Значимость принципов избирательного права для гарантий соблюдения избирательных прав российских граждан, постоянно проживающих или временно находящихся за пределами территории Российской Федерации
Земляной Алексей Владимирович,
главный юрисконсульт Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», член Территориальной избирательной комиссии ЦИК для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации E-mail: [email protected]
Статья посвящена принципам участия граждан Российской Федерации в выборах, в зависимости от места проживания гражданина, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Установлены различия наполнения принципов избирательного права с точки зрения различных категорий граждан в зависимости от их места проживания. Получен ответ на вопрос - действительно ли данные принципы в достаточной степени являются универсальными, чтобы распространять свое действие на экспатриантов - лиц постоянно проживающих или временно находящихся за пределами территории Российской Федерации. Раскрыта значимость принципов избирательного права для этих категорий граждан. Показана подвижность принципов избирательного права, многообразие исследовательских мнений по данным вопросам. Раскрыты проблемы реализации активного избирательного права граждан РФ за пределами территории Российской Федерации. Приведены конкретные примеры трудностей голосования за рубежом, которые ставят под вопрос смысл принципа всеобщего избирательного права по отношению к избирателям, проживающим за рубежом. Доказывается, что проблему может решить введение в избирательное законодательство нового принципа - принципа представительства.
Ключевые слова: выборы; гарантии избирательных прав; граждане, постоянно проживающие за пределами страны своего гражданства; экспатрианты; голосование; принципы избирательного права.
Принципы избирательного права, как и права вообще, обладают большой значимостью, высокой степенью императивности и в определенной степени универсальностью. В целом принципы избирательного права образуют в своем роде систему, исходя из которой, не только строились основы избирательного права и процесса в Российской Федерации изначально, но и в соответствии с которой продолжается поступательное развитие, как избирательного права, так и избирательного процесса.
Несмотря на то что принятие Конституции Российской Федерации оказало огромное влияние на избирательное право, необходимо отметить, что в ней, по мнению автора, не были полностью закреплены принципы избирательного права, кроме того, отсутствуют и иные ориентиры, в соответствии с которыми бы могло развиваться избирательное право. Конституция закрепила выборы и референдум как непосредственное выражение власти народа, а также было указано на свободу выборов (статьи 3 Конституции Российской Федерации).
Основополагающим законом, закрепившим принципы избирательного права, стал принятый Государственной Думой в 1997 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Однако, несмотря на то что данный Закон, в статьях 3, 4, 5, 6, 7 перечислил конкретные принципы избирательного права: всеобщее, равное, тайное и прямое избирательное право при тайном голосовании, а также указал на свободу и добровольность выборов, нельзя сказать, что данный перечень является исчерпывающим и окончательным. Более того, несмотря на то, что Закон не указывает иные принципы избирательного права, но все же прослеживается единая система принципов, которой подчинен Закон.
В юридической литературе и науке не выработан какой-либо единый подход к принципам избирательного права, соответственно и нет единой классификации принципов.
Принципы избирательного права постоянно развиваются, они подвижны и определяются многообразием исследовательских мнений.
Различия в подходах ученых к перечню, характеристике принципов избирательного права не влечёт за собой разногласий по поводу факта значимости принципов как фундаментальных начал избирательного права. И принципы, которые
5 -о
сз
<
отражены в законодательстве и те, которые являются общепризнанными, вытекающими из сути российского избирательного права, все они призваны соблюсти баланс интересов государства, общества и прав граждан.
В данной статье мы бы хотели более подробно рассмотреть принципы участия граждан Российской Федерации в выборах, в зависимости от места проживания гражданина, как в пределах территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Проследить различается ли и если да, то насколько, наполнение принципов с точки зрения различных категорий граждан, одинаково ли принципы действуют для разных категорий граждан, в зависимости от их места проживания, действительно ли данные принципы в достаточной степени являются универсальными, чтобы распространять свое действие на экспатриантов -лиц постоянно проживающих или временно находящихся за пределами территории Российской Федерации1.
Принципы избирательного права (как и принципы вообще) не являются абсолютными. Они ограничиваются условиями, которые, в широком смысле, создает государство. Принципы могут быть скрытыми, существуя в реальности, они могут быть при этом не выражены в законодательстве. Однако, самое главное, по нашему мнению, что принципы - это основа, на котором строится законодательство. Принципы могут ограничиваться, какими-либо условиями, но при этом не может изменяться суть принципов в зависимости от каких-либо условий.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ закрепляет: «Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Устанавливается [1, пункт 3 статьи 3], что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным.
