Литература
1. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2011. № 3.
2. Нефтехимия Российской Федерации. 2011. № 4, авг.-сент.
3. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru.
ГЕТМАНЦЕВ АРТЕМ СТЕПАНОВИЧ - аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
GETMANTSEV ARTEM STEPANOVICH - post-graduate student of Regional Economy and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338
И.П. ДАНИЛОВ, Е.А. МАТВЕЕВ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА*
Ключевые слова: коммерциализация инновации, управление инновационным процессом, лидеры, имитаторы, конкуренция стандартов, творческие команды.
Рассмотрены изменения, происходящие в управлении инновационным процессом в условиях современного рынка. Выявлены особенности новых подходов к разработке и коммерциализации инновационного продукта в усложняющейся конкурентной среде.
I.P. DANILOV, E.A. MATVEEV CURRENT TRENDS IN MANAGING THE COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE PRODUCTS
Key words: commercialization of innovation, management innovation process, leaders, simulators, competition standards, creative team.
The changes occurring in the management of the innovation process in today's market. The features of new approaches to developing and commercializing innovative products to the increasingly complex competitive environment.
В настоящее время, когда происходят быстрые изменения условий конкуренции, в большинстве отраслей экономики наблюдается непрерывный поиск новых способов производства, создания новых товаров, возможности их коммерциализации и рыночного распространения усложняются. Возрастает затребованность новых подходов к управлению инновационным процессом. Требуются особые подходы к каждой стадии жизненного цикла нового товара. Возникает противоречие между высокой затребованностью новых подходов к управлению инновационным процессом и их ограниченностью в реальной практике управления. Исследование инновационного процесса по стадиям его развития может позволить разрешить часть существующих противоречий путем совершенствования и модернизации методов управления процессом, исходя из усложняющихся условий конкуренции и особенностей той территории (региона), где расположено инновационное предприятие.
Эволюция инновационного процесса в современной экономике такова, что в связи с интернационализацией производства и отношений обмена претерпевает изменения сам ход жизненного цикла товара. Темпы создания инновационного продукта и появления его рынка на стадии зарождения ускоряются. В фазе роста наблюдается высокая скорость рыночного распространения инновационного товара, происходит формирование сегментов комплементарных товаров, появляются и активизируются производители-имитаторы, которые нередко начинают доминировать на рынке нового товара.
На стадии зрелости, когда технологии исчерпывают возможности коренных изменений способов производства, дальнейшее повышение конкуренто-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-02-00569 а).
способности новатора замедляется. Исчерпывает себя эффект опыта, затрудняются снижение издержек и дифференциация продукта. Распространение инновационного товара и появление имитаторов приводят к тому, что фирма-новатор испытывает нарастающую конкуренцию: сначала - со стороны производителей других регионов, затем - со стороны иностранных производителей.
Сокращаются также возможности сохранения и защиты инновационной продукции. Происходит это из-за неэффективности патентной защиты и ускоренного начала периода лицензирования. Инновационный товар через короткое время становится достоянием имитаторов, которые вступают в конкуренцию с новатором. Фирмы-имитаторы устанавливают новые пропорции в доле фирм на рынке инновационного товара, усложняют конкурентную среду на рынке.
С позиции обращения на мировом рынке жизненный цикл товара в современных условиях также сильно ускорился. Сокращается период, когда он обращается исключительно на внутреннем рынке. Инновационный товар быстро находит спрос в других странах, и начинается его экспорт. У регионального производителя инновационного товара этот период, когда он производится с ориентацией на местный спрос, во многих случаях вовсе отсутствует. Товар с самого начала производится с расчетом на спрос в ряде регионов.
Сама ведущая концепция, изложенная М. Портером [4], не в состоянии в полной мере охватить все факторы, которые действуют в процессе эволюции современного рынка инновационного товара. Например, недостаточное внимание обращалось на мощное воздействие, которое оказывает на эволюцию инновационного процесса ресурсно-территориальный фактор. Если раньше на стадии зарождения нового товара ему не придавалось особого значения, то в настоящее время этот фактор играет важнейшую роль изначально. Стратегия фирмы строится таким образом, что создание нового товара и его распространение ориентированы на использование относительно дешевых ресурсов и достижение конкурентного преимущества по издержкам на факторы производства. Дислокация производственных мощностей подчинена не только фактору спроса, близости массового потребителя, но и ориентирована на фактор предложения - дешевизну базовых ресурсов.
