных развивающихся систем (элементов): национальные интересы; угрозы национальным интересам, система обеспечения национальной безопасности» [7, с. 12].

Из приведенных выше цитат верно только то, что СНБ и СОНБ отличаются друг от друга, причем, по мнению автора, отличаются принципиально.

Во-первых, система национальной безопасности не функциональная (как утверждают уважаемые авторы учебника и профессор И. Б. Кардашо-ва), а институциональная (статичная) система, а вот система обеспечения национальной безопасности как раз классический пример функциональной системы, причем эта функциональность зафиксирована в самом названии системы, ведь ее основное предназначение — обеспечение национальной безопасности; во-вторых, Ирина Борисовна Кардашова сама себе противоречит, ко-

гда, говоря об обеспечении национальной безопасности, она перечисляет компоненты, по ее мнению, составляющие уже систему национальной безопасности — национальные интересы, угрозы национальным интересам, СОНБ.

Таким образом, И. Б. Кардашова включает как компонент в состав системы национальной безопасности СОНБ наряду с угрозами и национальными интересами. При этом под СОНБ она понимает «совокупность субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов» [7, с.13].

На наш взгляд, такая трактовка системы национальной безопасности государства и ее компонентов противоречит одному из важнейших принципов деятельностного подхода при изучении проблем национальной безопасности — необходимости рассмотрения жизнедеятельности субъекта в контексте деятельности как таковой, в единстве всех ее форм, граней и сторон [8, с. 51].

По мнению автора, нельзя сравнивать разнопорядковые системы — это методологически неверно и ведет к путанице в понятиях. Принципиальное отличие системы национальной безопасности государства от системы обеспечения национальной безопасности государства, на наш взгляд, в ином.

Система национальной безопасности государства — это статичная (идеальная) система, которую нельзя рассматривать в динамике [9]. Напротив, СОНБ государства — это динамичная, постоянно действующая функциональная система. Главная цель ее деятельности — надежное обеспечение национальной безопасности государства.

Именно реагируя на угрозы национальным интересам, минимизируя ущерб от этих угроз, органы, силы и средства государства в рамках норм международного права, а также национального законодательства и осуществляют реализацию национальных интересов . Нельзя вычленять из СОНБ (как это сделала профессор И. Б. Кардашо-ва) такие компоненты, как угрозы и национальные интересы. Это все равно, что из автомобиля забрать все масло и бензин. Такой автомобиль не сможет выполнять свою главную задачу — двигаться. А ведь СОНБ государства — это чрезвычайно динамичная система, которая ежедневно,

ежечасно, ежеминутно и ежесекундно осуществляет свою деятельность по отражению угроз национальной безопасности, минимизации ущерба от них национальному достоянию, реализации национальных интересов и их защите от внутренних и внешних угроз.

Отдавая должное отечественным исследователям за их вклад в развитие теории национальной безопасности государства в целом и профессору И. Б. Кардашовой за ее смелую попытку показать отличие системы национальной безопасности государства от СОНБ государства в частности (она включила эти определения в положения, выносимые на защиту в своей докторской диссертации), попробуем это сделать с позиций системного и деятельностного подходов при исследовании феномена национальной безопасности.

По нашему мнению, система национальной безопасности (СНБ) государства — это статичная институциональная система, которая существует в идеальном состоянии, а система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) — это динамичная функциональная система, которая постоянно работает в режиме реального времени по отражению внешних и внутренних угроз, минимизируя ущерб от них и обеспечивая государству успешную реализацию его интересов и целей.

По сути дела, СОНБ — это производная от СНБ, ее постоянно функционирующая организационная структура, непрерывно обеспечивающая реализацию регулятивной и охранительной функции государства путем охраны, а в случае необходимости и защиты его национального достояния и национальных интересов от внутренних и внешних угроз, максимальной минимизации ущерба от них.

Образно говоря, СНБ — это концертный рояль, настроенный и готовый к работе в статичном состоянии, а СОНБ — это рояль, за которым сидит пианист (руководитель конкретного государства), под соответствующую партитуру (реагируя на внешние и внутренние угрозы национальным интересам) исполняющий концерт (реализующий национальные интересы и цели) в полном зрительном зале (мировое сообщество).

Рассматривая СНБ государства как классическую институциональную (статичную) систему, приведем различные точки зрения на компоненты, ее составляющие.

Среди различных определений системы национальной безопасности, данных российскими учеными, мы приведем, на наш взгляд, наиболее интересные и характерные.

По нашим наблюдениям, самой краткой, но довольно оригинальной является следующая дефиниция (как утверждает в своей докторской диссертации И. Б. Кардашова, ее автор В. Л. Манилов) СНБ как «системы, составными элементами которой являются угрозы, интересы и факторы воздействия на них, а также методы обеспечения национальной безопасности» [7, с. 43].

