Научная статья на тему 'Правовое обеспечение национальной безопасности РФ: основные направления, состояние и тенденции развития'

Правовое обеспечение национальной безопасности РФ: основные направления, состояние и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5606
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL SECURITY / LEGAL BASIS FOR NATIONAL SECURITY / LEVELS OF SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сексте Я.А., Ляпин И.Л.

Правовое обеспечение национальной безопасности представляет собой систему взаимосвязанных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of national security is a system of interrelated normative legal acts containing legal principles and norms aimed at the legal regulation of social relations in the field of national security of Russia in order to streamline, protect and develop them in accordance with social needs.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение национальной безопасности РФ: основные направления, состояние и тенденции развития»

УДК 342(47+57)

Я. А. Сексте, И. Л. Ляпин

Правовое обеспечение национальной безопасности РФ: основные направления, состояние и тенденции развития

Правовое обеспечение национальной безопасности представляет собой систему взаимосвязанных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями.

Legal support of national security is a system of interrelated normative legal acts containing legal principles and norms aimed at the legal regulation of social relations in the field of national security of Russia in order to streamline, protect and develop them in accordance with social needs.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, национальная безопасность, правовая основа обеспечения национальной безопасности, уровни безопасности.

Key words: The national security strategy of the Russian Federation; national security; legal basis for national security; levels of security.

В современных условиях обеспечение национальной безопасности государства зависит не только от силового потенциала страны, но и от таких факторов, как развитие экономических показателей; конкурентоспособность страны и ее место в системе международного разделения труда; благосостояние ее граждан и лиц, проживающих на ее территории; доверие и поддержка действий властей со стороны гражданского общества; экология и демографические показатели. Безопасность современного государства зависит от многих обстоятельств, которые необходимо рассматривать в их тесном взаимодействии. Одним из важнейших факторов обеспечения современной и жизнеспособной системы национальной безопасности страны является формирование правовой системы национальной безопасности. От того, насколько правовая система способна отражать интересы конкретной

© Сексте Я. А., Ляпин И. Л., 2019

личности, общества в целом и конкретных общественных групп, представителей властных элит зависит жизнеспособность всей системы безопасности страны.

Современная система обеспечения национальной безопасности РФ столкнулась с масштабными вызовами и угрозами, преодолеть которые возможно только во взаимодействии всех ветвей власти и гражданского общества. Международные отношения на современном этапе вступили в стадию турбулентности с непредсказуемым результатом. Затянувшийся украинский кризис и участие России в деле обеспечения собственной безопасности в этом регионе, возвращение Крыма в состав России и последующая санкци-онная политика стран Европы, США и других участников открыли новую страницу конфликта «холодной войны» между нашими странами. Негативные процессы в сфере внешней безопасности России усугубились и внутренними проблемами.

Профессор Г.Н. Нурышев, рассуждая на тему угроз жизненно важным интересам нашей страны, особенно подчеркивал проблему экономического кризиса, «который может негативно отразиться на безопасности всего государства и общества» [7, с. 126-129].

Продолжается наступление на нашу страну в сфере высоких спортивных достижений, которое выразилось в политике лишения спортсменов из России олимпийских медалей, наград других международных соревнований, а в декабре 2017 г. олимпийской сборной запретили участвовать в зимней олимпиаде в Пхенчхане (Южная Корея) под национальным флагом. Это проблема остается открытой в связи с продолжающейся санкционной политикой, направленной против российских государственных, общественных и экономических структур.

В.В. Ломакин отмечает, что «новой реальностью стали информационные конфликты, угрозы кибератак на банковские и иные коммерческие и некоммерческие структуры» [6, с. 28]. Известные российские политологи В.Н. Когут и Г.Н. Нурышев констатируют, что Россия практически полностью вынуждена была развернуться к новым азиатским партнерам, сменить экономическую и политическую ориентацию, активнее сотрудничать по всем экономическим и стратегическим направлениям в рамках таких организаций, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС [4, с. 14-15].

