Научная статья на тему 'Внедрение электронных технологий в российский избирательный процесс'

Внедрение электронных технологий в российский избирательный процесс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
702
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / УДАЛЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОССИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / PARTICIPATION IN ELECTIONS / ELECTRONIC VOTING / DISTANCE VOTING / REMOTE VOTING / ELECTRONIC TECHNOLOGIES / THE RUSSIAN ELECTORAL PROCESS / SUFFRAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закускин А. А.

Анализируются некоторые проблемы внедрения электронных технологий в российский избирательный процесс с точки зрения исторического и компаративного методов. Используются данные аутентичного интернет-опроса 150 студентов Марийского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет для изучения возможности использования удаленных способов голосования по результатам досрочных выборов Главы Республики Марий Эл в сентябре 2017 г., выборов Президента Российской Федерации в марте 2018 г. и дополнительных выборов депутатов Государственного собрания Республики в сентябре 2018 года. Цель данного исследования оценить эффективность внедрения электронных технологий в нашем государстве, теоретически обосновать необходимость и целесообразность дистанционного голосования, выявить отношение избирателей к новым способам голосования, а также разработать предложения по совершенствованию российского законодательства в этой области. Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что она представляет собой одно из первых комплексных исследований проблем внедрения электронных технологий в российский избирательный процесс с точки зрения исторического и компаративного методов. В статье предлагаются различные способы внедрения электронных технологий в процесс голосования. Например, электронное голосование с использованием специального приложения, которое может загружаться через Play Market или сайт избирательной комиссии. В заключение автором предлагается усовершенствовать российское законодательство, а именно ФЗ № 67, УК и КоАП в части урегулирования отношений, связанных с осуществлением дистанционного электронного голосования. Кроме того, обосновывается необходимость внесения в законодательную базу, регулирующую вопросы электронной цифровой подписи, и устанавливающую требования к техническим характеристикам специальных устройств для голосования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of electronic technologies into the Russian electoral process

The article analyzes some of the problems of introducing electronic technologies into the Russian electoral process in terms of historical and comparative methods. The data from an authentic online survey of 150 students of the Mari State University aged 17 to 24 are used to study the possibility of using remote voting methods based on the results of early elections of the Head of the Republic of Mari El in September 2017, elections of the President of the Russian Federation in March 2018 and additional election of deputies of the State Assembly of the Republic in September 2018. The purpose of this study is to evaluate the effectiveness of the introduction of electronic technologies in our country, theoretically substantiate the need and feasibility of distance voting, to identify the attitude of voters to new voting methods, and to develop proposals for improving Russian legislation in this area. The scientific novelty of this article is that it is one of the first comprehensive studies of the problems of introducing electronic technologies into the Russian electoral process in terms of historical and comparative methods. The article suggests various ways of introducing electronic technologies into the voting process. For example, electronic voting using a special application that can be downloaded through the Play Market or the election commission website. In conclusion, the author proposes to improve Russian legislation, namely, Federal Law No. 67, the Criminal Code and the Code of Administrative Offenses regarding settlement of relations related to remote electronic voting. In addition, the necessity of introducing into the legislative framework governing the issues of electronic digital signatures and establishing requirements for the technical characteristics of special voting devices are substantiated.

Текст научной работы на тему «Внедрение электронных технологий в российский избирательный процесс»

