Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА, СТАБИЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА, СТАБИЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CONSTITUTIONAL LEGAL AWARENESS / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / STABILITY / EXTERNAL AND INTERNAL THREATS / STATE INTEGRITY / STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сисакьян Арус Качпероновна

В статье обсуждается вопрос о высоком потенциале конституционного правосознания в процессе обеспечения государственной безопасности, целостности и стабильности Российской Федерации. Именно конституционному правосознанию среди прочих мер в ходе поддержания государственной безопасности российского государства автор придает превалирующее значение. К числу внешних угроз, деструктивно воздействующих на государственную безопасность России, автор относит глобальный кризис верховенства права, международную организованную преступность, попытки подрыва конституционного строя, терроризм, экстремизм. Внутренние угрозы государственной безопасности образуют существующие в национальной правовой системе пробелы, коллизии и дефекты. Автор рассуждает о необходимости реформирования Конституции РФ и возможных последствиях таковой с точки зрения обеспечения государственной безопасности. Обосновывается необходимость качественного повышения уровня национального конституционного правосознания как мощного фактора при обеспечении государственной безопасности.The article is devoted to the issue of a high potential for constitutional legal awareness in the process of ensuring state security, integrity and stability of the Russian Federation. The author assigns the prevailing importance of the constitutional legal awareness, among other measures to ensure the state security of the Russian State. The author considers the global crisis of the supremacy of law, international organized crime, attempts to undermine the constitutional system, terrorism, and extremism to be among the external threats that have a destructive influence on the state security of the Russian Federation. Internal threats of state security create gaps, collisions and defects in the national legal system.The author discusses the necessity to reform the Constitution of the Russian Federation, and its possible consequences from the point of view of ensuring state security. The author proves the necessity of a qualitative increase for the level of national constitutional legal awareness as a powerful factor to ensure state security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА, СТАБИЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ»

УДК 342.1

Арус Качпероновна СИСАКЬЯН,

доцент кафедры права Троицкого филиала

Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук

arussisakyan@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА, СТАБИЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ

CONSTITUTIONAL LEGAL AWARENESS IN THE SYSTEM OF MEASURES TO ENSURE THE UNITY, STABILITY AND STATE SECURITY OF THE

RUSSIAN FEDERATION AGAINST EXTERNAL AND INTERNAL THREATS ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

В статье обсуждается вопрос о высоком потенциале конституционного правосознания в процессе обеспечения государственной безопасности, целостности и стабильности Российской Федерации. Именно конституционному правосознанию среди прочих мер в ходе поддержания государственной безопасности российского государства автор придает превалирующее значение. К числу внешних угроз, деструктивно воздействующих на государственную безопасность России, автор относит глобальный кризис верховенства права, международную организованную преступность, попытки подрыва конституционного строя, терроризм, экстремизм. Внутренние угрозы государственной безопасности образуют существующие в национальной правовой системе пробелы, коллизии и дефекты.

Автор рассуждает о необходимости реформирования Конституции РФ и возможных последствиях таковой с точки зрения обеспечения государственной безопасности. Обосновывается необходимость качественного повышения уровня национального конституционного правосознания как мощного фактора при обеспечении государственной безопасности.

The article is devoted to the issue of a high potential for constitutional legal awareness in the process of ensuring state security, integrity and stability of the Russian Federation. The author assigns the prevailing importance of the constitutional legal awareness, among other measures to ensure the state security of the Russian State. The author considers the global crisis of the supremacy of law, international organized crime, attempts to undermine the constitutional system, terrorism, and extremism to be among the external threats that have a destructive influence on the state security of the Russian Federation. Internal threats of state security create gaps, collisions and defects in the national legal system.

The author discusses the necessity to reform the Constitution of the Russian Federation, and its possible consequences from the point of view of ensuring state security. The author proves the necessity of a qualitative increase for the level of national constitutional legal awareness as a powerful factor to ensure state security.

Ключевые слова: конституционное правосознание, Конституция РФ, стабильность, внешние и внутренние угрозы, государственная целостность, государственная безопасность.

Keywords: constitutional legal awareness, the Constitution of the Russian Federation, stability, external and internal threats, state integrity, state security.

