Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-107-111 NIION: 2003-0059-2/22-228 MOSURED: 77/27-003-2022-02-427
Совершенствование деятельности специализированных органов по обеспечению национальной безопасности в России на основе использования
положительного опыта зарубежных стран
Татьяна Владимировна Кикоть-Глуходедова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Рассматривается положительный зарубежный опыт для совершенствования деятельности специализированных органов по обеспечению национальной безопасности. Изучение опыта зарубежных стран, системный анализ организации деятельности органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, позволяет учесть как положительные стороны, так и сделать выводы о недопустимости и невозможности применения зарубежного опыта.
Ключевые слова: система обеспечения национальной безопасности, национальные интересы, национальное законодательство, силы и средства обеспечения национальной безопасности
Для цитирования: Кикоть-Глуходедова Т. В. Совершенствование деятельности специализированных органов по обеспечению национальной безопасности в России на основе использования положительного опыта зарубежных стран // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 107-111. о^/10.24412/2073-0454-2022-2-107-111.
Original article
Improving the activities of specialized bodies for ensuring national security in Russia based on the use of positive experience of foreign countries
Tatyana V. Kikot'-Glukhodedova
Moscow University of the Ministry of Internal Affirs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The positive foreign experience for improving the activities of specialized bodies for ensuring national security is considered. The study of the experience of foreign countries, a systematic analysis of the organization of the activities of the bodies included in the national security system, allows us to take into account both the positive aspects and draw conclusions about the inadmissibility and impossibility of applying foreign experience.
Keywords: national security system, national interests, national legislation, forces and means of ensuring national security
For citation: Kikot'-Glukhodedova T. V. Improving the activities of specialized bodies for ensuring national security in Russia based on the use of positive experience of foreign countries. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):107-111. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-107-111.
В современном мире перед каждым государством стоит задача обеспечения национальной безопасности в своей стране. Деятельность государства направлена на осуществление национальной идеи, защиту национальных интересов, прав и свобод человека и гражданина. Во всех странах мира с древнейших времен и по настоящее время этим вопросам уделяется особенное внимание.
Уже в третьей четверти XVIII в. обеспечение сво-© Кикоть-Глуходедова Т. В., 2022
боды и безопасности граждан, их равенство перед законом без учета их сословных различий, и в этом принципиальная разница буржуазного государства по сравнению с феодальным государством, законодательно признавалось одной из важнейших обязанностей государства в Великобритании, Голландии, США и Франции.
Проведенный анализ генезиса и эволюции сложного философского феномена и одновременно важной
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
правовой категории — понятия «безопасность» показал, что этот междисциплинарный категориальный научный термин, имеющий крайне важное практическое значение был подвергнут всестороннему системному анализу на основе комплексного подхода в различных научных трудах, специализирующихся на данной проблеме зарубежных и российских ученых. При этом в Западной Европе проблемы обеспечения безопасности государства подвергались научному анализу уже с первой четверти XVIII в., а в России со второй половины XIX в.
Если до 1917 г. при научном освещении проблем обеспечения безопасности личности и государства российские ученые ни в чем не уступали зарубежным, то в советский период было допущено известное отставание, которое было успешно преодолено в результате напряженной работы в постсоветский период.
За это время в Российской Федерации в короткие сроки была успешно проведена большая и напряженная работа по преодолению этого отставания отечественных ученых и законодателей по проблеме обеспечения безопасности государства. Ее итогом стало принятие 05.03.1992 Закона «О безопасности», в котором российские парламентарии впервые дали следующее определение: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст. 1).
В Законе «О безопасности», принятом в Российской Федерации в декабре 2010 г., законодателем достаточно подробно раскрывается содержание деятельности государственных органов РФ по ее обеспечению, регламентируются их функции, задачи и полномочия в этой сфере1.
