18. Солнышков, М.Е. Российская педагогическая наукометрия: аспекты становления, современного состояния и перспектив развития / М. Е. Солнышков. - Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013. - 64 с.
19. Солнышков, М.Е. Развитие в российской педагогике наукометрической основы аттестации научно-исследовательской работы / М. Е. Солнышков. - М.: Кредо, 2015. - 400 с.
И. И. Топилина
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности системы музыкально-художественного образования, ее структура, компоненты, принципы построения модели. Раскрываются особенности формирования творческого потенциала личности в условиях вузовского музыкально-художественного образования посредством инновационных технологий.
Ключевые слова: система, модель, принцип, качество, музыкально-художественное образование, инновационные технологии, профессиональные компетенции, вуз.
I.I. Topilina
MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL-ARTISTIC EDUCATION IN RUSSIA
Abstract. The article reveals the features of musical-artistic education, structure, components, principles of model building. Disclosed the peculiarities of personality creative potential in terms of higher musical-artistic education through innovative technologies.
Keywords: system, model, the principle of quality, musical-artistic education, innovative technologies, professional competence, and University.
Современное образование в сфере культуры и искусства является важной составляющей образовательного пространства РФ. Культура и традиции, искусство и творчество, сложившиеся в современном российском обществе являются национальным достоянием России, обеспечивающим высокий уровень профессионального искусства и сохранность культурного наследия великого русского народа. Музыкально-художественное образование, являющееся органичной частью всего педагогического образования, востребовано и сочетает в себе аспекты воспитания, обучения и развития личности учащегося.
Музыкально-художественное образование в России, по мнению ряда исследователей, не пострадало от социально-экономических преобразований. Одновременно можно отметить общее ослабление системы музыкально-художественного образования за счет концентрированности профессиональных учебных заведений в европейской части страны и сложности трудоустройства дипломированных специалистов. Музыкально-художественное образование требует модернизации и по содержанию, и по методам, а вопросы трудоустройства должны стать предметом углубленного анализа. Выявленные тенденции определяют обобщенную потребность общества в построении модернизированной системы музыкально-художественного образования.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» под образованием понимается процесс целенаправленного обучения и воспитания, с учетом интересов каждой личности, общества, государства, сопровождающийся подтверждением результативных достижений обучающихся в виде образовательных цензов. Применительно к музыкально-художественному образованию - это процессы и виды деятельности музыкальных образовательных организаций, направленные на подготовку специалистов в данной области на основе передачи учащимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для профессиональной, индивидуально-творческой и просветительской деятельности. Последние десятилетия характеризуются глубокими изменениями образовательных потребностей общества, обусловленных новшествами в политической, демографической, социокультурной сферах. В современном российском обществе образовательные потребности формируются из необходимости воспитания и становления новой, конкурентоспособной личности, инновационномыслящей и быстро принимающей творческие, нестандартные решения.
Новая образовательная система России устремлена к интеграции в мировое образовательное пространство. Возрастает актуальность научных знаний в создании и практическом применении педагогических технологий; происходит совместное планирование педагогических взаимодействий семьи и школы в вопросах воспитания и обучения; образование все больше ориентиру-
ется на информационные технологии и различные формы работы с информацией. Дополняются внутренними смыслами основополагающие компетенции современного человека, необходимые ему для продуктивной трудовой деятельности и качественной жизни в современном обществе:
• информационная компетенция определяется как умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
• коммуникативная компетенция предстает как способность к эффективному сотрудничеству с другими людьми;
• самоорганизующая компетенция - это готовность к постановке целей, планированию, полноценному использованию личностных ресурсов;
• самообразующая компетенция проявляется как способность к конструированию и осуществлению собственной образовательной траектории на протяжении всей жизни, обеспечению ее успешности и конкурентоспособности.
