Научная статья на тему 'Электоральные процессы за рубежом как зеркало Российской демократии'

Электоральные процессы за рубежом как зеркало Российской демократии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTION / ГОЛОСОВАНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬ / ЯВКА / VOTER TURNOUT / БЛИЖНЕЕ И ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА / ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / THE ORGANIZATION OF THE ELECTORAL PROCESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ / THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION / ИМИДЖ / IMAGE / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / DEMOCRATIC TRANSFORMATION / VOTE / ELECTORAL DISTRICTS / CIS AND OTHER COUNTRIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бочаров Юрий Борисович

В статье рассматриваются процедуры по организации избирательного процесса в период выборов в Государственную Думу РФ за пределами Российской Федерации в 146 странах мира. Автор анализирует структуру и динамику избирательного процесса, как в дальнем, так и ближнем зарубежье, куда входит 16 стран, включая страны СНГ, Южную Осетию и Абхазию, отмечая при этом специфику голосования, особенно на участках, организованных по линии минобороны. По мнению автора, динамика голосования в ближнем зарубежье за правящую партию, особенно в ряде мест, порой значительно превышает среднероссийские показатели. В дальнем же зарубежье отсутствие административного влияния, тем не менее, не сильно сказывается на электоральных предпочтений зарубежных избирателей и в большинстве своем, победу на выборах получают те же кандидаты, что и в России. По мнению автора, эти две противоположные тенденции голосования в ближнем и дальнем российском зарубежье, как в зеркале отражают проблемы и успехи демократических преобразований в России. С одной стороны, сто процентный административный ресурс, с другой стороны, свободное волеизлияние, хотя в среднем в итоге практически один и тот же результат. Данная тенденция, в принципе говорит о правильности, в основном, курса российских властей. В статье выявлен ряд основных проблем организации избирательного процесса за рубежом и в частности малочисленность и недостаточность участковых избирательных комиссий (УИК) в странах с многочисленной русской диаспорой. Автором анализируются причины падения интереса россиян, постоянно проживающих за рубежом, к парламентским выборам в России и делаются прогнозы по явке зарубежных избирателей на выборы в 2016 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTORAL PROCESSES OVERSEAS AS A MIRROR OF THE RUSSIAN DEMOCRACY

The article discusses the procedures for organization of the electoral process overseas during the elections to the State Duma of the Russian Federation outside the Russian Federation in 146 countries of the world. The author analyzes the structure and dynamics of the electoral process in the far and near abroad, which includes 16 countries, including CIS countries, South Ossetia and Abkhazia, while noting the specifics of voting particularly in areas organized by the Ministry of Defense. According to the author the dynamics of voting in the near abroad, especially in number of places for the ruling party often much higher than the Russian average. As far as the lack of administrative influence abroad, it does not affect the electoral preferences of voters. For the most part, there is victory in the election candidates receive the same as in Russia. According to the author, these two opposing voting trends in the near and far abroad reflect the challenges and successes of democratic reforms in Russia. On the one hand, one hundred percent administrative resources, on the other hand, the free expression of will, although on average result in substantially the same result. This trend is, in principle, speaks mostly about the correctness of the course of the Russian authorities, according to the author. The paper identified a number of basic problems of organization of the electoral process abroad and in particular the paucity of precinct election commissions (PECs) in countries with a numerous Russian Diaspora. The author analyzes decrease in interest in the elections and made projections for overseas voter attendance for the elections in 2016

Текст научной работы на тему «Электоральные процессы за рубежом как зеркало Российской демократии»

■ ■ ■ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЗА РУБЕЖОМ КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Автор: БОЧАРОВ Ю.Б.

БОЧАРОВ Юрий Борисович - политтехнолог, Хайфа, Израиль. E-mail: [email protected]; тел: +9(72-50)620-6248)

Аннотация. В статье рассматриваются процедуры по организации избирательного процесса в период выборов в Государственную Думу РФ за пределами Российской Федерации в 146 странах мира. Автор анализирует структуру и динамику избирательного процесса, как в дальнем, так и ближнем зарубежье, куда входит 16 стран, включая страны СНГ, Южную Осетию и Абхазию, отмечая при этом специфику голосования, особенно на участках, организованных по линии минобороны. По мнению автора, динамика голосования в ближнем зарубежье за правящую партию, особенно в ряде мест, порой значительно превышает среднероссийские показатели. В дальнем же зарубежье отсутствие административного влияния, тем не менее, не сильно сказывается на электоральных предпочтений зарубежных избирателей и в большинстве своем, победу на выборах получают те же кандидаты, что и в России.