- Mtk -

Юридические науки Law

удк 342.8

doi: 10.30914/2072-6783-2019-5-3-277-281

Внедрение электронных технологий

в российский избирательный процесс А. А. Закускин

Институт права и национальной безопасности РАНХиГС, г. Москва

Анализируются некоторые проблемы внедрения электронных технологий в российский избирательный процесс с точки зрения исторического и компаративного методов. Используются данные аутентичного интернет-опроса 150 студентов Марийского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет для изучения возможности использования удаленных способов голосования по результатам досрочных выборов Главы Республики Марий Эл в сентябре 2017 г., выборов Президента Российской Федерации в марте 2018 г. и дополнительных выборов депутатов Государственного собрания Республики в сентябре 2018 года. Цель данного исследования - оценить эффективность внедрения электронных технологий в нашем государстве, теоретически обосновать необходимость и целесообразность дистанционного голосования, выявить отношение избирателей к новым способам голосования, а также разработать предложения по совершенствованию российского законодательства в этой области. Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что она представляет собой одно из первых комплексных исследований проблем внедрения электронных технологий в российский избирательный процесс с точки зрения исторического и компаративного методов. В статье предлагаются различные способы внедрения электронных технологий в процесс голосования. Например, электронное голосование с использованием специального приложения, которое может загружаться через Play Market или сайт избирательной комиссии. В заключение автором предлагается усовершенствовать российское законодательство, а именно ФЗ № 67, УК и КоАП в части урегулирования отношений, связанных с осуществлением дистанционного электронного голосования. Кроме того, обосновывается необходимость внесения в законодательную базу, регулирующую вопросы электронной цифровой подписи, и устанавливающую требования к техническим характеристикам специальных устройств для голосования.

Ключевые слова: участие в выборах, электронное голосование, дистанционное голосование, удаленное голосование, электронные технологии, российский избирательный процесс, избирательное право.

Introduction of electronic technologies into the Russian electoral process

A. A. Zakuskin

Institute of Law and National Security, RANEPA, Moscow

The article analyzes some of the problems of introducing electronic technologies into the Russian electoral process in terms of historical and comparative methods. The data from an authentic online survey of 150 students of the Mari State University aged 17 to 24 are used to study the possibility of using remote voting methods based on the results of early elections of the Head of the Republic of Mari El in September 2017, elections of the President of the Russian Federation in March 2018 and additional election of deputies of the State Assembly of the Republic in September 2018. The purpose of this study is to evaluate the effectiveness of the introduction of electronic technologies in our country, theoretically substantiate the need and feasibility of distance voting, to identify the attitude of voters to new voting methods, and to develop proposals for improving Russian legislation

© Закускин А. А., 2019

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2019. Т. 5. № 3

in this area. The scientific novelty of this article is that it is one of the first comprehensive studies of the problems of introducing electronic technologies into the Russian electoral process in terms of historical and comparative methods. The article suggests various ways of introducing electronic technologies into the voting process. For example, electronic voting using a special application that can be downloaded through the Play Market or the election commission website. In conclusion, the author proposes to improve Russian legislation, namely, Federal Law No. 67, the Criminal Code and the Code of Administrative Offenses regarding settlement of relations related to remote electronic voting. In addition, the necessity of introducing into the legislative framework governing the issues of electronic digital signatures and establishing requirements for the technical characteristics of special voting devices are substantiated.

Keywords: participation in elections, electronic voting, distance voting, remote voting, electronic technologies, the Russian electoral process, suffrage

В Российской Федерации впервые электронные технологии использовались на выборах 2 декабря 2007 г. Программно-технический комплекс «Мобильный портал - Выборы» позволял избирателю получить по мобильному телефону информацию по итогам голосования по любому избирательному участку, правда, комплекс не давал возможности проголосовать онлайн. На местном уровне на выборах в местные органы власти впервые данная система была применена в октябре 2008 г. в городе Новомосковске (Тульская область).

Тогда в Новомосковске проходил эксперимент при выборах в собрание депутатов муниципального образования. Избирателям раздавали диски, содержащие программу для одноразового использования и «блок идентификации» пользователя. Допускалось голосование как на избирательных участках в специальных компьютерных классах, так и в любых других местах. Специалисты ЦИК по результатам данного эксперимента отметили, что подобный способ голосования через Интернет вполне допустим и при некоторых доработках может получить самое широкое распространение. Подобный эксперимент был внедрен на выборах в Волгоградской, Вологодской и Томской областях.

Порядок организации и проведения выборов в настоящее время регулируется рядом НПА, среди которых наибольшее значение имеет ФЗ об основных гарантиях избирательных прав. Дополняют их НПА, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерацией.

