ТЕМА НОМЕРА: КОНКУРЕНЦИЯ
Конкурентные стратегии промышленных предприятий в инновационно ориентированной экономике
Рассмотрена типология классических конкурентных стратегий для промышленного предприятия. Обоснована необходимость расширения этого перечня за счет учета дополнительных факторов роста конкурентоспособности предприятия при создании кластера — современной формы интеграции бизнес-структур. Проведен сравнительный анализ кооперации в холдинге и кластере. Предложены основы инструментария для оценки конкурентоспособности машиностроительного предприятия в составе кластера. Показана необходимость создания кластера в инновационно ориентированных отраслях машиностроения, в том числе оборонно-промышленный комплекс.
Ключевые слова: конкурентоспособность, машиностроение, конкурентные стратегии, холдинг, кластер, инновации.
Рынки современных высокотехнологичных товаров быстро изменяются под воздействием «подрывных» технологий [1], существенного сокращения срока жизни новейших промышленных товаров, роста требований потребителей, усложнения форм и методов конкурентной борьбы, инноваций в организационно-экономическом механизме функционирования бизнеса. Наиболее значимые тенденции развития инновационных процессов в экономике приведены в таблице 1.
Современный рынок в области высокотехнологичных товаров, к которым относится и продукция машиностроения, это, во-первых, сознательно планируемая кооперация и только во-вторых — конкуренция. Именно такая созидающая конкуренция обеспечивает высокую конкурентоспособность промышленных товаров. Кооперационный механизм сотрудничества (как показывает опыт Японии, Италии и других стран) базируется на долгосрочной стратегии,
© Красовский Г.В.,2009
Красовский Г В.
Таблица 1
Наиболее значимые тенденции развития инновационных процессов в экономике [2, 3]
1 Новая конкуренция. Предпринимательский менеджмент • Расширение поля соперничества: главное умение быстро и эффективно реагировать на вызовы рынка путем разработки, производства и поставок на рынки новых, более качественных, товаров. • Существенное возрастание роли стратегических решений в обеспечении конкурентоспособности, в первую очередь планируемая координация усилий вместо только рыночного механизма распределения ресурсов и обоснованная маркетинговая стратегия. • Усиление внутрифирменной интеграции различных служб (разработка, дизайн, производство, маркетинг, сервис) при одновременном расширении кооперационных связей с другими фирмами, в том числе с конкурентами • Переход от системы управления, в которой все решения принимаются высшим руководством, к более инициативной системе менеджмента; создание ключевых бизнес-процессов, каждый из которых управляется муль-тидисциплинарной командой
2 Широкомасштабная информатизация бизнеса, переход к сетевой и информационной экономике Возрастающая интеграция промышленных технологий и накопленных информационных ресурсов на основе современных инфокоммуникационных технологий, что позволяет одновременно повышать качество и снижать цены
3 Аутсорсинг Стратегическое использование внешних ресурсов для выполнения деятельности, традиционно осуществляемой внутренними ресурсами и собственным персоналом
4 Альянсы на основе стратегической кооперации. Глобализация Отказ от попыток добиться победы в конкурентной борьбе в одиночку и переход к формированию развивающихся сетей предпринимательских фирм, созданию и развитию кластеров. Переход от локальных рынков к глобальной деятельности при сохранении позиций на местах
осуществляемой потенциальными участниками кооперационных связей под эгидой государственных органов (на федеральном и региональном уровнях), с привлечением финансовых структур, а также университетов. В ходе реализации стратегии реальные участники кооперационного процесса создания конкурентоспособной продукции стимулируются путем предоставления льготных кредитов, гарантированных заказов, налоговых льгот и др.
Кооперация позволяет существенно повысить качество машиностроительной продукции, снизить затраты на ее разработку, производство и сбыт. Одновременно существенно активизируются инновационные процессы в машиностроении, повышается его конкурентоспособность.
При этом если подходы к определению конкурентоспособности продукции машиностроения к настоящему времени в основном сформировались (многочисленные методики оценки конкурентоспособности промышленной продукции основаны на соизмерении цены и качества), то подходы к оценке конкурентоспособности машиностроительного предприятия менее разработаны. Разные авторы предлагают наряду со способностью предприятия производить конкурентоспособную продукцию учитывать также уровень инновационной деятельности, наличие эффективных стратегий продвижения товара и умение создать механизмы взаимодействия с потребителями, профессиональную подготовленность персонала, наличие развитых сервисных служб и др. Анализ различных подходов к оценке конкурентоспособности промышленного предприятия (КСП) показывает, что прежде всего необходимо рассматривать конкурентоспособность не в статике, а в динамике — это процесс, на который оказывают влияние множество факторов.
