Научная статья на тему 'Основы правовой регламентации деятельности системы обеспечения внутренней безопасности США'

Основы правовой регламентации деятельности системы обеспечения внутренней безопасности США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / США / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE U.S. / INTERNAL SECURITY / THE LEGAL REGULATION OF INTERNAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кикоть-глуходедова Т. В.

В статье дается обзор и характеристика нормативных правовых актов США, регулирующих деятельность системы внутренней безопасности США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of legal regulation of activities of the system of internal security of USA

The article gives an overview and description of U.S. laws and regulations governing the activities of internal security.

Текст научной работы на тему «Основы правовой регламентации деятельности системы обеспечения внутренней безопасности США»

лять эти силы в русло духовного самовозрождения, покаяния и самоопределения»4.

Нередки случаи, когда конкретный осужденный в складывающейся обстановке в местах лишения свободы не может продемонстрировать свои позитивные установки, свое умение и желание включиться в общую «общеполезную деятельность». Следует согласиться с мнением А. Усса, который указывает на целесообразность обращения внимания на зарубежный опыт так называемого обязательного условно-досрочного освобождения. Отказ от реализации права осужденного на условно-досрочное освобождение потребует предоставления от администрации предоставления конкретных доказательств отрицательного поведения лица5. Эта реальная возможность условно-досрочного освобождения будет мобилизовать и дисциплинировать осужденного, так как он станет в положение не «просителя милости» от администрации учреждения, а лица, «имеющего право».

Игнорирование психологических факторов, обусловливающих первоначальный нигилизм отдельных осужденных, чисто формальный подход к исследо-

ванию и учету этих особенностей является нарушением требований принципа индивидуализации исполнения наказания и приводит к неразборчивому и необоснованному применению мер порицания. В результате вместо исправления осужденного, стимулирования социально одобряемых свойств его сознания происходит фактическое подталкивание субъекта в сферу криминальной микросреды.

1 Иногамова Л.В. Условно-досрочное освобождение от наказания. Тюмень, 1992. С. 33.

2 Янчук И.А. Критерии оценки степени исправления осужденных: какими им быть? // Вестник Вологодского института права и экономики ФСИН России. 2008. № 4. С. 58.

3 Комментарий к статье 172 «Основания освобождения от отбывания наказания» // Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : пост. Науч.-практ. ком. / под ред. А.С. Михлина и В.И.Селиверстова. М., 2004.

4 Антонян Ю.М., Эминов В.Е., Еникеев М.И. Психология преступления и наказания. М., 2001. С. 345—346, 355.

5 Усс А. Допустимо ли исправлять осужденных // Преступление и наказание. 1994. № 1. С. 32—33.

ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ США

Т.В. КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА, адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

Аннотация. В статье дается обзор и характеристика нормативных правовых актов США, регулирующих деятельность системы внутренней безопасности США. Ключевые слова: внутренняя безопасность, США, правовое регулирование внутренней безопасности.

FUNDAMENTALS OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF THE SYSTEM OF INTERNAL SECURITY OF USA

T.V. KIKOT-GLUHODEDOVA, Aspirant of the department of Constitutional and Municipal Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation.

Annotation. The article gives an overview and description of U.S. laws and regulations governing the activities of internal security.

Keywords: internal security, the U.S., the legal regulation of internal security.

Совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующая правовые основы деятельности и конституционно-правовой статус всех элементов системы обеспечения внутренней безопасности США, сформировалась, развивалась и совершенствовалась с учетом особенностей американского федерализма.

Отцы-основатели Соединенных Штатов на заре американской государственности в Конституции США стремились закрепить как можно больше полномочий за властями штатов и органами местного самоуправления. Вся деятельность полиции штатов, городов и округов в соответствии с поправкой 10 Конституции США (эта заключительная статья знаменитого Билля о правах, принятого в 1791 г., гласит: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом»)1, регламентируется конституциями и законами штатов, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Примерами таких актов являются городской полицейский ордонанс, Клятва полицейского и Моральный кодекс сотрудника правоохранительного органа2.

В отличие от полицейских органов базового уровня, чья деятельность регламентируется конституциями и законами штатов, которые хотя и базируются на Конституции США, но могут отличаться друг от друга правовой основой деятельности элементов системы обеспечения внутренней безопасности. Основным (федеральным) уровнем является исключительно федеральное законодательство:

Ф Конституция США — с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов — решений Верховного Суда США по конкретным вопросам, касающимся правоохранительной деятельности;

Ф законы Конгресса США — публикуются в систематизированном виде в 50 томах (американцы называют их разделами или титулами) Свода законов США);

Ф изданные на их основе подзаконные нормативные правовые акты — исполнительные приказы Президента США, приказы министров внутренней безопасности, юстиции, обороны, финансов, директоров ФБР, ЦРУ, ДЕА, Секретной службы, других федеральных полицейских органов.

