Научная статья на тему 'Инновационно-кластерное развитие агропромышленного комплекса региона (по результатам научных исследований по ГК № 24-07 от 15. 10. 07)'

Инновационно-кластерное развитие агропромышленного комплекса региона (по результатам научных исследований по ГК № 24-07 от 15. 10. 07) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Глотко Андрей Владимирович, Кудинова Маргарита Геннадьевна, Овчаренко Ольга Юрьевна, Сибиряков Андрей Викторович

Раскрыты сущность и значение кластеров для инновационного развития АПК региона, обеспечения его конкурентоспособности, приоритеты кластерной политики, роль государства в кластерном подходе к формированию регионального агропромышленного комплекса, механизмы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Глотко Андрей Владимирович, Кудинова Маргарита Геннадьевна, Овчаренко Ольга Юрьевна, Сибиряков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE CLUSTER DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL INDUSTRIAL COMPLEX IN THE REGION

The main point and meaning of clusters for innovative development of agricultural industrial complex in the region, support of its competitive ability, priorities of the cluster policy, the role of the state in the cluster approach to the formation of regional agricultural industrial complex and mechanism of its development are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационно-кластерное развитие агропромышленного комплекса региона (по результатам научных исследований по ГК № 24-07 от 15. 10. 07)»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 338.431.001.76:911.3

В.А. Кундиус,

А.В. Глотко,

М.Г. Кудинова, О.Ю. Овчаренко, А.В. Сибиряков, А.М. Дьяков

ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

(по результатам научных исследований по ГК № 24-07 от 15.10.07)

Важнейшим стратегическим направлением на современном этапе, официально принятым Президентом Российской Федерации и государственными органами управления, является инновационное развитие экономики страны. Альтернативы инновационному развитию не существует, так как в традиционном поле деятельности на мировых рынках конкурировать практически невозможно, и только принципиально новые технологии, управленческие нововведения позволяют создать новую конкурентную среду и обеспечить предпосылки и шансы лидерства.

Проводимые в России преобразования пока не позволяют полностью преодолеть сложившуюся неоднозначную ситуацию в социально-экономическом развитии страны. Приходится констатировать, что формирование адекватного механизма перевода экономики на траекторию инновационного прогресса, способствующего повышению инновационной активности на всех уровнях хозяйствования, находится в зачаточном состоянии. При действующем хозяйственном механизме интересы участников рыночных отношений как предпринимательских структур, так и органов управления, искажены и противоречивы. Особенно негативно данные процессы сказываются на функционировании агропромышленного комплекса.

Современное экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов представляется не иначе как инновационно-инвестиционное, что обусловлено необходимостью перехода к новейшим технологиям с целью сохранения конкурентных преимуществ. Агропромышленный комплекс рассматривается при этом как объект управления инновационной деятельностью и как инновационно развивающаяся система.

Применительно к АПК в инновационном процессе участвуют сельскохозяйственные научные и учебные заведения, органы управления производством, органы государственного управления, обслуживающие организации, внедренческие формирования различных типов и непосредственно сами сельскохозяйственные товаропроизводители, что предполагает их постоянное взаимодействие, объединение и формирование адекватных кластерных структур.

В настоящее время в экономике АПК России еще не разработан механизм системного инновационного развития. По нашему мнению, комплексным решением проблемы инновационного развития АПК является формирование кластерной политики как на федеральном уровне, так и на уровне региона. Кластер представляется как группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной

сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [15]. Основными признаки кластера являют: концентрация пред-

приятий одной или смежных отраслей в одной географической точке; конкурентоспособность выпускаемой ими продукции; конкуренция за завоевание и удержание клиента; кооперация с высокой степенью развитости.

С целью активизации внедрений инновационных технологий необходима разработка организационно-экономического механизма инновационного развития и кластеров региона, а также принятие на уровне региона Концепции инновационного технического перевооружения АПК.

Опыт развития многих стран и отдельных регионов показывает одну из наиболее эффективных форм экономического управления политику, основанную на кластерах.

Несмотря на значительное количество работ, особенно зарубежных авторов по теории кластеров [15, 20], многие вопросы не получили надлежащего освещения. А для российской действительности данная теория остается непрора-ботанной как на уровне фундаментальных исследований, так и на прикладном уровне. Кластер представляется как некая совокупность предприятий, составляющих его структуру. Кластерный подход в нашем исследовании — механизм для понимания взаимосвязей в кластерной схеме, а также создающий новые взаимосвязи и в конечном итоге — кластерные схемы и кластеры.

Мы определяем кластер в АПК как ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой перераспределения добавленной стоимости и комплексного использования социально-экономического потенциала территории.

