Научная статья на тему 'Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия'

Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
653
Поделиться
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНЫ / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER / INNOVATIONS / REGIONS / MARKET / CLUSTER POLICY / INFRASTRUCTURE / COMPETITIVENESS / GOVERNMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Виктор Иванович

В статье рассматриваются факторы образования и развития инновационных территориальных кластеров. Показывается их значение в развитии национальной экономики. На основе обобщения зарубежного опыта показаны условия, необходимые для осуществления кластерной политики. Рассматривается современное состояние развития инновационных кластеров в российской экономике. Предлагаются пути решения существующих проблем.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королев Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Innovative territorial clusters: international experience and Russian conditions

The article examines the factors of innovative territorial clusters’ formation and development, and shows the significance for the development of national economics. Based on foreign experience, the factors necessary for further development of the cluster policy are demonstrated. The current state of innovative clusters development in the Russian economy is considered. The author suggests several ways of solving the existing problems.

Текст научной работы на тему «Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия»

Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия

В. И.Королев

УДК 339.91 ББК 65.5 К-682

Развитие экономических процессов в современном мире характеризуется нарастающим действием дестабилизирующих факторов как на макро, так и на микроуровне. Это побуждает компании осуществлять поиск наиболее эффективных форм адаптации к существующим реалиям. Пересматриваются стереотипные представления

о методах ведения конкурентной борьбы. Все очевиднее становится истина о том, что в новых условиях рассчитывать на стабильность компании не могут без использования эффективных форм взаимодействия. При этом обращает на себя внимание то, что происходит трансформация взглядов на механизмы интеграции. Если еще сравнительно недавно в качестве одного из приоритетных направлений рассматривались слияния и поглощения компаний, то после экономического кризиса 2008-2009 годов интерес к ним в зарубежных странах заметно упал. (Хотя в российской экономике темпы роста сделок по слияниям и поглощениям в 2010-2011 годы были относительно высокими по сравнению с другими странами, что, впрочем, не вызывает однозначной оценки). Все больший интерес руководителей компаний сегодня вызывают не жесткие, а мягкие формы интеграции, позволяющие их участникам сохранять свою независимость. К числу таких форм относятся территориальные кластеры.

Теория кластеров не является чем-то новым в экономической науке. Ее основы были разработаны еще в Х1Х веке в классических школах. Тем не менее, новую «настройку» и современное звучание, в том числе, что касается использования понятийного аппарата, кластеры получили в 90-е годы прошлого столетия. Разработке этого направления во многом способствовали теоретические взгляды М.Портера.1 Существуют различные определения класте-

1 Портер М. Конкуренция.- М.: Изд.дом «Вильямс».1993. С.68

ра, начиная с работ М.Портера до официальных государственных документов. Они не имеют принципиальных различий, лишь по-разному расставлены акценты. Как таковой территориальный кластер - это объединение в рамках одной территории взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определенной сфере, имеющих функциональную зависимость и взаимодополняющих друг друга. Для характеристики кластера, таким образом, важны три атрибута:

- территориальная близость;

-общность производимой продукции (ресурсов, технологии);

- тесная взаимосвязь участников.

Заинтересованность территориально близко расположенных компаний к сотрудничеству связана с тем, что это позволяет снижать издержки и обеспечивать распространение инноваций. И одновременно происходит рост производительности во всем кластере.

Кластерный подход к развитию территорий и инновационной деятельности получил широкое распространение во многих странах. По оценке экспертов, 50% экономики ведущих стран охвачены кластеризацией. Страны, взявшие на вооружение кластерный подход, обеспечивают прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%.2 Распределение кластеров по отдельным странам выглядит следующим образом: США - 380, Италия - 206, Великобритания - 168, Индия - 106, Франция - 96, Польша - 61, Дания - 34, Германия - 32, Нидерланды - 20, Финляндия - 9.3

