УДК 354:351.746.1(73)
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя),
e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В США
Реферат: в статье анализируются организационные основы деятельности специализированных государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность США; отмечается, что такие органы составляют основу потенциала национальной безопасности США, их организационная структура напрямую зависит от государственного устройства США, а также имеющихся особенностей исторического развития и правовой культуры населения страны.
Уделяется внимание органам исполнительной власти США, так как именно они выполняют основной объем работы в рассматриваемой сфере. Вместе с тем вклад в обеспечение национальной безопасности законодательной и судебной ветвей власти государства не менее значим, просто он более универсален - особой разницы в функционировании этих ветвей власти в разных государствах нет.
Рассматриваются особенности организации системы обеспечения национальной безопасности США.
Ключевые слова: система обеспечения национальной безопасности, внутренняя и внешняя безопасность государства, органы государственной власти, государственное устройство, США.
Сточки зрения правосубъектности в системе обеспечения национальной безопасности (СОНБ) абсолютно любого государства можно выделить три группы государственных органов:
1. Определяющие и реализующие политику обеспечения национальной безопасности государства.
2. Специализированные государственные органы, главная задача которых - непосредственное обеспечение национальной безопасности.
3. Содействующие (вспомогательные) государственные органы, которые в процессе своей деятельности содействуют специализированным государственным органам в обеспечении национальной безопасности.
Соединенные Штаты традиционно отличаются множественностью структур в системе органов исполнительной власти, отвечающих за внешнюю и, особенно, за внутреннюю безопасность в стране.
США первыми в мире еще в 1947 г. приняли Закон «О национальной безопасности», в соответствии с которым предусмотрено создание специального ключевого органа - Совета национальной безопасности - высшего надведомственного государственного органа, рассматривающего все стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности страны. Состав его участников, структура Совета и порядок его деятельности находятся в исключительной компетенции президен-
© Кикоть-Глуходедова Т. В., 2016
та США. Работу аппарата Совета возглавляет назначаемый президентом помощник президента США по национальной безопасности [1, с. 142].
Решения Совета оформляются директивой или исполнительным приказом президента США и являются обязательными для всех.
Основными специализированными федеральными государственными органами, обеспечивающими национальную безопасность в США, являются: Государственный департамент, Министерство обороны, Министерство внутренней безопасности, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство энергетики.
Важное место в администрации президента США занимает пост государственного секретаря (так в США называют министра иностранных дел). Возглавляемый им Государственный департамент США (аналог министерства иностранных дел) реализует на практике внешнеполитический курс главы государства и Конгресса. В структуре данного ведомства имеется свое разведывательное и аналитическое подразделение, обобщающее информацию (по внешнеполитическим вопросам) с последующим докладом госсекретарю.
Министерство обороны США - самое мощное, многочисленное и затратное министерство, составляющее основу военной мощи США и отвечающее за реализацию задач по обеспечению как внешней, так и внутренней безопасности страны,
которое возглавляет министр обороны (только гражданское лицо), назначаемый президентом с согласия Сената. Высшим постом в министерстве обороны, возглавляемым профессиональным военным, является должность председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) - именно он с помощью начальников штабов видов вооруженных сил, коменданта морской пехоты и Объединенного штаба осуществляет постоянное профессиональное руководство и непосредственное оперативное управление вооруженными силами.
Министру обороны, кроме его аппарата, непосредственно подчиняются министры видов вооруженных сил (армии, ВВС, ВМС) - только гражданские лица, которые назначаются президентом страны с согласия Сената и осуществляют административное управление видами вооруженных сил с помощью начальников штабов - профессиональных военных, которые входят по должности совместно с комендантом морской пехоты в ОКНШ.
Назначение на министерские посты в вооруженные силы Соединенных Штатов исключительно гражданских лиц - давняя политическая традиция. Так гражданское общество страхуется от возможного незаконного вмешательства военных в политическую жизнь. Одновременно это и важная антикоррупционная мера.
Таким образом, административное управление (боевая подготовка личного состава и закупка вооружения и техники) осуществляется министерствами армии (сухопутные войска), ВВС и ВМС, а оперативное управление (руководство боевыми действиями) возлагается на объединенные командования вооруженных сил, созданных по функциональному или территориальному принципу [2, с. 126-127, 177].