Особое внимание в стратегии обращается на возможность достижения стабильного конкурентного преимущества на всех стадиях жизненного цикла товара. Острая конкуренция, характерная для стадии роста, знаменуется широкой дифференциацией товара. В настоящее время широкое распространение получила дифференциация торговых марок. Имитации на этой стадии становится обычным явлением. Конкуренция усиливается, переходит в ценовую сферу и в область совершенствования товара. Именно по такому сценарию развился и продолжает развиваться рынок персональных компьютеров. Смена доминирующей компании на стадии роста, когда лидером стала IBM (имитатор), обогнав Apple, ужесточение конкуренции, растущий рынок и приток новых сильных конкурентов отразили ряд закономерностей, присущих современному инновационному процессу.
Сильно усложнили конкурентную среду на отраслевом рынке появление многочисленных комплементарных товаров и товаров-субститутов, образование мощных сегментов, ожесточенная конкуренция за доминирование в них.
Характерно, что на этих рынках компании-новаторы основного товара нередко выступают в роли имитаторов. Так случилось на рынке музыкальных проигрывателей MP3, где Apple, будучи последователем, оттеснил на вторые позиции новатора - Diamond Multimedia. Подобное же случилось на рынке струйного принтера, где последователь, Hewlett-Packard, стал лидером, обо-
1 Жизненный цикл товара по этой версии описан в трудах Р. Вернона, Ч. Киндисбергера, Л. Уэльса.
гнав новаторов, - IBM и Siemens. На рынке сетевых браузеров Microsoft, будучи имитатором, одержал убедительную победу над новатором Netscape и стал доминирующей фирмой этого рынка.
Привлекательность инновационного рынка приводит в отрасль ряд сильных компаний, обладающих мощными финансовыми производственными ресурсами, возможностями в маркетинге, дистрибуции. Тогда и происходит смена лидеров. Так случилось первоначально на рынке персональных компьютеров (IBM), рынке браузеров (Microsoft) и ряде рынков других инновационных товаров. При этом имитаторы имеют преимущество по времени входа в рынок, когда неизмеримо ослабляется фактор технологической неопределенности, поскольку картина технологического развития рынка нового товара становится прозрачной. Понятной становится эволюция самого рынка новой продукции, становятся ненужными очень рискованные методы прогнозирования, экстраполяции и моделирования, основанные на данных прошедших периодов, но дающих нередко результаты, далекие от действительности и потому вредные для стратегии. «На этой стадии со всей очевидностью выявляется: для того, чтобы использовать выгоды нового рынка инновационного товара, необязательно самой фирме пройти высокозатратный путь от изобретения до коммерциализации. Можно использовать уже состоявшуюся инновацию, доступ к которой получен легальным, (а нередко - и нелегальным) путем» - отмечает Н.В. Тумаланов [1].
К числу наиболее характерных особенностей процесса коммерциализации инновационного продукта на современном этапе необходимо отнести конкуренцию стандартов. Всем известно, какую власть на рынке получила Microsoft, введя стандарт Windows для операционных систем. Возможно, менее значимые, но столь же убедительные выгоды извлекли на своих рынках, введя стандарты, другие компании: Intel - на рынке микропроцессоров ПК, Sony/Philips -компакт-дисков, Qualcomm - цифровой сотовой радиосвязи, Matgushita - видеомагнитофонов и др. Проиграв конкуренцию за стандарт, перестали существовать известные компании, соперники Microsoft: Lotus, Word Perfect, Netscape. Эта очень важная область конкуренции требует от фирмы обладания специфическими ресурсами: контроль над базой клиентов, способность инновационно расширять и адаптировать созданное технологическое преимущество, обладать преимуществом первопроходца, а также правами на интеллектуальную собственность, репутацией и именным брендом [5].
Управление инновационным процессом в современных условиях ориентировано на успешный синтез технологического опыта, креативности и ключевых ресурсов и способностей в производстве, маркетинге, дистрибуции товара. В большинстве инновационных фирм оно претерпевает поэтапные изменения от изобретения до коммерциализации.