Современное общество нуждается в деятельном человеке, обладающем целенаправленностью, высокой квалификацией, стойкой социальной адаптацией, стремящемся к постоянному культурно-эстетическому и творческому развитию. Таким образом, основной задачей музыкально-художественного образования является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию собственной жизни. Обновленные запросы общества формируют иные требования и перспективы развития музыкально-художественного образования:
1) исторически сложившаяся система отечественного музыкально-художественного образования должна соответствовать современным требованиям к данному виду деятельности, определенным явлениями глобализации, информатизации, экономическими и социальными преобразованиями в обществе;
2) ориентация современной России на интеграцию в европейское и мировое образовательное пространство определяет тенденции к сохранению и развитию национальных культурных традиций;
3) современная система образования, во многом стандартизированная, должна органично сочетать структурные элементы творческой обособленности, присущей музыкально-художественному образованию;
4) возникают повышенные требования, предъявляемые социумом к системе музыкально-художественного образования в силу особого места культуры и искусства в жизни общества, в вырабатывании гуманистической парадигмы, в воспитании эстетически развитых граждан;
5) появляется обновленное понимание смысла педагогической деятельности в области музыкально-художественного образования, его форм и методов, обусловленных разработкой, внедрением информационных, инновационных технологий и использованием в педагогической практике творческих нетрадиционных моделей деятельности.
Современная система музыкально-художественного образования должна рассматриваться в контексте общей культурной политики государства. Еще в середине 60-х годов возникла необходимость обсуждения вопросов культуры и ее преобразования широкими кругами мировой общественности. В 1967 году в Монако в рамках ЮНЕСКО была проведена дискуссия, в которой участвовало 24 страны. Обсуждались темы культурного преобразования, культурной политики, находящейся в особой связи с художественной жизнью общества. Человек предстал основным носителем культуры, а его художественная практика, по сути, есть воздействие материального и духовного труда на личность. Культура как социальное явление проявлена в культурных традициях, моральных нормах, идеалах каждого народа. Когда обсуждается тема культурной политики государства, обязательно осмыслить критерии и оценку существующего состояния в данной сфере, уровень вмешательства и помощи государства культурным социальным институтам, художественному творчеству, отдельной одаренной личности. В рамках программы Совета Европы по анализу культурной политики в европейских странах сформулированы цели и средства культурной политики в переходный период экономики, дана трактовка художественного образования как части культурной политики любого государства.
Каждое государство обязано:
- сохранять качественные основы отечественного художественного образования, закрепленные в государственных образовательных стандартах, и одновременно учитывать современные требования рыночной экономики и конкуренции в любой сфере;
- сохранять сеть учебных заведений художественного профиля;
- поддерживать инициативы по созданию иных образовательных учреждений художественного профиля, в том числе дополнительных и негосударственных.
Музыкально-художественное образование выступает показателем уровня социального развития региона, имеет определяющее социокультурное значение, раскрывая творческий потенциал
личности, приобщая к общекультурным ценностям, традициям, формируя гражданскую позицию и социально значимые роли молодежи.
Образовательные учреждения культуры и искусства, наряду с библиотеками, клубными, театральными, музейными и концертными организациями, развиваются в едином социокультурном пространстве. Их взаимодействие определяет общий уровень художественно-культурной жизни региона, обеспечивая качество профессионального творчества и объективные результаты индивидуального становления каждой творчески одаренной личности.
В настоящий момент необходимо создание региональной практико-ориентированной модели музыкально-художественного образования, специфика которой должна заключаться в преломлении общегосударственной образовательной политики через специфические условия края, сочетании норм и образцов отечественной образовательной практики с органичным применением регионального этнокультурного компонента в художественном образовательном процессе. Модель должна опираться на следующие основания:
1) программно-целевой подход как форма объединения в систему единых комплексных методов деятельности различных органов исполнительной власти и образовательных учреждений культуры и искусства;
2) культурно-созидательная функция как опережающее функциональное воздействие музыкально-художественного образования, способствующее углубленному влиянию творческого образования на культурную жизнь региона;
3) стремление к формированию единого образовательного пространства региона, что возможно осуществить с помощью методов развития малых образовательных организаций и их преемственности в обучении со следующими ступенями образования в регионе. Необходимо создать малые образовательные кластеры, своеобразные микро региональные образования, направленные на формирование музыкально-художественного потенциала на конкретной территории. Такие микро регионы со своим музыкально-художественным образовательным блоком организаций должны полноценно удовлетворять образовательные потребности конкретного населения с учетом социально-культурных особенностей местности, что в совокупности составит художественный и культурный потенциалы края;
4) культуросообразные и природосообразные традиции образовательного процесса;
5) формирование личностно-ориентированной гуманистической среды образовательного учреждения;
6) развитие педагогического творчества и мастерства как главных условий обновления и модернизации региональной системы музыкально-художественного образования;
7) преобладание деятельностного подхода в реализации музыкально-художественного педагогического процесса на разных ступенях образования в регионе.
