Приоритеты России
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
т.в. погодина,
доктор экономических наук, профессор Российский университет кооперации
т.в. задорова
Волго-Вятская академия государственной службы (филиал в г. Чебоксары)
Подход к региональному развитию, основанный на кластерах, приобретает в нашей стране все большую актуальность. Создание кластеров может стать эффективным инструментом, способствующим снижению степени дифференциации регионов по уровню экономического развития. Формирование кластеров, ориентированных на инновации, позволит повысить темпы развития регионов, которые не обладают большими запасами топливно-энергетических ресурсов, но имеют достаточные научный, образовательный и кадровый потенциалы. Создание кластеров имеет особое значение для повышения конкурентоспособности региона и выхода на мировые рынки, поскольку обеспечивает взаимное сотрудничество между предприятиями разных стран. Как показывает зарубежный опыт, кластерный подход оказывается наиболее оптимальным для конкурентного развития как самого кластера, т. е. компаний и институтов, входящих в его состав, так и для того региона, на территории которого этот кластер находится.
Кластерная концепция впервые получила широкое распространение в 1950—1960 гг., когда начали формироваться ключевые промышленные кластеры в странах Европы. В настоящее время кластерный подход к развитию экономики широко используется как в развитых, так и в развивающихся странах.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы на основе систематизации теоретических положений и практического мирового опыта обосновать
и конкретизировать стратегические приоритеты кластеризации экономики Чувашской Республики. Объектом исследования выступил строительный комплекс Чувашской Республики за 2002—2006 гг.
В центре кластерной теории лежит понятие «кластер», что дословно означает группа, пучок, узел. Основоположником кластерного подхода считается профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, согласно которому кластер — это «группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [4, с. 258].
В результате исследований М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли, как правило, не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной и той же стране, а иногда даже в одном регионе страны. Это явление Портер объяснил тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние на ближайшее окружение (поставщиков, потребителей и конкурентов), в свою очередь, успехи окружающих фирм оказывают положительное влияние на конкурентоспособность данной компании. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется кластер. При этом в основе образования кластера не лежат отношения собственности, основным побудительным факто-
ром к интегрированному взаимодействию является понимание участниками кластера экономической выгоды от этого взаимодействия. Для всей экономики государства кластеры выступают в роли точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии, поскольку основная задача кластеров — производство продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Вслед за первым в экономике часто образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны увеличивается. Высокая конкурентоспособность страны, по мнению М. Портера, держится именно на сильных позициях отдельных кластеров [2].
В целом можно выделить следующие характерные особенности кластеров:
1) наличие группы компаний. При этом существуют кластеры очень больших размеров, например в Италии текстильный кластер включает более 9 000 фирм;
2) наличие одного или нескольких крупных предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера. При этом между ведущими предприятиями кластера сохраняются конкурентные отношения, что и отличает кластер от картеля или финансово-промышленной группы;
3) географическая локализация. Масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до страны или даже нескольких соседствующих стран;
4) устойчивость хозяйственных связей участников кластера и доминирующее значение этих связей для большинства его участников. Кластер является особой формой сети взаимосвязанных предприятий, и чем глубже развиты эти связи, тем сильнее развит сам кластер;
5) технологическая взаимосвязанность отраслей. В кластере присутствуют предприятия разных отраслей, технологически связанные между собой. Участниками кластера могут быть производители, поставщики, консалтинговые фирмы, инжиниринговые фирмы, высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации, органы государственного и муниципального управления, общественные организации, финансовые институты и др.;
6) наличие конкуренции внутри кластера. Наличие конкурентной борьбы между участниками кластера является ключевым элементом концепции кластеров. Наибольшей эффективности достигают кластеры с высоким уровнем внутренней конкуренции, так как соперничество внутри кластера
побуждает его участников к постоянному совершенствованию своей деятельности и инновационному поиску;
7) инновационная направленность кластера. Кластеры обладают большой способностью к инновациям. Это объясняется возможностью участников кластера быстро реагировать на потребности покупателей, доступом к новым технологиям внутри кластера, межфирменной кооперацией в осуществлении научно-исследовательских работ, а также конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций.