По нашему мнению [4], конкурентоспособность машиностроительного предприятия характеризует его реальную способность продолжительное время обеспечивать в изменяющихся внешних условиях приемлемый уровень достижения коммерческих целей путем проектирования, изготовления, продвижения и сбыта товаров, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам более предпочтительны и привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов на существующих и перспективных сегментах рынка, представляющих для предприятия экономический интерес в определенный период времени.
Схематично группы факторов, определяющих конкурентоспособность машиностроительного предприятия в ^м периоде, представлены на рисунке 1, где отражено также воздействие внешней среды на КСП предприятия.
Конкурентоспособность предприятия обеспечивается разработкой и реализацией программы повышения конкурентоспособности предприятия, конкретизирующей выбранную конкурентную стратегию.
Конкурентная стратегия — это стремление компании занять конкурентно выгодную рыночную позицию в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой динамики роста рентабельного объема продаж и одновременно противостоять набору сил, определяющих конкуренцию в отрасли.
Современная типология конкурентных стратегий [5, 6] приведена в таблице 2.
В последнее время успешные стратегии достижения мировой конкурентоспособности связаны с созданием и развитием кластеров.
Эпюра воздействия сил внешней среды на объем продаж при благоприятных условиях
<
ш о. О
т
го х гп
Е х аз аз
о
"О
гп Д А
Эпюра воздействия сил внешней среды на объем продаж при неблагоприятных условиях
Рис. 1. Конкурентоспособность промышленного предприятия
Таблица 2
Авторы стратегии Современная типология конкурентных стратегий
М. Портер Стратегия лидерства Стратегия фокуса (на сегменте рынка) Стратегия дифференциации Стратегия фокуса (на новых товарах)
А.Ю. Юда-нов Виолентная стратегия Патиентная стратегия Коммутантная стратегия Эксплерентная стратегия
И. Ансофф Стратегия максимизации доли рынка Стратегия развития рынка Стратегия развития товара Стратегия диверсификации
ПЛ. Азоев Стратегия снижения себестоимости Стратегия сегментирования рынка Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка Стратегия внедрения новшеств
А.А. Томпсон и А.Дж. Стрик-ленд Стратегия лидерства по издержкам Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе более низких издержек Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе дифференциации Стратегия наилучшей стоимости
Кластеры представляют новый способ понимания экономики, организации экономического развития и проведения государственной промышленной политики.
Кластер — это система взаимосвязанных предприятий, оказывающаяся в целом больше простой суммы своих составных частей. Кластеры играют важную роль в конкурентной борьбе. Данные предприятия совместно участвуют в предпринимательской деятельности, характеризуются общностью направлений этой деятельности и дополняют друг друга. Они создают основу для притока иностранных инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития малого и среднего предпринимательства, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра сетевых структур. Одновременно кластеры выступают и как форум, где ведется диалог между деловыми, правительственными и научными кругами о путях развития конкурентных преимуществ в рамках города, региона, страны.
Отличительная черта кластера — инновационная предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяется не только производственный, но и инновационный потенциал, обеспечивается комплексное управление качеством продукции, расширенное сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.
Формирование кластеров привело к новому способу понимания экономики, организации экономического развития и проведения государственной промышленной политики.
Структура кластера представлена на рисунке 2.
Эффективность кластера проявляется в росте производительности труда, снижении издержек, повышении качества продукции, разработке инновационных товаров. Развитие кластера на этой основе ведет к его расширению и привлечению новых конкурентоспособных фирм.
В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Отличие кластера от других форм кооперации предприятий (например, холдингов) состоит прежде всего в наличии внутренней конкурентной среды и сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Сравнительная характеристика кооперации предприятий в холдинг и кластер представлена в таблице 3.
