Научная статья на тему 'Жертва преступления как объект криминологического учения о жертве преступления'

Жертва преступления как объект криминологического учения о жертве преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4530
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УЧЕНИЕ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ВИКТИМОЛОГИЯ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / CRIME VICTIM / CRIME VICTIM SCIENCE / COMPLAINANT / VICTIMOLOGY / CONCEPTUAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клещина Е. Н.

Становление и развитие криминологической криминологии сопровождается разработкой ее понятийного аппарата, который призван обеспечить научные исследования жертв преступлений. В науке нет единых подходов к определению ее важнейших понятий, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования виктимологических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime victim as an object of criminology science about a crime victim

Formation and development of criminological victimology is following by formulation of its conceptual framework, which is admitted to provide scientific investigation of crime victims. There are no common approaches in the science to define the most important definitions and it underlines the necessity of further studying of victimology problems.

Текст научной работы на тему «Жертва преступления как объект криминологического учения о жертве преступления»

в случаях применения для решения внутригосударственных задач.

1 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие. М., 2009. С. 22.

2 Шалягин Д.Д. Полиция США. М., 2001. С. 51-52.

3 Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979. С. 93.

4 Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 15.

5 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. 1994. № 11. С. 54, 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 15; Быков А.В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных полицейских систем : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 148-149.

6 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования (статья подготовлена ФБР

США). 1994. № 11. С. 60-64.

7 Блум Г. Страна крестных отцов. ФБР против мафии. М., 1995. С. 35-38.

8 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования. С. 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 17.

9 Блум Г. Указ. соч. С. 35.

10 Лунеев В.В. Предисловие ко второму русскому изданию книги Р. Кларка «Преступность в США». М., 2002. С. 23; Быков А.В. Указ. соч. С. 150.

11 Власихин В. США: рухнул ли Билль о правах? // Московские новости. 2006. № 39. С. 32; Быков А.В. Указ. соч. С. 151.

12 Там же.

13 Власихин В. Указ. соч. С. 32.

ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Е.Н. КЛЕЩИНА, кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России elena-kleshchina@mail.ru

Аннотация. Становление и развитие криминологической криминологии сопровождается разработкой ее понятийного аппарата, который призван обеспечить научные исследования жертв преступлений. В науке нет единых подходов к определению ее важнейших понятий, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования виктимологических проблем.

Ключевые слова: жертва преступления, учение о жертве преступления, потерпевший, виктимология, понятийный аппарат.

CRIME VICTIM AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGY SCIENCE

ABOUT A CRIME VICTIM

E.N. KLESHCHINA, Candidate of law, assistant professor of criminal

procedure department of Moscow University of Russian Ministry

of Internal Affairs

Annotation. Formation and development of criminological victimology is following by formulation of its conceptual framework, which is admitted to provide scientific investigation of crime victims. There are no common approaches in the science to define the most important definitions and it underlines the necessity of further studying of victimology problems.

Key words: crime victim, crime victim science, complainant, victimology, conceptual framework.

В.И. Даль отмечает, жертва — пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь без-возратно... пострадавший от чего либо1. По Д.Н. Ушакову «жертва» определяется в более узком смысле, как человек, подвергнувшийся чьему-либо насилию,

злому умыслу, пострадавший от кого-, чего-нибудь2. Основным объектом криминологического учения о жертве как в теоретическом, так и практическом плане является человек. Большинство ученых полагают, что в криминаль-

ной виктимологии следует использовать понятия «жертва» и «потерпевший» как равнозначные3. При этом криминологическое, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное понятия не совпадают. Первое шире других, так как изучает всех жертв (как реальных, так и потенциальных, в том числе не признанных в установленном уголовно-процессуальном законе потерпевшими по уголовным делам).

Однако некоторые ученые высказывают суждения о том, что понятия «жертва» и «потерпевший» в криминальной виктимологии не совпадают. Так, по мнению В.И. Полубинского и А.Л. Ситковского, «жертва преступления — понятие более широкое, чем понятие «потерпевший от преступления». Жертва преступления — это всякий человек, понесший моральный, физический или имущественный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан он в установленном законом порядке потерпевшим от данного преступления или нет»4. В.В. Лунеев высказывает аналогичную позицию: «Жертва преступления — более широкое понятие, чем потерпевший от преступления... Далеко не каждая жертва преступления, особенно побочная, признается потерпевшей»5.

Б.В. Сидоров считает, что «распространенное в криминальной виктимологии использование понятий «жертва» и «потерпевший» как равнозначных, идентичных по своему содержанию и социально-правовой природе правомерно только тогда, когда оно отражает их максимальную близость по содержанию, объему, уровню и назначению и не препятствует решению специфических для каждой отрасли юридической науки задач, связанных с решением общей для них задачи предупреждения и борьбы с преступностью. Однако во всех подобных случаях необходимо делать соответствующие оговорки об использовании терминов «жертва» и «потерпевший» как одинаковых, взаимозаменяемых понятий и основных объектов»6.

Если анализировать понятия «жертва» и «потерпевший» с криминологических позиций, то эти понятия совпадают. Следует согласиться с Д.В. Ривманом, который отмечает, что в виктимологическом плане потерпевший — это непосредственная жертва преступления, что и оправдывает использование в криминальной вик-тимологии как равнозначных обоих терминов, обозначающих феномен жертвы. Понятие потерпевшего в криминологии основывается на объективном критерии, отражающем реальное событие, — наличие вреда, ущерба, причиненного преступлением. Если лицо, непосредственно пострадавшее от преступления (т.е. реальная жертва), не признано потерпевшим, оно, независимо от этого, является таковым. Будучи формальным актом, процессуальное решение не может «отменить» факта причинения вреда. Виктимологическое и уголовно-процессуальное понятия потерпевшего не совпадают. Они близки, но выполняют разные функции. Разночтения в понятиях потерпевшего необходимо учитывать, но заниматься их унификацией или рас-

сматривать в конкурентном плане нет смысла7.

