Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИЛЫ И СРЕДСТВА / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кикоть-Глуходедова Татьяна Владимировна

Различные аспекты понимания национальной безопасности стали активно разрабатываться оте-чественными учеными и законодателем сравнительно недавно. Тем не менее сегодня они по своему качеству не только не уступают работам западных коллег, но и по отдельным вопросам их в значительной степени превосходят. В законе Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности», принятом в 1992 г., впервые в истории нашей страны в ст. 1 давалось определение понятия «безопасность», а в ст. 8 раскрывался смысл системы безопасности. В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» сегодня дается четкий перечень принципов обеспечения безопасности, подробно раскрывается содержание деятельности государственных органов по обеспечению безопасности, регламентируются их функции, задачи и полномочия в этой сфере. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. содержалось определение понятий «национальная безопасность Российской Федерации» и «система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации». В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятой в 2009 г., дается иное определение национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности. Примирить все существующие мнения предлагается с помощью закрепления определений понятий «система национальной безопасности государства» и «система обеспечения национальной безопасности государства» в федеральном законе № 390-ФЗ «О безопасности», приняв за основу формулировки, предложенные автором.Various aspects of understanding of national security began to be developed ac-tively by domestic scientists and the legislator rather recently. Nevertheless, today they on the quality not only don't concede to works of the western colleagues, but also in single questions them substantially surpass. In the law of the Russian Federation № 2446-1 «About safety», adopted in 1992 for the first time in the history of our country, in article 1 definition of the concept «safety» was given, and in article 8 the sense of a security system revealed. In the federal law № 390-FL «About safety» 2010 the accurate list of the princi-ples of safety is given today, the content of activities of government bodies for safety in detail reveals, their functions, tasks and powers in this sphere are regulated. The Concept of national security of the Russian Federation of 1997 contained definition of «national security of the Russian Federation», and also definition of «sys-tem of ensuring national security of the Russian Federation». In Strategy of national security of the Russian Federation till 2020 accepted in 2009 other definition of «national security» and «system of ensuring national security» is given. It is offered to reconcile all existing positions by means of fixing of definitions of concepts of «system of national security of the state» and «system of ensuring national security of the state» in the federal law № 390- FL «About safety» 2010, having assumed as a basis author's formulations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кикоть-Глуходедова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

8. По делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, производственно-технического кооператива «Содействие», общества с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граждан: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. № 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 4.

9. Скобликов П. А. Преюдиция актов арбитражных судов в уголовном процессе: новое прочтение [Электронный ресурс] // Журнал российского права. 2009. ЫРЬ: http://www.juristlib.ru/book_3788.html (дата обращения: 03.08.2015).

10. Ашуров В. К. Следственная и судебная практика и их роль в обеспечении правильного применения норм уголовно-процессуального права: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2015.

11. По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В. Д. Власенко и Е. А. Власенко: постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 30-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. № 1.

12. Азаренок Н. Конституционно-правовые основы преюдиции в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. 2012. № 4. С. 50—57.

13. Нурбаев Д. М. Внутреннее убеждение при оценке в уголовном процессе преюдициального значения решений, принятых в гражданском, арбитражном или административном судопроизводстве (по материалам проверки и уголовным делам о преступлениях в сфере экономики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2014.

14. О внесении изменения в статью 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федер. закон от 29.06.2015 № 191-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3982.

© Зайцева Е. А., 2015

Т. В. Кикоть-Глуходедова

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Различные аспекты понимания национальной безопасности стали активно разрабатываться отечественными учеными и законодателем сравнительно недавно. Тем не менее сегодня они по своему качеству не только не уступают работам западных коллег, но и по отдельным вопросам их в значительной степени превосходят.

В законе Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности», принятом в 1992 г., впервые в истории нашей страны в ст. 1 давалось определение понятия «безопасность», а в ст. 8 раскрывался смысл системы безопасности.

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» сегодня дается четкий перечень принципов обеспечения безопасности, подробно раскрывается содержание деятельности государственных органов по обеспечению безопасности, регламентируются их функции, задачи и полномочия в этой сфере.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. содержалось определение понятий «национальная безопасность Российской Федерации» и «система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятой в 2009 г., дается иное определение национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности.