По мнению автора, эти две противоположные тенденции голосования в ближнем и дальнем российском зарубежье, как в зеркале отражают проблемы и успехи демократических преобразований в России. С одной стороны, сто процентный административный ресурс, с другой стороны, свободное волеизлияние, хотя в среднем в итоге практически один и тот же результат. Данная тенденция, в принципе говорит о правильности, в основном, курса российских властей.

В статье выявлен ряд основных проблем организации избирательного процесса за рубежом и в частности малочисленность и недостаточность участковых избирательных комиссий (УИК) в странах с многочисленной русской диаспорой.

Автором анализируются причины падения интереса россиян, постоянно проживающих за рубежом, к парламентским выборам в России и делаются прогнозы по явке зарубежных избирателей на выборы в 2016 году.

Ключевые слова: выборы, голосование, избиратель, явка, ближнее и дальнее зарубежье, избирательные округа, организация избирательного процесса, Государственная Дума РФ, имидж, демократические преобразования.

Очередные выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва состоятся 18 сентября 2016 года в единый день голосования. По данным ЦИК РФ [1] для участия в этих выборах за пределами России зарегистрировано 1.865.378 избирателей, что почти на 2,7% выше чем было в 2011 году. Фактически сегодня в 147 странах мира проживает

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

1,7% российских избирателей, а это практически четыре полноценных избирательных округа. Граждане этих стран более или менее активно (в зависимости от обстоятельств) участвуют в избирательных процессах на территории России. И, хотя усредненная явка по всем странам мира колеблется в районе 17%-24%, в ряде стран она составляет 70% и более процентов. При этом за президента голосуют значительно активней, чем за депутатов Думы.

Российское зарубежье состоит из ближнего зарубежья, куда входит 16 стран, включая страны СНГ, Южную Осетию и Абхазию с общей численностью 632.167 избирателей и Прибалтику с численностью в 187.791 избиратель. В 131 стране дальнего зарубежья проживает 1.045.420 избирателей или 56% всех зарубежных избирателей. При этом каждая из этих групп имеет свою электоральную специфику.

В дальнем зарубежье, в странах с большой русской диаспорой, таких как Германия, где проживает более полумиллиона российских избирателей, Израиль, где 147.870 избирателей, США (101.801 избиратель), Испания (25.868 избирателей), Болгария (26.096 избирателей), Канада (20.318 избирателей) и ряде других явка колеблется в районе нескольких процентов. Низкая явка в большинстве из этих стран, да и практически во всех странах, где число избирателей превышает несколько тысяч человек, связанна не с пассивностью избирателей (о чем красноречиво свидетельствуют часовые очереди перед избирательными участками в большинстве стран мира) а, в основном, с тем, что ЦИК РФ «предполагает», что 20 или 40 тысяч избирателей вполне могут проголосовать на одном избирательном участке, где к тому же работает всего три члена участковой комиссии. Так, к примеру, в Германии организуется всего 11 избирательных участков для голосования (с пропиской на них по 50 тысяч избирателей на каждом), в США 5 участков (по 20 тысяч избирателей), в Израиле 10 участков (по 15 тысяч избирателей), Испании 4 участка (по 5 тысяч избирателей). При этом почему-то считается, что желая исполнить свой конституционный долг - избирать, зарубежный избирателей готов проехать пару сотен километров от своего дома до избирательного участка, а потом ещё простоять два-три часа в очереди.

Неоднократные обращения в ЦИК с просьбой организовать в таких странах хотя бы досрочное голосование упирается в «ограниченные возможности российских дипмиссий за рубежом» и недостаточное число сотрудников для проведения избирательного процесса. Ведь согласно закону о выборах, штат избирательных участков за рубежом формируется лишь из сотрудников дипмиссий.

Стоит отметить, что ЦИК РФ применяет такой подход, как досрочное голосование, лишь в основном в арабских странах. Так, в 2007 году, в соответствии с решением ЦИК РФ [2], было организовано досрочное голосование всех избирателей, граждан РФ, проживающих в 11 арабских

странах (Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Египет, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, АОЭ) на всех 20 избирательных участках, организованных там. Причина переноса даты голосования связана с тем, что день выборов попадает на выходной день в мусульманских странах. В том числе было принято решение провести досрочное голосование для отдельных групп граждан РФ, постоянно проживающих в 39 странах мира, на 47 избирательных участках.