Проведенный анализ позволяет с уверенностью сказать, что на сегодняшний день законодательное обеспечение деятельности органов государства, обеспечивающих его безопасность, необходимым правовым инструментарием на основе демократических принципов функционирования правового государства в нашей стране в целом успешно завершено. Имеющаяся в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовая база обеспечения безопасности соответствует самым высоким мировым демократическим стандартам, но, безусловно, нуждается в систематическом обновлении и совершенствовании, так как феномен безопасности столь сложен, многогранен, динамичен и противоречив, что его периодическая законодательная корректировка научно детерминирована.
В Российской Федерации научная разработка проблем обеспечения национальной безопасности активно возобновилась. Ее результаты легли в основу доктри-нальных официальных документов, имеющих крайне важной значение для обеспечения национальной безопасности Российского государства, впервые принятых и официально опубликованных в истории страны: Фе-
1 См.: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
дерального закона «О безопасности»; Ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; Указ президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2 и другие.
В этих документах, в отличие от законодательства США, Великобритании, ФРГ, Австрии, Франции, Италии и Испании, не только дается четкое определение национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности, но и закрепляются иные важные терминологические и научные понятия: «национальные интересы»; «угроза национальной безопасности»; «стратегические национальные приоритеты» и др.
Имеющееся в настоящее время у Российской Федерации, по сравнению с США и их союзниками по НАТО, преимущество в качестве наличия правового инструментария по различным аспектам обеспечения национальной безопасности следует развивать и непрерывно совершенствовать.
Этой цели будет, несомненно, способствовать принятие парламентом России нового федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации», в котором кроме понятийного аппарата, функций и задач государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность России, будут впервые официально закреплены зоны жизненно важных национальных интересов России.
Публичное обсуждение и утверждение этого закона в Государственной Думе и Совете Федерации позволит не только консолидировать все передовые достижения российских ученых и практических работников в области обеспечения национальной безопасности в более совершенный системообразующий законодательный акт, но и с учетом современной международной обстановки, когда Россия впервые с момента окончания холодной войны стала объектом беспрецедентного экономического и политического давления со стороны США и их союзников, существенно облегчит политическому руководству России отстаивание ее национальных интересов на международной арене.
Изучение опыта зарубежных стран, системный анализ организации деятельности органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности, позволит нам учесть как положительные стороны, так и сделать выводы о недопустимости и невозможности применения отдельных моментов, издержек правового регулирования работы таких органов.
Важное значение занимает международное сотрудничество в сфере обеспечения национальной
2 См.: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»; Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»; Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 13.06.1996; Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 02.07.2021№ 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
безопасности. Особое внимание уделяется осуществлению его как на двустороннем, так и на многостороннем уровне (по линиям ООН, Интерпола, СНГ, ШОС, БРИКС, а также в рамках других международных организаций) по основным направлениям деятельности органов, входящих в систему обеспечения национальной безопасности.
В рамках международного сотрудничества осуществляется информационный обмен, проводятся скоординированные международные полицейские операции, профилактических, оперативно-разыскных и следственных мероприятий, исполняются международные следственные поручения и запросы в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам, а также активизируется взаимодействие рабочих групп по координации оперативного взаимодействия в сфере борьбы с транснациональной преступностью, экстремизмом и терроризмом.
Также необходимо отметить роль изучения общественного мнения в вопросах ощущения у населения безопасности от преступных посягательств и доверия сотрудникам полиции и других, проводимых на постоянной основе различными социологическими службами. По данным проведенных опросов, за последние годы выросла доля россиян, довольных работой полиции и отмечающих рост уровня обеспечения безопасности личности.
Научно проработанные изменения организационной структуры сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которые без увеличения нагрузки на бюджет позволят оптимизировать деятельность всей системы обеспечения национальной безопасности страны и повысить ее эффективность, уже стали предметом внимания зарубежных специалистов. Они серьезно рассматриваются в настоящее время во Франции.