Рис. 2. Структура кластера
Таблица 3
Сравнительная характеристика кооперации предприятий в холдинг и кластер
№ п/п Параметр Холдинг Кластер
1 Инновации Достаточная активность Активные инновации
2 Распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей Умеренное Быстрое
3 Стимуляция НИР Умеренная Активная стимуляция, привлечение дополнительных инвестиций
4 Информационное пространство Вертикальное распространение информации Единое информационное пространство
5 Координация экономической системы Иерархический механизм координации. Использование отраслевых преимуществ Используются преимущества двух методов координации — иерархического и рыночного
6 Связи между участниками Довольно устойчивые, но четкая иерархия Устойчивые, доверительные, «семейные»
7 Решение внутренних проблем Вертикальная координация Преодоление замкнутости
8 Динамичность и гибкость самой структуры Система не может незамедлительно отвечать требованиям различных условий Преодоление инертности, несгибаемости. Высокая адаптивность
I
I
а
О"
I I
а а
I
О" Й
«1 I
а
«I
Окончание табл. 3
№ п/п Параметр Холдинг Кластер
9 Поддержка неприбыльных предприятий внутри системы Предоставление льгот, скидок, отсрочек платежа Поддерживает путем специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции
10 Доступ к факторам производства и ресурсам Возможность варьировать финансовыми и инвестиционными ресурсами Совместное использование основных фондов, более дешевый доступ к факторам производства
11 Инжиниринговые услуги Внутренний обмен Направленность на экспорт
12 Барьеры входа, расширение границ Ограничен вход, так как он связан с приобретением акций Преодолимые барьеры для конкурентоспособных предприятий
13 Снижение рисков Диверсификация производства Распределение рисков в различных формах совместной экономической деятельности
14 Эффект масштаба производства Есть Есть
15 Эффект синергии В меньшем объеме, чем у кластера Адаптивная структура кластера синтезирует и усиливает этот эффект
Из вышестоящей таблицы можно сделать вывод, что предприятиям выгодно кооперироваться в кластер. В кластере существует единое информационное пространство, присутствует более активная инновационная деятельность, чем в холдинге, к научно-исследовательским работам привлекаются дополнительные инвестиции. Еще одним фактором, влияющим на выбор структуры кластера, является динамичность и гибкость самой его структуры — преодоление инертности, несгибаемости, изменчивость в зависимости от внешних условий. Помимо этого в кластере присутствуют устойчивые, доверительные, «семейные» связи между участниками. Дополнительный фактор — поддержка малоприбыльных предприятий внутри кластера путем специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции. Для кластера характерно снижение рисков за счет их распределения в различных сферах совместной экономической деятельности. Ему свойственно расширение границ путем стимулирования новых бизнес-процессов. В кластере также довольно низкие барьеры входа для инновационно ориентированных предприятий.
В настоящее время известны следующие основные типы кластерных структур, на основе которых может быть разработана концепция создания конкретного кластера:
• географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер в США);
• горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;
• вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса (текстильный кластер в Ивановской области);
• латеральная (лат. lateralis — боковой): в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
• технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);
• фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра — предприятия, НИИ или учебного заведения.
Прогнозируемая структура судостроительного кластера представлена на рисунке 3
Этапы оценки конкурентоспособности предприятия по производству морских газовозов с учетом вхождения в кластер в общем виде представлены на рисунке 4.
- стимулирование внутреннего спроса и экспорта
- госзаказ
количество и стоимость факторов производства:
• природные ресурсы;
• людские ресурсы;
• капитал;
• информационные ресурсы;
• научные ресурсы;
• технологические ресурсы
- инвестиции и субсидии
- политика по привлечению иностранных инвестиций
- налоговое регулирование
- ориентированный на рынок менеджмент
- реализация концепции новой конкуренции, ориентированной на стратегическую кооперацию и инновационный менеджмент
Рис. 3. Прогнозируемая структура судостроительного кластера
Рис. 4. Этапы оценки конкурентоспособности с учетом и без учета вхождения предприятия в кластер
Данная схема показывает, как изменяется интегральная конкурентоспособность предприятия при вхождении его в кластер. Влияние отдельных факторов на изменение конкурентоспособности предприятия по производству морских газовозов приведена в таблице 4.
Если оценивать (измерять) конкурентоспособность предприятия через рентабельный объем продаж (V1) за конкретное число временных периодов, то можно руководствоваться следующей формулой:
^Т = Е Е М + дф * рЬ * <4 * в
(=1 1=1 8=1
где: I, /, 5 — соответственно индексы периода, типа товара, номера сегмента (рынка);
— количество проданного (прогнозируемого) товара на 5-м рынке в 1-м периоде;
— прирост продаж товара в результате роста показателей его конкурентоспособности после вхождения предприятия в кластер за счет развития кооперационных связей, снижения издержек, инновационной деятельности, динамизма кластера;
р\5 — конкурентоспособная цена /-го товара на 5-м рынке в 1-м периоде;
а5 — равен 1, если /-й товар является лидером по конкурентоспособности на 5-м рынке в 1-м периоде, и равен 0, если лидером не является;
— равен 1, если цена продажи р/5 превышает издержки на величину минимально необходимой для поддержания конкурентоспособности прибыли, и равен 0 в противном случае.
