АКТУАЛЬНОСТЬ КЛАСТЕРА ДЛЯ РОССИИ
м. е. перепичка,
преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов
Российской Федерации
Статья посвящена исследованию нового типа экономической политики - кластерной. Это совокупность методов и форм, связанных с развитием бизнеса и региональным развитием. Она объединяет региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику привлечения иностранных и внутренних инвестиций, научно-техническую и инновационную, образовательную и другие направления государственной политики.
Ключевые слова: кластер, подход, стратегии, преимущества, конкуренция, регион, инновации, инвестиции, кейнсианство.
В условиях всемирной экономической, политической и культурной интеграции, а также унификации, что подразумевает под собой приведение к единой форме или системе, актуальна тема кластерного подхода в реализации государственной экономической политики.
Для развития кластера необходимо:
- объединение различных предприятий одной сферы деятельности;
- эффективное взаимодействие всех участников кластера;
- разработка стратегии кластера, при которой даже малоразвитые предприятия будут иметь возможность развиваться;
- устойчивая конкуренция внутри кластера;
- выход на мировой конкурентный уровень и обеспечение высоких темпов роста экономики. Последний пункт, собственно, и является основной целью кластерной политики, которая стала одним из главных составляющих государственной политики, направленной на повышение национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. В Правительстве РФ кластерная политика также рассматривается как одна из 11 ключевых инвестиционных инициатив наряду с созданием
Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими предложениями, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. При этом содержание кластерной политики не расшифровывается [3, с. 5—18].
Нужна ли экономике России кластерная политика, которая так распространена за рубежом? Следует ли перенимать опыт других стран в создании кластеров, когда существует большое количество традиционных теорий и методов, проверенных годами, таких как субсидирование отраслей и предприятий, система государственных заказов и т. д.?
Необходимо отметить, что кластерная политика должна реализовываться с учетом специфики государственной политики экономики России и взаимодействовать с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в плановой экономике. Этот вид политики является только одним из методов повышения конкурентоспособности экономики, и наибольший положительный эффект может быть достигнут при согласованном его применении с комплексом других мероприятий. По убеждению М. Портера, «лучший способ проверить правильность теории — применить ее на практике».
Обычно выделяют несколько типов кластерной политики. Один из них заключается в стимулировании спроса, т. е. учете потребительских предпочтений в регионе. Второй можно назвать политикой посредничества между участниками кластера, а также создания условий для усиления сотрудничества между участниками кластера; третий — политикой стимулирования внешних связей (реализация инвестиционных проектов и устранение барьеров, возникающих при реализации продукции, закупке сырья, материалов и техники).
Эффективность экономической политики
14 (38) - 2010
Таким образом, кластерная политика заключается в создании условий для развития кластера. Несмотря на то, что понятие «кластерный подход» не имеет четкого определения, в нем есть непростые составляющие элементы, и без точного их понимания и определения дальнейшее исследование затронутой проблемы не даст результатов.
Существует много противоречивых мнений о том, что представляет собой кластер. Поэтому целесообразно рассмотреть такие понятия, как «кластер», «кластерный подход», «кластерные стратегии» и «кластерные преимущества».
Майкл Портер, выдающийся экономист, профессор гарвардского университета, разъясняет понятие кластер как географически близкую группу связанных компаний (производители, поставщики и взаимодействующие институтов определенной специфической области, НИОКР, лаборатории, банки и многое другое). Ярко выраженная практическая направленность концепций ромба и кластера помогла Портеру приобрести большое число сторонников, развивающих концепцию промышленных кластеров, хотя у нее имеются и значительные недостатки.
Кластер (от англ. cluster — скопление) означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Этот термин имел устоявшееся значение и успешно применялся в большинстве естественных наук.
Вероятно, впервые он вошел в научный оборот в математике, когда в конце 1930-х гг. был сформулирован аппарат кластерного анализа многомерных данных. В неорганической химии кластерами обозначается класс химических соединений, в составе которых находится различное число атомов переходных металлов. Физика кластеров является одним из наиболее динамически развивающихся направлений современной физической науки. Вычислительные кластеры однотипных компьютеров, объединенных диспетчерской системой, активно используются в образовании и научных исследованиях для решения трудоемких вычислительных задач.
Необходимо подчеркнуть, что термин «кластер» использовался советскими и российскими экономико-географами А. П. Горкиным и Л. В. Смирнягиным и шведскими экономистами К. Фредрикссоном и Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве еще в 1970-х гг. [6]. Таким образом, Портер не первым использовал этот термин, чего, впрочем, он и не от-
рицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг., как А. Маршалл, А. Лёш, У. Айзард, и других исследователей [5].
В экономическом аспекте кластер выступает как сконцентрированная на одной территории группа взаимосвязанных компаний, которые представлены производителями, поставщиками, научно-исследовательскими институтами, образовательными учреждениями, а также организациями кредитно-банковской системы и др. Внутри такой концентрации создаются условия для конкуренции, которая является основой кластерной стратегии.
