DOI 10.24412/2227-7315-2022-2-94-100 УДК 342(470)(072.8)
Т.В. Троицкая
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Введение: политика российского государства свидетельствует о продолжении строительства демократических принципов формирования и функционирования органов публичной власти России. Традиционные принципы избирательного права являются стержнем организации и проведения выборов различного уровня. Современные избирательные механизмы связаны с расширением способов и форм участия субъектов избирательно-правовых отношений в избирательных действиях и процедурах. С связи с этим возникает необходимость конкретизации содержания принципов избирательного права и закрепления новых нормативно-правовых основ осуществления избирательных действий с учетом современных реалий. Цель: изучение современных тенденций развития избирательного законодательства, а также на основе обобщения теоретических взглядов и практики организации и проведения выборов рассмотрение возможности конкретизации основополагающих принципов избирательного права. Методологическая основа: данное исследование основывается на применении таких основополагающих методов, как дедукции и индукции, системного анализа, а также диалектики. Неотъемлемой составляющей методологии исследования реализации принципов избирательного права и их содержания являются такие частнонаучные методы, как исторический, историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Результаты: анализ механизма реализации основополагающих принципов избирательного права свидетельствует о том, что их содержание не отражает современных инструментов организации и проведения выборов, к примеру проведение голосования в течение нескольких дней. В настоящее время решение о проведении многодневного голосования принимает соответствующая избирательная комиссия, в зависимости от уровня проведения выборов, что не соответствует элементам объективности и целесообразности. Выводы: на уровне Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо закрепить основания для проведения голосования в течение нескольких дней, а также дополнительные гарантии реализации принципа тайны голосования при использовании дополнительных форм голосования, а также электронного дистанционного голосования.
Ключевые слова: выборы, голосование, принципы избирательного права, механизм реализации принципов избирательного права, многодневное голосование, дополнительные формы голосования, всеобщее избирательное право, тайное голосование, равное избирательное право.
© Троицкая Татьяна Викторовна, 2022
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Troitskaya Tatiana Viktorovna, 2022
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Constitutional Law named after 94 Professor Isaac Efimovich Farber (Saratov State Law Academy)
T.V. Troitskaya
MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ELECTORAL LEGISLATION IN RUSSIA AND THE PROBLEMS OF SPECIFYING THE PRINCIPLES OF ELECTORAL LAW
Background: policy of the Russian state testifies to the continuation of the construction of democratic principles of formation and functioning of public authorities in Russia. Traditional principles of electoral law are the core of the organization and conduct of elections at various levels. Modern electoral mechanisms are associated with the expansion of ways and forms of participation of subjects of electoral and legal relations in electoral actions and procedures. In this connection there is a need to specify the content of the principles of electoral law and enshrine new normative-legal foundations for the implementation of electoral actions, taking into account modern realities. Objective: studying modern trends in the development of electoral legislation, as well as, on the basis of a generalization of theoretical views and practice of organizing and conducting elections, considering the possibility of specifying the fundamental principles of electoral law. Methodology: this study is based on the application of such fundamental methods as: deduction and induction, system analysis, as well as dialectics. An integral component of the methodology of research on the implementation of the principles of electoral law and their content are such private scientific methods as historical, historical-legal, comparative-legal and formal-legal. Results: the analysis of the mechanism for implementing the fundamental principles of electoral law shows that their content does not reflect the modern tools for organizing and holding elections, for example, holding voting for several days. At present, the decision to hold multiple days of voting is made by the relevant election commission, depending on the level of elections, which does not correspond to the elements of objectivity and expediency. Conclusions: at the level of the Federal Law "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of the Citizens of the Russian Federation" it is necessary to establish the grounds for multiple-day voting, as well as additional guarantees of the principle of secrecy of the vote when using additional forms of voting, as well as electronic remote voting.
Key-words: elections, voting, principles of electoral law, mechanism of implementation of principles of electoral law, multi-day voting, additional forms of voting, universal suffrage, secret ballot, equal suffrage.