Опыт отечественных и зарубежных фирм-новаторов свидетельствует о том, что есть общие закономерности рациональной инновационной организации. Прежде всего, это линейный тип организации проектных команд, ориентированных на конкретную цель и обладающих определенной свободой при принятии решений. Эта структура сильно отличается от обычной организации с иерархической подчиненностью и разделением труда.
Процессы осуществляются с целью генерирования, отбора и развития идей. Планирование носит гибкий характер, имеет стратегическую направленность при отсутствии оперативного и финансового контроля. Основное внимание высшего менеджмента направлено не на контроль и координацию, а на результаты, которые дает работа этих творческих команд. Также и по отношению к их персоналу - подходы особые. Рекрутирование, найм осуществ-
ляются с целью привлечения креативных личностей, способных генерировать идеи. Вознаграждение - автономное, исходя из личного вклада каждого участника команды. Особый характер носит и позиционирование топ-менеджеров перед творческими командами: они выступают скорее в роли спонсоров и дирижеров, чем в качестве управляющих высшего уровня.
Именно эти команды играют решающую роль в создании инновационного товара, обеспечивая сотрудничество между функциональными подразделениями фирмы. Межфункциональная интеграция обеспечивается тем, что в одной команде единомышленников, объединенных целью создать товар без недостатков, который сполна удовлетворил бы потребителя, работают проектировщики, инженеры, дизайнеры, снабженцы, маркетологи, продавцы, юристы. Такая организация противоречит традиционному поэтапному подходу, но именно эта командная работа обеспечила успех таким известным предпринимателям шумпетерианского типа, как Нонака, Такеуки, Адамс, а в дальнейшем - многим их последователям [3].
Важнейшее место в работе команд межфункциональной интеграции занимает коммерциализация нового товара. Обычно ответственным за коммерциализацию становится член команды, способный сочетать индивидуальные творческие способности с умением создать инновационный организационный процесс. Если ответственным за коммерциализацию становится человек, обладающий наибольшей творческой силой в инновации и готовый организовать людей для достижения коммерческих результатов, то, как правило, успех приходит. Когда новая идея находит ответственного бизнесмена-новато-ра, она, как правило, осуществляется реально.
Привычную практику управления коммерциализацией инновационного продукта можно представить следующим образом (рисунок).
Схема управления коммерциализацией инновационного товара
Может показаться, что она отражает рутинный подход к инновационному процессу, поскольку в ней показаны лишь обобщенные этапы коммерциализации. На деле внутри каждого этапа имеют место действия межфункциональных команд по разработке и продвижению инновационного продукта. Благодаря этой работе происходит интеграция знаний, персонал быстро обучается, создание нового товара ускоряется, функциональная разобщенность преодолевается.
Возникающие новые идеи и новые возможности использования ресурсов и способностей позволяют расширять клиентскую базу компании и более эффективно использовать ее покупательную способность.
Творческая работа удачно подобранных команд позволяет дать исчерпывающие ответы на ключевые вопросы по разработке и коммерциализации нового продукта. Первый из них: имеет ли товар рыночное будущее благодаря возможности создания долгосрочного и устойчивого конкурентного преимущества? Второй ключевой вопрос - какой способ коммерциализации выбрать? На первый взгляд, ответ очевиден: наиболее близка к интересам новатора внутренняя коммерциализация. Однако в практике комерциализции имеется множество случаев, когда неудачный выбор способа приводил инновацию к неудаче, сводя на нет потенциальные возможности нового продукта.
Очень часто инновации генерируются в малых фирмах с небольшой историей. Они стеснены в финансовых ресурсах, и наличие ресурсов не соответствуют их способностям и высокой технологоемкости. Поэтому при коммерциализации они вынуждены прибегнуть к аутсорсингу, лицензированию или стратегическому союзу в целях получения доступа к ресурсам у крупных компаний.
Третий важный вопрос - время вступления в процесс коммерциализации и то, в качестве кого вступает фирма в рынок: первопроходца или последователя. На лидера ложатся тяжким бременем риски, неопределенность, издержки разработки технологий и др. Нередко первопроходцами выступают небольшие фирмы. Крупные компании с мощными ресурсами предпочитают в таких случаях выждать, вступить в рынок в благоприятной для себя ситуации и захватить лидерство. Поэтому очень важно найти правильный ответ на вопрос о времени вступления в рынок.
