ПОНОМАРЕВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ ([email protected]). ШИШИКИНА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - студентка юридического факультета Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ.
FOMINA, MARIA G. - Ph.D. in Political Sciences, Associate Professor, Department of constitutional and municipal law, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ([email protected]).
PONOMAREVA, YULIA Yu. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Central Russian Institute of Management - RANEPA Branch under the President of the Russian Federation ([email protected]). SHISHIKINA, ANASTASIA S. - student of the law faculty, Central Russian Institute of Management, a branch of the Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation
УДК 342.8
ЗАКУСКИН А.А.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ ОТ
УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ
Ключевые слова: участие в выборах, отчужденность молодежи, дистанционное голосование, избирательный нигилизм, политическая активность, молодой электорат.
Анализируются некоторые проблемы избирательного нигилизма в России среди молодежи. Используются данные аутентичного интернет - опроса 150 студентов Марийского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет для изучения политической активности молодежи по результатам досрочных выборов Главы Республики Марий Эл в сентябре 2017 г., выборов Президента Российской Федерации в марте 2018 г. и дополнительных выборов депутатов Государственного собрания Республики в сентябре 2018 г. Предлагаются различные способы преодоления отчужденности молодого электората от участия в выборах, формулируются авторские предложения по совершенствованию российского законодательства по внедрению дистанционного голосования и специальных технических устройств.
ZAKUSKIN, A.A.
SOME WAYS OF OVERCOMING EXCLUSION OF YOUNG FROM PARTICIPATION IN ELECTIONS
Keywords: рarticipation in elections, exclusion of young, distance voting, electoral nihilism, political activity, young electorate.
Some problems of electoral nihilism among young people in Russia are analyzed. The report from an authentic Internet survey of 150 students of Mari State University in age 17 to 24 are used to study the political activity young people in Russia on the basis of the results of the early elections of the Head of the Mari El Republic on September, 2017; the elections of the President of the Russian Federation on March, 2018; and the additional elections of deputies to the State Assembly of the Republic on September, 2018. Various methods are proposed for overcoming the exclusion of the young electorate from participating in the elections and improvements Russian legislation are formulated connecting with introduction of distance voting and special technical devices.
Наиболее активно процесс становления личности происходит в молодом возрасте от 17 до 24 лет по мере социального созревания человека, т.е. в процессе его политической социализации. В этом возрасте у человека формируются определенные политические взгляды, установки, идеи и ценности, которые он активно пытается реализовать на практике. Поэтому демократическое развитие государства зависит от того, с какими политическими идеями и ценностями придет современная молодежь на смену нынешним политическим установкам. Следовательно, перед Российской Федерацией стоит приоритетная национальная задача повышения уровня правосознания и политической культуры молодежи.
Проблема избирательного нигилизма в России обусловлена некоторыми историческими фактами, поскольку достаточно длительное время гражданам не предоставляли реального права на участие в управлении делами государства [2]. Сегодня порядок организации и проведения выборов регулируется рядом актов, среди которых наибольшее значение имеет ФЗ об основных гарантиях избирательных прав. Дополняют их правовые акты, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерацией.
Отчужденность молодежи от политической жизни в российском государстве, а также политический абсентеизм ученые объясняют следующими факторами:
- снижением активности молодого поколения;
- низким уровнем доходов;
- непониманием значимости политической деятельности для дальнейшего развития и самоутверждения;
- несовместимостью интересов, потребностей и ценностных установок молодежи с деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, общественными и государственными структурами и т.д.
Чтобы выяснить реальную ситуацию политической жизни современной молодежи, нами был проведен аутентичный интернет - опрос для изучения политической активности молодежи в 2017 - 2018 гг. Респондентами стали 150 студентов Марийского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет. Особо обращаем внимание на то, что исследование проведено только в рамках одного классического университета Республики Марий Эл. Полагаем, что анализ ситуации по реализации избирательных прав среди молодежи в этой республике является типичным для Российской Федерации, поскольку широко представлен как гендерный, так и мультиконфессиональный, мультинациональный состав населения, поэтому автор посчитал приемлемым привести данные по одному субъекту Российской Федерации.
На вопрос: «Как вы думаете, в чем причина низкой электоральной активности молодежи в России?» большинство молодых людей ответили, что «пусть все решают взрослые, пенсионеры» (35 % респондентов), выборы «коррумпированы» (30 %) и «от нас ничего не зависит» (23 %). Таким образом, 88 % опрошенных считают, что они ничего не могут решить по отношению к государственной власти, органам местного самоуправления и общественным, государственным институтам. В то же время есть мнение, что электоральная активность молодого поколения вовсе не низка, что лица в возрасте от 17 до 24 лет на выборы идут достаточно охотно и активно. Другие в заданном вопросе вообще не видят проблемы, считают, что низкая активность молодого электората - явление общемировое, особенно свойственное так называемым европейским цивилизованным странам.