В. Л. Манилов в указанной работе определения системы национальной безопасности не дает, но следующим образом перечисляет ее компоненты: «интересы как отражение объективных потребностей личности, общества и государства; информация, дающая представление о реальных и потенциальных угрозах интересам личности, общества и государства; силы и средства обеспечения национальной безопасности; органы, соответствующие целям системы, владеющие необходимой информацией, средствами и силами для воздействия на состояние системы» [10, с. 15].

По мнению А. И. Васильева, «схематично система безопасности может быть представлена так: содержание данного феномена составляют виды безопасности (политической, военной, экономической и т. д.), а эти виды реализуются на трех уровнях (безопасность личности, государства, общества), которые являются подсистемами» [1].

И. Б. Кардашова считает, что «система национальной безопасности является сложной многоуровневой системой, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов, которые сами по себе представляют независимые системы. Такими элементами являются: во-первых, национальные ценности, интересы и цели; во-вторых, угрозы национальным интересам; в-третьих, система обеспечения национальной безопасности» [7, с. 69].

Л. Т. Шпигель в своей монографии, хотя, по сути, и ставит знак равенства между СНБ и СОНБ, но совершенно справедливо отмечает, что «национальная безопасность как социальный феномен и как объект деятельности государства включает разноуровневые и разнокачественные подсистемы и компоненты, которые определенным образом связаны между собой, структурно организованы. Их можно выделить по двум базисным основаниям: по объекту — подсистемы личной, общественной и государственной безопасности, жизненно важные интересы в этой сфере и существующие угрозы; по предмету — подсистемы экономической, духовной, информационной и военной безопасности» [11].

В предложенной Л. Т. Шпигелем модели системы национальной безопасности государства перечислены следующие компоненты: национальные интересы обеспечения безопасности личности, общества и государства; внутренние и внешние угрозы этим интересам; объекты обеспечения национальной безопасности (ими выступают жизненно важные интересы личности, общества и государства по защите от опасностей и угроз их безопасности); субъекты обеспечения национальной безопасности (государство, общество в целом, социальные группы, партии, организации, отдельные индивиды); силы, средства и условия обеспечения национальной безопасности; военная, экономическая, духовная и информационная подсистемы национальной безопасности [11].

Доктор философских наук В. В. Барабин, не давая определения СНБ, все же перечисляет такие компоненты системы национальной безопасности государства: национальные интересы; внутренние и внешние угрозы; военная, социальная и духовная подсистемы [2, с. 66].

Профессор М. Ю. Зеленков в своей монографии, разделяя точку зрения авторов учебника «Общая теория национальной безопасности» А. В. Возженикова, Н. В. Кривельской, И. К. Макаренко, С. А. Проскурина, А. А. Прохожева, С. В. Сму-льского и И. Б. Кардашовой на отличия между СНБ и СОНБ, тем не менее делает совершенно правильный вывод о том, что «система национальной безопасности обладает всеми признаками сложных системных образований и включает в себя как материальные (объекты, субъекты, технические и другие средства), так и идеальные (цели, задачи, принципы организации) составные части» [12, с. 141, 144].

Он также отмечает, что «систему национальной безопасности на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики образуют взаимодействующие между собой силы и средства, государственные и иные органы, объединения, организации и граждане, несущие в пределах своей компетенции всю полноту ответственности за формирование заданного уровня безопасности, обеспечивающего (выделено нами) национальную безопасность России» [12].

Как видим, во втором случае речь уже идет о СОНБ, а не о СНБ, просто профессор М. Ю. Зе-ленков, как и абсолютное большинство авторов, ставит между ними знак равенства, с чем мы не можем согласиться.

Представляет несомненный интерес, как решается данный теоретический вопрос, имеющий важное прикладное значение в бывших советских республиках, а ныне в суверенных государствах ближнего зарубежья.

Вот какие определения СНБ или СОНБ даются в нормативных правовых актах Латвийской Республики, Республики Молдова, Республики Беларусь и Республики Кыргызстан (по нашим наблюдениям, их в России впервые в научный оборот ввел профессор М. Ю. Зеленков).

В законе Латвийской Республики «О национальной безопасности» говорится: «Систему национальной безопасности Латвии образуют структуры, реализующие государственную власть и управление, и граждане Латвии, которым законом делегированы обязанности и права в сфере национальной безопасности в пределах определенной компетенции» [13].

В Республике Молдова принята Концепция национальной безопасности. В этом документе система национальной безопасности определяется как «совокупность концепций, стратегий, политик, средств, правил и административных структур государства, а также совокупность институтов общества, призванных реализовывать, защищать и продвигать национальные интересы страны. Она является механизмом взаимодействия ее составных частей, основанным на национальных интересах и ценностях молдавского общества и предназначенных для обеспечения реализации стратегических задач страны, определенных направлениями политики национальной безопасности» [14].