Говоря о кластерах в сфере АПК, можно выделить две альтернативные стратегии, которые дополняют друг друга: повышение использования знаний в существующих кластерах; создание новых сетей конструктивного сотрудничества внутри кластеров.

Формирующие кластеры в АПК признаки привлекают внимание к разным аспектам усиления интеллектуальной составляющей и инновационной деятельно-

сти внутри кластеров: технологический признак: сохранение и развитие высокой технической квалификации; вертикальный, горизонтальный и латеральный признаки: взаимодействие разных дейст-

вующих лиц в восходящем потоке (тесное взаимодействие с поставщиками, включая всевозможные учреждения индустрии знаний и специализированные коммерческие службы) и в нисходящих потоках (в частности, взаимодействие со сферой спроса — розничной торговлей и конечными клиентами); географический, фокусный и вертикальный признаки, а также качество сети имеют отношение к распространению знаний и новшеств в среде малых и средних предприятий. Здесь важна и организационная сторона инновационной деятельности. Для стимулирования этой деятельности важно уметь организовывать сети как внутри фирм, так и вне их. Поэтому необходимо побуждать фирмы к тому, чтобы они задумывались о своем стратегическом положении внутри сетей.

В литературе различаются три определения агропромышленных кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования.

1. Регионально ограниченные формы экономической активности внутри секторов АПК, привязанные к учреждениям индустрии знаний (НИИ, университетам и пр.).

2. Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (цепочка «поставщик — переработчик — сбытовик — покупатель»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм.

3. Отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации («пищевой кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации («агропромышленный кластер»).

Высокую конкурентоспособность и стабильность кластерных агропромышленных систем определяют, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий, характер и структуру взаимодействия науки, образования, финансирования государ-

ственной политики и сельского хозяйства. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчают комбинирование факторов производства и становятся предпосылкой эффективной инновации. Территориальные экономические кластеры чрезвычайно важны для развития современного предпринимательства — малого, среднего и крупного.

Для достижения поставленных целей повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности страны требуется повышение конкурентоспособности отдельных субъектов Российской Федерации. Кластерная политика как «новый институт развития» провозглашена Министерством экономического развития и торговли РФ в начале 2006 г.

Интерес к данной проблеме и незавершенность концепции отражают множество подходов к определению содержания категории кластера и методов анализа его деятельности.

В настоящее время в экономике АПК России еще не разработан механизм системного инновационного развития. По нашему мнению, комплексным решением проблемы является формирование кластерной политики как на федеральном уровне, так и на уровне региона.

Дальнейшее развитие АПК представляется неизменно инновационным, поскольку инновационное развитие в современных условиях — это основа экономической безопасности и конкурентоспособности экономики в целом.

Поэтому с целью активизации внедрений инновационных технологий необходима разработка организационноэкономического механизма инновационного развития и кластеров региона, а также принятие на уровне региона Концепции инновационного технического перевооружения АПК.

Современное экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов представляется не иначе как инновационно-инвестиционное, что

обусловлено необходимостью перехода к новейшим технологиям с целью сохранения конкурентных преимуществ. Агропромышленный комплекс рассматривается при этом как объект управления инновационной деятельностью и как инновационно-развивающаяся система.

Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Учитывая то обстоятельство, что современные конкурентные преимущества практически полностью обеспечиваются за счет преимуществ в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций инновационного развития.

Кластеры и экономика должны быть тесно взаимосвязаны. Это просматривается в экономических реалиях Казахстана. Улучшение предпосылок для ведения бизнеса в Казахстане создает благоприятные условия для создания кластеров. С точки зрения конкурентоспособности к слабым сторонам бизнеса можно отнести недостаточную интеграцию казахстанских компаний в глобальные цепочки поставок, низкий уровень использования современных производственных технологий, а также конкурентоспособности поставщиков, низкую эффективность антимонопольной политики, высокий уровень административных барьеров, недостаточную развитость финансового сектора и проблемы с доступом к венчурному капиталу.

В плане системной модернизации инновационно-инвестиционной деятельности АПК в ряде регионов России накоплен позитивный опыт (например, в Московской, Ульяновской, Саратовской, Томской, Иркутской областях, Республиках Татарстан и Башкортостан). В качестве примеров потенциальных российских кластеров в АПК можно привести пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области. Так, кластерный подход становится одним из основополагающих принципов

формирования промышленной политики, в том числе региональной.

