Научная статья на тему 'Воздействие отраслевых особенностей рынков инновационных товаров на конкурентные отношения'

Воздействие отраслевых особенностей рынков инновационных товаров на конкурентные отношения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ТОВАР / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СOMPETITIVE RELATIONS / COMPETITIVE ADVANTAGE / THE INNOVATIVE GOODS / HI-TECH BRANCHES / VITAL BRANCHES / INTERBRANCH RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич

Рассмотрена проблема создания конкурентного преимущества в процессе внедрения и коммерциализации инновационного товара в отраслях. Охарактеризована сущность тех изменений, которые они вносят в конкурентные условия различных отраслей и отношения обмена между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BRANCH FEATURES OF THE MARKETS OF THE INNOVATIVE GOODS ON COMPETITIVE RELATIONS

The problem of creation of competitive advantage in the course of introduction and commerce of the innovative goods in branches is considered. The essence of those changes which they bring in various branches and relations between them is characterized.

Текст научной работы на тему «Воздействие отраслевых особенностей рынков инновационных товаров на конкурентные отношения»

Окончание табл. 11

Параметры Характеристика показателя

HHI Рынок низкой концентрации. Наблюдается небольшое повышение по текущему портфелю и объему полученных платежей.

Коэффициент энтропии В 2008 г., по сравнению с 2007 г., понижается степень экономической неопределенности по показателю «Объем нового бизнеса», следовательно, уровень концентрации лизингодателей по этому показателю на рынке несколько снижается. По показателям текущего портфеля и полученных лизинговых платежей степень экономической неопределенности в 2008 г., по сравнению с 2007 г., повышается - уровень концентрации сокращается.

Дисперсия логарифмов рыночных долей В 2008 г., по сравнению с 2007 г., снизилось неравенство в размерах лизинговых компаний, рынок стал менее концентрированным, снижается власть крупных лизинговых компаний.

Коэффициент Джини Неравномерность распределения рыночных долей между участниками рынка остается на высоком уровне, причем концентрацию доходов лизинговых компаний нельзя признать случайной.

Исследование рынка лизинговых услуг позволило исследовать уровень и динамику концентрации. Приведенные данные свидетельствуют, что при всех различиях в расчетах и в абсолютных значениях между рассмотренными показателями существует определенная взаимосвязь в отражении уровня и динамики концентрации.

Литература

1. 50 Лекций по микроэкономике: в 2 т. / под. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2004. 770 с.

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2004. 656 с.

3. Литвинов В.А. Концентрация и дифференциация денежных доходов по группам населения Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. 1999. № 2. С. 226-237.

4. Сигел Э. Практическая бизнес-статистика: пер. с англ. М.: Вильямс, 2008. 1056 с.

ТРИФОНОВА ЕЛЕНА МИХАИЛОВНА - старший преподаватель кафедры экономики, Филиал Казанского государственного университета в г. Набережные Челны, Россия, Набережные Челны ([email protected]).

TRIFONOVA ELENA MIKHAYLOVNA - senior teacher of Economics Chair, Branch Kazan State University of Naberezhnye Chelny, Russia, Naberezhnye Chelny._________________________

УДК 338

Н.В. ТУМАЛАНОВ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ рынков ИННОВАЦИОННЫХ ТОВАРОВ НА КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ*

Ключевые слова: конкурентное преимущество, инновационный товар, высокотехнологичные отрасли, жизнеобеспечивающие отрасли, межотраслевые отношения. Рассмотрена проблема создания конкурентного преимущества в процессе внедрения и коммерциализации инновационного товара в отраслях. Охарактеризована сущность тех изменений, которые они вносят в конкурентные условия различных отраслей и отношения обмена между ними.

N.V. TUMALANOV INFLUENCE OF BRANCH FEATURES OF THE MARKETS OF THE INNOVATIVE GOODS ON COMPETITIVE RELATIONS

Key words: competitive advantage, the innovative goods, hi-tech branches, vital branches, interbranch relations, сompetitive relations.