Фактически, в данных нормах закрепляются все принципы, участия граждан Российской Федерации в выборах:
1. Всеобщее избирательное право.
2. Равное избирательное право.
3. Прямое избирательное право.
4. Голосование проходит тайным образом.
5. Участие граждан в выборах является свободным.
6. Участие граждан в выборах является добровольным.
Как мы указали, первым принципом которое установило законодательство Российской Феде-
1 Данное определение имеет множество толкований:
2 от временного или постоянного выдворения человека за пре-т^ делы страны до лиц, добровольно покинувших страну гражданка ства или командированных за пределы своей страны. Для целей настоящей статьи под экспатриантами понимается гражда-^ нин страны, постоянно проживающий за ее пределами.
рации является «всеобщее избирательное право». Закон дает исчерпывающую формулировку [1, пункт 2 статьи 4], где указано, что независимо от расы, религии, пола, места жительства и других обстоятельств гражданин имеет право избирать и быть избранным. То есть суть данного принципа ясна, всеобщее избирательное право означает, что каждый человек, в принципе, вне зависимости от различных факторов, в том числе факта проживания за пределами страны гражданства, имеет право избирать и быть избранным.
Расширяя данный принцип, закон [1, пункт 4 статьи 3] закрепляет равные права при проведении выборов в федеральные органы государственной власти для всех граждан, в том числе, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Далее устанавливается, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданам Российской Федерации в реализации избирательных прав при проведении выборов.
Учитывая, что избирательное право бывает, как активное, так и пассивное, необходимо оценить данный принцип, с точки зрения того, как действует данный принцип на практике в случаях реализации гражданами своих прав.
На практике, с реализацией активного избирательного права на территории Российской Федерации не возникает больших сложностей. Механизм полностью отработан и позволяет максимально охватить наибольшее число избирателей.
С реализацией же активного избирательного права за пределами территории Российской Федерации существует ряд проблем, которые, либо не решаются совсем, либо решаются с большими трудностями.
В некоторых случаях (например, голосование космонавтов) избирательные комиссии полностью отходят от закона, но все же позволяют проголосовать таким избирателям.
Сложности связаны также с тем, что, если на территории Российской Федерации существуют списки избирателей, подготовленные заранее, то есть ясно сколько будет избирателей и где они примерно находятся, то за пределами территории Российской Федерации, списки избирателей не готовятся заранее.
Конечно, дипломатическое представительство или консульское учреждение примерно представляет сколько граждан Российской Федерации находится на территории иностранного государства (ведется консульский учет, однако он добровольный). То есть численность таких граждан известна только лишь примерно и, как показывает практика, количество бюллетеней, переданных для голосования в иностранные государства, очень часто расходится с нужным количеством бюллетеней (либо их не хватает, либо их количество значительно превышает необходимое).
Дипломатические представительства и консульские учреждения пытаются получить инфор-
мацию о местах компактного проживания граждан Российской Федерации на территории иностранных государств, однако возможность голосования таких граждан, порою, зависит от целого ряда обстоятельств. Например, граждане, компактно проживающие за пределами России могут работать на одном крупном предприятии и сами не могут прибыть для голосования на избирательный участок. В этом случае комиссия сама выезжает в место их проживания. Однако, для этого необходимо получить как разрешение по дипломатической линии, так и содействие руководства компании, где проживают граждане, а также содействие местных органов полиции.
Существуют также проблемы, которые невозможно решить, например, в пределах недружественно настроенного государства, где просто блокируется проведение голосования. Например, при проведении выборов Президента в 2018 г. было заблокировано проведение выборов на территории Украины.
Таким образом, при реализация активного избирательного права на территории Российской Федерации принцип «всеобщее избирательное право» действительно соответствует своему наполнению, при проведении же голосования за рубежом, реализация данного принципа на практике сталкивается с такими, порою неразрешимыми, трудностями, которые ставят под вопрос смысл данного принципа по отношению к избирателям, проживающим за рубежом.
В целом, данный принцип не теряет своей актуальности и при проведении выборов за рубежом, потому что дипломатические представительства и консульские учреждения, стараются оказывать содействие гражданам Российской Федерации в реализации своего активного избирательного права и стараются максимально преодолеть все трудности и расширить охват таких граждан.