Согласно М. Портеру методика определения кластера состоит из трех стадий:
• устанавливается состав кластера: сначала определяется его ядро — крупная компания или группа компаний, от которых по вертикали строятся технологические цепочки взаимосвязанных с ними предприятий. Затем по горизонтали по отношению к ядру определяются производства, проходящие через общие каналы или создающие побочные продукты и услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки устанавливаются на базе использования общих факторов производства, технологий и поставок;
• выделяются организации, обеспечивающие клас -тер специалистами, технологиями, информацией, капиталом и инфраструктурой;
• определяются правительственные и иные законодательные структуры, влияющие на поведение участников кластера (формирующие правила, нормы, стимулы, от которых зависят характер и интенсивность местной конкуренции) [1, с. 19-20].
Кластерный подход имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подходами к развитию региона. Во-первых, в кластерах обеспечивается дешевый доступ к факторам производства (новое оборудование и технологии, квалифицированный персонал, развитая инфраструктура, включая подготовку кадров и проведение НИОКР, и т. д.) при условии, если в регионе есть конкурентоспособные на внутреннем или внешнем рынке поставщики и конкурентоспособные родственные отрасли. Во-вторых, кластеры позволяют накапливать специализированную информацию, доступ к которой лучше организован и требует меньших издержек, тем самым облегчается движение потоков информации. В кластере можно непосредственно наблюдать за деятельностью других компаний, более быстро и адекватно реагировать на потребности
покупателей. В-третьих, в кластерах происходит взаимодополняемость видов деятельности (по удовлетворению покупательского спроса, маркетингу, закупкам), а следовательно, повышаются качество и эффективность работы.
Мировой опыт показывает, что структуры кластерного типа формируются двумя способами: в результате реализации государственной региональной политики либо в инициативном порядке со стороны коммерческих организаций, в которых государство не принимает участия. Для России, на наш взгляд, наиболее приемлем первый вариант формирования кластеров, в связи с чем одной из основных задач на современном этапе является разработка кластерной политики развития регионов.
Кластерную политику можно определить как систему мероприятий, направленных на решение задач формирования и развития кластеров с целью повышения конкурентоспособности региона или отрасли. Существуют различные подходы к формированию кластерной политики.
Либеральная модель кластерной политики характерна для тех стран, которые проводят либеральную экономическую политику с минимальным вмешательством государства в рыночные отношения. Это США, Великобритания, Австралия и Канада. Дирижистскую модель кластерной политики, соответственно, поддерживают власти тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь страны. Среди них, например, Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения. Специалисты выделяют три принципиальных отличия дирижистской модели кластерной политики от классической либеральной. Во-первых, подход к формированию кластеров. Дирижистская политика предполагает, что правительство выбирает отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые впоследствии оно будет развивать. Либеральная кластерная политика, напротив, предполагает развитие только тех кластеров, которые изначально были сформированы рынком. Во-вторых, подход к формированию инфраструктуры для кластеров. В рамках дирижистской кластерной политики инфраструктуру целенаправленно создает правительство. При либеральной кластерной политике правительство практически не участвует в создании инфраструктуры. В-третьих, отличие заключается в роли, которую играют региональные органы государственной власти при формировании кластера. При дирижистской кластерной политике правительство самостоятельно выбирает
регион для создания кластера и определяет объем его финансирования. Роль региональных органов государственной власти является второстепенной. Либеральная кластерная политика предполагает, что ответственность за создание кластеров полностью лежит на региональных органах власти. Правительство при этом создает регионам стимулы для формирования кластеров [3].
В настоящее время отсутствует единая точка зрения по поводу того, какую модель кластерной политики нужно использовать в России. В 2006 г. Минэкономразвития России при помощи Академии народного хозяйства, Министерства образования и науки, а также экспертов консалтинговой компании Bauman Innovation был подготовлен проект «Концепции развития территориальных производственных кластеров», в котором первоначально был заложен либеральный подход. Однако в дальнейшем либеральный подход сменился ди-рижистским. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор.
Необходимо отметить, что на современном этапе в России начинает складываться своя специфическая модель кластерной политики, не похожая ни на дирижистскую, ни на либеральную. Она характеризуется использованием кластерной политики региональными органами власти в качестве инструмента стратегического развития. Кластерный подход все чаще находит применение при разработке региональных стратегий развития. Чувашская Республика в этом вопросе не стала исключением. Согласно «Стратегии социально-экономического развития до 2020 г.» в республике предполагается развитие машиностроительного кластера, электронного и электротехнического кластера, кластера химической промышленности. На наш взгляд, весьма перспективным является развитие строительного кластера.