Взгляд, размышления, IHJI точка зрения а-йй*

Являясь оплотом российской государственности и конституционализма, Конституция РФ устанавливает государственно-правовые основы функционирования юридических механизмов, обеспечения целостности и нерушимости российского государства перед внешними угрозами и вызовами. В преамбуле Конституции РФ установлено, что Основной закон страны принимается исходя из ответственности за Родину перед нынешним и будущим поколением. Совершенно очевидно, почему вопросам обеспечения государственной безопасности в главном законе страны уделяется столь пристальное внимание. «В системе правовых средств сбалансированного обеспечения безопасности личности, общества и государства решающее значение имеет Конституция РФ, а сама безопасность как определенный режим статусного состояния соответствующих субъектов приобретет, соответственно, конституционное значение» [2]. Именно потому конституционному правосознанию автор настоящей публикации отводит доминирующую роль.

В совокупности элементы конституционного правосознания определяют знание и понимание индивидом основ конституционного строя, принципов государственного устройства, важнейших конституционных ценностей; почитание и соблюдение конституционных положений, как основополагающих начал всей правовой системы, понимая смысл их фундаментального значения для незыблемости и нерушимости государства, обеспечения безопасности его существования. Как результат, конституционное правосознание опосредует возникновение соответствующего поведения - конституционного. Взаимосвязь данных явлений проявляется в осознании индивидом собственной ответственности за пользование конституционными права и свободами, надлежащее исполнение конституционных обязанностей [6].

Угрозы государственной безопасности могут быть внутренними и внешними. Охраняемые Конституцией РФ целостность и стабильность, безопасность российского государства становятся особенно «чувствительными» перед лицом эскалации таких внешних

угроз, как транснациональная организованная преступность, глобальные финансово-экономические кризисы, экстремизм, терроризм, попытки подрыва конституционного уклада и государственного строя.

Внутренние угрозы государственной безопасности образуют существующие в национальной правовой системе пробелы, коллизии и дефекты, что неминуемо влечет за собой неэффективность, а, по убеждению некоторых авторитетных ученых, например В.Д. Зорькина, Г.Г. Арутюняна, Н.Н. Черно-гора, порой и недееспособность институтов власти в вопросах обеспечения государственной безопасности, в конечном итоге препятствующих учреждению полноценного национального правопорядка.

И все же важнейшей внутренней угрозой государственной безопасности является дефицит укоренения идеи конституционализма в России. Постигшие современную цивилизацию беды - экстремизм и терроризм, коррупция, политическая, экономическая нестабильность, социальная дисгармония, нарушение прав человека, кризис верховенства права - в основе своей объясняются «нехваткой» конституционализма, пропастью между аксиологией Основного закона государства, его фундаментальными началами и реальной действительностью. В связи с этим именно полноценное конституционное правосознание позволит в полной мере противостоять возможным угрозам государственной безопасности.

Термин «государственная безопасность» существует в единстве с «конституционной безопасностью», что значит «такое состояние защищенности основ конституционного строя от внутренних и внешних угроз» [8], как «совокупность мер, предпринимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, также, в рамках их прав и возможностей, должностными лицами и гражданами в целях укрепления и защиты конституционного строя РФ» [7].

Конституционная безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, соответствующее основополагающим конституционным положениям, направленным

на охрану суверенитета и государственного единства Российской Федерации как правового государства, целостности правовой системы и экономического сектора, верховенства Конституции, непоколебимости демократических основ организации государственной власти и правого статуса личности.

Несомненно, конституционная безопасность есть основа не только публичного правопорядка, но и всей государственно-правовой системы. Более того, именно конституционная безопасность составляет оплот национальной безопасности любого государства [1]. Обеспечение конституционной безопасности в государстве предполагает достижение необходимого уровня конституционализма посредством гарантированности примата Конституции РФ, устранения существующих правовых коллизий между Основным законы страны, иными нормативными правовыми актами, несоответствием Конституции РФ правоприменительной практики, обеспечения непосредственного действия конституционных прав человека и гражданина.

Следуя логике развития отечественного конституционализма и современным императивам распространения такового, к числу основных начал обеспечения конституционной безопасности надлежит отнести: своевременное преодоление, анализ причин нарушения «конституционного равновесия», жизнеспособность системы обеспечения верховенства Конституции РФ, безусловность непосредственного действия конституционных прав и свобод человека, неотвратимость наступления конституционной ответственности. Совершенно очевидно, внедрение идеи конституционализма и обеспечение конституционной безопасности Российской Федерации обусловлены высоким уровнем конституционного правосознания населения.