Однако, с реализацией пассивного избирательного права у граждан Российской Федерации встает ряд вопросов, которые позволяют поставить под сомнение действие данного принципа на практике.
Так, по нашему мнению, реализация своего пассивного избирательного права обставлена такими требованиями, что они усложняют право граждан участвовать в выборах как кандидатов или делают это участие фактически невозможным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 19-ФЗ [2] Президентом Российской Федерации может быть лицо, проживающее (постоянно) на территории Российской Федерации не менее 10 лет.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 20-ФЗ [3] декларирует, что граждане Российской Федерации проживающие (временно находящиеся) за рубежом, обладают равными правами с иными гражданами Российской Федерации. Однако, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 этого же закона в Государственную Думу не имеет права быть избранным гражданин Российской Федерации, име-
ющий вид на жительство иностранного государства или имеющий гражданство иностранного государства.
Соглашаясь с законодателем по вопросам ограничений пассивного избирательного права при наличии двойного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное жительство на территории иностранного государства, открытым остается вопрос о возможности участия в выборах граждан Российской Федерации, которые временно находятся вне пределов России. Например, может ли гражданин, находясь в длительной командировке, поучаствовать в выборах депутатов Государственной Думы?
Для того, чтобы стать кандидатом в депутаты, необходимо пройти соответствующие процедуры и закон сразу же ограничивает возможность представления документов только самим гражданином. Так пункт 7 статьи 41 Федерального закона № 20-ФЗ [3] прямо указывает, что кандидат представляет соответствующие документы лично. Исключение делается лишь для граждан, которые болеют, либо находятся под стражей.
Несмотря на то, что консульские учреждения обязаны содействовать гражданину в реализации его избирательных прав (пункт 5 статьи 4 Федерального закона № 20-ФЗ), они не наделены полномочиями принимать документы на кандидата и передавать их в соответствующую окружную комиссию, а также не наделены полномочиями рассматривать данные документы.
Таким образом, обращают на себя внимание два момента:
1) дипломатические представительства и консульские учреждения, действительно оказывают содействие гражданам Российской Федерации в реализации избирательных прав, однако только в реализации активного избирательного права;
2) несмотря на то, что данная норма закона не ограничивает дипломатические представительства и консульские учреждения в оказании помощи гражданам, проживающим за рубежом, в отправлении их пассивного избирательного права, на практике такой механизм не предусмотрен. Законодатель, декларируя полное равенство избирательных прав, независимо от места жительства, не предоставляет такой возможности для лиц, длительно находящихся за пределами Российской Федерации. Для участия в выборах в качестве кандидата в депутаты, гражданину Российской Федерации необходимо вернуться на территорию Российской Федерации.
Таким образом, мы наблюдаем сужение прав граждан, проживающих (временно находящихся) за пределами России. Необходимо предусмотреть механизм оказания помощи таким гражданам ди- р пломатическими представительствами и консуль- Д скими учреждениями в отправлении их пассивного Ч
т
избирательного права. К
Вторым принципом, который вызывает вопро- ё сы в отношении лиц, постоянно проживающих у (временно находящихся) за пределами Россий- А
ской Федерации, является принцип «равного избирательного права».
Закон указывает (пункт 1 статьи 5 Федерального закона № 67-ФЗ [1]), что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и имеют 1 голос (в многомандатных округах - равное количество голосов) (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 67-ФЗ).
Конституционный суд, конкретизируя данные положения в своем Постановлении [4] прямо указывает, что не только лишь наличие равного количества голосов указывает на равное избирательно право, а совокупность различных оснований, которые обеспечиваются: образованием равных избирательных округов, включением избирателя в один список избирателей, равенства кандидатов, а также иными организационными, информационными средствами и способами.
Однако, именно в принципе равенства граждан и кроется, по нашему мнению, самая большая неопределенность, как по отношению к гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, так и к гражданам Российской Федерации проживающим (временно находящимся) за рубежом.
Так, основной проблемой являются нормы об образовании равных избирательных округов и их смысловое наполнение во взаимосвязи с принципом равенства граждан.
Рассмотрим на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации, в своем Постановлении [5] указал: «Из статей 3, 32, 94, 95 и 96 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи следует, все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей».
Полностью соглашаясь с мнением Конституционного суда Российской Федерации, следует заметить, что в последнее время, система выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации претерпела значительные изменения. Так, ранее все депутаты Государственной Думы избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе выборов.