Исследуем возможности создания строительного кластера в Чувашской Республике. Такой анализ предполагает, прежде всего, оценку всех действующих производств и отраслей в регионе. С этой целью целесообразно определить уровень специализации региона с помощью количественных показателей (табл. 1).
Коэффициент локализации представляет собой отношение доли данной отрасли в структуре производства района к доле той же отрасли в стране.
Коэффициент душевого производства исчисляется отношением доли данной отрасли региона в соответствующей структуре отрасли страны к доле населения региона в населении страны.
Таблица 1
Определение уровня специализации Чувашской Республики в 2006 г. *
Значение ко- Значение коэффи- Значение коэффици-
Вид экономической деятельности эффициента циента душевого ента специализации
локализации производства региона
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,81 1,14 3,21
Рыболовство, рыбоводство 0,09 0,04 0,10
Добыча полезных ископаемых 0,01 0,004 0,01
Обрабатывающие производства 1,20 0,48 1,35
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,26 0,92 2,58
Строительство 2,02 0,82 2,30
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных 0,75 0,30 0,86
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов лично-
го пользования
Гостиницы и рестораны 0,89 0,38 1,07
Транспорт и связь 0,81 0,33 0,92
Финансовая деятельность 0,08 0,03 0,08
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предостав- 0,57 0,23 0,65
ление услуг
Государственное управление и обеспечение военной безо- 0,91 0,37 1,04
пасности; обязательное социальное обеспечение
Образование 1,72 0,71 1,99
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,60 0,65 1,83
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,94 0,38 1,06
' Рассчитано авторами по данным Чувашстата.
Коэффициент специализации региона рассчитывается как отношение доли региона в стране по данной отрасли к доле региона в ВВП страны.
Если расчетные показатели больше или равны единице, то соответствующие отрасли можно рассматривать как отрасли специализации региона [4, с. 131-132].
Как показывают данные табл. 1, строительство относится к отраслям специализации региона, поэтому создание кластера является возможным.
Проанализируем показатели, характеризующие динамику развития строительного комплекса Чувашской Республики с целью определения перспектив его кластеризации (табл. 2).
Строительный комплекс представлен множеством строительных организаций, как крупных,
так и малых, что создает условия для формирования ядра строительного кластера. Строительство обеспечивает 11 % валового регионального продукта республики. Как видно из табл. 2, за 5 лет -с 2002 по 2006 г. — объем выпуска продукции строительства имел тенденцию к увеличению. При этом наблюдалось превышение темпов роста продукции строительства по сравнению с темпами роста экономики в целом, что свидетельствует о конкурентоспособности продукции строительных предприятий.
Положительная динамика числа строительных организаций и объема строительных работ отразилась на увеличении численности занятых в строительном комплексе (табл. 3). За 2002—2006 гг. численность занятых выросла на 11,8 тыс. чел., или на 31,5 %. Строительный комплекс в Чувашской
Число строительных организаций и объем строительно-монтажных работ в Чувашской Республике в 2002—2006 гг. [5, с. 215, 283]
Таблица 2
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006
Число действующих строительных организаций 676 719 851 1 002 1 155
Объем строительно-монтажных работ, млн. руб. (в фактически действовавших ценах): всего в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 4 314,6 106,1 5 599,5 113,0 7 784,1 116,2 10 269,4 104,7 13 282,2 111,3
Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 102,7 106,5 108,3 103,5
Таблица 3
Численность занятых работников и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительном комплексе Чувашской Республики в 2002—2006 гг. [5, с. 85, 121]
Показатели Год
2002 2003 2004 2005 2006
Численность занятых, тыс. чел. 37,5 41,1 47,4 48,2 49,3
Доля в общей численности занятых, % 6,1 6,8 7,9 8,1 8,2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 2969,4 3625,2 4341,1 5496,2 7335,9
В процентах к среднереспубликанскому уровню 121 113 107 108 114
Республике по итогам 2006 г. обеспечил 8,2 % рабочих мест. Среди занятых 75,5 % имели основное общее, среднее общее и начальное профессиональное образование, 12,3 — среднее профессиональное, 12,3 — высшее профессиональное. За анализируемый период среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве выросла в 2,5 раза и составила в 2006 г. 7 335,9 руб., что на 14 % выше, чем в среднем по республике.
