ну в прежних объемах, спрос смещается на недорогое мясо кур.
Но следует отметить, что кризис может открыть и новые возможности для организации АПК. Правительство РФ, в рамках Программы антикризисных мер, реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики, важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности.
В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по: обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли; защите внутренних рынков; стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.
Решение Правительства о снижении квоты на ввоз мяса птицы на 300 тыс. т и внеквотной свинины на 200 тыс. т, принятые в конце 2008 г., а также удорожание доллара приведет к снижению импорта, что даст шанс отечественным производителям усилить свои позиции на рынке. Так же, в рамках развития национального проекта АПК на кредитование сельскохозяйственных предприятий в 2009 г. правительство выделило 866 млн руб.
Приведенные выше меры далеко не полные и требуют дополнительного рассмотрения и дополнения в целях создания условий для реализации Национальной программы АПК, сохранения роста сельскохозяйственного производства и обеспечения необратимости происходящих в отрасли позитивных процессов.
Маркетинг в этом случае выполняет функции планирования, организации, координации, контроля, аудита и стимулирования мероприятий по интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса и увеличения прибыли.
Роль маркетинга может быть охарактеризована с различных позиций. Во-первых, маркетинг способствует реализации закона стоимости.
Во-вторых, с помощью маркетинга обеспечивается рациональное использование ресурсов и управление себестоимостью. Ориентируясь на мар-
кетинг, производитель следует требованиям рынка и минимизирует издержки для обеспечения конкурентного сбыта, что в создавшихся условиях становится первостепенным.
В-третьих, использование принципов маркетинга ускоряет инновационный процесс.
В-четвертых, маркетинг обеспечивает эффективное продвижение продукции на рынок.
В-пятых, маркетинг служит основой планирования хозяйственной деятельности в рыночных условиях. В условиях рыночной экономики обоснованием плана хозяйственной деятельности служит анализ тенденций и закономерностей, складывающихся на рынке в конкретных условиях, то есть без использования инструментария маркетинга невозможно эффективное планирование.
Для планирования маркетинга в условиях кризиса возрастает роль использования ситуационных планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появления новых перспектив развития организации. Механизм адаптации планов маркетинга к внешним и внутренним изменениям состоит в использовании системы планирования маркетинга, предусматривающей внесение уточнений, и плана маркетинговой деятельности (использование системы непрерывного планирования), или на периодической основе, или при возникновении достаточно существенных изменений.
Реализация таких подходов требует повышения уровня оперативности работы с текущей информацией, быстроты реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями преодоления кризиса будет располагать организация.
В таком случае маркетинг, в условиях кризиса, может и должен стать отправной точкой для качественно нового, инновационно ориентированного этапа развития и управления отраслью АПК.
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-КЛАСТЕРНЫХ СХЕМ В РЕГИОНЕ Н.В. Боровских, д.э.н., зав. каф. Омского государственного аграрного университета
Проблема развития аграрно-промышленного сектора экономики с использованием инновационноинвестиционных механизмов в последнее время достаточно широко обсуждается в научных исследованиях и подчеркивается в стратегиях развития регионов.
Решение проблем инновационной ориентации стратегического развития АПК предполагает использование теории инновационного развития, которая должна носить универсальный характер и способствовать формированию ответов на следующие вопросы: в чем заключается содержательная основа инноваций и целей инновационной деятельности в АПК; какая роль принадлежит им в социально-экономическом развитии аграрно-промышленных регионов; как формируется и функционирует механизм инновационного развития АПК; за счет чего обеспечивается эффективное использование инновационного потенциала АПК.
В современном понимании инновации (от англ. innovation) представляются как нововведения, конечный результат инновационной деятельности, связанной с вложением средств в экономику, обеспечивающей смену поколений техники и технологий.
Взаимодействие субъектов инновационной деятельности, развитие интеграционных процессов в
АПК, развитие инновационных процессов и НИОКР, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему обуславливают формирование кластеров в масштабах регионов.
Один из основателей теории кластеров М. Портер определяет кластер как «сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости». Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса.
Наиболее емкое определение кластера в АПК приводит в своих работах алтайский исследователь -В.А. Кундиус, по мнению ученого кластер в АПК следует определять как ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой перераспределения добавленной стоимости и комплексного использования социально-экономического потенциала территории. В сфере АПК кластеры могут быть сформированы на основе одного из следующих признаков: технологический, вертикальный,
горизонтальный, латеральный, географический, фокусный и вертикальный признаки [1].
