Научная статья на тему 'Смешанная модель развития экономического кластера (на примере Камского инновационного территориально-производственного кластера)'

Смешанная модель развития экономического кластера (на примере Камского инновационного территориально-производственного кластера) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
697
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / MODEL OF DEVELOPMENT / CLUSTER POLICY / CLUSTER INITIATIVE / THE REGIONAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюпов Айдарайратович, Михайлов Руслан Владимирович

Статья посвящена рассмотрению моделей развития экономических кластеров. Проанализирован зарубежный опыт формирования региональных кластеров. Выявлены основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика зарубежных стран. Предложена смешанная модель развития, как наиболее перспективная, для Камского инновационного территориально-производственного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MIXED MODEL OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC CLUSTER (ON THE EXAMPLE OF THE KAMSKIY INNOVATIVE TERRITORIAL-INDUSTRIAL CLUSTER)12The University of Management «TISBI», Kazan

The article is devoted to consideration of models of development of economic clusters. Reviewed foreign experience in formation of regional clusters. Identified main modelS, in the framework of which is realized the cluster policy of foreign countries. Offered a mixed model of development, as the most promising for the Kamskiy innovative territorial-industrial cluster.

Текст научной работы на тему «Смешанная модель развития экономического кластера (на примере Камского инновационного территориально-производственного кластера)»

УДК: 332.146.2

ББК: 65.04

Аюпов А.А., Михайлов Р.В.

СМЕШАННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ КАМСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА)

Ajupov A.A., Mikhailov R.V.

THE MIXED MODEL OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC CLUSTER (ON THE EXAMPLE OF THE KAMSKIY INNOVATIVE TERRITORIAL-INDUSTRIAL CLUSTER)

Ключевые слова: инновационный территориальный кластер, модель развития, кластерная политика, кластерная инициатива, региональная стратегия.

Keywords: innovative territorial cluster, model of development, cluster policy, cluster initiative, the regional strategy.

Аннотация: статья посвящена рассмотрению моделей развития экономических кластеров. Проанализирован зарубежный опыт формирования региональных кластеров. Выявлены основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика зарубежных стран. Предложена смешанная модель развития, как наиболее перспективная, для Камского инновационного территориально-производственного кластера.

Annotation: the article is devoted to consideration of models of development of economic clusters. Reviewed foreign experience in formation of regional clusters. Identified main modelS, in the framework of which is realized the cluster policy offoreign countries. Offered a mixed model of development, as the most promising for the Kamskiy innovative territorial-industrial cluster.

Проблемы управления региональным развитием России в современных экономических условиях постоянно актуализируют задачу формирования и реализации эффективных стратегий социально-экономичес-кого развития

российских регионов. Разработка стратегий развития территорий на основе традиционных методов часто не обеспечивает достижения высоких конечных результатов и требует нового подхода -формирования стратегии на основе развития территориальных кластеров. Становится общепризнанным фактом положение о том, что в условиях глобализации для любого региона важным условием устойчивости и экономической независимости является ее внутренняя организация, включая способность адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры отдельных отраслей, осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики. В настоящее время наиболее перспективными

являются исследования формирования кластеров в реальном секторе региональной экономики, играющем решающую роль в создании ВРП и обеспечении занятости населения. Таким образом, требования к высокой организации локальных систем, как более мобильных в сравнении с глобальной системой, значительно возрастают. Этот процесс ставит остро вопрос разработки и реализации региональной кластерной политики, а также вопрос формирования инновационного микроклимата региона. Развитие территориальных кластеров является одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности

отечественной экономики [8].

Инновационный территориальный кластер - территориальный кластерсо значимой (по сравнению с отраслевыми и страновыми показателями) долей

инновационной продукции кластера, а так же со сформированной инновационной инфраструктурой, включающей

взаимодействие между собой

экономических партнеров региональной инновационной системы (образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, общественные организации, финансовые институты, центры

кластерного развитияи пр.) [2].

Обычно инновационный

территориальный кластер может включать в себя организации региональной

инновационной системы, которые могут обслуживать несколько кластеров. Вместе с тем, инновационный территориальный кластер включает в себя больше

частей цепочки_ценности, чем

региональная инновационная система. Инновационный территориальный кластер пересекается с региональной инновационной системой в части инновационной инфраструктуры и отличается от нее в части результатов деятельности кластера. Результатом деятельности инновационного территориального кластера являются инновационные товары и услуги, а результатом деятельности региональной инновационной системы могут быть патенты, опытные образцы продукции, кадры для предприятий и организаций, обслуживающие несколько кластеров региона

[7].