Тем не менее, на вопрос: «Заинтересованы ли вы в политике? Следите ли за политическими событиями в России?» 60 % респондентов ответили, что регулярно интересуются политическим событиями в нашей стране и только 6 % опрошенных ответили, что вовсе не интересуются политикой. Остальные 34 % указали, что иногда интересуются политической жизнью, т.е. «от случая к случаю». Поэтому утверждение о том, что отсутствует интерес к политическим процессам у молодежи носит массовый характер, неверен.
Аутентичное независимое исследование молодого поколения, обучающегося в марийском ВУЗе, показало, что молодежь интересуется политикой и следит за политической ситуацией на мировой арене. Однако источник получения информации о политических событиях у современного поколения несколько изменился. 31 % опрошенных молодых людей из Марийского университета отметили, что основным источником получения политической информации о выборах и политических преобразованиях в российском государстве является Интернет.
Действительно, в последнее время более распространенными становятся такие средства получения информации как мобильные устройства. Не удивительно, что молодежь, освоив подобные и более усовершенствованные гаджеты, стремительно осуществляет получение всей необходимой информации непосредственно через них. Это стало быстрым, удобным и модным способом получения любой информации.
Совершенно очевидно, что с целью повышения электоральной культуры молодых избирателей необходимо проведение с ними просветительско-информационной работы на более ранних стадиях личностного развития, чем прежде. Государство должно способствовать воспитанию правовой культуры и правосознания современных школьников и студентов, способствовать становлению их устойчивой гражданской позиции, активному участию в развитии гражданского общества и правовой системы государства. Для преодоления отчужденности молодого электората рекомендуется реализовывать технологические, волонтерские и программные способы, способствующие повышению уровня явки на выборы.
Технологический способ включает обязательное использование нашим государством опыта зарубежных стран в сфере проведения выборов и увеличения явки молодых избирателей с привлечением коммуникационных технологий. Например, в Швеции используются специальные карты идентификации избирателей, высылаемые по почте. В Швейцарии существует специализированный сайт, где избиратель вводит уникальный идентификационный номер, PIN-код и данные своего паспорта. В Великобритании на выборах в местные органы власти избиратели голосуют с помощью SMS-сообщения, Интернета и с помощью цифрового телевидения, в
последнем случае каждому избирателю выдают PIN-код и инструкцию [1]. Согласно отчетам избирательных комиссий применение такого рода технологий в избирательной системе привлекло к выборам около 50 % избирателей в возрасте от 17 до 24 лет. В Эстонии для увеличения активности электората среди молодых избирателей была осуществлена разработка открытых электронных ключей (PKI), реализована система цифровой подписи.
Напомним, что в Российской Федерации впервые использовался программно-технический комплекс «Мобильный портал-Выборы» на выборах 2 декабря 2007 г., правда тогда избиратель по мобильному телефону мог не проголосовать, а только получить информацию по итогам голосования по любому избирательному участку.
В настоящее время, в связи с недостаточной информированностью молодежи относительно избирательного процесса, актуальным представляется применение волонтерских и программных способов в избирательно-правовой сфере. Например, движением "Россия выбирает" предлагается реализация на различных уровнях образования социального проекта "Школа молодого избирателя". Проект не требует существенных финансовых затрат и подразумевает под собой деятельность групп волонтеров, которые на различных уровнях государственной системы образования будут помогать современной молодёжи в возрасте от 17 до 24 лет получать знания и умения, необходимые, в первую очередь, для ликвидации избирательной неграмотности. По сути это пропаганда дистанционного обучающего курса по избирательному праву, где по каждой теме можно просмотреть информативную презентацию, а затем, для закрепления полученного материала, пройти онлайн-тест.
Представляется, что данная мера позволит повысить уровень правосознания, политической культуры среди молодежи, а также участия в общественной и политической деятельности [4]. Представляется, что современным средним учебным заведениям необходимо рассмотреть возможность дальнейшего включения прохождения подобного обучающего курса по избирательному праву в обязательную программу обучающихся.
Весьма эффективным представляется способ усиления волонтерской и программной работы с детьми школьного возраста. В школах целесообразно проводть выборы в так называемые Думы учеников классов для осуществления управления и организации культурно-массового и волонтерского движений в школах. Данные выборы, иллюстрируют реальный избирательный процесс, помогают почувствовать себя в роли избирателя и осознать ответственность за принимаемое решения. Подобный положительный опыт рекомендуется использовать во всех школах, конечно, при условии обеспечения администрацией реальной возможности школьного самоуправления. Поскольку практически все современные школьники имеют четко сформулированную жизненную позицию и могут ее отстаивать.
Итак, мы пришли к следующему выводу: для преодоления отчужденности молодежи от участия в выборах необходимы меры по усилению доступности института голосования, обеспечения независимости его от избирательного участка путем повсеместного внедрения электронных технологий. Введение электронного голосования дистанционным способом способно оптимизировать весь российский избирательный процесс [3].
Электронное голосование в Российской Федерации можно организовать через глобальную сеть Интернет.