The problem of creation of competitive advantage in the course of introduction and commerce of the innovative goods in branches is considered. The essence of those changes which they bring in various branches and relations between them is characterized.

Необходимость создания конкурентного преимущества на рынках инновационных товаров может вызвать недоумение. Ведь в процессе инновационной дея-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проекты 11-02-00569а; 11-12-21011а/в).

тельности создается новый товар или прежний товар с новыми качествами, или новый материал, или новый способ производства, или новая организация [9. С. 159]. И конкурентное преимущество фирмы-новатора, казалось бы, само собой подразумевается. Однако по отраслям - инновация инновации рознь. Одни отрасли легко интегрируются в инновационный процесс. Другим это удается с большим трудом или вовсе не удается. И это вносит коррективы в межотраслевые отношения обмена.

Первая причина такого положения - тип продукта, характер его производства и особенности его оценки потребителем. Очевидно, что внедрение инновации в вышеупомянутом ее понимании намного результативнее, к примеру, в производстве продукции электроники или автомобилестроения, чем в производстве зерна или картофеля.

Вторая причина - неустойчивость конкурентного преимущества, создавшегося в процессе коммерциализации инновационного продукта. Практика инновационной деятельности свидетельствует о том, что мало создать инновационный товар, недостаточна даже и его успешная коммерциализация. Надо создать устойчивое преимущество перед конкурентами-последователями.

В современных условиях, когда секрет нового способа производства, нового товара быстро становится достоянием других, чтобы удержать лидерство на рынке, необходимо создать или преимущество по низким издержкам, или в дифференциации продукта, что отражается в оценке потребителя посредством индикатора «цена - качество».

Есть и другой, самый мощный и надежный способ достижения конкурентного преимущества: стать «хозяином стандарта», взять долговременный и непреходящий контроль над стандартом. Это, однако, - удел избранных компаний, результат долговременного лидерства в отрасли, таких, например, как Microsoft со своей программой Windows.

Исследование результатов инноваций полностью подтверждает наличие этого звена, которое или позволяет новатору прочно стать лидером отрасли на многие годы, или заставляет на рынке отрасли отойти на второй план, уступив лидерство другим (таблица). И это звено в разных отраслях работает по-разному.

Результаты конкурентной борьбы на рынках некоторых инновационных товаров

№ п/п Товар Новатор Последователь Лидерство на рынке товара

1 Видеомагнитофон Ampex/Sony Matsushita Последователь

2 Игровая приставка Atari Nintendo/Sega Последователи

3 Карманный калькулятор Bowmar Texas Instruments Последователь

4 Копировальный аппарат для обычных листов бумаги Xerox Canon Новатор и последователь

5 Микроволновая печь Raytheon Samsung Последователь

6 Музыкальный проигрыватель МРЗ Diamond Multimedia Apple (iPod) Последователь

7 Оптоволоконный кабель Corning Многие компании Новатор

S Офисный ПК Xerox IBM Последователь

9 Плавленое стекло Pilkington Corning Новатор

10 Реактивный авиалайнер De Haviland (Comet) Boeing 707 Последователь

11 Рентгеновский сканер EMI General Electric Последователь

12 Сетевой браузер Netscape Microsoft Последователь

13 Струйный принтер IBM и Siemens Hewlett-Packard Последователь

14 Фотоаппарат для моментальной съемки Polaroid Kodak Новатор

15 Цифровой плеер Apple Apple Новатор

Из 15 видов инновационных товаров лидерами рынка лишь в пяти случаях стали новаторы, в остальных же ими стали последователи.

Чем же создаются те преимущества, которые обеспечивают лидерство в отрасли инновационного товара независимо от того, будь то лидерство новатора или лидерство имитатора? Благодаря чему достигается преимущество по издержкам, в дифференциации товара, контроль над стандартом?

Во внутренней среде - это суть ресурсы и способности фирмы: материальные, нематериальные, человеческие ресурсы и те способности, которые основаны на ключевых компетенциях фирмы. Toyota, ориентируясь на принцип «быстро и вовремя», быстрее всех разрабатывает и коммерциализирует новые модели, Kia motors пытается создать преимущество за счет дизайна, Volkswagen - посредством инжиниринга. Компания Canon успешно использует свою способность синтезировать в технологии микроэлектронику, точную оптику и точное машиностроение.

