Научная статья на тему 'Взаимосвязь кластеров и социально-экономического развития регионов'

Взаимосвязь кластеров и социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайрулина Л. Р.

В статье рассматриваются подходы к анализу конкурентной устойчивости региона. Для создания конкурентного успеха в определенных отраслях автором предлагаются территориальные промышленные кластеры как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений и организаций. Модель государственной промышленной политики, в основе которой меры поддержки кластеров, устраняет барьеры для бизнеса и способствует повышению конкурентоспособности территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хайрулина Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь кластеров и социально-экономического развития регионов»

УДК 331.1

Л. Р. ХАЙРУЛИНА

Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Омске

ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛАСТЕРОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

В статье рассматриваются подходы к анализу конкурентной устойчивости региона. Для создания конкурентного успеха в определенных отраслях автором предлагаются территориальные промышленные кластеры как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений и организаций. Модель государственной промышленной политики, в основе которой меры поддержки кластеров, устраняет барьеры для бизнеса и способствует повышению конкурентоспособности территории.

Кластер во многом является понятием региональным, а в российских условиях, где имеется большая территория и регионы значительно отличаются друг от друга, именно кластеры могут стать основой региональной промышленной политики. Задача любой власти — повышение экономического, а, следовательно, и социального благополучия региона, при этом, важно определить возможности применения понятия конкурентоспособность региона при разработке кластерных моделей, учитывая многообразие определений региональной конкурентоспособности в научных источниках.

Конкурентоспособность региона может рассматриваться двояко.

Во-первых, рассматривая регион как целое, как территорию, на которой живут люди, действуют фирмы, есть собственное правительство и законодательство, и которая конкурирует с другими регионами. При этом критерием сравнения могут служить объем инвестиции на душу населения, производительность труда, среднедушевой доход, обеспеченность инфраструктурой и т.д. В зависимости от критерия сравнения, регион может быть более или менее конкурентоспособен. Так, одна губерния может получать больше инвестиций на душу населения, чем соседняя, при этом, располагая худшей инфраструктурой (надо заметить, что нельзя отрывать один критерий от другого, чаще всего они взаимозависимы, например, успех в привлечении инвестиций может быть вызван наличием лучшей, чем у конкурентов инфраструктуры), т.е. регион создал конкурентное преимущество в области привлечения инвестиций, предоставив либо более дешевый доступ к ресурсам, либо создав гораздо лучшие, но более дорогие условия для деятельности, либо сосредоточившись на какой-либо конкретной отрасли.

Во-вторых, как конкурентоспособность предприятий, действующих на его территории. Фирмы региона не могут обладать конкурентным преимуществом во всех отраслях, они могут добиваться успеха в одном, при этом сильно отставая в другом. Чтобы определить, является ли регион конкурентоспособным, необходимо узнать, в каких отраслях фирмы региона занимают твердые позиции и обладают конкурентным преимуществом, а в каких проигрывают конкурентам и, следовательно, действуют неэффективно. И таким образом, регион будет являться конкурентоспособным, если число фирм успешно действующих в конкурентной борьбе превышает число неконкурентоспособных фирм.

Для исследователя важно определить эти конкурентоспособные отрасли, найти смежные и поддерживающие их производства, построить на этой основе кластер конкурентоспособных отраслей. Это поможет определить наиболее перспективные направления бизнеса на данной территории, что может послужить основой для привлечения инвестиций и поддерживающих усилий региональных властей.

Безусловно, эти два взгляда на конкурентоспособность региона, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Регион является конкурентоспособным, и, следовательно, расходует ресурсы эффективно и тогда, когда в нем создана благоприятная среда для развития бизнеса, и тогда, когда существует необходимая инфраструктура, и тогда, когда фирмы региона не стоят на месте, постоянно совершенствуя источник своего конкурентного преимущества, т.е. либо постоянно ищут источники для удешевления своих продуктов и услуг, либо углубляют дифференциацию, либо концентрируясь на определенном рыночном сегменте, удешевляют или дифференцируют продукцию.

