Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дистанционное электронное голосование / предвыборная кампания / цифровой участок / избирательное право / искусственный интеллект / цифровые права / remote electronic voting / election campaign / digital precinct / suffrage / artificial intelligence / digital rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Анатольевна Трыканова

В статье автор определяет основополагающие изменения в избирательном праве и процессе в рамках цифровизации электорального процесса в РФ, а также рассматривает перспективные тренды совершенствования процедуры дистанционного электронного голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONDITIONS FOR DIGITAL DISTANCE VOTING IN RUSSIA

In the article the author defines the fundamental changes in the electoral law and the process within the digitalization of the electoral process in the Russian Federation and also considers promising trends in improving the procedure for remote electronic voting.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 342.5 ББК 67.400.6

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-85-87

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

В РОССИИ

Светлана Анатольевна ТРЫКАНОВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье автор определяет основополагающие изменения в избирательном праве и процессе в рамках цифровизации электорального процесса в РФ, а также рассматривает перспективные тренды совершенствования процедуры дистанционного электронного голосования.

Ключевые слова: дистанционное электронное голосование; предвыборная кампания; цифровой участок; избирательное право; искусственный интеллект; цифровые права.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONDITIONS FOR DIGITAL DISTANCE VOTING IN RUSSIA

Svetlana Anatolyevna TRYKANOVA,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law Ryazan State University named after S.A. Yesenin

E-mail: [email protected]

Abstract. In the article the author defines the fundamental changes in the electoral law and the process within the digitalization of the electoral process in the Russian Federation and also considers promising trends in improving the procedure for remote electronic voting.

Keywords: remote electronic voting; election campaign; digital precinct; suffrage; artificial intelligence; digital rights.

Стремительно развивающиеся современные информационные технологии довольно быстро и прочно проникли во многие сферы человеческой жизни. Избирательный процесс не стал исключением: информационно-коммуникационные технологии стали использоваться политтехнологами в предвыборных кампаниях, затем новые технологии проникли в процесс подсчета голосов, оперативного снабжения информацией о количественном соотношении голосов и т.д.

Мировая история электронных выборов насчитывает более 15 лет (2002 г. — Великобритания, 2004 г. — Швейцария, 2005 г. — Эстония и др.). В Российской Федерации в последние несколько лет избирательный процесс также подвергается ряду изменений с точки зрения технологических преобразований1.

Одним из технических новшеств, которое набирает популярность и значимость в рамках отечественного избирательного процесса, является электронное голосование2. Эксперимент по

проведению дистанционного электронного голосования 8 сентября 2019 г. прошел в трех избирательных округах г. Москвы (№ 1, № 10 и № 30) и предоставил возможность электоральной поддержки кандидатов через интернет более чем 11,2 тыс. избирателей, большая часть из которых ею воспользовалась (явка составила 92,3%, что значительно выше средней по городу). Это стало возможным и осуществимым на практике благодаря разработке и своевременному принятию Федерального закона от 29 мая

2019 г. № 103-Ф3 «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»3.

В 2020 г. ввиду успешности предыдущего опыта использования дистанционного электронного голосования как эксперимента, а также принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку в условиях пандемии и приоритета сохранения здоровья населения, был принят еще один Федеральный закон от 23 мая

2020 г. № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве»4, который направлен на организацию и осуществление голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, избирательным кодексом города Москвы в 2020—

2021 гг.

В контексте «цифровой реформы» важно отметить, что в 2020 г. был принят еще один значимый Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 151-ФЗ «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации»5, который в ч. 3 ст. 1 устанавливает следующее: «Для граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации вне своего места жительства, но в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и обладающих активным избирательным правом на указанных выборах, настоящим Федеральным законом предусматривается возможность реализации активного избирательного права, в том числе по одномандатному избирательному округу, на цифровом избирательном

участке в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Опыт избирательных компаний в г. Москве продемонстрировал, что процедура электронного голосования обладает рядом неоспоримых, очевидных и объективных преимуществ. В частности, среди них можно выделить следующие6:

1) отсутствие необходимости в личном посещении избирательного участка (актуально не только для обычных избирателей, но и для людей с ограниченными возможностями);

2) возможность проголосовать в любом городе на территории Российской Федерации вне зависимости от места своей регистрации (при должном развитии системы безопасности — возможность проголосовать и за пределами Российской Федерации при наличии подключения к сети «Интернет»);

3) существенное снижение материальных расходов на организацию и проведение выборов (особенно актуально для нашей страны, где практически ежегодно проводится огромное количество различных выборов на том или ином уровне власти);

4) упрощение процедуры подсчета голосов, ускорение определения результатов выборов ввиду исключения человеческого фактора (все подсчеты производятся искусственным интеллектом автоматически).

Тем не менее, несмотря на ряд очевидных преимуществ электронного голосования перед традиционным, в настоящий период времени требуется реализовать ряд значимых организационно-правовых мер по совершенствованию данной электоральной процедуры.

В первую очередь необходимо определить наиболее эффективные технологии аутентификации и идентификации отдельного избирателя (реализация принципа личного голосования)7. В частности, предлагается обратиться к положительному опыту проведения электронного голосования в Эстонии, где местный законодатель эффективным образом выстроил систему подтверждения личности с помощью так называемых ГО-карт, которые содержат персональную информацию избирателя, защищены шифрованием и иными средствами и позволяют с помощью электронно-цифровой подписи проголосовать за того или иного кандидата или политическую партию. Соответственно, целесообразно рассмотреть возможность внедрения аналогичной системы также и в Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что в ближайшем будущем опыт электронной демократии станет более обширным — интернет-голо-

86

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1

сование, спутниковые технологии уже на пороге внедрения. Важно, чтобы в рамках имплемента-ции цифровых технологий синхронно развивались теоретико-методологические подходы к объективному нормативному определению новых цифровых институтов в рамках реализации форм непосредственной демократии.

1 См.: Ильина ДЛ. К вопросу о развитии политических институтов в современной России на примере института выборов // Colloquium-journal. 2019. № 50. С. 10.

2 См.: Худолей Д.М. Электронное голосование — необходимость для цифровизации избирательного процесса Российской Федерации / / Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 165.

3 Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 10Э-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы

седьмого созыва» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2021).

4 Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2021).

5 Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 151-ФЗ «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 02.02.2021).

6 См.: Мерзлякова Е.М. К вопросу о развитии системы электронного голосования в Российской Федерации // Столыпинский вестник. 2020. № 2. С. 279.

7 См.: Страстотерцев К.Д. К вопросу о направлениях развития электронного голосования в России // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. № 2. С. 31.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология

служебной деятельности

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.