Научная статья на тему 'Использование территориального фактора в процессе модернизации жизнеобеспечивающих отраслей'

Использование территориального фактора в процессе модернизации жизнеобеспечивающих отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР / УСЛОВИЯ КОНКУРЕНЦИИ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / MODERNIZATION OF INDUSTRIES GEOGRAPHICALLY REGIONAL FACTOR / COMPETITION / COMPARATIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич, Иванов Владимир Валерьевич, Тумаланов Эдуард Николаевич

Рассмотрена проблема реализации в ходе модернизации отраслей тех специфических возможностей, которые содержатся в особенностях ресурсобеспеченности, условий воспроизводства и конкуренции, а также социокультурного развития регионов. Показана неудовлетворительная реализация этих возможностей в российской экономике. Обоснованы необходимость и возможность создания за счет использования ресурсных особенностей регионов сравнительного преимущества в обмене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич, Иванов Владимир Валерьевич, Тумаланов Эдуард Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE TERRITORIAL FACTOR IN THE MODEMIZATION OF THE LIFE-SUPPORTING INDUSTRIES

The problem of realization in the course of the modernization of the specific features that are contained in the features resursobespechennosti, reproduction conditions and competition, as well as social and cultural development of the region. The insufficiency of the realization of these opportunities in the Russian economy. The necessity and possibility of creation through the use of the resource characteristics of the regions comparative advantage in the exchange.

Текст научной работы на тему «Использование территориального фактора в процессе модернизации жизнеобеспечивающих отраслей»

УДК 332.146:33.843 ББК 123.34

Н.В. ТУМАЛАНОВ, В.В. ИВАНОВ, Э.Н. ТУМАЛАНОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ*

Ключевые слова: модернизация отраслей, территориально-региональный фактор, условия конкуренции, сравнительное преимущество.

Рассмотрена проблема реализации в ходе модернизации отраслей тех специфических возможностей, которые содержатся в особенностях ресурсобеспеченности, условий воспроизводства и конкуренции, а также социокультурного развития регионов. Показана неудовлетворительная реализация этих возможностей в российской экономике. Обоснованы необходимость и возможность создания за счет использования ресурсных особенностей регионов сравнительного преимущества в обмене.

N.V. TUMALANOV, V.V. IVANOV, E.N. TUMALANOV USE TERRITORIAL FACTOR IN THE MODEMIZATION OF THE LIFE-SUPPORTING INDUSTRIES

Key words: modernization of industries geographically regional factor, competition, comparative advantage.

The problem of realization in the course of the modernization of the specific features that are contained in the features resursobespechennosti, reproduction conditions and competition, as well as social and cultural development of the region. The insufficiency of the realization of these opportunities in the Russian economy. The necessity and possibility of creation through the use of the resource characteristics of the regions comparative advantage in the exchange.

В процессе модернизации отраслей в условиях глобализации возрастает роль умения создавать конкурентное преимущество за счет использования территориальных факторов: дешевизны определенных видов ресурсов, внутреннего спроса и конкуренции в регионе, условий для расширения масштаба производства, изменения структуры рынка отрасли и других. В Стратегии развития жизнеобеспечивающих отраслей Российской Федерации, таких как легкая промышленность, пищевая промышленность, сельское хозяйство и других, принятых Правительством страны в 2012 г., в какой-то мере этот аспект затронут [3]. Однако основное внимание в них сосредоточено на использовании географического положения регионов, их городов и земель, транспортной сети, инфраструктуры.

Между тем возможности территориального фактора значительно шире, его потенциал в повышении конкурентоспособности отраслей намного мощнее. Его с успехом можно реализовать в ходе модернизации отраслей созданием преимущества в той или иной сфере конкурентных отношений.