Майкл Портер в своей книге «The Competitive Advantages of Nations», не дает определения конкурентоспособности страны, однако определяет детерминанты, которые способствуют формированию национального конкурентного преимущества. Это:

1) факторные условия, т.е. те конкретные факторы, которые способствуют успешной конкуренции, такие как квалифицированная рабочая сила, капитал, инфраструктура, наделенность природными ресурсами;

2) параметры спроса, т.е. каков спрос на внутреннем рынке, разборчивы и требовательны ли покупатели;

3) родственные и поддерживающие отрасли, т.е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей конкурентоспособных на мировом рынке;

4) стратегия фирм, их структура, уровень конкуренции, т.е. как создаются и управляются фирмы и какова конкуренция на внутреннем рынке.

Помимо основных детерминантов конкурентного преимущества Портер учитывает также роль случая и влияние правительства. Обозначенные выше детерминанты, совместно со случаем и ролью правительства, образуют ромб национальной конкурентоспособности (рис 1).

Возможность применения детерминантов конкурентного преимущества к рассмотрению российских регионов, по мнению автора, определяется: федеративным устройством России, где регионы обладают

• Открыта« и сильна* конкуренция мех ду местными компаниями

■ Дело»ая среда способствующая приклечению инвестиций и устойчивой м одерниоации

• Меритократия среди основных организаций и институтов

Условия спроса

• Присутствие высококачественных, специализиро* анных факторо» производства, доступных компаниям

> людские ресурсы >■ капитал

> физическая инфраструктура

>• административная инфраструктура

> ин фор маир онная инфраструктура

> научная и технологическая инфраструктура

> природные ресурсы

Искушенные и требовательные местные потребители ■ Потребности местных потребителей опережающие потребности других потребителей

• Необычный спрос местных потребителей в определенных специализированных сегментах

■ Доступ к квалифицированным местным поставщикам и компаниям »

под дер* мающих отраслях

■ Присутствие кластер о» »место изолированных отраслей

Источник: Портер (2001) Рис. 1. Ромб национальной конкурентоспособности по Портеру

гораздо большими правами, чем в унитарном; самостоятельностью регионов; экономическим своеобразием регионов, вытекающим из исторического развития, наличия природных ископаемых и человеческих ресурсов; природно-климатическим разнообразием регионов России и т.д.

Существуют и другие менее значительные факторы, определяющие возможность использования теории конкурентных преимуществ, применительно к региону. Однако, по сути, конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях.

Ведущая роль в достижении конкурентной устойчивости региона, по нашему мнению, принадлежит кластерам, так как именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха в определенных отраслях. Территориальные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития предпринимательства по нескольким причинам. Прежде всего, они обеспечивают фирмам высокую степень специализации, что позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие конкретную промышленную нишу. При этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в кластер новых фирм, а близость большого количества фирм предполагает обмен идеями и передачу знаний между специалистами входящих в кластер фирм.

В Советском Союзе был накоплен значительный опыт создания территориально-промышленных комплексов и успешного управления ими в рамках централизованной экономики. Однако с изменением форм собственности, отменой командных вертикалей «министерство - предприятие» сбалансированная система социалистической экономики (включая ТПК) была разрушена.

Отсутствие жестких планов и распределенных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных дого-

воренностей в рамках установленных в кластере приоритетов и правил. При этом надо учитывать, что каждый из участников решает свои характерные задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективное общее и профессиональное образование, научные исследования, производство, местная и региональная власть выгодны всем.

Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции. Фактически можно говорить об определенном синер-гетическом эффекте кластеров, так как компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.