Кластеры могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях:

1. Кластеры повышают производительность фирм и отраслей за счет: эффективной специализации/разделения труда; появления более требовательных потребителей; экономии масштаба, например, при покупке сырья или проведении совместных маркетинговых исследований; доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес услуг и др.; совершенствования логистических цепочек, а также сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера; совершенствования инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг.

2. Кластеры создают возможности для инновационного и производственного роста: создают каналы для эффективного сотрудничества потенциально новых ресурсов для инноваций; раннее определение и прогнозирование технологических тенденций; среда, благоприятствующая появлению комбинаций ранее не существовавших квалификаций (способностей); благоприятные предпосылки для распределения рисков.

3. Кластеры стимулируют и облегчают формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера: использование венчурного капитала и развитие быстрорастущих компаний; связи внутри кластера способствуют появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий, что позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании не конкурентоспособны; поддержка появления новых участников; укрепление социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых идей и бизнеса; более совершенные информационные потоки внутри кластера.

Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий. Кластеры позво-

ляют фирмам-участникам достичь следующих основных целей:

1) удовлетворить требованиям рынка, нуждающегося в регулярных поставках товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающих самым современным требованиям качества;

2) получить эффект от масштаба закупок материалов;

3) обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистические и технологические исследования;

4) охватывать новые рынки сбыта продукции на основе активной маркетинговой деятельности и политики инноваций;

5) достичь устойчивых контактов с финансовыми и кредитными учреждениями на основе сформированного имиджа кластера.

Причины способностей предприятий кластера к инновациям, совершенствованиям, достижению конкурентных преимуществ состоят в наличии у региона базирования четырех характерных признаков, и описаны основоположником теории кластеров М. Портером в рамках модели «Ромб» [15, 20]:

- условия для факторов. Позиция региона в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли;

- состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг;

- родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данном регионе отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне;

- устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в регионе условия для создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.

Несмотря на разнообразие вариантов кластеров все они имеют общие черты. К числу их относятся: географическая концентрация, специализация, разнообразие участников кластера, конкуренция и кооперация, критическая масса, жизненный цикл кластера, инновационность.

Среди отличительных особенностей кластера для уверенного его опознания среди прочих некоммерческих объединений можно выделить следующие [5]: ассоциация (некоммерческое партнерство); добровольность членства; доверие между участниками; ориентация продукции на экспорт; наличие стандартов качества выше, чем в регионе (стране) базирования; третейский суд; экономия на закупках за счет совместной работы с поставщиками; снижение транзакционных издержек; коллективный бренд; перераспределение производства; совместная дистрибутивная сеть; взаимодействие кластера с властью.

Обобщенно можно выделить следующие критерии классификации выявленных кластеров предприятий.

Во-первых, кластеры предприятий можно различать по результатам деятельности: кластеры, производящие товары, или промышленные кластеры предприятий и кластеры, предоставляющие услуги.

Во-вторых, промышленные кластеры предприятий можно разделить на индустриальные, производящие традиционные товары, и интеллектуальные, или инновационные, стремящиеся создать принципиально новое решение удовлетворения потребностей.

В-третьих, индустриальные кластеры предприятий могут делиться по отраслевому признаку на добывающие и перерабатывающие кластеры. Дробление можно довести до более детальных названий отраслевой принадлежности.

Кластеры Маршалла состоят из малых и средних предприятий, работающих в сфере сервиса, высоких технологий, ремесел и т.д. собственники расположены в районах размещения предприятий.

«Ступица и спицы» ^иЬ-ап^роке). Доминирующая роль принадлежит одной или нескольким крупным фирмам, окруженным большим количеством поставщиков или подрядчиков.

Кластер-спутник — доминирующая роль принадлежит одному, обычно независимому филиалу, расположенному вовне.

Кластер государственных предприятий — регионы, в которых местное бизнес-окружение обслуживает интересы государственного или некоммерческого предприятия (университет, воен-

ная база, правительственные учреждения и т.д.).

Роль правительства при создании и поддержке кластерной структуры, как и везде в экономике, состоит в разработке и внедрении экономической стратегии (программы), предусматривающей процесс изменений, мобилизующих администрацию, бизнес, организации по сотрудничеству и граждан на достижение процветания региона.

Правительство должно способствовать разрастанию имеющихся и возникающих кластеров, а не пытаться создавать совершенно новые. Поиск областей специализации обычно эффективнее, чем непосредственная конкуренция с регионами, в которых расположены известные конкуренты.

В рамках правила ромба правительство для поддержки развития кластеров может осуществлять следующие действия.