Использование регионально-территориального факторов в области ресурсов в целом ориентируется на базовые основы теории сравнительного преимущества Д. Рикардо, факторной теории Б. Олина, а также на результаты исследования возможностей достижения сравнительного преимущества М. Портера. Воздействие ресурсов, которые имеются в изобилии на данной территории, на конкурентоспособность фирм региона отражено в их концептуальных положениях. Те или иные отрасли с успехом могут использовать (и используют) фактор относительно дешевых ресурсов регионов. Опыт ряда стран показывает, что это огромный резерв для создания сравнительного преимущества. Используются изобилие и дешевизна ресурсов определенной группы, (например, трудовых), которые не дают абсолютного преимущества,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 11-02-00569а, 11-1221011 а/в, 12-12-21002 а/в, 13-12-21016).

однако обеспечивают относительную эффективность затрат при производстве той или иной продукции. Внутренние провинции Китая с успехом используют в легкой промышленности дешевизну рабочей силы для создания сравнительного преимущества как на внутреннем рынке страны, так и на внешних рынках. То же самое и с использованием других ресурсов: Австралия, Новая Зеландия, Аргентина создают сравнительное преимущество по сельскохозяйственной продукции благодаря изобилию и дешевизне земельных ресурсов. США и Япония получают сравнительное преимущество по технологическим ресурсам. Страны Юго-Восточной Азии, обделенные природными ресурсами, создают сравнительное преимущество по высокоразвитой инфраструктуре, телекоммуникациям, повышению уровня человеческого капитала.

Для создания сравнительного преимущества требуется, кроме изобилия и относительной дешевизны тех или иных ресурсов, еще и наличие большого объема спроса на продукцию, по которой регион (страна) специализируется. Благодаря этому в создании сравнительного преимущества имеют благоприятные возможности регионы крупных стран, где имеются высокоемкий внутренний рынок и разнообразные природно-географические условии воспроизводства [7].

Такие условия имеет Россия со своим внутренним рынком. В Стратегии отмечено, что развитие производства жизнеобеспечивающей продукции, в котором преимущество имеют территории, обладающие плодородными землями (например, Центрально-Черноземный регион) при успешной реализации может дать им немалое конкурентное преимущество [3]. Строительство мясокомбинатов с нормой переработки 50-60 тыс. т мясопродукции в год, молокоперерабатывающих заводов - 50-150 тыс. т в год, сахарных заводов -2-2,5 млн т в год, безусловно, может внести изменения в структуру рынка отрасли, положительно сказаться на конкурентоспособности отечественный производителей. То же можно сказать и о строительстве предприятий молочной и мясной промышленности в Приволжском округе, Вологодской области, сахарного завода в Ставропольском крае. Рынок зерна и мукомольнокрупяной продукции может получить ощутимое положительное воздействие со стороны производителей Алтайского края. Южные, приморские и горные регионы могут внести позитивные изменения на рынках плодово-ягодной продукции, продукции виноделия, а также на пока слаборазвитом рынке услуг сельскохозяйственного туризма.

Однако большое значение в региональном развитии отраслей имеет внутренний рынок региона и интенсивность конкуренции в нем. Если обычно конкуренция носит обезличенный характер, то на региональном рынке она основана на очном и личностном противостоянии фирм. Такая конкуренция способствует тому, что эти фирмы выходят на внешние рынки хорошо закаленными и подготовленными.

Нельзя пренебрегать в создании конкурентного преимущества фирмы данной отрасли в определенном регионе и социокультурным фактором. Культура населения региона, его духовно-ценностные ориентиры, социальное обустройство оказывают мощное воздействие на характер управления фирмой, развитие ее ресурсов и возможностей на данной территории [8].

В настоящее время немало таких фирм, которые заранее идентифицируют те ресурсы, которые необходимы им в каждом звене цепочки создаваемой стоимости. Исходя из полученного ответа на этот вопрос они и определяют регион, где будет размещено производство, куда будут ориентированы реализация, дистрибуция и другие виды деятельности. Не трудно убедиться, что это характерно для ТНК, производящих безалкогольные напитки, органи-

зованное питание, спортивную одежду и обувь, ряд других товаров пищевой индустрии и легкой промышленности [9].