В международной практике используются различные модели территориальных кластеров. Одна из них представлена итальянскими «промышленными округами», в которых высокая степень концентрации малых фирм позволяет им вести борьбу с крупными компаниями. Такие кластеры называют протокластерами. Другой моделью являются индустриальные кластеры, сформированные в виде сетевой периферии компаний, сгруппировавшихся вокруг одного центра, в качестве которого может выступать крупная компания, университет или научная лаборатория (большинство кластеров Южной Кореи, ряд кластеров Германии и Франции, японская долина Саппоро). И, наконец, третья модель - инновационные кластеры (кластеры Скандинавии, Швейцарии, США, ряд кластеров в странах юго-восточной Азии).4 Они представляют собой систему взаимосвязей территориально близко расположенных фирм, их поставщиков и клиентов с крупными исследовательскими центрами и университетами, которые являются генераторами новых знаний и обеспечивают их быструю реализацию. Первопроходцами в применении таких кластеров стали создатели Кремниевой долины в США. На ее территории рас-

2 Иоффе О. Кластерный подход.- Губернский деловой журнал. 2009, №11, с.16

3 Инновационно-технологические кластеры стран-членов МЦНТИ (информационный материал). - http://www.icsti.ru/uploaded/201304/cluster.pdf

4 Смородинская Н. Инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии. - ecpol.ru/index.php

полагаются примерно 87 тысяч компаний, несколько десятков исследовательских центров и несколько крупных университетов. Кремниевая долина - классический пример плодотворного взаимодействия академической науки, бизнеса и кадрового обмена между научными центрами и бизнес-сектором. На территории Кремниевой долины оказывают услуги около 180 венчурных фирм и около 700 банков, которые финансируют деятельность отдельных компаний.5

В инновационном территориальном кластере используется вся инновационная цепочка: от генерации научных знаний и формирование на их основе бизнес-идей до реализации продукции на традиционных или новых рынках. К особенностям такого кластера относится также то, что в нем во многих случаях производится экспортно-ориентированная продукция и технология. В эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется процесс разработки и внедрения нововведений, а у участников кластера развиваются такие преимущества, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост новых направлений. Наиболее успешные инновационные кластеры формируются в тех областях, в которых ожидается прорыв в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые сегменты рынка. Наличие гибких структур управления позволяет быстро реализовывать инновационные идеи.

В последние 20 лет в европейских странах процесс кластеризации экономики происходит высокими темпами. Эта тема весьма популярна в различных аналитических исследованиях. Одно из таких исследований под названием «Кластерная политика в Европе» было проведено компанией Oxford Research. Были проанализированы кластерные программы и инициативы в 31 европейской стране. В ходе исследования было установлено, что большинство из рассмотренных кластеров начали формироваться «снизу». Но в результате их положительного влияния на региональное развитие у администрации территорий появилось стремление интенсифицировать этот процесс специальными мерами.6 Полностью охвачены кластеризацией датская, норвежская и шведская промышленность. В Италии насчитывается около 200 «промышленных округов», в которых функционирует более 1 млн малых и средних предприятий и предоставляется работа почти 6 млн человек. Большинство из этих округов смогли стать мировыми лидерами на отдельных узкоспециализированных рынках, увеличив свою долю на них до 50-80%. Успешно действуют кластерные структуры в Германии (химия и машиностроение) и во Франции (производство продуктов питания, ко сметика).7

5 Мантаева Э.И., Куркудинова Е.В. - Мировой опыт кластерной модели развития. -uecs.ru/uecs-38-382012

6 Глухова М. Кластеры - нужны ли они российской экономике? - Промышленник России. Октябрь 2012. -promros.ru/magazine/2012

7 Мантаева Э.И., Куркудинова Е.В. - Мировой опыт кластерной модели развития. -uecs.ru/uecs-38-382012

Развитие инновационных кластеров существенно зависит от реализации программ по их поддержке. В странах ЕС это происходит в рамках региональной политики, политики по развитию науки и техники, промышленной политики. Инновационная политика строится на поддержке передовых, обладающих высоким потенциалом отраслей. Одновременно кластеризация охватывает гибкие предпринимательские структуры - малые предприятия, способствующие формированию инновационных точек роста за счет высокой степени специализации при обслуживании конкретных производств.