В составе центрального аппарата Министерства обороны на правах самостоятельного структурного подразделения функционирует Разведывательное управление (РУМО), а в министерствах армии, ВВС и ВМС - разведывательные управления этих ведомств, которые осуществляют военную и техническую разведку по направлениям деятельности.
Министерство обороны наряду с Государственным департаментом и Министерством внутренней безопасности является одним из головных ведомств в борьбе с наркотерроризмом. С этой целью в структуре центрального аппарата министерства создана новая должность - помощник заместителя министра обороны по борьбе с наркотиками и глобальными угрозами. Ему подчиняется специально созданное по инициативе президента Б. Клинтона в 1996 г. Управление контрнаркотической программы Министерства обороны США [3, с. 42, 48].
Кроме того, в структуре штаба армии функционирует на постоянной основе специальный орган -Директорат по борьбе с гражданскими беспорядками [4, с. 14]. Совместно с Бюро национальной гвардии, которое также является структурным подразделением штаба армии, военнослужащие этого директората обеспечивают организацию непрерывного взаимодействия с правоохранительными органами федерации и штатов с целью оказания им необходимой помощи, если ресурсов гражданских властей будет не хватать и ситуация окажется критической.
Необходимый правопорядок в вооруженных силах США обеспечивает корпус военной полиции - в каждой дивизии имеется рота военной полиции.
Агентство национальной безопасности (АНБ) -самостоятельное структурное подразделение Министерства обороны и одновременно самая закрытая и великолепно технически оснащенная специальная служба США. Его руководитель (профессиональный военный) назначается президентом США с согласия Сената. Задача этой спецслужбы -шифровка и дешифровка, техническая и электронная разведка, а также криптографическое обеспечение деятельности правительственных органов США. Многое из деятельности этой специальной службы стало известно широкой мировой общественности благодаря скандальным разоблачениям Эдварда Сноудена, но сам за себя говорит бюджет АНБ -последние три года он стабильно превышает 10 миллиардов долларов, а ведь еще есть и закрытые (секретные) статьи.
Центральное разведывательное управление (ЦРУ) - орган политической разведки, созданный для проведения тайных операций за пределами страны. Директор ЦРУ назначается президентом США с согласия Сената, и он же, как правило, одновременно является директором Центральной службы разведки - недавно созданного органа, призванного координировать усилия многочисленных разведывательных подразделений различных ведомств: Госдепартамента, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства финансов и Министерства энергетики.
После терактов 11 сентября 2001 г. было создано Министерство внутренней безопасности. Это была самая масштабная и теперь уже, как показало время, успешная реформа спецслужб за всю историю США, проведенная с явным учетом опыта деятельности как КГБ, так и МВД СССР.
После Министерства обороны Министерство внутренней безопасности (МВБ) - самое многочисленное и затратное министерство, которое состоит из 22 структурных подразделений - 14 из них занимаются обеспечением деятельности 8 бое-
вых структур, каждое из которых представляет собой самостоятельную службу, решающую задачи по обеспечению внутренней безопасности страны в конкретной сфере.
МВБ и все руководители указанных ниже его структурных подразделений назначаются президентом США с согласия Сената и, по сути, возглавляют относительно самостоятельные федеральные полицейские или специальные службы, но в рамках единого ведомства.
В настоящее время МВБ США состоит из следующих боевых служб:
- управление разведки и анализа, отвечающее за сбор, систематизацию и анализ любой информации, касающейся внутренней безопасности страны и поступающей от всех министерств и ведомств США;
- управление федеральной воздушной маршальской службы, обеспечивающее безопасность гражданских воздушных перевозок на территории Соединенных Штатов;
- служба береговой охраны, которая выполняет в полном объеме функции морской полиции, а также обеспечивает безопасность прибрежных морских коммуникаций и портов США. Ранее входила в состав Министерства транспорта;
- федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (ФЕМА) - ранее была самостоятельной службой и подчинялась непосредственно президенту США. По выполняемым функциям и задачам -полное подобие российского МЧС;
- управление по борьбе с наркотиками (ДЕА) -ранее входило в состав Министерства юстиции;
- секретная служба - ранее была в составе Министерства финансов, занимается борьбой с фальшивомонетничеством и подделкой государственных ценных бумаг, а также личной охраной президента США и иных высших должностных лиц страны;
- таможенное бюро - ранее входило в состав Министерства финансов, осуществляет реализацию таможенной политики на территории США;
- служба иммиграции и натурализации - ранее входила в состав Министерства труда, а затем -Министерства юстиции, осуществляет контроль за законностью въезда в США, выдает виды на жительство, обеспечивает надлежащий порядок натурализации и следит за законностью пребывания иностранцев на территории страны.