Это не всегда приносит ожидаемую выгоду, поскольку часто высокие транспортные расходы, потеря времени, вынужденное увеличение товарноматериальных запасов, удаленность поставщиков сводят на нет большую часть ожидаемой прибыли. Поэтому по каждому случаю требуется достоверное знание будущих условий, издержек, безвозвратных потерь. В российском экономическом пространстве, хотя оно и отличается обширностью и асимметричностью, рисков и будущих потерь этого рода значительно меньше, чем у ТНК, предприятия которых разбросаны по всему миру. К тому же в таких отраслях, как легкая промышленность, пищевая промышленность, они должны быть меньше, чем в высокотехнологических отраслях в силу их малой подверженности воздействию конъюнктурных колебаний. Поэтому можно надеяться на то, что этот способ отечественными производителями будет использован успешно.

Стратегия регионального развития отраслей способствует также лучшему использованию эффекта масштаба [9]. Территориальное распределение производства, реализации, дистрибуции продукции позволяет выбрать лучшие варианты достижения эффекта масштаба. Традиционно эффект масштаба принято связывать чаще всего со стадией производства, поскольку на нее ложится наибольшая доля издержек. Однако переход к инновационному типу развития, создание новых товаров на основе высоких технологий привели к тому, что разработка товара требовала все большей доли издержек. Поэтому в высокотехнологических отраслях в настоящее время большое внимание уделяется именно стадии разработки, и для ее осуществления выбираются наиболее приспособленные для реализации инновационных проектов территории с высоким насыщением физического и человеческого капитала [6]. Точно так же используются новые знания и организационные способности. Первоначальная разработка системы быстрого питания или сети супермаркетов, или других подобных бизнес-систем обходится дорого. Однако последующее размножение клонов-филиалов оказывается намного дешевле (WallMart, McDonald's и др.).

Тогда и наступает период активного использования преимущества того или иного варианта регионального размещения и извлечения максимальной выгоды от эффекта масштаба. Подобным же образом могут обеспечить себе конкурентное преимущество, используя эффект масштаба и территориальное распространение, отечественные производители ряда отраслей, в том числе таких, как легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство. В Стратегии развития это не оговаривается, однако в ходе её реализации, скорее всего, очевидной станет необходимость использования как возможности создания сравнительного преимущества за счет лучшей обеспеченности регионов теми или иными ресурсами, так и таких факторов, как внутренняя конкуренция в регионе, достигнутый организационный потенциал фирмы, особенности эффекта масштаба в его территориальной реализации [3].

Территориальная стратегия имеет одну общую особенность: разместив различные виды экономической деятельности в разных местах, стремятся к достижению высокой эффективности. Идет постоянный поиск новых рыночных возможностей, дешевых природных ресурсов и рабочей силы, новых знаний. Последние во многих случаях настолько важны, что часто и новые филиалы создаются в других регионах с целью получить доступ к тем знаниям, которые там используются. Особенно характерно это для отраслей высоких технологий. Высшей целью в этой сфере можно считать использование новых знаний для создания и долгосрочного сохранения конкурентного преимущества. Это дости-

жимо при успешном синтезировании этих полученных знаний и их адаптации к интересам сферы деятельности фирмы.

Российские регионы имеют сильно различающиеся природно-географические условия воспроизводства. Они заселены неравномерно по плотности населения, национальному составу, обычаям, традициям народов и другим демографическим, культурным, социальным характеристикам. Эти обстоятельства в стратегии как отдельных фирм, так и отраслей учитываются недостаточно.

Между тем в международных экономических отношениях в этой сфере накоплен очень ценный опыт. Многие ТНК, несмотря на глобализационные идеи унификации всего и вся, успешно используют в своей стратегии региональные, социокультурные, национальные особенности потребителей. Нельзя и представить, чтобы McDonald's, Procter @ Gamble, Electrolux, Honda и другие компании отказались от выгоды такой стратегии. Для ее обозначения внедрен даже особый термин - «глобальная локализация». Отечественным предприятиям жизнеобеспечивающих отраслей необходимо использовать этот опыт и изменить стратегические подходы в этом направлении. Необходимо выработать чуткость к региональным, местным потребительским предпочтениям, внедрить ее в стратегию. Это себя оправдывает и вносит весомый вклад в создание конкурентного преимущества в сложных условиях деятельности в рамках правил ВТО.