Факторы производства:

а) создание специализированных программ обучения и переподготовки;

б) организация исследовательской работы в местных университетах по разработке связанных с кластером технологий;

в) поддержка сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера;

г) улучшение специализированных транспортных средств, коммуникаций и другой инфраструктуры;

д) принятие на себя роли требовательного заказчика для выпускаемых кластером продукции/услуг.

Контекст стратегии фирмы и соперничества:

а) устранение барьеров для местной конкуренции;

б) организация соответствующих правительственных департаментов вокруг кластеров;

в) сосредоточение усилий для привлечения иностранных инвестиций в кластеры;

г) сосредоточение на развитии экспорта в кластерах.

В мировой практике сложились основные формы стимулирования малых инновационных предприятий, в т.ч. в рамках кластерных систем:

- прямое финансирование (субсидии, займы, достигающие 50% расходов на

создание новой продукции и технологий — Франция, США и другие страны);

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);

- целевые дотации на НИР (практически во всех развитых странах);

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).

Эффективные кластеры сформированы и функционируют в Казахстане, Республике Татарстан, Башкирии, Московской, Ульяновской, Саратовской, Томской, Иркутской и др. областях.

Выполнение проекта создания кластеров предприятий на территории Иркутской области позволит обеспечить стратегические приоритеты региона: достижение устойчивого экономического развития, повышение социального благополучия и уровня жизни населения, а также укрепить положение области в стране и на международной арене.

Одной из эффективных современных форм поддержания конкурентоспособности продукции является развитие сельскохозяйственных кластеров за счет организационно-управленческих мероприятий по формированию единой цепочки добавленной стоимости и продвижению готовой продукции. Ключевым направлением организационной работы в сельскохозяйственных кластерах выступает создание мощных современных агрохолдингов.

На территории Алтайского края присутствуют все составляющие, обеспечивающие создание полноценных кластеров, специализирующихся на поставках продукции сельского хозяйства.

В крае объективно обусловлено формирование свеклосахарного, мо-

лочно-продуктового, мясного, свиноводческого, птицеводческого, овощеводческого, плодово-ягодного, аграрнофармацевтического, льноводческо-

текстильного кластеров. Перспективно формирование кластеров пантового мо-раловодства и пчеловодства, поскольку продукты этих производств обладают уникальными вкусовыми и оздоравли-вающими свойствами в связи со спецификой природно-климатических условий региона, характерных только для данной местности.

Инновационное развитие АПК предопределяет формирование агроиннова-ционного кластера реально в Алтайском крае, в частности, на базе функционирующего Центра инновационных технологий в земледелии, объединившего ученых Алтайского государственного аграрного университета специалистов Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края, ООО «Агроновь», ООО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения». Ими разработан и успешно внедряется в базовых хозяйствах инновационный проект «Технология и техника успешного земледелия [13].

Координационный совет контролирует долгосрочную кластерную стратегию развития, направление и координирование деятельности кластера, распределяет задачи между советом и участниками кластера.

Реализация механизма организации агроинновационного кластера на уровне региона должна осуществляться с учетом следующих этапов: разработка

стратегии развития кластера; определение целевых рынков для кластера; обеспечение специальных условий для производства и инвестиций (налоги, тарифы, амортизация и т. д.); совершенствование политики государственного регионального управления в свете поддержки и развития агроинновационных кластеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация хозяйственной структуры

— распределение производственных функций, организация недостающих производств. Организация новых производств возможна на базе функционирующих предприятий кластера или путем создания нового производства. Определяется механизм совместной деятельности участников кластера.

Основную роль в формировании и развитии кластеров играет региональный уровень государственного регулирования. Именно на этом уровне должны вырабатываться и реализовываться мероприятия по кластерной модели развития региона. При этом должны быть решены следующие задачи:

1) создание системы стратегического планирования и управления, которая бы позволяла выявлять приоритетные направления экономической политики на каждом этапе;

2) развитие внутрикраевой кооперации;

3) поддержка интеграционных процессов при объединении предприятий, как по технологическому принципу, так и по общности рынков ресурсов и сбыта;

4) создание условий для поддержки научно-промышленных объединений;

5) обеспечение взаимодействия с научными и учебными заведениями через разработку механизмов стимулирования и финансовой поддержки;

6) создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента;

7) поддержка систем менеджмента качества, сертификации продукции;

8) конкурсная система отбора инвестиционных проектов;

9) создание системы защиты объектов интеллектуальной собственности;

10) создание системы мониторинга и корректировки управляющих воздействий на выявленные кластерные схемы с учетом изменений экономической конъюнктуры.

