Научная статья на тему 'Интернет-голосование и перспективы его внедрения для граждан России, находящихся за рубежом'

Интернет-голосование и перспективы его внедрения для граждан России, находящихся за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1143
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / VOTING PROCESS / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЕ / ОН-ЛАЙН ГОЛОСОВАНИЕ / ГОЛОСОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / CYBERSECURITY / РОССИЯ / RUSSIA / ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИИ / ELECTIONS OF THE DEPUTIES TO THE STATE DUMA OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION / ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ELECTIONS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERNET-VOTING / ON-LINE VOTING / VOTING OVERSEAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярыгин Григорий Олегович

Цель: В статье обосновывается потенциал и перспективы внедрения интернет-голосования для граждан России, находящихся в день голосования за пределами Российской Федерации. Для проведения оценки развития электронного правительства России привлекаются материалы государственных органов России (Министерство связи и массовых коммуникаций РФ), а также документы международных организаций (ООН, Международный союз электросвязи). Результаты: Предлагается интерпретация концепции интернет-голосования. Рассматривая на основе существующего законодательства современные особенности организации процесса голосования граждан России за рубежом, автор выявил и проанализировал преимущества и риски внедрения интернет-голосования в практику голосования российскими избирателями за пределами страны. Практическая значимость: Основные положения и заключения статьи могут быть использованы при разработке рекомендаций по организации избирательного процесса для граждан России, находящихся за рубежом, а также в научной и педагогической деятельности при осуществлении анализа избирательных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET VOTING PROSPECTS FOR RUSSIAN OVERSEAS VOTERS

The article deals with the voting specifics of Russian overseas electorate. The purpose of the article is to ground potential and perspectives for implementation of Internet voting for Russian voters either residing or traveling abroad at the elections day. Electronic government of the Russian Federation is evaluated based on the materials of national governmental bodies such as Ministry of communication and mass communications and documents of International organizations such as the United Nations Organization and the International Telecommunication Union. The author offers description and interpretation for the concept of internet voting. On the basis of current legislation the author examines peculiarities of the existing voting process organization and procedure itself. As a result advantages and risks of Internet voting implementation for Russian citizens residing overseas are identified and researched. Significance of the article: findings of the research can be applied to the recommendations elaboration for enhancing and modernization of voting process for Russian electorate based abroad as well as for the scientific and teaching purposes.

Текст научной работы на тему «Интернет-голосование и перспективы его внедрения для граждан России, находящихся за рубежом»

УДК: 324; 323.2; 323.233

ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН РОССИИ,

НАХОДЯЩИХСЯ ЗА РУБЕЖОМ

© 2016

Ярыгин Григорий Олегович, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры американских исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. Цель: В статье обосновывается потенциал и перспективы внедрения интернет-голосования для граждан России, находящихся в день голосования за пределами Российской Федерации. Для проведения оценки развития электронного правительства России привлекаются материалы государственных органов России (Министерство связи и массовых коммуникаций РФ), а также документы международных организаций (ООН, Международный союз электросвязи). Результаты: Предлагается интерпретация концепции интернет-голосования. Рассматривая на основе существующего законодательства современные особенности организации процесса голосования граждан России за рубежом, автор выявил и проанализировал преимущества и риски внедрения интернет-голосования в практику голосования российскими избирателями за пределами страны. Практическая значимость: Основные положения и заключения статьи могут быть использованы при разработке рекомендаций по организации избирательного процесса для граждан России, находящихся за рубежом, а также в научной и педагогической деятельности при осуществлении анализа избирательных процессов.

Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, интернет-голосование, он-лайн голосование, голосование за рубежом, кибербезопасность, Россия, выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания России, выборы Президента Российской Федерации.

INTERNET VOTING PROSPECTS FOR RUSSIAN OVERSEAS VOTERS

© 2016

Yarygin Grigory Olegovich, candidate of Political Science, Associate Professor, Department of American Studies

St.Petersburg State University, St.Petersburg (Russia)

Abstract. The article deals with the voting specifics of Russian overseas electorate. The purpose of the article is to ground potential and perspectives for implementation of Internet voting for Russian voters either residing or traveling abroad at the elections day. Electronic government of the Russian Federation is evaluated based on the materials of national governmental bodies such as Ministry of communication and mass communications and documents of International organizations such as the United Nations Organization and the International Telecommunication Union. The author offers description and interpretation for the concept of internet voting. On the basis of current legislation the author examines peculiarities of the existing voting process organization and procedure itself. As a result advantages and risks of Internet voting implementation for Russian citizens residing overseas are identified and researched. Significance of the article: findings of the research can be applied to the recommendations elaboration for enhancing and modernization of voting process for Russian electorate based abroad as well as for the scientific and teaching purposes.

Keywords: voting process, elections, Internet-voting, on-line voting, voting overseas, cybersecurity, Russia, elections of the deputies to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, elections of the President of the Russian Federation.

Международная мобильность населения России, связанная с проживанием, работой, обучением, лечением, отдыхом за рубежом растет с каждым годом. С каждым избирательным циклом численность российских избирателей, находящихся в день голосования за пределами Российской Федерации увеличивается. Так в период проведения федеральных выборов с 2009г. по 2016г. численность избирателей, участников референдума, находящихся за пределами территории Российской Федерации увеличилось с 1,6 млн. человек до 1,9 млн. человек [28; 29]. По данным Министерства иностранных дел РФ (подтверждены ЦИК РФ) на 1 июля 2016г. численность избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации, достигла 1872390 человек, в том числе постоянно проживающих за рубежом 1664573 человека [21], еще 14557 избирателей проживает в городе Байконур [29]. Согласно Схеме распределения одномандатных избирательных округов для проведения выборов, утвержденной в 2015г. численность избирателей, находящихся за рубежом и приписанных к одномандатным округам составляет 1865378 человек, а также 14916 избирателей Байконура [27]. Вместе с тем представители ЦИК и Федерального агентства по туризму ожидают, что число российских туристов, которые 18 сентября 2016г. будут находиться за рубежом, составит 1-2 млн. человек [18]. Таким образом, в ходе выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в сентябре 2016г. число избирателей, находящихся за рубежом может увеличиться по усредненным оценкам до 3,5 млн. человек.