В других работах было отмечено, что кластеры в России развиваются вне исторических условий, и требуется государственная поддержка, при этом кластерный подход требует изменить содержание государственной промышленной политики. В этом случае, усилия органов власти должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д. Это требует полной перестройки аппарата государственного управления, изменения менталитета местных властей, требует другого среза информации о состоянии дел в экономике — не по отраслям, а на уровне отдельных рынков и компаний.

Теоретически региональная поддержка производителей может существовать в двух вариантах. Первый из них предполагает прямое снижение или компенсацию тех или иных затрат предприятий.

Факторные условия

Параметры спроса ч

устраисшк-öopi-epun.

C^.TLllLnillC )KCIIIIpl\

■u мрслелырепкжи. нрофомчи об\ чцнпяи ([CpclIO.U итпнш puiumw срякИ с ■щукой, розмтк илфрисфу ю> ри

кластери'. 1;пи|.ррл|миия. сшму.Ифоволис пишет uull. npoBcjcnih-конфорсшшП. ашимшюмпл. паи

ПОЛШ11КП.

([[июговыс лыоты. .ipa VIH.111HC риской, cipynypiipotuini.:

iiicy.iapvmoHiioivi

упрамениядля |юд>:ржк1| ктзстсрп

Рис. 2. Адаптационная модель формирования конкурентоспособного кластера в условиях России

Примером может служить предоставление субсидий — как явных, так и скрытых.

В российской промышленности скрытые субсидии, в отличие от явных, используются очень активно—в форме относительно заниженных цен на основные энергоресурсы, включая электроэнергию и газ, заниженных ставок оплаты коммунальных услуг (например, водоснабжения) и транспортных тарифов. И прямые, и скрытые субсидии могут предоставляться как на общем основании, так и селективно. Более сложные формы поддержки предполагают предоставление льгот по уплате налогов, по реструктуризации задолженности перед бюджетами и т.д.

Второй метод поддержки предполагает помощь компании в освоении новых рынков — прямое содействие в продвижении товаров производителей на новые рынки, предоставление им правовой поддержки (в том числе юридическая защита интересов производителей), страхование контрактов, софинансирование маркетинговых расходов, поиск новых контрактов и т.д. Этот метод поддержки известен как ориентированный на расширение спроса для компаний, в противоположность сокращению их расходов. В принципе, оба метода государственной поддержки развития предприятий могут использоваться одновременно, отметим, что некоторые данные о формах государственной поддержки производителей в российских регионах свидетельствуют о том, что регионы, активные в стимулировании спроса на продукцию компаний, одновременно склонны оказывать им помощь, снижающую затраты. Развитие территории, в противоположность поддержки отдельных производителей, обычно создает благотворную базу для возникновения и повышения конкурентоспособности кластеров. Эффективная политика в отношении кластеров делает акцент на мерах поддержки второго типа (стимули-

рование спроса в противоположность снижению затрат), при этом ориентированная на развитие кластеров экономическая политика не сопровождается созданием барьеров для деятельности конкурентов, поскольку целевые рынки кластеров обычно выходят далеко за пределы территории и даже страны.

Автор считает, что успешное развитие кластеров в России по обозначенным выше причинам возможно только при серьезной государственной поддержке, при этом предлагается существенно модернизировать подход Майкла Портера за счет поддержки государством, как детерминантов кластера, так и самого ядра данной системы. Предлагаемый автором подход (рис. 2), представляет по сути модель государственной промышленной политики, в основе которой меры поддержки кластеров.

Модель Портера, в которой роль государства была не столь значимой, в предлагаемой модели существенно усиливается. Меры поддержки с одной стороны состоят в косвенной поддержке детерминантов регионального конкурентного преимущества, а с другой — государство непосредственно поддерживает само создание и функционирование кластера.

Библиографический список

1. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под ред. В. Д. Щетинина. — М.: Междунар. отношения, 1993.

ХАИРУЛИНА Людмила Руслановна, преподаватель филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Омске.

Дата поступления статьи в редакцию: 09. 10. 06 г. © Хайрулина Л.Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.