В 2008 году, при подготовке к выборам Президента РФ, ЦИК РФ принял практически такое же решение и по тем же странам о проведении досрочного голосования всех избирателей, граждан РФ, проживающих в 11 мусульманских странах. Количество стран и избирательных участков, где было разрешено досрочное голосование для отдельных групп граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, было увеличено до 74 избирательных участков в 42 странах, но почему-то в основном в странах с малочисленной диаспорой.

Досрочное голосование в 2011 году было разрешено также на отдельных избирательных участках в большинстве стран СНГ, в том числе на Украине, Узбекистане, Таджикистане, Латвии, Киргизии, Казахстане, что позволило резко увеличить там явку избирателей. Однако в странах дальнего зарубежья с многотысячной диаспорой досрочное голосование опять не проводилось.

Выборы 2016 года пройдут по смешанной избирательной системе по одномандатным избирательным округам по принципу: один округ -один депутат.

Специфика нынешнего голосования за рубежом состоит в том, что число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. На избрание депутатов в одномандатных округах голоса «зарубежных избирателей» практически никак не влияют.

Данное решение фактически сводит на «нет» интерес партий к голосам зарубежных избирателей. И хотя на выборах в Думу РФ в 2007 и 2011 годах голос зарубежного избирателя в общей партийной копилке всегда был минимален, в ряде округов он существенно влиял на количество мандатов, полученных партией.

Ранее, в соответствии со статьей федерального закона «О выборах депутатов» [3] политические партии были вправе определить региональную группу кандидатов, к которым будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации. В этой связи у партий был хоть какой-то интерес к зарубежью.

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюоу

По результатам выборов депутатов в Думу РФ пятого созыва, голоса избирателей, проживающих за пределами территории РФ, поданных за федеральный список кандидатов, выдвинутый партией «Единая Россия» были отнесены к региональной группе № 44, Калининградская область. Партия КПРФ — «приписала» своих зарубежных избирателей к региональной группе № 48, Курская область, ЛДПР — к региональной группе № 42, Москва, а партия «Справедливая Россия» — к региональной группе № 90, Ямало-Ненецкого автономного округа [4].

От такого распределения голосов зарубежных избирателей в тот год, выиграла только партия «Единая Россия». Получив в 2007 году за рубежом более 228 тысяч голосов, она фактически вдвое увеличила свои показатели по Калининградской области. В результате партия получила три депутатских мандата вместо одного. В итоге «представителями» зарубежных избирателей в Думе пятого созыва стали депутаты Ю. А. Савен-ко и А. И. Голушко, представляющие «Единую Россию» [5].

На выборах в Думу шестого созыва в 2011 году, партия «Единая Россия» за рубежом получила на 36 тысяч голосов меньше, чем ранее, и в итоге именно из-за нехватки зарубежных голосов, потеряла мандат депутата в этом же округе. В то же время партия «Справедливая Россия» именно благодаря такой «приписке» в 2011 году, получив 21 тысячу дополнительных голосов зарубежных избирателей, получила мандат в Псковском округе.

Согласно новой схемы нарезки избирательных округов, утверждённой на заседании Центризбиркома 2 сентября 2015 года [6], на новых выборах в Думу 1,85 млн. российских избирателей, проживающих за рубежом, неравномерно распределены по 75 одномандатным округам более чем в 30 регионах России.

Данная нарезка округов, встретила много нареканий и подозрений в необъективности, а также в попытке оказать возможную поддержку определённым кандидатам ]7 [.

По закону, «зарубежных» избирателей можно приписывать только к округам, которые не дотягивают до единой нормы представительства (488 000 человек) и их количество не должно превышать 10% от общей численности местных избирателей. Но и эта цифра кому-то показалось очень высокой, видимо «существует» страх, что 48 тысяч зарубежных избирателей (10% от нормы), проживающих в одной стране, смогут как-то мобилизоваться и избрать в каком-то регионе России «собственного» депутата или повлиять на возможность избрания «нужного» депутата. Возможно поэтому многочисленные общины таких стран как Германия, Израиль, США и ряда стран СНГ многократно были поделены по избирательным округам, при этом не совсем пропорционально.

География распределения по округам чрезвычайно разбросана и неоднородна. Так, самый многочисленный отряд избирателей из Германии

(512.292 человека) разделили между 16 округами в 8 регионах страны. При этом в Германии всего в 6 городах страны ЦИК РФ организовывает только 10 УИК (участковых избирательных комиссий). Как 10 УИК поделят между 16 округам - вопрос?

Жители Молдавии (183 тысячи избирателей) будут голосовать за кандидатов от четырех областей (Воронежской, Иркутской, Липецкой и Смоленской). Эстония, которая территориально ближе к Калининграду, приписана к южным регионам - ее голоса уйдут в Краснодарский и Ставропольский края, а также в Ростовскую и Смоленскую области. В Ростовской области преимущественно будут голосовать россияне, проживающие в Израиле.