Однако, в 2016 году, такая система была изменена и выборы в Государственную Думу стали происходить по смешанной системе (пропорциональная система + мажоритарная система).
225 кандидатов избирались по спискам кандидатов от политических партий и 225 кандидатов избирались по одномандатным округам.
Если пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думы можно признать „ прозрачной, избиратели из всех регионов (вклю-2 чая постоянно проживающих (временно находя-^ щихся) за рубежом) голосуют за конкретные пареЗ тии. То голосование граждан, постоянно прожива-ав ющих (временно находящихся) за пределами тер-
ритории Российской Федерации, на выборах депутатов Государственной Думы по мажоритарной системе, вызывает вопросы.
Например, 25868 избирателей, проживающих в Испании, голосовали за депутата из Нижнекамского одномандатного избирательного округа в Республике Татарстан, что противоречит как логике, так и здравому смыслу.
В основном депутаты не ведут агитацию за пределами территории Российской Федерации, вследствие чего, связь между проблемами избирателей Испании и будущим депутатом практически отсутствует, не говоря об узнаваемости такого депутата. Избиратель, голосуя за такого кандидата, вынужден ориентироваться не на самого кандидата, а на партию, которую тот представляет. Сомнительна возможность представлять такому депутату из Нижнекамска интересы граждан России, проживающие (временно находящиеся) в Испании.
Пытаясь предоставить гражданам, проживающим (временно находящимся) за пределами территории Российской Федерации, право голосовать на выборах депутатов Государственной Думы 2016 года, законодатель предложил схему, при которой всех таких граждан приписывают к различным округам. А учитывая тот факт, что составление списка избирателей, за пределами территории Российской Федерации, не происходит, складывается ситуация, когда распределение граждан происходит по неполным данным консульского учета, что усугубляет ситуацию.
Глава 2 Федерального закона № 20-ФЗ [3] посвящена образованию избирательных округов. Положения пункта 2 статьи 12 данного Закона указывают на единую норму представителей избирателей, путем деления всех избирателей на количество одномандатных округов. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 этого Закона в субъектах Российской Федерации, где число избирателей меньше такой нормы единого представительства, должен быть выделен один одномандатный округ из общего числа одномандатных округов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 этого же Закона избиратели, проживающие (временно находящиеся) за пределами территории Российской Федерации приписываются к избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации.
Кроме того, приписывание избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к территории одномандатного избирательного округа имеет ряд ограничений:
1. Число избирателей в одномандатном округе, к которому приписываются зарубежные избирателей должно быть меньше единой нормы представительства.
2. Число таких избирателей не должно превышать 10 процентов от числа зарегистрированных избирателей на территории такого округа. Исходя из процентного соотношения (10%
от единой нормы представительства [3]), условно,
все иностранные государства можно разделить на 3 категории: где проживает много граждан Российской Федерации (больше указанной законодателем), где проживает мало граждан Российской Федерации (значительно меньше указанной законодателем) и где проживает достаточно граждан (норма представительства примерно равна, указанной законодателем, и тогда вся страна полностью приписывается к какому-либо одномандатному избирательному округу, например, все российские граждане Южной Осетии были приписаны к 43-му одномандатному избирательному округу).
И если ситуация 1 страна - 1 одномандатный избирательный округ еще допустима (с большим количеством допущений: сознательность депутата, его желания действительно вникнуть в проблемы граждан этой страны, его возможности вести агитацию в этой конкретной стране), то две оставшиеся ситуации абсурдны.
В случае если в иностранном государстве живет небольшое количество граждан Российской Федерации, складывается ситуация, при которой в одном одномандатном избирательном округе может быть более 20 стран. Так, к одномандатному избирательному округу № 96 (Иркутская область) были приписаны следующие государства: Алжир, Аргентина, Бразилия, Суринам, Венесуэла, Доминиканская республика, Гаити, Вьетнам, Дания, Индия, Иордания, Ирак, Кипр, Ливан, Марокко, Мексика, Белиз, Республика Корея, Сербия, Словакия, Таиланд, Хорватия, Черногория, ЮАР, Лесото. Это более 20 стран в разных уголках мира.
Даже теоретически, кандидат в депутаты из Иркутской области не может вникнуть в проблемы этих граждан и выполнить свои прямые обязанности, по поддерживанию связи с избирателями своего округа (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 3-ФЗ [6]).