Формирование новой образовательной парадигмы современные ученые связывают с инновационными образовательными процессами «диверсификации». Изменяются основополагающие идеи образования и потребности вузов, которые все чаще ориентированы на самоопределение в образовательном пространстве региона и собственные инновационные пути развития в условиях конкурентной среды. Вначале 2000-х гг. существенно продвинулась научная разработка теоретических и прикладных сторон системного и программно-целевого подходов к управлению образовательным учреждением, имеющим музыкально-художественное направление в педагогическом процессе. Теоретическое осмысление инновационных процессов в системе музыкально-художественного образования дается во многих трудах отечественных исследователей: И.И. Горловой, Е.Л. Кудриной, Т.Ю. Ломакиной, А.М. Новикова, В.Ф. Максимович, Н.А. Паршикова, Р.И. Пшеничниковой и др. Художественное образование представлено как инновационный процесс и форма деятельности, реализуемая на уровне социально-культурных и социально-педагогических явлений и ценностей. Система художественного образования имеет региональную специфику и базируется на функциональном подходе к образованию. Острая потребность в творческих кадрах приводит к децентрации учебных заведений искусств, расширению круга специальностей в вузах культуры и непрофильных вузах, созданию новых учебных заведений, филиалов, негосударственных высших учебных заведений. Социально-педагогический уровень общественного развития определяет инновационность педагогического музыкально-художественного образования как процесс с определенным набором критериев реализации: качество, личностная ориентация педагогического процесса, свобода выбора формы обучения, соответствие запросам рынка труда творческих профессий, конкурентоспособность. Все это стимулирует вузы своевременно реагировать на запросы общества в плане подготовки кадров, что определяет необходимость самостоятельно определять новые направления деятельности в дополнение к уже существующим в качестве адекватных мер. Аттестации и аккредитации учебных заведений культуры и искусств показывают, что многие из них повышают свой статус, становятся учебными, научными и методическими комплексами, заявляют о себе на международной арене.
Диверсификация музыкально-художественного образования - это процесс, направленный на обеспечение кадрами сферы культуры и искусства, определяющий потенциальный рост качества подготовки специалистов. Однако расширение системы художественного образования будет оправдано лишь в том случае, если каждая образовательная организация будет иметь собственную концепцию инновационного развития, создаст инновационную модель образования, разработает механизм и условия ее реализации.
Музыкально-художественное образование - это важнейший элемент всего образовательного пространства, необходимый для воспитания достойного будущего нации, здорового в нравственном отношении поколения, не дающий быстрых результатов, но приближающий перспективы построения нового интеллектуального и культурного общества.
Постигая музыкально-художественную культуру своего народа и человечества через овладение специальными знаниями и умениями, творческую деятельность, восприятие различных видов искусства, студент становится ретранслятором культуры, человеком способным к развитию и формированию собственных ценностей на базе общечеловеческих приоритетов, духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
В современной ситуации, когда вузы вынуждены конкурировать в сфере качества услуг и самостоятельно выходят на рынок образовательных услуг, все чаще слышны высказывания о том, что самообразование становится услугой, а высшие образовательные учреждения - предпринимательскими структурами, сферой деятельности которых является производство и распространение знаний.
Понимание ожиданий потребителей является первым шагом в направлении совершенствования качества его услуг. В связи с этим необходимо учитывать оценку индикаторов качества музыкально-художественного образования с точки зрения учащихся, родителей. Это даст возможность руководству вуза с позиций потребительской рациональности объяснить потенциальным и существующим потребителям, в чем заключается для них ценность получения музыкально-художественного образования именно в данной образовательной организации.