Следующим органом исполнительной власти в СОНБ США является Министерство юстиции, которое традиционно является одним из важнейших министерств в американском правительстве, а должность министра юстиции (Генерального атторнея) - одна из самых ответственных в сфере обеспечения внутренней безопасности страны.
Министр юстиции США является непосредственным руководителем трех мощных федеральных правоохранительных ведомств: Службы маршалов, Федерального бюро расследований (ФБР) и Федерального бюро тюрем (ФБТ). Возглавляют эти ведомства гражданские лица, которых назначает на должность президент страны с согласия Сената.
Служба маршалов обеспечивает охрану зданий федеральных судов, личную безопасность федеральных судей (а в случае необходимости присяжных, прокуроров, свидетелей и членов их семей), исполнение их решений, а также конвоирование подсудимых в ходе судебного процесса и после вынесения обвинительного приговора к месту отбывания наказания - в федеральную тюрьму.
Федеральное бюро тюрем осуществляет реализацию исполнения наказания за совершение федеральных преступлений по приговорам, вынесенным федеральными судами.
Всемирно известное ФБР США - федеральный правоохранительный орган, сочетающий в себе функции контрразведки, политической и уголовной полиции.
ФБР является головным ведомством среди многочисленных силовых органов исполнительной власти Соединенных Штатов по борьбе с терроризмом. Кроме того, ФБР является главным координатором как федеральных, так и штатных полицейских органов страны, а также многочисленных полицейских управлений городов и графств (округов) в борьбе с преступностью
В структуре Министерства финансов США имеются две федеральные полицейские службы, руководители которых также назначаются президентом страны с согласия Сената: Служба внутренних доходов и Бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (АТФ). Служба внутренних доходов (СВД) сочетает в себе функции налоговой полиции и обычной налоговой службы, собирающей налоги у законопослушных налогоплательщиков. Бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ осуществляет лицензионную деятельность на указанные товары, а также проводит расследования по фактам любых правонарушений в указанной сфере.
Следующим органом исполнительной власти в СОНБ является Министерство энергетики США, которое отвечает за получение и использование как в гражданских, так и в военных целях атомной энергии, получаемой из 100 атомных реакторов на 62 атомных станциях. Все полицейские органы, обеспечивающие охрану АЭС, подчиняются министру энергетики.
Мы рассмотрели организационную структуру федеральных органов исполнительной власти, не-
посредственно обеспечивающих национальную безопасность Соединенных Штатов. При этом следует иметь в виду, что важным компонентом, достаточно надежно дополняющим федеральные силы и в основном обеспечивающим внутреннюю безопасность страны, является следующий уровень -уровень субъектов федерации (штатов).
В соответствии с Конституцией США основную ответственность за обеспечение правопорядка на территории субъекта федерации несет правительство штата. 10-я поправка Билля о правах, принятая в 1791 г., гласит: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом». В связи с этим в конституциях и законах штатов, принятых во исполнение Основного Закона страны, всесторонне регламентируется порядок обеспечения внутренней безопасности штата.
Глава исполнительной власти штата - всенародно избранный населением субъекта федерации губернатор - обеспечивает исполнение федеральных законов и законов штата. Он является командующим частями и соединениями национальной гвардии, дислоцированными на территории штата. В случае необходимости губернатор имеет право вводить режим чрезвычайного положения в отдельных административных единицах штата или на всей его территории и привлекать к решению полицейских задач части Национальной гвардии.
Полицейская система штатов децентрализована и состоит из полицейских органов округов (графств), полиции городов и полиции штата.
Можно сделать вывод о том, что полицейская система США сознательно в наиболее возможной степени децентрализована и диверсифицирована с целью максимального приближения деятельности полиции к нуждам населения.
