КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИИ ПОЛИЦЕЙСКИМИ ОРГАНАМИ США
А.В. БЫКОВ,
доктор юридических наук, профессор, начальник НИИ ФСИН России;
Т.В. КИКОТЬ-ГЛУХОДЕДОВА,
кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России
Аннотация. В статье представлены результаты анализа отдельных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение полицейскими органами США оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий преступников и против преступных сообществ.
Ключевые слова: полиция, ФБР, правовые основы, законы Конгресса, закон РИКО.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF CARRYING OUT OF OPERATIVELY-SEARCH PROCEDURES BY POLICE AUTHORITIES OF THE UNITED STATES
A.V. BYKOV,
doctor of legal sciences, professor, head of Scientific research institute of Federal Penitentiary service ofRussia;
<i
f
T.V. KIKOT-GLUKHODEDOVA,
candidate of legal sciences, doctoral candidate of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article analyses some individual regulations governing the conduct of police forces of the USA search operations in respect of certain categories of offenders against the criminal organizations. Keywords: police, the FBI, the legal basis, the laws of Congress, the law of RICO.
Совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующая правовые основы деятельности и правовой статус всех элементов полицейской системы США, сформировалась, развивалась и совершенствовалась с учетом особенностей американского федерализма.
Отцы-основатели Соединенных Штатов на заре американской государственности в Конституции страны стремились закрепить как можно больше полномочий за властями штатов и органами местного самоуправления. Поэтому вся деятельность полиции штатов, городов и округов в соответствии с поправкой X к Конституции США (эта заключительная статья знаменитого Билля о правах, принятого в 1791 г., гласит: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом»)1, регламентируется конституциями и законами штатов, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В отличие от различных полицейских органов субъектов федерации (их деятельность регламентируется конституциями и законами штатов, которые хотя и базируются на Конституции США и федеральном законо-
дательстве, но могут существенно отличаться друг от друга) правовой основой деятельности федеральных полицейских сил является исключительно законодательство Соединенных Штатов:
❖ Конституция США (с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов — решений Верховного суда США по конкретным вопросам, касающимся правоохранительной деятельности);
❖ законы Конгресса (они публикуются в систематизированном виде в 50 томах (американцы называют их разделами или титулами) Свода законов США);
❖ изданные на их основе подзаконные нормативные правовые акты (исполнительные приказы президента, приказы министров внутренней безопасности, юстиции, обороны, финансов, директоров ФБР, ЦРУ, ДЕА, Секретной службы, других федеральных полицейских органов).
Законы, принятые Конгрессом, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против Соединенных Штатов и, соответственно, юрисдикцию полицейских органов федерального уровня, сгруппированы в ч. 1 разд. (тит.) 18 Свода законов США. По сути, это и есть Федеральный уголовный кодекс.
Конституция США. М., 1993. С. 22.
Федеральный уголовно-процессуальный кодекс США, в нашем понимании, составляют уголовно-процессуальные нормы, сгруппированные в ч. 2 разд. 18 Свода законов США (они связаны с порядком ареста и задержания, обыска, освобождения из-под стражи под денежный залог, рассмотрения дел большим жюри присяжных, предания суду, вынесения вердикта, а также собирания и использования доказательств), а также в разд. 28 Свода законов США (там собраны преимущественно нормы, регулирующие судоустройство и гражданское судопроизводство)2.
Ни в коем случае не претендуя на полноту анализа всех законодательных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность правоохранительных органов США, да это и невозможно в рамках одной статьи, постараемся раскрыть наиболее существенные, с нашей точки зрения.
Важным законодательным актом, в результате принятия которого в 1947 г. были созданы ЦРУ и единое министерство обороны Соединенных Штатов Америки, является Закон «О национальной безопасности» — National Sekurity Akt of 19473.
Обамы, ставшего Президентом США) и имевшего неосторожность упомянуть об этом в обычном телефонном разговоре, который был записан агентами ФБР и явился, по сути, единственной, но вполне достаточной для суда присяжных уликой.
15 октября 1970 г. Конгресс одобрил Закон «О контроле за организованной преступностью» — RICO (в некоторых отечественных научных источниках его еще называют Актом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией — РИКО), ставший весьма эффективным инструментом для привлечения к уголовной ответственности членов и главарей организованных преступных сообществ.
Этот большой по объему и сложный по содержанию Федеральный закон, ставший основой для законодательства во многих штатах, был до конца понят и начал эффективно применяться в полном объеме, по
собственному признанию ФБР, только с 1982 г.6. д STTTEV
Акт РИКО кроме возможности вынесения приговоров отдельным подсудимым до 20 лет тюремного заключения имеет эффективные механизмы конфискации всех доходов преступной группы или отдельных преступ-
Кроме того, в соответствии с этим Законом при ников (инструмент гениально прост — при предъявле-Президенте США создан специальный совещательный нии обвинения все имущество подозреваемых и их орган — Совет Национальной Безопасности. активы замораживаются, а после вынесения обвинитель-
1 июня 1968 г. Конгресс принял Закон № 90351, ного приговора это имущество подлежит конфискации) регламентирующий деятельность ФБР в новых усло- и позволяет пострадавшим подавать гражданские иски виях. Помимо прочего в нем предусматривается и по рядок назначения директора ФБР — он назначается как и было ранее, Президентом США с согласия сената, но на срок не более 10 лет для одного и того же лица (американцы «учли» опыт бессменной работы Джона Эдгара Гувера на посту директора ФБР)4.