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено формирование сети инновационных территориальных кластеров. Развитие инновационных территориальных кластеров позволяет обеспечить

оптимизацию положения отечественных

предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также -повышению уровня неценовой

конкурентоспособности отечественных товаров и услуг [1].

Примером такого кластера является Камский инновационный территориально -производственный кластер, расположенный на территории Республики Татарстан. Кластер имеет высокоразвитую

инфраструктуру, конкурентоспособное

производство и в непосредственном взаимодействии с научными и образовательными учреждениями кластера создает достаточный запас прочности для того, чтобы выйти на мировой уровень конкурентоспособности.

На данной территории сосредоточен основной образовательный, научно-технический и инновационный потенциал республики. На территории кластера производится каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая третья шина, более 50% синтетических каучуков России. Отдельные виды продукции предприятий региона широко представлены на российских и международных рынках. Доля инновационной продукции в Камском инновационном территориально-производственном кластере составляет 26,2%, что значительно выше среднереспубликанского и среднероссийского показателей [6].

Высокая степень локализации участников Камского инновационного территориально-производственного кластера представлена на рисунке 1.

ОАО

«Нижнекамскнефтехим»

J

Нижнекамск

1 г

ООО «Форд Соллерс Холдинг»

J к

Набереж жные Челны

ОАО «ТАИФ-НК»

ОАО «Татнефть»

ОАО «КАМАЗ»

Рисунок 1 - Локализация участников Камского инновационного территориально-производственного кластера

Наличие высокого производственного потенциала является одним из ключевых факторов, определяющих

конкурентоспособность участников Камского инновационного территориально-

производственного кластера и перспективы их развития. В частности, это во многом обусловливает финансовую устойчивость участников кластера, их способность привлекать ресурсы для реализации крупномасштабных исследовательских,

инфраструктурных и коммерческих проектов.

Однако на данный момент кластер находится еще на стадии становления. Еще предстоит решить ряд задач и проблем в процессе реализации кластерной инициативы. Учитывая многофакторность и межведомственный характер проблем, их решение требует использования

программных методов и не может быть достигнуто индивидуальными действиями отдельных министерств, муниципальных образований, организаций, часто имеющих несовпадающие интересы в конечных целях. Решение указанных проблем требует координированных действий на всех уровнях управления, и самое главное, выбора конкретной модели развития кластера.

Как правило, развитие

инновационного территориального кластера происходит в результате кластерной инициативы в рамках кластерной

политики государства [3].

Анализ зарубежного опыта формирования региональных кластеров

показывает, что существуют две основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика - либеральная и дирижистская.

Основной принцип либеральной модели состоит в том, что кластер - это рыночный организм, роль государства достаточно минимальна, и сводится только к устранению препятствий для его естественного развития и не предполагает прямого государственного вмешательства.

В странах же с дирижистской политикой государство играет более активную роль в процессе формирования кластеров. Эта политика включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных направлений и финансирования программ по развитию региональных кластеров до целевого создания ключевых факторов их успешного развития. Таким образом, представители дирижисткого направления самостоятельно выбирают регион для создания кластера, целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров, а также определяют объем его финансирования [9].

Можно выделить три отличия дирижистской модели кластерной политики от классической либеральной.

1. Выбор приоритетов. Дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. Либеральная же кластерная политика выращивает кластеры, которые изначально были сформированы рынком.

2. Развитие инфраструктуры.

Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров: университеты, научно-исследовательские институты, аэропорты, дороги. В странах с либеральной кластерной политикой правительства, напротив, крайне редко участвуют в создании инфраструктуры для кластеров.

3. Выбор региона, где создается кластер. Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем финансирования. Либералы же создают стимулы для региональных властей, на которых лежит вся ответственность за создаваемый кластер [12].

