МАЛЬКОВА ТАТЬЯНА МАКСИМОВНА - аспирантка кафедры экономики и организации производства, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]; [email protected]).
MALKOVA TATYANA MAKSIMOVNA - post-graduate student of Economy and Production Organization Chair, Povolzhskiy State Technological University, Russia, Yoshkar-Ola.
ПОРЯДИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола.
PORYADINA OLGA VIKTOROVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Information Systems in Economy Chair, Povolzhskiy State Technological University, Russia, Yoshkar-Ola.
УДК 338
Е.А. МАТВЕЕВ
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ФИРМЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФАКТОРНОЙ И РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ*
Ключевые слова: инновационный процесс, территориальная внешняя среда, коммерциализация инновации, сравнительное преимущество, фактор спроса, конкуренция на внутреннем рынке.
Рассмотрены теоретические и практические вопросы использования преимущества территориальной среды в инновационном процессе. Обоснована особая роль в успешной коммерциализации и распространении инновационного товара обеспеченности региона факторами производства, внутреннего спроса, а также конкуренции на внутреннем рынке.
E.A. MATVEEV
IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF INNOVATIVE COMPANIES THROUGH THE USE OF THE REGIONAL FACTOR AND THE MARKET ENVIRONMENT Key words: innovation, territorial external environment, the commercialization of innovation, comparative advantage, factor demand, competition in the domestic market.
The article deals with theoretical and practical issues to take advantage of territorial protection in the innovation process. Proved a special role in the successful commercialization and distribution of innovative security product area factors of production, domestic demand and competition in domestic market.
Территориальный фактор в инновационном процессе занимает важное место. Поскольку процесс этот побуждается и поддерживается новой продукцией, решающая роль в том, какой регион, какая территория станут местом зарождения и развития инновационного процесса, принадлежит инвестиционной привлекательности региона. Последняя же, в свою очередь, зависит от того, что может дать данный регион инновационной фирме в создании конкурентного преимущества.
Исследуя воздействие территориального расположения на конкурентоспособность инновационной фирмы, в поисках источника создания конкурентного преимущества целесообразно обратить внимание на внешнюю и отраслевую среду регионов, где располагается производство и где реализуется товар. При этом роль внутренней среды, значимость ресурсов и способностей самой фирмы сохраняются, их также нельзя недооценивать.
Чаще всего выбор местоположения инновационной фирмы предопределяет наличие тех факторов производства, в которых она более всего нуждается. Они могут быть из группы «труд» или из группы «физический капитал», или из группы
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-02-00569 а).
«земля и природные ресурсы». Нередко преимущество дает технологическая продвинутость региона, причем не только за счет нынешних усилий, но и за счет наработанного и созданного в предыдущие периоды потенциала. Важнейшее значение имеет доступность этих ресурсов по близости и цене, поскольку это сразу отражается на входных издержках, позволяя снижать их. Эти общие условия использования выгод территориального расположения в создании конкурентного преимущества можно представить таким образом.
К внутренней среде необходимо отнести материальные и нематериальные ресурсы фирмы, трудовые ресурсы, персонал, его способности, наработанные технологии, организационную и управленческую культуру руководства, место фирмы на отраслевом рынке, сложившуюся репутацию ее среди потребителей и конкурентов.
Территориальная окружающая среда: политико-правовая, социокультурная, макроэкономическая
Отраслевая среда:
Решающие факторы создания конкурентного преимущества в отрасли
Внутренние, отраслевые, территориальные условия создания фирмой конкурентного преимущества
Отраслевая среда складывается из состава существующих конкурентов, потенциальных конкурентов, причем не только производителей основного товара, но и товаров-субститутов, состава, покупательных возможностей, склонностей, запросов потребителей, а также отношений с поставщиками.
Наряду с тем, что в территориальной окружающей среде ведущее место занимают подходящие для фирмы факторы производства, которыми обладает регион, немаловажны для фирмы обеспеченность транспортом, коммуникациями, развитой инфраструктурой, близость вспомогательных отраслей, доступность их продукции, а также социокультурная среда в регионе.
Роль факторов производства заключается в том, что данная территория (страна, регион) позволяет фирме создавать конкурентное преимущество, если в ней - изобилие ключевых для производства ее продукции производственных ресурсов и есть возможность покупать их по низкой цене. Это положение, обоснованное Б. Олиным [4], широко используется в создании конкурентного преимущества за счет территориального расположения.
Наиболее универсальный подход в этом отношении имеет теория сравнительного преимущества Д. Рикардо, которая на ключевое место ставит фактор труда и на этой основе доказывает возможность создания условий выгодного обмена. Преимущество в обмене обеспечивается сравнительными затратами труда в пропорциях обмена [1]. Если даже затраты труда на производство определенного продукта выше, чем у партнеров по обмену, это не является препятствием для извлечения выгоды из обмена. Обмен позволяет, продав этот продукт, больше покупать и потреблять другие продукты, производство которых на данной территории еще более затратно.