Изменение конкурентоспособности предприятия
влияния кластера и
Влияние кластера на конкурентоспособность фирмы
Прямое (через договоры кооперации) Баллы Косвенное (через инфраструктуру) Баллы
Общая маркетинговая служба 3 Совместная разработка проектов 2
Совместная подготовка квалифицированных кадров, обмен кадрами 2 Совместная закупка оборудования 1
Совместные исследования 2 Лизинг оборудования, продукции 1
Передельное производство 2 Возможность ремонта 1
Привлечение частного, в том числе иностранного, капитала 3 Научно-технические разработки 2
Совместное производство 2 Совместное поддержание бренда 2
Сотрудничество с поставщиками 2
Скорость выпуска продукции на рынок 3
Госзаказ 3
Итого + 22 Итого: + 9
Всего / общая оценка изменения конкурентоспособности + 31
Комплекс методик для прогнозирования конкурентоспособности товаров, выбора эффективных сегментов рынка и оценки конкурентоспособности предприятия в целом рассмотрен Г.В. Красовским [4].
Мировой опыт показывает высокую эффективность кластеров как прогрессивной формы развития промышленных интегрированных структур. Государство может способствовать формированию кластеров — островков экономического роста в отраслях и регионах. Предлагается не равномерное, а точечное, прицельное финансиро-
Таблица 4
по производству морских газовозов с учетом внешней среды кластера
Влияние внешней среды кластера на конкурентоспособность
+ Влияние Баллы - Влияние Баллы
Поддержка государства (инвестиции, дотации) 3 Запреты на сотрудничество высокотехнологичных компаний с менее развитыми -3
Наличие постоянных конкурентоспособных поставщиков 2 Попытки иностранных государств к снижению имиджа российских предприятий - 3
Увеличение спроса на продукцию, в том числе на дополнительную 3 Геополитическое положение - 2
Привлечение иностранных инвестиций 3 Климатические условия - 1
Антимонопольное регулирование 2 Отрицательное влияние случая - 3
Снижение процентных ставок по налогам 1 Политические конфликты - 2
Разработка стандартов и системы качества 1
Итого + 15 Итого - 14
Всего / общая оценка изменения конкурентоспособности + 1
вание отдельных предприятий и их групп, образующих кластеры предприятий, выпускающих конкретные виды продукции. В кластеры войдут предприятия, выпускающие конечную продукцию, научные организации и КБ, разрабатывающие ее, поставщики комплектующих изделий и материалов, в том числе малые предприятия, а также потребители готовой продукции. В них могут войти и университеты, занятые исследованиями в области деятельности кластеров.
Основные направления работ по оптимизации структуры машиностроения включают:
• создание организационно-экономических механизмов поэтапного формирования и развития кластеров на базе конкурентоспособных предприятий;
• развитие системы международной кооперации предприятий машиностроения;
• «агрессивное» развитие экспорта продукции машиностроения и создание маркетинговой инфраструктуры, обеспечивающей реализационную политику.
Объединение группы предприятий, связанных выпуском общей продукции (например, предприятий оборонно-промышленного комплекса), в кластеры предполагает создание общих систем (систем логистики, маркетинга, рекламы), обеспечивающих управление и производство, что позволяет экономить общие ресурсы, снижать издержки производства и стоимость конечной продукции. Объединение в кластеры обеспечивает передачу по технологическим цепочкам товаров с высокой потребительской ценностью, а также иных преимуществ высокой конкурентоспособности от фирмы — родоначальницы кластера к предприятиям-смежникам. Конкурентоспособность распространяется и вверх по технологической цепочке. Предприятия кластера заставляют поднять качество поставляемых им полуфабрикатов и тем самым вынуждают своих поставщиков также повысить конкурентоспособность.