Кластер в экономике — гибкое и свободное объединение предприятий по территориально-пространственному принципу. Представляя собой скопления («созвездия», «гроздья») предприятий, расположенных на определенной местности, индустриальные кластеры возникли в ходе развития территориального разделения, комбинации труда и производства и территориальной интеграции.
Образующие кластер предприятия могут быть связаны одной технологической цепочкой (вертикальная интеграция). Они могут производить однородную продукцию различных серий и пользоваться общей инфраструктурой, иметь доступ к технологическим инновациям (горизонтальная интеграция).
В условиях современной инновационной модели экономического роста кластеры получили широкое распространение в первую очередь в высокотехнологичных отраслях. Центром концентрации служит инновационное ядро, базирующееся на новых знаниях и включающее исследовательские фирмы, в том числе малые. Вокруг него располагаются взаимосвязанные компании, специализированные поставщики, производители и потребители. В состав кластера могут входить связанные с деятельностью этих компаний университеты, агентства по стандартизации, торговые сети, а также аналитические и консалтинговые службы, PR-агентства, лоббистские и другие структуры, представляющие интересы данной территории. Субподрядчиками, а иногда и подрядчиками крупных компаний выступают средние и малые фирмы. Кластеризация является важной общей тенденцией современного мирового экономического развития. Ныне ею охвачено уже более 50 % экономики развитых стран [1, с. 294—295].
Целесообразно рассмотреть характерные признаки территориальных кластеров:
- географическое расположение предприятий;
- участники и их взаимодействие;
- конкурентные преимущества;
- конкурентные позиции на мировом уровне. Географическая характеристика заключается в
том, что предприятия концентрируются и располагаются недалеко друг от друга, что обеспечивает возможность активного взаимодействия. Кластеризация подразумевает не перестроение территории и создание новых предприятий, а создание условий для развития бизнеса. При формировании кластера необходимо учитывать специфические местные условия.
Каждая страна и регион характеризуются собственной уникальностью, которая имеет значение для их конкурентоспособности. Кластерная политика уделяет ключевое внимание анализу местных рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы), а создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура), что позволяет учитывать местные особенности развития и разрабатывать эффективные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.
Чтобы добиться наибольшего эффекта кластерного развития, необходим широкий круг участников и наличие результативного взаимодействия между ними. Основными участниками кластера являются:
- предприятия, выпускающие специализированную готовую продукцию;
- поставщики сырья и услуг для специализированных предприятий первого вида;
- организации, предоставляющие услуги аудиторов, кредиторов, страховщиков и др.;
- научно-исследовательские лаборатории;
- образовательные учреждения;
- организации кредитно-банковской системы;
- потребители, население;
- государство, региональные и местные органы власти.
Актуальность создания кластеров в современном мире выражается в развитии сотрудничества государства с финансово-экономическими, производственно-хозяйственными институтами. Важную роль в общей системе развития региональных кластеров играют научно-исследовательские лаборатории и образовательные учреждения. Другими словами, создание кластеров заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. К этому должны привлекаться представители власти разных уровней с одной стороны, а с другой — представители предприятий, различных
общественных организаций и населения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается в создании отраслей, обслуживающих производство и хозяйство в целом для упрощения и более эффективного товарообмена между продавцами и покупателями, в создании инфраструктуры для деятельности кластера, а также — воздействие на факторы конкурентоспособности.
Представители власти, заинтересованные в развитии территории, обладают различными инструментами, необходимыми для влияния на местную ситуацию, — правовыми, финансовыми, административными.
Роль государства в процессе объединения субъектов и развития кластерного подхода неоспорима. Особенно важно вмешательство государства в экономическую сферу в период кризиса. Например, в период мирового экономического кризиса в 1920—1930 гг. проблема состояла в том, чтобы найти выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы. Дж. М. Кейнс предложил: государство должно повлиять на совокупный спрос в масштабах национальной экономики, если это не может сделать массовый потребитель. Падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства. Это ведет к разорению мелких товаропроизводителей и крупномасштабной безработице, что приводит к снижению доходов населения. Следствием этого является падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, который удерживает экономику в состоянии нестабильности. В такой ситуации правильным действием государства явилось бы совершение за его счет крупного заказа предприятию. Это привело бы к дополнительному найму рабочей силы. Благосостояние бывших безработных возросло бы, соответственно, увеличивались бы их расходы на потребительские товары, и это повлекло бы рост совокупного предложения товаров и услуг и общее оздоровление экономики.
Суть концепции Кейнса, отраженной в «Общей теории занятости, процента и денег», состоит в следующем:
- во-первых, ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг;
- во-вторых, это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их при-
Эффективность экономической политики
14 (38) - 2010
быльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства;
- в-третьих, это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Ученый не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может [2]. Кейнсианские рецепты применялись не только в Англии и США, но и в других странах Запада.
Как отмечает М. Портер, «ориентация на кластеры во властных структурах обеспечивает механизм, посредством которого правительства могут улучшать свою информированность о реальных издержках и преимуществах конкретных политических шагов, а также могут повысить мотивацию проведения государственными учреждениями более эффективной экономической политики. Периодическая оценка кластеров дает мощный инструмент для определения политических мер и мониторинга их реализации в целях выявления недостатков и поиска эффективных практических решений. Выявленная в нескольких кластерах общая проблема должна, безусловно, стать приоритетной для власти».
