Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности полицейской системы США'

Правовые основы деятельности полицейской системы США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2639
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ США / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ США / ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОРДОНАНС / АКТ РИКО / ФБР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков А. В.

В статье дается общая характеристика законодательных и подзаконных нормативных правовых актов за весь период американской истории, регламентирующих правовые основы деятельности и правовой статус элементов полицейской системы США. Раскрывается сущность реформы системы обороны и внутренней безопасности США 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности полицейской системы США»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ США

A.B. БЫКОВ,

доктор юридических наук, доцент

Аннотация. В статье дается общая характеристика законодательных и подзаконных нормативных правовых актов за весь период американской истории, регламентирующих правовые основы деятельности и правовой статус элементов полицейской системы США. Раскрывается сущность реформы системы обороны и внутренней безопасности США 2001 г.

Ключевые слова: полиция США, система безопасности США, внутренняя безопасность, полицейский ордонанс, Акт РИКО, ФБР.

Совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующая правовые основы деятельности и правовой статус всех элементов полицейской системы США, сформировалась, развивалась и совершенствовалась с учетом особенностей американского федерализма.

Отцы-основатели Соединенных Штатов на заре американской государственности в Конституции США стремились закрепить как можно больше полномочий за властями штатов и органами местного самоуправления. Принятая в 1791 г. заключительная статья знаменитого Билля о правах (поправка 10 Конституции США) гласит: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом». Согласно поправке 10 вся деятельность полиции штатов, городов и округов регламентируется конституциями и законами штатов, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Характерными примерами таких актов являются городской полицейский ордонанс, Клятва полицейского и Моральный кодекс сотрудника правоохранительного органа1.

В отличие от полицейских органов базового уровня, чья деятельность регламентируется конституциями и законами штатов, которые хотя и базируются на Конституции США, но могут существенно отличаться друг от друга, правовой основой деятельности элементов системы обеспечения внутренней безопасности США основного (федерального) уровня явля-

ется исключительно федеральное законодательство, а именно:

• Конституция США с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов — решений Верховного Суда США по конкретным вопросам, касающимся правоохранительной деятельности;

• законы Конгресса США. Публикуются в систематизированном виде в 50 томах (американцы называют их разделами, или титулами) Свода законов США;

• изданные на их основе подзаконные нормативные правовые акты — исполнительные приказы Президента США, приказы министров внутренней безопасности, юстиции, обороны, финансов, директоров ФБР, ЦРУ, ДЕА, Секретной службы, других федеральных полицейских органов.

Законы, принятые Конгрессом США, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против Соединенных Штатов и соответственно юрисдикцию полицейских органов федерального уровня, сгруппированы в ч. 1 разд. 18 Свода законов США. По сути, это и есть федеральный уголовный кодекс.

Федеральный уголовно-процессуальный кодекс США, в нашем понимании, составляют уголовно-процессуальные нормы, сгруппированные в ч. 2 разд. 18 (они связаны с порядком ареста и задержания, обыска, освобождения из-под стражи под денежный залог, рассмотрения дел большим жюри присяжных, предания суду, вынесения вердикта, а также собирания и использования доказательств), а также в разд. 28 Свода законов США (собраны преимущественно нормы, регулирующие судоустройство и гражданское судопроизводство)2.

Важным законодательным актом, в результате принятия которого в 1947 г. создано ЦРУ и единое Минобороны США, является Закон «О национальной безопасности» (National Sekurity Akt of 1947)3. Кроме того, в соответствии с этим законом при Президенте США создан специальный совещательный орган — Совет национальной безопасности США.

1 июня 1968 г. Конгресс США принял Зкон № 90351, регламентирующий деятельность ФБР в новых условиях. В нем предусматривается и порядок назначения директора ФБР. Он назначается, как и было ранее, Президентом США с согласия Сената США, но на срок не более 10 лет для одного и того же лица4.

19 июня 1968 г. Конгресс США принял Закон «Об установлении контроля над уличной преступностью» (Omnibus Crime Control and Safe Strets Act of 1968)5. В соответствии с ним полиция впервые получила право проводить подслушивание для получения доказательств в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также в целях предупреждения преступлений (именно на основании этого федерального закона проводилось подслушивание губернатора штата Иллинойс Благоевича, торговавшего по телефону освободившимся креслом бывшего сенатора Б. Обамы).

15 октября 1970 г. Конгресс США одобрил Закон «О контроле за организованной преступностью» (RICO; в некоторых отечественных научных источниках его еще называют Актом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией — РИКО), ставший эффективным инструментом для привлечения к уголовной ответственности членов и главарей организованных преступных сообществ6. Этот большой по объему и сложный на вид федеральный закон, ставший основой для законодательства многих штатов, был до конца понят и начал эффективно применяться в полном объеме, по собственному признанию ФБР, только с 1982 г.7

Акт РИКО, кроме возможности вынесения приговоров отдельным подсудимым до 20 лет тюремного заключения, имеет эффективные механизмы конфискации всех доходов преступной группы или отдельных преступников (инструмент гениально прост: при предъявлении обвинения все имущество подозреваемых и их активы замораживаются, а после вынесения обвинительного приговора имущество конфискуется) и позволяет пострадавшим подавать гражданские иски на возмещение убытков. Гражданский процесс может повлечь за собой почти в полном объеме повторное использование улик и свидетелей обвинения.