Так, голосование при помощи сотовых подразумевает использование специального приложения, которое может загружаться через Play Market или сайт избирательной комиссии. Для предотвращения повторного голосования одним человеком или использования чужой SIM-карты каждому избирателю присваивается уникальный код, который действует однократно. В свою очередь, голосование непосредственно через Интернет можно описать следующим образом. Сначала избиратель регистрируется на своем избирательном участке и получает ключ электронной цифровой подписи, затем он в день голосования при помощи открытого ключа получает доступ к странице со своими персональными данными и электронному бюллетеню на специальном веб-сайте. Делает же он свой выбор при помощи закрытого ключа электронной цифровой подписи с введением паспортных данных. Каждый зарегистрированный таким образом пользователь, по-нашему мнению, получит удобную возможность участия в голосовании [5].
Конечно, указанный шаг потребует внесения соответствующих изменений в ФЗ об основных гарантиях избирательных прав, а также в иные законодательные акты, регулирующие
институт выборов в России, предусматривающие случаи и порядок подобного голосования [б]. С целью реализации данной идеи предлагается ФЗ № б7 дополнить специальной главой, посвященной специфике голосования электронным/дистанционным способом, порядку его осуществления, а также ответственности за несоблюдением правил электронного/дистанционного голосования.
Напомним, что в мае 2019 г. такого рода шаги уже были сделаны, это законы № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» и № 18 Московской городской Думы «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». 8 сентября 2019 г. российские граждане впервые проголосовали за кандидатов в орган законодательной власти со своего компьютера или мобильного устройства. Эксперимент проходил в Москве в первом округе (районы Крюково, Савелки, Силино, Старое Крюково, Матушкино), десятом округе (туда входят районы Северный, Лианозово, Бибирево) и тридцатом округе (Центральное и Южное Чертаново). Результат не замедлил показать свою эффективность, в голосовании через Интернет приняли участие 92,3 % зарегистрированных избирателей.
Помимо ФЗ № б7, доработке необходимо будет подвергнуть УК и ^AQ в части регулирования отношений, связанных с осуществлением дистанционного электронного голосования. Кроме того, потребуется внесение корректив в законодательную базу, регулирующую вопросы электронной цифровой подписи, которая обеспечила бы наилучшую защиту тайны голосования. Также особое внимание необходимо будет уделить HПA, устанавливающим требования к техническим характеристикам специальным техническим устройствам для голосования.
Литература и источники
1. Горностаева Е.О. Зарубежный опыт электронного голосования на выборах // Конституционное и муниципальное нраво. 2008. № 21. С. 39.
2. Избирательное законодательство и выборы в современном мире / Под общ. ред. В.Е. Чурова. М.: МедиаПресс, 2009. С. 9294.
3. Мокосеева МА. Интернет и нраво // Марийский юридический вестник. 2008. №б. С. 102-105.
4. Митин Г.Н. Опыт электронного опроса избирателей г. Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №11. С. 29.
5. Новые рекомендации Совета Европы о правилах электронного голосования на выборах [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfsv.ru/law/pravovye-innovatsii/novye-rekomendatsii-soveta-evropy-o-pravilakh-elektronnogo-golosovaniia-na-vyborakh (Дата обращения: 02.09.2019).
6. Павлушкин A.B. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского нрава. 2009. N 11. С. 5-13.
References and Sources
1. Gornostaeva, E.O. Zarubezhnyj opyt elektronnogo golosovaniya na vyborah // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo, 2008, No 21, p. 39.
2. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo i vybory v sovremennom mire / Pod obshch. red. V.E. CHurova, M.: MediaPress, 2009, pp. 92-94.
3. Mokoseeva, M.A. Internet i pravo //Marijskijyuridicheskij vestnik, 2008, No б, pp. 102-105.
4. Mitin, G.N. Opyt elektronnogo oprosa izbiratelej g. Novomoskovske (Tul'skaya oblast') 12 oktyabrya 2008 // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2008. N 11. p. 29.
5. Novye rekomendacii Soveta Evropy o pravilah elektronnogo golosovaniya na vyborah, URL: http://www.rfsv.ru/law/pravovye-innovatsii/novye-rekomendatsii-soveta-evropy-o-pravilakh-elektronnogo-golosovaniia-na-vyborakh.
6. Pavlushkin, A.V. Pravovoj mekhanizm distancionnogo elektronnogo golosovaniya (analiz vozmozhnoj modeli) // Zhurnal rossijskogoprava, 2009. No 11, pp. 5-13.
ЗАКУСКИН АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета им. М.М. Сперанского, Институт права и национальной безопасности РАНХиГС, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
ZAKUSKIN, ALEKSANDR A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Law Faculty named after M.M. Speransky, Institute of Law and National Security of RANEPA, Moscow, Russia ([email protected]).
УДК 351.78
ЕПИФАНОВ А.Е., БРАТАНОВСКИЙ С.Н. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА
Ключевые слова: правонарушение, административная ответственность, состав административного правонарушения, общественная опасность, противоправность, вина.
В статье исследуются проблемы содержательной наполненности института «административное правонарушение» в сфере труда Анализируются научные позиции ученых-административистов по вопросам признаков административного