Научная статья на тему 'Концепция музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов'

Концепция музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондин Борис Игоревич

В статье рассмотрены основные подходы к выработке у молодого специалиста определенных профессиональных, личностных и гражданских качеств средствами музыкально-эстетического воспитания. Анализируются возможности музыки в формировании профессиональной компетентности и эстетическом воспитании студентов технического и гуманитарного вузов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic approaches to development at the young expert of certain professional, personal and civil qualities are considered by means of is musical-aesthetic education. Music possibilities in formation of professional competence and aesthetic education of students of technical and humanitarian high schools are analyzed.

Текст научной работы на тему «Концепция музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://journal.prognosis.ru/2006/10/02/121. html

2. http://www.newseduc ation.ru/ news/2/20040413/6101.shtm

3. О. Кивинен, Р. Ринне Высшая школа, государство, рынок: три западные модели // "Перспективы: вопросы образования", № 3. 1992. C. 215-224.

4. Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 2002, № 10. С. 3-14.

5. Murray, S.E. Education-Finance Reform and the Distribution of Education Resources / S.E. Murray, W.N. Evans, R.M. Schwab. The American Economic Review.

6. http://www.nisse.ru/analitics.html?id=meg_ klimov

УДК 004.89:330.46

Кондин Б. И.

концепция музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов

Существенное усложнение инженерной деятельности предъявляет новые требования к специалисту технического профиля. В настоящее время инженер должен обладать широким кругозором, высоким творческим потенциалом для решения сложных профессиональных задач в постоянно усложняющейся информационной среде, многообразием личностных качеств, позволяющих адекватно действовать в быстро меняющихся условиях. Современному производству нужны не просто высококвалифицированные кадры, компетентные в сфере профессиональной деятельности, но и высоконравственные, духовно развитые специалисты, готовые к инновациям, совместной коллективной деятельности, деловому общению и сотрудничеству, работе в команде с проявлением инициативы, самостоятельности и творчества. Для решения задач, связанных с совершенствованием системы профессиональной подготовки студентов технических вузов, предлагается концепция музыкально-эстетического воспитания.

Музыкально-эстетическое воспитание — одна из важных частей общего образовательно-воспитательного пространства современного вуза, воспитывающая самостоятельность мышления, способность искать выход в проблемных ситуациях, помогающая формированию творческих качеств и активного отношения к труду в любой области.

Данная концепция, как свод взглядов на проблему профессионального образования в различных областях, предлагает системный подход к вопросам эстетического воспитания студентов вузов и новый взгляд в стратегии формирования и развития их профессиональной компетентности.

Основными идеями Концепции музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов являются:

• активизация профессионального становления выпускника высшего учебного заведения средствами музыкально-эстетического воспитания, обладающего огромным духовным потенциалом и развивающими возможностями;

• становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных Законом "Об образовании" (получаемым образованием);

• создание среды, направленной на реализацию творческого потенциала личности, который, в свою очередь, реализуется в будущей профессиональной деятельности.

Концепция разработана с учетом задач, стоящих перед высшим профессиональным образованием в связи с принятием новой социально-экономической стратегии развития общества. Ее нормативно-правовой основой выступают законы РФ "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном

образовании", "Концепция модернизации российского образования до 2010 года", "Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы". Концепция музыкально-эстетического воспитания направлена на создание основ для более эффективного и динамичного процесса подготовки специалистов — выпускников технических и гуманитарных вузов благодаря повышению роли эстетической составляющей в образовательно-воспитательном пространстве высшей школы.

По словам Президента Российской Федерации, культура и искусство формируют "систему нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений" [1].

Кардинальные изменения социокультурной ситуации в российском обществе на рубеже ХХ-ХХ1 веков выдвинули на одно из ведущих мест необходимость переосмысления проблем воспитания молодого поколения. Закон РФ "Об образовании" подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества (статья 2). В связи с этим, в настоящее время все острее становится проблема способности молодого специалиста — выпускника вуза — к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности и профессиональной компетентности. Поэтому, конечной целью Концепции является создание конкурентоспособной личности молодого специалиста — выпускника вуза.

Новое поколение студенческой молодежи вступило в жизнь в третье тысячелетие с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Современному человеку приходится делать трудный выбор: принять идеологию общества, пронизанную категориями "обладать", "присвоить", "потребить", но при этом чаще всего остаться, по выражению известного русского философа И.А. Ильина, "духовно никем", или пойти по пути духовного развития — наиболее сложного из предлагаемых векторов движения развития человеческой личности.

Современные высшие учебные заведения, являясь неотъемлемым институтом общества, ориентированны на становление духовного облика наиболее образованных его членов, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Процессы обучения и воспитания в вузе неразделимы и придать им необходимую эффективность можно лишь действуя целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в современном образовательном пространстве вуза. Санкт-Петербургские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивая функционирование и развитие науки, экономики, техники, производства, а подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности.

В этой связи в содержание профессиональной компетентности включаются не только знания, умения и навыки человека, но и его способности, готовность к познанию на протяжении всей жизни, социально-личностные качества, мотивационная, этическая, поведенческая составляющие и др.

В структуре профессиональной компетентности современные исследователи выделяют ключевые, базовые и специальные компетентности. Считается, что ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности. Они характеризуют способность человека быстро реагировать на изменения в окружающем мире, решать профессиональные задачи с использованием информации, коммуникации, знания социальных норм поведения в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Так, для профессиональной инженерной деятельности базовыми будут компетентности, соответствующие требованиям к системе технического образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетентности рассматриваются как реализация ключевых и базовых компетентностей в конкретной области.

