Аннотация. В статье анализируется зарубежный опыт апробации на выборах в органы власти и управления интернет-голосования и смешанных форм новых технологий голосования. Выявляются основные преимущества и риски электронного голосования. Обосновывается необходимость заблаговременного обеспечения соответствующих правовых, организационных и технических условий к подобного рода нововведениям. Дана характеристика сущности и особенностей отечественной экспериментальной системы интернет-голосования «Гарант», которая предоставляет возможность оказывать электоральные услуги белорусским и зарубежным организациям, территориальным администрациям различных уровней, в том числе в процессе выборов в органы государственной власти и управления, референдумов.
Ключевые слова: интернет-голосование, смешанные формы новых технологий голосования, экспериментальная система интернет-голосования «Гарант».
Светлана Хамутовская,
старший научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент
Быстрое развитие инфор-мационно-коммуника-ционных технологий и технических инноваций, происходящее в настоящее время в большинстве стран мира, способствует расширению возможностей, форм и способов участия граждан в политической жизни, а также государственном управлении, в том числе посредством «электронной демократии». В условиях глобальной цифровизации активизируется деятельность электронных правительств, возрастает значение электронного участия.
При этом последнее чаще всего обеспечивается с помощью электронного голосования, вследствие чего особый интерес представляют результаты и специфика апробации в зарубежных странах таких новых способов голосования, как интернет-голосование и смешанные технологии.
Они чаще всего реализуются в неконтролируемых либо частично контролируемых условиях с использованием в той или иной степени Интернета. Проведение голосования с помощью только электронных средств применяется крайне редко. Наиболее яркий
пример - выборы 2003 г. в 12 муниципалитетах канадской провинции Онтарио. В их ходе каждому из 100 тыс. зарегистрированных избирателей был присвоен идентификационный номер и пароль для голосования через Интернет либо телефон с тональным набором. Положительной стороной данного опыта стало увеличение явки избирателей на выборах местного уровня до 55% по сравнению с обычным показателем 25-30%. В дальнейшем в Онтарио для разработки предложений по реформированию избирательного процесса с использованием Сети был создан Секретариат по делам обновления демократии [1]. Во время выборов в Законодательное собрание в 2018 г. в этой провинции, наряду с традиционной, на половине избирательных участков была внедрена электронная система голосования. Она предполагала реализацию права волеизъявления граждан посредством сканирования их электронных карт на компьютерах, расположенных на избирательных участках, и заполнения бумажного бюллетеня, который в дальнейшем сотрудниками избирательной комиссии обрабатывался на машине для подсчета голосов [2].
Смешанная форма голосования успешно применяется в Эстонии, где выборщики могут проголосовать как посредством Интернета (с 4-го по 6-й день выборов), так и в день выборов непосредственно на избирательном участке. Интернет-голосование в этой стране прошло апробацию в 2007 г. на национальных выборах, в 2009 г. -в процессе выборов в Европейский парламент, когда через Интернет было получено 15% голосов избирателей, и в 2011 г.
на парламентских выборах с результатом почти 25% участников [1]. Для того чтобы воспользоваться своим правом в «дни предварительных выборов» эстонскому избирателю нужно зайти на интернет-страницу Национального избиркома, ввести свой код РШ1 идентификационной карты, после распознавания которого на экране откроется список кандидатов / партийный список. Далее необходимо отметить понравившегося кандидата/партию, подтвердив свой выбор электронной подписью с помощью РШ2 идентификационной карты. На интернет-странице появится сообщение о том, что голос принят. Особенность избирательной системы в Эстонии заключается в том, что на протяжении «дней предварительных выборов» избиратели могут переголосовать либо таким же образом, либо уже в день выборов на избирательном участке (предыдущий голос будет аннулирован). Секретность голосования, в том числе при подсчете голосов, обеспечивается асси-метричной криптографией; после окончания периода подачи жалоб этот ключ уничтожается [1]. Кроме того, в 2011 г. граждане этой страны могли отдать свой голос с помощью мобильного телефона с сертифицированной БШ-картой, выполняющей роль идентификационной карты. Мобильный телефон выступал в качестве считывающего устройства, активизация индикации происходила на сайте Департамента полиции и погранохраны Эстонии.
На различных уровнях выборов в таких странах, как Великобритания, Испания, Австрия и др., периодически проводятся экспериментальные проекты,связанные с дополнением голосования
на избирательном участке интернет-технологиями. В Швейцарии в восьми кантонах с целью реализации политических прав проголосовать посредством Интернета как альтернативного канала волеизъявления сегодня могут граждане, проживающие за границей.