Законы, принятые Конгрессом США, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против Соединенных Штатов и соответственно юрисдикцию полицейских органов федерального уровня, сгруппированы в ч. 1 разд. (титула) 18 Свода законов США. По сути, это и есть федеральный уголовный кодекс.

Федеральный уголовно-процессуальный кодекс США в нашем понимании составляют уголовно-

процессуальные нормы, сгруппированные в ч. 2 разд. 18 Свода законов США (они связаны с порядком ареста и задержания, обыска, освобождения из-под стражи под денежный залог, рассмотрения дел большим жюри присяжных, предания суду, вынесения вердикта, а также собирания и использования доказательств), а также в разд. 28 (собраны преимущественно нормы, регулирующие судоустройство и гражданское судопроизводство)3.

Одним из важнейших законодательных актов, в результате принятия которого в 1947 г. было создано ЦРУ и единое Мин обороны США, является Закон «О национальной безопасности» (National Sekurity Akt of 1947). В соответствии с этим законом при Президенте США создан специальный совещательный орган — Совет национальной безопасности.

1 июня 1968 г. Конгресс США принял закон № 90351, регламентирующий деятельность ФБР в новых условиях (после смерти Э. Гувера — бессменного директора ФБР). В нем впервые определен предельный срок нахождения в должности директора ФБР, а также регламентируется его порядок назначения: директор ФБР назначается, как и было ранее, Президентом США с согласия Сената, но на срок не более 10 лет для одного и того же лица4.

19 июня 1968 г. Конгресс США принял Закон «Об установлении контроля над уличной преступностью» (Omnibus Crime Control and Safe Strets Act of 1968). Полиция в США впервые получила право проводить электронное подслушивание для получения доказательств с последующим использованием их в суде в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также в целях предупреждения преступлений.

15 октября 1970 г. Конгресс США одобрил Закон «О контроле за организованной преступностью» (RICO; в некоторых отечественных научных источниках его еще называют Актом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), ставший эффективным инструментом для привлечения к уголовной ответственности членов и главарей организованных преступных сообществ5. Этот большой по объему и сложный на вид федеральный закон, ставший основой для законодательства во многих штатах, был до конца понят и начал эффективно применяться в полном объеме, по собственному признанию ФБР, только с 1982 г.6

Акт РИКО, кроме возможности вынесения приговоров отдельным подсудимым до 20 лет тюремного заключения, имеет эффективные механизмы конфискации всех доходов преступной группы или отдельных преступников (инструмент гениально прост — при предъявлении обвинения все имущество подозреваемых и их активы замораживаются, а после вынесения обвинительного приговора это имущество подлежит конфискации) и позволяет пострадавшим подавать гражданские иски на возмещение убытков.

Гражданский процесс может повлечь за собой почти в полном объеме повторное использование улик и свидетелей обвинения.

Еще в 1980 г. на совещании руководящих работников Минюста США Р. Блейки — один из авторов Акта РИКО, профессор школы права Нотр-Дам по борьбе с организованной преступностью — заявил, что тактика ФБР и полиции, ориентированная на отдельных уголовников, когда целые бригады агентов расследуют отдельные преступления, обречена. Место одного сборщика дани на улице буквально на следующий день займет другой рэкетир. Такова природа американской мафии (как, впрочем, и любой другой). Это самовоспроизводящаяся преступная организация. поэтому удар необходимо направить против всей организации: если уничтожить структуру, мафия развалится. «С помощью закона РИКО ФБР удастся сосредоточить силы и средства для ликвидации всей семьи, а не горстки солдат», — заключил Блейки. Он же провел специальные занятия с руководящим составом ФБР и объяснил новую методику7.

Изменение тактики деятельности ФБР быстро дало впечатляющие результаты: 9 апреля 1984 г. предъявлены обвинения, а в 1986 г. осуждены на 20 лет лишения свободы каждый из 18 лидеров организованной преступности США, в том числе главы пяти семейств — члены так называемой комиссии — органа, руководящего преступностью в национальном масштабе8. 24 июля 1992 г. осужден судом в Нью-Йорке на пожизненное заключение без права помилования новый глава самого мощного преступного клана Америки — «семьи Гамбино» — Д. Готти9.

Многочисленные судебные процессы, завершившиеся осуждением к длительным срокам лишения свободы как главарей, так и рядовых членов «Коза Ностры», прошли за последние 20 лет в Кливленде, Канзасе, Сент-Луисе, Филадельфии, Нью-Йорке и других крупных городах, что является объективным показателем успешности борьбы с организованной преступностью в США и представляет собой интерес для российских правоохранительных органов.

В 1994 г. Конгресс США принял Закон «О контроле над насильственной преступностью и правоприменя-ющих органах». До 2000 г. на нужды федеральных полицейских ведомств было выделено 30 200 млн дол., 9800 млн на ремонт старых и строительство новых тюрем, 6900 млн на разные программы превенции. Выделенные огромные даже для богатой Америки деньги дали положительные результаты — впервые за всю историю США преступность в 2000 г. по сравнению с 1991 г. сократилась на 28%10.