Эти вызовы внешней и внутренней безопасности подтолкнули российскую политическую элиту к пересмотру концептуальных основ обеспечения национальной безопасности РФ. В 2014-2015 гг., после начавшихся событий на Украине, вхождения Крыма в состав России, введения европейскими

74

странами и США санкций против России, активного участия российской стороны в урегулировании сирийского кризиса, Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 вводится новая Стратегия национальной безопасности РФ. Этот документ является поправкой к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Новая концепция национальной безопасности стала антикризисным доктринальным документом, на основе которого выстраивается концептуально-правовая основа системы национальной безопасности РФ [7, с. 56].

М.И. Кротов и В.И. Мунтиян постарались четко воспроизвести стратегические цели обеспечения национальной безопасности РФ: «развитие экономики страны и обеспечение экономической безопасности; создание условий для развития личности; гражданского общества и реального правового государства; переход экономики на новый уровень технологического развития; вхождения России в число стран - лидеров по объему и темпам роста валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [8, с. 16].

Совместной прерогативой общества и государства стал вопрос обеспечения национальной безопасности РФ. Но пока достаточно медленно происходит делегирование некоторых полномочий по обеспечению безопасности от государственных структур к негосударственным (общественным организациям).

Ю.И. Авдеев делает закономерный вывод, что «правовое обеспечение национальной безопасности РФ представляет собой систему взаимосвязанных нормативных правовых актов, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности страны с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями» [2, с. 119].

Правовую основу обеспечения национальной безопасности России на законодательном уровне составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и иные федеральные законы [1, с. 284].

Для формирования правовой основы обеспечения национальной безопасности страны особо важное значение придается федеральным законам, которые имеют высшую юридическую силу и общенациональный характер.

Так, например, действующий Федеральный закон от 15 декабря 2010 г. №390-Ф3 «О безопасности» закрепил правовую базу обеспечения национальной безопасности страны, систему безопасности и ее функции, определил субъектов, силы и средства обеспечения безопасности, установил систему контроля и надзора за их деятельностью. Тем не менее, ряд авторов

75

критикуют некоторые положения этого нормативно-правового акта, считая, что его следовало бы назвать законом «об органах безопасности», так как многие положения стали более расплывчатыми по сравнению с законом «О безопасности» 1992 г. (на сегодняшний день не имеет юридической силы).

Несмотря на концептуально-правовую определенность закона «О безопасности», необходимо помнить, что для обеспечения необходимого уровня безопасности страны требуется проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, соответствующих интересам личности, общества и государства. Основу правового регулирования обеспечения национальной безопасности составляют нормы конституционного (государственного), административного, гражданского, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права.

С национальным законодательством страны тесным образом связана система международных правовых актов, которые включают в себя межгосударственные договоры, соглашения в сфере обеспечения национальной безопасности.

Мы видим, что в условиях ухудшения военно-политической обстановки в мире, в связи с проблемой продолжения антироссийских санкций, руководству нашей страны приходиться зеркально реагировать на внешние вызовы и угрозы безопасности, в том числе ставить национальное законодательство в некоторых случаях выше международных принципов. Но для некоторых «западных партнеров» России подобный опыт не является чем-то предосудительным. Особенно это практикуется, когда некоторые международные нормативно-правовые акты, договоры и принципы нарушают основы национальной безопасности страны. Можно, например, вспомнить договор о ДРСМД, из которого США выходят в одностороннем порядке, обвиняя Россию в нарушении основ этого международного договора, фактически навязывая нашей стране новую «гонку вооружений».

Правовая основа обеспечения национальной безопасности должна быть построена таким образом, чтобы способствовать регулированию общественных отношений, обеспечивая безопасность личности, общества и государства. А это возможно лишь при условии соответствия национального законодательства в сфере безопасности потребностям в защите интересов личности, общества и государства, а также при отсутствии противоречий в правовой системе государства.