Чтобы кластерная политика не превратилась в очередной инструмент лоббирования политических и отраслевых интересов, она должна охватывать широкий круг участников, включая местные органы власти.
Немаловажную роль играет образовательная система. Необходима дополнительная квалификация рабочих, а также увеличение доли лиц, занимающихся интеллектуальным трудом.
Наличие конкурентных преимуществ — немаловажный фактор для развития кластера, более того, при выявлении кластера в первую очередь необходимо обратить внимание на преимущества данной территории, к которым могут быть отнесены:
- выгодное географическое положение;
- природные ресурсы, необходимые для производства специализированных товаров;
- поставщики сырья;
- специализированные учебные заведения и исследовательские институты для увеличения кадровых ресурсов;
- наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы.
Четвертым важным признаком кластера является наличие сильных конкурентных позиций на международных и общероссийских рынках. Чтобы выйти на такой уровень, необходимо развить внутреннюю конкуренцию. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, приводит к росту конкурентоспособности страны.
Основной акцент в повышении конкурентоспособности должен делаться на регионы. Пожалуй, главный тезис Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. Региональные кластеры выполняют роль неких точек роста внутреннего рынка для экономики всей страны.
Следует обратить внимание на наиболее успешные экономически развитые и инновационно привлекательные регионы России. Одним из таких регионов, к примеру, является Калининградская область, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и другой деятельности.
В условиях глобализации необходимо искать новые подходы в развитии экономики страны, внедрять современные методы и механизмы, развивать новые стратегии.
Территориальное развитие Российской Федерации нацелено на создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, а также на то, чтобы регионы имели необходимые ресурсы для обеспечения хороших условий жизни населения. Сегодня перед отечественной экономикой стоят новые задачи, в связи с этим требуются новые подходы. И Россия имеет возможности развивать на своей территории кластеры.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17.11.2008 № 1662-р [4], рассматриваются задачи долгосрочного развития РФ по инновационным и социальным направлениям:
- развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
- формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6—8), ориентированных на высокотехнологичные производства в при-
оритетных отраслях экономики с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
- формирование территориально-производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий;
- развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста с постепенной интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
- образование и развитие туристско-рекреа-ционных зон с высоким уровнем сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями.
Актуальность создания кластеров в условиях нестабильной экономической ситуации существенно возрастает. Если бы в России ранее использовался кластерный подход, многие предприятия, участь которых в сложившейся кризисной ситуации незавидна, могли бы продолжать свою хозяйственную деятельность и успешно развиваться.
Проблема таких компаний в том, что они владеют информацией в недостаточной степени, то есть субъективно оценивают ситуацию. Участники кластера, напротив, владеют информацией, которая необходима для успешного ведения деятельности компаний на рынке. Важно быть осведомленными не только во внутренней деятельности кластера (потребности заказчиков, населения), но и в том, как ведут себя конкуренты на рынке, как развиваются, какие технологии используют, какие стратегии применяют. Необходимо владеть информацией о намерениях конкурентов, чтобы не только воспользоваться их идеями, но и модернизировать, усовершенствовать их.
Кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластера заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации при информационном взаимодействии (владение информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родственными отраслями).
Взаимообмену информацией между компания -ми внутри кластера способствует совпадение целей
и совместимость интересов связанных компаний, стремление к установлению длительных и прочных взаимоотношений, неформальные отношения отдельных специалистов и руководителей, их совместное участие в научных ассоциациях и сообществах, а также территориальная близость. Это приводит к развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.
Однако тесное сотрудничество участников кластера может привести к тому, что компании начнут терять самостоятельность и активное поведение на рынке. Это будет сопровождаться ослаблением темпов освоения новых товаров, технологий и услуг Во избежание подобных ситуаций используют кластерные стратегии, которые уже доказали свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.
Кластерная политика концентрируется на решении главных проблем экономики. Отличительной чертой российского хозяйственного комплекса является высокая монополизация региональных рынков, что ведет к снижению общей конкурентоспособности экономики. А создание кластеров направлено на поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний.
Кроме того, такая политика направлена на стимулирование развития и повышения инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса. Это в свою очередь приводит к взаимодействию между государством, бизнесом, научным сообществом, населением и другими участниками общего процесса.
Список литературы
1. Архипов А. И. Экономический словарь / 2-е изд. М.: Проспект, 2010.
2. Булатов А. С. Экономика: учеб. пособие, 4-е изд. М., 2005.
3. Греф Г. О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту. // Экономическая политика. 2006. № 4.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
5. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. 496 с.
6. Spatial analysis, industry and the industrial environment. progress in research and applications. Vol. 1. Industrial systems / Edited by F. E. I. Hamilton and Linge G. J. R. Chichester, N. Y. , Brisbane, Toronto: Wiley, 1979. 289 p.