Массовое распространение внешних угроз государственной безопасности свидетельствует о том, что в международной и во внутринациональной жизни государств происходят глубокие деформации конституционного правосознания, а нарушение права уже носит системный характер, поскольку именно право как мерило свободы является абсолютом поведения людей. Под внешними

угрозами оказались сегодня сами принципы права, а значит, и основанные на них права человека, и в первую очередь право на безопасное существование общества и государства.

Построить мощную политическую систему для обеспечения интересов государства, и прежде всего интереса, связанного с безопасностью, в отсутствие качественного конституционного правосознания населения невозможно.

В вопросе обеспечения государственной безопасности, способности противостоять внешним и внутренним угрозам решительное значение имеет состояние конституционного законодательства. Сегодня вопрос конституционной реформации России едва ли не самый популярный в стране. Современная конституционная научая мысль страны буквально пестрит полярными рассуждениями о необходимости скорейшей коренной реформации Конституции РФ 1993 г. Нет единодушия среди отечественных государст-воведов относительно возможных правовых конструкций текста проекта изменений Конституции РФ. Сложно согласиться с убеждениями тех, кто настаивает на необходимости внесения изменений в существующий конституционный текст [4; 5]. Важно понимать, что конституционная стабильность есть залог конституционного правопорядка в стране, в то время как конституционные реформы таят в себе высокий риск наступления непредсказуемых последствий и потенциальную угрозу нарушения конституционного правопорядка.

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин неоднократно высказывался против радикальной трансформации действующей Конституции РФ, поясняя, что такие меры скорее приведут к обратному результату и, по сути, являются непродуманными и потенциально опасными, поскольку влекут за собой угрозу социально-политической дестабилизации [3].

Действительно ли существующий конституционный текст настолько оторван от российской правовой действительности и неэффективен с точки зрения правового регулирования? Рассуждения некоторых ученых на этот счет - не более чем не обоснованная

Взгляд, размышления, JKII точка зрения а-йй*

аргументами критика. Критически осмысливая и анализируя положения Конституции РФ, не с целью отыскания ошибок и желания критиковать, а стремясь понять ее истинный смысл и содержание, мы приходим к разумному выводу о необходимом ее соответствии жизненным реалиям. Проблема кроется не в самом содержании конституционного текста, а скорее в подходе и целях исследования конкретного ученого при его анализе. И вновь мы рассуждаем о важности конституционного правосознания в этом вопросе. Деформации конституционного правосознания способствуют не только внешние угрозы государственной безопасности и стабильности России. Наполненные необоснованной критикой рассуждения о несостоятельности ее Основного закона,не менее губительны для нас.

Тем не менее Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» принят (статья 1 вступает в силу в случае одобрения содержащихся в ней изменений общероссийским голосованием со дня официального опубликования его результатов). И было вполне предсказуемым, что предполагаемые изменения действующего текста Конституции РФ затронут в том числе вопросы обеспечения государственной безопасности и целостности России.

Статья 1 указанного закона содержит ряд изменений конституционных положений, регулирующих в том числе и вопросы государственной безопасности. Например, статью 67 Конституции РФ предлагается дополнить частью 2.1 следующего содержания: «2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Кроме того, предлагается дополнить содержание главы 3 статьей 79.1 следующего содержания: «Российская Федерация принимает

меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

В сущности своей предлагаемые поправки в статьи 67 и 79 Конституции РФ не изменяют ее фундаментальных основ. Защита суверенитета и территориальной целостности, недопущение действий, направленных на отчуждение территории Российской Федерации, равно как и активное участие России в поддержании международного правопорядка вытекают из общего смысла действующей Конституции РФ. И все же упоминание стратегически важных любому государству направлений по обеспечению его безопасности и целостности представляется нам вполне оправданным, что еще более позволит укрепить деятельность государства в этом отношении.

В контексте общей проблематики государственной безопасности нельзя не сказать о позиции Конституционного Суда РФ в этом вопросе. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"» в разрезе экстраординарной

ситуации, сложившейся в Чеченской республике, Конституционный Суд РФ анализирует вопрос обеспечения государственной целостности российского государства, посягательство в отношении которой, несомненно, следует отнести к числу внутренних угроз государственной безопасности. Не меньший интерес вызывают и особые мнения судей в отношении указанного постановления -В.Д. Зорькина, Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина.