Высокую конкурентоспособность и стабильность кластерных агропромышленных систем определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий, характер и взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и сельского хозяйства. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчают комбинирование факторов производство и становятся предпосылкой эффективной инновации. Территориальные экономические кластеры чрезвычайно важны для развития своевременного предпринимательства, в том числе малого, среднего и крупного.
Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться на практике, является определение потенциала развития кластеризации отрасли и осуществляемая в рамках данного
процесса идентификация промышленных кластеров на конкретной территории. Одним из способов исследования поставленной проблемы является применение простого коэффициента локализации или любого другого показателя концентрации занятости, выпуска или количества существующих предприятий по областям [2].
В Сибири в 2007 г. было произведено 14,4% валовой продукции сельского хозяйства страны. Наибольшее количество продукции сельского хозяйства в 2007 г. приходилось на Алтайский край (19,6% общего его объема по Сибири), Новосибирскую область (14,1%), Омскую область (16,1%).
Расчет коэффициента душевого производства основных видов сельскохозяйственной продукции позволяет сделать предположение о том, что существенным потенциалом развития зернового кластера является Алтайский край, Новосибирская и Омская области (табл. 1). Формирование и развитие молочно-мясного кластера также целесообразно в Омской области и Алтайском крае.
Таблица 1 - Коэффициент душевого производства основных видов сельскохозяйственной продукции
в регионах Западной Сибири
Регион Зерно Молоко Мясо
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Алтайский край 2,11 2,52 3,24 2,37 2,39 2,37 1,61 1,55 1,52
Кемеровская область 0,67 0,71 0,89 0,69 0,70 0,72 0,58 0,55 0,57
Новосибирская область 1,24 1,21 1,65 1,41 1,30 1,26 1,29 1,16 1,15
Омская область 2,57 2,60 2,67 1,91 1,90 1,86 2,14 2,08 2,02
Томская область 0,73 0,73 0,65 0,73 0,71 0,73 1,02 1,02 1,15
Тюменская область 0,73 0,73 0,65 0,67 0,67 0,69 0,79 0,8 0,77
Республика Алтай 0,17 0,11 0,18 1,44 1,47 1,61 2,52 2,41 2,27
Рассмотренные регионы-лидеры по производству с.-х. продукции в Западной Сибири обладают также существенным потенциалом развития пищевой промышленности в кластерных структурах (табл. 2). Количество перерабатывающих предприятий в Алтайском крае в 2007 г. составило 86 ед., в Новосибирской области - 85 ед. В Омской области
количество предприятий перерабатывающей промышленности было равно всего 43 ед., но значительной следует считать сумму прибыли, полученной организациями данной отрасли - 1289 млн. руб., что является самым большим показателем среди регионов Западной Сибири в 2007 г.
Таблица 2 - Показатели деятельности предприятий перерабатывающей пищевой промышленности в регионах Западной Сибири
Количество предприятий и организаций, Финансовый результат, Удельный вес убыточных производящих пищевые продукты, ед. млн руб. предприятий, %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Алтайский край 100 90 86 -15,6 161,5 549,2 51 35,6 24,4
Кемеровская область 53 51 56 158 105,9 40,6 35,8 37,3 28,6
Новосибирская область 93 90 85 -108,8 109,4 819,2 37,6 36,7 27,1
Омская область 54 44 43 107,6 319,9 1289,5 48,1 43,2 18,6
Томская область 28 26 27 -99,4 454,91 286,84 32,1 15,4 29,6
Тюменская область 34 62 57 170,5 179,1 346,4 26,5 37,1 36,8
Республика Алтай 6 5 7 7,9 -9,6 34,1 33,3 40,0 14,3
Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, в том числе и на основе кластерного развития, возможно лишь на основе модернизации, эффективного научно-технического обеспечения сельскохозяйственных предприятий, расширения государственной поддержки. Для эффективного функционирования кластеров и увеличения на этой основе добавочной стоимости важное значение имеют организация и расширение связей между поставщиками, производителями, потребителями, элементами промышленной инфраструктуры, научно-исследователь-
скими учреждениями. Поэтому в процессе проектирования целесообразно рассмотреть возможность создания кластера, способного объединить сельскохозяйственные предприятия и перерабатывающие организации.