Качество образования в современном мире определяется не только ожиданиями потребителя и объемом знаний. Оно складывается также из параметров личностного, мировоззренческого, общекультурного, гражданского развития. Проблема качества музыкально-художественного образования должна анализироваться в направлении его общечеловеческой и социальной значимости.
Качество музыкально-художественного образования определяется оценкой индивидуальных достижений учащегося и процедурами лицензирования, аттестации и аккредитации образовательной организации. Данные характеристики качества образования недостаточно достоверны для музыкально-художественного направления его развития. Если не ограничиваться оценкой качества образования как информации об уровне творческих знаний, умений и навыков учащихся, а учитывать и другие критерии. К ним относятся:
1) состояние общего творческого потенциала; уровень обучаемости;
2) характеристики физического и психического здоровья; уровень общей культурной и проектной грамотности учащихся;
3) наличие творчески-исследовательских компетенций у учащегося.
В связи с этим возможно расширенное понимание качества музыкально-художественного обучения как основы развития неординарной, наделенной творческими талантами и способностями личности. Очевидно, что качество музыкально-художественного образования определяется характеристиками многих его составляющих, влияющих на конечный результат всего педагогического процесса. В основе обобщенных вышеназванных критериев качества художественного образования должны лежать следующие принципы:
1. Интеграция философского, культурологического, музыкального и экономического знаний, что подразумевает необходимость осознания их взаимосвязи и создание на основе этого понимания методологической базы для построения единой модели музыкально-художественного образования.
2. Единство индивидуально-творческого и личностно-профессионального развития, что предполагает приоритет культурно-ценностного сознания и творческого самосознания над традиционными профессиональными знаниями и умениями.
3. Формирование единого культурно-образовательного пространства регионов и всей России в целом на основе процессов интеграции образовательных учреждений музыкально-художественного профиля.
4. Государственно-общественная система управления и контроля качества музыкально-художественного образования.
5. Социально-экономическое развитие рынка образовательных услуг, необходимого для удовлетворения спроса на образование музыкально-художественного профиля.
6. Системность, непрерывность, многоуровневость, связь с культурной средой.
7. Обновление содержательного компонента практической образовательной деятельности, в основе которой присутствуют традиции отечественной музыкально-художественной школы и культуры России, ее этносов.
8. Взаимозависимость и единство воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания.
9. Приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным духовным ценностям через собственное музыкально-художественное творчество и освоение художественного опыта прошлого как результат художественного образования.
Российская система музыкально-художественного образования тесно связана с динамикой культурной жизни каждого региона. Социально-экономическое и культурно-художественное развитие ЮФО (Южного федерального округа) России, выступает как многофункциональное значимое явление для каждого субъекта РФ, отдельно взятого города и образовательной организации в частности.
Для эффективного решения задач социально-экономического развития ЮФО важнейшей функцией музыкально-художественного образования является создание условий для повышения конкурентоспособности личности учителя музыки, формирование высококвалифицированных трудовых ресурсов художественных профессий, стремящихся приумножить и развить материальный, интеллектуальный и духовный потенциал каждого региона. Систематизированное музыкально-художественное образование влияет на формирование креативных свойств мышления, определяет личную готовность к самореализации в различного рода проектных, инновационных и поисковых формах работы, обеспечивая в дальнейшем качественный рост кадровой базы науки, культуры, искусства, производства и управления.
Высшие учебные заведения, имеющие направления обучения музыкально-художественного профиля, обеспечивают подготовку кадров для сферы культуры и искусства, одновременно являются научно-методическими и культурными центрами. Научное обоснование структуры и типов художественного образования разработана Е.Я. Александровой, которая характеризует его как сложную, многоуровневую и многосоставную систему. Ведущей тенденцией развития современного музыкально-художественного образования является традиционная преемственность и различные направления художественно-творческой социализации и профессионализации обучающихся.