Однако даже самых мощных факторов внутренней среды не всегда бывает достаточно для сохранения конкурентного преимущества. Фирмы активно ищут возможности создания преимущества за счет факторов внешней среды.

Теория Хекшера-Олина констатирует роль ключевого фактора производства в территориальной специализации. Это положение может объяснить ситуацию с созданием конкурентного преимущества в инновационных отраслях. Исходя из этой концепции можно полагать, что каждая страна (регион) имеет ключевой для нее фактор производства из группы «труд» или «земля», или «капитал». Поскольку этот фактор изобилен в стране, то он относительно дешев. И этот ресурс предопределяет специализацию страны.

Практика подтверждает справедливость этого положения. Страны специализируются в соответствии с ней. Япония специализируется на капиталоемкой продукции, Австралия - на землеемкой, страны ЮВА - на трудоемкой. И вполне закономерно, что в условиях глобализации многие ТНК с инновационными продуктами, ориентируясь на те же тенденции, выявленные факторной теорией, при прочих относительно равных условиях создание конкурентного преимущества перенесли на плоскость входных издержек. Наибольшие результаты дает ориентация на относительно дешевый труд, потому наблюдается повальное перенесение трудоемких процессов в страны с относительно дешевой рабочей силой.

Когда вчерашние сугубо инновационные товары, производство которых освоили имитаторы, начинают производиться в странах с дешевой рабочей силой, то получают конкурентное преимущество не только ТНК чуждого для этих стран происхождения, но и местные фирмы, освоившие технологии производства инновационного товара. Этим объясняется, что производством вчерашних инновационных фармацевтических препаратов занимаются фирмы ряда стран от Словении до Индии, сборкой продукции машиностроения заняты предприятия от Ирландии до стран ЮВА и другие.

Это означает, что наступила вторая волна коммерциализации инновационного товара, плодами которой пользуются фирмы стран с дешевой рабочей силой.

На этой стадии со всей очевидностью выявляется, что для того, чтобы использовать выгоды нового рынка инновационного товара, в ряде отраслей необязательно самой фирме пройти высокозатратный путь от изобретения до коммерциализации. Можно использовать уже состоявшуюся инновацию, доступ к которой получен легальным (а нередко - и нелегальным) путем.

С другой стороны, выявляется, что общее продвижение на инновационном рынке недостаточно. Чаще всего процесс инновационного продвижения приводит к созданию конкурентного преимущества или за счет внутренних возможностей фирмы, или за счет низких входных издержек.

Чтобы сократить долгий высокозатратный процесс изобретения нового изделия, создания из него инновационного товара, многие фирмы предпочитают приобретать лицензии и входить в рынок инновационного товара. При этом непременными условиями успеха являются, как правило, обладание ключевым ресурсом и его развитие (внутренний резерв). Таким же условием является использование относительно дешевого фактора производства (внешнее условие, позволяющее снижать входные издержки).

Фирма осваивает и внедряет инновацию в свою коммерческую деятельность ради собственного выживания в отрасли в условиях острой конкуренции. Поэтому наиболее объективная картина проявляется при рассмотрении инновационного процесса через призму деятельности фирм в отрасли.

В высокотехнологичных отраслях наиболее характерны инновационные процессы в электронике, информатике, в сфере телекоммуникаций, фарма-инду-стрии1. В этих отраслях фирмы, успешно прошедшие процесс коммерциализации и закрепившиеся в отрасли, получают наибольшую долю стоимости, созданной инновацией.

Вместе с тем появляется возможность войти в рынки комплементарных товаров, которые создают инновационный продукт. Соответственно происходит перераспределение стоимости. Коммерциализация персонального компьютера и распределение его рынка между новаторами и имитаторами (Apple, MITS, Tandy, Xerox, IBM, Compaq, Toshiba) не исчерпали возможности нового рынка. Огромные по масштабу и прибыльнейшие рынки комплементарных товаров получили Microsoft - операционного программного обеспечения, Sharp - жидкокристаллических мониторов, Intel - микропроцессоров, Seagate Te^nology и Quantum Corp. - дисководов.