Примирить все существующие мнения предлагается с помощью закрепления определений понятий «система национальной безопасности государства» и «система обеспечения национальной безопасности государства» в федеральном законе № 390-ФЗ «О безопасности», приняв за основу формулировки, предложенные автором.

Ключевые слова: национальная безопасность, государство, система, обеспечение, силы и средства, защита.

T. V. Kikot-Glukhodedova

NATIONAL SECURITY: CONCEPT, SYSTEM AND PROVIDING

Various aspects of understanding of national security began to be developed ac-tively by domestic scientists and the legislator rather recently. Nevertheless, today they on the quality not only don't concede to works of the western colleagues, but also in single questions them substantially surpass.

In the law of the Russian Federation № 2446-1 «About safety», adopted in 1992 for the first time in the history of our country, in article 1 definition of the concept «safety» was given, and in article 8 the sense of a security system revealed.

In the federal law № 390-FL «About safety» 2010 the accurate list of the princi-ples of safety is given today, the content of activities of government bodies for safety in detail reveals, their functions, tasks and powers in this sphere are regulated.

The Concept of national security of the Russian Federation of 1997 contained definition of «national security of the Russian Federation», and also definition of «sys-tem of ensuring national security of the Russian Federation».

In Strategy of national security of the Russian Federation till 2020 accepted in 2009 other definition of «national security» and «system of ensuring national security» is given.

It is offered to reconcile all existing positions by means of fixing of definitions of concepts of «system of national security of the state» and «system of ensuring national security of the state» in the federal law № 390- FL «About safety» 2010, having assumed as a basis author's formulations.

Keywords: national security, state, system, providing, forces and means, protection.

Научные разработки в области национальной безопасности в нашей стране появились в начале 90-х гг. XX в. Их итогом стали многочисленные статьи, монографии и диссертационные исследования ученых различных научных специальностей [1; 2; 3; 4; 5; 6].

В зарубежной и отечественной научной литературе имеется большое количество (более 100) вариантов толкования столь сложного социального феномена и одновременно такого важного междисциплинарного научного термина, как «национальная безопасность». Как и многие иные фундаментальные научные категории, определение этого понятия (имеющего к тому же крайне важное практическое значение, так как он характеризует не только безопасность конкретного государства, но и его граждан, а также функционирующих внутри государства институтов гражданского общества) не является статичным. Оно динамично, может и должно меняться в зависимости от изменений, происходящих в окружающем мире.

Несомненной заслугой отечественного законодателя является четкое определение понятийного аппарата, связанного с национальной безопасностью. В отличие от России, парламентарии США,

Великобритании, ФРГ, Франции и Италии из-за сложности самого явления не решаются на этот шаг до сих пор. Тем более в законодательстве этих государств нет определения системы национальной безопасности или системы обеспечения национальной безопасности, хотя в научных публикациях эти термины применяются достаточно давно, пусть и без какой-либо расшифровки. Но сам термин «национальная безопасность» там используется очень давно и активно. Закон «О национальной безопасности» впервые в мире был принят именно в США в 1947 г., которые являются по праву общепризнанными лидерами в решении проблем национальной безопасности.

Несмотря на то, что различные аспекты обеспечения национальной безопасности стали активно разрабатываться отечественными учеными сравнительно недавно, сегодня они по своему качеству не только не уступают работам западных коллег, но и по отдельным вопросам их в значительной степени превосходят.

В законе Российской Федерации № 2446-1 «О безопасности», принятом в 1992 г., впервые в истории нашей страны [7] в ст. 1 давалось опре-

деление понятия «безопасность» — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В статье 8 раскрывался смысл системы безопасности: ее «образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности».

В Федеральном законе № 390-ФЗ «О безопасности» 2010 г. [8] дается четкий перечень принципов обеспечения безопасности, подробно раскрывается содержание деятельности государственных органов Российской Федерации по обеспечению безопасности, регламентируются их функции, задачи и полномочия в этой сфере.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г. [9] уже содержалось определение «национальной безопасности Российской Федерации» как «безопасности ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». А также определение «системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации», основу которой составляли «органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [10], принятой в 2009 г., приводится иное определение «национальной безопасности» — это «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Система обеспечения национальной безопасности также трактуется несколько по-другому — «это силы и средства обеспечения национальной безопасности».