Еще в 1980 г. на совещании руководящих работников Минюста США Р. Блейки (один из авторов Акта РИКО, профессор школы права Нотр-Дам по борьбе с организованной преступностью) заявил, что тактика ФБР и полиции, ориентированная на отдельных уголовников, когда целые бригады агентов расследуют отдельные преступления, обречена. Место одного сборщика дани на улице буквально на следующий день займет другой рэкетир. Такова природа американской мафии (как, впрочем, и любой другой) — это самовоспроизводящаяся преступная организация. Поэтому удар необходимо направить против всей организации: если уничтожить структуру, мафия развалится. «С помощью закона РИКО ФБР удастся сосредоточить силы и средства для ликвидации всей семьи, а не горстки солдат», — заключил Блейки. Он же провел специальные занятия с руководящим составом ФБР и объяснил новую методику8.

Изменение тактики деятельности ФБР быстро дало впечатляющие результаты: 9 апреля 1984 г. предъявлены обвинения, а в 1986 г. осуждены на 20 лет лишения свободы каждый из 18 лидеров организованной преступности США, в том числе главы пяти семейств — члены так называемой комиссии — органа, руководящего преступностью в национальном масштабе9. 24 июля 1992 г. осужден судом в Нью-Йорке на пожизненное заключение без права помилования новый глава самого мощного преступного клана Америки — «семьи Гамбино» — Д. Готти10.

Многочисленные судебные процессы, завершившиеся осуждением к длительным срокам лишения свободы как главарей, так и рядовых членов «Коза Ностры», прошли за последние 20 лет в Кливленде, Канзасе, Сент-Луисе, Филадельфии и Нью-Йорке, что является объективным показателем успешности борьбы с организованной преступностью в США и представляет несомненный интерес для российских правоохранительных органов. В 1994 г. Конгресс США принял Закон «О контроле над насильственной преступностью и правоприме-няющих органах». В соответствии с этим актом до 2000 г. на нужды федеральных полицейских ведомств было выделено 30 200 млн долл., 9800 млн на ремонт старых и строительство новых тюрем; 6900 млн на разные программы превенция. Выделенные огромные даже для богатой Америки деньги дали положительные результаты: впервые за всю историю США преступность в 2000 г. по сравнению с 1991 г. сократилась на 28%11.

11 сентября 2001 г. — рубежная дата, ознаменовавшая реформу всей американской СОВБ основного (федерального) уровня в связи с угрозой терроризма. Уже в ноябре 2001 г. Конгресс США по инициативе Президента США принял новый антитеррористический закон, так называемый Акт патриота, полное название — Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему.

В соответствии с этим законом создано Министерство внутренней безопасности США, в которое вошли из других министерств шесть федеральных полицейских ведомств (Секретная служба; Служба иммиграции и натурализации; Служба береговой охраны; Таможенная служба; Агентство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; ФЕМА), и две службы созданы впервые (Управление разведки и анализа и Воздушная маршальская служба).

Кроме того, Акт патриота разрешает Агентству национальной безопасности (АНБ является самостоятельным структурным подразделением Минобороны США, занимающимся криптографией, радиоперехватом, электронной разведкой и защитой правительственной информации) с разрешения Президента США без санкции суда для проведения мероприятий по выявлению терроризма фиксировать параметры телефонных переговоров и сообщений по электронной почте, когда одной из сторон выступает международный абонент12.

29 сентября 2006 г. Конгресс США принял Акт № 3930 «О военных комиссиях (трибуналах)», полное название — «Билль, представленный с целью уполномочить военные комиссии осуществлять правосудие в отношении террористов и с целью укрепить и модернизировать возможности выявления терроризма и с иными целями», регламентирующий организацию и порядок судебной деятельности по подобного рода делам. Органам военной юстиции подсудны дела только таких захваченных в плен лиц, которые отнесены к категории «иностранные незаконные комбатанты противника» (ст. 948а), т.е. участники террористических

организаций «Аль-Кайды» и «Талибана» или связанные с ними формирования. В отношении этих лиц Президент США и Минобороны США наделяются правом устанавливать правила допросов, допускающие использование интенсивных и жестких методов, но ни один задержанный не должен подвергаться «жестокому и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».

Взятые под стражу «незаконные иностранные комбатанты» не вправе рассчитывать на судебную проверку законности и обоснованности своего заключения под стражу, но наделяются целым рядом процессуальных прав: на услуги оплачиваемого государством адвоката, на ознакомление с обвинением и материалами дела заблаговременно для надлежащей подготовки своей защиты в суде, на то, чтобы считаться невиновными до приговора суда, на предоставление доказательств в свою защиту и на допрос свидетелей обвинения13.

1 См.: Быков A.B. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 188.

2 См.: ГуценкоК.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979. С. 93.

3 См.: Николайчик B.M. США: полицейский контроль за обществом. М., 1987. С. 42-68.

4 См.: Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 15.

5 См.: Николайчик B.M. Указ. соч. С. 70, 80, 101.

6 См.: Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1994. № 11. С. 54, 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 15.

7 См.: РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования (статья подготовлена ФБР США) // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1994. № 11. С. 60—64.

8 См.: Блум Г. Страна крестных отцов. ФБР против мафии. М., 1995. С. 35—38.

9 См.: РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования (статья подготовлена ФБР США) // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1994. № 11. С. 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 17.

10 См.: Блум Г. Указ. соч. С. 35.

11 См.: Лунеев B.B. Предисловие ко второму русскому изданию // Кларк Р. Преступность в США. М., 2002. С. 23.

12 См.: Bлаcuxuн B. США: рухнул ли Билль о правах? // Московские новости. 2006. № 39. С. 32.

13 См.: Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.