В целом надо сказать, что инновационная направленность многих европейских кластеров позволяет им быть на острие научно-технического прогресса и вести успешную борьбу со своими конкурентами за рынок. Этому активно способствует государство, создавая спрос на продукцию или услуги, производимы в кластере или благоприятные условия для повышения качества научно-исследовательской деятельности. Во многих странах распространенным является то, что государство определяет приоритетные направления развития кластеров в соответствующих программах. В европейских кластерных программах поддержку получают лишь лучшие предприятия. В Германии, например, при рассмотрении заявок на участие в госпрограммах доля отклоненных заявок составила 95%. Основные участники и получатели средств по таким программам - малые и средние предприятия. На долю таких предприятий приходится 60% в Германии и 80% во Франции.8

Рассматривая методы проведения кластерной политики в зарубежных странах, обращает на себя внимание различные подходы к этому процессу: либеральный и дирижистский. В первом случае кластер рассматривается как рыночный механизм. Государственное регулирование здесь минимально и сводится преимущественно к устранению препятствий для естественного развития кластера. Такую политику проводят страны, которые применяют либеральную экономическую политику (США, Великобритания, Австралия, Канада). В странах с дирижистской политикой (Франция, Южная Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия) государство играет более активную роль в процессе развития кластеров. Эта политика предусматривает комплекс мероприятий: от выбора приоритетных направлений и финансирования программ до целевого создания ключевых факторов их успешного развития.9

В целях реализации кластерной политики в европейских и других странах на государственном уровне существуют специальные структуры, которые образуются в основном при министерствах. Количество таких структур различно. В Финляндии и Германии, например, в каждой стране за кластерную политику отвечают по три министерства. Национальные программы развития кластеров имеют большинство стран, в которых они находят применение.

8 Финмаркет. - www.finmarket.ru

9 Более подробно см.: Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе. Под ред. Королева В.И. - М.: Магистр-Инфра-М. 2013. С.58

Изучение международного опыта имеет особое значение для российской экономики. Курс на формирование кластеров у нас был взят в 2005-2006 годах. Именно с этого периода проблема формирования кластеров становится одним из важных лейтмотивов в федеральных и региональных программах социально-экономического развития. Считается, что инновационные территориальные кластеры будут способствовать выходу российской экономики на инновационный путь развития и росту ее конкурентоспособности. В ряде регионов началась практическая работа по созданию инновационных кластеров. В частности, в 2005 году научно-производственное объединение «Сатурн» объявило о запуске крупного вычислительного кластера, который предназначен для промышленных нужд.10 В 2009 году по инициативе ряда специализированных предприятий при активной поддержке ГУП «Петербургский Метрополитен» было образовано некоммерческое партнерство «Метродеталь», на основе которого в дальнейшем сформировался «Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитен и железнодорожная техника».11 Имеются примеры сформировавшихся инновационных кластеров в атомной, авиационной и космической отраслях, в лесной промышленности, в автомобилестроении, в текстильной отрасли и фармацевтике. В 2008 году Министерством экономического развития РФ была принята концепция проведения кластерной политики в Российской Федерации. О необходимости и значении кластеров, в том числе инновационных, говорится в разработанной стратегии социального и экономического развития России до 2020 года. Минэкономразвития России разработаны специальные методические рекомендации, направленные на реализацию кластерной политики в субъектах Российской Федерации.