А.А. Ковалев напоминает, что к компетенции государственных органов власти, входящих в систему национальной безопасности России, относятся следующие функции: «выявление внешних и внутренних угроз безопасности России в различных сферах жизни общества; своевременное информационное обеспечение общественных групп об этих угрозах; предупреждение угроз; противодействие этим угрозам; осуществление соответствующих функций в сфере обеспечения национальной безопасности государственных и иных органов в пределах своих полномочий; координация работы межгосударственной и межведомственной структур по ряду направлений борьбы с особо опасными угрозами» [5, с. 27].

Сложно не согласиться с Ю.И. Авдеевым, что современное состояние правового обеспечения национальной безопасности России «характеризуется определенным несовершенством законодательства в данной сфере, некоторой разобщенностью субъектов ее обеспечения, дублированием их отдельных функций, недостаточным уровнем взаимодействия и координации их деятельности» [2, с. 113-114].

Основными направлениями совершенствования правового регулирования должно стать решение следующих проблем: 1) на концептуально-правовом уровне - систематизация нормативных правовых актов по отраслям права и их экспертиза на предмет соответствия Стратегии национальной безопасности РФ и Федеральному закону «о Безопасности»; 2) разработка планов нормотворческой деятельности в целях устранения выявленных недостатков.

По мнению Ю.И. Авдеева, в сфере конституционного права «необходимо обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ» [2, с. 114-115]. Одной из главных проблем остается несоответствие уровней развития регионов нашего государства. Часть субъектов РФ остаются дотационными и депрессивными регионами страны. А эта проблема может быть решена только посредством слаженной работы и законодательной инициативы органов власти федерального и регионального значения.

Тем не менее, работа по совершенствованию системы национальной безопасности РФ имеет перманентный характер. Не перестают совершенствоваться методы обеспечения и проверки готовности всей системы отражать вызовы и угрозы безопасности личности, общества и государства. По мнению И. Б. Кардашевой, «ни в одной стране мира не существует совершенно полного и исчерпывающего законодательства о безопасности» [3, с. 18].

Безусловно, правовая основа организации и функционирования системы обеспечения национальной безопасности неразрывно связана с процессом социально-экономического и политического развития страны.

Структура этой системы и эффективность ее функционирования находятся под прямым, а также косвенным воздействием самых различных явлений и процессов, внешних и внутренних факторов, которые оказывают существенное влияние на организацию национальной безопасности и ее обеспечение.

Необходимо понимать, что только от слаженной работы всех ветвей власти совместно с институтами гражданского общества по реальному воплощению принципов, целей и задач национальной безопасности будет зависеть безопасное и динамичное развитие России в будущем.

Список литературы

1. Братановский С.Н. Конституционное право [Электронный ресурс]: учеб.

- Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. - C. 284 - 2227-8397.

- URL: http://www.iprbookshop.ru/9007.html

2. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: моногр. / Ю.И. Авдеев [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - С. 119-120.

3. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности: учеб. пособие.

- М.: Всерос. гос. ун-т юстиции (РПА Минюста России), 2015. - 136 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/43226.htmI.

4. Когут В.Г., Нурышев Г.Н. Евразийское пространство: современные геополитические вызовы и угрозы // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - СПб., 2017. - № 2-2(18). - С. 14-16.

5. Ковалев А.А. Участие национальной гвардии России в обеспечении военной безопасности // Управленческое консультирование. - 2016. - № 1. - С. 27.

6. Ломакин В.В., Карпов А.В. Деятельность органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности в сфере межнациональных отношений, защиты прав и свобод российских граждан: моногр. - М.: Дашков и К, 2016. - С. 28.

7. Нурышев Г.Н. Национальная безопасность России: современные вызовы на юге страны // Национальная безопасность и стратегическое планирование. -2016. - № 1(13). - С. 126-129.

8. Сексте Я.А. Развитие концептуально-правовых основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Ленингр. юрид. журн. - № 3(53).

- СПб., 2018.

9. Экономическая безопасность России. Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. - СПб.: Рост, 2016. - C. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.