Вообще понятие «система», как и многие другие фундаментальные понятия современной науки, понимается учеными неоднозначно. В много-

численных научных работах, которые особенно интенсивно анализировали различные аспекты социально-экономической и политической деятельности человека со второй половины XX в., было предложено несколько сотен определений системы. Только в работе В. Н. Садовского дан обзор более 40 из них [11 ].

Из этого массива определений наиболее полно, на наш взгляд, смысл понятия «система» раскрывает следующее, взятое из словаря иностранных слов: «система — от греческого слова «sys-tema» — это целое, составленное из частей; множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство» [12, с. 469, 470]. При этом, рассматривая конкретную целостность как систему, мы должны подвергать анализу все элементы структуры, существенные для ее качественной определенности — части, подсистемы или компоненты [13].

В отечественной научной литературе термины «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности» применяются довольно часто, но, как правило, без четкого и ясного разграничения их смысла, без исчерпывающего перечисления составляющих эти системы компонентов [14, 15]. У российских специалистов на сегодняшний день нет единого мнения по исчерпывающему составу элементов, входящих в состав как системы национальной безопасности государства, так и системы обеспечения национальной безопасности государства, по их принципиальному отличию друг от друга. Это происходит потому, что в настоящее время и в нашей стране в научном сообществе (а тем более в законодательстве) все еще не выработан в полном объеме единый понятийный аппарат в сфере национальной безопасности, что не может не создавать проблем в правоприменительной практике.

Трудности с исчерпывающим определением компонентов системы национальной безопасности государства и ее отличий от системы обеспечения национальной безопасности государства объективны. На наш взгляд, они обусловлены как сложностью самого явления, так и тем обстоятельством, что учеными различных научных специальностей и школ (философами, политологами, социологами, экономистами, историками, военными и юристами) эти сложнейшие междисциплинарные научные и социальные феномены подвергаются анализу под

различными углами зрения в рамках предмета изучающих человеческое общество наук.

Примирить все существующие позиции мы предлагаем с помощью закрепления определений понятий «системы национальной безопасности государства» и «системы обеспечения национальной безопасности государства» в Федеральном законе № 390-ФЗ «О безопасности» 2010 г., приняв за основу наши формулировки:

Под системой национальной безопасности государства предлагаем понимать такое множество закономерно связанных друг с другом внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы по мере их возникновения.

Список библиографических ссылок

Под системой обеспечения национальной безопасности государства предлагаем понимать открытую, целостную, объединенную на основе ценностей общества и государства совокупность субъектов специфической деятельности, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей, а также соответствующих отношений, норм, культуры, которые совместно обеспечивают формирование и осуществление условий и факторов, необходимых для реализации выбранного обществом пути развития, достижения намеченных целей.

Полагаем, в такой редакции данные термины примиряют между собой различные научные подходы к толкованию этих понятий, дают возможность сосредоточиться на содержательном их компоненте, что, безусловно, положительно скажется на состоянии защищенности российских граждан, нашего общества в целом и государства.

1. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 2005.

2. Оценка кризисных ситуаций и террористических угроз национальной безопасности / под ред. В. Л. Шульца. М., 2012.

3. Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации. М., 2013.

4. Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994.

5. Васильев А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

6. Каламанов В. А. Национальная безопасность Российской Федерации и межнациональные конфликты (теоретико-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

7. О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. от 26 июня 2008 г., утратил силу 28 декабря 2010 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

8. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

9. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 января 2000 г., утратил силу 11 мая 2009 г.) // Рос. газ. 1997. 26 дек.

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

11. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

12. Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М., 1980.

13. Редько А. А. Правоприменение и правозащитная система (теоретический аспект) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3. С. 17—23.

14. Алексеева А. П. Деятельность российской полиции в оценках общественности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 4. С. 26—33.

15. Алексеева А. П. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (кадровый профессионализм, открытость для доверия и оптимизация): проблемы и перспективы реализации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 4. С. 16—20.

© Кикоть-Глуходедова Т. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.