Выборы и избирательное право, регулирующее их проведение, являются ча- О стью механизма осуществления публичной власти в стране. Данный механизм, К помимо процедуры формирования соответствующих органов в России, вклю- | чает в себя формы осуществления власти народа; требования, предъявляемые и к системе органов публичной власти и их должностным лицам; деятельность ¡§ органов публичной власти; ответственность органов публичной власти и их 44 правовой статус; формы взаимодействия органов публичной власти, а также с ) институтами гражданского общества России. 2
Механизм осуществления публичной власти в условиях демократического режима страны включает в себя режим системы сдержек и противовесов, способствующий поддержанию баланса и взаимодействию органов государственной власти, а также предотвращению возможности ее узурпации. В.Т. Кабышев отмечает: «Конституция РФ 1993 г. есть высшая правовая ценность. Преодолеть правовой нигилизм, нетерпимость, воспитать глубокое уважение к правам и 95
свободам человека в одночасье нельзя. Реализация положений Конституции России — многогранный процесс, в основе которого лежит неуклонное соблюдение конституционных норм и принципов» [1, с. 37]. «В условиях жесточайшего кризиса (экономического, политического, духовного), вызовов XXI столетия Конституция РФ 1993 г. служит правовой основой объединения, стабильности — вектором дальнейшего цивилизационного развития нашей страны» [2, с. 82].
Избирательный процесс, как массовый политико-правовой, включает в себя многие элементы механизма осуществления публичной власти, которые должны быть реализованы с учетом основополагающих принципов избирательного права. «Определение исходных правил участия граждан в выборах имеет фундаментальное значение для всего российского избирательного права, включая и его принципы» [3, с. 12].
Избирательное право — это динамично развивающаяся подотрасль конституционного права России. Выборы в целом, в широком понимании этого слова, являются показателем развития демократии в стране. «С конца 20 века, из-за интенсивности принятия политических реформ, выборы стали основной формой реализации и проявления государственно-правового развития общества. В настоящее время трансформация демократии является одной из целей успешного развития современной политики» [4, с. 49].
Во многом механизм организации и проведения выборов отражает национально-историческое развитие государства. В зарубежных странах применяются инструменты, которые уже сложно назвать современными и отражающими современные тенденции развития информационных технологий. Тем не менее я они основательно вошли в политическую жизнь государства и являются неотъ-? емлемой его частью, как в США голосование по почте.
а Между современными тенденциями развития российского избирательного
^ права (к примеру расширение организационных способов реализации активного I избирательного права, возможность многодневного голосования) существует | тесная взаимосвязь. С одной стороны, основополагающие принципы, такие как I всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, явля-§ ются определяющими началами, и новые избирательные технологии должны | быть реализованы с учетом их содержания. С другой стороны, применение но-§ вых избирательных механизмов не может не влиять на содержание указанных принципов.
Исходя из содержания термина «принцип», означающего начало, основу, | правовые принципы определяются, как основополагающие идеи, закрепленные в законе. «Они приобретают значение общеобязательных правил, соответственно | предопределяют поведение правоприменителя» [5, с. 56]. Правовые принци-¡5 пы — это «...специфическое юридическое выражение объективно существующих § экономических и политических законов общественного развития» [6, с. 215]. | С одной стороны, правовые принципы отражают объективные свойства права,
| с другой — в правовых принципах воплощаются субъективные начала, морально-нравственные взгляды общества. Следовательно, правовые принципы должны рассматриваться с учетом единства вышеназванных характеристик. «Правовые принципы — это руководящие правовые идеи, раскрывающие сущность права и правового регулирования, некоторые из них могут быть закреплены в законах и приобретают общеобязательный характер, другие — живут в правосознании, 96 следовательно, не обладают собственно-юридическими свойствами.» [7, с. 42].
Рассмотрим механизм реализации основополагающих принципов избирательного права подробнее. «Несмотря на отсутствие конституционного закрепления принципов избирательного права применительно ко всем видам выборов, они являются неотъемлемой частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных при проведении любых выборов в нашей стране» [8, с. 174]. В науке не сложилось единого мнения о системе принципов избирательного права. Ряд ученых исходит из конституционной системы принципов, закрепленных в ст. 81 Конституции Российской Федерации. Существует и более широкий подход к классификации принципов организации и проведения выборов в России, включающий принципы объективного избирательного права, такие как обязательность, периодичность, альтернативность, транспарентность, светский характер и др. [9; 10; 11; 12].