на возмещение убытков. Гражданский процесс может
19 июня 1968 г. Конгресс США принял Закон «Об
установлении контроля над уличнои преступностью» Omnibus Crime Control and Safe Strets Act of 1968s.
В соответствии с этим Законом полицейские ор ганы в США впервые получили право проводить подслушивание для получения доказательств в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также в целях предупреждения преступлений. На основании материалов оперативного контроля (в том числе прослушивания телефонных переговоров) американскими судами осуждается абсолютное большинство преступников, в том числе и обладавших особым статусом.
Пожалуй, наиболее яркий пример — осуждение 16 февраля 2012 г. на 14 лет тюрьмы бывшего губернатора штата Иллинойс Рода Благоевича, пытавшегося продать в 2008 г. за сумму не менее 300 тыс. долл. освободившееся место сенатора от своего штата (Барака
повлечь за собой почти в полном объеме повторное использование улик и свидетелей обвинения.
Еще в 1980 г. на совещании руководящих работников министерства юстиции США Роберт Блейки — один из авторов Акта РИКО, профессор школы права Нотр-Дам по борьбе с организованной преступностью, заявил, что тактика ФБР и полиции, ориентированная на отдельных уголовников, когда целые бригады агентов расследуют отдельные преступления, обречена. Место одного сборщика дани на улице буквально на следующий день займет другой рэкетир. Такова уж природа американской мафии (как, впрочем, и любой другой) — это самовоспроизводящаяся преступная организация. Поэтому удар необходимо направить против всей организации — если уничтожить структуру, то мафия развалится.
2 Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979. С. 93.
3 НиколайчикВ.М. США: полицейский контроль за обществом. М., 1987. С. 42, 68.
4 Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 15.
5 Быков А.В, Кикоть-Глуходедова Т.В. Полицейская система современного демократического государства. М., 2010.
6 РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1994. № 11. С. 60—64.
«С помощью закона РИКО ФБР удастся сосредоточить силы и средства для ликвидации всей семьи, а не горстки солдат» — заключил Р. Блейки. Он же провел специальные занятия с руководящим составом ФБР и объяснил новую методику.
Изменение тактики деятельности ФБР очень быстро дало впечатляющие результаты: уже 9 апреля 1984 г. предъявлены обвинения, а в 1986 г. были осуждены на 20 лет лишения свободы каждый из 18 лидеров организованной преступности США, в том числе главы пяти семейств — члены так называемой «комиссии» — органа, руководящего преступностью в национальном масштабе. 24 июля 1992 г. осужден судом в Нью-Йорке
на пожизненное заключение без права помилования новый глава самого мощного преступного клана Америки — «семьи Гамбино» — Джон Готти7.
Многочисленные судебные процессы, завершившиеся осуждением к длительным срокам лишения свободы как главарей, так и рядовых членов «Коза Ностры», прошли за последние 30 лет в Кливленде, Канзасе, Сент-Луисе, Филадельфии и Нью-Йорке, что является объективным показателем успешности борьбы с организованной преступностью в США и представляет несомненный интерес для российских правоохранительных органов.
Быков А.В., Кикоть-Глуходедова Т.В. Указ. соч.
ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА КОНСТИТУЦИОННОЙ И ЮВЕНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
II
В.Ф. ВОРОБЬЕВ,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права
Московского университета МВД России,
Аннотация. Укрепление единства конституционной и ювенально-правовой безопасности является важной задачей современного Российского государства. В этой связи анализируются основные правовые стимулы укрепления такого единства и формулируются теоретико-прикладные выводы и рекомендации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционная безопасность, ювенально-правовая безопасность, демократические стимулы укрепления единства конституционной и ювенально-правовой безопасности.
LEGAL INCENTIVES OF STRENGTHENING OF UNITY OF THE CONSTITUTIONAL AND JUVENILE AND LEGAL SECURITY
V.F. VOROBIEV,
candidate oflegal sciences, associate professor, professor of the chair of constitutional and municipal law
ofthe Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The strengthening of the unity of the constitutional and the juvenile and legal security is an important task of the modern Russia. In this connection an analysis of the main legal incentives strengthening the unity and formulated theoretical and applied conclusions and recommendations is given.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, the constitutional security, the juvenile and legal security, democratic incentives of strengthening of unity of the constitutional and juvenile and legal safety.
Обеспечение ювенально-правовой безопасности страны само по себе является и юридической, и социальной задачей. Так же следует подчеркнуть, что конституционная безопасность, безусловно, является определяющей для правового регулирования ювенальных отношений в аспекте его положения и устойчивости.
Однако первостепенное значение имеют те правовые характеристики ювенальных процессов безопасности, которые играют роль политических первопричин и условий, определяющих показатели конституционной безопасности.
Важно выяснить, существуют ли такие правовые, политические и социальные характеристики ювеналь-
ных отношений, которые могут служить признаками катаклизмов развития конституционной безопасности? Иными словами, необходимо с помощью норм конституционного права определить, что лежит в основе ослабления ювенальной безопасности.
Исследование невостребованного потенциала юве-нально-правовой безопасности направлено на рассмотрение причин противоречивой ситуации, возникшей на догматическом и идеологизированном фундаменте, на котором набирал силу авантюрный способ мышления и поведения, основанный на грубом игнорировании реальной экономической и политической ситуации, пренебрежении к аналитическим оценкам и прогнозам