11 сентября 2001 г. — рубежная дата, ознаменовавшая кардинальную реформу всей американской системы обеспечения внутренней безопасности основного (федерального) уровня в связи с угрозой терроризма. В ноябре Конгресс США по инициативе Президента США принял новый антитеррористичес-

кий закон, так называемый Акт патриота, полное название — Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему»11. Впервые создано Министерство внутренней безопасности США, в которое вошли из других министерств шесть федеральных полицейских ведомств (секретная служба; служба иммиграции и натурализации; служба береговой охраны; таможенная служба; агентство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; ФЕМА), две службы созданы впервые (управление разведки и анализа и воздушная маршальская служба).

Акт патриота разрешает Агентству национальной безопасности (является самостоятельным структурным подразделением Минобороны США, занимающимся криптографией, радиоперехватом, электронной разведкой и защитой правительственной информации) с разрешения Президента США без санкции суда для проведения мероприятий по выявлению терроризма фиксировать параметры телефонных переговоров и сообщений по электронной почте, когда одной из сторон выступает международный абонент. 29 сентября 2006 г. Конгресс США принял Акт № 3930 «О военных комиссиях (трибуналах)» (полное название — Билль, представленный с целью уполномочить военные комиссии осуществлять правосудие в отношении террористов и с целью укрепить и модернизировать возможности выявления терроризма и с иными целями»), регламентирующий организацию и порядок судебной деятельности по подобного рода делам12. Органам военной юстиции подсудны дела только таких захваченных в плен лиц, которые отнесены к категории «иностранных незаконных комбатантов противника» (ст. 948а), т.е. участники террористических организаций «Аль-Кайда» и «Талибан» или связанных с ними формирований.

В отношении этих лиц Президент США и Минобороны США наделяются правом устанавливать правила допросов, допускающие использование интенсивных и жестких методов, но ни один задержанный не должен подвергаться «жестокому и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Взятые под стражу «незаконные иностранные комбатанты» не вправе рассчитывать на судебную проверку законности и обоснованности своего заключения под стражу, но наделяются целым рядом процессуальных прав: на услуги оплачиваемого государством адвоката, на ознакомление с обвинением и материалами дела заблаговременно для надлежащей подготовки своей защиты в суде, на то, чтобы считаться невиновными до приговора суда, на предоставление доказательств в свою защиту и на допрос свидетелей обвинения13.

Законодательство США отличается подробнейшим описанием всех аспектов деятельности Вооруженных Сил США, в том числе их детальной регламентацией

в случаях применения для решения внутригосударственных задач.

1 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие. М., 2009. С. 22.

2 Шалягин Д.Д. Полиция США. М., 2001. С. 51-52.

3 Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979. С. 93.

4 Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 15.

5 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1994. № 11. С. 54, 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 15; Быков А.В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 148-149.

6 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования (статья подготовлена ФБР

США). 1994. № 11. С. 60—64.

7 Блум Г. Страна крестных отцов. ФБР против мафии. М., 1995. С. 35—38.

8 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования. С. 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 17.

9 Блум Г. Указ. соч. С. 35.

10 Лунеев В.В. Предисловие ко второму русскому изданию книги Р. Кларка «Преступность в США». М., 2002. С. 23; Быков А.В. Указ. соч. С. 150.

11 Власихин В. США: рухнул ли Билль о правах? // Московские новости. 2006. № 39. С. 32; Быков А.В. Указ. соч. С. 151.

12 Там же.

13 Власихин В. Указ. соч. С. 32.

ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Е.Н. КЛЕЩИНА, кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России elena-kleshchina@mail.ru

Аннотация. Становление и развитие криминологической криминологии сопровождается разработкой ее понятийного аппарата, который призван обеспечить научные исследования жертв преступлений. В науке нет единых подходов к определению ее важнейших понятий, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования виктимологических проблем.

Ключевые слова: жертва преступления, учение о жертве преступления, потерпевший, виктимология, понятийный аппарат.

CRIME VICTIM AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGY SCIENCE

ABOUT A CRIME VICTIM

E.N. KLESHCHINA, Candidate of law, assistant professor of criminal

procedure department of Moscow University of Russian Ministry

of Internal Affairs

Annotation. Formation and development of criminological victimology is following by formulation of its conceptual framework, which is admitted to provide scientific investigation of crime victims. There are no common approaches in the science to define the most important definitions and it underlines the necessity of further studying of victimology problems.

Key words: crime victim, crime victim science, complainant, victimology, conceptual framework.

В.И. Даль отмечает, жертва — пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь без-возратно... пострадавший от чего либо1. По Д.Н. Ушакову «жертва» определяется в более узком смысле, как человек, подвергнувшийся чьему-либо насилию,

злому умыслу, пострадавший от кого-, чего-нибудь2. Основным объектом криминологического учения о жертве как в теоретическом, так и практическом плане является человек. Большинство ученых полагают, что в криминаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.