Необходимо принимать во внимание, что общее количество участников референдума РФ в 2016г. составило 111624248 человек [29]. Таким образом, контингент российского электората, на момент выборов который

будет находиться за рубежом, составит более 3% от общего числа избирателей.

Постановка проблемы. Однако, далеко не все граждане России, находящиеся за рубежом и имеющие право голоса, воспользуются своим правом. Динамика федеральных выборов последних десяти лет демонстрирует, что показатели активности и численности зарубежного российского электората не сопоставимы с показателями регистрации для голосования и непосредственного участия в голосовании.

Так во время выборов в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации в 2007г. в избирательные списки россиян, находящихся за рубежом, были внесены только 405400 человек. Из них приняли участие в голосовании 291606 человек [30] (число участников голосования определяется путем сложения числа действительных и недействительных избирательных бюллетеней при подсчете результатов голосования). Динамика изменения численности зарегистрированных и проголосовавших избирателей за пределами России в ходе федеральных выборов с 2007г. приведена в Таблице 1. На следующий год для выборов президента России в 2008г. в избирательные списки россиян было включено чуть меньше - 400711 человек, однако, проголосовало чуть больше избирателей - 330183 [31]. В 2011г. во время выборов Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в зарубежные избирательные списки вошли 320455 человек, а в голосовании приняли участие 301119 избирателей [32]. Списки избирателей за рубежом во время Выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012г. увеличились до максимального исторического показателя на данный момент в 459661 избирателей. Численность принявших участие в голосо-

вании также достигла пика в 441931 избирателя [33]. Таким образом, явка избирателей среди граждан России, проживающих за рубежом, составляет примерно 18-20% от общего числа потенциальных избирателей этой категории.

Таблица 1 - Динамика участия в федеральных выборах, граждан России, находящихся за рубежом (парламентские и президентские выборы с 2007г.).

Число избирателей, включенных б список избирателей

Число изоира!

1, принявших уча(

Низкая явка на выборы граждан России, проживающих за рубежом, обусловлена двумя основными факторами: слабой мотивацией избирателей и сложностями участия в процессе голосования.

Первый фактор связан с низкой информированностью избирателей о специфике кандидатов, их платформ или политических партий, и, в конечном счете, во многом связан с низкой эффективностью работы кандидатов и партий с такой категорией электората как граждане России, проживающие за рубежом [2]. Работа по повышению мотивации или агитация зарубежного российского электората, по определению децентрализована и не стандартизирована, зависит от заинтересованности того или иного баллотирующегося политического субъекта. Организованными государственными мерами этот фактор нивелировать практически невозможно.

Второй фактор связан с техническими сложностями, с которыми сталкиваются избиратели, проживающие за рубежом. Сложности в основном связаны с расположением зарубежных избирательных участков, их количеством и способом голосования. Географическая рассредоточенность граждан России, проживающих за рубежом, обуславливает невозможность организовать избирательные участки с высокой доступностью для всех избирателей. Многие из них проживают за сотни или тысячи километров от ближайшего избирательного участка. Финансовые возможности ЦИК не позволяют создавать большое количество избирательных участков за рубежом. В некоторых странах местные власти ограничивают количество возможных избирательных участков на их территории. Кадровые ограничения не позволяют интенсифицировать работу создаваемых зарубежных УИК.

Гипотеза. Технические сложности, связанные с удаленностью избирательных участков и существующими способами голосования могут быть решены организованными государственными мерами, например, путем внедрения такого инструмента как электронное дистанционное голосование / интернет голосование.

Методология. На основе анализа статистических данных Центральной избирательной комиссии РФ и Министерства иностранных дел определяется численность зарубежного российского электората, динамика голосования граждан России, проживающих за рубежом за последние 10 лет.

Тенденции развития процесса голосования и возможные перспективы внедрения интернет голосования определены на основе анализа нормативно правовых актов Российской Федерации, регулирующих избирательный процесс, отчетов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, послания президента Федеральному собранию Российской федерации. Для объективной оценки потенциала России в сфере развития электронных коммуникаций и, как следствие, электронного голосования привлечены отчеты специализированных международных организаций.

Организационные и технические особенности голосования российских граждан за рубежом.

Новации: Основное нововведение предстоящих выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ - возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы на выборах в Госдуму, применявшейся на выборах с 1993г. по 2003г. На вы-

борах 2007г. и 2011г. голосование проводилось по партийным спискам. Таким образом, половина депутатов Государственной думы (225 человек) будет избрана по одному федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию РФ, по партийным спискам, вторая половина депутатского корпуса (225 человек) будет избрана по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории субъектов России. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, будет представлять примерно полмиллиона граждан России.

Избирательные округа: Схема одномандатных избирательных округов определяется 1 раз в 10 лет на основе численности избирателей, зарегистрированных на территории субъектов РФ «по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату» [25, статья 12]. Для предстоящих выборов основой для расчета Единой нормы представительства избирателей (ЕНП) стали данные о численность избирателей, участников референдума на территории Российской Федерации от 1 июля 2015г. (109902583 человек).

ЕНП определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации (109902583), на общее число одномандатных избирательных округов (225) [25, статья 12, часть 2]. Таким образом, ЕНП составила 488455 человек. Согласно статье 12, части 9 Федерального закона №20 избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, приписываются к тем одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства избирателей. Однако число избирателей, приписанных к одномандатному избирательному округу, не должно превышать 10 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого одномандатного избирательного округа.