Особо в современной литературе по музыкальному образованию подчеркивается его гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, свободным развитием личности каждого учащегося. Важной деталью современного образовательного процесса является его единство внутри образовательного пространства, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Теоретические разработки, посвященные исследованиям этапов становления отечественной системы музыкально-художественного образования, выделяют основные принципы формирования педагогической школы - педагогики искусств, которая характеризуется преемственностью, индивидуальным подходом подготовки, развитием творческих способностей обучаемых.
Современные исследователи музыкально-художественного образования выявляют:
- система музыкально-художественного образования всегда связана с социальным и культурным контекстом и носит конкретно-исторический характер;
- высшие учебные заведения, обучающие по направлениям музыки и художественного образования, выступают как учреждения, где производство, передача и воспроизводство культуры гармонично взаимосвязаны. Они весомо влияют на роль и функции культуры в жизни государства и его граждан. А осуществленное ими художественное образование ориентировано на сохранение и развитие культурно-исторических и национальных традиций, на инновационные процессы обучения.
С возникновением нового социально-экономического пространства отрасль культуры функционирует в кардинально новых обстоятельствах жизнедеятельности всех подсистем и конкретных организаций, предполагает формирование нового контекста профессиональной деятельности выпускников учебных заведений музыкально-художественного профиля. Как следствие возникает трансформация системы музыкально-художественного образования, направленная на инновационную подготовку и переподготовку кадрового и творческого потенциала всей отрасли. Музыкально-художественное образование тесно связано с традициями подготовки кадров в сфере искусства с ее живыми культурными процессами, способами органичной трансформации традиционных и инновационных форм подготовки и воспитания специалистов в данной области. Сочетание инновационности и традиционности может дать толчок в сторону модернизации музыкально-художественного образования. Инновационные процессы в художественном образовании представлены целостной системой традиционных и инновационных принципов, необходимых для
обеспечения более совершенной подготовки кадров, приспособленных и подготовленных к работе в обновленном культурном и профессионально - художественном пространстве.
Существующая образовательная система в художественном обучении обладает многоступенчатостью (школа художественного профиля, училище, вуз) и многоуровневостью (бакалавриат, магистратура). Каждая ступень и каждый уровень проходит обучение по выработанному модулю, определенному государственными стандартами. России свойственно традиционной художественное образование. Инновационнось художественной сферы предполагает обязательное воспитание, обучение и развитие целостной, духовно-нравственной и творческой личности на основах традиционных методов обучения и современных образовательных технологий.
Студенты должны сформировать инновационное мышление, способное освоить теоретические знания и развить собственные природных дарования, приобрести практику продвижения результатов собственного творческого труда. Каждый выпускник музыкально-художественного отделения вуза наряду с талантом и одаренностью, должен обладать способностями к расчёту собственных интеллектуальных, творческих и организационных ресурсов. Данные навыки необходимы для быстрой адаптации к рынку творческих профессий, к требованиям работодателя, для успешного проектирования траектории собственного творческого пути.
Исходя из принципов стратегического менеджмента определяются основные векторы развития модели инновационного художественного образования и обозначаются основные этапы ее создания. Они связанны с наличием:
1) внутреннего и внешнего ресурсов учебного заведения;
2) взаимодействия науки, образования, производства и творчества;
3) прогнозирования стратегий развития музыкально-художественного образования;
4) потребности и спроса на рынке труда специалистов музыкального профиля;
5) мониторинга качества образования;
6) информационной базы музыкально художественных процессов в образовании.
Инновационное музыкально-художественное образование должно формировать:
1) нестандартные педагогические, творческие идеи, формы и методы работы в музыкально-художественном образовательном процессе;
2) процесс перехода к модульным, интегрированным, интерактивным учебным программам;
3) активную деятельность по разработке современных форм и технологий обучения в области искусства;
4) обновленные критерии оценки эффективности научной, учебной, творческой и инновационной деятельности системы музыкально-художественного образования;
5) рынок труда для творческих профессий.
Современное модернизированное содержание музыкально-художественного образования связано инновационными научными исследованиями в разных областях педагогики, психологии, искусствоведения, философии. Современное научное знание определяется наличием исследователей, разрабатывающих способы организации научной базы в сфере культуры и искусства, строение и функционирование творческих наук. Функционирование творческого и художественного научного знания в контексте общего образовательного процесса является обязательным условием профессиональной подготовки квалифицированного специалиста в области музыкально-художественной культуры. Научные исследования в сфере музыкальной культуры и художественного образования актуальны и перспективны в современном образовательном пространстве России.
