Научная статья на тему 'О возможностях реализации кластерной политики в условиях перехода к инновационной экономике: зарубежный и отечественный опыт'

О возможностях реализации кластерной политики в условиях перехода к инновационной экономике: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / CLUSTER / CLUSTER POLICY / INDUSTRY / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE ECONOMY / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хулхачиева Э. П.

В статье рассмотрены теоретические предпосылки и факторы реализации кластерной политики в условиях перехода к инновационной экономике сельского хозяйства, в том числе уточнение и анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и реализации кластерной политики. Выявлены социально экономические условия и факторы, присущие региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Possibilities of Realization of Cluster Policy in Conditions of Transition to Innovative Economy: Foreign and Russian Experience

The article deals with the theoretical background and implementation factors of cluster policy in the transition to an innovation economy of agriculture, including the refinement and analysis of domestic and international experience in the development and implementation of cluster policy. Socio-economic conditions and other factors inherent in the region are identified.

Текст научной работы на тему «О возможностях реализации кластерной политики в условиях перехода к инновационной экономике: зарубежный и отечественный опыт»

УДК 338.24 ББК 65 .9

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ*1

Э. П. Хулхачиева

Кластерная политика — это система государственных мер и механизмов по формированию и поддержке кластеров для повышения конкурентоспособности регионов, имеющая различные формы: политика с четкой стратегией и бюджетом; составляющая других видов экономической политики; элемент стратегий экономического развития (инновационного, регионального и т. д.); меры по локальной поддержке производств.

Кластерная политика сосредоточена на упрочении кластерных подразделений и делает акцент на инновациях только в конкурентоспособных видах деятельности. Термин кластерная политика применяется как общее название для различных способов поддержки инициатив по разработке, внедрению и развитию сетевых объединений [Гаджиев 2008: 31].

Западная модель взаимодействия отраслевых производственных комплексов и территорий присутствия получила название теории кластеров. Кластерная концепция непосредственно связана с работами Майкла Портера, который детально рассматривает связь между кластерным партнерством и конкурентоспособностью предприятий. Под понятием кластер М. Портер подразумевает «сконцентрированную по географическому признаку группу взаимосвязанных предприятий, фирм в соответствующих отраслях, а также влияющих на их деятельность организаций» [Porter 1990: 119]. Существует множество теорий кластеров, используемых в исследованиях ученых. Основой используемых в развитии теории кластеров методов послужило множество теорий. Очевидно, что экономические теории имеют общие основы с другими экономическими дисциплинами и региональной экономикой. В работах С. Розенфельда [Rosenfeld 1997: 14],

М. Энрайта [Enright 1993: 102] и др. обосновывается междисциплинарный теоретикометодологический подход к региональному кластерообразованию.

Эволюция кластеров представлена в кластерной политике. Исследователи различают две основные модели кластерной политики. Либеральная модель — это рыночный организм, где роль государства минимальна, сводится только к устранению препятствий для его естественного развития и не предполагает прямого государственного вмешательства. В дирижистской же модели государство играет более активную роль в процессе формирования кластера, который включает в себя комплекс мер — от выбора приоритетных направлений и финансирования программ по развитию кластеров до целевого создания ключевых факторов их успешного развития.

Следует заметить, что либеральная кластерная стратегия присуща странам, традиционно проводящим либеральную экономическую политику — США, Великобритании, Австралии и Канаде. При дирижистской стратегии власть проявляет большую активность и усиливает свою роль в процессе формирования кластеров. Данная политика включает в себя комплекс мер — от выбора приоритетных направлений и финансирования программ по развитию региональных кластеров до целевого создания ключевых факторов их успешного развития. Подобная стратегия характерна для Франции, Кореи, Сингапура, Японии, Швеции, Финляндии. Региональные кластеры как в развитых, так и в развивающихся странах отличаются уровнем развития, составом участников, структурой и особенностями расположения, видами производимой продукции и предоставляемыми услугами [Мантаева, Куркудинова 2012].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Исследование организационно-экономических условий и разработка управленческого инструментария формирования и функционирования сельскохозяйственных инновационных кластеров, способных обеспечить устойчивое развитие Республики Калмыкии» (№ 13-12-08002).

Таблица 1. Модель кластеров зарубежных стран

Модель Страны Характеристика

Дирижистская Япония, Республика Корея, Сингапур, Швеция, Франция, Финляндия и Словения Большую роль играет активная государственная (федеральная) политика развития кластеров

Либеральная США, Великобритания, Австралия, Канада Кластер рассматривается как рыночный организм. Роль федеральных властей заключается в снятии барьеров для его естественного развития

Сравнительный анализ западного и отечественного опыта кластеризации выявил наличие общих условий развития кластеров, что подтверждает необходимость разработки и внедрения «смешанной» модели управления по созданию кластеров в отечественной экономике. Кластерный подход реализуется через разработку кластерной политики, определяющей приоритеты в организации кластеров, и кластерной программы (мероприятия, сроки, ответственные исполнители). Целесообразно не стандартизировать, а разрабатывать комплекс мер поддержки применительно к конкретному кластеру.

На организацию и функционирование сельскохозяйственных кластеров Калмыкии, безусловно, влияют природные (аридная территория), экономические условия и факторы. Сельское хозяйство — это основная отрасль в Калмыкии (рис. 1). В состав агропромышленного комплекса республики входят 116 сельскохозяйственных предприятий, 4565 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 тысяч личных подсобных и индивидуальных хозяйств. В хозяйствах всех категорий насчитывается поголовья: КРС более 604 тыс. гол., овец и коз — свыше 2400 тыс. гол.