Либеральная кластерная стратегия характерна для тех стран, которые по традиции проводят либеральную экономическую политику и многое отдают на откуп рынку. Либеральная модель рассматривает кластер как рыночный механизм, роль федеральных властей в котором состоит в том, чтобы убрать барьеры, возникающие в его естественном развитии. Особенность либеральной кластерной политики состоит в том, что основным игроком здесь являются региональные власти и организации региона, которые вместе с ключевыми участниками кластеров разрабатывают и реализуют программы их развития. Федеральные же власти лишь в некоторых случаях финансируют и поддерживают пилотные проекты кластеризации.

Дирижистская модель создания и развития кластеров присуща таким странам, как Япония, Республика Корея, Швеция, Франция, Италия. В этой модели большую роль играет активная государственная политика по развитию кластеров. Эта политика включает в себя комплекс мер - от выбора приоритетных кластеров и финансирования проектов по разработке стратегий и программ развития кластеров до создания ключевых факторов успеха (необходимой инфраструктуры, центров совершенства, развития НИОКР и т.п.) [4].

Анализ международной практики использования кластерного подхода и кластерной политики демонстрирует применимость в российских условиях, при

определенной адаптации, значительной части этого опыта. На основе сравнительного анализа зарубежных моделей тенденции развития представляется наиболее эффективным применение «смешанной» модели формирования региональных кластеров, предполагающей с одной стороны, активную роль самих регионов и региональных компаний в формировании кластеров, с другой -поддержку кластерных инициатив со стороны федеральных органов власти.

Именно в рамках «смешанной» модели, на мой взгяд, необходимо развивать кластерную политику, применительно к Камскому инновационному территориально-произ-водственному кластеру. Другими словами, необходимо использование инструменов, как либеральной, так и дирижистской модели. Данный подход рассматривается как необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики территории.

При смешанной модели развитием кластеров занимаются федеральные, региональные и муниципальные власти. При этом основной упор делается на региональный и муниципальный уровень.

Федеральные органы власти предпринимают последовательные усилия, направленные на развитие кластерной политики в России. Так, в настоящее время возможно финансирование из федерального бюджета различных элементов кластерной политики. Сформирован ряд механизмов бюджетной поддержки инвестиционных проектов, а также мер, направленных на повышение конкурентоспособности

предприятий, позволяющих обеспечить реализацию проектов развития кластеров без дополнительного увеличения расходов федерального бюджета.

Среди различных механизмов поддержки развития кластерной политики на федеральном и региональном уровне можно выделить:

1) финансовые меры поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам за счет средств федерального и областного бюджетов, предоставление госгарантий для обеспечения кредитных ресурсов, предоставление

бюджетного кредита, предоставление целевых дотаций их региональных бюджетов;

2) налоговые меры поддержки в части предоставления льгот по налогу на имущество и иных региональных налогов;

3) участие в создании необходимой инфраструктуры для развития кластеров [5].

Успешная реализация кластерной политики и создание региональных кластеров требует активного взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, муниципальных образований и деловым сообществом. Однако несмотря на существующий выбор инструментов поддержки на федеральном уровне, на практике используются они достаточно слабо. Сама по себе процедура выделения средств очень громоздка, долгосрочна и требует значительной экспертизы и усилий. На практике это означает, что лишь немногие кластеры способны получить доступ к данным инструментам поддержки [13].

Несмотря на значимость федеральных программ развития кластерной политики, для развития региональных кластеров преимущественную роль играет поддержка региональных и муниципальных органов власти, особенно на ранних стадиях становления кластеров. Без эффективной поддержки региональных и/или

муниципальных властей создание и развитие кластеров во многих случаях крайне затруднительно [10].

Сложности, связанные с финансовой поддержкой развития кластерных инициатив, дополняются недостаточным уровнем развития инженерной и транспортной инфраструктуры,

логистических и телекоммуникационных возможностей. Создание регионального кластера должно опираться на всестороннюю оценку конкурентных преимуществ региона, его географии, сложившуюся структуру производства и специализацию в промышленных связях [11].

Объединение усилий

предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, мер государственной поддержки на определенной территории дает

значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов,

перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры [14]. Роли, которые должны играть администрации и бизнес при развитии отраслевых кластеров, разные, но взаимодополняющие. Роль администрации может состоять в поддержке и инициировании процессов активации кластеров. Региональные администрации практически всегда сильно вовлечены в деятельность бизнеса. Бизнес же часто оказывает сильное влияние на администрацию. Поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития кластеров. Так же существует высокоэффективный способ стимулирования кластеров, который есть у администраций, этот инструмент - целевые программы. Они могут оказать существенное влияние на развитие кластера. Администрация может проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами развития кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера между другими уровнями власти. Такое объединение усилий в развитых странах показало высокую эффективность [15].