Конституционный Суд РФ постановил, что в ходе судебного разбирательства не рассматривал вопрос о политической целесообразности решений, принятых Президентом РФ и Правительством РФ, исключительно вопросы, относящиеся к сфере конституционного судопроизводства, что, собственно, и легло в обоснование решения о прекращении производства по делу в отношении оспариваемых актов.

Анализ оспариваемых актов Президента РФ, Правительства РФ и вынесенного Конституционным Судом РФ по итогам установления их конституционности постановления позволяет сформулировать следующие выводы. Отнесение к объектам безопасности государства его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, а Вооруженных Сил - к средствам обеспечения безопасности еще не значит, что таковые могут быть использованы для устранения внутренних конфликтов. В ходе реализации оспариваемых актов Президента РФ и Правительства РФ не были соблюдены принципы обеспечения безопасности - законность, баланс интересов личности, общества и государства. В Чеченской Республике действительно возникла ситуация, когда отрицалось действие Конституции РФ и федерального законодательства, была сломлена система конституционных органов власти; имели место быть грубые нарушения прав и свобод граждан, и как итог возникла угроза целостности российского государства. И все же сложившаяся экстраординарная ситуация не позволяет утверждать о конституционности принятых властью решений. Оценив президентско-пра-вительственные акты как соответствующие Конституции РФ, Конституционный Суд РФ тем самым признал конституционными мас-

совые нарушения прав и свобод человека и огромные разрушения гражданских объектов в Чеченской Республике. Принятое Конституционным Судом РФ постановление, по сути, допустило возможность считать конституционными решения, что позволяют вести войну со своим народом. Внутренние угрозы и конфликты в государстве надлежит решать посредством мирных переговоров и достижения компромисса. Ведь только так, создавая «привлекательно безопасные» условия всем субъектам в государственно-правовом союзе, возможно, обеспечить государственную целостность и суверенитет. Ряд судей Конституционного Суда РФ, а в частности В.Д. Зорькин, Б.С. Эбзеев, В.О. Лучин, высказали убедительное несогласие с вынесенным судом решением, что находит отражение в особом мнении каждого из них.

Описанная ситуация как нельзя лучше демонстрирует степень тяжести последствий деформированного конституционного правосознания. «Здоровое» конституционное правосознание имеет безусловное значение в вопросе обеспечения государственной безопасности, целостности страны. Правовая культура россиян прежде всего предполагает уважительное отношение к главному учредительному закону государства, понимание его значения как акта, наделенного высшей юридической силой и прямого действия, желание должным образом исполнять, предусмотренные Конституцией РФ обязанности и во всей полноте реализовывать конституционные права и гарантии защиты таковых.

Сложившаяся в мире геополитическая ситуация, равно как и опасность возникновения в самом государстве «экстраординарных ситуаций», еще более заставляет нас задуматься об укреплении и формировании полнокровного конституционного правосознания с целью достойного сопротивления внешним и внутренним угрозам, ориентированным на подрыв конституционных устоев и безопасности российского государства. Высокий уровень конституционного правосознания в полной мере позволит обеспечить безопасность политических и социально-экономических основ единства и целостности российской государственности и общества.

Взгляд, размышления, точка зрения

Утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. N 683 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в качестве целей и задач в сфере обеспечения национальной безопасности называет защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в социуме страны и относит перечисленные к числу долгосрочных перспектив.

Преамбула Стратегии гласит, что обеспечение государственной безопасности, помимо мер политического и военного свойства, достигается посредством первоочередных мер правового характера. Правовые средства обеспечения государственной безопасности Российской Федерации распространяются на организацию и реформирование текущего законодательства в целях правовой регуляции сфер информационной, коммуникационной, РИ-технологий и формирование правосознания граждан, от которых зависит степень доверия граждан к правоохранительным органам и органам судебной системы Российской Федерации, реформирование государственного механизма профилактики преступлений.

Вырабатывая политику противодействия внешним и внутренним угрозам государственной безопасности, каждое государство должно наполнить ее созданием эффективного механизма защиты конституционных прав и условий, обеспечивающих формирование здорового, полнокровного конституционного правосознания.