В криминологической виктимологии обоснованно могут использоваться собственные термины «жертва» и «потерпевший» как равнозначные. Для общей теории виктимологии применим термин «жертва».

Определение «жертвы» регламентировано в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, где жертвы — это лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы. К ним Декларация относит также близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы и лиц, которым причинен ущерб, при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить викти-мизацию.

Это определение жертвы можно назвать узким, так как оно не включает в себя юридических лиц, в отношении которых также могут совершаться преступления, и в то же время широким, поскольку, помимо непосредственных и прямых жертв, оно охватывает косвенных жертв преступлений.

Учитывая, что одни и те же преступления могут принести вред как отдельному человеку, так и группе людей, как физическому, так и юридическому лицу, обществу, в криминальной виктимологии закрепилось более широкое понятие жертвы преступления. В этом смысле жертва преступления означает человека или определенную общность людей в любой форме интеграции, которым прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно причинен вред пре-ступлением8. Жертвой преступления может быть не только отдельный человек или люди, но и общество, а также его отдельные институты9.

Считать жертвой институты нельзя, жертвой могут быть только люди, пусть даже и «собранные» в форме юридического лица.

В то же время верна концепция криминальной вик-тимологии, что преступлений без жертв не бывает. Жертвой преступления может быть конкретное лицо, предприятие, учреждение, организация, государство. Как справедливо отмечает В.И. Полубинский, «в тех случаях, когда преступлением причиняется вред физическому лицу, его последствия несет конкретный человек. Когда же ущерб причиняется социальному организму (обществу, социальной группе, организации и предприятию), его никто непосредственно не несет. Этот вред опосредованно как бы «раскладывается» на всех людей, составляющих в совокупности этот социальный организм»10.

Так или иначе кто-то или что-то всегда оказывается либо под угрозой, либо поврежденным, либо уничтоженным. Разумеется, и сам преступник может быть

жертвой. Вопрос о том, кого можно считать жертвой преступления, решается в ходе общественных и индивидуальных процессов криминализации и декриминализации, в ходе которых обнаруживаются не только преступники, но и их жертвы.

Таким образом, можно различать жертву преступления в широком и узком смысле слова. В узком это конкретный, «живой» человек. Он особенно ценен и прежде всего должен быть защищен.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1956. Т. 1. С. 535.

2 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1938. С. 860.

3 Ребане И.А. О виктимологическом аспекте при назначении наказания // Потерпевший от преступления (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические и психологические аспекты) : тр. по правоведению. Тарту, 1987. С. 6; Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. М., 1999. С. 19; Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. С. 12; Криминология : учебник / под ред. Н.Ф.

Кузнецовой, В.В. Лунеева ; 2-е изд. перераб. и доп. М., 2004. С. 155; Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 122—133; Сидоренко Э.Л. Отрицательное поведение потерпевшего и уголовный закон. СПб., 2003. С. 25; Папкин А.И. Современная криминальная виктимология : моногр. Домодедово, 2006. С. 13.

4 Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии : мо-ногр. М., 2006. С. 208.

5 Лунеев В.В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности // Гос-во и право. 2009. № 1. С. 45.

6 Сидоров Б.В. Поведение потерпевших от преступления и уголовная ответственность : автореф. ... д-ра юрид. наук. Казань, 1998. С. 86.

7 Ривман Д.В. Указ. соч. С. 34.

8 Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. С. 85; Коновалов В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений. М., 1982. С. 6.

9 Фатах А. Жертва — соучастник преступления //Лит. газ. 1976—1987. С. 14.

10 Полубинский В.И. Криминальная виктимология : моногр. ; 2-е изд., доп. М., 2008. С. 136—137.

МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

А.В. КОКИН,

кандидат юридических наук, Московский университет МВД России

avksudbal@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются методология судебно-баллистической идентификации и ее структура. Уделено внимание понятиям «методика» и «типовая методика», структуре методики. Ключевые слова: судебно-баллистическая идентификация, методология, методика, типовая методика.

THE METHODOLOGY OF SCIENTIFIC BALLISTIC IDENTIFICATION

A.V. KOKIN,

candidat of law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

Anootation. In this article the author considers the methodology of scientific ballistic identification and it structure. Take notice of conception «method», «standard method», «structure of method». Key words: scientific ballistic identification, methodology, method, standard method.

Методология любой науки или области знания не должна сводиться только к используемой системе методов исследования. Т.В. Аверьянова и Р.С. Белкин справедливо отмечают, что «отождествление методологии с системой методов означает упрощенный, чисто прагматический подход к раскрытию данного понятия»1. В основе методологии любого научного познания лежит всеобщая методология диалектического материализма, а упрощенный подход отодвигает на второй план не только методологию конкретной науки, но и методологию диа-

лектического материализма, который формулирует наиболее общие законы и категории познания и не может претендовать на роль единственной методологической науки.

В то же время каждая отрасль научных знаний нуждается в специальной методологии. Отраслевые науки, разрабатывающие конкретные способы и приемы исследования специфики своего предмета, должны иметь методологическое значение. Каждая наука или область знаний должны разрабатывать собственную методологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.