При реализации кластерной политики в рамках смешанной модели развития происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Новые отношения внутри кластера стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и

совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Взаимосвязи внутри кластера ведут к разработке новых путей в обретении конкурентных преимуществ и порождают совершенно новые возможности. Множество

предприятий в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость

на внутренних проблемах, что благотворно развития экономического кластера влияет на рост их технического уровня и представлена на рисунке 2. конкурентоспособности. Смешанная модель

Органы государственной власти

1 1 1 \

Торгово-посреднические организации оптовой торговли, дистрибьюторы Поставщики, деловые партнеры

Рисунок 2 - Смешанная моде

Республика Татарстан является ярким примером реализации кластерной стратегии в развитии региона. Развитие кластерной стратегии на основе смешанной модели дает возможность развития инновационной политики региона. Такой подход к реализации кластерной политики в рамках Камского инновационного территориально-производ-ственного кластера способствует повышению эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формированию единого видения развития бизнеса и власти, развитию взаимодействия между

производителями, образовательными

учреждениями, финансовыми и

государственными институтами. В результате за счет развития специализации, аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие инфраструктуры.

Компетентное проведение кластерной политики через стимулирование развития Камского инновационного территориально-производственного кластера в рамках

развития экономического кластера смешанной модели будет способствовать диверсификации и сбалансированному развитию хозяйства региона и повышению жизненного уровня населения. Но успеха в реализации кластерной политики возможно достичь только за счет хорошей координации действий и осознания необходимости постоянно повышать свою конкурентоспособность как со стороны органов государственных власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бекетов, Н.В. Проблемы формирования кластеров промышленного развития российской экономики / Н.В. Бекетов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. -№ 1. - С. 72-74.

2. Богомолов, В.А., Сурина, А.В. Общие подходы к формированию инновационного кластера в регионе // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. - 2009. - Вып. 87. - С. 75-76.

3. Зобов, А.М. Инновационные кластеры: системный подход / А.М. Зобов // Маркетинг. - 2011. - № 3. - С. 17-20.

4. Ильин, В.В. Методы формирования кластеров в промышленности [Текст] / В.В. Ильин // Институт управления (ИНЖЭКОН). - 2010. - 21 мая. - С.3.

5. Мантаева, Э.И., Куркудинова, Е.В. Мировой опыт кластерной модели развития [Электронный ресурс] / Э.И. Мантаева, Е.В. Куркудинова // Региональная экономика / (38) УЭкС. - 2012. - №2. URL: http://www. uecs.ru/uecs-38-382012/item/1085-2012-02-28-05-46-20;

6. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www. mert.tatarstan.ru.

7. Носков-Дукельский, А.И., Бабурин, В.А. Антикризисное воздействие процесса образования и развития инновационных территориальных кластеров [Текст] / А.И. Носков-Дукельский, В.А. Бабурин // Инновации. - 2009. - № 5. - С. 32-35.

8. Поникаров, В.А. Кластеризация региональной экономики России / В.А. Поникаров, Е.В. Горбачевская // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2011. - № 1. - С. 26-30.

9. Семенова, Н. Кластеризация - новое явление в мировой экономике и политике // URL: www.nikst.ru.

10. Соловейчик, К.А. Методический подход к моделированию промышленных кластеров / К. А. Соловейчик // Экономика и управление. - 2011. - № 1. - С. 40-41.

11. Терешин, Е.М., Володин, В.М. Система принципов создания, функционирования, развития и управления в кластерных образованиях // Экон. науки. -2010. - №6. - С. 196-198.

12. Центр инноваций [Электронный ресурс]: некоммерческое партнерство. - Режим доступа: http://www.center-inno.ru.

13. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5. - С.32.

14. Щербакова, Д.А. "Кластер" как основное понятие современной инновационной экономики: теоретико-методологические основы / Д.А. Щербакова // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - Т. 1. - С. 106-109.

15. Ялов, Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием: [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.subcontrakt.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.