Действительно, в последнее время более распространенными становятся такие средства получения информации, как мобильные устройства. Это стало быстрым, удобным и модным способом получения любой информации. Чтобы

выяснить реальную ситуацию с внедрением электронных технологий в российский избирательный процесс, нами был проведен аутентичный интернет- опрос для изучения политической активности молодежи в 2017-2018 годах. Респондентами стали 150 студентов Маргосуниверситета в возрасте от 17 до 24 лет. Особо обращаем внимание на то, что исследование проведено только в рамках одного классического университета Республики Марий Эл и ориентировано на будущих избирателей, т. е. молодежь, поскольку процесс внедрения новых технических возможностей вводится для них и потребует, прежде всего, от них особой гражданской позиции и ответственности [2]. Полагаем, что анализ ситуации по внедрению дистанционного голосования в этой республике является типичным для Российской Федерации, поскольку широко представлен как гендерный, так и мультиконфессиональный, мультинациональный состав населения, поэтому автор посчитал приемлемым привести данные по одному субъекту Российской Федерации.

Аутентичное независимое исследование молодого поколения, обучающегося в марийском вузе, показало, что молодежь интересуется политикой и следит за политической ситуацией на мировой арене. Однако основным источником получения информации о политических событиях в российском государстве у 31 % опрошенных молодых людей является Интернет. Остальная часть респондентов, это 69 %, отметили, что они вообще не интересуются политикой через радио или телевидение, поскольку им не интересно, и они ничего не могут решить по отношению к государственной власти, органам местного самоуправления и общественным, государственным институтам.

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 3

Теперь рассмотрим опыт зарубежных стран в сфере проведения электронных выборов [10]. Например, голосование через Интернет применялось уже в ноябре 2000 г. в рамках федеральной Программы содействия выборам в Соединенных Штатах Америки. В Великобритании, правда, на местных выборах в 2007 г., также применялось голосование по Интернету, наравне с голосованием по почте и телефону посредством СМС. В январе 2003 года в Швейцарии также прошло голосование онлайн, но только по одному муниципальному вопросу.

В настоящее время одним из передовых государств в вопросе внедрения системы электронных выборов является Эстония. В этой передовой, с точки зрения избирательного права, стране применяются не только выборы по Интернету, но и досрочные выборы (до официального дня выборов) [9]. В Швеции используются специальные карты идентификации избирателей, высылаемые по почте. В Швейцарии существует специализированный сайт, где избиратель вводит уникальный идентификационный номер, PIN-код и данные своего паспорта. В Великобритании на выборах в местные органы власти избиратели голосуют с помощью SMS-сообщения, Интернета и с помощью цифрового телевидения, в последнем случае каждому избирателю выдают PIN-код и инструкцию [1].

Согласно отчетам зарубежных избирательных комиссий применение такого рода технологий в избирательной системе привлекло к выборам около 50 % избирателей в возрасте от 17 до 24 лет. Кроме того, использование удаленных способов голосования привело к достаточно серьезному совершенствованию законодательства в Эстонии, Франции и других европейских странах1.

Эксперименты по проведению дистанционного электронного голосования проводились и в России [3], однако правовых последствий результаты такого голосования не повлекли. В мае 2019 года такого рода шаги уже были сделаны, это законы № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»

1 Новые рекомендации Совета Европы о правилах электронного голосования на выборах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfsv.ru/law/pravovye-innova1sii/novye-rekomenda1sii-soveta-evropy-o-pravüakh-elektronnogo-golosovaniia-na-vyborakh) (дата обращения: 02.09.2019).

и № 18 Московской городской Думы «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва».

В этом году (8 сентября) российские граждане впервые, в полном смысле этого слова, проголосовали за кандидатов в орган законодательной власти со своего домашнего компьютера или другого мобильного устройства. Эксперимент проходил в Москве в первом округе (районы Крюково, Савелки, Силино, Старое Крюково, Матушкино), десятом округе (туда входят районы Северный, Лианозово, Бибирево) и тридцатом округе (Центральное и Южное Чертаново). Результат не замедлил показать свою эффективность, в голосовании через Интернет приняли участие 92,3 % зарегистрированных избирателей.

Конечно, электронное голосование не только повышает уровень явки на выборах, но и способствует обеспечению конституционного права избирать гражданам с ограниченными возможностями здоровья, количество которых в российском государстве по данным Росстата на 1 января 2018 г. составляет более 12,1 млн человек (8,2 % населения России).