Явка избирателей и итоги голосования в дальнем и ближнем зарубежье очень разняться. На последних выборах в Думу РФ в 2011 году в ближнем зарубежье проголосовало 25,7%, а в дальнем только 8,5%, при этом партия «Единая Россия» в ближнем зарубежье набрала 74,9% а в дальнем только 34%. Основной фактор повлиявший на эту разницу, наличие в ближнем зарубежье воинского контингента.

Стоит отметить специфику организации избирательных участков за рубежом. Так в 2011 году в 147 странах было образовано 384 избирательных участков [8], в том числе 124 из них (32%) в 18 странах ближнего зарубежья. Из них 36 избирательных участков были образованы по линии Минобороны России. В итоге на каждом третьем участке в ближнем зарубежье голосовали представители российской армии, что сказалось не только на явке на этих участках, но и на раскладе голосов. Многотысячный контингент военнослужащих обычно голосует со сто процентной явкой, и такой же статистикой в пользу правящей партии.

Как результат динамика голосования в ближнем зарубежье, особенно в ряде мест, не только соответствует российским показателям, но порой значительно превышает их и очень сильно отличается от итогов голосования в дальнем зарубежье.

Поэтому, учитывая статистику выборов прошлых лет, нетрудно предсказать победу представителей правящей партии, только благодаря голосам зарубежных избирателей, как минимум в трети округов, нарезанных ЦИК под зарубежных избирателей. В частности, это, скорее всего, округа Забайкальского края, сочинский округ, округа в Воронеже, в Иркутске, в Калининграде и ряде других мест. Вполне возможно, что кандидат от правящей партии получит в этих округах существенный довесок в 10-20 тысяч зарубежных голосов.

В то же время граждане РФ, постоянно проживающие в странах дальнего зарубежья, фактически независимы в своих электоральных предпочтения, так как практически не подвержены партийной пропаганде и административному влиянию со стороны российских властей. В своем выборе они опираются в основном на собственные представления о

КОММУНИКОЛОГИЯ — COMMUNICOLOGУ

партиях, сформированные как российскими, так и местными средствами массовой информацией.

Однако отсутствие партийного и административного влияния государственных и олигархических российских структур, тем не менее не сильно сказывается на электоральных предпочтений зарубежных избирателей. Фактически при любой явке избирателей, в каждой отдельной стране мира, в большинстве своем, победу на выборах получают те же кандидаты, что и в России, расхождения в их показателях не столь принципиальные.

В итоге эти две противоположные тенденции голосования в ближнем и дальнем российском зарубежье, как в зеркале отражают проблемы и успехи демократических преобразований в России. С одной стороны, стопроцентный административный ресурс, с другой стороны, свободное волеизлияние, хотя в среднем, в итоге практически один и тот же результат. Данная тенденция, в принципе говорит в основном о правильности курса российских властей. Хотя эти перегибы «бьют» в основном по имиджу страны и президента.

Все это приводит к тому, что партии, потеряв даже минимальный интерес к зарубежному избирателю, вообще не будут вести какую-нибудь рекламно- разъяснительную работу о своей деятельности за рубежом, а это скажется на явке избирателей.

Отсутствие интереса у партий к заграничным избирателям, приводит к регулярному падению их явки. Так если в выборах в 2007 году за рубежом приняло участие 304 тысячи или 18,1% от общего числа имеющих право голоса, то в 2011 году их число снизилось до 301.119 человек, а явка составила 16,6%. При этом, как было отмечено выше явка в дальнем зарубежье была еще ниже лишь 8,5%.

Сегодня в 147 странах мира было зарегистрировано 1.865.378 избирателя, что почти на 2,7% выше, чем было в 2011 году. При этом численность в дальнем зарубежье возросла более чем на 9%.

Однако отсутствие хоть какого-то интереса у неангажированного, хотя бы по месту службы или работы зарубежного избирателя к выборам, приведет к очередному снижению явки. В связи с чем, если не будут приняты кардинальные меры по улучшению условий голосования и содействие в организации условий по привлечению избирателей на избирательные участи в дальнем зарубежье, их явка будет более чем минимальная, а значит, выборы за рубежом превратиться в фикцию. В итоге имиджу страны будет нанесен непоправимый вред.

Список литературы:

1. Сведения об общей численности избирателей, участников референдума РФ по состоянию на 1 июля 2015 года

URL: http://www.cikrf.ru/izbiratel/quantity/01072015.html (дата обращения 10.01.16г.)