В целях обеспечения государственной безопасности необходима активизация роли государства в информационной среде, консолидация органов обеспечения безопасности и общественного правопорядка, укрепление кредита доверия граждан к правоохранительным и судебным органам, устранение дефектов правового сознания граждан.

Завершая представленные размышления, полагаем возможным сформулировать следующие выводы и обозначить пути решения обозначенной проблемы.

Функционирующая в настоящее время в России система противодействия внешним и внутренним угрозам государственной безопасности не столь эффективна, как того требуют современные реалии внутригосударственной и международной жизни. Автор настоящей публикации глубоко убеждена в высоком предназначении конституционного правосознания в процессе противодействия внешним и внутренним угрозам и обеспечении государственной стабильности и безопасности России.

В целях повышения уровня и устранения дефектов конституционного правосознания населения, адекватного противодействия укоренившимся правовому нигилизму, антисоциальным установкам и представлениям, а в конечном итоге достойному сопротивлению внутренним и внешним угрозам в Российской Федерации необходимо наладить эффективный механизм правопросветительской деятельности, в рамках которого осуществить следующие мероприятия:

- включить в качестве обязательных преподаваемых дисциплин в общеобразовательных (включая начальную школу), специальных средних, высших учебных заведениях правовое просвещение населения, и в частности изучение конституционных основ государства, всеобщее распространение знаний о Конституции РФ; закрепить обязательность таких дисциплин в качестве необходимого компонента в федеральных государственных образовательных стандартах. Образовательная программа должна предусматривать ознакомление населения с нормами Конституции РФ, уставов и конституций субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- разработать специальные образовательные просветительские программы для взрослого населения, организовать общественные лектории и семинары, разработать и произвести раздаточные материалы;

- к работе в рамках правового обучения и просвещения привлекать сотрудников правоохранительных органов, представителей правоприменительной практики. Сотрудничество с общественностью должно быть вос-

принято ими не как исполнение профессиональных обязанностей, а общественный долг, реализация активной гражданской позиции в процессе противодействия внутренним и внешним угрозам государственной безопасности России. Подобное взаимодействие позволит обеспечить не только качественное правовое просвещение, но и повышение кредита доверия населения правоохранительным органам;

- в рамках реализации вышеуказанных направлений возможно сформулировать инновационную междисциплинарную и межотраслевую, научно обоснованную стратегию правового просвещения населения отдельного муниципального образования, применение которой можно было бы распространить и на других территориях.

Таким образом, высокий уровень конституционного правосознания граждан России,

предполагающий знание основ конституционного строя, принципов государственного устройства, понимание конституционных ценностей, знание гражданами не только присущих им конституционных прав, но и исполнение ими конституционных обязанностей, уважение и доверие к Конституции РФ в конечном итоге обеспечат высокий уровень общей правовой культуры населения, внутринациональную солидарность народа, принятие себя источником власти в стране, чувство гражданской ответственности за происходящие в государстве события.

Наполненное вышеперечисленными качествами конституционное правосознание позволит достичь народу России внутринациональной солидарности и единства, что является мощным барьером от негативного воздействия внешних и внутренних угроз государственной безопасности.

Библиографический список

1. Безруков, А.В. Роль органов публичной власти и институтов общественности в обеспечении конституционного правопорядка в России : монография / А.В. Безруков. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2019.

2. Бондарь, Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека / Н.С. Бондарь // Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика : сборник статей. - М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2004.

3. Зорькин, В.Д. Буква и дух Конституции / В.Д. Зорькин // Российская газета. - 2018. -10 октября.

4. Исаков, В.Б. Конституция, по которой невозможно жить / В.Б. Исаков // Конституционный вестник. - 1994. - N 1.

5. Кондрашев, А.А. Пробелы в Конституции России: понятие, классификации и отграничение от смежных явлений / А.А. Кондрашев // Российский юридический журнал. - 2014. - N 2.

6. Титова, Е.В. К вопросу о структуре конституционного правосознания и его особенностях / Е.В. Титова //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». -2017. - Т. 17.

7. Шуберт, Т.Э. Конституционная безопасность: понятие и угрозы / Т.Э. Шуберт // Право. - 1997. - N 4.

8. Шуберт, Т.Э. Национальная безопасность России: конституционно-правовые аспекты. Сравнительно-правовое исследование / Т.Э. Шуберт // Право и закон. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.