Итак, мы пришли к следующему выводу: для преодоления низкого порога явки избирателей на выборы, особенно молодежи, необходимы меры по усилению доступности института голосования, обеспечения независимости его от избирательного участка путем повсеместного внедрения электронных технологий. Введение электронного голосования дистанционным способом способно оптимизировать весь российский избирательный процесс [5; 6].

Так, голосование при помощи сотовых телефонов подразумевает использование специального приложения, которое может загружаться через Play Market или сайт избирательной комиссии. Для предотвращения повторного голосования одним человеком или использования чужой SIM-карты каждому избирателю присваивается уникальный код, который действует однократно.

Голосование непосредственно через Интернет можно описать следующим образом. Сначала избиратель регистрируется на своем избирательном участке и получает ключ электронной цифровой подписи, затем он в день голосования при помощи открытого ключа получает доступ к странице со своими персональными данными

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». 2019. Т. 5. № 3

и электронному бюллетеню на специальном веб-сайте. Делает же он свой выбор при помощи закрытого ключа электронной цифровой подписи с введением паспортных данных. Каждый зарегистрированный таким образом пользователь, по нашему мнению, получит быструю и удобную возможность участия в голосовании [8].

Конечно, указанный шаг потребует внесения соответствующих изменений в ФЗ об основных гарантиях избирательных прав (далее - ФЗ № 67), а также в иные законодательные акты, регулирующие институт выборов в России, предусматривающие случаи и порядок подобного голосования [7]. С целью реализации данной идеи предлагается ФЗ № 67 дополнить специальной главой, посвященной специфике голосования электронным/дистанционным способом, порядку его осуществления, а также ответственности за несоблюдение правил электронного/дистанционного голосования.

Помимо ФЗ № 67, доработке необходимо будет подвергнуть УК и КоАП в части установления ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме при дистанционном/ электронном голосовании. Кроме того, потребуется внесение корректив в законодательную базу, регулирующую вопросы электронной цифровой подписи, которая обеспечила бы наилучшую защиту тайны голосования [4]. Также особое внимание необходимо будет уделить НПА, устанавливающим требования к техническим характеристикам специальных технических устройств.

И конечно же, для реализации вносимых законодательных изменений потребуется создание и прохождение международной сертификации полноценной базовой электронной системы дистанционного голосования и необходимого для этого оборудования, которые бы обеспечивали проведение действительного голосования с учетом всех его рисков.

Литература

1. Горностаева Е.О. Зарубежный опыт электронного голосования на выборах // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 21. С. 39-40.

2. Закускин А.А. Некоторые способы преодоления отчужденности молодежи от участия в выборах // Право и практика. 2019. № 3. С. 145-152.

3. Карпов П.Н. Проблемы и тенденции применения интернет-технологий в избирательном процессе в России // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-primeneniya-intemet-tehnologiy-v-izbiratelnom-protsesse-v-rossii (дата обращения: 23.09.2019).

4. Кравец Д.А. Обеспечение конституционного принципа тайного голосования при проведении электронного голосования в российской федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 4. С. 675-684.

5. Крицкая А.И. Е-Выборы в России 2019 года: «за» и «против» // Молодежь и выборы: материалы VIII межрегионального форума / отв. ред. Ю.В. Игошина. Киров, 2019. С. 40-46.

6. Мокосеева М.А. Интернет и право // Марийский юридический вестник. 2008. № 6. С. 102-105.

7. Павлушкин А.В. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. 2009. № 11. С. 5-13.

8. Пучнин А.С. Преимущества и риски дальнейшего развития электронных технологий в сфере организации выборов и референдумов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-riski-dalneyshego-razvitiya-elektronnyh-tehnologiy-v-sfere-organizatsii-vyborov-i-referendumov (дата обращения: 23.09.2019).

9. Ручкин А.В., Чижов А.А. Электронное голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления: опыт Эстонии // Вопросы управления. 2018. № 5 (54). С. 54-60.

10. Trikanova S.A., Kuleshova N.N. Actual directions of the development of Russian Federation electoral law in the context of the introduction of digital technologies into the electoral process // Выборы: теория и практика. 2018. № 3 (47). С. 30-33.

