Научная статья на тему 'Особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации'

Особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательное право / принципы избирательного права / дистанционное электронное голосование / предвыборная кампания / цифровой участок / избирательное право / искусственный интеллект / цифровые права / suffrage / principles of electoral law / remote electronic voting / election campaign / digital precinct / suffrage / artificial intelligence / digital rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Анатольевна Трыканова

В статье автор формулирует содержание и особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации, а также рассматривает перспективные тренды развития избирательного законодательства РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the implementation of the constitutional right of citizens to participate in elections and referendums in Russian Federation

In the article, the author formulates the content and features of the implementation of the constitutional right of citizens to participate in elections and referendums in the Russian Federation, and also considers promising trends in the development of the electoral legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 129—131. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):129 — 131.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.5 NIION: 2007-0062-4/21-027

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-129-131 MOSURED: 77/27-004-2021-04-227

Особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации

Светлана Анатольевна Трыканова

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия,

Svetlana.trykanova@gmail.com

Аннотация. В статье автор формулирует содержание и особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации, а также рассматривает перспективные тренды развития избирательного законодательства РФ.

Ключевые слова: избирательное право, принципы избирательного права, дистанционное электронное голосование, предвыборная кампания, цифровой участок, избирательное право, искусственный интеллект, цифровые права

Для цитирования: Трыканова С.А. Особенности реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 129 — 131. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-129-131.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Specific features of the implementation of the constitutional right of citizens to participate in elections and referendums in Russian Federation

Svetlana A. Trykanova

Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, Svetlana.trykanova@gmail.com

Abstract. In the article, the author formulates the content and features of the implementation of the constitutional right of citizens to participate in elections and referendums in the Russian Federation, and also considers promising trends in the development of the electoral legislation of the Russian Federation.

Keywords: suffrage, principles of electoral law, remote electronic voting, election campaign, digital precinct, suffrage, artificial intelligence, digital rights

For citation: Trykanova S.A. Specific features of the implementation of the constitutional right of citizens to participate in elections and referendums in Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):129—131. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-129-131.

В российской и мировой научной литературе вопросы избирательного права рассматриваются в призме понятия «избирательная система», под которым понимают весь комплекс действий и процедур, урегулированных правом и направленных на определение победителя выборов или определение наиболее поддержанного электоратом вопроса, вынесенного на референдум.

© Трыканова С. А., 2021.

В настоящее время в мире не разработано универсальных критериев соответствия избирательной системы демократическим принципам, а некоторые ученые при рассмотрении данного вопроса обращаются к широкому в своем понимании принципу справедливости [3].

Обосновано, что критерии определения соответствия избирательной системы сути демократии должны быть обязательными, иметь обоснованный характер, а такими критериями должны быть основные принципы избирательного права, которые и обеспечивают реализацию кон-

Юридические науки

ституционного права граждан на участие в выборах и референдуме в Российской Федерации.

Первым рассматриваемым принципом является принцип всеобщего равного и прямого избирательного права. Определение данного принципа дано в международном праве в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств [1], хотя прямо там не называется. Дословно в ст. 10 указанной Конвенции говорится о принципе справедливых выборов, который обеспечивается соблюдением принципов всеобщего и равного избирательного права, равенства кандидатов и партий перед законом. Так как в ч. 1 данной статьи Конвенции устанавливается равный правовой статус участников выборов, считаем, что стороны Конвенции имели в виду именно принцип равных выборов.

Важно отметить следующий момент: так как в избирательном процессе участвуют субъекты, выполняющие различные функции, которые кроме прочего могут являться индивидуальными (например, кандидаты-самовыдвиженцы) и коллективными (например, партийные политические объединения), провозглашенное принципом равенство является относительным.

Так, во многих странах, как и в России, депутаты не вправе менять фракцию, если они избраны по пропорциональной системе, так как мандат передается партии в целом, а не конкретному кандидату. В Исландии для представительных органов власти введены также гендер-ные квоты, в соответствии с которыми представители обоего пола не могут иметь менее одной трети в парламенте [2, с. 78].

Рассматриваемый принцип допускает введение для кандидатов цензов гражданства и оседлости с целью недопущения иностранного вмешательства в дела государства.

Следующий рассматриваемый нами принцип — принцип свободных выборов. К сожалению, в России данный принцип сведен к недопущению принуждения граждан к участию или неучастию в выборах, следовательно, недопустим какой-либо контроль за волеизъявлением граждан. Таким образом, реализация принципа в России понимается как тайное голосование.

Свободные выборы предполагают установление осознанной воли народа. Тем не менее введение многочисленных цензов пассивного избирательного права может привести к сокращению количества кандидатов и превращения демократического института выборов в безальтернативную формальную процедуру. Например, на вы-

борах Президента России в 2008 г. участвовали лишь шесть кандидатов, в 2012 г. — четыре, в 2016 г. — пять. При этом в США, где, как известно, существует только две крупные партии, в президентских выборах участвуют около 20 кандидатов, которые отсеиваются в предварительных процедурах голосования.