Создание агрокластера предполагает осуществление определенных этапов:
1) подготовительного (оценка направленности производства продукции, разработка и обоснование пилотного проекта для ознакомления участников кластера с условиями совместной работы, разработка
проекта создания кластера, создание нормативноправовой базы функционирования агрокластера);
2) аналитического (выявление проблем развития инновационной деятельности на территории кластера, постановка целей и задач, разработка конкретных мероприятий для достижения поставленных целей и задач, анализ внутренней структуры кластера и принципов его функционирования, оценка внешней среды кластера);
3) обоснования стратегии (определение масштабов совместной деятельности участников, разработка концепции и программы инновационного развития кластера, определение основ проведения кадровой политики кластера);
4) планирование долгосрочного развития (мониторинг эффективности кластерных связей, разработка сценария долгосрочного развития кластера).
Конечным этапом формирования кластеров при лидирующей позиции сельскохозяйственной сферы
является формирование стратегии кластеризации агропромышленного сектора региона.
Основными направления поддержки развития стратегии кластеризации в сфере АПК выступают следующие: разработка механизма воздействия региональных органов власти на инновационную деятельность предприятий; обеспечение нормативно-правового регулирования инновационной деятельности; информационное обеспечение деятельности всех участников агрокластера; совершенствование системы подготовки кадров для нужд агрокластера.
Источники
1. Кундиус В.А. Экономическая стратегия и механизмы инновационно-кластерного развития АПК региона : монография/ под общ. науч. ред. В. А. Кундиус. -Барнаул: Изд-во АГАУ , 2008. - 460 с.
2. Ферова В.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона: Монография / И. С. Ферова. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т , 2005: Из-дат. центр Краснояр. гос. ун-та. - 105 с.
ФОРМИРОВАНИЕ АГРОИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА РЕГИОНА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Б.А. Неудахин, зам. главы администрации Алтайского края, В.А. Кундиус, д.э.н., проф., декан, Алтайского государственного аграрного университета, В.М. Патудин, к.т.н., доц., науч. рук. науч.-исслед.
центра «Системы управления»
Повышение эффективности и развитие сельского хозяйства в ближайшей перспективе не представляется иначе, как переход от стадии его стабилизации к стадии инновационного развития, на основе внедрения новейших энергоресурсосберегающих, биотехнологий, новейших образцов техники, информатизации управленческих процессов. Однако сельскохозяйственные организации в большинстве своем не имеют возможности самостоятельно осуществлять воспроизводственные процессы на основе внедрения новейших техники и технологий сложившихся экономических условиях. При этом требуется формирование инновационной среды, начиная с уровней регионов.
В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды региона. К ним можно отнести формирование в регионе развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат за пределами регионов), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход к реализации инновационной политики.
Согласно теории кластеризации экономики Майкла Портера (1), кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Кластер - представляет более высокий уровень развития интеграционных процессов. Формирование их обусловлено переходом к программно -целевому управлению экономикой.
Опыт развития многих стран и отдельных регионов показывает одной из наиболее эффективных
форм экономического управления политику, основанную на кластерах. Главная особенность кластера - его инновационная ориентированность. Опыт США (поддержка и стимулирование образования инновационных кластеров - феномен Силиконовой долины) показывает, что инновационные кластеры могут формироваться на уровне региона, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей.
Ядром инновационно-кластерного развития АПК представляется формирование агроинноваци-онного кластера региона. При этом предполагается взаимодействие кластеров, сформированных по отраслевому и технологическому признакам с инновационным кластером АПК региона.
Предлагается организационная форма инновационного кластера АПК Алтайского края - ассоциация, которая представляет собой добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Ассоциация - наиболее мягкая форма, совместных действий, взаимопомощи экономических субъектов.
Ассоциации организуются для совместного решения научно - технических, коммерческих, социальных, производственных и экономических задач, представляющих интерес для группы организаций. Основная цель и задачи инновационного кластера - выявление ресурсного потенциала, точек экономического роста, приоритетов инвестирования, определение стратегии развития каждого отдельно взятого кластера и АПК в целом.
В структуре агроинновационного кластера региона - инновационно-инвестиционный Центр, в котором действуют Совет директоров вошедших в состав кластера организаций, банк инноваций, инвестиционный и венчурные фонды, Центр проектирования и автоматизированных систем управления. В состав инновационного кластера входят также центры научно-технических и научных разработок,