Несомненным достоинством исторически сложившейся в США полицейской системы является ее минимальная бюрократизация и максимально возможная ориентация на нужды населения на муниципальном уровне, а также организационная и финансовая самостоятельность многочисленных муниципальных полицейских агентств при сохра-
нении довольно жесткого контроля со стороны многочисленных федеральных полицейских органов и специальных служб за законностью их деятельности.
Диверсификация деятельности полицейских органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и муниципалитетов позволяет достаточно успешно бороться с коррупцией, в том числе в самих правоохранительных органах.
Пенитенциарная система Соединенных Штатов имеет специфические особенности, так как состоит из двух организационно и финансово независимых компонентов: федеральной пенитенциарной системы, возглавляемой Федеральным бюро тюрем Министерства юстиции США, и пенитенциарной системы субъектов федерации, возглавляемой начальником соответствующего департамента, который назначается губернатором штата. Во всех федеральных тюрьмах отбывают наказание заключенные, осужденные за совершенные преступления федеральными судами (их чуть более 10 % от всего количества тюремного населения страны). Содержатся они, впрочем, как и сотрудники, обеспечивающие их изоляцию, исключительно за счет федерального бюджета, а в тюрьмах штатов - за счет средств штата (осужденных судами штата чуть более 2 млн человек).
Таким образом, федеративное устройство предопределяет некую двухэтажность деятельности полицейской и пенитенциарной систем как важнейших элементов СОНБ США, обеспечивающих внутреннюю безопасность страны в полном объеме. Однако в случае необходимости к работе привлекаются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которые не только эффективно страхуют органы государственной власти субъекта федерации, но и обеспечивают необходимый уровень внешней безопасности страны.
В заключение отметим высокую эффективность функционирования органов исполнительной власти, входящих в СОНБ США, которая была бы невозможна без надлежащего финансирования и качественной работы органов законодательной власти и эффективной работы судебной системы.
Список литературы
1. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации : учеб. пособие / под общ. ред. Н. П. Патрушева. М., 2009. 256 с.
2. Бондяев Д. А., Кикоть-Глуходедова Т. В. Основы организации и деятельности вооруженных сил США во внутригосударственных операциях. М., 2012. 105 с.
3. Борьба с преступностью за рубежом : сборник. М., 2014. № 2. С. 37-40.
4. Бондяев Д. А. Правовые и организационные основы деятельности вооруженных сил по обеспечению внутренней безопасности США : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 31 с.
TATYANA VLADIMIROVNA KIKOT'-GLUHODEDOVA,
candidate of law sciences, associate professor, associate professor of constitutional right (Kikot Moscow university of the Ministry of the interior of Russia)
e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ACTIVITIES OF THE SPECIALIZED STATE BODIES ENSURING THE HOMELAND SECURITY IN THE USA
Abstract: in article organizational bases of activities of the specialized state bodies ensuring a homeland security of the USA are analyzed; it is noted that such bodies constitute a basis of potential of a homeland security of the USA, their organizational structure directly depends on a state system of the USA, and also the available features of historical development and legal culture of the population of the country.
The attention is paid to executive bodies of the USA as they carry out the main amount of work in the considered sphere. At the same time a contribution to ensuring national security of legislative and judicial branches of the power of the state we mean at least, just it is more universal - there is no special difference in functioning of these branches of the power in the different states.
Features of the organization of system of ensuring national security of the USA are considered.
Key words: system of ensuring national security, internal and external security of the state, public authorities, state system, USA.
References
1. Konstitucionno-pravovoj status Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Constitutional legal status of Security Council of the Russian Federation]. Under the editorship of N. P. Patrushev. Moscow, 2009. 256 р.
2. Bondjaev D. A., Kikot'-Gluhodedova T. V. Osnovy organizacii i dejatel'nosti vooruzhennyh sil SShA vo vnutrigosudarstvennyh operacijah [Bases of the organization and activities of armed forces of the USA in interstate transactions]. Moscow, 2012. 105 р.
3. Bor'ba s prestupnost'ju za rubezhom [Fight against crime abroad]. Moscow, 2014, vol. 2, рр. 37-40.
4. Bondjaev D. A. Pravovye i organizacionnye osnovy dejatel'nosti vooruzhennyh sil po obespecheniju vnu-trennej bezopasnosti SShA. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Legal and organizational basis of activities of armed forces for ensuring internal security of the USA. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 2011. 31 р.
© Kikot'-Gluhodedova T. V., 2016