Центром кластера чаще всего бывают несколько мощных компаний. Между ведущими крупными фирмами сохраняются конкурентные отношения. Далее кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств обслуживающего и поддерживающего характера. Лидирующие на мировом рынке крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленного к их технологиям оборудования, материалов, что создает емкий рынок для небольших фирм с инновационной направленностью, которые в будущем и становятся генератором конкурентных преимуществ.
Для эффективной работы формируемых кластеров необходимо предоставить вошедшим в них предприятиям информацию для управления и другие виды обеспечения, создав необходимую инфраструктуру, способствующую активному внедрению инноваций и развитию предприятий кластера. Созданию и развитию инфраструктуры кластера должно содействовать государство.
На рисунке 5 приведены этапы формирования кластеров в конкурентоспособных отраслях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Основные направления государственной политики технологического перевооружения предприятий ОПК
Развитие кооперации между предприятиями — участниками реализации Федеральной программы
Стимулирование развития на предприятиях выпуска новейшей конкурентоспособной продукции гражданского назначения
Разработка Федеральной целевой программы технического перевооружения предприятий ОПК
Стимулирование государственных и коммерческих банков для формирования механизмов привлечения инвестиций в бизнес-структуры, участвующие в техническом перевооружении предприятий ОПК
Инновационная сфера
Интенсификация научных и инновационных процессов в отраслях ОПК
Поиск конкурентоспособных отечественных высоких технологий для перевооружения предприятий ОПК
Совершенствование норма-тивно-правовой базы функционирования предприятий ОПК
Производственная сфера
Обеспечение конкурентоспособности продукции, технологических процессов и предприятий ОПК
Создание методик оценки конкурентоспособности продукции, технологических процессов и предприятий ОПК
Формирование альтернативных вариантов технологического перевооружения предприятий
Инфраструктура
Комплексное развитие инфраструктуры в отраслях ОПК
Создание специализированной инфраструктуры, обеспечивающей проведение предприятиями ОПК эффективной маркетинговой политики
Создание эффективного инструментария и его использование для распределения госзаказа и инвестиций по предприятиям ОПК
Контроль за выполнением планов, оценка выполнения Федеральной целевой программы
Поэтапное формирование и развитие кластеров в конкурентоспособных отраслях ОПК
Создание организационно-экономических механизмов поэтапного формирования и развития кластеров в конкурентноспособных отраслях Развитие международной кооперации предприятий ОПК «Агрессивное» развитие экспорта продукции ОПК
Мониторинг анализа состояния и развития предприятий ОПК и выполнения Федеральной целевой программы технического перевооружения предприятий ОПК
БД
«Новые технологии»
БД
«Парк оборудования предприятий ОПК»
БД
«Информационные паспорта предприятий ОПК»
БД
«Бизнес-планы предприятий ОПК, участвующих в выполнении госзаказа»
БД
«Анализ выполнения госзаказа»
БД
«Анализ выполнения Федеральной целевой программы»
Рис. 5. Этапы формирования и развития кластеров в конкурентоспособных отраслях оборонно-промышленного комплекса
Рис. 6. Влияние совершенствования структуры ОПК и уровня развития инфраструктуры на тенденции развития предприятий ОПК
Для поэтапного повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий и их постепенной интеграции в кластер могут быть использованы также промежуточные этапы, предусматривающие создание мегахолдингов как инкубаторов кластеров.
На рисунке 6 рассмотрены тенденции развития предприятия ОПК при совершенствовании структуры ОПК и уровня развития кооперации.
Прогнозные оценки роста конкурентоспособности предприятий российского машиностроения в составе кластера, соответствующие основным тенденциям развития кластеров в различных странах и отраслях, обобщенных в литературе [3, 7], позволяют сделать вывод о необходимости учета «кластерного эффекта» при выработке долгосрочных конкурентных стратегий развития российских инновационно ориентированных предприятий.
Литература
1. Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора. М.: Альпина Бизнес
Букс, 2004.
2. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М.: ТЕИС, 2002.
3. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000.
4. Красовский Г.В. Инструментарий стратегического маркетинга в обеспечении конкурентоспособности машиностроительного предприятия // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2005. № 5.
5. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография Новости», 2000.
6. Управление ростом: идеи и технологии. Сборник статей / А. Ды-нин, С. Литовченко. М.: Альпина Паблишер, 2002.
7. Красовский Г.В, Корнеев В.В. Организационно-экономический механизм формирования современной инфраструктуры технологического перевооружения машиностроения // Вестник МГТУ «СТАНКИН». 2009. № 2(6).