На основе ЕНП и вышеуказанного принципа ЦИК России разработала схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [27]. Законом определены 75 одномандатных избирательных округов в 34 регионах России, к которым приписаны избиратели, проживающие за рубежом.

Так, например, граждане России, проживающие в Канаде и Туркменистане, приписаны к Ивановскому одномандатному избирательному округу Ивановской области; граждане, проживающие в Дании, приписаны к Братскому одномандатному избирательному округу Иркутской области; граждане, проживающие в КНДР, Иране, Словении, Ямайке и некоторых других странах, приписаны к Нижегородскому одномандатному избирательному округу Нижегородской области. Граждане России, проживающие в США, приписаны к Жигулевскому одномандатному избирательному округу Самарской области и четырем избирательным округам Москвы.

Избирательные участки: В 2016г. избирательные комиссии субъектов Российской Федерации определили 79 территориальных избирательных комиссий, которые являются вышестоящими по отношению к участковым избирательным комиссиям за рубежом [19]. Для голосования граждан России за пределами территории Российской Федерации в 145 странах образовано 371 избирательных участка (+7 избирательных участков в г. Байконур, Казахстан). Во время выборов в Государственную думу в 2011г. таких избирательных участков было 376, дополнительно в 9 государствах, не имеющих российских дипломатических или консульских представительств, проводилось досрочное голо-

сование с применением мобильных ящиков для голосования. Обычно избирательные участки на территории государства пребывания организуются на территории дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Сложилась практика, согласно которой участковые избирательные комиссии возглавляют Послы, советники-посланники, консулы, генеральные консулы Российской Федерации. Составы участковых избирательных комиссий формируются из сотрудников дипломатических и консульских учреждений РФ.

Голосование может быть: 1) организовано на избирательных участках, 2) организовано вне помещения избирательных участков (по согласованию с органами власти страны пребывания; в некоторых странах создавать избирательные участки вне территорий посольств и консульских учреждений РФ не разрешается), 3) голосование может быть выездным (по заранее поданным избирателями заявлениям), 4) досрочным на территории дип. представительств, 5) досрочным за пределами дип. представительства (досрочное выездное голосование организуется по согласованию с органами власти страны пребывания).

Так в 2016г. в более чем 40 странах будет организовано досрочное голосование, которое согласно федеральному закону может начинаться не ранее, чем за 15 дней до дня голосования.

Избирательные бюллетени направляются в загра-нучреждения Рабочей группой Министерства иностранных дел по выборам посредством дипломатической и командирской почты или специальными курьерами.

Информирование избирателей о выборах в основном осуществляется посольствами и консульскими учреждениями. Проводятся пресс-конференции дипломатов для местных СМИ, осуществляется как персональное информирование избирателей, так и массовое: организуются встречи с различными категориями электората, такими как представители российского бизнес-сообщества, ветеранских организаций, обучающиеся за рубежом студенты, объединениями соотечественников, открываются горячие телефонные линии для избирателей.

Избиратели: Согласно Конституции РФ и Федеральному закону дееспособные граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся за рубежом, достигшие на день голосования 18 летнего возраста, не находящиеся в заключении по решению суда, обладают правом избирать [24].

Граждане России, проживающие за рубежом в 166 странах, обладающие таким правом, как отмечалось выше, приписаны к одномандатным избирательным округам и смогут принять участие в голосовании. Наибольшее количество российских избирателей, проживающих за рубежом, сосредоточено в Германии, Молдавии, Израиле и Эстонии. Наименьшее - в Чаде, Эритрее и Йемене, как отражено в таблице 2.

Процедура голосования: Однако, в голосовании примут участие далеко не все избиратели, обладающие правом голоса и приписанные к тому или иному одномандатному избирательному округу. Проголосуют избиратели - граждане РФ, подавшие личные письменные заявления и внесенные в списки избирателей зарубежной УИК, не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. Такие заявления могут подать граждане России, «постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных (не менее трех месяцев) заграничных командировках; проживающие в пределах воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации (при условии, что на ее территории не образован избирательный участок)». Представители этой категории избирателей могут быть внесены в списки избирателей в день голосования по устному заявлению. Также «в день голосования в списки дополнительно включаются избиратели, которые находятся в иностран-

ных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках - на основании открепительного удостоверения, а в случае, если они не имели возможности получить открепительное удостоверение, - на основании устного обращения» [22].

Таблица 2 - Российские избиратели, проживающие за рубежом (распределение по странам).

Число избирателей, приписанных к одномандатным избирательным округам Иностранные государства, в которых проживают избиратели, приписанные к одномандатному избирательному округу

1. 512 292 Германия

2. 183 194 Молдавия

3. 147 870 Израиль

4. 119 696 Эстония

5. 101 801 Соединенные Штаты Америки (США)

б. 89 000 Абхазия

7. 76 911 Казахстан

S. 61 541 Украина

9. 61 480 Белоруссия

10. 53 333 Латвия

162. 37 Бурунди

163 27 Гвинея-Бисау

164. 26 Чад

165. 17 Эритрея

166. 7 Йемен

Общее количество избирателей, которые могут проголосовать 18 сентября 2016г. за пределами территории Российской Федерации на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва (не учитываются избиратели. которые будут голосовать по открепительным удостоверениям) - 1880294 {по состоянию на 1 июля 2015г.) и 1886947 (по состоянию на 1 июля 2016г.).

Для голосования на выборах депутатов Государственной думы избиратели получат два бюллетеня для голосования по федеральному и одномандатному округу. Заполненные бюллетени избиратель должен опустить в либо в опечатанные ящики для голосования, либо в либо в технические средства подсчета голосов.