Рис. 1. Процентное соотношение специализаций сельскохозяйственных организаций РК

[Стат. сборник по РК 2013]

Республика занимает 7-е место в Российской Федерации по численности КРС, 3-е место — по численности овец. Сегодня в степном регионе реализуются 13 федеральных целевых программ. В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, других федеральных и республиканских программ в области АПК в 2012 году в республику направлено бо-

лее 873 млн руб. В частности, на поддержку животноводства выделено порядка 294 млн руб. Получателями государственной поддержки стали 80 сельскохозяйственных предприятий, 1461 крестьянское (фермерское) хозяйство и индивидуальных предпринимателей, 22 сельскохозяйственных потребительских кооператива, 5005 личных подсобных хозяйств. Фермеры получили

финансовые средства в размере 45 % от общего объема. Пастбища занимают 80 % территории республики по экспликации земель. Возможностей и условий для введения территориальных сельскохозяйственных кластеров достаточно, но при условии соблюдения научного пастбищеоборота на аридных территориях. Доля животноводства превалирует над долей растениеводства ввиду природных условий и факторов, влияющих на производство продукции.

В территориальном кластере отрасли животноводства, который определен как основной, задействованы все виды ресурсов (трудовые и природные ресурсы, научный потенциал, инфраструктура и т. д.) Выделение инвестиций дает толчок к конкурентной борьбе среди сельхозпроизводителей. Формированию кластеров способствует также наличие рабочей силы: в республике высокий уровень безработицы, наблюдается отток активного населения, в то время как по условиям спроса «калмыцкое мраморное мясо» востребовано во всех уголках России. Характер и состояние спроса на продукцию на внутреннем рынке, пригодность для развития на внешнем рынке увеличивают объемы спроса и предложения. Поскольку продукция имеет безусловный спрос, ста-

новятся невыгодны закупки у других отечественных товаропроизводителей, соответственно, появляется конкуренция товаропроизводителей.

При соответствующей наладке смежных и обслуживающих производств, которые неплохо впишутся в экономику региона, есть возможность создать территориальный кластер по производству мяса. При этом важна разработка стратегии по созданию бренда продукции калмыцких аграриев через кластерный подход, что поможет сделать продукцию узнаваемой и способной к конкуренции. В центр по агропромышленному кластеру Калмыкии могут войти крупные сельхозпредприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, предприятия по откорму скота, переработке сельхозпродукции. Для его развития необходима научная организация производства. Решение таких проблем, как своевременная поставка оборудования для обеспечения всех процессов, производство тары и упаковки, организация логистического центра, жизненно необходимо. Целью создания территориального кластера на базе действующих сельскохозяйственных предприятий и учреждений является повышение конкурентоспособности предприятий (см. рис. 2).

Рис. 2. Территориальный кластер отраслей сельского хозяйства РК

[Инвестиционная стратегия РК 2013]

Участие в кластере выгодно не только для сельскохозяйственных предприятий, но и для перерабатывающих, торговых, сервисных, логистических, а также заводов по поставке сельхозтехники.

Научный потенциал должен работать над выстраиванием маркетинговой политики в стратегическом и тактическом плане. Благодаря кластерному подходу снизится риск для инвесторов, могут применяться различные формы страхования. Правильное сочетание видов деятельности в сельском хозяйстве, применение эколого-ориенти-рованного управления производством на кластерной основе обеспечат конкурентное преимущество и устойчивое развитие производства, в том числе за счет применения передовых информационных технологий.

Кластерная организация аграрного сектора производства, безусловно, направлена на создание новой формы организации труда и обращена к накоплению трудовых и финансовых ресурсов на территории кластера. Данная форма организации национальной экономики, по сути, является связующим элементом вертикали проектов, взаимоувязывающей в одно целое общероссийское и региональное развитие. Именно такой кластер по производству мяса позволит включить региональные решения Республики Калмыкия в масштабные российские проекты. Работа кластера будет строиться на основе не простого копирования мировых практик, а с обязательной адаптацией их к региональным условиям.

Применительно к условиям депрессивных регионов требуют уточнения как понятийно-терминологический аппарат, так и механизм оценки и реализации их потенциа-

ла кластерообразования с учетом присущих им особенностей. Предлагаемые подходы и направления, на наш взгляд, перспективны, поскольку они соответствуют современному состоянию теоретических исследований региональной экономики и могут обогатить практику управления региональным развитием.

Источник

Инвестиционная стратегия РК до 2020 г. (проект программы) / под ред. Ходыковой Н. В. Элиста: ИКИАТ, 2013.

Литература

Г аджиев Ю. А. Новые формы территориальной организации производства и другие теории регионального экономического роста и развития // Вестник НИЦ СГУ. 2008. № 3. С. 30-31.

Мантаева Э. И., Куркудинова Е. В. Мировой опыт кластерной модели развития [электронный ресурс] // URL: http://uecs.ru/uecs-38-38=2012 (дата обращения: 17.10.2013). Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста: Калмстат, 2013. 161 с.

Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region. Changing scales for regional identity / Ed. by E. Dirven, J. Grocnewegen and S. van Hoof. Utrecht. 1993. P. 87-102.

Porter M. The Competitive Advantage of Nations.

New York: Free Press, 1990. 180 p.

Rosenfeld S. A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. 1997. Vol. 5. № 1. Р. 3-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.