Для развития инновационных территориальных кластеров в 2012 году был объявлен конкурс программ развития таких кластеров. Поступило 94 заявки из 50 регионов, из числа которых по результатам конкурса были отобраны 25 инновационных кластеров. Среди них 13 кластеров были отнесены к первой группе (им предлагается оказывать финансовую поддержку путем предоставления субсидий из федерального бюджета). Остальные 12 кластеров вошли во вторую группу (их также предлагается поддерживать, но без федерального финансирования на первом этапе). К числу отобранных инновационных кластеров относятся кластер «Зеленоград», кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г.Дубне, кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск), нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии, нефтехимический территориальный кластер Республики Башкортостан.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 В НПО «Сатурн» установлен самый мощный кластер в российской промышленности/ Редакция THG.09.2005. - http:www.thg.ru/20050902/index.html

11 Союз промышленников и предпринимателей Санкт - Петербурга. - spp.spb.ru

12 Субсидии из госбюджета получат 13 инновационных кластеров. - https://www.goggle.

га

Вместе с тем, анализ состояния и перспектив развития инновационных территориальных кластеров в России не дает оснований для оптимизма.

Во-первых, то, что у нас называют инновационными кластерами, при более внимательном рассмотрении оказывается, скорее, их имитацией, своего рода квазикластерами. Ведь что такое кластер, если строго следовать классическим определениям? Он формируется в такой деловой среде, в которой действуют открытые механизмы конкуренции, имеется высокий уровень доверия между субъектами экономической деятельности, действуют и соблюдаются всеми участниками правовые нормы, имеется инновационная инфраструктура. Практически ни одному из этих критериев наши кластеры не отвечают либо отвечают лишь в малой доле. Вместо реальных кластеров на практике формируются структуры, больше отвечающие территориально-производственным комплексам и научным протокластерам (многопрофильные агломерации вокруг крупных институтов). Такого рода структуры существовали у нас и раньше, и назвать их кластерами можно с большой натяжкой.13

Во-вторых, полурыночная структура российской экономики с преобладанием монополизированных структур и ограниченностью горизонтальных связей, доминированием государства над наукой и бизнесом, коррупция во всех сферах экономической и общественной жизни блокируют развитие инновационных процессов и превращают так называемые кластеры в обычные формы объединения субъектов хозяйствования.

В-третьих, кластер - это рыночный механизм, его создают рынок и конкуренция. Директивные способы здесь нецелесообразны. Между тем, отобранные у нас 25 инновационных кластеров образованы по решению «сверху» и не прошли предварительного «тестирования» пусть даже несовершенного рынка. А это является одним из основных классических требований теории кластеров. То же самое относится к финансовой поддержке и оценке деятельности кластеров. Маловероятно. что в непрозрачной экономике здесь действует принцип объективности.

Какой из этого следует вывод? Он заключается в том, что в рамках осуществляемой в настоящее время в стране экономической политики развитие инновационных кластеров в том виде, как это происходит, может свестись к очередной модной компании, как это было с не столь давней темой о модернизации экономики. В этом нет ничего странного в условиях полной несостоятельности политического и экономического курса развития страны. Зачастую вместо реальных шагов по решению таких актуальных задач, как новая индустриализация страны, развитие производства, борьба с коррупцией, осуществляется имитация действий, сопровождаемых политической пропагандой. Применительно к кластерам последствия та-

13 На это обращают внимание многие исследователи. - См., в частности, Тарасенко В. Инновационные кластеры - по-русски. - www.rbcdaily.ru

кого курса могут привести к значительным затратам экономических, прежде всего финансовых, ресурсов с минимальным эффектом.

Чтобы кластерная политика принесла ожидаемые результаты, в нее следует внести существенные коррективы. Они связаны с осуществлением комплекса ор-ганизационно-кономических мероприятий. Остановимся на наиболее важных из них.

Как таковые инновационно-территориальные кластеры - это частность в общей экономической политике. Но еще классики предупреждали о том, что тот, кто берется за решение частных вопросов, предварительно не решив общие вопросы, будет на каждом шагу наталкиваться на эти общие вопросы и проблемы. В экономической политике должны присутствовать реальность, ясность и последовательность проводимого курса. Если этого нет, то в таких условиях отдельные аспекты трудновыполнимы.