Логика воспитания эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искус-

стве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания. Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. И здесь очень важно выбрать преимущественно то искусство, которое наиболее "массово" действует на студенческую молодежь, наиболее ей доступно и легко усваивается.

Таким искусством является искусство музыкальное, которое в ряду других искусств обладает особо высоким "педагогическим" потенциалом. Среди характеристик музыки необходимо особо выделить коммуникативную функцию. Особенность музыкального общения состоит в единении людей и это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. Формирование людской общности в музыке не устраняет личности, не растворяет индивидуальность в социуме, воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Воспитательная функция музыки выражает взаимосвязь между музыкальном искусством, как продуктом общественного сознания, и человеком — субъектом духовного "потребления", который воспринимает, оценивает, присваивает или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты.

Приобщение к музыкальной культуре активно интенсифицирует развитие творческих наклонностей студентов, играет положительную роль в процессе обучения специальным и гуманитарным дисциплинам; создает благоприятные условия для проявления индивидуальной одаренности и творческой самореализации студента.

В качестве одного из возможных "каналов" эстетического воздействия на студентов может быть использован спецкурс "Введение в музы-

кальную классику", берущий на себя задачи эстетизации образовательного пространства вуза. Выбор музыкальной культуры в качестве образовательного предмета объясняется прежде всего тем, что социокультурное поле музыки неуклонно расширяется, а статус "музыкального" в современной культуре очень высок. Важным средством организации разнообразной творческой деятельности студентов являются различные формы внеаудиторной работы: кружки и художественная самодеятельность, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад, брейн-рингов и т. д. Результаты художественной деятельности оформляются в виде организации музыкальных концертов, выставок творческих работ и т.д. В процессе этой работы студенты приобщаются к художественному творчеству и делают первые шаги в осознании своих возможностей в творчестве профессиональном.

Параллельно с развитием духовного потенциала в процессе музыкально-эстетического воспитания происходит становление системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств специалиста с высшим образованием, а также создание среды, направленной на реализацию творческого потенциала личности, который, в свою очередь, реализуется в будущей профессиональной деятельности. Здесь предполагается формирование социально активной, жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности, выработки у молодого специалиста определенных личностных и гражданских качеств:

• умение ориентироваться в социально-политической обстановке, имея свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности;

• обладание способностью к саморазвитию, наличие потребности в достижениях и в самостоятельном принятии решений;

• обладание чувством социальной ответственности, внутренней свободой и чувством собственного достоинства;

• наличие высокой социальной активности во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способность находить нестандартные решения жизненных проблем, (к одному из основных общепрофессиональных качеств, на возникновение которых у выпускника ориентировано высшее техническое образование, относится готовность к принятию нетрадиционных решений).

• высокая профессиональная компетентность и конкурентоспособность в социально-экономической деятельности.

В этой связи в содержание профессиональной компетентности включаются не только знания, умения и навыки человека, но и его способности, готовность к познанию на протяжении всей жизни, социально-личностные качества, мотивационная, этическая, поведенческая составляющие и другие [3].

Участие студенческой молодежи в процессе музыкального творчества, благодаря реализации идеи Концепции музыкально эстетического воспитания, привлекает возможностью слияния и взаимодополнения в творческом процессе рационального и эмоционального, мысли и действия, интеллектуальных и физических усилий, она в значительной мере способствует преодолению односторонности развития личности молодого человека, его эстетических вкусов. Создание благоприятной социально-культурной среды, связанной с художественным творчеством единомышленников во время процесса обучения — все это благотворно влияет на эффективность межличностного общения, создает предпосылки к профессионально-личностной самоактуализации обучающегося в вузе. Опосредованное воздействие музыкально-эстетического воспитания на сознание студентов проявляется как "толерантное" ("мягкое") участие в развитии творческой индивидуальности студента при формировании профессиональных навыков в процессе обучения в вузе.

Очевидно, что разносторонность интересов студентов является одной из важных предпо-

сылок успешной учёбы. Поэтому не следует отделять учебную деятельность в вузе от реализации духовных, музыкально-эстетических потребностей. Музыкально-эстетическое воспитание должно осуществляться на протяжении всего обучения студентов в вузе по различным направлениям: посещение занятий по музыкальной культуре, слушание и обсуждение музыкальных записей, посещение концертов, оперных и балетных спектаклей, занятие музыкальным исполнительством и т. д.

Реализация Концепции предполагает:

• создание основы для более эффективного и динамичного процесса подготовки специалистов технических и гуманитарных вузов;

• повышение роли эстетической составляющей в образовательно-воспитательном пространстве высшей школы;

• создание конкурентоспособной личности молодого специалиста — выпускника вуза;

• формирование у студентов целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;

• расширение возможностей профессиональной самореализации студенческой молодежи путем усиления таких важнейших характеристик выпускника вуза как интеллектуальная компетентность и культурный имидж.

Претворение в жизнь концепции музыкально-эстетического воспитания студентов технических и гуманитарных вузов и распространение ее модели, как реализующей гуманистические принципы обучения и воспитания, несомненно, позволит использовать ее идеи на разных уровнях в различных учебных заведениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 6 апреля 2007.

2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. М.: "Русская книга", 1996. Т. 3. С. 415.

3. Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева и др. Компетентностный подход в педагогическом образовании: СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.