Для получения бюллетеня избирателю необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин осуществляет въезд и выезд из Российской Федерации: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (заграничный паспорт); дипломатический паспорт; служебный паспорт; свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

Для подсчета голосов и подведения итогов голосования на выборах 18 сентября 2016г. помимо ручного подсчета будут применяться технические средства - комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) - 5748 единиц и комплексы для электронного голосования (КЭГ) - 951 единица. Однако не предполагается, что они будут применяться на избирательных участках за пределами России [20]. Таким образом, подсчет голосов избирателей за рубежом будет осуществляться вручную.

Результаты голосования из УИК доставляются в вышестоящую ТИК по техническим каналам связи в установленные сроки (до установления итогов голосования) [22].

Финансирование избирательного процесса, как на территории России, так и за ее пределами происходит из средств федерального бюджета Российской федерации. Затраты на обеспечение избирательного процесса в 2016г. по сравнению с выборами 2011г. возросли. На выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ из федерального бюджета в 2011г. было выделено 7 млрд. 106 млн. рублей, а в 2016г. уже 10 млрд. 401 млн. рублей [17]. Для организации голосования за рубежом предусмотрено 80 млн. рублей [16]. Эти средства направляются в Министерство иностранных дел и Министерство обороны РФ для организации голосования для граждан России, находящихся за пределами страны.

Как уже отмечалось выше, низкой явке избирателей на избирательные участки, граждан России, проживающих за рубежом, способствует низкая информированность о предвыборной кампании, кандидатах, выборах как таковых, а также сложности технического характера, связанные с организацией непосредственного голосова-

ния. Сложности могут быть связаны с удаленностью избирательных участков от избирателей, с затратами времени для принятия участия в голосовании в день голосования, обусловленными расположением избирательных участков и очередями для получения бюллетеней и т.п. Указанные и другие сложности могут быть решены путем внедрения в процесс голосования технологий электронного удаленного голосования. Инструментом такого рода может стать интернет голосование.

Концепция интернет-голосования.

Технологически голосование представляет собой ответ избирателя на вопрос о его предпочтении по тому или иному аспекту. Вопрос может стоять о выборе представителей, способе решения конкретного вопроса, одобрения действий или документов, и т.п. Это предпочтение может быть выражено устно (применяется в парламентской практике ряда стран), зафиксировано вручную на бумаге (проставлением отметки в бюллетене, либо на избирательном участке, либо за его пределами (при голосовании по почте), если это предусмотрено законодательством), механически (с помощью механических машин для голосования), электронным образом локально (с помощью электронных средств - машин для голосования, расположенных на избирательном участке), электронным образом дистанционно (с помощью электронных средств, расположенных за пределами избирательного участка, и информационно-коммуникационной сети). Применение того или иного метода голосования зависит от технических, финансовых возможностей, а также от политической воли.

В зарубежной литературе существенное внимание уделяется изучению концепции интернет-голосования [11-15 и др.]. С точки зрения цели и задач данной статьи особо важными являются взгляды некоторых российских авторов [1,3,5-9]. На основе анализа различных подходов к исследованию этого феномена возможно представить следующее определение этого понятия: Интернет голосование - это волеизъявление избирателя, совершаемое в информационно-коммуникационной сети Интернет, на основе специально разработанной для этих целей платформы (веб-сайта), с помощью электронных устройств, подключенных к сети Интернет. Электронная платформа для голосования должна иметь механизм верификации, удостоверения личности избирателя, механизм для голосования, быть обеспеченной защищенными каналами получения, хранения и передачи информации о голосовании.

Интернет голосование является одним из инструментов реализации электронной демократии, которая представляет собой формат отношений государства (государственных органов власти) с гражданами государства (в контексте данной статьи - избирателями) посредством электронных средств. Средой таких отношений является информационно коммуникационная сеть (в контексте данной статьи - Интернет).

Интернет голосование может быть организовано с помощью, как личных, так и общественных электронных устройств, подключенных к сети Интернет.

Регистрация для участия в голосовании, подача избирателями, гражданами России - проживающими за рубежом, заявлений о включении в список избирателей в ряде стран уже на настоящем этапе может быть осуществлена с помощью сети Интернет, направлением соответствующего заявления посредством электронной почты.

Интернет голосование территориально может быть организовано локализованным или нелокализованным способами. В первом случае избирателю необходимо находится в пределах определенной территории, чтобы на основе геолокации (автоматизированного технического определения географического месторасположения интернет-пользователя), получить доступ к ресурсу (специализированной веб-страницы) для голосования. Нелокализованный способ интернет-голосования позволяет избирателю получать доступ к ресурсу для голосо-264

вания из любой точки мира посредством сети Интернет, безотносительно места нахождения избирателя в день голосования.

Таким образом, интернет-голосование для граждан России, находящихся за рубежом может быть реализовано, по меньшей мере, тремя локализованными и одним нелокализованным способами:

1. Интернет-голосование на территории избирательного участка с помощью электронных средств подключенных к сети Интернет. Для этого избирателю необходимо явиться на избирательный участок и воспользоваться либо установленными техническими средствами, либо личными электронными устройствами, подключившись к сети Интернет и зайдя на специализированную веб-страницу для голосования. Такое голосование не избавляет избирателя от необходимости явиться на избирательный участок. Но оно устраняет очереди для получения бюллетеней, хотя возможно создает очереди к электронным средствам для голосования.

2. Интернет-голосование на территории «избирательной территории для граждан, находящихся за рубежом» с помощью электронных средств подключенных к сети Интернет. Для этого избирателю необходимо находиться на территории своего избирательного округа (территории), согласно схеме распределения одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы, иметь доступ к электронному устройству (личному или общественному), подключенному к сети Интернет. Зарубежные государства могут быть условно разделены на несколько «территорий», в рамках которых проживают граждане России. Территории могут быть приписаны к нескольким различным одномандатным избирательным округам внутри России (как в случае с Германией, Болгарией, Эстонией или США). Некоторые государства представляют собой одну «территорию», и граждане России, проживающей в ней, приписаны к одному одномандатному избирательному округу (как в случае с Финляндией, Австралией, Кубой и Китаем).