Модернизация содержания творческого высшего образования определяется инновационными процессами в данной сфере, интеграцией творческих профессий, совершенствованием учебных программ, применением в образовательном процессе новых информационных технологий. В области музыкально-художественного образования применяется большое разнообразие инновационных образовательных технологий. Сегодня традиционные цели профессионального музыкально-художественного образования в вузе тесно переплетаются с инновациями педагогического образования, внедряемыми в стране в целом, и предполагают наличие следующих особенностей, таких как:
1) усиление гуманитарной составляющей музыкально-художественного образования;
2) нацеленность технологий образовательного процесса на стимулирование творческого воображения студентов;
3) становление творческого потенциала и творческой индивидуальности на основе личных способностей каждого студента;
4) актуализация роли педагога в образовательном процессе;
5) специфическое комбинирование инновационности и традиций в педагогическом музыкально-художественном процессе.
Таким образом, в системе музыкально-художественного образования необходима интеграция фундаментального гуманитарного и профессионального знаний, на основе которых происходит последовательное формирование профессионального сознания будущего педагога-музыканта. Музыкально-художественное образование - одно из значимых культурно-созидательных средств общества, которое нацеливает студента на творческую работу в современном образовательном пространстве, готовит его к принятию устойчивой гуманистической позиции, активизирует формирование профессиональных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология. - М.: Магистр, 1993.- 298 с.
2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2000. - 392 с.
3. Лиманская, Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта исследования по теории и методологии искусствознания. - М.: РГГУ, 2004.- 368 с.
Н.В. Топилина
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация. Проектная культура, направленная на создание социокультурных ценностей в педагогическом процессе, влияет на состояние личности педагога в целом, ее аксиологическую сторону. Студент-бакалавр, владеющий проектной культурой, является субъектом педагогического процесса, способным к самостоятельной реализации проектировочной деятельности, к реализации инновационных программ трудовой и индивидуальной жизнедеятельности.
Ключевые слова: проектная культура; образовательный процесс в вузе; инновационная деятельность педагога.
N. V. Topilina
FORMATION OF PROJECT CULTURE TEACHER IN PRACTICAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY
Annotation. The project culture aimed at the creation of a socio-cultural values in the pedagogical process, affect the State of a teacher in General, its axiological side. Bachelor student, owns the project culture is the subject of the pedagogical process capable of self realization of design activities, to implement innovative programmes of work and personal life.
Keywords: project culture; the educational process in the University; innovation as a teacher.
В современном мире явления глобализации культурного и образовательного пространства являются интегративными процессами, несущими в себе потенциал для развития гуманитарного образования в России. Интегративная составляющая в педагогических процессах высшей школы определяется применением знаний, заимствованных из других научных дисциплин, и выступает как одно из методологических условий моделирования процессов в образовании.
Перспективами обновления высшего образования становятся задачи всестороннего обучения бакалавра - профессионала, умеющего проектировать собственную трудовую и инновационную деятельность в различных экономических и социальных ситуациях, способного выявить пути и готового найти решения возникающих проблем независимо от внешних обстоятельств, определить индивидуальную стратегию профессионального мышления, деятельности и поведения.
Эффективное обучение и рост качества подготовки будущих бакалавров педагогического профиля зависит от степени сформированности проектной культуры личности в процессе получения образования в вузе как важной части общей и профессиональной культуры.
Понятие «проектная культура» актуализируется в современной педагогической теории и практике. Педагогическое проектирование становится едва ли не основной составляющей трудовой деятельности современного школьного учителя, содержащей такие элементы, как планирование, моделирование, прогнозирование, диагностика, мониторинг, контроль. Проектная культура позволяет решать инновационными способами постоянно возникающие в педагогическом процессе педагогические ситуации и вытекающие из них педагогические задачи, что определяется умением моделировать и прогнозировать педагогические проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности возможных результатов.