Как видим, в Латвии и Молдове ученые и законодатели также не видят разницы между определением системы национальной безопасности и системой обеспечения национальной безопасности. В законодательстве этих стран хотя и дается определение СНБ, но, по существу, речь идет именно о СОНБ (Молдова) или совокупности ее отдельных компонентов (Латвия).

В концепциях национальной безопасности Республики Беларусь и Республики Кыргызстан дается определение уже системы обеспечения национальной безопасности, что методологически абсолютно верно.

«Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь — совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых

ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства» [15].

«Система обеспечения национальной безопасности Республики Кыргызстан — это специально созданная в стране и конституированная совокупность правовых норм и принципов, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений, обеспечивающих надежную защиту национальных интересов Кыргызстана» [16].

Из приведенных ранее определений видно, что разными авторами перечисляются различные компоненты СНБ государства. На наш взгляд, это в значительной степени обусловлено тем обстоятельством, что объекты национальной безопасности (личность, общество, государство) и субъекты обеспечения национальной безопасности (государство, общество, личность) одни и те же. Налицо инверсия элементов триады при переходе от анализа определения национальной безопасности к ее обеспечению. По нашим наблюдениям, одним из первых в отечественной научной литературе на данное обстоятельство обратил внимание профессор Р. Ф. Идрисов [3, с. 72].

Действительно, субъектами обеспечения национальной безопасности являются те же «действующие лица» триады — личность, общество и государство, но уже в обратной последовательности: основным субъектом является государство, которое в лице своих органов, сил и средств обеспечивает в соответствии с конституцией и законодательством страны безопасность каждого гражданина на своей территории, а за ее пределами гарантирует им свою защиту и покровительство.

Резюмируя сказанное, отметим, что система национальной безопасности государства — это идеальная статичная (институциональная), крайне сложная и многоуровневая система, организационно состоящая из следующих компонентов (подсистем): объектов обеспечения национальной безопасности; субъектов обеспечения национальной безопасности; национальных интересов, которые формируются на основе национальных ценностей (духовных и материальных) и целей государства; деструктивных сил в виде рисков, вызовов, опасностей и угроз национальным интересам; совокупной мощи государства (его потенциала национальной безопасности) в виде органов, сил и средств, обеспечивающих реализацию

национальных интересов и защиту национального достояния от возможного ущерба; нормативно-правовой базы (системы правового регулирования), закрепляющей официально принципы, формы и методы обеспечения национальной безопасности.

Граждане и общество в целом, являясь субъектами безопасности, оказывают все возможное не-

Список библиографических ссылок

обходимое содействие соответствующим государственным органам при преодолении ими угроз национальной безопасности, а государство, в свою очередь, обеспечивает им всю необходимую правовую и социальную защиту в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.

1. Васильев А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. Райгородский В. Л. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2004. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008; Оценка кризисных ситуаций и террористических угроз национальной безопасности / под ред. чл.-кор. РАН В. Л. Шульца. М., 2012. Общая теория национальной безопасности: учебник РАГС / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2002.

2. Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности: социально-философский анализ: дис. ... д-ра философ. наук. М., 1999.

3. Идрисов Р. Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

4. Поздняков А. И. Концептуальные основы национальной безопасности России: лекция. М., 2013.

5. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2002.

6. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006; Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 9.

7. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2006.

8. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008.

9. Алексеева Т. А. Современные политические теории: курс лекций для МГИМО (У) МИД России. М., 2000; Нагорный Р. В. Институциональный подход к определению государственной правоохранительной службы. Вологда, 2009; Павенкова М. В. Институт и институциональность как социологические категории // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2001. № 3.

10. Манилов В. Л. Исследование проблем национальной безопасности: вопросы методологии. М., 1995. № 5.

11. Шпигель Л. Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008; Оценка кризисных ситуаций и террористических угроз национальной безопасности / под ред. чл.-кор. РАН В. Л. Шульца. М., 2012 .

12. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации. М., 2013.

13. Закон Латвийской Республики «О национальной безопасности». [Электронный ресурс]. URL: http:// zakoni.Ves.Lv/NacBezop.htm (дата обращения: 10.04.2015).

14. Концепция национальной безопасности Республики Молдова. [Электронный ресурс]. URL: http:// constitutions.ru/archives/S309 (дата обращения: 10.04.2015).

15. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mod.mil.by/koncep.html (дата обращения: 10.04.2015).

16. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.kg/index (дата обращения: 10.04.2015); Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации. М., 2013.

© Кикоть-Глуходедова Т. В., 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.