Однако если выгоду специализации и обмена можно извлечь при низких по сравнению с конкурентами показателях производительности труда, то такую же выгоду можно получить, используя другие изобильные в данном регионе производственные ресурсы. Н.В. Тумаланов пишет, допустим, что «регион А производит зерно, расходуя на производство 1 ц 1 усл. кг ресурсов (пусть в сумме нефтепродукты и минеральные удобрения, это - природные ресурсы в почти чистом виде). Он же производит 1 комплект алюминиевой посуды, используя 2 кг природных ресурсов (металл и энергоносители в сумме). Регион Б производит зерно, расходуя на 1 ц 3 кг природных ресурсов, 1 комплект посуды, расходуя на него 4 кг природных ресурсов.
Товар Количество, ед. Затраты природных ресурсов, кг Примечание
регион А регион Б
Зерно 1 ц 1 3 Регион А, вывозя зерно в регион Б, за 1 кг ресурсов получает 3 кг, или 0,75 товаров Б (дома - 0,5)
Посуда 1 к-т 2 4 Регион Б, вывозя посуду в регион А, за 1 комплект посуды получает 2 ц зерна (дома - 1,33)
При абсолютно высоких затратах по обоим товарам регион Б, тем не менее, получает сравнительную выгоду, специализируясь на производстве посуды, равно, как и регион А, специализируясь на производстве зерна» [2].
Таким образом, обеспеченность региона земельно-природными ресурсами и их относительная дешевизна позволяют производителям создавать сравнительное преимущество в отношениях обмена с другими регионами. При прочих неизменных условиях достигнутое сравнительное преимущество по какому-либо из основных ресурсов равносильно конкурентному преимуществу. Так, регион, в котором имеется избыточная среднеквалифицированная рабочая сила (например, Чувашия), может достичь сравнительного преимущества по труду. Регион же, имеющий крупные месторождения нефти и нефтеперерабатывающие предприятия (Татарстан), получает сравнительное преимущество по нефтепродуктам. Регион, достигший в предыдущие периоды высокого уровня технологического развития (такие, как Нижегородская или Екатеринбургская область), имеет возможность использовать в конкуренции это свое преимущество.
При создании инновационного продукта и его будущей коммерциализации, безусловно, исходят не только из условий ближней и дальней внешней среды со стороны предложения (производителя), но и со стороны спроса (потребителя). Это дает возможность в дальнейшем успешно создавать и применять конкурентную стратегию. Роль потребителей и их спроса наиболее важна исходя из того, в каком направлении пойдут создание, коммерциализация и, в особенности, распространение инновационного продукта.
Важнейшее значение функции потребителей и спроса было обосновано еще в 1990 г. М. Портером [5], и с тех пор оно не только не ослабело, но и усилилось под воздействием глобализации, интернационализации производ-
ства и обмена. Инновационные фирмы высокотехнологичных отраслей не просто выбирают виды и технологии инноваций, но и целенаправленно ориентируются при этом на лучшее удовлетворение потребностей потенциальных покупателей. Они смотрят вперед, и стратегическая их цель - обеспечить непрерывность роста рынка и перманентность инновационного процесса, когда уже приевшиеся потребителям инновационные товары заменяются более новыми товарами.
В ряде высокотехнологичных отраслей роль спроса и потребителей в инновациях столь важна, что условия спроса на региональных рынках можно считать главным мотивом, побуждающим к инновациям и обеспечивающим непрерывность процесса. Высочайшее мировое качество инновационных продуктов и постоянное обновление товарного ряда все новыми и новыми видами продукции ряда компаний, которые давно стали транснациональными, объясняются теми высокими требованиями, которые предъявляли изначально местные потребители. Господство на мировом рынке пива таких компаний, как Interbrew, SABMiller, Heineken, Anheuser Busch, на рынке высококачественных часов - швейцарских производителей, на рынке дорогих автомобилей - BMW, Mercedes, Porsche, а также множество примеров из других отраслей и сегментов рынков свидетельствуют об общей закономерности, существующей в отношениях потребителей, спроса и новаторства. Спрос на инновационный продукт, его товарные параметры, высокие требования к качеству товара на этой территории именно потребителей данного региона (или страны) являются мощным побудителем начала инновационного процесса, а в дальнейшем - его непрерывного самообновления.