Очевидно, что, с одной стороны, Интернет выступает как «прообраз электронной демократии», а дистанционное голосование -как ее неизбежное будущее [3]. С другой - электронное голосование в целом и дистанционное (с помощью Интернета) как его часть сопряжены с рисками, связанными «с ненадлежащим обеспечением тайны волеизъявления, возможностью вмешательства в систему обработки голосов избирателей и сложностью обеспечения контроля за процедурой проведения» [3]. Поэтому вопрос об его активном внедрении крайне сложный, дискуссионный.
Часто развитые страны сознательно ограничивают использование новых информационно-коммуникационных технологий в избирательном процессе либо полностью отказываются от них. К примеру, сложность проверки различных вопросов, связанных с голосованием и подсчетом голосов избирателей с использованием технических средств, возникшая на выборах депутатов Бундестага в 2005 г., привели к воздержанию от электронного голосования в Германии. Во Франции на президентских выборах 2007 г. возникли проблемы с осуществлением общественного контроля за соблюдением условий применения комплексов электронного голосования (предоставление доступа к кодам общественного контроля нарушило бы коммерческую тайну производителей электронных
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
средств голосования). В Норвегии одной из основных причин отказа (система апробировалось в экспериментальном порядке до 2015 г.) стали опасения избирателей относительно того, что их коды могут быть дешифрованы и информация о том, как они проголосовали, станет доступна общественности. Во многих странах порядок разработки системы голосования и программного обеспечения, устанавливающегося на оборудовании, регулируются законами об интеллектуальной собственности, что существенно осложняет процесс общественного контроля.
Вместе с тем ИКТ развиваются настолько быстрыми темпами, что это не может не затрагивать область выборов в органы государственной власти и управления. Многие государства пытаются апробировать тот или иной вид новых технологий голосования на практике. Часть из них получила положительный опыт, часть - столкнулась со значительными трудностями. Представленные примеры свидетельствуют о том, что электронное голосование наряду с рисками обладает рядом преимуществ, среди которых:
■ повышение электоральной активности;
■ появление альтернативных каналов голосования, что особенно важно для граждан, проживающих за границей, а также для лиц с ограниченными возможностями;
■ ускорение подведения итогов голосования, удобство и упрощение самого процесса (возможность проголосовать дистанционно) и т.д.
Страны, стремящиеся к использованию электронного голосования на выборах, должны
заблаговременно решить ряд правовых, организационных и технических вопросов, некоторые из них нашли отражение в Рекомендации «О правилах электронного голосования», принятой на 1289-м заседании Комитета Министров Совета Европы (14.07.2017 г.). В документе признаются утратившими силу Рекомендации 2004 г., в ряде случаев по новому регулируются вопросы организации и проведения электронного голосования избирателей на выборах в государствах -членах СЕ; содержатся ссылки на положения Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (07.10.2002 г.). В названной рекомендации электронное голосование определяется как «использование электронных средств для подачи и/или подсчета голосов», также указывается, что «электронное голосование, являющееся безопасным, достоверным, эффективным, технически оснащенным, открытым для независимой проверки и доступным, может укрепить доверие общества» к органам, проводящим выборы, которое, в свою очередь, «является предпосылкой для проведения электронного голосования» [4].
Белорусский опыт
В целях эффективного развития демократического потенциала выборов, избирательных прав граждан в контексте дальнейшего совершенствования информационного общества и новых ИКТ, а также модернизации политической системы в нашей стране представляется целесообразным учитывать зарубежный опыт. Разработками различных технологий
и систем электронного голосования в нашей стране занимается Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси. Его специалисты, опираясь на предыдущие наработки (систему электронного голосования,технологии и программное обеспечение, созданные с их участием в 2003 г. для Республики Казахстан, прошедшие там апробацию в виде комплексов электронной системы голосования «Сайлау» на выборах в парламент в 2004 г.), разработали несколько версий программно-технических средств электронного голосования. Сотрудники ОИПИ продолжают заниматься созданием перспективного варианта системы электронного голосования, основанного на использовании нового комплекта оригинальных технических средств и международного стандарта EML, применяющего XML-структуры для представления данных и формирования результатов голосования [5].
В рамках проекта ИНФО-ТЕКС-62 разработана экспериментальная система интернет-голосования «Гарант», которая предоставляет возможность оказывать электоральные услуги белорусским и зарубежным организациям, территориальным администрациям различных уровней, чья деятельность направлена на проведение мероприятий по сбору персонализированных данных, в том числе выборов в органы государственной власти и управления, референдумов. При этом организация, проводящая подобные мероприятия, должна располагать «сетью станций голосования, которые оснащены компьютерами и имеют защищенные коммуникации (выделенные линии или VPN-каналы)» [6]. К особенностям
системы «Гарант» следует отнести то, что она может применяться как в контролируемых (в рамках временных станций для голосования), так и в неконтролируемых (с помощью смартфонов или домашних сетевых компьютеров избирателей) условиях, а также то, что избиратель получает уникальный идентификационный код, а каждому индивидуальному результату голосования присваивается случайный номер, который сообщается исключительно избирателю. После завершения голосования он может проверить свой идентификационный код и номер голосования, обратившись к соответствующему 'еЬ-порталу или посредством БМБ-запроса, и тем самым удостовериться в том, что его волеизъявление учтено верно (голос засчитан в пользу того кандидата, политической партии, вопроса на референдуме и т.п., за который он голосовал).