Современные тенденции развития общества и государства свидетельствуют о расширении инструментов реализации активного избирательного права. Появляются такие механизмы, как голосование по месту нахождения избирателей, электронное голосование, цифровые избирательные участки и т.д. При проведении голосования в течение нескольких дней устанавливаются дополнительные формы голосования, а именно: голосование вне помещения для голосования, голосование на придомовых территориях; голосование с использованием дополнительных возможностей; голосование в населенных пунктах, где отсутствует помещение для голосования. Возможность применения конкретных форм голосования, алгоритм избирательных действий определяется избирательной комиссией, организующей выборы. К примеру, в преддверии выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было принято Положение от 1 июля 2021 года № 13/103-8. «Об особенностях т голосования, установления итогов голосования при проведении голосования I на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение а нескольких дней подряд» С
Статья 63.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных | прав...» предусматривает: по решению избирательной комиссии, организующей у выборы, голосование может проводиться в течение нескольких дней. Указанное С решение принимается не позднее, чем в десятидневный срок со дня официаль- Н ного опубликования решения о назначении выборов. Возникает вопрос: в каких о случаях это возможно? С одной стороны, многодневное голосование способствует 1 решению проблем, связанных с пандемией коронавируса, является дополнитель- Ч ной гарантией реализации активного избирательного права, с другой стороны, О способствует возникновению дополнительных организационных осложнений, К и как следствие, увеличению числа жалоб на нарушение избирательных прав м субъектов избирательного процесса. 1
С учетом необходимости совершенствования российского избирательного за- ¡§ конодательства, необходимо конкретизировать в каких случаях возможно про- 44 ведение многодневного голосования? Логично предположить, что таким основа-
2
нием является условие пандемии. В стандартной эпидемиологической ситуации 2 фактически нет оснований для проведения голосования в течение нескольких дней. Указанная модель голосования не способна увеличить явку избирателей и препятствует увеличению уровня доверия избирателей к избирательным процедурам. С точки зрения необходимости обеспечения гражданам возможности участия в выборах, могут применяться и другие инструменты, в частности, голосование по месту нахождения избирателя (мобильный избиратель). 97
В настоящее время одной из главных задач организации и проведения выборов различного уровня является обеспечение их прозрачности. Многодневное голосование связано с необходимостью обеспечения сохранности бюллетеней, надлежащей работы с сейф-пакетами, видеофиксации избирательных действий. Как показала практика, указанные механизмы по объективным причинам не всегда реализовывались в точном соответствии с нормативными предписаниями и хотя в целом подобные действия не влияют на результаты волеизъявления избирателей, у представителей электората, не являющихся узкими специалистами в сфере избирательного процесса, может складываться неблагоприятное впечатление о ходе проведения избирательной кампании. «Справедливые выборы — это «качество» выборов. Оно либо существует, либо нет: не бывает «полусправедливых» или «немножко справедливых» выборов и т.д.» [13, с. 456]. Соответственно, необходимо формировать систему гарантий организации и проведения справедливых выборов.
Следующий принцип, который также нуждается в дополнительном гарантировании — это тайна голосования. Такие формы голосования, как голосование вне помещения для голосования, голосование с использованием дополнительных возможностей, голосование в населенных пунктах, где отсутствует помещение для голосования, требуют создания инструментов, обеспечивающих реализацию указанного принципа. Соответственно, необходимо регламентировать гарантии реализации принципа тайны голосования при указанных формах голосования. Данный вопрос актуализируется с учетом поправок в избирательное законодательство от 14 марта 2022 г. и закрепления на уровне закона я дистанционного электронного голосования. Развитие и внедрение новых избита рательных технологий должно быть реализовано с учетом основополагающих а принципов избирательного права. «Принцип тайного голосования означает, » по существу, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума), не I имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не | вправе оказать давление на его волеизъявление» [14, с. 8]. Тайна голосования I является составляющей свободы голосования и является показателем личной
| свободы гражданина в целом.
ф
| Принципы представляют собой основополагающие идеи, отражающие сущ-
§ ность того или иного явления. В демократическом правовом государстве правовые 'I принципы формируются на основе достижений правовой мысли за всю историю цивилизации, с учетом объективных специфических закономерностей развития | общества. Учитывая значение правовых принципов можно сказать, что качество & законов и эффективность правового регулирования во многом зависит от того, | как в них сформулированы и раскрыты такие принципы, при этом «...основопо-ё лагающие идеи, претендующие на статус правовых принципов, должны быть § глубоко и всесторонне обоснованы, всем понятны и убедительны» [15, с. 96]. 1 С.В. Кабышев анализируя избирательное законодательство формулирует вы-
| вод: «Законодательство — первейшая гарантия прав граждан, поэтому важно устранять все, что создает угрозу их нарушения, своевременно внося соответствующие изменения» [16, с. 6]. Таким образом, основополагающие принципы избирательного права и их правовое закрепление, образуя взаимосвязанную систему, способствуют неукоснительному соблюдению демократических основ Конституции Российской Федерации и реализации избирательных прав россий-98 ских граждан в современных условиях.
Библиографический список
1. Кабышев В.Т. О фактической и юридической Конституции России 1993 года // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1 (96). С. 33-37.
2. Кабышев В.Т. 25 лет Конституции РФ: итоги конституционного диалога // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 2(127). С. 76-84.