References

1. Gornostaeva E.O. Zarubezhnyi opyt elektronnogo golosovaniya na vyborakh [Foreign experience of electronic voting in elections]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noeparvo = Constitutional and Municipal Law, 2008, no. 21, pp. 39-40.

2. Zakuskin A.A. Nekotorye sposoby preodoleniya otchuzhdennosti molodezhi ot uchastiya v vyborakh [Some ways of overcoming exclusion of young from participation in elections]. Pravo ipraktika = Law and Practice, 2019, no. 3, pp. 145-152.

3. Karpov P.N. Problemy i tendentsii primeneniya internet-tekhnologii v izbiratel'nom protsesse v Rossii [The problems and trends of application of Internet-technologies in Russian electoral process]. VestnikRUDN. Seriya: Politologiya = RUDN Journal of Political Science, 2013, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-primeneniya-internet-tehnologiy-v-izbiratelnom-protsesse-v-rossii (accessed 23.09.2019).

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 3

4. Kravets D.A. Obespechenie konstitutsionnogo printsipa tainogo golosovaniya pri provedenii elektronnogo golosovaniya v Rossiiskoi Federatsii [Procurement of the Constitutional Principle of Secret Ballot During Electronic Voting in the Russian Federation]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Izvestiya Of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law, 2014, vol. 14, no. 4, pp. 675-684.

5. Kritskaya A.I. E-Vybory v Rossii 2019 goda: «za» i «protiv» [E-Elections in Russia 2019: Pros and Cons]. Molodezh' i vybory: materialy VIII mezhregional'nogo foruma = Youth and Elections: Proceedings of the VIII Interregional Forum, resp. ed. Yu.V. Igoshina, Kirov, 2019, pp. 40-46.

6. Mokoseeva M.A. Internet i pravo [Internet and law]. Mariiskii yuridicheskii vestnik = Mari Law Vestnik, 2008, no. 6. pp. 102-105.

7. Pavlushkin A.V. Pravovoi mekhanizm distantsionnogo elektronnogo golosovaniya (analiz vozmozhnoi modeli) [Legal mechanism of distance electronic voting (feasible model analysis)]. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2009, no. 11,

8. Puchnin A.S. Preimushchestva i riski dal'neishego razvitiya elektronnykh tekhnologii v sfere organizatsii vyborov i referen-dumov [Advantages and risks of further development of electronic technologies in the field of organization of elections and referenda]. Severo-Kavkazskiiyuridicheskii vestnik = North Caucasian Legal Bulletin, 2015, no. 3. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ preimuschestva-i-riski-dalneyshego-razvitiya-elektronnyh-tehnologiy-v-sfere-organizatsii-vyborov-i-referendumov (accessed 23.09.2019).

9. Ruchkin A.V., Chizhov A.A. Elektronnoe golosovanie na vyborakh v organy gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya: opyt Estonii [E-voting in elections to state authorities and local self-government: Estonian experience]. Voprosy upravleniya = Management Issues, 2018, no. 5 (54), pp. 54-60.

10. Trikanova S.A., Kuleshova N.N. Actual directions of the development of Russian Federation electoral law in the context of the introduction of digital technologies into the electoral process. Vybory: teoriya i praktika = Elections: Theory and Practice, 2018, no. 3 (47), pp. 30-33.

pp. 5-13.

Статья поступила в редакцию 13.07.2019 г.; принята к публикации 1.09.2019 г.

Submitted 13.07.2019; revised 1.09.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Закускин А.А. Внедрение электронных технологий в российский избирательный процесс // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 3. С. 277-281. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-3-277-281

Zakuskin A.A. Introduction of electronic technologies into the Russian electoral process. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 3, pp. 277-281. DOI: 10.30914/2411-35222019-5-3-277-281 (In Russ.).

Об авторе

Закускин Александр Андреевич

About the author Aleksandr A. Zakuskin

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, юридический факультет им. М. М. Сперанского, Институт права и национальной безопасности РАНХиГС, г. Москва,

azks@yandex. ги

Ph. D. (Law), Associate Professor of the Department of Constitutional Law of the Faculty of Law named after M. M. Speransky, Institute of Law and National Security, RANEPA, Moscow, azks@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.