К положительным характеристикам созданной белорусскими учеными экспериментальной системы интернет-голосования «Гарант» можно отнести следующие:
■ оказание удаленным организациям информационных услуг, связанных со сбором персонализированных данных (выборов, референдумов, сборов подписей, опросов общественного мнения и т.п.);
■ высокая степень защиты данных;
■ отсутствие специфических требований по отношению к участникам того или иного мероприятия (например, Ю-карт у избирателей, специальных терминалов, считывателей и т. п.);
■ сетевой аудит процесса формирования итогов мероприятия [7];
■ возможность проверки избирателями персональных результатов голосования. Кроме того, начиная с 2005 г. в ОИПИ ведутся разработки типового проекта и пилотного образца автоматизированной избирательной системы для окружных избирательных комиссий, которая посредством обращения к базе персональных данных Государственного регистра населения Республики Беларусь может выполнять весь комплекс подготовительных работ по «нарезке» участков и округов с печатью
топографических планов, отображением их на электронной карте Беларуси, а также автоматическим генерированием списков и комплектов рассылаемых индивидуальных приглашений избирателей. В день выборов подобная автоматизированная система обеспечивает работу избирательных участков, причем благодаря использованию международного стандарта Election Marcup Language дает возможность обслуживать участки как с традиционной, так и с электронной технологиями голосования.
■ Summary. In article foreign experience of approbation on elections to bodies of authority of the Internet voting and the mixed forms of new technologies of vote is analyzed. The main advantages and risks of electronic voting are revealed. It is emphasized that the countries seeking for use of electronic voting on elections have to provide beforehand corresponding legal, organizational and technical conditions and also to consider degree of public readiness for innovations of this type. The essence and features
of the experimental system of the Internet voting "Guarantor" created by domestic researchers which gives an opportunity to render electoral services to the Belarusian and foreign organizations, territorial administrations of various levels that activity is directed to holding actions for collecting the personalized data, including elections to state governing bodies, referenda are characterized.
■ Keywords: Internet-voting, the mixed forms of new technologies of voting, the experimental system of Internet voting "Guarantor".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пескова О. Ю. Обзор подходов к организации электронного голосования / О. Ю. Пескова, И. Ю. Половко, С. В. Фатеева // Известия Южного Федерального Ун-та. Технические науки. 2014. №2 (151). С. 237-247.
2. На выборах в Онтарио введут электронную систему голосования // Knopka.ca. Новости Канады - наше мнение //https://news.knopka.ca/ read/4288
3. Савченко М.С. Правовое регулирование и практика электронного голосования в зарубежных странах / М.С. Савченко, В. А. Кадлец // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2016. №117(03) //http://ej.kubagro.ru/2016/03/ pdf/17. pdf
4. Лысенко В. Новые рекомендации Совета Европы о правилах электронного голосования на выборах // Российский фонд свободных выборов //http://www.rfsv.ru/law/pravovye-innovatsii/novye-rekomendatsii-soveta-evropy-o-pravilakh-elektronnogo-golosovaniia-na-vyborakh
5. Липень В.Ю Результаты апробирования технологий и систем электронного голосования / В. Ю. Липень, М. А. Воронецкий, Д. В. Липень, Э. Л. Полевиков // Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси //http://uiip.bas-net.by/structure/l_kg/results_testing_ technology.php?sphrase_id=237357.
6. Абламейко С. В. Развитие технологий электронного голосования и представление новой версии системы «Гарант» / С. В. Абламейко, С. М. Братченя, Н. И. Калоша, В. Ю. Липень // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации: доклады XI междунар. конф. РИНТИ-2012, Минск, 15 нояб. 2012 г. / ОИПИ НАН Беларуси. - Минск, 2012. - С. 67-71.
7. Доклад «Экспериментальная система интернет-голосования «Гарант» как средство предоставления электронных услуг организациям и администрациям регионов //https://presentacii.ru/presentation/eksperimentalnaya-sistema-internetgolosovaniya-garant-kak-sredstvo-predostavleniya-elektronnyx-usl ug-organizaciya m-i-administr.
http://innosfera.by/2019/05/voting_technology