2. Постановление ЦИК от 15.11.07г. № 58/503-5; от 20.11.07 г № 61/539-5 «О проведении досрочного голосования на ряде избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва»

3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» от 2011года статья 36, часть 9.1.

4. К вопросу «Об организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва на избирательных участках, образованных за рубежом»

URL: http://cikrf.ru/about/board/int/volkov/int_volkov_061107.html

5. Бочаров Ю.Б. «Кто кому обязан?» Зарубежные выборы в российский парламент. // Журнал Стратегии России. № 9. 2010г. ПИ №77-17017, фонда «Единство во имя России»

6. Постановление ЦИК РФ №304\1740-6 «О схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ».

URL: http://www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2015/09/02/304-1740-6.html (дата обращения 10.01.16г.)

7. Избранные места. // Ведомости. № 3910 от 04.09.2015. http://www.vedomosti. ru/politics/articles/2015/09/04/607457-tsentrizbirkom-pripisal-zhivuschih-za-rubezhom-izbiratelei-30-regionam (дата обращения 10.01.16г.)

8. Приложение к постановлению ЦИК РФ от 01.11.11 г. № 53/448-6 «Единая нумерация избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации»

■ ■ ■ THE ELECTORAL PROCESSES OVERSEAS AS A MIRROR OF THE RUSSIAN DEMOCRACY

Author: BOCHAROV, Y.B.

BOCHAROV Yuri Borisoviz, Political technologist, consultant; Haifa, Israel,. E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the procedures for organization of the electoral process overseas during the elections to the State Duma of the Russian Federation outside the Russian Federation in 146 countries of the world. The author analyzes the structure and dynamics of the electoral process in the far and near abroad, which includes 16 countries, including CIS countries, South Ossetia and Abkhazia, while noting the specifics of voting particularly in areas organized by the Ministry of Defense. According to the author the dynamics of voting in the near abroad, especially in number of places for the ruling party often much higher than the Russian average. As far as the lack of administrative influence abroad, it does not affect the electoral preferences of voters. For the most part, there is victory in the election candidates receive the same as in Russia.

kommyhmkoflornq - communicology

According to the author, these two opposing voting trends in the near and far abroad reflect the challenges and successes of democratic reforms in Russia. On the one hand, one hundred percent administrative resources, on the other hand, the free expression of will, although on average result in substantially the same result. This trend is, in principle, speaks mostly about the correctness of the course of the Russian authorities, according to the author. The paper identified a number of basic problems of organization of the electoral process abroad and in particular the paucity of precinct election commissions (PECs) in countries with a numerous Russian Diaspora. The author analyzes decrease in interest in the elections and made projections for overseas voter attendance for the elections in 2016.

Keywords: election, vote, voter turnout, the electoral districts, the organization of the electoral process, the State Duma of the Russian Federation, CIS and other countries, image, democratic transformation.

References

1. Svedeniya ob obshchey chislennosti izbirateley, uchastnikov referenduma RF po sostoyaniyu na 1 iyulya 2015 goda

URL: http://www.cikrf.ru/izbiratel/quantity/01072015.html

2. Postanovlenie TslK ot 15.11.07g. № 58/503-5; ot 20.11.07 g. № 61/539-5 «O provedenii dosrochnogo golosovaniya na ryade izbiratel'nykh uchastkov, obrazovannykh za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii, na vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy FS RF pyatogo sozyva»

3. Federal'nyy zakon «0 vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy FS RF» ot 2011goda URL: Federal Law #51. Article 36, part 9.1.

4. K voprosu «Ob organizatsii i provedenii vyborov deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii pyatogo sozyva na izbiratel'nykh uchastkakh, obrazovannykh za rubezhom»

5. BocharovYu. B. «Kto komu obyazan?» "Zarubezhnye vybory v rossiyskiy parlament». Russian Strategy magazine. Number 9. 2010. PI №77-17017, Fund "Unity for Russia"

6. Postanovlenie TslK RF №304\1740-6 «0 skheme odnomandatnykh izbiratel'nykh okrugov dlya provedeniya vyborov deputatov Gosudarstvennoy Dumy FS RF». URL: http:// www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2015/09/02/304-1740-6.html

7. Selected locations. Vedomosti. No. 3910 of 04/09/2015.

8. Prilozhenie k postanovleniyu TslK RF ot 01.11.11 g. № 53/448-6 «Edinaya numeratsiya izbiratel'nykh uchastkov, obrazovannykh za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.