3. Коломейцева Т.А., Григорьева А.А. К вопросу о становлении принципов избирательного права в России // International Scientific and Practical Conference World scie nce. 2016. Т. 4. № 5 (9). С. 12-16.
4. Зашихина ИМ. Демократия и ее формы // Вестник Северного (Арктического) федерального ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 49-52.
5. Троицкая Т.В. Общественная палата: конституционно-правовой институт гражданского общества России. Саратов: Научная книга, 2009. 175 с.
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ДТД, 1995. 377 с.
7. Личность и государство на рубеже веков / под ред. В.В. Невинского. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000. 268 с.
8. Волкова О.Б., Табатчикова Ю.Б. К вопросу о принципах избирательного права РФ // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2014. № 1. С. 172-175.
9. Плахотя Т.Н. Принципы избирательного права // Вестник научных конференций. 2017. № 5 (21). С. 95-97.
10. Макарцев А.А., Юсупов Э.С. Принципы российского избирательного права: понятие, система, содержание // Избирательное право. 2014. № 4 (28). С. 20-26.
11. Понежина Л.Ю., Понежин М.Ю. К вопросу о принципах избирательного права в России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-3. С. 136-141.
12. Берлявский Л.Г., Махова А.В. Система принципов российского избирательного права // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 376-379. е
13. Худолей Д.М., Худолей К.М. Реализация принципов избирательного права в | избирательных системах // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2020. № 49. п С. 442-475. Т
о
14. Лакехин М.А. Тайна голосования как важнейший принцип проведения выбо- к ров и референдумов // Вестник Московского государственного областного ун-та. Сер.: о Юриспруденция. 2017. № 1. С. 6-12. |
15. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и Т право. 1996. № 11. С. 92-97. Н
16. Кабышев С.В. Вопросы совершенствования законодательства о выборах Пре- |
зидента РФ // Избирательное законодательство и практика. 2018. С. 3-6. |
|
е
References к
о
1. Kabyshev V.T. On the Actual and Legal Constitution of Russia in 1993 // Vestnik К SGUA. 2014. No. 1(96). Р. 33-37. Ц
2. Kabyshev V.T. 25th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation: Re- | sults of the Constitutional Dialogue // Bulletin of the SGLA. 2019. No. 2(127). Р. 76-84. i
3. Kolomeitseva T.A., Grigorieva A.A. On the Issue of the Formation of the Principles 1 of Suffrage in Russia // International Scientific and Practical Conference World science. ) 2016. V. 4. No. 5 (9). Р. 12-16. 0
i\J
4. Zashikhina I.M. Democracy and Its Forms // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences. 2009. No. 5. Р. 49-52.
5. Troitskaya T.V. Public Chamber: Constitutional and Legal Institution of Civil Society in Russia. Saratov, 2009. 175 p.
6. Khropanyuk V.N. Theory of Government and Law. M., 1995. 377 p.
7. Personality and the State at the Turn of the Century / edited by V.V. Nevinsky. Barnaul: Publishing house of Altai University, 2000. 268 с. 99
8. Volkova O.B., Tabatchikova Yu.B. On the Issue of the Principles of the Electoral Law of the Russian Federation // Scientific research and development of young scientists. 2014. No. 1. P. 172-175.
9. Plakhocha T.N. Principles of the Electoral Law // Bulletin of scientific conferences. 2017. No. 5 (21). P. 95-97.
10. Makartsev A.A., Yusupov E.S. Principles of Russian Electoral Law: Concept, System, Content // Suffrage Law. 2014. No. 4 (28). P. 20-26.
11. Ponezhina L.Yu., Ponezhin M.Yu. To the Question of the Principles of Electoral Law in Russia // Public Security, Legality and Law and Order in the Third Millennium. 2019. No. 5-3. P. 136-141.
12. Berlyavsky L.G., Makhova A.V. The System of Principles of Russian Electoral Law // Legal technique. 2020. No. 14. P. 376-379.
13. Khudoley D.M., Khudoley K.M. Implementation of the Principles of Suffrage in Electoral Systems // Bulletin of the Perm University. Legal Sciences. 2020. No. 49. P. 442-475.
14. Lakekhin M.A. Secrecy of Voting as the Most Important Principle of Holding Elections and Referendums // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2017. No. 1. P. 6-12.
15. Zazhitsky V.I. Legal Principles in the Legislation of the Russian Federation // State and Law. 1996. No. 11. P. 92-97.
16. Kabyshev S.V. Issues of Improving the Legislation on the Election of the President of the Russian Federation // Electoral legislation and practice. 2018. P. 3-6.