Получилось так, что рынок персональных компьютеров дал основную массу новой стоимости не производителям собственно компьютеров, включая инноваторов и имитаторов, а производителям комплементарных товаров этой отрасли. Эта особенность рынка инновационного товара позволяет занять новой отрасли огромное пространство национального рынка, а затем и рынков других стран, куда распространяется новый товар.

На межотраслевые отношения обмена экспансия инновационной отрасли и её рынка оказывает двоякое воздействие. Появление и развитие высокотехнологичного инновационного рынка неминуемо производят значительные сдвиги в межотраслевом обмене, поскольку новый товар охватывает изрядную долю совокупного спроса. Традиционные жизнеобеспечивающие и базовые отрасли сокращают свою долю в совокупном спросе, а также относительную долю стоимости в национальном продукте. В то же время происходит перелив наиболее ценных ресурсов в инновационные отрасли за счет сокращения их в отраслях жизнеобеспечивающих. Исторически так случалось много раз, начиная с промышленной революции конца XVIII - начала XIX вв. вплоть до наших дней.

Безусловно, жизнеобеспечивающие и базовые отрасли благодаря поставкам новых средств производства от инновационных отраслей, качественно лучших, чем прежние средства производства, получают возможность повышать производительность труда. Это происходило в экономической эволюции также множество раз. Самый значительный из них можно считать переход сельского хозяйства на механическую тягловую силу в первые десятилетия XX в. и современный сдвиг в аграрном производстве, связанный с биотехнологиями.

1 Динамично протекает инновационный процесс в автомобилестроении, производстве промышленной техники и оборудования, производстве космической техники, авиастроении, судостроении и ряде других высокотехнологичных отраслей.

Инновационные товары и технологии, на первый взгляд, стабилизируют положение сельскохозяйственных производителей в межотраслевых отношениях. Однако эта стабильность - временная. Она нарушается по нескольким причинам.

Первая из них - процесс повышения общего уровня цен, который с неизбежностью продолжается в современных экономических системах теми или иными темпами. Аграрный производитель не может повышать цены, ориентируясь на конъюнктуру, как в большинстве промышленных отраслей. Спрос на товары отрасли - неэластичный, а структура рынка - близка к совершенной конкуренции. Попытка аграрной отрасли в целом увеличить объем производства и предложения обычно приводит к повальному снижению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Вторая причина - сокращение доли аграрной продукции в совокупном спросе и валовом объеме реализации. Это происходит потому, что появляются все новые и новые инновационные отрасли. Этот процесс основан на привлекательности инновационных товаров и их рынков, улучшающих, как правило, качество жизни потребителей. Но продовольствие - товар рутинный и подвигнуть потребителей больше его приобретать и потреблять - невозможно.

Третья причина - биологическая сущность агропродовольствия, модернизировать которую с целью снижения издержек производства невозможно без резкого ухудшения качества. В итоге, как выразился Г. Форд, сельское хозяйство превратилось в «...небольшое дело среди других больших дел» [8. С. 395].

Очевидно, что доля сельскохозяйственной продукции в валовом выпуске национальной экономики и в дальнейшем будет сокращаться. Положение производителя на рынке среди производителей других отраслей также будет ухудшаться, в том числе и в отношениях обмена.

Наметились и компании-лидеры в каждом из названных направлений. В биотехнологиях это - Monsanto, DuPont /Pioneer, Syngenta; на рынке семян - они же и Limagrain; на рынке продукции агрохимии - Syngenta, Bayer Crop Sciences, BASF, Dow Agrosciences. Характерно, что каждая из этих групп по показателю рыночной концентрации CR-4 владеет половиной и более долей названных рынков. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что решение проблемы упадка аграрной отрасли и её места в отношениях обмена будет происходить, скорее всего, укрупнением структуры рынка, с одной стороны, и ухудшением качества продукции для подавляющего большинства потребителей - с другой.