Таким образом, за последние годы в подходах к управлению инновационным процессом произошли значительные изменения, вызванные большей частью давлением внешней среды - отраслевой и макроэкономической. Особенно ощутимы эти изменения на стадии коммерциализации, где решается будущее инновационной продукции. Тут очевидна необратимая смена основного подхода к управлению: от привычного типа организации со строгой вертикалью подчиненности к свободным творческим группам с правом работать на свой страх и риск. Эти группы, состоящие из креативных представителей разных функциональных подразделений, создают товар и, превращаясь в новую бизнес-единицу, коммерциализируют его.
На наш взгляд, в таком подходе просматривается подспудно желание добиться как полного использования возможностей существующей цепочки создания стоимости, создания новых надежных звеньев ее, так и удлинения и разветвления этой цепочки. По существу - это базисное условие для укрепления позиции фирмы на рынке и предпосылка ее доминирования в отрасли.
Литература
1. Тумаланов Н.В. Воздействие отраслевых особенностей рынков инновационных товаров на конкурентные отношения // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 495-502.
2. Тумаланов Н.В. Фирма и отраслевые рынки: стратегический анализ. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 268 с.
3. Clark K, Fujimoto T. Prodact Development Performance: Strategie, Organization and Management in the World Auto Indastry. Boston: Harvard Business School Press, 1991.
4. PorterM. The Competitive Advantage of National. N.Y.: Free Press, 1990.
5. Shapiro C., Varian H.R. The Art of Standarts Wars // California Management Review. 1999. Vol. 41, Winter. P. 8-20.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научной части, Чувашский государственный университет; заместитель директора по науке, Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DANILOV IVAN PETROVICH - doctor of economics sciences, professor, Chuvash State University; deputy director for the science, Chuvash Branch of Moscow Humanitarian and Economics Institute, Russia, Cheboksary.
МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
MATVEEV EVGENIY ALEXEEVICH - post-graduate student of Regional Economy and Business Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 330.341.4(470)
И.П. ДАНИЛОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА, В.В. НИКИТИН
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА*
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная конкурентоспособность, модернизация, системный подход.
Представлены результаты исследований в области обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности России в процессе модернизации. Особое внимание уделено изучению взаимозависимых понятий «экономическая безопасность» и «национальная конкурентоспособность». Эта взаимосвязь проявляется по различным каналам и направлениям, связанным с жизнедеятельностью государства. Дан анализ факторов, влияющих на эту взаимосвязь.
I.P. DANILOV, S.Yu. MIKHAYLOVA, V.V. NIKITIN COMPETITIVENESS AND SECURITY OF THE RUSSIAN ECONOMY -ELEMENTS OF THE SYSTEM OF UNITY
Key words: economic security, national competitiveness, modernization process, systems approach.
The research results in the field of competitiveness and economic security of Russia in the modernization process are presented in the article. The paper focuses on the interdependence between the concepts of «economic security» and «national competitiveness». This relationship is manifested through various channels and aspects related to the activity of the state. The analysis of the factors influencing this relationship is given.
События последнего времени, прежде всего глобальный финансово-экономический кризис, демонстрируют явные признаки назревания радикальных изменений в мирохозяйственной системе. Трансформируется природа капиталистического общества под воздействием глобальной конкуренции со свойственными ей увеличением числа компаний глобальных отраслей, ростом количества глобально действующих потребителей, возрастанием роли глобальных информационно-коммуникационных систем. Складывающуюся ситуацию весьма афористично обрисовал Т.З. Алиев: глобальная среда - конкурентная среда; межгосударственное взаимодействие - конкурентное взаимодействие; глобальная экономика - конкурентная экономика [1. C. 70]. Парадоксально, но факт: в условиях глобальной конкурентной среды в России 90% валового продукта страны создается 26 крупнейшими корпорациями [7. C. 179-180], при этом глобальный характер российской экономики существенно ограничен сырьевыми рынками.
Сегодня наиболее значимыми факторами конкурентоспособности признаны управление, институциональная среда, открытость экономики. По этим показа-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-02-00569 а).