До этого при проведении реформ в системе обеспечения национальной безопасности США и Великобритании (создание Министерства внутренней безопасности в США и управления по борьбе с организованной преступностью в составе МВД Великобритании) американскими и британскими специалистами также активно учитывался и использовался отечественный опыт функционирования КГБ и МВД СССР.
В любом государстве стабильной, устойчивой и эффективной может быть лишь та социальная система, которая поддерживается большинством населения и у которой система власти выстроена на основе свободного волеизъявления граждан в строгом соответствии с общепризнанными принципами правового государства, не только закрепленными в конституции и законах конкретной страны, но и реально выполняющимися в практической жизни.
Гарантия легитимности власти, эффективного функционирования механизма обеспечения национальной безопасности государства зависит исключительно от мнения избирателя с учетом периодического
обновления на основе свободных, всеобщих, прямых и тайных выборов при обязательном участии нескольких кандидатов как от правящей партии, так и от оппозиции, и на пост главы государства, и в парламент страны, и в местные органы самоуправления.
Существующие в настоящее время различные организационные структуры системы обеспечения национальной безопасности любого государства являются результатом его длительного эволюционного исторического развития. Все компоненты такой системы возникали, развивались и видоизменялись в процессе расширения государством сферы своей деятельности, они синхронно эволюционировали вместе с ним.
Для комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры системы обеспечения национальной безопасности современного демократического государства, характерна хорошо продуманная поэтапность в реорганизации, обусловленная появлением новых внешних или внутренних угроз, позволяющая не только сохранить преемственность, но и обязательно повысить эффективность в деятельности всех компонентов системы. Поиск наиболее эффективной модели системы обеспечения национальной безопасности осуществляется постоянно во всех федеративных и унитарных государствах вне зависимости от выбранной ими системы правления.
При этом роль и место вооруженных сил, полиции, жандармерии, разведки и контрразведки — ключевых силовых компонентов системы обеспечения национальной безопасности, а также сама ее структура может существенно отличаться в силу наличия значительных исторических различий между демократическими странами в мире. Эти отличия наиболее ярко проявляются в организационной структуре системы обеспечения внутренней безопасности государства.
То, что некоторые страны избегают из-за угрозы стать полицейским государством, на пример, для США характерно наличие множества различных видов федеральных полицейских сил и спецслужб, конкурирующих друг с другом и организационно входящих в разные министерства — обороны, внутренней безопасности, энергетики, юстиции и финансов, другими странами рассматривается как соответствие демократическим принципам, как во Франции, Италии, Испании, ФРГ, Австрии и многих других странах весь силовой блок сосредоточен в структурах двух министерств — обороны и внутренних дел.
При этом практически одинаковы взгляды политического руководства и специалистов по различным аспектам обеспечения национальной безопасности США и стран ЕС на функции и организационно-правовые принципы деятельности различных элементов системы обеспечения национальной безопасности, а также на характер их применения в случае обострения ситуации в стране и мире.
Стратегия тотального доминирования по всем важным вопросам мирового устройства, столь харак-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
терная для современных США, сопровождается массированной обработкой мирового общественного мнения для достижения поставленных целей.
Между тем в конституциях всех вышеперечисленных стран содержится прямой запрет на цензуру, свобода слова является одним из основополагающих конституционных принципов любого демократического государства, налицо попрание этих принципов США и их союзников.
Организационная структура и особенности деятельности субъекта управления (система обеспечения национальной безопасности государства и ее компонентов) в полном объеме зависят от объекта управления — высших органов государственной власти страны и реализуемой ими политики.
За прошедших после окончания холодной войны лет характерно снижение военных расходов и численности вооруженных сил во всех странах НАТО, но при этом даже в условиях экономического кризиса численность органов разведки и контрразведки, полиции и жандармерии не сокращается, а растет.