К показателям, оценивающим эффективность кластерного проекта, могут также быть отнесены: улучшение основных показателей производственно

— хозяйственной деятельности (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.); увеличение объема налоговых поступлений; увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных; увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере; увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере; увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера; увеличение количества квалифицированных рабочих мест и другие в зависимо-

сти от параметров развиваемого кластера и поставленных задач.

В результате реализации программы производство плодов и ягод в специализированных хозяйствах увеличится в 5,4 раза, потребление продукции садоводства возрастёт до 12-14 кг в год, будет создана устойчивая сырьевая база для перерабатывающих предприятий края. Освоение промышленных технологий производства и переработки плодовоягодной продукции создаст дополнительно не менее 1400 постоянных и 7000 сезонных рабочих мест. Объём производства плодов и ягод в специализированных хозяйствах в стоимостном выражении составит 270 млн руб. (в ценах 2003 г.), а продукции переработки пищевой и фармацевтической промышленностью — 450 млн руб. [6].

К настоящему времени на территории Алтайского края наиболее подготовленными для структурно-организационного оформления в сельскохозяйственные кластеры являются предприятия зерноперерабатывающего комплекса. В частности, речь может идти о создании двух зерновых кластеров с центрами в Рубцовске и Алейске.

В состав Рубцовского зернового кластера входят ОАО «Мельник»; СПК, расположенные на прилегающей территории и являющиеся поставщиками сырья; предприятия, входящие в систему сбыта продукции.

В состав Алейского зернового кластера входят ЗАО «Алейскзернопро-дукт»; СПК, расположенные на прилегающей территории и являющиеся поставщиками сырья; предприятия, входящие в систему сбыта продукции.

Наиболее перспективными направлениями развития пищевой промышленности в крае являются производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, сахара, молочной продукции, производство мяса и мясопереработка, растительных масел. То есть ядром кластера в сельском хозяйстве и пищевой промышленности будет производство продукции, конкурентоспособной на макрорегиональном и мировом рынках.

Библиографический список

1. 70 лет Алтайскому краю: Юбил.

ст. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной стати-

стики по Алтайскому краю. Барнаул, 2007. 204 с.

2. Балацкий Е. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства / Е. Балацкий, А. Раптов-ский // Общество и экономика. 2007. № 1. С. 3-27.

3. Закон Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» от 9 декабря 1998 г. № 61.

4. Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 130-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае» на 20062010 годы».

5. Капустин А.Н. Формирование кластеров предприятий на территории Иркутской области / А.Н. Капустин // Интернет ресурс www.clusters-net.ru.

6. Клюкач В. Агроэкономические исследования на инновационном этапе развития АПК / В. Клюкач // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 3. С. 13-14.

7. Крылатых Э.Н. Предпосылки, условия и перспективы развития АПС России по инновационному варианту прогноза / Э.Н. Крылатых // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 10. С. 5-8.

8. Кундиус В.А. Развитие экономических связей в региональном садоводстве / В.А. Кундиус, А.В. Глотко. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. 380 с.

9. Кундиус В.А. Социально-экономические аспекты многофункциональности и формирования конкурентоспособных кластеров в АПК / В.А. Кундиус // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2007. С. 89-94.

10. Кундиус В.А. Экономика АПК: учебное пособие / В.А. Кундиус. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. 668 с.

11. Курцев И.В. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве Сибири

(в прошлом — на рубеже веков — в будущем) / И.В. Курцев. РАХН. Сиб. отделение. СибНИИЭСХ, 2001. 284 с.

12. Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы) / под ред. И. Санду, М. Веселовского. М.: Экономика и информатика, 2001. 392 с.

13. Неудахин Б.А. Формирование агроинновационного кластера в АПК региона / Б.А. Неудахин // Национальные приоритеты социально-экономического развития аграрного сектора России (Немчиновские чтения): матер. XI Меж-дунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.М. Гатаулина. Саратов: Научная книга, 2007. Ч. 2. С. 50-53.

14. Основные направления агропро-довольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 годы, утвержденные Правительством РФ 27.07.2001 г. // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ. 2001. № 1-2. С. 3-12.

15. Портер. Конкуренция / Портер,

Э. Майкл; пер.с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 496 с.

16. Постановление Правительства

Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции

инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 32.

17. Санду И. Активизация инновационной деятельности в АПК / И. Санду // АПК: экономика, управление. 2005. № 11. С. 73-79.

18. Marshall, Alfred. Industry and Trade. 3ded. London: Macmillan, 1920.

19. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990. (Конкурентные преимущества стран). Портер, Э. Майкл. Международная конкуренция / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

20. http://rating.rbc.ru.

21. http://www.eduhmao.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.