Поскольку обновление рынка является производным от спроса, в ряде отраслей динамика рынка ведет к тому, что фирме-новатору приходится постоянно поддерживать свое конкурентное преимущество, а в этом процессе основой являются модернизация и инновации. Вход в отрасль новых конкурентоспособных фирм усложняет рынок (или сегмент его) и условия функционирования на нем доминирующей фирмы.
Для новаторской фирмы - это ослабление позиций, но в плане развития инновационного процесса - мощный стимул. Практика ряда стран, где изобилие капитала усложняет его успешное вложение, показывает, что в целях удержания (или укрепления) своих конкурентных позиций фирмы вступают в ожесточенную конкуренцию внутри данной территории. Так произошло в ряде рынков Японии: бытовой электроники, медицинской техники, фотоаппаратов, легковых автомобилей. Японские фирмы, прежде чем выйти на внешние рынки, оттачивали свою способность непрерывно обновлять товарный ряд, совершенствовать изделия в условиях сложнейшей конкуренции на внутреннем рынке.
Частично это обстоятельство действительно и для китайских производителей. Внутренняя территориальная конкуренция весь период экономического прорыва Китая с начала 1990-х гг. нарастала. Как внутренние потребители, так и потребители других стран быстро почувствовали, что китайский товарный поток стремительно растет не только количественно, но и качественно. И это является результатом отчаянной внутренней конкуренции. Ее производным является также быстрый выход китайского бизнеса на внешние рынки. При этом выход на внешние рынки осуществляется не путем вывоза капитала, а посредством вывоза готовой продукции. В этом проявляется умелое и целенаправленное использование факторно-территориального преимущества, а также закономерность распространения новых товаров и их рынков.
Отличительной чертой китайского инновационного развития является и то, что быстрый темп роста конкуренции заставлял эти бесчисленные фирмы торопиться, не оставляя времени на НИОКР. Отсюда - приверженность к имитаторству уже наработанных в других странах технологий. Можно сказать, что производители этой страны, не будучи инноваторами в строгом смысле этого понятия, в невиданных масштабах используют возможности инновационного процесса. По существу, они являются не новаторами товара, а новаторами процесса и организации (по 5-му пункту определения новаторства Й. Шумпетером [3]).
В отличие от названных стран, в большинстве европейских экономических систем внутренняя конкуренция не была столь сильно развита. Нельзя найти такую насыщенность внутреннего рынка местными производителями ни в одной из западноевропейских стран. Это не говорит о том, что там нет конкуренции между фирмами страны, но свидетельствует о том, что интенсивность ее значительно слабее, чем в Японии и Китае.
Слабо развита внутренняя конкуренция и в большинстве отраслевых рынков российской экономики. Предпосылкой такого положения явилась нерациональная ориентация отечественного бизнеса в специализации. Специализация на добыче природных ресурсов и их первичной обработке привела к тому, что многие высокотехнологичные отрасли с большим потенциалом инновационного развития не получили развития и отстали в технологиях. Неиспользованный потенциал и растерянные позиции на рынке, пренебрежение к возможности создания конкурентного преимущества за счет использования лучшей обеспеченности регионов определенными факторами производства привели к тому, что ряд высокотехнологичных отраслей не только утеряли способность выйти на внешние рынки, но и вытесняются из внутреннего рынка.
Положение в таких отраслях, как гражданское авиастроение, станкостроение, фармацевтика, бытовая электроника, сельскохозяйственное машиностроение, ряде других, свидетельствует о том, что ни один из факторов, дающих преимущество по территориальному месторасположению, в достаточной мере не используется.
Таким образом, отечественным производителям высокотехнологичных отраслей, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, необходимо использовать мощные рычаги его создания, которое дают территориальное расположение и региональная внешняя среда. Фирмам-новаторам необходимо обратить внимание на благоприятную обеспеченность региона факторами производства, ключевыми для фирмы, интенсивно нарастающий внутренний спрос и формирующуюся на этой основе жесткую внутреннюю конкуренцию между отраслевыми фирмами. Окрепнув в этой конкурентной борьбе, лучшие фирмы высокотехнологичных отраслей могут обеспечить себе непрерывность инновационного процесса и успешный выход на внешние рынки.
Литература
1. Рикардо Д. Начала политической экономии и податного обложения: пер. с англ. // Рикардо Д. Соч.: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 2. С. 6.
2. Тумаланов Н.В. Конкуренция и стоимостные отношения на рынке производственных ресурсов. Вопросы теории и методологии. Чебоксары: ГУП «ИПК “Чувашия”», 2004. С. 240-241.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
4. Ohlin B. Interregional and international Trade. Cambridge, 1967.
5. Porter M.E. The Competitive, Advantage of Nations. N.Y.: Free Press, 1990.
МАТВЕЕВ ЕВГЕНИИ АЛЕКСЕЕВИЧ. См. с. 343.