Рост полицейского и жандармского аппарата в Западной Европе, а также полиции и Национальной гвардии в США, объясняется стремлением как правящих, так и оппозиционных партий этих государств обеспечить стабильность в обществе в условиях экономического кризиса, не допустить повторения терактов уже имевших место в начале нынешнего столетия (США, Великобритания, Испания, Франция, Бельгия, ФРГ), исключить создание благоприятных условий для развития в условиях демократии радикальных политических сил по всему политическому спектру, в том числе и исламских экстремистов.
При этом неуклонно растет бюджетное финансирование и численность структур, ответственных за борьбу с терроризмом, электронный шпионаж и криптографию, особенно в США. Бюджет ФБР — головного ведомства по борьбе с терроризмом в США за прошедшие года существенно вырос, а численность личного состава увеличилась вдвое; электронным шпионажем и криптографией в США занимается формально входящее в состав Министерства обороны, а по сути, самостоятельное структурное подразделение, глава которого назначается лично Президентом США, Агентство национальной безопасности (АНБ). В Великобритании — Центр правительственной связи ^СН^, глава которого подчиняется только Премьер-министру. Антитеррористический бюджет спецслужб Великобритании за последние года вырос более чем в 3,5 раза1.
Приоритетное значение во всех ведущих странах мира уделяется разработке новых технологий для более эффективного обеспечения национальной безопасности в сфере борьбы с преступностью. Достижения
науки активно используются в данной области, и, соответственно, в структурах полицейских органов и спецслужб широко создаются новые специализированные технические подразделения для борьбы с ки-берпреступностью, научные лаборатории по сбору и хранению баз данных ДНК и др.
Например, Великобритания является чемпионом среди государств Европы по плотности применения средств электронного наблюдения за безопасностью в городах и объектах транспортной системы. В среднем лондонец за сутки в объективы видеокамер попадает не менее 300 раз (москвич чуть более 100 раз); с 1984 г. в стране организован сбор ДНК у преступников, который хранится в едином национальном банке данных.
В США национальный банк данных ДНК существует с 1989 г. ДНК обязательно берется у всех арестованных.
Создание национального банка данных ДНК в нашей стране и дактилоскопия населения России позволит более эффективно бороться с преступностью и обеспечит суды надежной доказательной базой. Следует учесть мировой опыт и положительный опыт Беларуси и поэтапно изыскать для этого необходимые средства2.
Для совершенствования деятельности специализированных органов, обеспечивающих национальную безопасность в России, необходимо с использованием приемлемых для нашей страны соответствующих правовых решений США разработать меры по административно-правовому обеспечению перспективной практики идентификации личности при помощи геномных банков данных ДНК и радужной оболочки глаза человека, которая может существенно сократить специализированным государственным органам России время на идентификацию личности в целях обеспечения национальной безопасности. Лишь опережающая разработка административно-правового механизма реализации указанных научно-технических методов и его апробация позволят принять всесторонне взвешенное решение о возможности или нецелесообразности применения такой практики в правовой системе России.
Важной отличительной чертой организационной структуры Министерства обороны США и МВД Великобритании является наличие структурных подразделений, которые отвечают за широкое использование частных военных компаний и частных охранных предприятий при решении таких вопросов, которые всегда в остальных странах мира решаются исключительно государственными органами.
В частности, США активно используют частные военные компании и их сотрудников (бывших военнослужащих, полицейских и сотрудников спецслужб) при подготовке национальных военных и полицей-
1 См. Кикоть-Глуходедова, Т. В. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в России, США и странах Европы : сравнительное исследование : дис. доктора юридических наук : 12.00.14.
2 См. Кикоть-Глуходедова, Т. В. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в России, США и странах Европы : сравнительное исследование : дис. доктора юридических наук : 12.00.14.
ских кадров в Ираке, Афганистане, Колумбии и других странах Латинской Америки.