Модернизация, безусловно, укрепляет конкурентные позиции отечественных производителей. Однако в условиях доминирования правил ВТО в обмене, дальнейшего развития технологий, прессинга глобализационного процесса на природные и человеческие ресурсы она не может гарантировать долгосрочное конкурентное преимущество. Отечественным отраслям необходимо осознать всю сложность современной рыночной среды и условий конкуренции. Крупным компаниям этих отраслей, скорее всего, нельзя будет обойтись без активного участия в «ценовых войнах». В них придется использовать и весь арсенал возможных средств, включая демпинг, взаимное субсидирование, разнообразные виды стимулирования сбыта и поддержку дилеров из общих денежных потоков.

Модернизация и инновационное развитие приоритетных для специализации отраслей региона создают условия для изменений в отраслевых рынках по количеству конкурирующих фирм, по степени концентрации фирм на рынке в сторону ее повышения. Значительные выгоды от модернизации и развития получат поставщики из регионов, в частности аграрные хозяйства. При этом предусмотренный рост объема валового выпуска может положительно воздействовать на условия входа в отрасль новых конкурентоспособных производителей. Однако в целом тенденция к усложнению условий входа в отрасль, скорее всего, сохранится по причине укрупнения ведущих предприятий, роста издержек входа [5. C. 81]. Эти условия весьма ощутимо будут различаться по регионам, и в лучших условиях окажутся индустриально развитые территории.

Стратегия развития отраслей и их модернизации не могут пройти мимо такого распространенного и продуктивного способа создания конкурентного преимущества, как вертикальная интеграция фирм. Территориально-региональный фактор способствует формированию благоприятных условий для вертикальной интеграции производителей отрасли, что позволяет охватить максимальное количество звеньев цепочки создания стоимости. Это характерно и для рассматриваемых отраслей российской экономики. Однако практика показывает, что в этих отраслях вертикальная интеграция имеет некоторые особенности. Например, в пищевой промышленности она очень разборчиво распространяется на аграрную отрасль, производителей сырья [6]. Круп-

ные компании, несомненно, берут и сохраняют за собой какие-то функции и в этом звене, но внедряться полностью в данную сферу с высокой степенью риска и неопределенности они не торопятся. Однако в целом в отраслях в ходе модернизации звенья в цепочке создания стоимости имеют тенденцию роста в пользу переработчиков. Во многом этому способствует развитие смежных производств, возможности для которых приумножаются модернизацией при активной роли благоприятных региональных условий.

В использовании территориального фактора нельзя ограничиться взглядом на предложение и игнорировать сторону спроса. Целесообразно исходить из того, что основа успеха в конкуренции - лучшее удовлетворение потребностей не только существующих, но и потенциальных покупателей. В ряде отраслей фактор спроса столь важен и переплетен с территориальным фактором, что исследователи считают одним из начальных условий успеха инноваций высокую требовательность региональных (местных) потребителей к новым товарам. Например, высокая конкуренция внутри страны на японских рынках автомобилей, бытовой электроники и других стала горнилом для национальных фирм, которые впоследствии стали мировыми лидерами рынков этих товаров.

Следует отметить, что внутренние рынки регионов и стран сослужили такую службу также производителям часов Швейцарии, пивоварам Германии и т.д. Также потребители товаров легкой промышленности и ряда других отраслей Китая в последние годы почувствовали, что товарный поток из этой страны не только растет количественно, но и поднимается качественно. И в этом несомненная заслуга отчаянной конкуренции товаропроизводителей на внутренних рынках Китая.