Однако, самая парадоксальная ситуация складывается в первом варианте, когда в одной стране живет избирателей, больше, чем максимум в 10% от единой нормы представительства, утвержденный для каждого субъекта. Так, например, граждане Российской Федерации, проживающие на территории Белоруссии, были приписаны к 7 одномандатным избирательным округам, а учитывая, отсутствие четких границ округов, а также то обстоятельство, что для попадания в списки избирателей достаточно было прийти в день голосования на избирательный участок, сложилась ситуация, когда каждый гражданин России, проживающий в Республике Беларусь самостоятельно определял на каком одномандатном округе он будет голосовать.
Ещё более сложной, запутанной и абсурдной ситуация становится тогда, когда российских избирателей в иностранном государстве гораздо больше, чем 10% от единой нормы представительства, утвержденный для каждого субъекта.
В этом случае, ситуация может разворачиваться таким образом, когда в одном городе, напри-
мер, 4 избирательных участка и, соответственно, 4 разных одномандатных округа. Участковые избирательные комиссии придумали схему, где избиратели были искусственно поделены в зависимости от первой буквы фамилии и приписывались к определенной участковой избирательной комиссии и соответственно к определенному одномандатному избирательному округу. Например, в Берлине, граждане с фамилиями начинающейся на А-О, должны были голосовать на избирательном участке 8315 и соответственно их голоса шли в зачет Курского одномандатного избирательного округа № 109, а граждане с фамилиями на П-Я должны были голосовать на избирательном участке 8316 и соответственно их голоса уходили в Череповецкий одномандатный округ № 86. Все это делает невозможным проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации, встреч с избирателями и дальнейшую работу с избирателями.
Учитывая, что равное избирательное право подразумевает и равный «вес» голоса, а учитывая, что положения пункта 4 статьи 12 Закона [3] еще и смещают баланс в сторону малонаселенных субъектов Российской Федерации, видится, что «размазывание голосов зарубежных избирателей» по всем субъектам Российской Федерации, в количестве не более 10% от проживающих в таком субъекте ведет к обесцениванию голосов зарубежных избирателей. Кроме того, само данное положение является прямым нарушением принципа равенства избирателей.
По нашему мнению, данная ситуация стала возможной, потому что принцип равенства в данном случае мало применим. То есть, пытаясь соблюсти принцип равенства в угоду положениям закона о том, что зарубежные избиратели участвуют в выборах органов государственной власти, законодатель пришел к такой конструкции, которая выявила ряд проблем, связанных с избранием депутатов на всех уровнях, начиная от муниципального, заканчивая выборами депутатов Государственной Думы.
Конституционный суд Российской Федерации, в своем Постановлении [5] согласился с мнением Европейской комиссии по правам человека, которая в своем решении от 8 декабря 1981 года пришла к выводу, что избирательная система, которая гарантирует жителям малонаселенных районов представительство в парламенте за счет снижения веса голосов в густонаселенных районах не может рассматриваться как противоречащая статье 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, учитывая, что в любом случае законодатель может реализовать такие положения, которые бы закрепили право р малочисленного населения иметь свое предста- Д вительство в парламенте. В связи с вышесказан- Е ным, проблему может решить введение в избира- К тельное законодательство нового принципа, кото- ё рый бы на практике закрепил данные положения - у принцип представительства. А
Этот принцип закрепил бы право каждого избирателя иметь представителя от своего избирательного округа во всех законодательных собраниях независимо от их уровня.
При этом, говоря про своего представителя, мы не подразумеваем, что кандидат, за которого отдал голос избиратель обязательно должен победить на выборах, в данном случае подразумевается именно наличие депутата, от конкретного избирательного округа, куда входит конкретный избиратель, пускай даже и его кандидат не победил. То есть, даже в случае, если кандидат, за которого голосовал избиратель не одержал победу, все равно избранный депутат будет является и его представителем, а соответственно будет знать о проблемах округа.
В таком случае, любые оговорки закона о снижении веса избирателей по отношению к избирателям проживающим на малочисленной территории, а также формирование одномандатных избирательных округов на территории субъекта Российской Федерации с числом избирателей меньше единой нормы представительства (на выборах депутатов Государственной Думы) и формирование представительного органа субъекта федерации (и муниципального образования) будет учитывать интересы всех избирателей, а не только лишь из толкования Конституции давать им право считать, что, например, депутаты Государственной Думы являются также их представителями.