Следует отметить, что система профессионального образования Чувашской Республики обладает необходимыми кадрами и опытом подготовки специалистов в данной сфере. За 2002—2006 гг. число дипломированных специалистов в области строительства выросло в 2,7 раза (табл. 4). Развитие строительного комплекса в будущем потребует дальнейшего увеличения числа специалистов в этой области, а также появления новых строительных специальностей.
К факторам создания и развития строительного кластера относятся также родственные и поддерживающие отрасли. Основным поставщиком для строительного комплекса выступает промышленность строительных материалов. В промышленности строительных материалов республики функционировало на начало 2007 г. 166 предприятий, при этом 70 % из них — малые. Основные показатели
работы организаций промышленности строительных материалов характеризуются положительной динамикой. Объем отгруженной продукции в фактически действовавших ценах в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возрос на 28,8 %, в сопоставимых ценах прирост составил 13,4 %. Численность занятых за 5 лет увеличилась на 7 %. Несомненно, развитие промышленности строительных материалов в республике является важной предпосылкой создания строительного кластера.
Строительный процесс нуждается в обеспечении строительными материалами, в том числе песком, гравием, щебнем и другими общераспространенными полезными ископаемыми. Чувашская Республика имеет крупные разведанные месторождения кирпичных глин, строительных песков, карбонатных пород, гипса, доломита, ангидрида и др.
Исследуем состояние спроса на продукцию строительства со стороны населения и коммерческих организаций.
Рассматривая объемы жилищного строительства за 2002—2006 гг., можно отметить их рост на 64 % (табл. 5).
В 2006 г. в Чувашской Республике на одного жителя в среднем приходилось 21 м2 жилой площади (в городской местности — 19,3 м2, в сельской местности — 23,3 м2). В развитых странах этот
Таблица 4
Выпуск специалистов государственными высшими учебными заведениями по специальности «строительство и архитектура» в Чувашской Республике в 2002—2006 гг. [5, с. 175]
Показатель Год Темп роста за
2002 2003 2004 2005 2006 2002-2006 гг.
Выпущено по специальности строительство и архитектура, всего 120 138 184 234 320 В 2,7 раза
Доля в общем числе выпущенных специалистов, % 1,3 1,4 1,8 2,1 3,1 -
Таблица 5 Объем жилищного строительства Чувашской Республики в 2002—2006 гг. [5, с. 135, 289]
Показатель Год Темп роста за
2002 2003 2004 2005 2006 2002-2006 гг.
Введено в действие жилых домов, тыс. м2 515,2 542,9 625,2 732,9 854,5 164,1
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя на конец года, м2 19,4 19,8 20,1 20,6 21,0 108,2
Таблица 6
Показатели инвестиций в основной капитал в Чувашской Республике в 2006—2020 гг. [6]
Показатель Год Темп роста за 2006-2020 гг.
2006 2007 2008 2009 2010 2015 2020
Объем инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году 119,5 112,5 112,0 111,3 111,0 109,3 111,5 в 2,3 раза
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 20,6 26,1 32,4 39,6 47,5 103,6 226,1 в 11 раз
Инфр аструктур а
(инкубаторы, научные парки)
показатель выше в два—три раза. В «Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.» в качестве одних из приоритетных целей развития выбраны повышение обеспеченности населения жильем к 2020 г. до 34,1 м2 жилой площади на человека и обеспечение ежегодного ввода жилья до 1400 тыс. м2 [6]. Следовательно, спрос на жилье в республике в ближайшие 10—15 лет будет возрастать.