В этом случае избирателю не требуется прибывать на избирательный участок, затрачивая при этом финансовые и временные ресурсы.

3. Интернет голосование на территории государства регистрации избирателя с помощью электронных средств подключенных к сети Интернет. В этом случае избирателю, гражданину России, проживающему за рубежом, необходимо находится на территории того государства, где он постоянно проживает и внесен в списки для голосования, иметь доступ к электронному устройству (личному или общественному), подключенному к сети Интернет.

Такой способ организации голосования еще больше расширяет круг активных российских избирателей, проживающих за рубежом, за счет тех избирателей, которые в день голосования могут находиться за пределами своей территории согласно схеме распределения одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы России, но желающих принять участие в голосовании.

4. Глобальное интернет-голосование с помощью электронных средств подключенных к сети Интернет. Этот вид голосования позволяет избирателю, гражданину России, проживающему за рубежом, в день голосования находящемуся в третьей стране, принять участие в голосовании.

Все выше обозначенные территориальные способы организации голосования могут быть использованы гражданами России, находящимися за рубежом и голосующими по открепительным удостоверениям. Для этой категории электората необходимо предусмотреть дополнительные возможности удостоверения личности на киберплатформе для голосования.

Преимущества и риски внедрения интернет-голосования для граждан России, проживающих за рубежом.

Среди преимуществ внедрения интернет-голосования для граждан России, находящихся за рубежом, особо можно выделить следующие:

1. Доступность. Внедрение интернет-голосования для граждан России, проживающих за рубежом, повышает доступность и комфортность процесса голосования. Избиратели, находящиеся на значительном удалении от избирательного участка в день голосования получат возможность принять участие в голосовании. Такой способ голосования избавит от необходимости тратить время и средства на дорогу к избирательному участку. Также он позволит избежать очередей, формирующихся на избирательных участках. Оба фактора снизят ощущение дискомфорта избирателя от процесса голосования и повысят мотивацию к участию в голосовании.

2. Привлекательность. Размещение на едином специализированном ресурсе информации о кандидатах, партиях, процессе и условиях голосования, результатов голосования, а также самого механизма удаленного голосования повысит информированность избирателей о повестке выборов и позволит избирателям оперативно получить сведения, необходимые для реализации своего избирательного права, а в день голосования его реализовать.

В настоящее время эта информация размещается раздельно в сети Интернет на веб-страницах ЦИК и дипломатических и консульских представительств России за рубежом.

3. Экономичность. Внедрение интернет-голосования сокращает расходы на организацию избирательного процесса за рубежом. Тенденции же последних лет, как уже отмечалось выше, демонстрируют неуклонный рост расходов федерального бюджета на организацию и проведение федеральных выборов. Так, будут сокращены расходы на организацию участковых избирательных комиссий за пределами России. Наряду с этим будут сокращены расходы на изготовление бумажных бюллетеней для голосования, а также их доставку в разные страны мира.

4. Кадроемкость. Организация интернет-голосования для граждан России, находящихся за рубежом потребует привлечения меньшего количества сотрудников, чем при организации традиционного голосования на основе бумажных бюллетеней. Вместе с тем повысится эффективность работы дипломатических работников, которые не будут отвлекаться от выполнения своих обязанностей на выполнение важной, но не свойственной им работы.

5. Эффективность. Интернет-голосование позволяет повысить контроль над участниками процесса организации голосования. Технические объективные способы контроля над меньшим количеством сотрудников, привлекаемых для организации процесса голосования, снижает вероятность допущения незамеченных ошибок сотрудниками при организации голосования.

6. Подлинность. Голосование в сети Интернет для граждан России за рубежом позволит не только сохранить тайность голосования, но и исключит возможность голосования по принуждению. Должна быть предусмотрена возможность повторного голосования одного и того же избирателя на одном и том же виртуальном избирательном участке до окончания периода голосования. Таким образом, в случае, когда на избирателя оказывается давление в момент голосования, избиратель позднее, до окончания времени голосования, может проголосовать снова. При этом информационно-управляющая система, обеспечивающая интернет-голосование граждан России за рубежом, должна учесть последнее по времени волеизъявление избирателя. Этот же фактор делает бессмысленным «продажу голоса», сопровождаемую фотографией бюллетеня с проставленными знаками после голосования.

7. Стерильность. Внедрение интернет-голосования для граждан России, находящихся в день голосования за

рубежом, позволяет исключить возможность многократного голосования на разных избирательных участках избирателей, вносимых в списки голосующих по устному заявлению в день голосования. Центральное ядро информационно-управляющей системы, обеспечивающей интернет-голосование граждан России за рубежом, обобщая полученные данные об избирателях, должна предотвратить голосование одного и того же избирателя на разных виртуальных избирательных участках.

8. Достоверность. Интернет-голосование позволяет повысить достоверность результатов голосования за счет проведения электронного подсчета голосов избирателей, что в свою очередь избавляет от необходимости пересчета голосов. В этой связи необходимо отметить, что для проведения голосования за рубежом в 2016г. не предусмотрено использование электронных средств. Подсчет голосов также будет проводиться традиционно вручную.

9. Результативность. Внедрение интернет-голосования позволяет быстро и безошибочно получать и передавать в ТИК и ЦИК результаты голосования. Такие результаты могут быть получены единовременно сразу по окончании голосования на всех избирательных участках, расположенных за рубежом в определенном часовом поясе. Электронный способ подсчета исключает человеческий фактор при подсчете голосов избирателей.