Кроме того, выделяя малочисленным субъектам Российской Федерации одномандатные округа и соответственно предоставляя возможность иметь своего представителя в Государственной Думе Российской Федерации вообще не учитывается такая многочисленная группа избирателей, как зарубежные избиратели, которым нужно и важно иметь такое представительство.
Сейчас складывается ситуация, когда избиратели за рубежом голосуют за партии и кандидатов по одномандатным округам, не имея возможности общения с ними, а кандидаты и партии не обращают внимание на избирателей за рубежом, не имеют с ними связей и не знают об их проблемах.
Система образования избирательных округов (на любых уровнях), в целом, не зависит от принципов избирательного права и может изменяться в угоду политической ситуации. В случае, если отменить положения закона о выделении малочисленным субъектам Российской Федерации одномандатных округов на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, то это не будет противоречить принципу равенства, как и не противоречит обратная ситуация.
Принцип представительства же в свою очередь бы закрепил процесс создания избирательных округов. Наделил бы всех граждан Российской Федерации возможностью иметь своего „ представителя в органах власти, знающего и раз-2 бирающегося в проблемах избирателей конкрет-^ ного региона.
еЗ Утверждая данный принцип, необходимо будет ав на практике учитывать положение граждан Рос-
сийской Федерации проживающих (временно находящихся) за рубежом и также выделить один или несколько избирательных округов (в зависимости от единой нормы представительства), где кандидаты в депутаты имели бы непосредственные связи с избирателями за рубежом и могли помочь им в решении их проблем.
Тогда не будет неопределенной ситуации, когда все вместе депутаты Государственной Думы являются представителями всего народа, но при этом каждый отдельный депутат избранный по одномандатному избирательному округу обязан поддерживать связи с избирателями именно своего округа (пункт 1, статьи 8 Федерального закона № З-ФЗ [6]), но при этом, этого не происходит потому что, депутаты не ведут агитацию за рубежом, не общаются с гражданами Российской Федерации проживающими (временно находящимися) за рубежом.
Литература
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ.
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ.
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.03.2000 № 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г.С. Борисова, А.П. Бучнева, В.И. Лошманова и Л.Г. Маховой».
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1998 № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ.
THE IMPORTANCE OF THE PRINCIPLES OF THE RIGHT TO VOTE FOR THE GUARANTEES OF THE ELECTORAL RIGHTS OF RUSSIAN CITIZENS PERMANENTLY OR TEMPORARILY RESIDING OUTSIDE THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Zemlyanoy A.V.
Political party «Communist party of the Russian Federation»
The article is devoted to the principles of participation of citizens of the Russian Federation in elections, depending on the place of residence of a citizen, both on the territory of the Russian Federation and abroad. Differences in the content of the principles of electoral law have been established from the point of view of various categories of citizens, depending on their place of residence. An answer was received to the question - are these principles sufficiently universal to apply to expatriates - persons permanently residing or temporarily outside the territory of the Russian Federation. The importance of the principles of electoral law for these categories of citizens is revealed. The mobility of the principles of electoral law, the variety of research opinions on these issues are shown. The problems of the implementation of the active suffrage of citizens of the Russian Federation outside the territory of the Russian Federation are disclosed Specific examples of the difficulties of voting abroad are given, which call into question the meaning of the principle of universal suffrage in relation to voters living abroad. It is proved that the problem can be solved by introducing a new principle into the electoral legislation - the principle of representation.
Keywords: elections; guarantees of electoral rights; citizens permanently residing outside the country of their citizenship; expatriates; voting; principles of electoral law.
References
1. Federal Law «On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation» dated 12.06.2002 № 67-FZ.
2. Federal Law «On the Election of the President of the Russian Federation» dated 10.01.2003 № 19-FZ.
3. Federal Law «On the Election of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» dated 22.02.2014 № 20-FZ.
4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 23.03.2000 № 4-P «In the case of checking the constitutionality of part two of Article 3 of the Law of the Orenburg Region of September 18, 1997» On the election of deputies to the Legislative Assembly of the Orenburg Region «in connection with the complaint of citizens G. S Borisov, A.P. Buchnev, V.I. Losh-manov and L.G. Makhova «.
5. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 17, 1998 № 26-P «On the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Federal Law of June 21, 1995» On the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation «.
6. Federal Law «On the status of a member of the Federation Council and the status of a deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» dated 08.05.1994 № 3-FZ.