В структуре Министерства обороны США создано и с 1996 г. успешно функционирует специальное управление, которое не только отвечает за взаимодействие с частными военными компаниями по вопросам подготовки кадров для полиции и вооруженных сил, но и уполномочено от лица правительства США заключать с ними контракты на многие миллиарды долларов для организации работы с государственными структурами Колумбии, Мексики, других стран Латинской Америки и Афганистана по борьбе с наркобизнесом. Этот опыт интересен и нуждается в подробном изучении, так как может быть в отдельных аспектах полезен и для нас1.
Правительство США выигрывает от использования частных военных компаний за рубежом: во-первых, экономятся значительные бюджетные деньги, так как в случае гибели или ранения при решении служебных задач сотрудников частных военных компаний расходы несет руководство фирмы, а не государство; во-вторых, сотрудники частных военных компаний зачастую действуют более эффективно, чем военнослужащие, так как не столь озабочены строгим соблюдением закона при решении служебных задач и могут себе позволить определенные нарушения, которые не могут допустить военнослужащие или сотрудники спецслужб США из-за возможной огласки и ущерба для имиджа страны; в-третьих, решая за рубежом в своих национальных интересах внешнеполитические задачи, правительство США имеет в лице частных военных компаний серьезный и довольно эффективный инструмент для вмешательства во внутренние дела суверенного государства, формально не имея к этому вмешательству никакого отношения; в-четвертых, оптимально решается проблема трудоустройства бывших военнослужащих, полицейских и сотрудников спецслужб; в-пятых, частные военные компании платят немалые суммы в бюджет в виде налогов, что также очень важно.
В структуре МВД Великобритании создан специальный отдел центра прикладных наук и технологий, который занимается взаимодействием с частны-
1 См. Кикоть-Глуходедова, Т. В. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в России, США и странах Европы : сравнительное исследование : дис. доктора юридических наук : 12.00.14.
ми охранными фирмами и продвижением на экспорт их инновационных продуктов в сфере безопасности. Эти формы и методы работы с частными охранными структурами представляют несомненный перспективный интерес для МВД России и Росгвардии особенно в условиях экономического кризиса и определенных бюджетных ограничений.
В структуре Вооруженных сил США на постоянной основе с 1969 г. (времени массовых протестов против войны во Вьетнаме) функционирует специальный директорат по борьбе с массовыми беспорядками, который тесно координирует свою деятельность с Бюро Национальной гвардии и полицейскими органами субъектов федерации. Военнослужащие этого структурного подразделения заблаговременно готовят всю необходимую документацию (карты местности и соответствующие планы) для оперативного использования частей и подразделений Вооруженных сил для пресечения возможных массовых беспорядков и решения иных внутригосударственных задач.
В структуре МВД Италии и Великобритании созданы отдельные службы по борьбе с организованной преступностью. В Италии в работе службы «Антимафия» МВД на постоянной основе участвуют представители карабинеров и финансовых гвардейцев. В остальных странах подразделения по борьбе с организованной преступностью осуществляют свою деятельность в составе служб криминальной полиции.
Следует настойчиво продолжать работу по внедрению достижений науки в правоохранительную деятельность: устанавливать системы видеонаблюдения последнего поколения во всех крупных городах России, всемерно расширять базы данных образцов ДНК и законодательно закрепить дактилоскопию взрослого населения Российской Федерации (здесь весьма поучителен опыт Республики Беларусь). Это не только позволит резко повысить результативность работы правоохранительных органов РФ в области раскрываемости преступлений, но и даст возможность исключить возможные судебные ошибки.
Именно широкое внедрение систем видеонаблюдения, баз данных ДНК и дактилоскопии позволило правоохранительным органам США, Франции и Бельгии достаточно быстро раскрыть преступления и задержать виновных в совершении терактов в Бостоне, Париже и Брюсселе.
Информация об авторе
Т. В. Кикоть-Глуходедова — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author T. V. Kikot'-Glukhodedova — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 11.04.2022. The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 11.04.2022.