10. Продуктивность. Электронное голосование позволяет повысить продуктивность голосования за счет исключения вероятности намеренной или случайной порчи бюллетеней. В случае с голосованием на федеральных выборах граждан России за рубежом по данным ЦИК обычно число недействительных бюллетеней составляет от 1 до 2 процентов голосов избирателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Прозрачность и подробность. Результаты интернет-голосования граждан России за рубежом могут быть опубликованы незамедлительно после завершения голосования на каждом избирательном участке, расположенном за пределами России. Результаты могут быть сразу структурированы по «территориям», по которым голосовали избиратели. Такой шаг исключит возможность появления опасений в манипуляциях с результатами голосования.

12. Доверие. Граждане России, особенно путешествующие за рубеж и проживающие в других странах, интенсивно пользуются различными интернет-ресурсами и услугами. Такие услуги и ресурсы могут быть как частными, так и государственными. Спектр контрагентов, с которыми граждане России имеют дело в киберпро-странстве, находясь за рубежом, крайне широк и охватывает банки, магазины, коммуникационные платформы, государственные институты, оказывающие услуги и т.п. Таким образом, данная категория избирателей отличается высокой компетентностью в пользовании ресурсами, размещенным в сети Интернет, имеет высокое доверие к он-лайн ресурсам, обладают неявным знанием [4,10] о способах действий в сети Интернет, в частности, выражения личного мнения в киберпространстве, основанном на опыте, часто на интуиции. Это также говорит о вероятности высокого доверия и восприимчивости к потенциальной дополнительной возможности принять участие в общественно-политической жизни страны посредством голосования в интернет-пространстве.

13. Экологичность. Внедрение интернет-голосования позволяет сократить затраты природных ресурсов для обеспечения процесса голосования. Например, это позволит снизить объемы используемой бумаги для изготовления традиционных бюллетеней, необходимых для проведения традиционного голосования за рубежом.

Однако, вышеобозначенные преимущества интернет-голосования сопряжены с определенными рисками, которые на настоящем этапе препятствуют внедрению такого способа голосования для граждан России, проживающих или находящихся в день голосования за рубежом.

Внедрение интернет-голосования требует обеспечения высочайшего уровня кибербезопасности. Система интернет-голосования должна быть защищена от несанкционированного проникновения извне и манипуляций с голосами избирателей. Однако, подобную неуязвимую систему, вероятно, создать невозможно. Следовательно, необходима дополнительная система верификации результатов работы системы и возможность восстановления ее работы с определенного момента обнаружения технического сбоя или несанкционированного вмешательства в ее работу. По такому принципу организовано функционирование практически всех ресурсов оказания услуг в киберпространстве. Происходит авторизация индивидов и учет их действий. В случае обнаружения сбоя в работе электронной он-лайн системы определенные действия определенного индивида могут быть отменены, а состояние системы будет возвращено в исходное. Однако, такой принцип не может быть применен к процессу голосования, так как избирательная система должна обеспечивать тайность голосования, что исключает возможность учета того, как голосуют конкретные избиратели. Отсутствие резервных бумажных носителей информации о том, как проголосовал избиратель, не позволяет провести пересчет голосов в случае сбоя электронной системы. Описанное неразрешенное противоречие на данный момент является одним из основных препятствий для внедрения интернет-голосования на федеральных выборах в практику [14].

Вторым важным аспектом обеспечения кибербезо-пасности при проведении интернет-голосования является защита персональных данных избирателей за рубежом от перехвата и незаконного использования. На территории России передача персональных данных гражданами он-лайн происходит постоянно. Государство в определенной степени гарантирует защиту каналов связи и передачи и хранения такой информации. Обеспечить защиту персональных данных, размещаемых при авторизации, гражданином за рубежом, и передаваемых в ходе голосования, представляется крайне сложным.

Немаловажным аспектом любой деятельности индивида в интернет-пространстве является безопасность персональных электронных устройств. Применение личных электронных устройств может представлять собой дополнительный осложняющий фактор при интернет-голосовании. Это может быть связано как с уязвимостью личных устройств для умышленного вмешательства извне, так и для обычных технических сбоев в работе устройства.

Потенциал внедрения интернет-голосования для граждан России, проживающих за рубежом.

Россия обладает высоким потенциалом для внедрения интернет-голосования для проведения выборов для граждан России, находящихся в день голосования за рубежом.

Высокий уровень развития электронного правительства России получил признание Организации Объединенных Наций в Обзоре тенденций развития электронного правительства в мире 2014г. [36]. Уровень развития электронного правительства России был охарактеризован как высокий. Согласно этому обзору средний мировой агрегатный индекс развития электронного правительства равен 0,4712 единиц, среднеевропейский равен 0,6936 единиц, в то время как индекс России состав ил 0,7296 единиц. Таким образом, Россия занимает 27 место в рейтинге 193 стран мира по уровню развития электронного правительства [36, р. 202]. В соответствии с этим обзором Россия входит в число 50 мировых лидеров по уровню электронного участия граждан в общественно-политической жизни государства [36, р. 65], а по уровню развития и получения гражданами разного рода электронных правительственных услуг Россия занимает 17 место среди всех стран мира [36, р. 217-221].

Граждане России активно пользуются государственными услугами, предоставляемыми посредством инфор-266

мационно-коммуникационной сети Интернет.

Ключевым ресурсом для получения электронных услуг в России является Портал государственных услуг Российской Федерации. Портал был создан в 2010г. в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Согласно этому закону услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме [26]. Доступ к Порталу осуществляется по универсальной электронной карте, масштабная выдача которой началась с 2013г., или по учетной записи, создаваемой гражданином РФ. Согласно данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ 2015г. более 30% граждан России пользуются услугами Портала. Функционирование Портала позволило сэкономить гражданам России более 100 млн. часов. К 2015г. ежегодный объем совершенных транзакций с помощью Портала достиг показателя в 2,2 млрд. единиц [34]. Согласно Указу Президента Российской Федерации №601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме к 2018 году должна составить не менее 70%.