В перспективе будет активизироваться и инвестиционная деятельность предприятий республики, которая также формирует спрос на строительную продукцию. Несмотря на то, что темпы роста инвестиций в основной капитал несколько замедлятся, к 2020 г. по сравнению с 2006 г. объемы инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценных возрастут в 2,3 раза. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения за этот период увеличится в 11 раз (табл. 6). Все это свидетельствует о наличии устойчивого спроса на продукцию строительного комплекса в долгосрочном периоде.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что основными предпосылками развития строительного кластера в Чувашской Республике являются: 1) высокие темпы роста продукции строительного комплекса;
Образование
(высшие и средние специальные учебные заведения)
Организации, выполняющие ироектно-изыскательские, буровые, геологоразведочные работы
(ГУП ЧР «Проектно-сметное бюро», ГУП ЧР
«Проектный институт «Чувашгражданпроект», ГУП ЧР «Чувашский
государственный институт инженерно-технических изысканий»)
2) наличие достаточного числа предприятий, осуществляющих строительную деятельность;
3) наличие трудовых ресурсов для строительного комплекса и потенциала их роста;
4) устойчивый спрос на продукцию строительства со стороны населения и коммерческих предприятий;
5) наличие крупных месторождений строительных материалов.
С учетом всех существующих предпосылок нами была разработана возможная структура строительного кластера в Чувашской Республике (см. рисунок).
Координационный совет
(представители органов власти, бизнеса и науки)
Ядро кластера
подрядные строительные
организации (12 крупных и средних)
Государственные органы
(Министерство градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики)
Потребители
(государство,
население, предприятия)
Поставщики
(организации промышленности строительных материалов -14 кирпичных заводов, 6 заводов сборного железобетона 5 заводов по производству песка, линолеума, санитарной керамикой, оконных дверных блоков, пиломатериалов, изделий из природного камня)
Система экономических отношений и структура потенциального строительного кластера
Чувашской Республики
Любой кластерный проект предусматривает взаимодействие его участников, учитывающее интересы каждого из них.
Ядро строительного кластера составляют 12 крупных и средних строительных организаций, которые непосредственно будут взаимодействовать со всеми участниками кластерной системы. Наиболее динамично развивающимися являются ОАО «Инкост», ОАО «Дорисс», ЗАО «Фирма «Чувашагроинвес-тстрой», ООО Фирма «Старко», ОАО «Честр». Чтобы взаимодействие между участниками осуществлялось эффективно, в кластерах создается координационный совет из представителей органов власти, бизнеса и науки, целью которого является разработка приоритетных направлений развития кластера.
Роль региональных органов власти должна заключаться в содействии развитию инфраструктуры, создании условий для организации успешного сотрудничества участников кластера. Это потребует совершенствования нормативно-правовой базы. В настоящее время вопросы развития строительного комплекса находятся в ведении Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, которое в рамках своей деятельности разработало стратегию развития строительного комплекса до 2010 г.
Подготовкой кадров для строительного комплекса в Чувашской Республике занимаются высшие и средне специальные учебные заведения. В частности:
1) филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары;
2) Чебоксарский институт (филиал) московского государственного открытого университета;
3) строительный факультет Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова;
4) Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства.
К ведущим проектным и изыскательским организациям республики относятся ГУП ЧР «Проект-но-сметное бюро», ГУП ЧР «Проектный институт «Чувашгражданпроект», ГУП ЧР «Чувашский государственный институт инженерно-технических изысканий».
Построение строительного кластера позволит реализовать стратегические цели развития респуб-
лики посредством привлечения дополнительных инвестиций, связанных с деятельностью класте-рообразующих предприятий.
В целом, создание строительного кластера в республике позволит обеспечить достижение следующих эффектов:
• кооперации в осуществлении строительных работ, позволяющей эффективно использовать имеющиеся ресурсы региона;
• внедрение инноваций в строительстве путем передачи части работ организациям, специализирующимся на определенных видах деятельности;
• повышение эффективности процесса поставки сырья и материалов для строительного производства путем установления долгосрочных партнерских связей между предприятиями кластера;
• создание сети малых предприятий, занимающихся обеспечением крупных строительных организаций материалами и продукцией, что в целом чрезвычайно важно для развития малого предпринимательства в республике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров В. Промышленные кластеры и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 12. С. 19-23
2. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. http: //www. prombis. ru/archiv/2002/37/index. html.
3. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 608 с.
4. Региональная экономика: Учебник для вузов /Т. Г. Морозова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 519 с.
5. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2007: Стат. сборник/Чувашстат — Чебоксары, 2007. — 430 с.
6. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. http:// www. cap. ru.
7. Шаповалов А. Россия перешла в подготовительный кластер // Коммерсант. от 24 марта 2006 г. № 51.