В более конкретном плане в отношении инновационных территориальных кластеров следует, на наш взгляд, предпринять следующие действия. Прежде всего, необходима синхронизация действий всех участников кластера на федеральном, региональном, местном уровне и уровне отдельных компаний и институтов. Ведь речь идет об управлении сложными комплексными проектами. У каждого его участника имеются свои особые интересы, которые необходимо согласовывать с интересами кластера. Координирующую роль может выполнять структура, созданная в регионе заинтересованными участниками во взаимодействии с региональными и местными органами управления. Это своего рода управляющая компания. Такой механизм координации предусмотрен в упоминавшейся выше госпрограм-ме по развитию кластеров. Но этого недостаточно. Необходимы не просто управляющие компании, а формирование рынка управляющих компаний. В противном случае образованный в регионе координирующий орган может превратиться в еще одну директивную структуру.

Важную роль в развитии инновационного кластера имеет создание активных творческих команд, способных выдвигать новые инициативы по определению «точек роста». Как показывает анализ, в ряде регионов, участвующих в кластерах, создание таких команд намечается только в перспективе. То есть, речь идет о кадровом обеспечении инновационных кластеров. Нужных специалистов не хватает.14 Решение данной проблемы с точки зрения внутренних факторов развития кластеров выступает на передний план. В этом деле было бы полезно пройти «институциональное обучение» у зарубежных специалистов по кластерам.

Особое место в развитии инновационных кластеров занимает инфраструктура и ее финансирование (транспортная, энергетическая, образовательная). Эта про-

14 Данная проблема рассматривается, в частности, Довгий В. - См.: Довгий В. Кластеры

- системный инновационный инструмент. - promros.ru

блема имеет два аспекта: необходимость формирования инфраструктуры и ее финансовая поддержка на федеральном и региональном уровнях. Снижение размера бюджетного финансирования, что является распространенным явлением, сдерживает возможности развития кластеров.

Необходимы и другие решения: достижение системности и последовательности принимаемых государством мер в данной области, формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера, усиление роли федеральных и региональных институтов развития по инфраструктурному обеспечению работ управляющих компаний, равнодоступность к финансовым ресурсам для развития новых технологических компаний. Основное на сегодняшний день, чтобы инновационные кластеры не стали краткосрочным проектом - практическая реализация решений, направленных на превращение кластеров в действенный механизм экономического развития.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Ибатуллова Ю.Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики//Креативная экономика. 2008. №8(20).С.48-54 (Ibatullova Ju.T. Klastery kak innovacionnaja forma diversifikacii i razvitija regional’noj jekonomiki//Kreativnaja jekonomika. 2008. №8(20).S.48-54)

Инновационные кластеры наноиндустрии. Под ред. Азоева Г. Л. - М.: БИНОМ. 2012. 296 с. (Innovacionnye klastery nanoindustrii. Pod red. Azoeva G.L. - M.: BINOM. 2012. 296 s.)

Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций: горизонтальные связи и управление. - М.: Инфра-М. 2013. 286 с. (Mil’ner B.Z., Orlova T.M. Organizacija sozdanija innovacij: gorizontal’nye svjazi i upravlenie. - M.: Infra-M. 2013. 286 s.)

Монастырный Е.А. Инновационный кластер// Инновации. 2006. №2. С.38-43 (Monastyrnyj E.A. Innovacionnyj klaster// Innovacii. 2006. №2.S.38-43)

Сташевская Г.Н. Формирование инновационного кластера на базе профильного технопарка как механизм регионального развития// Инновации. 2009. №4(126). С.82-87 (Sta-shevskaja G.N. Formirovanie innovacionnogo klastera na baze profil’nogo tehnoparka kak me-hanizm regional’nogo razvitija// Innovacii. 2009. №4(126). S.82-87)

Cluster Approach Evaluation. Final. OCHA. Evaluation and studies section (ess).-November.2007.111 p.