В 2015г. Международный союз электросвязи в Глобальном рейтинге обеспечения кибербезопасности поместил Россию в группу стран с высоким уровнем (upper level) обеспечения кибербезопасности [37].

Анализируя доступность и развитие электронного правительства и электронных услуг любого государства, необходимо принимать во внимание цифровой разрыв, то есть неравенство возможностей граждан при использовании электронных услуг по причине отсутствия технических возможностей. Более 69% населения России имеет доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет. Однако, неравномерность рассредоточения населения и развитости инфраструктуры обуславливает тот факт, что основная часть населения, пользующаяся он-лайн ресурсами сосредоточена в европейской части страны. Однако, этот показатель можно вывести за рамки анализа проблематики данной статьи, так как в данном контексте рассматриваются перспективы внедрения информационно-коммуникационного продукта для граждан России, проживающих за рубежом, а также для выезжающих за границу россиян. Этот контингент граждан (избирателей) обычно имеет доступ к сети Интернет и активно пользуется такой возможностью.

Перспективы внедрения интернет-голосования для граждан России, находящихся за рубежом.

Современное общество крайне информатизировано и компьютерезировано. Различные политические процессы происходят в виртуальном пространстве. В настоящее время многие страны мира практикуют дистанционное электронное голосование (Эстония, Канада, США, Индия и др.), в том числе интернет-голосование. Необходимо отметить, что после непродолжительного применения он-лайн голосования другие страны (Германия, Нидерланды и некоторые другие) временно отошли от такой практики. Существующая практика говорит о международном признании института интернет-голосования.

В Российском политическом истеблишменте существует согласие и понимание необходимости модернизации избирательной системы России. Так в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2009г. Президент Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение Правительству совместно с Центральной избирательной комиссией и органами власти субъектов России подготовить программу ускоренного технического переоснащения избирательной системы Российской АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3(16)

Федерации. Особое внимание Президент обратил на перспективы обеспечения широкополосным интернетом регионов России и необходимость внедрения электронных средств подсчёта голосов и обработки информации на избирательных участках [35]. Идея внедрения интернет-голосования получила непосредственную поддержку Президента Владимира Владимировича Путина 14 июля 2015г. во время дискуссии в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов». Отвечая на вопросы участников смены «Молодые учёные и преподаватели в области IT-технологий», Президент поддержал идею внедрения интернет-голосования в российскую практику, высоко оценив доступность интернета в России. Однако, указал на то, что такую концепцию и ее реализацию необходимо обсуждать с IT-специалистами, представителями ЦИК и депутатами Федерального собрания России [23].

Заключения

Интернет-голосование как инструмент голосования для граждан России, постоянно проживающих за рубежом, а также временно находящихся за пределами России, имеет хороший потенциал и перспективы для внедрения. Такой способ голосования представляет собой непосредственную реализацию избирательного права данной категории электората.

Имплементация концепции интернет-голосования на практике для граждан России, находящихся в день голосования за рубежом, представляется реализуемым пилотным проектом с приемлемыми рисками, так как затронет сравнительно небольшую часть электората России.

Основным риском такого вида голосования может стать сбой электронной системы голосования. Однако, невозможность создать полностью неуязвимую электронную систему побуждает принимать такие и риски и не останавливает многие другие жизненно важные процессы, организованные и протекающие в киберпро-странстве на современном этапе общественного технологического развития.

Интернет-голосование для граждан России, голосующих за рубежом, повысит информированность избирателей и явку на соответствующих избирательных участках.

Интернет-голосование может быть организовано на основе Портала государственных услуг Российской Федерации.

Интернет-голосование является экономически целесообразным, политически признаваемым, экологически ориентированным, достоверным, продуктивным инструментом электронной демократии.

Важно отметить, что интернет-голосование, по крайней мере, в переходный период должно быть альтернативным при сохранении возможности голосовать традиционным образом.

Учитывая обозначенные в статье факторы и потенциал интернет-голосования, можно обоснованно предполагать, что уже в ближайшие федеральные избирательные циклы такой вид голосования найдет свое применение или для определенной категории электората, которой может стать электорат, находящийся за рубежом, или масштабно в рамках всей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонов Я.В. Развитие правового регулирования электронного голосования в России // Управленческое консультирование. 2015. № 5(77). С. 63-71.

2. Бочаров Ю., Цинкер А. Проблемы организации выборов в Госдуму РФ 2016 за рубежом (на примере Израиля) // The International expert Center for Electoral Systems (ICES) - http://www.elections-ices.org/files/ publications/18915.pdf (дата обращения 20.07.2016г.)

3. Давыдов Д.А. Интернет-голосование как электоральная политическая технология // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2010. № 1. С. 59-63.

4. Майерс Д. Интуиция. СПб: Питер, 2009. 256 с.

5. Митяева Ю.В. Опты проведения интернет-голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом // Выборы: теория и практика. 2013. № 2(26). С. 13-18.

6. Морозова О.С. Участие граждан, находящихся за рубежом, в национальных выборах: зарубежный опыт и отечественная практика // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-4. С. 876-880.

7. Овчинников В. А., Антонов Я. В. Многомерность и многоаспектность электронного голосования в системе электронной демократии в контексте обеспечения целостного правового регулирования в области электронной демократии в России // Юридический мир. 2014. № 9. С. 42-46.

8. Овчинников В. А., Антонов Я. В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Юридический мир. 2013. № 4. С. 18-21.

9. Шахин Б.Х. Интернет-голосование как инструмент «электронной демократии»: проблемы и перспективы внедрения // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 25. С. 81-88.

10. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.

11. Alverez M.R., Hall T.E. Point, click and vote: the future of internet voting. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. 2004. 204 p.

12. Eggers W.D. Government 2.0: using technology to improve education, cut red tape, reduce gridlock and enhance democracy. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers Inc. 2007. 299 p.