Важно отметить, что отсутствие каких-либо цензов также может привести к несоблюдению принципа свободных выборов, так как тогда доступ к избирательному процессу получат несерьезные, не пользующиеся поддержкой общества кандидаты.

Таким образом, свободные выборы — это не просто независимые, а осознанные, ответственные выборы. Именно поэтому наличие данного принципа предполагает ответственность для кандидатов, осуществивших подкуп избирателей, что влечет фальсификацию результатов голосования.

Принцип справедливых выборов обеспечивается также принципом прямого избирательного права, который требует предоставления права гражданам непосредственно избирать своих представителей. Так, например, в США из-за наличия системы выборщиков пять раз к власти приходили кандидаты, набравшие меньшее количество голосов по сравнению с оппонентами. Последним таким президентом стал Дональд Трамп, набравший голосов меньше своего оппонента.

Принцип гласных выборов декларирует открытость избирательного процесса для всех институтов гражданского общества. В связи с реализацией этого принципа в Российской Федерации обеспечивается доступ представителей СМИ и наблюдателей (в том числе международных) на участки.

Принцип тайного голосования обеспечивает свободное волеизъявление граждан и выступает необходимым условием свободы голосования гражданина, является показателем личной свободы в целом. Наличие данного принципа — гарант легитимности демократических выборов.

В России данный принцип, как и в подавляющем большинстве стран мира, обеспечивается установлением кабинок для голосования со шторками, в виде запрета на идентификацию бюллетеней, выданных конкретному гражданину, запрета на одновременное голосование в одной кабинке двух и более человек.

Указанный принцип обеспечивается также специальной нормой Уголовного кодекса РФ, в которой установлена ответственность за нарушение тайны голосования. Важно при этом, что избиратель вправе самостоятельно разгла-

130

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 4

сить свой выбор, что не будет являться нарушением.

Последним рассматриваемым принципом, одним из самых важных, является принцип обязательности и периодичности проведения выборов. Данный принцип обеспечивает другой демократический принцип — принцип сменяемости власти, так как без периодичных выборов власть может быть узурпирована отдельной группой людей.

В России данный принцип декларируется на уровне Конституции и обеспечивается через установление сроков полномочий выборных органов власти. Так, в ст. 81 и 96 Конституции РФ установлены сроки полномочий для Президента и Государственной думы соответственно.

Следует отметить, что исследование вопросов реализации принципов избирательного права в России не может терять актуальность с течением времени, так как почти ежегодно граждане осуществляют волеизъявление на выборах в местные, региональные и федеральные представительные органы власти, избирают руководителей регионов и президента страны, участвуют в разрешении важнейших вопросов посредством референдума. Кроме того, избирательное право предусматривает возможность для граждан избираться в представительные органы и на выборные должности, поднимать вопросы местного, регионального и общегосударственного значения на референдуме.

С развитием научно-технического прогресса в XXI в. появляются технологии, которые потенциально могут быть применены в избирательном процессе. В последние годы все чаще звучат предложения об использовании современных технологий и проведении дистанционного электронного голосования. Электронное голосование уже успешно применяется в России

Пандемия вируса С0УГО-19 также внесла свои коррективы в избирательный процесс. Появился формат многодневного голосования с целью обеспечения безопасности граждан и пре-

дотвращения массового скопления людей на избирательных участках, который предполагается использовать и далее.

Все перечисленное ставит перед законодателем, правоприменителем и обществом в целом новые вопросы относительно безопасности и прозрачности новых форм прямого волеизъявления граждан, что подтверждает актуальность исследования конституционно-правового регулирования права граждан на участие в выборах и референдуме.

Список источников

1. Федеральный закон от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств» // СПС «Консультант Плюс».

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая / под ред. Б.А. Страшуна. М.: БЕК, 2000. Т. 1—2.

3. Любарев А.Е. Пропорциональная и смешанная избирательная системы на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации: проблемы «сфабрикованного большинства» // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 8. С. 65—118.

References

1. Federal Law of July 2, 2003 No. 89-FZ "On Ratification of the Convention on the Standards of Democratic Elections, Electoral Rights and Freedoms in the Member States of the Commonwealth of Independent States" / / SPS "Consultant Plus".

2. Constitutional (state) law of foreign countries. General part / ed. B.A. Scarecrow. M.: BEK, 2000. T. 1-2.

3. Lyubarev A.E. Proportional and mixed electoral systems in regional and municipal elections in the Russian Federation: problems of the "fabricated majority" // NB: Questions of law and politics. 2013. No. 8. P. 65—118.

Информация об авторе

С.А. Трыканова — кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Information about the author S.A. Trykanova — candidate of historical sciences, associate professor of the Department of constitutional and municipal law

Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 20.10.2021; принята к публикации 03.11.2021.

The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 20.10.2021; accepted for publication 03.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.