Таким образом, воздействие инноваций и рынков инновационных товаров на конкурентные отношения в отраслях и между отраслями нельзя оценивать однозначно. Идет конкурентная борьба доминирующих фирм внутри инновационных отраслей. Нередко происходит смена лидеров: имитаторы вытесняют ли-деров-инноваторов и занимают доминирующее положение в отрасли. Острая борьба за создание конкурентного преимущества происходит на вновь зарождающихся рынках комплементарных товаров. На рынках высокотехнологичных товаров стремительно меняются рыночные структуры, что создает новые условия конкуренции. Изменения распространяются на традиционные отрасли, в частности на аграрную. Применение биотехнологий, химии создает предпосылки для образования в секторе поставщиков и смежных отраслей крупных объединений, способных получить мощную рыночную власть.

Литература

1. Бюхер К. Возникновение народного хозяйства: пер. с нем. Петроград: Academia, 1923.

242 с.

2. Гоант Р. Современный стратегический анализ. 5-е изд. СПб.: Питер, 2008. 560 с.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос, 1990. 352 с.

4. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика: пер. с англ. М.: Экономика, 1997. 479 с.

5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: в 9 т. М.: Политиздат, 1987. Т. 9, ч. 1. 475 с.

6. Сельское хозяйство на службе развития // Доклад о мировом развитии 2008. Всемирный банк. Вашингтон: пер. с англ. М.: Весь мир, 2008.

7. Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 170 с.

8. Форд Г. Мояжизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Минск: Харвест, 2003.

9. Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

ТУМАЛАНОВ НИКОЛАИ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

TUMALANOV NIKOLAY VASILYEVICH - doctor of economics sciences, professor of Regional Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.43:330.11(470.344)

В.Г. ФЕДОРОВ

ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Ключевые слова: законы земледелия, рыночной экономики, законы спроса и предложения.

Проведен анализ состояния функционирования основных законов земледелия и законов организаций. Предложен комплекс мер, направленных на улучшение использования потенциала зернового производства Чувашской Республики. Доказана целесообразность трактовки понятия закона спроса и предложения, основанного на способах применения натуральных показателей.

V.G. FEDOROV

LAWS OF FARMING, ORGANIZATIONS AND MARKET ECONOMY AND THE REGIONAL ASPECTS OF DEMAND AND SUPPLY FOR AGRICULTURAL PRODUCTS

Key words: laws of agriculture, the market economy, laws of and demand and supply.

The analysis of the functioning of the basic farming laws and the laws organizations is made, package of measures aimed at improving the capacity of grain production of the Chuvash Republic is proposed in the article. Interpretations of the concept of the law of and supply demand, based on patterns of natural indicators use is justified.

Важнейшим условием стабилизации экономики народного хозяйства и улучшения состояния продовольственного баланса отдельно взятого региона и страны в целом является повышение эффективности агропромышленного комплекса и его главного звена - сельского хозяйства. Решение проблемы продовольственной независимости предполагает ведение устойчивого, высокоэффективного земледелия, так как только в растениеводстве осуществляется процесс превращения кинетической энергии солнца в потенциальную энергию органического вещества. Развитие потенциала живых организмов - растений и животных, как природных машин и незаменимых средств производства, определяется взаимодействием и взаимовлиянием системы биологических законов и таких природно-климатических факторов, как осадки, температурный режим, степень использования растениями энергии солнца, обеспеченность растений фотосин-тетической активной радиацией (ФАР). По многолетним данным, на территории Чувашии сумма ФАР, приходящаяся в расчете на 1 га, составляет в среднем

1,64 (1,35-1,90) млрд ккал. В условиях производства коэффициент использования (К) ФАР посевными составляет 2,5% (теоретически возможно 3-10% использования). Калорийность единицы урожая органических соединений равна 4000 ккал на 1 кг. Имея эти величины, можно определить возможную потенциальную урожайность (ПУ) абсолютно сухой биомассы (ц/га) растений:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.