13. Gimpel J. G., Dyck J. J., Daron R. S. Location, knowledge and time pressures in the spatial structure of convenience voting // Electoral Studies, 2006. 25(1), 35-58.

14. Moynihan D.P. Building Secure Elections: E-Voting, Security and Systems Theory // Public Administration Review. 2004. Vol. 64, Issue 5, September. P. 515-528.

15. Mursi M., Assassa G. On the Development of Electronic Voting: A Survey. // International Journal of Computer Applications, 2013. 61(16), 1.

16. В России начинается досрочное голосование для жителей труднодоступных районов // ТАСС. 28.08.2016 - http://tass.ru/elections2016/article/3571932/ (дата обращения 28.08.2016г.)

17. Единый день голосования 2016 года: ответы на вопросы о выборах // ТАСС. 18.03.2016 - http://tass.ru/ politika/2748297 (дата обращения 10.07.2016г.)

18. Новости ЦИК РФ, 09.08.2016. Член ЦИК России Василий Лихачёв провел рабочую встречу по вопросам информирования российских граждан, находящихся в день голосования за рубежом - http://cikrf.ru/news/ cec/2016/08/09/05.html (дата обращения 13.08.2016г.)

19. Новости ЦИК РФ, 12.08.2016. ЦИК России приняла участие в обучении членов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами Российской Федерации - http://www.cikrf.ru/news/cec/2016/08/12/07. html (дата обращения 13.08.2016г.)

20. Новости ЦИК РФ. 19.07.2016. Распределение технических средств подсчета голосов на выборах в единый день голосования 18 сентября 2016 года - http://www.ci-krf.ru/news/relevant/2016/07/19/01.html (дата обращения 13.08.2016г.)

21. Новости ЦИК РФ. 24.08.2016. ЦИК России приняла участие в совещании МИД России в Германии по вопросам организации голосования за рубежом 18 сентября 2016 года - http://www.cikrf.ru/news/cec/2016/08/24/04. html (дата обращения 25.08.2016г.)

22. Приложение к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июля 2016 г. № 21/164-7 О Рекомендациях по организации голосования на избирательных участках, образован-

ных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва - http://www.cikrf.ru/law/decree_ о^сес/2016/07/14/21-164-7.Йт1 (дата обращения 26.07.2016г.)

23. Стенограмма встречи Президента России с участниками смены «Молодые учёные и преподаватели в области 1Т-технологий» в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов» 14 июля 2015г. - http://krem1in.ru/events/president/ news/49985 (дата обращения 26.07.2016г.)

24. Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск №2974 (0). 15 июня 2002г.

25. Федеральный закон от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск №6317 (45). 26 февраля 2014г.

26. Федеральный закон от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг // Российская газета - Федеральный выпуск №5247 (168). 30 июля 2010г.

27. Федеральный закон от 3 ноября 2015г. № 300-ФЗ Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск № 6822 (251). 6 ноября 2015 г.

28. Центральная избирательная комиссия РФ. Сведения об общей численности избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2009г. - http://www.cikrf.ru/izbirate1/quantity/ quantity_010709.html (дата обращения 26.07.2016г.)

29. Центральная избирательная комиссия РФ. Сведения об общей численности избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2016г. - http://cikrf.ru/izbirate1/ quantity/20160823.htm1 (дата обращения 26.07.2016г.)

30. Центральная избирательная комиссия РФ. Сводная таблица итогов голосования 02.12.2007г. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. Территория за пределами РФ - http://www.vybory.izbirkom.ru/region/ izbirkom?action=show&g1oba1=true&root=1000182&tvd = 100100022111493&vrn=100100021960181&prver=0& pronetvd=nu11&region=0&sub_region=0&type=233&vib id=100100022111493 (дата обращения 26.07.2016г.)

31. Центральная избирательная комиссия РФ. Сводная таблица итогов голосования 02.03.2008г. Выборы Президента Российской Федерации. Территория за пределами РФ - http://www.vybory.izbirkom.ru/region/ region/izbirkom?action=show&root=1000087&tvd=100100 022280270&vrn=100100022176412&region=0&g1oba1=tru e&sub_region=0&prver=0&pronetvd=nu11&vibid=1001000 22280270&type=227 (дата обращения 26.07.2016г.)

32. Центральная избирательная комиссия РФ. Сводная таблица итогов голосования 04.12.2011г. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Территория за пределами РФ - http://www.vybory.izbirkom.ru/region/re-gion/izbirkom?action=show&root=1000179&tvd=1001000 28823292&vrn=100100028713299&region=0&g1oba1=true &sub_region=0&prver=0&pronetvd=nu11&vibid=10010002 8823292&type=233 (дата обращения 26.07.2016г.)

33. Центральная избирательная комиссия РФ. Сводная таблица итогов голосования 04.03.2012. Выборы Президента Российской Федерации. Территория за пределами РФ - http://www.vybory.izbirkom.ru/region/region/ izbirkom?action=show&root=1000085&tvd=1001000321 24923&vrn=100100031793505&region=0&g1oba1=true&s

ub_region=0&prver=0&pronetvd=null&vibid=1001000321 24923&type=227 (дата обращения 26.07.2016г.)

34. Электронные услуги для граждан и бизнеса. Минкомсвязь России - http://www.minsvyaz.ru/ru/activ-ity/directions/4/ (дата обращения 21.07.2016г.)

35. Послание Федеральному собранию Российской Федерации Президента России Д.А. Медведева 12 ноября 2009г. - http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/5979 (дата обращения 20.07.2016г.)

36. United Nations E-Government Surveys: 2014 E-Government for the Future We Want. New York. 2014. 284 p.

37. Global Cybersecurity Index and Cyberwellness Profiles 2015. Geneva: International Telecommunication Union. Retrieved on December 24, 2015 - https://www.itu. int/pub/D-STR-SECU-2015 (дата обращения 26.07.2016г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.