На российских отраслевых рынках трудно найти примеры такой напряженной конкуренции и ее положительные результаты. Время зарождения и роста конкуренции было упущено по ряду причин, исходящих преимущественно из политико-правовой, институциональной и макроэкономичной среды. Во многих отраслях, немощным в производстве и инновациях, но неуместно алчным в отношениях распределения отечественным бизнесом, позиции на рынках без борьбы были сданы иностранному производителю.

Результаты этой капитуляции наглядно демонстрируют показатели индекса сравнительного преимущества, достигнутого в обмене отечественным производителем на рынках ряда жизнеобеспечивающих товаров (таблица).

Сравнительное преимущество, достигнутое производителями России при обмене по некоторым группам товаров

Группы товаров Индекс достигнутого сравнительного преимущества

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Продукция легкой промышленности (всего), млрд руб -1,94 -2,05 -2,10 -2,13

Пшеница, млн т 0,18 0,20 0,11 0,15

Овощи, млн т -0,15 -0,17 -0,25 -0,24

Плоды, ягоды, млн т -0,90 -0,76 -1,12 -0,81

Масло растительное, млн т -0,05 -0,33 -0,59 -0,17

Мясо скота, птицы, млн т -0,44 -0,48 -0,52 -0,54

Сахар из отечественного сырья, млн т -0,71 -0,70 -0,91 -0,85

Примечание. Индекс сравнительного преимущества исчислялся по данным ФТС и Росстата как отношение показателя «Экспорт минус импорт» к объему производства данной продукции внутри страны. Когда экспорт превышает импорт, то индекс получается положительным; когда импорт превосходит экспорт, индекс принимает отрицательное значение.

Достижение сравнительного преимущества в обмене всецело зависит от успешного использования территориально-регионального фактора, полной реализации его потенциала. В производстве жизнеобеспечивающих товаров, во многом определяющих экономическую безопасность страны, этот фактор в конкурентных отношениях пока используется очень слабо. Однако было бы ошибочным считать, что положение в этой сфере безнадежное. Изменение его в лучшую сторону может быть обеспечено целенаправленной и согласованной деятельностью бизнеса и государства с рациональным использованием институциональных механизмов. При этом, как свидетельствует опыт, лучшие результаты достигаются, когда государство активно использует формализованные правила и институты принуждения, а бизнес совершенствует неформальные традиции и обычаи, вытравливая из них оппортунистическую сущность, внедряя прозрачные и понятные человеческие отношения.

Литература

1. Бакетт М. Фермерское производство: организация, управление, анализ: пер. с англ. М.: Агропромиздат, 1989. 464 с.

2. Сельское хозяйство на службе развития // Доклад о мировом развитии 2008. Всемирный банк. Вашингтон: пер. с англ. М.: Весь мир, 2008. 406 с.

3. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р) [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-правов. портал. URL: http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/70067828/.

4. Тумаланов Н.В. Формирование условий межотраслевого обмена в национальной экономике. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011.

5. Тумаланов Н.В. «Подводные камни» ВТО, подстерегающие вступающую в нее страну // Перспективы социально-экономического развития в условиях вступления в ВТО: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. С. 295-299.

6. Тумаланов Н.В., Иванов В.В., Тумаланов Э.Н. Возможности адаптации аграрного производителя к современным условиям конкуренции // Экономика и экология: новые вызовы и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012.

7. Чекулаев М.В. Как обеспечить конкурентоспособность агрофирмы? // Современная конкуренция. 2010. № 1. С. 71-78.

8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 698.

9. Эпштейн Д.Б. Аллокативная эффективность использования ресурсов сельхозпредприятиями // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 39-42.

ТУМАЛАНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tumalanow@mail.ru).

TUMALANOV NIKOLAY VASILEVICH - doctor of economics sciences, professor of Regional Economic Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ИВАНОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sprintxxx@mail.ru).

IVANOV VLADIMIR VALERYEVICH - candidate of economics sciences, senior teacher of Information Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ТУМАЛАНОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tumalanov@mail.ru).

TUMALANOV EDUARD NIKOLAEVICH - candidate of economics sciences, senior scientific employee of the Problem Scientific Research Laboratory, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.